История фагота. Фагот — музыкальный инструмент из вида свирелевых Необычный звук фагота

Фагот – духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра, изготовленный из древесины клена. Считается, что наименование этого инструмента произошло от итальянского слова fagotto, что в переводе обозначает «узел, пучок, вязанка». И в самом деле, если инструмент разобрать, то получится что-то напоминающее вязанку дров. Общая длина фагота составляет 2,5 метра, у контрафагота – 5 метров. Инструмент весит около 3 кг.

Рождение нового музыкального инструмента

Кто именно первым изобрел фагот неизвестно, но родиной инструмента считают Италию 17 века. Его прародителем называют древнюю бомбарду — басовый инструмент семейства язычковых. Фагот отличался от бомбарды конструкцией, трубку разделили на несколько частей в результате чего инструмент стало проще изготавливать и переносить. В лучшую сторону изменился и звук, поначалу фагот называли дульцианом, в переводе «нежный, сладкий». Он представлял собой длинную, согнутую трубку, на которой расположена система клапанов. Первый фагот был снабжен тремя клапанами. Позднее в 18 веке их становится пять. Вес инструмента составлял приблизительно три килограмма. Размер трубы в развернутом виде — более двух с половиной метров в длину. У контрфагота еще больше – около пяти метров.

Усовершенствование инструмента

Вначале инструмент использовали с целью усиления, дублирования басовых голосов. Только начиная с 17 века, он начинает играть самостоятельную роль. В это время для него пишут сонаты итальянские композиторы Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и другие.
В начале 19 века Жан-Николь Саварр предложил музыкальному миру фагот, имевший одиннадцать клапанов. Немного позже, два мастера из Франции: Ф. Требер и А. Бюффе усовершенствовали и дополнили этот вариант.
Важный вклад в развитие фагота внесли немецкие мастера Карл Альменредер и Иоганн Адам Геккель. Именно они, в 1831 году в Бибрихе, основали предприятие по изготовлению духовых инструментов. Альменредер в 1843 году создал фагот с семнадцатью клапанами. Эта модель и стала базовой в производстве фаготов фирмой «Геккель», которая стала лидером в производстве этих музыкальных инструментов. До этого момента были распространены фаготы австрийских и французских мастеров.
С самого рождения и до сегодняшнего дня существует три вида фаготов: квартфагот, фаготино, контрфагот. Современные симфонические оркестры по-прежнему продолжают использовать контрфагот в своих выступлениях.

Место фагота в истории

В Германии в 18 веке инструмент был на пике популярности. Звуки фагота в церковных хорах подчеркивали звучание голоса. В произведениях немецкого композитора Райнхарда Кайзера инструмент получает свои партии в составе оперного оркестра. Фагот использовали в своем творчестве композиторы Георг Филипп Телеман, Ян Дисмас Зелекан. Сольные партии инструмент получил в произведениях Ф.Й. Гайдна и В.А. Моцарта, особенно часто звучит репертуар фагота в Концерт B-dur, написанный Моцартом в 1774 году. Солирует он в произведениях И.Стравинского «Жар-Птица», «Весна Священная», у А. Бизе в «Кармен», у П. Чайковского в Четвертой и Шестой симфониях, в концертах Антонио Вивальди, в сцене с Фарлафом у М. Глинки в «Руслане и Людмиле».
Майкл Рабинауиц – джазовый музыкант, один из немногих, кто в своих концертах стал исполнять партии на фаготе.

Сейчас инструмент можно услышать на концертах симфонических, духовых оркестров. Кроме того он может солировать или играть в ансамбле.

Фагот принадлежит к группе музыкальных инструментов, которые делаются из дерева. Фагот музыкальный инструмент, жизнь которому в 1539 году дал канонический аббат Афраньо дэльи Альбонэзи.

Собственно, слово «фагот» может означать «связанный», так как Афраньо изготовил более длинную свирель по сравнению с обычной, а затем просто согнул ее вдвое. Таким образом, был получен музыкальный инструмент, издающий очень мелодичный голос.

Также он оснастил низкие свирели мехом, который позволяет нагнетать воздух.

