Имена христианские. Почему у русских именно такие фамилии? Почему Романовы - Романовы
Свой вклад в исследование статистики русских фамилий внес и известный российский лингвист А. Ф. Журавлев – доктор филологических наук, заведующий отделом этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва).
А. Ф. Журавлевым к обсчету привлекались телефонные справочники нескольких городов России и других бывших советских территорий, библиотечные каталоги, оказавшиеся доступными персональные списки учреждений, списки абитуриентов некоторых московских вузов, разнообразные по характеру массивы ономастического (фамильного) материала в Интернете и пр. Однако обследованная им территория четко не очерчена, список городов, чьи телефонные справочники использовались, полностью не приведен (среди названных А. Ф. Журавлевым – Москва, Рязань, Владимир, Красноярск., на Украине – Большая Ялта). Принципы отбора городов недостаточно обоснованы. Дискуссионным является и сам характер добывания материала. Сам А. Ф. Журавлев признает, что не может «сколько-нибудь точно оценить общий объем ономастических единиц, попадавших в поле зрения, и, следовательно, долю в нем тех фамилий, которые вошли в итоговый список.
Из текущего в руки потока фамилий отбирались лишь те, которые попали в предварительный 800-единичный список (укороченный далее до 500 фамилий с наиболее надежной статистикой)». Сам же список из 800 единиц (т. е. фамилий) составлялся интуитивно. Все это снижает значимость полученных результатов, но тем не менее сам список из 500 наиболее частотных русских фамилий интересен. Число всех учтенных по разным источникам носителей первых 500 наиболее частых русских фамилий составляет несколько сотен тысяч. Очевидно, этот список еще будет уточняться, т. к. по заверению самого А. Ф. Журавлева, приведенная статистика «может быть признана имеющей лишь самый предварительный характер, но в любом случае лучшей, чем таблица Унбегауна» (имеется в виду приложение к книге «Русские фамилии» со списком самых частых фамилий Петербурга в 1910 г.).
Я решил привести эти 500 фамилий для ознакомления с ними посетителей сайта. Из материала А. Ф. Журавлева исключены две графы с данными для сравнения по статистике тех же фамилий в Петербурге в 1910 г. (они взяты из работы Б. О. Унбегауна). В итоговой таблице справа от фамилии приведено число, показывающее относительную встречаемость фамилии. Оно получено отнесением суммарной абсолютной частоты данной фамилии к суммарной абсолютной частоте наиболее распространенной у русских фамилии Иванов.
Итак, список, составленный А. Ф. Журавлевым. Во время подготовки к размещению на сайте обнаружилось, что в нем на три фамилии больше (они даны без порядкового номера). Для нахождения нужной фамилии воспользуйтесь функцией поиска Вашего браузера.
Ранг Фамилия Частотность 1 Иванов 1,0000 2 Смирнов 0,7412 3 Кузнецов 0,7011 4 Попов 0,5334 5 Васильев 0,4948 6 Петров 0,4885 7 Соколов 0,4666 8 Михайлов 0,3955 9 Новиков 0,3743 10 Федоров 0,3662 11 Морозов 0,3639 12 Волков 0,3636 13 Алексеев 0,3460 14 Лебедев 0,3431 15 Семенов 0,3345 16 Егоров 0,3229 17 Павлов 0,3226 18 Козлов 0,3139 19 Степанов 0,3016 20 Николаев 0,3005 21 Орлов 0,2976 22 Андреев 0,2972 23 Макаров 0,2924 24 Никитин 0,2812 25 Захаров 0,2755 26 Зайцев 0,2728 27 Соловьев 0,2712 28 Борисов 0,2710 29 Яковлев 0,2674 30 Григорьев 0,2541 31 Романов 0,2442 32 Воробьев 0,2371 33 Сергеев 0,2365 34 Кузьмин 0,2255 35 Фролов 0,2235 36 Александров 0,2234 37 Дмитриев 0,2171 38 Королев 0,2083 39 Гусев 0,2075 40 Киселев 0,2070 41 Ильин 0,2063 42 Максимов 0,2059 43 Поляков 0,2035 44 Сорокин 0,1998 45 Виноградов 0,1996 46 Ковалев 0,1978 47 Белов 0,1964 48 Медведев 0,1953 49 Антонов 0,1928 50 Тарасов 0,1896 51 Жуков 0,1894 52 Баранов 0,1883 53 Филиппов 0,1827 54 Комаров 0,1799 55 Давыдов 0,1767 56 Беляев 0,1750 57 Герасимов 0,1742 58 Богданов 0,1706 59 Осипов 0,1702 60 Сидоров 0,1695 61 Матвеев 0,1693 62 Титов 0,1646 63 Марков 0,1628 64 Миронов 0,1625 65 Крылов 0,1605 66 Куликов 0,1605 67 Карпов 0,1584 68 Власов 0,1579 69 Мельников 0,1567 70 Денисов 0,1544 71 Гаврилов 0,1540 72 Тихонов 0,1537 73 Казаков 0,1528 74 Афанасьев 0,1516 75 Данилов 0,1505 76 Савельев 0,1405 77 Тимофеев 0,1403 78 Фомин 0,1401 79 Чернов 0,1396 80 Абрамов 0,1390 81 Мартынов 0,1383 82 Ефимов 0,1377 83 Федотов 0,1377 84 Щербаков 0,1375 85 Назаров 0,1366 86 Калинин 0,1327 87 Исаев 0,1317 88 Чернышев 0,1267 89 Быков 0,1255 90 Маслов 0,1249 91 Родионов 0,1248 92 Коновалов 0,1245 93 Лазарев 0,1236 94 Воронин 0,1222 95 Климов 0,1213 96 Филатов 0,1208 97 Пономарев 0,1203 98 Голубев 0,1200 99 Кудрявцев 0,1186 100 Прохоров 0,1182 101 Наумов 0,1172 102 Потапов 0,1165 103 Журавлев 0,1160 104 Овчинников 0,1148 105 Трофимов 0,1148 106 Леонов 0,1142 107 Соболев 0,1135 108 Ермаков 0,1120 109 Колесников 0,1120 110 Гончаров 0,1115 111 Емельянов 0,1081 112 Никифоров 0,1055 113 Грачев 0,1049 114 Котов 0,1037 115 Гришин 0,1017 116 Ефремов 0,0995 117 Архипов 0,0993 118 Громов 0,0986 119 Кириллов 0,0982 120 Малышев 0,0978 121 Панов 0,0978 122 Моисеев 0,0975 123 Румянцев 0,0975 124 Акимов 0,0963 125 Кондратьев 0,0954 126 Бирюков 0,0950 127 Горбунов 0,0940 128 Анисимов 0,0925 129 Еремин 0,0916 130 Тихомиров 0,0907 131 Галкин 0,0884 132 Лукьянов 0,0876 133 Михеев 0,0872 134 Скворцов 0,0862 135 Юдин 0,0859 136 Белоусов 0,0856 137 Нестеров 0,0842 138 Симонов 0,0834 139 Прокофьев 0,0826 140 Харитонов 0,0819 141 Князев 0,0809 142 Цветков 0,0807 143 Левин 0,0806 144 Митрофанов 0,0796 145 Воронов 0,0792 146 Аксенов 0,0781 147 Софронов 0,0781 148 Мальцев 0,0777 149 Логинов 0,0774 150 Горшков 0,0771 151 Савин 0,0771 152 Краснов 0,0761 153 Майоров 0,0761 154 Демидов 0,0756 155 Елисеев 0,0754 156 Рыбаков 0,0754 157 Сафонов 0,0753 158 Плотников 0,0749 159 Демин 0,0745 160 Хохлов 0,0745 161 Фадеев 0,0740 162 Молчанов 0,0739 163 Игнатов 0,0738 164 Литвинов 0,0738 165 Ершов 0,0736 166 Ушаков 0,0736 167 Дементьев 0,0722 168 Рябов 0,0722 169 Мухин 0,0719 170 Калашников 0,0715 171 Леонтьев 0,0714 172 Лобанов 