Имена христианские. Почему у русских именно такие фамилии? Почему Романовы - Романовы

Свой вклад в исследование статистики русских фамилий внес и известный российский лингвист А. Ф. Журавлев – доктор филологических наук, заведующий отделом этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва).



А. Ф. Журавлевым к обсчету привлекались телефонные справочники нескольких городов России и других бывших советских территорий, библиотечные каталоги, оказавшиеся доступными персональные списки учреждений, списки абитуриентов некоторых московских вузов, разнообразные по характеру массивы ономастического (фамильного) материала в Интернете и пр. Однако обследованная им территория четко не очерчена, список городов, чьи телефонные справочники использовались, полностью не приведен (среди названных А. Ф. Журавлевым – Москва, Рязань, Владимир, Красноярск., на Украине – Большая Ялта). Принципы отбора городов недостаточно обоснованы. Дискуссионным является и сам характер добывания материала. Сам А. Ф. Журавлев признает, что не может «сколько-нибудь точно оценить общий объем ономастических единиц, попадавших в поле зрения, и, следовательно, долю в нем тех фамилий, которые вошли в итоговый список.


Из текущего в руки потока фамилий отбирались лишь те, которые попали в предварительный 800-единичный список (укороченный далее до 500 фамилий с наиболее надежной статистикой)». Сам же список из 800 единиц (т. е. фамилий) составлялся интуитивно. Все это снижает значимость полученных результатов, но тем не менее сам список из 500 наиболее частотных русских фамилий интересен. Число всех учтенных по разным источникам носителей первых 500 наиболее частых русских фамилий составляет несколько сотен тысяч. Очевидно, этот список еще будет уточняться, т. к. по заверению самого А. Ф. Журавлева, приведенная статистика «может быть признана имеющей лишь самый предварительный характер, но в любом случае лучшей, чем таблица Унбегауна» (имеется в виду приложение к книге «Русские фамилии» со списком самых частых фамилий Петербурга в 1910 г.).


Я решил привести эти 500 фамилий для ознакомления с ними посетителей сайта. Из материала А. Ф. Журавлева исключены две графы с данными для сравнения по статистике тех же фамилий в Петербурге в 1910 г. (они взяты из работы Б. О. Унбегауна). В итоговой таблице справа от фамилии приведено число, показывающее относительную встречаемость фамилии. Оно получено отнесением суммарной абсолютной частоты данной фамилии к суммарной абсолютной частоте наиболее распространенной у русских фамилии Иванов.


Итак, список, составленный А. Ф. Журавлевым. Во время подготовки к размещению на сайте обнаружилось, что в нем на три фамилии больше (они даны без порядкового номера). Для нахождения нужной фамилии воспользуйтесь функцией поиска Вашего браузера.


