Информация о народных музыкальных инструментов. Духовые деревянные музыкальные инструменты

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Струнные народные инструменты. Видео урок.

На вопрос о том, какой инструмент был прообразом первого струнного народного инструмента , обычно от детей можно услышать, что это балалайка или гитара. Очень мало кто осознает, что это был простой охотничий лук. Действительно, много раз перед охотой проверяя хорошо ли натянута тетива, человек заметил, что разные луки звучат не одинаково и люди решили использовать лук как музыкальный инструмент.Играть на разных луках неудобно, поэтому человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. И в результате этого получился инструмент очень напоминающий по внешнему виду арфу. Можно предположить, что таким образом появилась третья группа музыкальных инструментов – струнные музыкальные инструменты . Но натянутая на лук тетива будет звучать очень тихо, а если поднести эту звучащую тетиву к дуплу дерева или к пустому деревянному ящику, то звук усилится. Таким образом, очевидно, люди пришли к изобретению резонатора – неотъемлемой части любого струнного инструмента, который усиливает звук.

Одним из самых известных и древних струнных инструментов являются гусли. Первое упоминание о них относится к VI веку, а название их происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, поэтому звучащая струна получила наименование «гусла». Таким образом гусли – это гудящие струны.

Причем, не безразлично из какого материала сделан корпус музыкального инструмента. Корпус резонатора гуслей, обычно, выдалбливали из сосны или ели, а деку (дека – значит крышка) делали из явора. Отсюда произошло и их название – гусли «яровчатые» (искаженное «яворчетые»).

В настоящее время существуют три разновидности гуслей: гусли звончатые или «яровчатые», гусли щипковые и гусли клавишные. Давайте рассмотрим по порядку эти три группы.

1. Гусли звончатые.

Гусли звончатые – самый древний вид гуслей. Вы их видите на картинке выше.

Это инструмент представляющий собой деревянный ящик крыловидной или трапецеидальной формы, поверх которого натянуты струны. Играют на них, защипывая струны или обеими руками или пальцами только правой руки. Левая рука при этом служит для того, чтобы приглушить звук определенной струны (ей прижимают струны, которые не должны звучать). На этих гуслях можно сыграть и щипком мелодию и бряцанием, как на балалайке и извлекать аккорды арпеджированно, как на арфе. В старину часто на этом инструменте играли, сопровождая свое пение народные сказители, исполнители былин. Одним из самых известных древнерусских сказителей был Боян.

Недостатком этих гуслей является небольшое количество струн (обычно 12-13), что ограничивает их возможности.

А вот гусли щипковые (следующая разновидность гуслей) значительно расширили технические и художественные возможности этого инструмента.


Они представляют собой большой прямоугольный столообразный резонатор, стоящий на ножках, на котором натянуты разной длины и толщины металлические струны(всего более 60). Защипываются они пальцами обеих рук, поэтому и называются щипковыми. Чтобы проще было ориентироваться в таком количестве струн, их натягивают в два ряда. В верхнем ряду располагаются основные звуки гаммы, а в нижнем – промежуточные хроматические звуки.

В конце XIX века появляется еще одна разновидность гуслей – гусли клавишные. Механика этого инструмента была во многом заимствована у фортепиано. По внешнему виду и размеру они похожи на гусли щипковые, но в левой части гуслей установлен специальный ящик с фортепианной клавиатурой и механикой.

Думаю, вы понимаете, что струна звучит только в свободном состоянии. Если до нее дотронуться, она звучать не будет. Если на гуслях звончатых исполнитель сам прижимает струны, чтобы они не звучали, то на гуслях клавишных это делает механика. Когда ни одна клавиша фортепианной клавиатуры гуслей не нажата, то глушители (демпферы), которые есть над каждой струной, прижимают все струны и не дают им звучать. Если на фортепианной клавиатуре нажать, например, ноты «до», «ми», «соль», то глушители этих нот во всех октавах поднимутся (а октав там более пяти и в каждой октаве есть эти ноты, но разной высоты), дав возможность этим струнам колебаться (т.е. звучать). Если после этого провести по всем струнам, то зазвучат все ноты«до», «ми», «соль», освобожденные от глушителей во всех октавах (будут звучать более 15нот).