Инструмент получил название фагот, потому как очень напоминает несколько связанных между собой свирелей.

Фагот завоевывает музыкальный олимп

Со временем фагот усовершенствовал С. Шейцер, проживающий в Нюрнберге. Этот специалист исключил из фагота трубы, подсоединенные к меху. В Италии, Франции и Германии фагот приобрел изумительную популярность и успех.

В 17 столетии фагот стал обязательным музыкальным инструментом, который стали использовали в составе симфонических и военных оркестров. Никоим образом без фагота не обходятся и российские музыкальные коллективы.

Начиная с 19 века, конструкция фагота стала такой, которая дожила до наших времен. Над его видоизменением потрудились многие талантливые мастера:

  • Бюффэ,
  • Эжен Жанкур,
  • Крампон.

Короче говоря, к совершенствованию конструкции фагота приложили свою руку многие специалисты, к которым можно также отнести:

  • Альменрэдера,
  • Хэккеля,
  • Сакса,
  • Трьебэра
  • Бёма.

Последний из упомянутых изобрел клапанный механизм, который успешно выполняет свои задачи в современных фаготах.

Как выглядит фагот нашего времени

Фагот музыкальный инструмент, который сейчас выглядит как довольно длинная деревянная трубка, согнутая посредине и напоминающая собой перевязанную букву «U». На этой трубке последовательно располагаются отверстия и клапаны, которые предназначены для извлечения звуков самого различного тембра и насыщенности. Сверху инструмент оснащен металлической трубкой небольшого диаметра, которая напоминает букву «S», на ее конце имеется мундштук для нагнетания воздуха.

Фагот издает звуки, как только музыкант подует в мундштук. Для того чтобы сыграть на фаготе мелодию, необходимо в определенной последовательности нажимать на разные клапаны и перекрывать пальцами отверстия, расположенные в трубке инструмента.

Работа фагота заключается в том, что воздух, перемещаясь в трубке, встречает на своем пути препятствия, роль которых играют клапаны, а затем выпускается через открытые отверстия. Так этот инструмент способен издавать звуки в диапазоне двух октав: начиная от си бемоль контр-октавы и заканчивая высокой ре второй октавы.

Фагот – оркестровый инструмент

Несмотря на то, что на протяжении 18 и 19 веков многие мастера не раз пытались модернизировать фагот, он так и не стал полноценным самостоятельным музыкальным инструментом и до сих пор применяется в музыкальных коллективах в сочетании с другими инструментами.

Зачастую фаготу отводятся басовые партии в оркестре. А вот сольных произведений для исполнения на фаготе композиторы создали совсем немного.

Существует такая разновидность фагота, которую называют контр-фагот. В его конструкции используется металлическая трубка, которая имеет первоначальную длину почти 6 метров. Эта трубка согнута три раза. Контр-фагот предназначен для получения басовых звуков, очень низких и насыщенных. Такие звуки, кроме контр-фагота, в состоянии воспроизвести только органы.

Видео: Играет фагот

В этой статье мы рассмотрим значение слова фагот. Это музыкальный инструмент, история которого входит в глубь веков. Он представляет собой инструмент максимально низкого звучания деревянной группы. Фагот - инструмент достаточно интересный. В его регистры могут входить теноровые, басовые и альтовые звуки. Подобно гобою, он имеет двойную трость. Данная деталь надета на изогнутую металлическую трубку. Это крайне отличает фагот от многих других музыкальных инструментов данной группы. Но давайте обо всем подробнее.

Особенности конструкции фагота

Фагот имеет интересную особенность. Его корпус, как бы сложен вдвое. Этим отличается он от гобоя. Если бы его корпус не был сложен вдвое, то сам инструмент был бы слишком длинным. Фагот - музыкальный инструмент, который разбирается по частям. Это необходимо для удобства переноски.

Из истории фагота

Из-за того что он сложен в несколько частей, музыкальный инструмент напоминает вязанку дров. Собственно говоря, именно это и послужило поводом для того, чтобы он получил данное название. В переводе с итальянского слово «фагот» означает вязанка.