Ранг Фамилия Частотность
1 Иванов 1,0000
2 Смирнов 0,7412
3 Кузнецов 0,7011
4 Попов 0,5334
5 Васильев 0,4948
6 Петров 0,4885
7 Соколов 0,4666
8 Михайлов 0,3955
9 Новиков 0,3743
10 Федоров 0,3662
11 Морозов 0,3639
12 Волков 0,3636
13 Алексеев 0,3460
14 Лебедев 0,3431
15 Семенов 0,3345
16 Егоров 0,3229
17 Павлов 0,3226
18 Козлов 0,3139
19 Степанов 0,3016
20 Николаев 0,3005
21 Орлов 0,2976
22 Андреев 0,2972
23 Макаров 0,2924
24 Никитин 0,2812
25 Захаров 0,2755
26 Зайцев 0,2728
27 Соловьев 0,2712
28 Борисов 0,2710
29 Яковлев 0,2674
30 Григорьев 0,2541
31 Романов 0,2442
32 Воробьев 0,2371
33 Сергеев 0,2365
34 Кузьмин 0,2255
35 Фролов 0,2235
36 Александров 0,2234
37 Дмитриев 0,2171
38 Королев 0,2083
39 Гусев 0,2075
40 Киселев 0,2070
41 Ильин 0,2063
42 Максимов 0,2059
43 Поляков 0,2035
44 Сорокин 0,1998
45 Виноградов 0,1996
46 Ковалев 0,1978
47 Белов 0,1964
48 Медведев 0,1953
49 Антонов 0,1928
50 Тарасов 0,1896
51 Жуков 0,1894
52 Баранов 0,1883
53 Филиппов 0,1827
54 Комаров 0,1799
55 Давыдов 0,1767
56 Беляев 0,1750
57 Герасимов 0,1742
58 Богданов 0,1706
59 Осипов 0,1702
60 Сидоров 0,1695
61 Матвеев 0,1693
62 Титов 0,1646
63 Марков 0,1628
64 Миронов 0,1625
65 Крылов 0,1605
66 Куликов 0,1605
67 Карпов 0,1584
68 Власов 0,1579
69 Мельников 0,1567
70 Денисов 0,1544
71 Гаврилов 0,1540
72 Тихонов 0,1537
73 Казаков 0,1528
74 Афанасьев 0,1516
75 Данилов 0,1505
76 Савельев 0,1405
77 Тимофеев 0,1403
78 Фомин 0,1401
79 Чернов 0,1396
80 Абрамов 0,1390
81 Мартынов 0,1383
82 Ефимов 0,1377
83 Федотов 0,1377
84 Щербаков 0,1375
85 Назаров 0,1366
86 Калинин 0,1327
87 Исаев 0,1317
88 Чернышев 0,1267
89 Быков 0,1255
90 Маслов 0,1249
91 Родионов 0,1248
92 Коновалов 0,1245
93 Лазарев 0,1236
94 Воронин 0,1222
95 Климов 0,1213
96 Филатов 0,1208
97 Пономарев 0,1203
98 Голубев 0,1200
99 Кудрявцев 0,1186
100 Прохоров 0,1182
101 Наумов 0,1172
102 Потапов 0,1165
103 Журавлев 0,1160
104 Овчинников 0,1148
105 Трофимов 0,1148
106 Леонов 0,1142
107 Соболев 0,1135
108 Ермаков 0,1120
109 Колесников 0,1120
110 Гончаров 0,1115
111 Емельянов 0,1081
112 Никифоров 0,1055
113 Грачев 0,1049
114 Котов 0,1037
115 Гришин 0,1017
116 Ефремов 0,0995
117 Архипов 0,0993
118 Громов 0,0986
119 Кириллов 0,0982
120 Малышев 0,0978
121 Панов 0,0978
122 Моисеев 0,0975
123 Румянцев 0,0975
124 Акимов 0,0963
125 Кондратьев 0,0954
126 Бирюков 0,0950
127 Горбунов 0,0940
128 Анисимов 0,0925
129 Еремин 0,0916
130 Тихомиров 0,0907
131 Галкин 0,0884
132 Лукьянов 0,0876
133 Михеев 0,0872
134 Скворцов 0,0862
135 Юдин 0,0859
136 Белоусов 0,0856
137 Нестеров 0,0842
138 Симонов 0,0834
139 Прокофьев 0,0826
140 Харитонов 0,0819
141 Князев 0,0809
142 Цветков 0,0807
143 Левин 0,0806
144 Митрофанов 0,0796
145 Воронов 0,0792
146 Аксенов 0,0781
147 Софронов 0,0781
148 Мальцев 0,0777
149 Логинов 0,0774
150 Горшков 0,0771
151 Савин 0,0771
152 Краснов 0,0761
153 Майоров 0,0761
154 Демидов 0,0756
155 Елисеев 0,0754
156 Рыбаков 0,0754
157 Сафонов 0,0753
158 Плотников 0,0749
159 Демин 0,0745
160 Хохлов 0,0745
161 Фадеев 0,0740
162 Молчанов 0,0739
163 Игнатов 0,0738
164 Литвинов 0,0738
165 Ершов 0,0736
166 Ушаков 0,0736
167 Дементьев 0,0722
168 Рябов 0,0722
169 Мухин 0,0719
170 Калашников 0,0715
171 Леонтьев 0,0714
172 Лобанов 0,0714
173 Кузин 0,0712
174 Корнеев 0,0710
175 Евдокимов 0,0700
176 Бородин 0,0699
177 Платонов 0,0699
178 Некрасов 0,0697
179 Балашов 0,0694
180 Бобров 0,0692
181 Жданов 0,0692
182 Блинов 0,0687
183 Игнатьев 0,0683
184 Коротков 0,0678
185 Муравьев 0,0675
186 Крюков 0,0672
187 Беляков 0,0671
188 Богомолов 0,0671
189 Дроздов 0,0669
190 Лавров 0,0666
191 Зуев 0,0664
192 Петухов 0,0661
193 Ларин 0,0659
194 Никулин 0,0657
195 Серов 0,0657
196 Терентьев 0,0652
197 Зотов 0,0651
198 Устинов 0,0650
199 Фокин 0,0648
200 Самойлов 0,0647
201 Константинов 0,0645
202 Сахаров 0,0641
203 Шишкин 0,0640
204 Самсонов 0,0638
205 Черкасов 0,0637
206 Чистяков 0,0637
207 Носов 0,0630
208 Спиридонов 0,0627
209 Карасев 0,0618
210 Авдеев 0,0613
211 Воронцов 0,0612
212 Зверев 0,0606
213 Владимиров 0,0605
214 Селезнев 0,0598
215 Нечаев 0,0590
216 Кудряшов 0,0587
217 Седов 0,0580
218 Фирсов 0,0578
219 Андрианов 0,0577
220 Панин 0,0577
221 Головин 0,0571
222 Терехов 0,0569
223 Ульянов 0,0567
224 Шестаков 0,0566
225 Агеев 0,0564
226 Никонов 0,0564
227 Селиванов 0,0564
228 Баженов 0,0562
229 Гордеев 0,0562
230 Кожевников 0,0562
231 Пахомов 0,0560
232 Зимин 0,0557
233 Костин 0,0556
234 Широков 0,0553
235 Филимонов 0,0550
236 Ларионов 0,0549
237 Овсянников 0,0546
238 Сазонов 0,0545
239 Суворов 0,0545
240 Нефедов 0,0543
241 Корнилов 0,0541
242 Любимов 0,0541
243 Львов 0,0536
244 Горбачев 0,0535
245 Копылов 0,0534
246 Лукин 0,0531
247 Токарев 0,0527
248 Кулешов 0,0525
249 Шилов 0,0522
250 Большаков 0,0518
251 Панкратов 0,0518
252 Родин 0,0514
253 Шаповалов 0,0514
254 Покровский 0,0513
255 Бочаров 0,0507
256 Никольский 0,0507
257 Маркин 0,0506
258 Горелов 0,0500
259 Агафонов 0,0499
260 Березин 0,0499
261 Ермолаев 0,0495
262 Зубков 0,0495
263 Куприянов 0,0495
264 Трифонов 0,0495
265 Масленников 0,0488
266 Круглов 0,0486
267 Третьяков 0,0486
268 Колосов 0,0485
269 Рожков 0,0485
270 Артамонов 0,0482
271 Шмелев 0,0481
272 Лаптев 0,0478
273 Лапшин 0,0468
274 Федосеев 0,0467
275 Зиновьев 0,0465
276 Зорин 0,0465
277 Уткин 0,0464
278 Столяров 0,0461
279 Зубов 0,0458
280 Ткачев 0,0454
281 Дорофеев 0,0450
282 Антипов 0,0447
283 Завьялов 0,0447
284 Свиридов 0,0447
285 Золотарев 0,0446
286 Кулаков 0,0446
287 Мещеряков 0,0444
288 Макеев 0,0436
289 Дьяконов 0,0434
290 Гуляев 0,0433
291 Петровский 0,0432
292 Бондарев 0,0430
293 Поздняков 0,0430
294 Панфилов 0,0427
295 Кочетков 0,0426
296 Суханов 0,0425
297 Рыжов 0,0422
298 Старостин 0,0421
299 Калмыков 0,0418
300 Колесов 0,0416
301 Золотов 0,0415
302 Кравцов 0,0414
303 Субботин 0,0414
304 Шубин 0,0414
305 Щукин 0,0412
306 Лосев 0,0411
307 Винокуров 0,0409
308 Лапин 0,0409
309 Парфенов 0,0409
310 Исаков 0,0407
311 Голованов 0,0402
312 Коровин 0,0402
313 Розанов 0,0401
314 Артемов 0,0400
315 Козырев 0,0400
316 Русаков 0,0398
317 Алешин 0,0397
318 Крючков 0,0397
319 Булгаков 0,0395
320 Кошелев 0,0391
321 Сычев 0,0391
322 Синицын 0,0390
323 Черных 0,0383
324 Рогов 0,0381
325 Кононов 0,0379
326 Лаврентьев 0,0377
327 Евсеев 0,0376
328 Пименов 0,0376
329 Пантелеев 0,0374
330 Горячев 0,0373
331 Аникин 0,0372
332 Лопатин 0,0372
333 Рудаков 0,0372
334 Одинцов 0,0370
335 Серебряков 0,0370
336 Панков 0,0369
337 Дегтярев 0,0367
338 Орехов 0,0367
339 Царев 0,0363
340 Шувалов 0,0356
341 Кондрашов 0,0355
342 Горюнов 0,0353
343 Дубровин 0,0353
344 Голиков 0,0349
345 Курочкин 0,0348
346 Латышев 0,0348
347 Севастьянов 0,0348
348 Вавилов 0,0346
349 Ерофеев 0,0345
350 Сальников 0,0345
351 Клюев 0,0344
352 Носков 0,0339
353 Озеров 0,0339
354 Кольцов 0,0338
355 Комиссаров 0,0337
356 Меркулов 0,0337
357 Киреев 0,0335
358 Хомяков 0,0335
359 Булатов 0,0331
360 Ананьев 0,0329
361 Буров 0,0327
362 Шапошников 0,0327
363 Дружинин 0,0324
364 Островский 0,0324
365 Шевелев 0,0320
366 Долгов 0,0319
367 Суслов 0,0319
368 Шевцов 0,0317
369 Пастухов 0,0316
370 Рубцов 0,0313
371 Бычков 0,0312
372 Глебов 0,0312
373 Ильинский 0,0312
374 Успенский 0,0312
375 Дьяков 0,0310
376 Кочетов 0,0310
377 Вишневский 0,0307
378 Высоцкий 0,0305
379 Глухов 0,0305
380 Дубов 0,0305
381 Бессонов 0,0302
382 Ситников 0,0302
383 Астафьев 0,0300
384 Мешков 0,0300
385 Шаров 0,0300
386 Яшин 0,0299
387 Козловский 0,0298
388 Туманов 0,0298
389 Басов 0,0296
390 Корчагин 0,0295
391 Болдырев 0,0293
392 Олейников 0,0293
393 Чумаков 0,0293
394 Фомичев 0,0291
395 Губанов 0,0289
396 Дубинин 0,0289
397 Шульгин 0,0289
398 Касаткин 0,0285
399 Пирогов 0,0285
400 Семин 0,0285
401 Трошин 0,0284
402 Горохов 0,0282
403 Стариков 0,0282
404 Щеглов 0,0281
405 Фетисов 0,0279
406 Колпаков 0,0278
407 Чесноков 0,0278
408 Зыков 0,0277
409 Верещагин 0,0274
410 Минаев 0,0272
411 Руднев 0,0272
412 Троицкий 0,0272
413 Окулов 0,0271
414 Ширяев 0,0271
415 Малинин 0,0270
416 Черепанов 0,0270
417 Измайлов 0,0268
418 Алехин 0,0265
419 Зеленин 0,0265
420 Касьянов 0,0265
421 Пугачев 0,0265
422 Павловский 0,0264
423 Чижов 0,0264
424 Кондратов 0,0263
425 Воронков 0,0261
426 Капустин 0,0261
427 Сотников 0,0261
428 Демьянов 0,0260
429 Косарев 0,0257
430 Беликов 0,0254
431 Сухарев 0,0254
432 Белкин 0,0253
433 Беспалов 0,0253
434 Кулагин 0,0253
435 Савицкий 0,0253
436 Жаров 0,0253
437 Хромов 0,0251
438 Еремеев 0,0250
439 Карташов 0,0250
440 Астахов 0,0246
441 Русанов 0,0246
442 Сухов 0,0246
443 Вешняков 0,0244
444 Волошин 0,0244
445 Козин 0,0244
446 Худяков 0,0244
447 Жилин 0,0242
448 Малахов 0,0239
449 Сизов 0,0237
450 Ежов 0,0235
451 Толкачев 0,0235
452 Анохин 0,0232
453 Вдовин 0,0232
454 Бабушкин 0,0231
455 Усов 0,0231
456 Лыков 0,0229
457 Горлов 0,0228
458 Коршунов 0,0228
459 Маркелов 0,0226
460 Постников 0,0225
461 Черный 0,0225
462 Дорохов 0,0224
463 Свешников 0,0224
464 Гущин 0,0222
465 Калугин 0,0222
466 Блохин 0,0221
467 Сурков 0,0221
468 Кочергин 0,0219
469 Греков 0,0217
470 Казанцев 0,0217
471 Швецов 0,0217
472 Ермилов 0,0215
473 Парамонов 0,0215
474 Агапов 0,0214
475 Минин 0,0214
476 Корнев 0,0212
477 Черняев 0,0212
478 Гуров 0,0210
479 Ермолов 0,0210
480 Сомов 0,0210
481 Добрынин 0,0208
482 Барсуков 0,0205
483 Глушков 0,0203
484 Чеботарев 0,0203
485 Москвин 0,0201
486 Уваров 0,0201
487 Безруков 0,0200
488 Муратов 0,0200
489 Раков 0,0198
490 Снегирев 0,0198
491 Гладков 0,0197
492 Злобин 0,0197
493 Моргунов 0,0197
494 Поликарпов 0,0197
495 Рябинин 0,0197
496 Судаков 0,0196
497 Кукушкин 0,0193
498 Калачев 0,0191
499 Грибов 0,0190
500 Елизаров 0,0190
Звягинцев 0,0190
Корольков 0,0190
Федосов 0,0190