Таким образом, процесс игры благодаря механике упрощается, и в то же время звучание становится более богатым и насыщенным (благодаря большому количеству струн).

Одноголосные мелодии на клавишных гуслях исполняют редко, чаще играют на них аккорды, но можно на них играть и одноголосные мелодии, а при необходимости можно отстегнуть ящик с фортепианной клавиатурой, превратив их в гусли щипковые.

Следующий струнный инструмент, с которым мы с вами познакомимся, будет балалайка.

Первое упоминание об этом инструменте относится к концу XVII века. До 19 века это был очень примитивный, но распространенный инструмент. Его можно было встретить не только, как говорили, «между простым народом», но и в богатых домах. О популярности этого инструмента говорит частое упоминание его в песнях, пословицах, поговорках, загадках.

Помните популярную народную песню «Во поле береза стояла»:

«Сделаю себе я три гудочка,

Четвертую балалайку».

Или пример из пословиц:

«Наш брат Исайка – без струн балалайка».

Есть немало упоминаний этого инструмента и в произведениях русской литераатуры. Вот, например строки из Евгения Онегина А.С. Пушкина:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка…

А вот строки Лермонтова:

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и свободный!..

Откуда произошло название этого инструмента?

Многие исследоаватели отмечают, что корень слов «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», родственен таким русским словам, как балакать балагурить, т.е. болтать, пустозвонить, поэтому в частушках, поговорках нередко подчёркивается именно этот смысл, например:

Балалаечка – гудок

Разорила весь домок…

Такая популярность балалайки продолжалась до начала 19 века, до появления в России сначала гитары, а затем гармони, которые вытеснили ее из употребления.

И неизвестно, как бы сложилась судьба этого инструмента, если бы на него не обратил внимание Василий Васильевич Андреев. Вот как описывал свою первую встречу с этим инструментом сам Андреев:

«...Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера... Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки... Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске... Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл... на балалайке!.. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!.. Присмотревшись внимательно, как играл Антип (имя работника), я попросил его тут же показать некоторые приемы игры». Андреев начал учиться играть на этом инструменте и вскоре почувствовал, что возможности этого инструмента очень ограничены: на ней было мало ладов, причем они не были зафиксированы, а были навязаны, поэтому часто сползали, их приходилось поправлять. Андреев долго изучал различные балалайки (в то время они были разной формы и конструкции), прежде чем сделать окончательный чертеж балалайки, с которым он отправился к скрипичному мастеру с просьбой изготовить по его чертежу балалайку. Изготовление первой балалайки оказалось очень не легким делом. Вот как описывает это сам Андреев:

«Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особой выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку; когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но тем не менее решил настаивать на своем; в конце концов мне удалось убедить его не словами, делом... Я принес ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 копеек, на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что-он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой... и неоднократно был свидетелем, как при каждом звонке он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на верстаке балалайки...»

Первый же концерт Андреева имел большой успех.

В 1885 году новую балалайку для Андреева изготовил известный петербургский мастер Франц Станиславович Пасербский. Она отличалась от первой балалайки, на ней впервые появились врезанные порожки, благодаря чему строй ее был значительно лучше. Порожков было пять, поэтому ее иногда называют «пятиладовой». На современной балалайке их более 20.

Давайте подробнее рассмотрим ее устройство.


Балалайка состоит из корпуса, грифа, на котором врезаны порожки и головки грифа, ее еще называют лопаткой. На ней находится колковый механизм, при помощи которого настраивают балалайку. На балалайке 3 струны: 2 из них настроены одинаково (на ноту «ми», третья струна настроена на ноту «ля»). Играют на балалайке пальцем, чаще всего приемом, который называют «бряцанием», но иногда играют и «щипком».

Следующим шагом Андреева было создание ансамбля балалаечников из 8 человек, затем из 14. Он заказал разные виды балалаек: приму, секунду, альт, бас иконтрабас и с этим ансамблем давал концерты.