0,0714 173 Кузин 0,0712 174 Корнеев 0,0710 175 Евдокимов 0,0700 176 Бородин 0,0699 177 Платонов 0,0699 178 Некрасов 0,0697 179 Балашов 0,0694 180 Бобров 0,0692 181 Жданов 0,0692 182 Блинов 0,0687 183 Игнатьев 0,0683 184 Коротков 0,0678 185 Муравьев 0,0675 186 Крюков 0,0672 187 Беляков 0,0671 188 Богомолов 0,0671 189 Дроздов 0,0669 190 Лавров 0,0666 191 Зуев 0,0664 192 Петухов 0,0661 193 Ларин 0,0659 194 Никулин 0,0657 195 Серов 0,0657 196 Терентьев 0,0652 197 Зотов 0,0651 198 Устинов 0,0650 199 Фокин 0,0648 200 Самойлов 0,0647 201 Константинов 0,0645 202 Сахаров 0,0641 203 Шишкин 0,0640 204 Самсонов 0,0638 205 Черкасов 0,0637 206 Чистяков 0,0637 207 Носов 0,0630 208 Спиридонов 0,0627 209 Карасев 0,0618 210 Авдеев 0,0613 211 Воронцов 0,0612 212 Зверев 0,0606 213 Владимиров 0,0605 214 Селезнев 0,0598 215 Нечаев 0,0590 216 Кудряшов 0,0587 217 Седов 0,0580 218 Фирсов 0,0578 219 Андрианов 0,0577 220 Панин 0,0577 221 Головин 0,0571 222 Терехов 0,0569 223 Ульянов 0,0567 224 Шестаков 0,0566 225 Агеев 0,0564 226 Никонов 0,0564 227 Селиванов 0,0564 228 Баженов 0,0562 229 Гордеев 0,0562 230 Кожевников 0,0562 231 Пахомов 0,0560 232 Зимин 0,0557 233 Костин 0,0556 234 Широков 0,0553 235 Филимонов 0,0550 236 Ларионов 0,0549 237 Овсянников 0,0546 238 Сазонов 0,0545 239 Суворов 0,0545 240 Нефедов 0,0543 241 Корнилов 0,0541 242 Любимов 0,0541 243 Львов 0,0536 244 Горбачев 0,0535 245 Копылов 0,0534 246 Лукин 0,0531 247 Токарев 0,0527 248 Кулешов 0,0525 249 Шилов 0,0522 250 Большаков 0,0518 251 Панкратов 0,0518 252 Родин 0,0514 253 Шаповалов 0,0514 254 Покровский 0,0513 255 Бочаров 0,0507 256 Никольский 0,0507 257 Маркин 0,0506 258 Горелов 0,0500 259 Агафонов 0,0499 260 Березин 0,0499 261 Ермолаев 0,0495 262 Зубков 0,0495 263 Куприянов 0,0495 264 Трифонов 0,0495 265 Масленников 0,0488 266 Круглов 0,0486 267 Третьяков 0,0486 268 Колосов 0,0485 269 Рожков 0,0485 270 Артамонов 0,0482 271 Шмелев 0,0481 272 Лаптев 0,0478 273 Лапшин 0,0468 274 Федосеев 0,0467 275 Зиновьев 0,0465 276 Зорин 0,0465 277 Уткин 0,0464 278 Столяров 0,0461 279 Зубов 0,0458 280 Ткачев 0,0454 281 Дорофеев 0,0450 282 Антипов 0,0447 283 Завьялов 0,0447 284 Свиридов 0,0447 285 Золотарев 0,0446 286 Кулаков 0,0446 287 Мещеряков 0,0444 288 Макеев 0,0436 289 Дьяконов 0,0434 290 Гуляев 0,0433 291 Петровский 0,0432 292 Бондарев 0,0430 293 Поздняков 0,0430 294 Панфилов 0,0427 295 Кочетков 0,0426 296 Суханов 0,0425 297 Рыжов 0,0422 298 Старостин 0,0421 299 Калмыков 0,0418 300 Колесов 0,0416 301 Золотов 0,0415 302 Кравцов 0,0414 303 Субботин 0,0414 304 Шубин 0,0414 305 Щукин 0,0412 306 Лосев 0,0411 307 Винокуров 0,0409 308 Лапин 0,0409 309 Парфенов 0,0409 310 Исаков 0,0407 311 Голованов 0,0402 312 Коровин 0,0402 313 Розанов 0,0401 314 Артемов 0,0400 315 Козырев 0,0400 316 Русаков 0,0398 317 Алешин 0,0397 318 Крючков 0,0397 319 Булгаков 0,0395 320 Кошелев 0,0391 321 Сычев 0,0391 322 Синицын 0,0390 323 Черных 0,0383 324 Рогов 0,0381 325 Кононов 0,0379 326 Лаврентьев 0,0377 327 Евсеев 0,0376 328 Пименов 0,0376 329 Пантелеев 0,0374 330 Горячев 0,0373 331 Аникин 0,0372 332 Лопатин 0,0372 333 Рудаков 0,0372 334 Одинцов 0,0370 335 Серебряков 0,0370 336 Панков 0,0369 337 Дегтярев 0,0367 338 Орехов 0,0367 339 Царев 0,0363 340 Шувалов 0,0356 341 Кондрашов 0,0355 342 Горюнов 0,0353 343 Дубровин 0,0353 344 Голиков 0,0349 345 Курочкин 0,0348 346 Латышев 0,0348 347 Севастьянов 0,0348 348 Вавилов 0,0346 349 Ерофеев 0,0345 350 Сальников 0,0345 351 Клюев 0,0344 352 Носков 0,0339 353 Озеров 0,0339 354 Кольцов 0,0338 355 Комиссаров 0,0337 356 Меркулов 0,0337 357 Киреев 0,0335 358 Хомяков 0,0335 359 Булатов 0,0331 360 Ананьев 0,0329 361 Буров 0,0327 362 Шапошников 0,0327 363 Дружинин 0,0324 364 Островский 0,0324 365 Шевелев 0,0320 366 Долгов 0,0319 367 Суслов 0,0319 368 Шевцов 0,0317 369 Пастухов 0,0316 370 Рубцов 0,0313 371 Бычков 0,0312 372 Глебов 0,0312 373 Ильинский 0,0312 374 Успенский 0,0312 375 Дьяков 0,0310 376 Кочетов 0,0310 377 Вишневский 0,0307 378 Высоцкий 0,0305 379 Глухов 0,0305 380 Дубов 0,0305 381 Бессонов 0,0302 382 Ситников 0,0302 383 Астафьев 0,0300 384 Мешков 0,0300 385 Шаров 0,0300 386 Яшин 0,0299 387 Козловский 0,0298 388 Туманов 0,0298 389 Басов 0,0296 390 Корчагин 0,0295 391 Болдырев 0,0293 392 Олейников 0,0293 393 Чумаков 0,0293 394 Фомичев 0,0291 395 Губанов 0,0289 396 Дубинин 0,0289 397 Шульгин 0,0289 398 Касаткин 0,0285 399 Пирогов 0,0285 400 Семин 0,0285 401 Трошин 0,0284 402 Горохов 0,0282 403 Стариков 0,0282 404 Щеглов 0,0281 405 Фетисов 0,0279 406 Колпаков 0,0278 407 Чесноков 0,0278 408 Зыков 0,0277 409 Верещагин 0,0274 410 Минаев 0,0272 411 Руднев 0,0272 412 Троицкий 0,0272 413 Окулов 0,0271 414 Ширяев 0,0271 415 Малинин 0,0270 416 Черепанов 0,0270 417 Измайлов 0,0268 418 Алехин 0,0265 419 Зеленин 0,0265 420 Касьянов 0,0265 421 Пугачев 0,0265 422 Павловский 0,0264 423 Чижов 0,0264 424 Кондратов 0,0263 425 Воронков 0,0261 426 Капустин 0,0261 427 Сотников 0,0261 428 Демьянов 0,0260 429 Косарев 0,0257 430 Беликов 0,0254 431 Сухарев 0,0254 432 Белкин 0,0253 433 Беспалов 0,0253 434 Кулагин 0,0253 435 Савицкий 0,0253 436 Жаров 0,0253 437 Хромов 0,0251 438 Еремеев 0,0250 439 Карташов 0,0250 440 Астахов 0,0246 441 Русанов 0,0246 442 Сухов 0,0246 443 Вешняков 0,0244 444 Волошин 0,0244 445 Козин 0,0244 446 Худяков 0,0244 447 Жилин 0,0242 448 Малахов 0,0239 449 Сизов 0,0237 450 Ежов 0,0235 451 Толкачев 0,0235 452 Анохин 0,0232 453 Вдовин 0,0232 454 Бабушкин 0,0231 455 Усов 0,0231 456 Лыков 0,0229 457 Горлов 0,0228 458 Коршунов 0,0228 459 Маркелов 0,0226 460 Постников 0,0225 461 Черный 0,0225 462 Дорохов 0,0224 463 Свешников 0,0224 464 Гущин 0,0222 465 Калугин 0,0222 466 Блохин 0,0221 467 Сурков 0,0221 468 Кочергин 0,0219 469 Греков 0,0217 470 Казанцев 0,0217 471 Швецов 0,0217 472 Ермилов 0,0215 473 Парамонов 0,0215 474 Агапов 0,0214 475 Минин 0,0214 476 Корнев 0,0212 477 Черняев 0,0212 478 Гуров 0,0210 479 Ермолов 0,0210 480 Сомов 0,0210 481 Добрынин 0,0208 482 Барсуков 0,0205 483 Глушков 0,0203 484 Чеботарев 0,0203 485 Москвин 0,0201 486 Уваров 0,0201 487 Безруков 0,0200 488 Муратов 0,0200 489 Раков 0,0198 490 Снегирев 0,0198 491 Гладков 0,0197 492 Злобин 0,0197 493 Моргунов 0,0197 494 Поликарпов 0,0197 495 Рябинин 0,0197 496 Судаков 0,0196 497 Кукушкин 0,0193 498 Калачев 0,0191 499 Грибов 0,0190 500 Елизаров 0,0190 Звягинцев 0,0190 Корольков 0,0190 Федосов 0,0190