Изначально на Руси фамилий не существовало. То, что в древних летописях походило на современные русские фамилии, имело совершенно другой смысл. Так, например, Иван Петров, в переводе на современный язык означало Иван сын Петров (Иван Петрович). Кроме того, часто встречающиеся формы - Шемяка, Чобот и даже Упырь, были личными прозвищами, которые давались человеку и довольно редко переходили по наследству его потомкам.

Распространенные русские фамилии высшего сословия обозначали либо принадлежность к царскому или княжескому роду (Рюриковичи, Гедеминовичи), либо относились к местам, откуда шел род знатного человека (Вяземские, город Вязьма; Бельские, город Белый; Ржевские, город Ржев).

Формирование родовых имен началось благодаря соединению корневой основы имени основателя рода или его прозвища и суфиксов, приставок, окончаний.

Основа фамилии мужчин и девушек позволяет выявить, каким образом она появилась. Самыми распространенными суффиксами, участвующими в создании родовых имен, являются «-ов/ова», «-ев/ева», «-ин/ина». Другими популярными суффиксами считаются «-ын/ына», «-ский/ская», «-ской», «-цкий/цкой/цкая».

500-летнее формирование фамилий

Впервые присвоение имени семье произошло в XV столетии. Закончился этап присвоения родового имени в XIX столетии. История формирования фамилий на Руси очень похожа на процесс возникновения фамилий в других государствах. Источниками для создания родового имени являлись географические названия, профессии основателя рода, ремесла и другие. В первую очередь ими были удостоены представители высшего сословия, тогда как крестьяне и бедняки получили их последними.

Многие фамилии не подлежат простейшему анализу и быстрой расшифровке. Они требуют тщательного изучения нюансов. В основном это связано с историей конкретного рода. Все русские фамилии имеют корень и дополнительную частицу. Корень всегда наделен лексическим значением. Так, в фамилии Иванов им является имя Иван, Кузнецов - профессия кузнец. Основная масса семейных имен имеет четкий ответ на вопрос «Чей?» или «Чьих ты будешь?».

Красивейшие фамилии представителей духовенства

Красивые мужские родовые имена получили представители духовенства во второй половине XVIII века. Корневой основой в этом случае являлось название прихода или церкви. До этого момента служители церкви в родовом имени не нуждались. Именовать их было принято отцом Федором, отцом Александром и так далее. С XVIII века им были дарованы фамилии типа Рождественский, Успенский, Покровский, Благовещенский и так далее.

Многие священнослужители получали родовое имя при выпуске из духовной семинарии. В этом случае оно могло звучать как Афинский, Кипарисов, Тихомиров и другие. При таких обстоятельствах священнослужителям подбирались наиболее глубокомысленные фамилии. В случае если ученик имел плохую славу, его награждали именем, значение которого было отрицательным. В основном, происходили они от плохих библейских персонажей.

Графские фамилии или православные

Женские фамилии на Руси, как передает история, формировались таким же образом, как и мужские - посредством суффиксов и приставок. Самые популярные родовые имена девушек происходят от имен собственных, а также названий птиц и зверей. Хорошо звучат графские фамилии, но не менее красивые и нейтральные. От имен собственных произошли такие красивые родовые имена, как Илларионова, Владимирова, Романова, Павлова.

Список русских женских фамилий, происходящих от птиц и зверей включает самые звучные из них: Стриженова, Соколова, Орлова, Лебедева. Многие популярные наделены глубоким смыслом, как, например, Щедрая или Мудрая, Славянская. Среди них могут встретиться и необычные, такие как Родина. Все красивые родовые имена для девушек содержит Словарь русских фамилий, где они представлены по алфавиту.

Православный оттенок носят самые благородные родовые имена - Воскресенская, Преображенская, Рождественская.

Сила и благородство, призвание и профессия

Мужские фамилии имеют огромное значение в жизни современного человека. Каждая девушка стремится приобрести достойную фамилию после замужества. Разумеется, у мужчин пользуются популярностью не только красивые графские родовые имена, но также и несущие смысловую нагрузку. Прекрасными признаны фамилии, в основе которых лежат названия церковных приходов, географических объектов и имен собственных. Сложно с этим поспорить.

Довольно известны сегодня в кинематографических кругах фамилии Маковецкий, иначе владелец Маковца и Бондарчук, произошедшие от профессионального прозвища. Другие известные мужские родовые имена - Тихонравов, Ильин, Добровольский, Победоносцев. Как легко заметить, в русской истории больше всего запомнились культурные и политические деятели, обладающие великолепными родовыми именами.

Каждое родовое имя имеет свою историю и свой смысл. Примером прекрасных фамилий, в основе которых лежит географическое название, являются Белоозеров, Шуйский, Горский, Вяземский. Происхождение русских фамилий изначально связано с закладыванием в них смысла, который будет передаваться из поколения в поколение.

Православие подарило множество интересных фамилий

Словарь русских фамилий содержит довольно интересные и необычные примеры. Множество таких родовых имен изначально принадлежало православному духовенству. Сюда можно отнести такие фамилии, как Гиляровский, Люминантов, Гиацинтов, Птолемеев и Цезарев. С каждым столетием количество необычных фамилий прибавляется. Можно заметить, что необычные родовые имена имеют мусульманское и буддийское происхождения. Не стоит удивляться, так как возникновение такого явления как фамилии на земном шаре происходило примерно в одно время и в равных обстоятельствах.