В 1892 году, во время гастролей во Франции Андрееву было присвоено звание академика Французской академии «за введение нового элемента в музыку». Ансамбль Андреева стали приглашать на самые почетные сцены Петербурга. Его слушали и восхищались многие русские музыканты. В частности, П.И. Чайковский сказал: «Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект может она дать в оркестре! По тембру - это незаменимый инструмент!».

Вот так благодаря усилиям Андреева, которого называли «отцом русской балалайки» этот инструмент был возрожден и сейчас является самым, пожалуй, известным в мире русским народным музыкальным инструментом.

Следующим инструмент - это домра.

Музыканты-ученые предполагают, что далеким предком нашей русской домры явился египетский инструмент «пандура». У некоторых народов есть инструменты с похожими названиями: у грузин - чунгури и пандури, у южных славян - танбура, у украинцев - бандура, у туркменов - дутар, у монголов - домбур, у киргизов и татар - думра, у калмыков - домр.

В древней Руси большой популярностью в народе пользовались скоморохи. Они, как бы мы сейчас сказали, были профессиональными артистами, т.е. ходили по городам и селениям и зарабатывали себе на жизнь, давая представления. Искусство их было синтетическим: они и пели и плясали и разыгрывали различные сценки, в которых не редко высмеивали служителей церкви, купцов, бояр. Одним из любимых музыкальных инструментов скоморохов была домра .


В искусстве скоморохов видели вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Это и явилось главной причиной начавшегося вскоре гонения на скоморохов.

В одном из царских указов XV века говорится: «Где появятся домры, сурны и гусли, то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батоги». А по одному из царских указов XVII века на окраину Москвы было свезено 5 доверху нагруженных подвод с музыкальными инструментами, которые были сожжены. В следствии этих действий домра была на несколько столетий забыта и только благодаря стараниям В.В. Андреева в конце 19 века этот инструмент был возрожден.

Если посмотреть на устройство этого инструмента , то мы заметим, что в отличие от балалайки, корпус этого инструмента имеет округлую форму.

Играют на нем не пальцами, как на балалайке, а медиатором (костяная или пластмассовая пластинка), благодаря чему звук извлекается более громкий, но более жесткий, по сравнению с балалайкой. Существуют две разновидности домр: трехструнная и четырёхструнная. Четырехструнная имеет такой же строй, как скрипка, поэтому на ней можно сыграть все произведения, написанные для скрипки. Звук у четырехструнной домры более тихий, поэтому ее редко используют в оркестре, а, в основном, она используется как сольный и ансамблевый инструмент. Давайте послушаем как звучит домра.

И балалайки и домры входят в состав оркестра русских народных инструментов. Существуют различные разновидности этих инструментов: балалайка прима, балалайка секунда, балалайка альт , балалайка бас, балалайка контрабас, домра пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая , теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение домры пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

И в заключении хотелось бы несколько слов сказать о народных инструментах гармони и баяне , хотя они и не являются струнными, но у нас с вами сегодня последнее занятие по народным музыкальным инструментам и не поговорить о них нельзя.

Нельзя сказать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Но есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Русские гармони можно разделить на два вида по типу извлечения звука: гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения меха.

К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).

Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони и по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Вообще, надо сказать, что по внешнему виду гармони очень разные. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.


В чем главное отличие гармони от баяна? На гармони строй диатонический. Чтобы понять, что такое диатонический строй, представьте клавиатуру фортепиано. На ней есть белые и черные клавиши. Если бы на фортепиано был строй как у гармони, у него бы не было черных клавиш. На гармони без труда можно сыграть русские наигрыши (в них хроматических звуков нет).

Но есть мелодии, в которых есть хроматические звуки (как бы черные клавиши на ф-но). Такие мелодии сыграть на гармони невозможно, т.е. возможности гармони ограничены.

Чтобы избавиться от этого недостатка была изобретена гармоника с полным хроматическим звукорядом, а сконструировал ее баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году. У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован. Т. е. это был уже баян, только пока так еще не назывался.

Примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера, а затем тульские и другие. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.


С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Русские гармонные мастера внесли важные усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил баян, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна (Баяна), упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», это название впервые стало использоваться на афишах в начале мая 1908 года в Москве.Таким образом появился популярный сейчас в нашей стране инструмент - баян

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера.


Баян состоит из трёх частей - правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Правая и в меньшей степени левая клавиатуры могут иметь некоторое количество регистровых переключателей, в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки.

Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах.

Давайте послушаем, как звучит современный баян. В исполнении лауреата Международных конкурсов, профессора воронежской академии искусств Александра Склярова прозвучит пьеса Евгения Дербенко «Галоп».

Сегодня мы с вами поговорили об основных струнных русских народных инструментах (гусли, балалайка, домра) и о популярных народных инструментах гармони и баяне.

Следующей нашей темой будут инструменты симфонического оркестра.

Духовые народные инструменты. Видео урок.

Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:

1. Свистящие

2.Язычковые

3. Амбушюрные

Свистящие духовые инструменты являются самыми древними представителями этой группы. Звук в них образуется благодаря тому, что струя воздуха, которую в них вдувают, рассекается на 2 части. Может быть, кому из вас приходилось, вдувая воздух в бутылку, заставить ее звучать? Звук в данном случае получается благодаря тому, что часть воздушной струи направляется в бутылку, а часть – мимо нее, и благодаря этому она начинает звучать. На примере свистульки , о которой мы будем говорить чуть позже, мы можем увидеть,что часть воздуха при вдувании попадает внутрь свистульки, а часть выходит мимо. На этом принципе основано звучание всех духовых свистящих инструментов. Разница лишь в том, что играя на некоторых из них, исполнителю самому приходится направлять таким образом воздушную струю, а в некоторых вставлен для этого специальный свисток, благодаря которому эта струя делится.

Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать русской разновидностью флейты Пана.

В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях (Брянской, Курской, Белгородской) и в разных селениях имеет свои названия - «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое ее название - «кугиклы». Называются кугиклы так потому, что что делали их из стеблей камыша , которые называются куги. Заготовку тростниковых трубок производят поздней осенью, когда стебли камыша полностью созреют. В местах соединения трубочек, так называемых «суставах», острым ножом делали надрезы вокруг трубки. Слегка надломив, их отделяли одну от другой. Получались трубочки, наглухо закрытые с одного конца и открытые - с другого. Затем внутренние стенки трубок очищали от наслоений либо гусиным пером (народная традиция изготовления), либо круглой палочкой. Иногда для изготовления кугикл использовались и другие растения, которые имели трубчатые стебли. Обычно кугиклы состояли из 3 -5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (обычно от 10 до 16 см.). Верхние концы трубок были открыты, нижние – закрыты. Стволы, в отличии от флейты Пана, не скрепляли между собой. Открытые концы трубок подносили ко рту , дули на края срезов, извлекая таким образом звуки. Вы знаете, что удлинив трубку, мы получим более низкий звук, а укорачивая трубку, мы будем получать более высокие звуки, но таким образом кугиклы обычно не настраивали, потому что ошибочно укоротив больше чем нужно трубку, она оказывалась непригодной. Вместо укорачивания трубки в нее на дно клали камешек или заливали воск, т. е. в случае ошибки можно было ее исправить. Иногда нижние концы затыкали пробками, которые можно было передвигать вверх и вниз, изменяя объем воздуха в трубке и таким образом настраивая их.

Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент . Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.

Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки .

Характерной особенностью которых является то, что многие из них изготовляются не из дерева, как большинство русских народных инструментов, а из глины. Во многих странах мира есть инструмент, который называется акарина , что в переводе с итальянского означает гусенок. Первоначально она действительно напоминала гусенка, но впоследствии эти инструменты стали делать в форме различных животных.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске свистулек была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.

Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.


У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка, пищаль, пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.

Изготавливают свирель из различных материалов (можно ее сделать из дуба, груши, акации, бамбука) . При этом по звучанию они будут немного отличаться.