Фагот - музыкальный инструмент, который ведет свою родословную с шестнадцатого века. Материалом для изготовления данного инструмента изначально служил клен. Эта особенность сохранилась до сих пор. В нижнем регистре фагот звучит более совершенно. В то время как в верхнем он имеет некоторую гнусавость, сдавленность. Это является его отличительной тембровой особенностью.

Необычный звук фагота

Сам по себе тембр фагота представляет собой очень красивый и легко различаемый звук. Это очень нежный тембр. За данное качество этот инструмент носил необычное название «дульциан». Это произошло из-за того, что в итальянском языке слово dolce означает «нежный».

Нюансы строения фагота

На корпусе фагота имеется около тридцати отверстий. При этом только малая их часть прикрывается пальцами. Главным образом же, используется система клапанов. Этот музыкальный инструмент используют в духовом и в симфоническом оркестрах. Тем не менее на нем вполне можно играть сольные номера и использовать в ансамблях.

Как и многие другие музыкальные инструменты данной группы, фагот претерпевал эволюцию в процессе своего развития. Как и многие духовые, он приобрел наибольшую популярность в девятнадцатом веке, благодаря немецкой фирме «Геккель».

Использование в оркестре

Начиная со второй половины этого века фагот - инструмент, которому поручают большие сольные эпизоды в оркестровых партиях. Это в условиях того, что изначально данный инструмент всего-навсего дублировал линию басов в оркестре. Поскольку по технике игры фагот схож с гобоем, то он обладает, разумеется, и некоторым различием. Фагот - музыкальный инструмент, в процессе игры на котором, дыхание расходуется менее экономно. Это происходит из-за того, что здесь длинный столб воздуха. В результате вы легко можете заметить скачки. При этом смена регистров практически незаметна, а штрих стаккато получается достаточно острым. Если мы рассмотрим современную музыку, то обнаружим использование фагота в интонациях меньше, чем полутон. Обычно это четверть или треть тона. Как правило, ноты для данного инструмента пишутся в басовом и теноровом ключах. Хотя надо сказать, что изредка используются и скрипичный.

Кроме того, во многих оркестрах, случается, используется контрафагот - это вариант инструмента, который звучит на октаву ниже. Кроме того, с ним отлично сочетается кларнет. Фагот - достаточно классический инструмент для использования в оркестрах.

Фагот в музыке

С начала восемнадцатого, вплоть до середины девятнадцатого века, фагот начал крайне быстро приобретать популярность в разных и, конечно же, композициях. Одно из самых первых сольных музыкальных выступлений было прописано фаготу в сборнике, созданном Бартоломе де Сельма-и-Салаверде. Это работа была впервые представлена в самой Венеции, где фаготу была дана одна из самых сложных партий. В частности, нужно учитывать то, что на нем в то время было всего два клапана. При этом ему нужно было сыграть в особенно большом диапазоне. Этот диапазон был расширен несколько вниз до контроктавы «си-бемоль».

Где-то с восемнадцатого столетия улучшенный по своему строению фагот стали особенно часто использовать в составе оперных оркестров. Глинка использовал данный музыкальный инструмент в своей знаменитой опере "Руслан и Людмила". Он сделал это из-за того, что звучание отрывистых нот фагота было очень задорным и юмористическим. Он сумел очень чувственно показать при помощи этого инструмента трусливый характер Фарлафа. Два перекликающихся фагота сыграли очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. Кроме того, фагот мог, на удивление, звучать очень трагически. Таким образом, у Чайковского в достаточно знаменитой Шестой симфонии играет очень скорбное, тяжелое соло, которое исполняет фагот. Его звучание сопровождается контрабасом.

А вот во многих симфониях Шостаковича фагот звучит двояко. Он приобретает то драматичность и динамичность, то звучит совершенно грустно. Фагот - это инструмент, который звучал у зарубежных авторов. Бах, Гайдн, Мютель, Граун, Граупнер - все эти композиторы неоднократно писали концерты для данного инструмента. В них полностью мог раскрыться весь потенциал, который заложен в фагот. Концерт Моцарта (си-мажор) стал одним из самых часто играемых произведений.