Подобные родовые имена являются очень красивыми и многие из них сегодня - популярные. Конечно, чаще всего встречаются люди с «профессиональными» фамилиями - Рыбников, Гончаров, Хлебников. Большой процент занимают русские фамилии «именного» происхождения - Ильин, Сергеев, Иванов, Владимиров. С течением времени фамилии русского происхождения приобретали зарубежные оттенки. Так, русский Добровольский превращался в Беневоленского, а Надеждин в Сперанского.

В основе имя - популярности не отнимать

История распорядилась так, что мужские фамилии становятся популярными, если корневой основой является имя основателя рода. Сегодня можно насчитать в России немалое количество Сергеевых, Владимировых и Иванов. Наиболее часто встречаются фамилии Петров, Сидоров, Алексеев и прочие. «Профессиональные» родовые имена составляют немалый процент от общего числа. Менее «успешны» фамилии, в основе которых лежат названия зверей и географических объектов.

Избранные личности, продолжатели родов, носят графские и боярские фамилии, как Победоносцев, Годунов, Тихонравов, Новгородцев, Строганов или Минин. Разумеется, самые прекрасные из фамилий все же имеют церковное или приходское происхождения. Словарь русских фамилий содержит великое их множество от самых невероятных и единичных до наиболее известных.

Видео: Русские фамилии

Эта фамилия Церковный в ряде случаев имеет польское происхождение и формируется либо из самой Польши, либо из соседних с ней государств (Белоруссия, Украина). Подавляющее большинство представителей фамилии Церковный относились к польской шляхте. В 10% процентах носитель фамилии возможно является потомком древнего русского княжеского или боярского рода. Но в обоих случаях фамилия указывает, в основном, на местность, где прожилвали дальние предки человека или населенный пункт, откуда, по легендам, происходит этот род, однако фамилия может происходить и от прозвища или имени дальнего предка. Можно предположить что в 24% случаев эта фамилия была дана предком священнослужителем, когда он выпускался из семинарии. Обычно такая фамилия давалась по воле руководства училища и могла быть образована от именования города, села, или святого.

Фамилия Церковный числится слабораспространенной на территории России и стран ближнего зарубежья. В сохранившихся летописных текстах граждане с этой фамилией относились к сословию аристократии из славянского псковского купечества в XVI-XVII в., имеющих в своем распоряжении большую царскую привелегию. Изначальные свидетельства фамилии можно найти в указателе переписи Всея Руси в эру царствования Ивана Грозного. У правителя хранился определенный список уважаемых и благозвучных фамилий, которые даровались близким только в случае особых заслуг или награды. Тем самым указанная фамилия донесла личное неповторимое происхождение и является исключительной..

Написание фамилии латиницей: TSERKOVNYIY


Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу
Происхождение фамилии Церковнюк Информация о фамилии Церковский
История фамилии Церковь Тайна фамилии Церкун
Исследование фамилии Церляцкий Значение фамилии Церникель
Откуда пошла фамилия Церно Фамильный род Церноруцкий
Исследование фамилии Церпенто История происхождения фамилии Церпицкий
Происхождение фамилии Церулев Информация о фамилии Церус
История фамилии Церуш Тайна фамилии Церцен
Исследование фамилии Цес Значение фамилии Цесаренко
Откуда пошла фамилия Цесарский

Если не определить, то хотя бы предположить сословную принадлежность своих предков можно только в том случае если они передали своим потомкам духовные фамилии. Большинство других русских фамилий, в общем-то, всесословны, в том числе и «громкие» дворянские. Например, Гагарины ‒ это и представители древнего княжеского рода, и смоленские крестьяне. Именно их потомком был Юрий Алексеевич Гагарин.

Или другой пример: замечательный писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Осоргин (1878‒1942) писал под литературным псевдонимом. Настоящая его фамилия была Ильин, а уфимские дворяне Ильины являлись потомками Рюрика. Так что «простую» фамилию Ильин могли носить рюриковичи, а также купцы, мещане и крестьяне.

А вот среди православного духовенства Ильиных было немного. Объясняется это тем, что в конце XVIII ‒ первой трети XIX века в духовном сословии происходил уникальный «фамилииобразующий» процесс: повсеместно при поступлении ученика в Духовное училище или в Духовную семинарию ему присваивалась новая звучная или оригинальная фамилия.

Интересное описание этой эпохи оставил в своих воспоминаниях, опубликованных в 1882 году в журнале «Русская старина», профессор Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Иванович Ростиславов (1809-1877)

«В то время, которое я описываю, и даже еще долго, фамильные названия у большинства духовных лиц были мало употребительны… Батюшка мой, несмотря на свою благочинническую должность, подписывался на всех рапортах консистории и к архиерею Иваном Мартыновым. Потом родные братья, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях, часто имели различные фамилии, например из дедушкиных детей батюшка мой прозывался Тумским, дядюшка Иван – Весельчаковым, а дядюшка Василий – Крыловым.

…На основании этого обычая, духовные лица, отдавая детей своих в училище, давали им такие фамилии или прозвища, которые почему-либо им нравились. Люди простые, не изобретательные, не ученые, брали в этом случае во внимание или:

1) название села: так, например, из четырнадцати сел Касимовского уезда, принадлежащих к Мещоре, только Черкасово и Фрол, сколько я помню, не дали прозвища детям своего духовенства, а из прочих вышли мне известные Тумские и Тумины, Биреневы, Лесковы, Палинские, Пещуровы, Куршины, Верикодворские, Гусевы, Пармины, Палищины и Прудины;

2) храмовые праздники: отсюда множество Вознесенских, Успенских, Ильинских;

3) звание отца: отсюда Протопоповы, Поповы, Дьячковы, Дьяковы, Пономаревы; замечательно, что слова «священник» и «причетник» не пользовались популярностью; я не помню ни одного семинариста с фамилиею Священников или Причетников;

…Обучавшиеся же в семинариях и вообще обнаруживавшие притязание на ученость или остроумие, давали фамилии своим детям, сообразуюсь или с теми качествами, которые в них замечались, или с теми надеждами, которые на них рассчитывали. Отсюда множество Смирновых, Кротковых, Славских, Славинских, Поспеловых, Чистяковых, Надеждиных, Надежиных, Разумовых, Разумовских, Добрыниных, Добровых, Твердовых и проч. Тут, впрочем, очень любили фамилии, составленные из двух слов, особенно те, в которые входили слова Бог, добро и благо. Отсюда бесчисленное множество Тихомировых, Остроумовых, Миролюбовых, Миротворских, Миловидовых, Боголюбовых, Благосветловых, Благонравовых, Благосердовых, Благонадеждиных, Чистосердовых, Добромысловых, Добролюбовых, Добронадеждиных, Доброхотовых, Добротворских и проч.

…Но русский язык казался для многих недостаточным, или, может быть, надобно было блеснуть знанием латинского или греческого языков; отсюда Сперанские, Амфитеатровы, Палимсестовы, Урбанские, Антизитровы, Витулины, Мещеровы.

Само начальство не хотело тоже не заявить своего участия в этом деле; иные потому что отцы им самим предоставляли дать прозвание сыновьям, а другие даже отнимали у отцов право на это. В этом отношении замечателен был смотритель Скопинского училища Илья Россов. Для фамилий учеников он пользовался всеми науками, особенно естественными и историей: у него были Орловы, Соловьевы, Волковы, Лисицыны, Алмазовы, Изумрудовы, Румянцевы, Суворовы и проч. и проч. Однажды он вздумал отличиться перед правлением семинарии и обратить его внимание на свою изобретательность. Он прислал списки, в которых ученики внесены были, так сказать отдельными группами, по свойству своих фамилий, т.е. писались к ряду Румянцевы, Суворовы, Кутузовы, потом Орловы, Соловьевы, Птицыны, далее Волковы, Лисицыны, Куницыны. Но правление семинарии возвратило списки со строгим выговором и приказало составить их по успехам учеников, а не по значению фамилий их.