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке , существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

И последний инструмент этой группы (язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.


Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

На древних картах можно посмотреть, где она находилась.


У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют (в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Дело в том, что изготавливали его раньше, обычно, из козьей или телячьей шкуры, сшивая из нее мешок, в которую вставляли, чаще всего, жалейки. В одно отверстие, от передних ног в шкуре, вставляли трубку, через которую накачивали в шкуру воздух. В этой трубке стоял обратный клапан, который не давал выходить воздуху из этого мешка, В отверстие от другой ноги вставляли жалейку, а в шейное отверстие вшивали еще одну или две жалейки, которые звучали, всегда издавая один и тот же звук. Эти тянущиеся звуки называют бурдонами, они звучат непрерывно, создавая гармонический фон мелодии. Держат волынку, чаще, под мышкой, периодически накачивая в мешок воздух. При нажатии на мешок, из него через жалейки выходил воздух, заставляя их звучать.

Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии, и считается национальной реликвией.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.

Надо сказать, что сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты . Самым известным инструментом этой группы является рожок . Название инструмента происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

При втором способе изготовления , рожок вытачивался на токарном станке из цельной заготовки, внутри которой прожигалось отверстие.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают народные традиции.

История возникновения музыкальных инструментов. Видео урок.

Когда возникли музыкальные инструменты? На этом вопрос можно получить очень разные ответы.(от100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно. Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя). Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше.

Какой же инструмент возник первым?

Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека . Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, две ракушки, и вместо хлопков в ладоши ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными .

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан . Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь что-либо предположить. Например, однажды, ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан . Инструменты похожей конструкции есть у многих народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей. Европейцы или американцы приплывали на африканский континент, чтобы захватить в плен и затем продать его жителей. Иногда приходя в селение, они никого там не заставали, жители успевали уйти от туда. Так случалось потому, что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали их об этом, т.е. люди понимали «язык» барабанов.

Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов .

Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов мы так же не знаем, а лишь можем предположить что-либо. Например, однажды, охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник. Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него. Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, что бы он ее спас. Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто называют сиринкс. У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь неодушевленный предмет, им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Кач ались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил-

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже,наверное, догадались, является струнная группа инструментов . И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук . Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука . И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой .

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

Ударные народные инструменты. Видеоурок

Русские народные ударные инструменты являются первой из трех групп народных инструментов. Характерной особенностью русских народных ударных инструментов является то, что некоторые из них были предметами быта. Пожалуй одним из самых распространенных русских народных инструментов являются ложки. Раньше ложки были деревянными , и эти деревянные ложки люди стали использовать, как ударный инструмент. Играли, обычно, на трех ложках, из которых две держали в одной руке, а третью – в другой. Дети часто играют на двух ложках, скрепленных вместе Исполнителей на ложках называют ложкарями . Есть очень искусные ложкари, которые играют на большем количестве ложек, которые воткнуты и в сапоги и за пояс.


Следующим ударным инструментом, которые тоже являлся предметом быта является рубель . Он представляет собой деревянный брусок с зазубринами на одной стороне. С его помощью стирали и разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, то мы услышим целый каскад громких, трескучих звуков.


Следующим нашим инструментом, с которым мы познакомимся будет трещотка . Существуют две разновидности этого инструмента. Трещотка, представляющая из себя набор деревянных пластин, связанных вместе веревкой и круговая трещотка, внутри которой зубчатый барабан, при вращении которого о него ударяется деревянная пластина.


Не менее популярным ударным народным инструментом является бубен , который представляет из себя деревянный обруч с металлическими маленькими тарелочками, с одной стороны которого натянута кожа.


Следующий русский народный ударный инструмент – это коробочка . Она представляет из себя деревянный брусок, сделанный, обычно, из твердых пород дерева с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая усиливает звук, который извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Звук этого инструмента хорошо передает цоканье копыт или стук каблучков в танце.