Изначально на Руси фамилий не существовало. То, что в древних летописях походило на современные русские фамилии, имело совершенно другой смысл. Так, например, Иван Петров, в переводе на современный язык означало Иван сын Петров (Иван Петрович). Кроме того, часто встречающиеся формы - Шемяка, Чобот и даже Упырь, были личными прозвищами, которые давались человеку и довольно редко переходили по наследству его потомкам.
Распространенные русские фамилии высшего сословия обозначали либо принадлежность к царскому или княжескому роду (Рюриковичи, Гедеминовичи), либо относились к местам, откуда шел род знатного человека (Вяземские, город Вязьма; Бельские, город Белый; Ржевские, город Ржев).
Формирование родовых имен началось благодаря соединению корневой основы имени основателя рода или его прозвища и суфиксов, приставок, окончаний.
Основа фамилии мужчин и девушек позволяет выявить, каким образом она появилась. Самыми распространенными суффиксами, участвующими в создании родовых имен, являются «-ов/ова», «-ев/ева», «-ин/ина». Другими популярными суффиксами считаются «-ын/ына», «-ский/ская», «-ской», «-цкий/цкой/цкая».
500-летнее формирование фамилий
Впервые присвоение имени семье произошло в XV столетии. Закончился этап присвоения родового имени в XIX столетии. История формирования фамилий на Руси очень похожа на процесс возникновения фамилий в других государствах. Источниками для создания родового имени являлись географические названия, профессии основателя рода, ремесла и другие. В первую очередь ими были удостоены представители высшего сословия, тогда как крестьяне и бедняки получили их последними.
Многие фамилии не подлежат простейшему анализу и быстрой расшифровке. Они требуют тщательного изучения нюансов. В основном это связано с историей конкретного рода. Все русские фамилии имеют корень и дополнительную частицу. Корень всегда наделен лексическим значением. Так, в фамилии Иванов им является имя Иван, Кузнецов - профессия кузнец. Основная масса семейных имен имеет четкий ответ на вопрос «Чей?» или «Чьих ты будешь?».
Красивейшие фамилии представителей духовенства
Красивые мужские родовые имена получили представители духовенства во второй половине XVIII века. Корневой основой в этом случае являлось название прихода или церкви. До этого момента служители церкви в родовом имени не нуждались. Именовать их было принято отцом Федором, отцом Александром и так далее. С XVIII века им были дарованы фамилии типа Рождественский, Успенский, Покровский, Благовещенский и так далее.
Многие священнослужители получали родовое имя при выпуске из духовной семинарии. В этом случае оно могло звучать как Афинский, Кипарисов, Тихомиров и другие. При таких обстоятельствах священнослужителям подбирались наиболее глубокомысленные фамилии. В случае если ученик имел плохую славу, его награждали именем, значение которого было отрицательным. В основном, происходили они от плохих библейских персонажей.
Графские фамилии или православные
Женские фамилии на Руси, как передает история, формировались таким же образом, как и мужские - посредством суффиксов и приставок. Самые популярные родовые имена девушек происходят от имен собственных, а также названий птиц и зверей. Хорошо звучат графские фамилии, но не менее красивые и нейтральные. От имен собственных произошли такие красивые родовые имена, как Илларионова, Владимирова, Романова, Павлова.
Список русских женских фамилий, происходящих от птиц и зверей включает самые звучные из них: Стриженова, Соколова, Орлова, Лебедева. Многие популярные наделены глубоким смыслом, как, например, Щедрая или Мудрая, Славянская. Среди них могут встретиться и необычные, такие как Родина. Все красивые родовые имена для девушек содержит Словарь русских фамилий, где они представлены по алфавиту.
Православный оттенок носят самые благородные родовые имена - Воскресенская, Преображенская, Рождественская.
Сила и благородство, призвание и профессия
Мужские фамилии имеют огромное значение в жизни современного человека. Каждая девушка стремится приобрести достойную фамилию после замужества. Разумеется, у мужчин пользуются популярностью не только красивые графские родовые имена, но также и несущие смысловую нагрузку. Прекрасными признаны фамилии, в основе которых лежат названия церковных приходов, географических объектов и имен собственных. Сложно с этим поспорить.
Довольно известны сегодня в кинематографических кругах фамилии Маковецкий, иначе владелец Маковца и Бондарчук, произошедшие от профессионального прозвища. Другие известные мужские родовые имена - Тихонравов, Ильин, Добровольский, Победоносцев. Как легко заметить, в русской истории больше всего запомнились культурные и политические деятели, обладающие великолепными родовыми именами.
Каждое родовое имя имеет свою историю и свой смысл. Примером прекрасных фамилий, в основе которых лежит географическое название, являются Белоозеров, Шуйский, Горский, Вяземский. Происхождение русских фамилий изначально связано с закладыванием в них смысла, который будет передаваться из поколения в поколение.
Православие подарило множество интересных фамилий
Словарь русских фамилий содержит довольно интересные и необычные примеры. Множество таких родовых имен изначально принадлежало православному духовенству. Сюда можно отнести такие фамилии, как Гиляровский, Люминантов, Гиацинтов, Птолемеев и Цезарев. С каждым столетием количество необычных фамилий прибавляется. Можно заметить, что необычные родовые имена имеют мусульманское и буддийское происхождения. Не стоит удивляться, так как возникновение такого явления как фамилии на земном шаре происходило примерно в одно время и в равных обстоятельствах.