…Многие отцы-ректоры, академисты, магистры любили остроумничать по части фамилий. Если им почему-либо нравился какой-либо ученик, то они переменяли его фамилию и давали другую, которая им казалась лучше. Этой затейливостью отличался ректор рязанской семинарии Илиодор… Моего товарища Дмитрова перекрестил в Мелиоранского, ученика богословия Кобыльского в Богословского и проч.

Когда я уже был в академии, Синод как-то догадался, что надобно положить конец этой безурядице, которая была причиною многих недоразумений при делах по наследствам. Он издал указ, которым предписывалось, чтобы все священно- и церковнослужители проименовывались и подписывались по имени и фамилии, чтобы дети их имели фамилии своих отцов. В это время мой батюшка решился поступить довольно оригинально. У него уже было четверо детей: я при должности, а прочие еще обучались, но имели все мою фамилию. Он подал прошение архиерею, что бы ему самому дозволено было именоваться Ростиславовым. Точно так же поступил мой дядя Иван Мартыновыч: он из Весельчакова стал Добровольским, потому что так прозывался его старший сын, обучавшийся тогда еще, кажется в семинарии. Я очень жалел, что не знал о намерении батюшки переменить свою фамилию. Не знаю, почему он захотел назвать меня Ростиславовым, но я не любил этой фамилии, мне приятнее было бы быть Тумским».

Известны некоторые духовные или семинарские фамилии-«кальки». Когда Петухов превращался в Алекторова (от греческого «алектор» ‒ петух), Соловьев ‒ в Аедоницкого, Белов ‒ в Альбанова, Надеждин ‒ в Сперанского и так далее.

Были случаи, когда фамилию выбирали в честь известного или уважаемого человека. В 1920-х годах были опубликованы воспоминания церковного историка Евгения Евсигнеевича Голубинского (1834 – 1912), родившегося в Костромской губернии в семье сельского священника Е.Ф. Пескова. «Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию… он хотел дать мне фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, и он начнет перебирать: Голубинский, Делицын (который был известен как цензор духовных книг), Терновский (разумел отец знаменитого в свое время законоучителя Московского университета, доктора богословия, единственного после митрополита Филарета), Павский, Сахаров (разумел отец нашего костромича и своего сверстника Евгения Сахарова, бывшего ректором Московской духовной академии и скончавшегося в сане епископа Cимбирского), заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: "Какая фамилия тебе более нравится?" После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии Голубинский».

Можно привести еще один забавный эпизод из воспоминаний, напечатанных в 1879 году в журнале «Русская старина» (имя их автора, сельского священника, не было названо). В 1835 г. отец привез его в Саратовское духовное училище.

«Несколько сот учеников толпилось на дворе… Некоторые из новичков, прижавшись к стенке, с клочком бумажки в руках, заучивали свою фамилию. У нас, духовных, как известно уже всем, фамилии есть забавные. Откуда они взялись? Это было так: привозит какой-нибудь отец своего мальца в училище, ставит на квартиру, непременно в артель. В артельной квартире непременно уже господствует какой-нибудь великан-синтаксист, лет 10 трудящийся над латинскими и греческими спряжениями. Иногда таких господ собиралось и по несколько на одной квартире. Отец обращается к какому-нибудь и спрашивает: какую бы, милостивый государь, дать фамилию моему парнишке? Тот в это время долбил: типто, типтис, типти… Какую фамилию дать?!.. Типтов! Другой, такой же атлет, сидит в это время, где-нибудь верхом на коньке сеновала или погребицы и долбит: diligenter – прилежно, male – худо… Слышит, о чем спрашивают и орет: "Нет, нет! Дай своему сыну прозвание Дилигентеров, слышишь: Дилигентеров! " Третий, такой же скотина, сидит верхом на заборе и орет урок из географии: Амстердам, Гарлем, Сардам, Гага… "Нет, нет, ‒ перебивает, ‒ Дай прозвище сыну Амстердамов!" Сбегаются все, делается совет, т.е. крик, ругань и иногда с зуботрещинами, и чья возьмет, того фамилия и останется. Дикий малец не может и выговорить-то, как его окрестили эти урванцы. Ему пишут на бумажку, и он ходит и заучивает иногда, право, чуть не месяц. С месяц, по крайней мере, было, что спроси кого-нибудь учитель, и человек десять бросятся в карманы за запиской, чтобы справиться, не его ли вызывают. Вот причина, почему у нас, духовных, образовались фамилии Превышеколокольниходященских! Я не раз бывал свидетелем подобных сцен. Я был уже в последнем классе семинарии в 1847 году, когда последовало распоряжение Синода, чтобы дети носили фамилию своих отцов. Но за то Превышеколокольниходященские закрепились навек».

Своеобразие фамилий в духовном сословии частенько становилось предметом для шуток. Так, в рассказе А.П. Чехова «Хирургия» дьячок имеет фамилию Вонмигласов (от церковно-славянского «вонми» – услышь, послушай); дьячок в рассказе «Канитель» – Отлукавин.

27 сентября 1799 года указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. При этом местом пребывания епископа был назначен не губернский тогда Оренбург, а город Уфа. В июне 1800 года в Уфе была открыта Оренбургская духовная семинария. В сем обширнейшем крае это было первое духовное учебное заведение. И можно предположить, что, как и повсеместно, именно в ее стенах началось активное «фамилиетворчество». Но стоит отметить, что и в XVIII веке (то есть в досеминарскую эпоху) в Уфе и провинции служили клирики с необычными фамилиями: Ребелинские, Унгвицкие, Базилевские.

В 1893 году в «Уфимских губернских ведомостях» краевед А.В. Черников-Анучин опубликовал статью о родоначальнике Базилевских, и благодаря его работе известна история возникновения этой фамилии. Протоиерей стерлитамакского собора Феодор Иванович Базилевский (1757‒1848) был сыном священника Зилаирской крепости о. Иоанна Шишкова. В 1793 году дьячок Феодор Шишков архиепископом Казанским Амвросием (Подобедовым) был рукоположен в диакона к Покровской церкви города Стерлитамака. При этом владыка «приказал новопоставленному диакону писаться впредь везде уже не Шишковым, а Базилевским». Вероятно, фамилия была образована от титула древнегреческих, а затем византийских императоров – базиле́вс. Будущий миллионер-золотопромышленник и самый известный уфимский благотворитель Иван Федорович Базилевский (1791‒1876) являлся одним из первых учеников открытой в Уфе в июне 1800 года Оренбургской духовной семинарии, но свою фамилию он получил не там, а от отца, которому она была присвоена при рукоположении.

Тем не менее, можно предположить, что большинство «коренных» уфимских духовных фамилий появились именно в семинарии. Иногда удается проследить процесс их образования. Так, в 1880-х годах в Уфимской епархии служил священник Виктор Евсигнеевич Касимовский, его брат Василий Евсигнеевич (1832‒1902) был преподавателем Уфимской духовной семинарии. В ревизских сказках села Касимова Уфимского уезда, сохранились сведения о том, что в 1798 умер дьячок Петр Федоров. В 1811 году его пятнадцатилетний сын Евсигней Касимовский обучался в Оренбургской семинарии. Таким образом Евсигней получил свою фамилию по названию села, где служил отец.

В 1809 году у воспитанников Оренбургской духовной семинарии (напомним, что находилась она в Уфе) были такие фамилии, как Адамантов, Акташевский, Алфеев, Альбинский, Аманатский, Богородицкий, Борецкий, Быстрицкий, Высоцкий, Гарантельский, Гениев, Голубев, Гумилевский, Державин, Добролюбов, Дубравин, Дубровский, Евладов, Евхоретенский, Елецкий и проч.

Можно также отметить, что некоторая часть семинаристов и в самом начале XIX века носила простые фамилии, образованные от имен. Были, и те, кто сохранил свои старинные родовые. Так, например, Кибардины. Еще в 1730-х годах в дворцовом селе Каракулине (ныне в территории Удмуртии) пономарем был Василий Кибардин. В последующие более чем 200 лет многие Кибардины служили в Оренбургско-Уфимской епархии.