Россию с ее огромными просторами нельзя представить без троек лошадей, без ямщиков. Вечером, в снежную пергу, когда видимость была очень плохая, нужно было, чтобы люди слышали приближающуюся тройку. Для этой цели под дугой у лошади вешали колокольчики и бубенчики. Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку с подвешенным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном состоянии. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (или несколько шариков), при встряхивании ударяющихся о стенки, в результате чего извлекается звук, но более тусклый по сравнению с колокольчиком.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали – бубенцами . На небольшой кусок кожи величиной с ладонь пришивается ремешок, помогающий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно большее количество самих бубенчиков. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о колено, играющий извлекает звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки.

А сейчас мы поговорим об инструменте, который называется кокошник .

В старые времена деревенские сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил

ночью по деревне и стучал в нее, давая односельчанам понять, что он не спит, а трудится, да заодно и отпугивая воров.

По принципу этой сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей или пластиком, по которым ударяет подвешенный к верхней части шарик. Играющий совершает кистью руки частые колебательные движения, заставляя привязанный шарик мотаться из стороны в сторону и поочередно ударять по стенкам кокошника.


Следующий музыкальный инструмент называется дрова . Он представляет из себя связанные веревкой разной длины поленья. Не всякие дрова будут хорошо звучать. Лучше брать дрова твердых пород дерева. Поленья берут разной длины, но приблизительно одинаковой толщины. После того как сделают инструмент, его настраивают.

Мы с вами познакомились с основными русскими народными инструментами, и в заключении хотелось бы вас познакомить с некоторыми наиболее известными ударными инструментами других народов.

Очень распространенным латиноамериканским инструментом являются маракасы.

Мара́кас или мара́ка - древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев Таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек - по одной в каждой руке.

В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас». Более правильной формой названия является «марака».

Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе под названием «гуи́ра», а в Пуэрто-Рико - «игуэ́ро» . Горлянковое дерево - это небольшое вечнозелёное растение, которое широко распространено в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме. Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды.


Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов

А теперь давайте познакомимся с очень известным испанским ударным инструментом – кастаньетами.

Кастанье́ты - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.

Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.

Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos («палочки»).

Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используется металл или стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты, закреплённые на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).

Kастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, традиционно изготавливались двух размеров. Большие кастаньеты держались левой рукой и отбивали основное движенье танца. Маленькие кастаньеты находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. В сопровождении песен кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша - во время перерыва в партии голоса.

В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган. Поэтому данный инструмент часто используют в классической музыке для создания «испанского колорита»; например, в таких произведениях как опера Ж. Бизе «Кармен», в испанских увертюрах Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в «Испанском каприччио Римского-Корсакова, в испанских танцах из балетов Чайковского.

Хотя ударным инструментам не отводится в музыке главная роль, но не редко ударные инструменты придают музыке неповторимый колорит.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музыкальные инструменты средневековой Скандинавии и Британии. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры. Разновидности сыбызгы, с которым связано множество легенд и преданий. Русские, индийские и арабские народные инструменты.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    История и основные этапы становления русских народных инструментов. Общая характеристика некоторых российских инструментов: балалайки, гуслей. Музыкальные инструменты Китая и Киргизии: темир-комуз, чопо-чоор, баньху, гуань, их происхождение и развитие.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Физическая основа звука. Свойства музыкального звука. Обозначение звуков по буквенной системе. Определение мелодии как последовательности звуков, как правило, особым образом связанных с ладом. Учение о гармонии. Музыкальные инструменты и их классификация.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Виды чувашских народных музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Шапар - род пузырной волынки, методика игры на ней. Источник звука мембранофонов. Материал самозвучащих инструментов. Щипковый инструмент - тимер купас.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    Первый музыкальный инструмент. История некоторых русских народных инструментов. Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них. Разнообразные обычаи и обряды на масленицу.

    реферат , добавлен 19.10.2013

    Основная классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звука, его источнику и резонатору, специфика звукообразования. Типы струнных инструментов. Принцип работы губной гармошки и волынки. Примеры щипковых, скользящих инструментов.