Подобные родовые имена являются очень красивыми и многие из них сегодня - популярные. Конечно, чаще всего встречаются люди с «профессиональными» фамилиями - Рыбников, Гончаров, Хлебников. Большой процент занимают русские фамилии «именного» происхождения - Ильин, Сергеев, Иванов, Владимиров. С течением времени фамилии русского происхождения приобретали зарубежные оттенки. Так, русский Добровольский превращался в Беневоленского, а Надеждин в Сперанского.
В основе имя - популярности не отнимать
История распорядилась так, что мужские фамилии становятся популярными, если корневой основой является имя основателя рода. Сегодня можно насчитать в России немалое количество Сергеевых, Владимировых и Иванов. Наиболее часто встречаются фамилии Петров, Сидоров, Алексеев и прочие. «Профессиональные» родовые имена составляют немалый процент от общего числа. Менее «успешны» фамилии, в основе которых лежат названия зверей и географических объектов.
Избранные личности, продолжатели родов, носят графские и боярские фамилии, как Победоносцев, Годунов, Тихонравов, Новгородцев, Строганов или Минин. Разумеется, самые прекрасные из фамилий все же имеют церковное или приходское происхождения. Словарь русских фамилий содержит великое их множество от самых невероятных и единичных до наиболее известных.
Видео: Русские фамилии
Эта фамилия Церковный в ряде случаев имеет польское происхождение и формируется либо из самой Польши, либо из соседних с ней государств (Белоруссия, Украина). Подавляющее большинство представителей фамилии Церковный относились к польской шляхте. В 10% процентах носитель фамилии возможно является потомком древнего русского княжеского или боярского рода. Но в обоих случаях фамилия указывает, в основном, на местность, где прожилвали дальние предки человека или населенный пункт, откуда, по легендам, происходит этот род, однако фамилия может происходить и от прозвища или имени дальнего предка. Можно предположить что в 24% случаев эта фамилия была дана предком священнослужителем, когда он выпускался из семинарии. Обычно такая фамилия давалась по воле руководства училища и могла быть образована от именования города, села, или святого.
Фамилия Церковный числится слабораспространенной на территории России и стран ближнего зарубежья. В сохранившихся летописных текстах граждане с этой фамилией относились к сословию аристократии из славянского псковского купечества в XVI-XVII в., имеющих в своем распоряжении большую царскую привелегию. Изначальные свидетельства фамилии можно найти в указателе переписи Всея Руси в эру царствования Ивана Грозного. У правителя хранился определенный список уважаемых и благозвучных фамилий, которые даровались близким только в случае особых заслуг или награды. Тем самым указанная фамилия донесла личное неповторимое происхождение и является исключительной..
Написание фамилии латиницей: TSERKOVNYIY
Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу
Происхождение фамилии Церковнюк | Информация о фамилии Церковский |
История фамилии Церковь | Тайна фамилии Церкун |
Исследование фамилии Церляцкий | Значение фамилии Церникель |
Откуда пошла фамилия Церно | Фамильный род Церноруцкий |
Исследование фамилии Церпенто | История происхождения фамилии Церпицкий |
Происхождение фамилии Церулев | Информация о фамилии Церус |
История фамилии Церуш | Тайна фамилии Церцен |
Исследование фамилии Цес | Значение фамилии Цесаренко |
Откуда пошла фамилия Цесарский |
Если не определить, то хотя бы предположить сословную принадлежность своих предков можно только в том случае если они передали своим потомкам духовные фамилии. Большинство других русских фамилий, в общем-то, всесословны, в том числе и «громкие» дворянские. Например, Гагарины ‒ это и представители древнего княжеского рода, и смоленские крестьяне. Именно их потомком был Юрий Алексеевич Гагарин.
Или другой пример: замечательный писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Осоргин (1878‒1942) писал под литературным псевдонимом. Настоящая его фамилия была Ильин, а уфимские дворяне Ильины являлись потомками Рюрика. Так что «простую» фамилию Ильин могли носить рюриковичи, а также купцы, мещане и крестьяне.
А вот среди православного духовенства Ильиных было немного. Объясняется это тем, что в конце XVIII ‒ первой трети XIX века в духовном сословии происходил уникальный «фамилииобразующий» процесс: повсеместно при поступлении ученика в Духовное училище или в Духовную семинарию ему присваивалась новая звучная или оригинальная фамилия.
Интересное описание этой эпохи оставил в своих воспоминаниях, опубликованных в 1882 году в журнале «Русская старина», профессор Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Иванович Ростиславов (1809-1877)
«В то время, которое я описываю, и даже еще долго, фамильные названия у большинства духовных лиц были мало употребительны… Батюшка мой, несмотря на свою благочинническую должность, подписывался на всех рапортах консистории и к архиерею Иваном Мартыновым. Потом родные братья, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях, часто имели различные фамилии, например из дедушкиных детей батюшка мой прозывался Тумским, дядюшка Иван – Весельчаковым, а дядюшка Василий – Крыловым.
…На основании этого обычая, духовные лица, отдавая детей своих в училище, давали им такие фамилии или прозвища, которые почему-либо им нравились. Люди простые, не изобретательные, не ученые, брали в этом случае во внимание или:
1) название села: так, например, из четырнадцати сел Касимовского уезда, принадлежащих к Мещоре, только Черкасово и Фрол, сколько я помню, не дали прозвища детям своего духовенства, а из прочих вышли мне известные Тумские и Тумины, Биреневы, Лесковы, Палинские, Пещуровы, Куршины, Верикодворские, Гусевы, Пармины, Палищины и Прудины;
2) храмовые праздники: отсюда множество Вознесенских, Успенских, Ильинских;
3) звание отца: отсюда Протопоповы, Поповы, Дьячковы, Дьяковы, Пономаревы; замечательно, что слова «священник» и «причетник» не пользовались популярностью; я не помню ни одного семинариста с фамилиею Священников или Причетников;
…Обучавшиеся же в семинариях и вообще обнаруживавшие притязание на ученость или остроумие, давали фамилии своим детям, сообразуюсь или с теми качествами, которые в них замечались, или с теми надеждами, которые на них рассчитывали. Отсюда множество Смирновых, Кротковых, Славских, Славинских, Поспеловых, Чистяковых, Надеждиных, Надежиных, Разумовых, Разумовских, Добрыниных, Добровых, Твердовых и проч. Тут, впрочем, очень любили фамилии, составленные из двух слов, особенно те, в которые входили слова Бог, добро и благо. Отсюда бесчисленное множество Тихомировых, Остроумовых, Миролюбовых, Миротворских, Миловидовых, Боголюбовых, Благосветловых, Благонравовых, Благосердовых, Благонадеждиных, Чистосердовых, Добромысловых, Добролюбовых, Добронадеждиных, Доброхотовых, Добротворских и проч.
…Но русский язык казался для многих недостаточным, или, может быть, надобно было блеснуть знанием латинского или греческого языков; отсюда Сперанские, Амфитеатровы, Палимсестовы, Урбанские, Антизитровы, Витулины, Мещеровы.
Само начальство не хотело тоже не заявить своего участия в этом деле; иные потому что отцы им самим предоставляли дать прозвание сыновьям, а другие даже отнимали у отцов право на это. В этом отношении замечателен был смотритель Скопинского училища Илья Россов. Для фамилий учеников он пользовался всеми науками, особенно естественными и историей: у него были Орловы, Соловьевы, Волковы, Лисицыны, Алмазовы, Изумрудовы, Румянцевы, Суворовы и проч. и проч. Однажды он вздумал отличиться перед правлением семинарии и обратить его внимание на свою изобретательность. Он прислал списки, в которых ученики внесены были, так сказать отдельными группами, по свойству своих фамилий, т.е. писались к ряду Румянцевы, Суворовы, Кутузовы, потом Орловы, Соловьевы, Птицыны, далее Волковы, Лисицыны, Куницыны. Но правление семинарии возвратило списки со строгим выговором и приказало составить их по успехам учеников, а не по значению фамилий их.