В XIX веке в оренбургский край переводились клирики из европейской части России. Переводились и приносили со своей родины новые духовные фамилии. Первый достаточно полный список Уфимского духовенства (священники, диаконы, псаломщики) был опубликован в Справочной книжке Уфимской губернии за 1882-1883. Среди них, конечно, были Андреевы, Васильевы, Макаровы; имелись и те, кто носили «не совсем» духовные фамилии: Бабушкин, Кулагин, Полозов, Уваров, Малышев. Но, тем не менее, у большинства священно- и церковнослужителей они были «семинарскими». После того, как в 1830-1840-е годы указами Синода фамильная «безурядица» была прекращена, их доля стала постепенно уменьшаться, но и в первой трети XX века оставалась еще довольно высокой. Так, по сведениям из Адрес-календаря Уфимской губернии за 1917 год, более половины священников имели явно духовные фамилии.

Можно задаться вопросом, почему нечто подобного не происходило, например, в среде купечества? Почему дворяне не спешили расставаться подчас с весьма неблагозвучными фамилиями, седи которых были Дуровы, Свиньины, Куроедовы?

В своих «Мелочах архиерейской жизни» Н.С. Лесков писал об орловских «духовенных», ещё с детства необыкновенно его интересовавших: «они располагали меня к себе… сословной оригинальностию, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников». По всей вероятности, «сословная оригинальность» проистекала из того, что духовенство было самым образованным сословием российского общества.

Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян (по незнанию грамоты) не смогли его даже подписать, в семье священников Ребелинских уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. Священник Зилаирской крепости Иван Шишков, так как ни духовных училищ, ни семинарии в крае не было, в 1770-х годах смог дать своему сыну только домашнее образование. При этом будущий всеми уважаемый и весьма просвещенный стерлитамакский протоиерей Феодор Иванович Базилевский обучился грамоте, счету, Закону Божию, церковному уставу и пению по церковному обиходу.

Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя ‒ в 1828-м.

До 1840-х годов главным предметом в семинариях был латинский язык, который изучался до степени свободного им владения. В средних классах воспитанников обучали сочинять стихи и произносить речи на латыни. В высших все лекции читались на латинском языке, семинаристы читали античные и западноевропейские богословские и философские труды, сдавали экзамены на латинском языке. В Уфимской семинарии уже в 1807 году были открыты классы медицины и рисования, в 1808 году ‒ французского и немецкого языков. С 1840-х годов латынь стала одним из общеобразовательных дисциплин. Кроме богословских и богослужебных предметов в Уфимской семинарии изучались: гражданская и естественная история, археология, логика, психология, поэзия, риторика, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие, еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки.

Основная часть выпускников становились приходскими священниками, но были и те, кто служил затем в различных светских учреждениях (чиновники, преподаватели). Некоторые семинаристы поступали в высшие духовные и светские учебные заведения – духовные академии, университеты.

В 1897 году по данным первой всеобщей переписи населения по Уфимской губернии среди дворян и чиновников грамотных было 56,9%, в семьях духовного сословия ‒ 73,4%, городских сословий ‒ 32,7%. Среди дворян и чиновников тех, кто получил образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства ‒ 36,8%, городских сословий ‒ 2,75%.

Особенно в XIX веке духовенство исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, художников есть множество «духовных». Далеко не случайно, что воплощение таланта, цивилизованности, оригинальности и общей культуры ‒ это булгаковский герой Филипп Филиппович Преображенский, сын соборного протоиерея.

В современном обществе духовные по происхождению фамилии довольно распространены, а многие их носители даже и не подозревают, что отдаленный предок мог принадлежать к духовному сословию. Духовные (иногда их ещё называют семинарскими) фамилии это не только Богоявленский, Агров или Херувимов; но и, например: Скворцов, Зверев, Касимовский, Борецкий, Великанов, Светлов, Головин, Тихомиров и многие другие.

Определить, то хотя бы предположить социальный статус, вернее сословную принадлежность своих предков, можно только в том случае если они передали своим потомкам духовные фамилии. Большинство других русских фамилий, в общем-то - всесословны. В том числе и “громкие” дворянские. Например, – Гагарины. Это и представители древнего княжеского рода; а так же смоленские крестьяне, и их потомок - Юрий Алексеевич Гагарин. Или другой пример. Замечательный писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942) писал под литературным псевдонимом. Настоящая его фамилия была – Ильин, а уфимские дворяне Ильины являлись потомками Рюрика. Так что “простую” фамилию Ильин, могли носить и рюриковичи, а также купцы, мещане, и крестьяне.

А вот среди православного духовенства Ильиных было немного. Объясняется это тем, что в конце XVIII - первой трети XIX века, в духовном сословии происходил уникальный “фамилииобразующий” процесс. Повсеместно при поступлении ученика в Духовное училище или в Духовную семинарию ему присваивалась новая звучная или оригинальная фамилия.

Интересное описание этой эпохи оставил в своих воспоминаниях, опубликованных в 1882 году в журнале “Русская старина”, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Иванович Ростиславов (1809-1877).

“В то время, которое я описываю, и даже еще долго, фамильные названия у большинства духовных лиц были мало употребительны… Батюшка мой, несмотря на свою благочинническую должность, подписывался на всех рапортах консистории и к архиерею Иваном Мартыновым. Потом родные братья, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях, часто имели различные фамилии, например из дедушкиных детей, батюшка мой прозывался Тумским, дядюшка Иван – Весельчаковым, а дядюшка Василий – Крыловым.

…На основании этого обычая, духовные лица, отдавая детей своих в училище, давали им такие фамилии или прозвища, которые почему-либо им нравились. Люди простые, не изобретательные, не ученые, брали в этом случае во внимание или:

1) название села, так например, из четырнадцати сел Касимовского уезда, принадлежащих к Мещоре, только Черкасово и Фрол, сколько я помню, не дали прозвища детям своего духовенства, а из прочих вышли мне известные Тумские и Тумины, Биреневы, Лесковы, Палинские, Пещуровы, Куршины, Верикодворские, Гусевы, Пармины, Палищины и Прудины;

2) храмовые праздники: отсюда множество Вознесенских, Успенских, Ильинских…;

3) звание отца: отсюда Протопоповы, Поповы, Дьячковы, Дьяковы, Пономаревы; замечательно, что слова “священник” и “причетник” не пользовались популярностью; я не помню ни одного семинариста с фамилиею Священников или Причетников;

…Обучавшиеся же в семинариях и вообще обнаруживавшие притязание на ученость или остроумие, давали фамилии своим детям, сообразуюсь или с теми качествами, которые в них замечались, или с теми надеждами, которые на них рассчитывали. Отсюда множество Смирновых, Кротковых, Славских, Славинских, Поспеловых, Чистяковых, Надеждиных, Надежиных, Разумовых, Разумовских, Добрыниных, Добровых, Твердовых и проч. Тут, впрочем, очень любили фамилии, составленные из двух слов, - особенно те, в которые входили слова: Бог, добро и благо. Отсюда бесчисленное множество Тихомировых, Остроумовых, Миролюбовых, Миротворских, Миловидовых, Боголюбовых, Благосветловых, Благонравовых, Благосердовых, Благонадеждиных, Чистосердовых, Добромысловых, Добролюбовых, Добронадеждиных, Доброхотовых, Добротворских и поч.

…Но русский язык казался для многих недостаточным, или может быть надобно было блеснуть знанием латинского или греческого языков; отсюда Сперанские, Амфитеатровы, Палимсестовы, Урбанские, Антизитровы, Витулины, Мещеровы.