    презентация , добавлен 21.04.2014

    Казахские национальные струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты, идиофоны. Описание устройства, применение и звучание кобыза, домбыры, скрипки, домры, виолончели, флейты, органа, сыбызгы, сырная, ханга, треугольника, кастаньет, жетыгена.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    История тромбона - медного духового музыкального инструмента басово-тенорового регистра; его разновидности, диапазон звуков, основные сферы использования, музыкальные возможности. Строение и составные части инструмента. Выдающиеся тромбонисты XIX века.

    Крылов Борис Петрович (1891-1977) Гармонист. 1931 г.

    Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку.

    В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

    Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

    Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?

    Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.

    «Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.)

    С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты.

    Возможно случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность — шагаем в ногу со временем, приспособились, ласкаем слух «волнами и частотами»…

    Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий…

    1. Гусли


    Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

    Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

    Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные — 10-30 струн такой же настройки.

    Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

    История гуслей

    Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.

    Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI — XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

    «Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

    2. Свирель


    Генрих Семирадский Пастушок, играющий на свирели.

    Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй - 450-470 мм. В верхнем конце ствола - свистковое устройство, в нижней части - по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

    В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

    Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи.

    В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

    3. Балалайка

    Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

    Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

    При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века, вероятно, относится переименование домры в балалайку.

    Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

    В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

    Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

    В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику.

    Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

    Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

    4. Баян

    Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

    Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

    В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

    Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

    Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

    Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

    Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

    Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

    Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.


    Абсолютные чемпионы мира по баяну Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков. Дуэт уже успел покорить огромное количество слушателей своим артистизмом

    Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

    В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость.

    Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру — конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

    Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант — гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна - «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян - инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

    Пожалуй, единственный инструмент, не претендующий на преждевременное исчезновение и «списание на полку» в рамках этой статьи. Но не рассказать о нем было бы тоже неправильно. Едем дальше…

    5. Ксилофон

    Ксилофон (от греческого xylon - дерево, древесина и phone - звук) - ударный инструмент с определенной высотой звука, конструкция которого состоит из набора различных по величине деревянных брусков (пластинок).

    Ксилофоны бывают двухрядные и четырехрядные.

    Играют на четырехрядном ксилофоне двумя выгнутыми ложечкообразными палочками с утолщением на концах, которые музыкант держит перед собой под углом параллельно плоскости инструмента на расстоянии 5-7 см от пластинок. На двухрядном ксилофоне применяется игра тремя и четырьмя палочками. Основной принцип игры на ксилофоне заключается в точном чередовании ударов обеих рук.

    Ксилофон имеет древнее происхождение - простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов России, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века.

    К русским народным инструментам также относятся: рожок,бубен, варган, домра, жалейка, калюка, кугиклы, ложки, окарина, свирель,трещотка и еще много других.

    Хочется верить, что Великая страна сможет возродить народные традиции, народные гуляния, празднества, национальные костюмы, песни, пляски… под звуки настоящих исконно русских музыкальных инструментов.

    А закончу статью на оптимистической ноте — досмотрите клип до конца — всем хорошего настроения!

    В моих руках – душа России,
    кусочек русской старины,
    Когда продать гармонь просили,
    я отвечал: «Ей нет цены».

    Бесценна музыка народа,
    что в песнях Родины живёт,
    Её мелодией природа,
    как тот бальзам на сердце льёт.

    Не хватит золота и денег,
    чтобы гармонь мою купить,
    И тот, чей слух она заденет,
    не сможет без неё прожить.

    Играй, гармонь без передышки,
    и утерев вспотевший лоб,
    Я подарю тебя мальчишке,
    иль другу положу на гроб!

    Русский народный музыкальный инструмент - предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

    C уществующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

    Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.

    В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.

    Русские музыкальные инструменты

    Балалайка

    Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

    Само название инструмента — типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

    Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

    В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600-700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)- функцию баса.

    Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

    Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

    Кугиклы

    Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца - духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3-5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

    Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

    Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами — дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

    Рубель

    Ударные, шумовые инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, - дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

    Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

    Рубе́ль (ребрак, пральник) - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

    Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

    Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.

    Литература:

    1. Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. - М.: Советская Россия, 1959.

    2. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.