…Многие отцы-ректоры, академисты, магистры любили остроумничать по части фамилий. Если им почему-либо нравился какой-либо ученик, то они переменяли его фамилию и давали другую, которая им казалась лучше. Этой затейливостью отличался ректор рязанской семинарии Илиодор… Моего товарища Дмитрова перекрестил в Мелиоранского, ученика богословия Кобыльского в Богословского и проч.
Когда я уже был в академии, Синод как-то догадался, что надобно положить конец этой безурядице, которая была причиною многих недоразумений при делах по наследствам. Он издал указ, которым предписывалось, чтобы все священно- и церковнослужители проименовывались и подписывались по имени и фамилии, чтобы дети их имели фамилии своих отцов. В это время мой батюшка решился поступить довольно оригинально. У него уже было четверо детей: я при должности, а прочие еще обучались, но имели все мою фамилию. Он подал прошение архиерею, что бы ему самому дозволено было именоваться Ростиславовым. Точно так же поступил мой дядя Иван Мартыновыч: он из Весельчакова стал Добровольским, потому что так прозывался его старший сын, обучавшийся тогда еще, кажется в семинарии. Я очень жалел, что не знал о намерении батюшки переменить свою фамилию. Не знаю, почему он захотел назвать меня Ростиславовым, но я не любил этой фамилии, мне приятнее было бы быть Тумским».
Известны некоторые духовные или семинарские фамилии-«кальки». Когда Петухов превращался в Алекторова (от греческого «алектор» ‒ петух), Соловьев ‒ в Аедоницкого, Белов ‒ в Альбанова, Надеждин ‒ в Сперанского и так далее.
Были случаи, когда фамилию выбирали в честь известного или уважаемого человека. В 1920-х годах были опубликованы воспоминания церковного историка Евгения Евсигнеевича Голубинского (1834 – 1912), родившегося в Костромской губернии в семье сельского священника Е.Ф. Пескова. «Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию… он хотел дать мне фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, и он начнет перебирать: Голубинский, Делицын (который был известен как цензор духовных книг), Терновский (разумел отец знаменитого в свое время законоучителя Московского университета, доктора богословия, единственного после митрополита Филарета), Павский, Сахаров (разумел отец нашего костромича и своего сверстника Евгения Сахарова, бывшего ректором Московской духовной академии и скончавшегося в сане епископа Cимбирского), заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: "Какая фамилия тебе более нравится?" После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии Голубинский».
Можно привести еще один забавный эпизод из воспоминаний, напечатанных в 1879 году в журнале «Русская старина» (имя их автора, сельского священника, не было названо). В 1835 г. отец привез его в Саратовское духовное училище.
«Несколько сот учеников толпилось на дворе… Некоторые из новичков, прижавшись к стенке, с клочком бумажки в руках, заучивали свою фамилию. У нас, духовных, как известно уже всем, фамилии есть забавные. Откуда они взялись? Это было так: привозит какой-нибудь отец своего мальца в училище, ставит на квартиру, непременно в артель. В артельной квартире непременно уже господствует какой-нибудь великан-синтаксист, лет 10 трудящийся над латинскими и греческими спряжениями. Иногда таких господ собиралось и по несколько на одной квартире. Отец обращается к какому-нибудь и спрашивает: какую бы, милостивый государь, дать фамилию моему парнишке? Тот в это время долбил: типто, типтис, типти… Какую фамилию дать?!.. Типтов! Другой, такой же атлет, сидит в это время, где-нибудь верхом на коньке сеновала или погребицы и долбит: diligenter – прилежно, male – худо… Слышит, о чем спрашивают и орет: "Нет, нет! Дай своему сыну прозвание Дилигентеров, слышишь: Дилигентеров! " Третий, такой же скотина, сидит верхом на заборе и орет урок из географии: Амстердам, Гарлем, Сардам, Гага… "Нет, нет, ‒ перебивает, ‒ Дай прозвище сыну Амстердамов!" Сбегаются все, делается совет, т.е. крик, ругань и иногда с зуботрещинами, и чья возьмет, того фамилия и останется. Дикий малец не может и выговорить-то, как его окрестили эти урванцы. Ему пишут на бумажку, и он ходит и заучивает иногда, право, чуть не месяц. С месяц, по крайней мере, было, что спроси кого-нибудь учитель, и человек десять бросятся в карманы за запиской, чтобы справиться, не его ли вызывают. Вот причина, почему у нас, духовных, образовались фамилии Превышеколокольниходященских! Я не раз бывал свидетелем подобных сцен. Я был уже в последнем классе семинарии в 1847 году, когда последовало распоряжение Синода, чтобы дети носили фамилию своих отцов. Но за то Превышеколокольниходященские закрепились навек».
Своеобразие фамилий в духовном сословии частенько становилось предметом для шуток. Так, в рассказе А.П. Чехова «Хирургия» дьячок имеет фамилию Вонмигласов (от церковно-славянского «вонми» – услышь, послушай); дьячок в рассказе «Канитель» – Отлукавин.
27 сентября 1799 года указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. При этом местом пребывания епископа был назначен не губернский тогда Оренбург, а город Уфа. В июне 1800 года в Уфе была открыта Оренбургская духовная семинария. В сем обширнейшем крае это было первое духовное учебное заведение. И можно предположить, что, как и повсеместно, именно в ее стенах началось активное «фамилиетворчество». Но стоит отметить, что и в XVIII веке (то есть в досеминарскую эпоху) в Уфе и провинции служили клирики с необычными фамилиями: Ребелинские, Унгвицкие, Базилевские.
В 1893 году в «Уфимских губернских ведомостях» краевед А.В. Черников-Анучин опубликовал статью о родоначальнике Базилевских, и благодаря его работе известна история возникновения этой фамилии. Протоиерей стерлитамакского собора Феодор Иванович Базилевский (1757‒1848) был сыном священника Зилаирской крепости о. Иоанна Шишкова. В 1793 году дьячок Феодор Шишков архиепископом Казанским Амвросием (Подобедовым) был рукоположен в диакона к Покровской церкви города Стерлитамака. При этом владыка «приказал новопоставленному диакону писаться впредь везде уже не Шишковым, а Базилевским». Вероятно, фамилия была образована от титула древнегреческих, а затем византийских императоров – базиле́вс. Будущий миллионер-золотопромышленник и самый известный уфимский благотворитель Иван Федорович Базилевский (1791‒1876) являлся одним из первых учеников открытой в Уфе в июне 1800 года Оренбургской духовной семинарии, но свою фамилию он получил не там, а от отца, которому она была присвоена при рукоположении.
Тем не менее, можно предположить, что большинство «коренных» уфимских духовных фамилий появились именно в семинарии. Иногда удается проследить процесс их образования. Так, в 1880-х годах в Уфимской епархии служил священник Виктор Евсигнеевич Касимовский, его брат Василий Евсигнеевич (1832‒1902) был преподавателем Уфимской духовной семинарии. В ревизских сказках села Касимова Уфимского уезда, сохранились сведения о том, что в 1798 умер дьячок Петр Федоров. В 1811 году его пятнадцатилетний сын Евсигней Касимовский обучался в Оренбургской семинарии. Таким образом Евсигней получил свою фамилию по названию села, где служил отец.
В 1809 году у воспитанников Оренбургской духовной семинарии (напомним, что находилась она в Уфе) были такие фамилии, как Адамантов, Акташевский, Алфеев, Альбинский, Аманатский, Богородицкий, Борецкий, Быстрицкий, Высоцкий, Гарантельский, Гениев, Голубев, Гумилевский, Державин, Добролюбов, Дубравин, Дубровский, Евладов, Евхоретенский, Елецкий и проч.
Можно также отметить, что некоторая часть семинаристов и в самом начале XIX века носила простые фамилии, образованные от имен. Были, и те, кто сохранил свои старинные родовые. Так, например, Кибардины. Еще в 1730-х годах в дворцовом селе Каракулине (ныне в территории Удмуртии) пономарем был Василий Кибардин. В последующие более чем 200 лет многие Кибардины служили в Оренбургско-Уфимской епархии.