Само начальство не хотело тоже не заявить своего участия в этом деле; иные потому что отцы им самим предоставляли дать прозвание сыновьям, а другие даже отнимали у отцов право на это. В этом отношении замечателен был смотритель Скопинского училища Илья Россов. Для фамилий учеников он пользовался всеми науками, особенно естественными и историей: у него были Орловы, Соловьевы, Волковы, Лисицыны, Алмазовы, Изумрудовы, Румянцевы, Суворовы и проч. и проч. Однажды он вздумал отличиться перед правлением семинарии и обратить его внимание на свою изобретательность. Он прислал списки, в которых ученики внесены были, так сказать отдельными группами, по свойству своих фамилий, т.е. писались к ряду Румянцевы, Суворовы, Кутузовы, потом Орловы, Соловьевы, Птицыны, далее Волковы, Лисицыны, Куницыны. Но правление семинарии возвратило списки со строгим выговором и приказало составить их по успехам учеников, а не по значению фамилий их.

…Многие отцы-ректоры, академисты, магистры любили остроумничать по части фамилий. Если им почему-либо нравился какой-либо ученик, то они переменяли его фамилию и давали другую, которая им казалась лучше. Этой затейливостью отличался ректор рязанской семинарии Илиодор… Моего товарища Дмитрова перекрестил в Мелиоранского, ученика богословия Кобыльского в Богословского и проч.

Когда я уже был в академии, Синод как-то догадался, что надобно положить конец этой безурядице, которая была причиною многих недоразумений при делах по наследствам. Он издал указ, которым предписывалось, чтобы все священно- и церковнослужители проименовывались и подписывались по имени и фамилии, чтобы дети их имели фамилии своих отцов. В это время мой батюшка решился поступить довольно оригинально. У него уже было четверо детей: я при должности, а прочие еще обучались, но имели все мою фамилию. Он подал прошение архиерею, что бы ему самому дозволено было именоваться Ростиславовым. Точно так же поступил мой дядя Иван Мартыновыч: он из Весельчакова стал Добровольским, потому что так прозывался его старший сын, обучавшийся тогда еще, кажется в семинарии. Я очень жалел, что не знал о намерении батюшки переменить свою фамилию. Не знаю почему он захотел назвать меня Ростиславовым, но я не любил этой фамилии, мне приятнее было бы быть Тумским”.

Известны некоторые духовные или семинарские фамилии-“кальки”. Когда Петухов превращался в Алекторова (от греческого “алектор” - петух), Соловьев в Аедоницкого, Белов в Альбанова, Надеждин в Сперанского и так далее.

Были случаи, когда фамилию выбирали в честь известного или уважаемого человека. В 1920-х годах были опубликованы воспоминания церковного историка Евгения Евсигнеевича Голубинского (1834 – 1912), родившегося в Костромской губернии в семье сельского священника Е.Ф.Пескова.

“Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию…он хотел дать мне фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, ион начнет перебирать: Голубинский, Делицын (который был известен как цензор духовных книг), Терновский (разумел отец знаменитого в свое время законоучителя Московского университета, доктора богословия, единственного после митрополита Филарета), Павский, Сахаров (разумел отец нашего костромича и своего сверстника Евгения Сахарова, бывшего ректором Московской Духовной Академии и скончавшегося в сане епископа Cимбирского), заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: "Какая фамилия тебе более нравится?" После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии "Голубинский".

Можно привести еще один забавный эпизод из воспоминаний, напечатанных в 1879 году в журнале “Русская старина” (имя их автора - сельского священника, не было названо). В 1835 г. отец привез его в Саратовское духовное училище.

“Несколько сот учеников толпилось на дворе… Некоторые из новичков, прижавшись к стенке, с клочком бумажки в руках, заучивали свою фамилию. У нас, духовных, как известно уже всем, фамилии есть забавные. Откуда они взялись? Это было так: привозит какой-нибудь отец своего мальца в училище, ставит на квартиру, непременно в артель. В артельной квартире непременно уже господствует какой-нибудь великан-синтаксист, лет 10 трудящийся над латинскими и греческими спряжениями. Иногда таких господ собиралось и по несколько на одной квартире. Отец обращается к какому-нибудь и спрашивает: какую бы, милостивый государь, дать фамилию моему парнишке? Тот в это время долбил: типто, типтис, типти…- Какую фамилию дать?!..Типтов! Другой, такой же атлет, сидит в это время, где-нибудь верхом на коньке сеновала или погребицы и долбит: diligenter – прилежно, male – худо… Слышит, о чем спрашивают и орет: Нет, нет! Дай своему сыну прозвание Дилигентеров, слышишь: Дилигентеров! Третий, такой же скотина, сидит верхом на заборе и орет урок из географии: Амстердам, Гарлем, Сардам, Гага… «Нет, нет, - перебивает, - Дай прозвище сыну Амстердамов!». Сбегаются все, делается совет, т.е. крик, ругань и иногда с зуботрещинами, и чья возьмет, того фамилия и останется. Дикий малец не может и выговорить-то, как его окрестили эти урванцы. Ему пишут на бумажку и он ходит и заучивает иногда, право, чуть не месяц. С месяц, по крайней мере, было, что спроси кого-нибудь учитель, и человек десять бросятся в карманы за запиской, что бы справиться, не его ли вызывают? Вот причина, почему у нас духовных, образовались фамилии Превышеколокольниходящинских! Я не раз бывал свидетелем подобных сцен. Я был уже в последнем классе семинарии, в 1847 году, когда последовало распоряжение Синода, что бы дети носили фамилию своих отцов. Но, за то, Превышеколокольниходящинские закрепились навек”.

Своеобразие фамилий в духовном сословии, частенько становилось предметом для шуток. Так, в рассказе А.П.Чехова “Хирургия”, дьячок – Вонмигласов (от церковно-славянского “вонми” – услышь, послушай); дьячок в рассказе “Канитель” – Отлукавин.

27 сентября 1799 года, указом Императора Павла I, была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. При этом местом пребывания епископа был назначен не губернский тогда Оренбург, а Уфа. В июне 1800 года в Уфе была открыта Оренбургская духовная семинария. В нашем обширнейшем крае – это было первое духовное учебное заведение. И можно предположить что, как и повсеместно, именно в её стенах началось активное “фамилиетворчество”. Но стоит отметить, что и в XVIII веке (то есть в досеминарскую эпоху) в Уфе и провинции служили клирики с необычными фамилиями: Ребелинские, Унгвицкие, Базилевские.

В 1893 году в “Уфимских губернских ведомостях” краевед А.В.Черников-Анучин опубликовал статью о родоначальнике Базилевских, и благодаря его работе известна история возникновения этой фамилии. Протоиерей стерлитамакского собора Фёдор Иванович Базилевский (1757-1848) был сыном священника Зилаирской крепости о. Иоанна Шишкова. В 1793 году, дьячок Фёдор Шишков архиепископом Казанским Амвросием (Подобедовым) был рукоположен в диакона к Покровской церкви города Стерлитамака. При этом владыка “приказал новопоставленному диакону писаться, впредь, везде уже не Шишковым, а Базилевским”. Вероятно, фамилия была образована от титула древнегреческих, а затем византийских императоров – базиле́вс. Будущий миллионер-золотопромышленник и самый известный уфимский благотворитель Иван Фёдорович Базилевский (1791-1876) являлся одним из первых учеников открытой в Уфе в июне 1800 года Оренбургской духовной семинарии, но свою фамилию он получил не в ней, а от отца, которому она была присвоена при рукоположении.

Тем не менее, можно предположить, что большинство “коренных” уфимских духовных фамилий появились именно в семинарии. Иногда удается проследить процесс их образования. Так в 1880-х годах в Уфимской епархии служил священник Виктор Евсигнеевич Касимовский, его брат Василий Евсигнеевич (1832-1902) был преподавателем Уфимской духовной семинарии. В ревизских сказках села Касимова Уфимского уезда (ныне в составе микрорайона Шакша), сохранились сведения о том, что в 1798 умер дьячок Пётр Федоров. В 1811 году его 15-ти летний сын - Евсигней Касимовский обучался в Оренбургской семинарии. Таким образом, Евсигней получил свою фамилию по названию села, где служил отец.