В XIX веке в оренбургский край переводились клирики из европейской части России. Переводились и приносили со своей родины новые духовные фамилии. Первый достаточно полный список Уфимского духовенства (священники, диаконы, псаломщики) был опубликован в Справочной книжке Уфимской губернии за 1882-1883. Среди них, конечно, были Андреевы, Васильевы, Макаровы; имелись и те, кто носили «не совсем» духовные фамилии: Бабушкин, Кулагин, Полозов, Уваров, Малышев. Но, тем не менее, у большинства священно- и церковнослужителей они были «семинарскими». После того, как в 1830-1840-е годы указами Синода фамильная «безурядица» была прекращена, их доля стала постепенно уменьшаться, но и в первой трети XX века оставалась еще довольно высокой. Так, по сведениям из Адрес-календаря Уфимской губернии за 1917 год, более половины священников имели явно духовные фамилии.
Можно задаться вопросом, почему нечто подобного не происходило, например, в среде купечества? Почему дворяне не спешили расставаться подчас с весьма неблагозвучными фамилиями, седи которых были Дуровы, Свиньины, Куроедовы?
В своих «Мелочах архиерейской жизни» Н.С. Лесков писал об орловских «духовенных», ещё с детства необыкновенно его интересовавших: «они располагали меня к себе… сословной оригинальностию, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников». По всей вероятности, «сословная оригинальность» проистекала из того, что духовенство было самым образованным сословием российского общества.
Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян (по незнанию грамоты) не смогли его даже подписать, в семье священников Ребелинских уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. Священник Зилаирской крепости Иван Шишков, так как ни духовных училищ, ни семинарии в крае не было, в 1770-х годах смог дать своему сыну только домашнее образование. При этом будущий всеми уважаемый и весьма просвещенный стерлитамакский протоиерей Феодор Иванович Базилевский обучился грамоте, счету, Закону Божию, церковному уставу и пению по церковному обиходу.
Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя ‒ в 1828-м.
До 1840-х годов главным предметом в семинариях был латинский язык, который изучался до степени свободного им владения. В средних классах воспитанников обучали сочинять стихи и произносить речи на латыни. В высших все лекции читались на латинском языке, семинаристы читали античные и западноевропейские богословские и философские труды, сдавали экзамены на латинском языке. В Уфимской семинарии уже в 1807 году были открыты классы медицины и рисования, в 1808 году ‒ французского и немецкого языков. С 1840-х годов латынь стала одним из общеобразовательных дисциплин. Кроме богословских и богослужебных предметов в Уфимской семинарии изучались: гражданская и естественная история, археология, логика, психология, поэзия, риторика, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие, еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки.
Основная часть выпускников становились приходскими священниками, но были и те, кто служил затем в различных светских учреждениях (чиновники, преподаватели). Некоторые семинаристы поступали в высшие духовные и светские учебные заведения – духовные академии, университеты.
В 1897 году по данным первой всеобщей переписи населения по Уфимской губернии среди дворян и чиновников грамотных было 56,9%, в семьях духовного сословия ‒ 73,4%, городских сословий ‒ 32,7%. Среди дворян и чиновников тех, кто получил образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства ‒ 36,8%, городских сословий ‒ 2,75%.
Особенно в XIX веке духовенство исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, художников есть множество «духовных». Далеко не случайно, что воплощение таланта, цивилизованности, оригинальности и общей культуры ‒ это булгаковский герой Филипп Филиппович Преображенский, сын соборного протоиерея.
В современном обществе духовные по происхождению фамилии довольно распространены, а многие их носители даже и не подозревают, что отдаленный предок мог принадлежать к духовному сословию. Духовные (иногда их ещё называют семинарскими) фамилии это не только Богоявленский, Агров или Херувимов; но и, например: Скворцов, Зверев, Касимовский, Борецкий, Великанов, Светлов, Головин, Тихомиров и многие другие.
Определить, то хотя бы предположить социальный статус, вернее сословную принадлежность своих предков, можно только в том случае если они передали своим потомкам духовные фамилии. Большинство других русских фамилий, в общем-то - всесословны. В том числе и “громкие” дворянские. Например, – Гагарины. Это и представители древнего княжеского рода; а так же смоленские крестьяне, и их потомок - Юрий Алексеевич Гагарин. Или другой пример. Замечательный писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942) писал под литературным псевдонимом. Настоящая его фамилия была – Ильин, а уфимские дворяне Ильины являлись потомками Рюрика. Так что “простую” фамилию Ильин, могли носить и рюриковичи, а также купцы, мещане, и крестьяне.
А вот среди православного духовенства Ильиных было немного. Объясняется это тем, что в конце XVIII - первой трети XIX века, в духовном сословии происходил уникальный “фамилииобразующий” процесс. Повсеместно при поступлении ученика в Духовное училище или в Духовную семинарию ему присваивалась новая звучная или оригинальная фамилия.
Интересное описание этой эпохи оставил в своих воспоминаниях, опубликованных в 1882 году в журнале “Русская старина”, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Иванович Ростиславов (1809-1877).
“В то время, которое я описываю, и даже еще долго, фамильные названия у большинства духовных лиц были мало употребительны… Батюшка мой, несмотря на свою благочинническую должность, подписывался на всех рапортах консистории и к архиерею Иваном Мартыновым. Потом родные братья, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях, часто имели различные фамилии, например из дедушкиных детей, батюшка мой прозывался Тумским, дядюшка Иван – Весельчаковым, а дядюшка Василий – Крыловым.
…На основании этого обычая, духовные лица, отдавая детей своих в училище, давали им такие фамилии или прозвища, которые почему-либо им нравились. Люди простые, не изобретательные, не ученые, брали в этом случае во внимание или:
1) название села, так например, из четырнадцати сел Касимовского уезда, принадлежащих к Мещоре, только Черкасово и Фрол, сколько я помню, не дали прозвища детям своего духовенства, а из прочих вышли мне известные Тумские и Тумины, Биреневы, Лесковы, Палинские, Пещуровы, Куршины, Верикодворские, Гусевы, Пармины, Палищины и Прудины;
2) храмовые праздники: отсюда множество Вознесенских, Успенских, Ильинских…;
3) звание отца: отсюда Протопоповы, Поповы, Дьячковы, Дьяковы, Пономаревы; замечательно, что слова “священник” и “причетник” не пользовались популярностью; я не помню ни одного семинариста с фамилиею Священников или Причетников;
…Обучавшиеся же в семинариях и вообще обнаруживавшие притязание на ученость или остроумие, давали фамилии своим детям, сообразуюсь или с теми качествами, которые в них замечались, или с теми надеждами, которые на них рассчитывали. Отсюда множество Смирновых, Кротковых, Славских, Славинских, Поспеловых, Чистяковых, Надеждиных, Надежиных, Разумовых, Разумовских, Добрыниных, Добровых, Твердовых и проч. Тут, впрочем, очень любили фамилии, составленные из двух слов, - особенно те, в которые входили слова: Бог, добро и благо. Отсюда бесчисленное множество Тихомировых, Остроумовых, Миролюбовых, Миротворских, Миловидовых, Боголюбовых, Благосветловых, Благонравовых, Благосердовых, Благонадеждиных, Чистосердовых, Добромысловых, Добролюбовых, Добронадеждиных, Доброхотовых, Добротворских и поч.
…Но русский язык казался для многих недостаточным, или может быть надобно было блеснуть знанием латинского или греческого языков; отсюда Сперанские, Амфитеатровы, Палимсестовы, Урбанские, Антизитровы, Витулины, Мещеровы.
Само начальство не хотело тоже не заявить своего участия в этом деле; иные потому что отцы им самим предоставляли дать прозвание сыновьям, а другие даже отнимали у отцов право на это. В этом отношении замечателен был смотритель Скопинского училища Илья Россов. Для фамилий учеников он пользовался всеми науками, особенно естественными и историей: у него были Орловы, Соловьевы, Волковы, Лисицыны, Алмазовы, Изумрудовы, Румянцевы, Суворовы и проч. и проч. Однажды он вздумал отличиться перед правлением семинарии и обратить его внимание на свою изобретательность. Он прислал списки, в которых ученики внесены были, так сказать отдельными группами, по свойству своих фамилий, т.е. писались к ряду Румянцевы, Суворовы, Кутузовы, потом Орловы, Соловьевы, Птицыны, далее Волковы, Лисицыны, Куницыны. Но правление семинарии возвратило списки со строгим выговором и приказало составить их по успехам учеников, а не по значению фамилий их.
…Многие отцы-ректоры, академисты, магистры любили остроумничать по части фамилий. Если им почему-либо нравился какой-либо ученик, то они переменяли его фамилию и давали другую, которая им казалась лучше. Этой затейливостью отличался ректор рязанской семинарии Илиодор… Моего товарища Дмитрова перекрестил в Мелиоранского, ученика богословия Кобыльского в Богословского и проч.
Когда я уже был в академии, Синод как-то догадался, что надобно положить конец этой безурядице, которая была причиною многих недоразумений при делах по наследствам. Он издал указ, которым предписывалось, чтобы все священно- и церковнослужители проименовывались и подписывались по имени и фамилии, чтобы дети их имели фамилии своих отцов. В это время мой батюшка решился поступить довольно оригинально. У него уже было четверо детей: я при должности, а прочие еще обучались, но имели все мою фамилию. Он подал прошение архиерею, что бы ему самому дозволено было именоваться Ростиславовым. Точно так же поступил мой дядя Иван Мартыновыч: он из Весельчакова стал Добровольским, потому что так прозывался его старший сын, обучавшийся тогда еще, кажется в семинарии. Я очень жалел, что не знал о намерении батюшки переменить свою фамилию. Не знаю почему он захотел назвать меня Ростиславовым, но я не любил этой фамилии, мне приятнее было бы быть Тумским”.
Известны некоторые духовные или семинарские фамилии-“кальки”. Когда Петухов превращался в Алекторова (от греческого “алектор” - петух), Соловьев в Аедоницкого, Белов в Альбанова, Надеждин в Сперанского и так далее.
Были случаи, когда фамилию выбирали в честь известного или уважаемого человека. В 1920-х годах были опубликованы воспоминания церковного историка Евгения Евсигнеевича Голубинского (1834 – 1912), родившегося в Костромской губернии в семье сельского священника Е.Ф.Пескова.
“Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию…он хотел дать мне фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, ион начнет перебирать: Голубинский, Делицын (который был известен как цензор духовных книг), Терновский (разумел отец знаменитого в свое время законоучителя Московского университета, доктора богословия, единственного после митрополита Филарета), Павский, Сахаров (разумел отец нашего костромича и своего сверстника Евгения Сахарова, бывшего ректором Московской Духовной Академии и скончавшегося в сане епископа Cимбирского), заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: "Какая фамилия тебе более нравится?" После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии "Голубинский".
Можно привести еще один забавный эпизод из воспоминаний, напечатанных в 1879 году в журнале “Русская старина” (имя их автора - сельского священника, не было названо). В 1835 г. отец привез его в Саратовское духовное училище.
“Несколько сот учеников толпилось на дворе… Некоторые из новичков, прижавшись к стенке, с клочком бумажки в руках, заучивали свою фамилию. У нас, духовных, как известно уже всем, фамилии есть забавные. Откуда они взялись? Это было так: привозит какой-нибудь отец своего мальца в училище, ставит на квартиру, непременно в артель. В артельной квартире непременно уже господствует какой-нибудь великан-синтаксист, лет 10 трудящийся над латинскими и греческими спряжениями. Иногда таких господ собиралось и по несколько на одной квартире. Отец обращается к какому-нибудь и спрашивает: какую бы, милостивый государь, дать фамилию моему парнишке? Тот в это время долбил: типто, типтис, типти…- Какую фамилию дать?!..Типтов! Другой, такой же атлет, сидит в это время, где-нибудь верхом на коньке сеновала или погребицы и долбит: diligenter – прилежно, male – худо… Слышит, о чем спрашивают и орет: Нет, нет! Дай своему сыну прозвание Дилигентеров, слышишь: Дилигентеров! Третий, такой же скотина, сидит верхом на заборе и орет урок из географии: Амстердам, Гарлем, Сардам, Гага… «Нет, нет, - перебивает, - Дай прозвище сыну Амстердамов!». Сбегаются все, делается совет, т.е. крик, ругань и иногда с зуботрещинами, и чья возьмет, того фамилия и останется. Дикий малец не может и выговорить-то, как его окрестили эти урванцы. Ему пишут на бумажку и он ходит и заучивает иногда, право, чуть не месяц. С месяц, по крайней мере, было, что спроси кого-нибудь учитель, и человек десять бросятся в карманы за запиской, что бы справиться, не его ли вызывают? Вот причина, почему у нас духовных, образовались фамилии Превышеколокольниходящинских! Я не раз бывал свидетелем подобных сцен. Я был уже в последнем классе семинарии, в 1847 году, когда последовало распоряжение Синода, что бы дети носили фамилию своих отцов. Но, за то, Превышеколокольниходящинские закрепились навек”.
Своеобразие фамилий в духовном сословии, частенько становилось предметом для шуток. Так, в рассказе А.П.Чехова “Хирургия”, дьячок – Вонмигласов (от церковно-славянского “вонми” – услышь, послушай); дьячок в рассказе “Канитель” – Отлукавин.
27 сентября 1799 года, указом Императора Павла I, была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. При этом местом пребывания епископа был назначен не губернский тогда Оренбург, а Уфа. В июне 1800 года в Уфе была открыта Оренбургская духовная семинария. В нашем обширнейшем крае – это было первое духовное учебное заведение. И можно предположить что, как и повсеместно, именно в её стенах началось активное “фамилиетворчество”. Но стоит отметить, что и в XVIII веке (то есть в досеминарскую эпоху) в Уфе и провинции служили клирики с необычными фамилиями: Ребелинские, Унгвицкие, Базилевские.
В 1893 году в “Уфимских губернских ведомостях” краевед А.В.Черников-Анучин опубликовал статью о родоначальнике Базилевских, и благодаря его работе известна история возникновения этой фамилии. Протоиерей стерлитамакского собора Фёдор Иванович Базилевский (1757-1848) был сыном священника Зилаирской крепости о. Иоанна Шишкова. В 1793 году, дьячок Фёдор Шишков архиепископом Казанским Амвросием (Подобедовым) был рукоположен в диакона к Покровской церкви города Стерлитамака. При этом владыка “приказал новопоставленному диакону писаться, впредь, везде уже не Шишковым, а Базилевским”. Вероятно, фамилия была образована от титула древнегреческих, а затем византийских императоров – базиле́вс. Будущий миллионер-золотопромышленник и самый известный уфимский благотворитель Иван Фёдорович Базилевский (1791-1876) являлся одним из первых учеников открытой в Уфе в июне 1800 года Оренбургской духовной семинарии, но свою фамилию он получил не в ней, а от отца, которому она была присвоена при рукоположении.
Тем не менее, можно предположить, что большинство “коренных” уфимских духовных фамилий появились именно в семинарии. Иногда удается проследить процесс их образования. Так в 1880-х годах в Уфимской епархии служил священник Виктор Евсигнеевич Касимовский, его брат Василий Евсигнеевич (1832-1902) был преподавателем Уфимской духовной семинарии. В ревизских сказках села Касимова Уфимского уезда (ныне в составе микрорайона Шакша), сохранились сведения о том, что в 1798 умер дьячок Пётр Федоров. В 1811 году его 15-ти летний сын - Евсигней Касимовский обучался в Оренбургской семинарии. Таким образом, Евсигней получил свою фамилию по названию села, где служил отец.