В 1809 году у воспитанников Оренбургской духовной семинарии (напомним, что находилась она в Уфе) были фамилии:

Адамантов

Акташевский

Альбинский

Аманатский

Березовский

Богородицкий

Борецкий

Бродский

Бугульминский

Быстрицкий

Виноградов

Высоцкий

Гарантельский

Гиляровский

Гумилевский

Державин

Добролюбов

Должниковский

Дубравин

Дубровский

Евхоретенский

Ждановский

Зеленский

Земляницин

Ивановский

Ильинский

Инфантьев

Казанцев

Канцеров

Карпинский

Касимовский

Катаевский

Космодемьянский

Красавцев

Красноярский

Круглополев

Лебединский

Левковский

Лепоринский

Лепяцкий

Магницкий

Молчанов

Монсветов

Набережный

Надеждин

Никольский

Петровский

Петропавловский

Прибыловский

Протопопов

Ребелинский

Рождественский

Руфитский

Сельский

Сергиевский

Серебренников

Словохотов

Смельчаков

Тоболкин

Тобольский

Троицкий

Унгвицкий

Флоринский

Фрагранский

Холмогоров

Хрусталев

Червинский

Черемшанский

Чистохотов

Ясинский

Можно также отметить, что некоторая часть семинаристов, и в самом начале XIX века, носили простые фамилии, образованные от имен. Были, и те, кто сохранил свои старинные родовые. Так, например, Кибардины. Еще в 1730-х годах в дворцовом селе Каракулине (ныне в территории Удмуртии) пономарем был Василий Кибардин. В последующие более чем 200 лет многие Кибардины служили в Оренбургско-Уфимской епархии.

В XIX веке в наш край переводились клирики из европейской части России. Переводились и приносили со своей родины новые духовные фамилии. Первый достаточно полный список Уфимского духовенства (священники, диаконы, псаломщики) был опубликован в Справочной книжке Уфимской губернии за 1882-1883. Среди них, конечно, были: Андреевы, Васильевы, Макаровы; и те, кто носили “не совсем” духовные фамилии: Бабушкин, Кулагин, Полозов, Уваров, Малышев. Но, тем не менее, у большинства священно и -церковнослужителей они были духовными. Приведем некоторые.

Алеманов

Альбанов

Альбокринов

Аравицкий

Аргентовский

Архангельский

Белокуров

Бельский

Беневоленский

Бережковский

Благовещенский

Благодатов

Благонравов

Боголюбов

Богомолов

Бономорский

Василевский

Васнецов

Введенский

Великанов

Веселитский

Викторов

Владиславлев

Вознесенский

Воскресенский

Галунский

Геллертов

Генерозов

Головинский

Грачевский

Гребенев

Григоровский

Громогласов

Гуменский

Дмитровский

Добродеев

Добротворский

Доброхотов

Добрынин

Еварестов

Евфорицкий

Ерикалин

Желателев

Желвицкий

Златоверховников

Златоустовский

Ишерский

Казанский

Казырский

Кандарицкий

Касторский

Катанский

Кибардин

Кипарисов

Клейстеров

Ковалевский

Колокольцев

Кондарицкий

Константиновский

Контрактов

Котельников

Кочуновский

Красносельцев

Кречетов

Кувшинский

Кыштымов

Лавровский

Левитский

Лисневский

Логовский

Лучинский

Люперсольский

Лютецкий

Ляпустин

Малиновкин

Малиновский

Медиоланский

Милесский

Минервин

Миролюбов

Миславский

Михайловский

Монбланов

Назаретов

Налимский

Некрутов

Несмелов

Никитский

Никольский

Образцов

Остроумов

Пактовский

Перетерский

Печеневский

Подбельский

Покровский

Покрывалов

Полянцев

Пономарев

Похваленский

Преображенский

Протекторов

Пустынский

Разумовский

Реченский

Родосский

Румянцев

Сагацкий

Салтыков

Сатрапинский

Сацердотов

Светловзоров

Северовостоков

Сильевский

Симонейский

Скворцов

Соловьев.

Софотеров

Сперанский

Старосивильский

Стрежнев

Суздальский

Терновский

Тихановский

Тиховидов

Тихомиров

Туберозов

Уводский

Успенский

Фальковский

Феликсов

Фенелонов

Феофилактов

Финансов

Херувимов

Хлебодаров

Цареградский

Целяритский

Ципровский

Циркулинский

Чемоданов

Юловский

Юновидов

После того как в 1830-1840-е годы указами Синода, фамильная “безурядица” была прекращена, их доля стала постепенно уменьшаться, но, и в первой трети XX века оставалась еще довольно высокой. Так по сведениям из Адрес-календаря Уфимской губернии за 1917 год, более половины священников имели явно духовные фамилии. Кроме тех, что были приведены выше.

Алешинский

Алякринский

Беркутов

Бобровский

Богданов

Богословский

Богоявленский

Востоков

Геллертов

Горностаев

Граммаков

Задорожин

Земляницкий

Каллистов

Кондаков

Конфеткин

Ласточкин

Лепоринский

Логочевский

Макарьевский

Мокринский

Нарциссов

Новорусский

Павинский

Парийский

Песчанский

Починяев

Разсыпинский

Светозаров

Сердобольский

Спасский

Таланкин

Талантов

Можно задаться вопросом, почему нечто подобного не происходило, например, в среде купечества? Почему дворяне не спешили расставаться подчас с весьма неблагозвучными фамилиями: Дуровы, Свиньины, Куроедовы?

В своих “Мелочах архиерейской жизни” Н.С.Лесков писал, об орловских “духовенных” ещё с детства необыкновенно его интересовавших: “они располагали меня к себе … сословной оригинальностию, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников”. По всей вероятности, “сословная оригинальность” проистекала из того, что духовенство было самым образованным сословием российского общества.

Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян (по незнанию грамоты) не смогли его даже подписать, в семье священников Ребелинских, уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем, несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. Священник Зилаирской крепости Иван Шишков, так как ни духовных училищ, ни семинарии в крае не было, в 1770-х годах смог дать своему сыну только домашнее образование. При этом будущий всеми уважаемый и весьма просвещенный стерлитамакский протоиерей Фёдор Иванович Базилевский обучился: грамоте, счету, Закону Божию, церковному уставу и пению по церковному обиходу.

Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя - в 1828.

До 1840-х годов главным предметом в семинариях был латинский язык, который изучался до степени свободного им владения. В средних классах воспитанников обучали сочинять стихи, и произносить речи на латыни. В высших все лекции читались на латинском языке, семинаристы читали античные и западноевропейские богословские и философские труды и сдавали экзамены на латинском языке. В Уфимской семинарии уже в 1807 году были открыты классы медицины и рисования, в 1808 году французского и немецкого языков. С 1840-х годов латынь стала одним из общеобразовательных дисциплин. Кроме богословских и богослужебных предметов в Уфимской семинарии изучались: гражданская и естественная история, археология, логика, психология, поэзия, риторика, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие, еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки. Основная часть выпускников становились приходскими священниками, но были и те, кто служил затем в различных светских учреждениях (чиновники, преподаватели). Некоторые семинаристы поступали в высшие духовные и светские учебные заведения – духовные академии, университеты.

В 1897 г. по данным первой всеобщей переписи населения по Уфимской губернии среди дворян и чиновников, грамотных было 56,9%, среди духовенства - 73,4%, городских сословий - 32,7%. Среди дворян и чиновников, получивших образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства -36,8%, городских сословий - 2,75.

Особенно в XIX веке духовенство исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, художников множество духовных. Далеко не случайно, что воплощение таланта, цивилизованности, оригинальности и общей культуры это – сын соборного протоиерея, булгаковский Филипп Филиппович Преображенский.