В 1809 году у воспитанников Оренбургской духовной семинарии (напомним, что находилась она в Уфе) были фамилии:
Адамантов
Акташевский
Альбинский
Аманатский
Березовский
Богородицкий
Борецкий
Бродский
Бугульминский
Быстрицкий
Виноградов
Высоцкий
Гарантельский
Гиляровский
Гумилевский
Державин
Добролюбов
Должниковский
Дубравин
Дубровский
Евхоретенский
Ждановский
Зеленский
Земляницин
Ивановский
Ильинский
Инфантьев
Казанцев
Канцеров
Карпинский
Касимовский
Катаевский
Космодемьянский
Красавцев
Красноярский
Круглополев
Лебединский
Левковский
Лепоринский
Лепяцкий
Магницкий
Молчанов
Монсветов
Набережный
Надеждин
Никольский
Петровский
Петропавловский
Прибыловский
Протопопов
Ребелинский
Рождественский
Руфитский
Сельский
Сергиевский
Серебренников
Словохотов
Смельчаков
Тоболкин
Тобольский
Троицкий
Унгвицкий
Флоринский
Фрагранский
Холмогоров
Хрусталев
Червинский
Черемшанский
Чистохотов
Ясинский
Можно также отметить, что некоторая часть семинаристов, и в самом начале XIX века, носили простые фамилии, образованные от имен. Были, и те, кто сохранил свои старинные родовые. Так, например, Кибардины. Еще в 1730-х годах в дворцовом селе Каракулине (ныне в территории Удмуртии) пономарем был Василий Кибардин. В последующие более чем 200 лет многие Кибардины служили в Оренбургско-Уфимской епархии.
В XIX веке в наш край переводились клирики из европейской части России. Переводились и приносили со своей родины новые духовные фамилии. Первый достаточно полный список Уфимского духовенства (священники, диаконы, псаломщики) был опубликован в Справочной книжке Уфимской губернии за 1882-1883. Среди них, конечно, были: Андреевы, Васильевы, Макаровы; и те, кто носили “не совсем” духовные фамилии: Бабушкин, Кулагин, Полозов, Уваров, Малышев. Но, тем не менее, у большинства священно и -церковнослужителей они были духовными. Приведем некоторые.
Алеманов
Альбанов
Альбокринов
Аравицкий
Аргентовский
Архангельский
Белокуров
Бельский
Беневоленский
Бережковский
Благовещенский
Благодатов
Благонравов
Боголюбов
Богомолов
Бономорский
Василевский
Васнецов
Введенский
Великанов
Веселитский
Викторов
Владиславлев
Вознесенский
Воскресенский
Галунский
Геллертов
Генерозов
Головинский
Грачевский
Гребенев
Григоровский
Громогласов
Гуменский
Дмитровский
Добродеев
Добротворский
Доброхотов
Добрынин
Еварестов
Евфорицкий
Ерикалин
Желателев
Желвицкий
Златоверховников
Златоустовский
Ишерский
Казанский
Казырский
Кандарицкий
Касторский
Катанский
Кибардин
Кипарисов
Клейстеров
Ковалевский
Колокольцев
Кондарицкий
Константиновский
Контрактов
Котельников
Кочуновский
Красносельцев
Кречетов
Кувшинский
Кыштымов
Лавровский
Левитский
Лисневский
Логовский
Лучинский
Люперсольский
Лютецкий
Ляпустин
Малиновкин
Малиновский
Медиоланский
Милесский
Минервин
Миролюбов
Миславский
Михайловский
Монбланов
Назаретов
Налимский
Некрутов
Несмелов
Никитский
Никольский
Образцов
Остроумов
Пактовский
Перетерский
Печеневский
Подбельский
Покровский
Покрывалов
Полянцев
Пономарев
Похваленский
Преображенский
Протекторов
Пустынский
Разумовский
Реченский
Родосский
Румянцев
Сагацкий
Салтыков
Сатрапинский
Сацердотов
Светловзоров
Северовостоков
Сильевский
Симонейский
Скворцов
Соловьев.
Софотеров
Сперанский
Старосивильский
Стрежнев
Суздальский
Терновский
Тихановский
Тиховидов
Тихомиров
Туберозов
Уводский
Успенский
Фальковский
Феликсов
Фенелонов
Феофилактов
Финансов
Херувимов
Хлебодаров
Цареградский
Целяритский
Ципровский
Циркулинский
Чемоданов
Юловский
Юновидов
После того как в 1830-1840-е годы указами Синода, фамильная “безурядица” была прекращена, их доля стала постепенно уменьшаться, но, и в первой трети XX века оставалась еще довольно высокой. Так по сведениям из Адрес-календаря Уфимской губернии за 1917 год, более половины священников имели явно духовные фамилии. Кроме тех, что были приведены выше.
Алешинский
Алякринский
Беркутов
Бобровский
Богданов
Богословский
Богоявленский
Востоков
Геллертов
Горностаев
Граммаков
Задорожин
Земляницкий
Каллистов
Кондаков
Конфеткин
Ласточкин
Лепоринский
Логочевский
Макарьевский
Мокринский
Нарциссов
Новорусский
Павинский
Парийский
Песчанский
Починяев
Разсыпинский
Светозаров
Сердобольский
Спасский
Таланкин
Талантов
Можно задаться вопросом, почему нечто подобного не происходило, например, в среде купечества? Почему дворяне не спешили расставаться подчас с весьма неблагозвучными фамилиями: Дуровы, Свиньины, Куроедовы?
В своих “Мелочах архиерейской жизни” Н.С.Лесков писал, об орловских “духовенных” ещё с детства необыкновенно его интересовавших: “они располагали меня к себе … сословной оригинальностию, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников”. По всей вероятности, “сословная оригинальность” проистекала из того, что духовенство было самым образованным сословием российского общества.
Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян (по незнанию грамоты) не смогли его даже подписать, в семье священников Ребелинских, уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем, несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. Священник Зилаирской крепости Иван Шишков, так как ни духовных училищ, ни семинарии в крае не было, в 1770-х годах смог дать своему сыну только домашнее образование. При этом будущий всеми уважаемый и весьма просвещенный стерлитамакский протоиерей Фёдор Иванович Базилевский обучился: грамоте, счету, Закону Божию, церковному уставу и пению по церковному обиходу.
Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя - в 1828.
До 1840-х годов главным предметом в семинариях был латинский язык, который изучался до степени свободного им владения. В средних классах воспитанников обучали сочинять стихи, и произносить речи на латыни. В высших все лекции читались на латинском языке, семинаристы читали античные и западноевропейские богословские и философские труды и сдавали экзамены на латинском языке. В Уфимской семинарии уже в 1807 году были открыты классы медицины и рисования, в 1808 году французского и немецкого языков. С 1840-х годов латынь стала одним из общеобразовательных дисциплин. Кроме богословских и богослужебных предметов в Уфимской семинарии изучались: гражданская и естественная история, археология, логика, психология, поэзия, риторика, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие, еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки. Основная часть выпускников становились приходскими священниками, но были и те, кто служил затем в различных светских учреждениях (чиновники, преподаватели). Некоторые семинаристы поступали в высшие духовные и светские учебные заведения – духовные академии, университеты.
В 1897 г. по данным первой всеобщей переписи населения по Уфимской губернии среди дворян и чиновников, грамотных было 56,9%, среди духовенства - 73,4%, городских сословий - 32,7%. Среди дворян и чиновников, получивших образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства -36,8%, городских сословий - 2,75.
Особенно в XIX веке духовенство исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, художников множество духовных. Далеко не случайно, что воплощение таланта, цивилизованности, оригинальности и общей культуры это – сын соборного протоиерея, булгаковский Филипп Филиппович Преображенский.