Фагот в композициях Вивальди

Одними из самых важных составляющих истории данного инструмента, являются тридцать девять концертов, которые написал Антонио Вивальди. В этих концертах Вивальди создал для инструмента сольные партии, которые удивляют своими быстрыми скачками и переходами из одного регистра в другой. Здесь присутствуют длинные эпизоды и виртуозные пассажи. Неудивительно, что такие приемы вошли в достаточно широкое употребление только со временем. Только в процессе эволюции технологической составляющей инструмента его стало возможно использовать столь обширно и виртуозно.

Можно ли научиться играть на фаготе?

Задаваясь этим вопросом, вы должны понимать, что нет ничего невыполнимого. Человек способен крайне на многое, и люди зачастую ограничены самооценкой и своим собственным мнением о себе. Так насколько же трудно научиться играть на таком музыкальном инструменте как фагот? Самое трудное в данном процессе - это встать с дивана и купить инструмент, поскольку, как было упомянуто выше, фагот - это оркестровый инструмент, исходя из этого, мы понимаем, что он не настолько универсален, как, например, фортепиано или же гитара. Тем не менее, этот инструмент имеет множество знаменитых сонат и симфоний от огромного количества авторов. Вам нужно обязательно найти себе преподавателя, который мог бы стать вашим путеводителем на протяжении всего вашего непосредственного обучения. Это может быть какой-то человек из музыкальной школы или же какой-то частный преподаватель. Говоря серьезным языком, фагот не является самым легким для обучения инструментом, и поэтому многие сразу бросают это дело, едва попробовав. Однако если вы зададитесь вопросом о том, что же в нашей жизни дается легко, то поймете, что обучение и старание в избранном пути позволят вам в очень скором времени вкусить сладкие плоды результатов.

Нюансы игры на фаготе

Обычный фагот - это инструмент, который имеет три с небольшим октавы. И хоть количество нот достаточно мало, но все же музыканты умудряются извлекать необходимые для них звучания. Хоть это и может быть опасно для инструмента во время концерта, само звучание, которое получают из данных октав, глухое и, в некоторой степени, не всегда приятное. Сам тембр звучания фагота непосредственно напрямую зависит от того, в каком регистре вы воспроизводите звук. В тот момент, когда появился такой духовой любопытный музыкальный инструмент, как фагот, классическая музыка сразу же приобрела больше экспрессивности, и стала несколько более богатой обертонами. Сам тембр фагота весьма насыщен обертонами. Именно таков в своём звучании необычный фагот.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова фагот

фагот в словаре кроссвордиста

фагот

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

фагот

м. франц. духовое музыкальное орудие, состоящ. из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящ. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;

фаготчик, фаготный мастер.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фагот

фагота, м. (ит. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато-гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из к-рых приделан металлический язычок. Играть на фаготе. Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фагот

А, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.

прил. фаготный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фагот

м. Деревянный музыкальный духовой инструмент тенорово-басового диапазона с коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фагот

ФАГОТ (итал. fagotto, букв. - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот

(итал. fagotto, буквально √ узел, связка), духовой инструмент. Имеет конический ствол в форме лат. U (как бы сложен пополам) с раструбом, состоящий из 4 частей. Звук извлекается при помощи двойной трости, надеваемой на S-oбразную металлическую трубку, которая соединяет её со стволом. В стволе 25√30 боковых отверстий (5√6 закрываются пальцами, остальные √ клапанами). Диапазон √ B1 √ d2, иногда f2. Создан в 20√30-е гг. 16 в. в Италии, в середине 18 в. введён в симфонисекий оркестр. Используется в симфоническом (2√3, иногда 4 Ф.), в духовом оркестрах, ансамбле и как сольный инструмент. Нотируется преимущественно в басовом и теноровом ключах. Из многих разновидностей практически распространён лишь контрафагот . Лит.: Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Чудаки М., Инструменты симфонического оркестра, 3 изд., М., 1972; Heckel W., Der Fagott, Lpz., 193

Википедия

Фагот

Фаго́т - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

Фагот (значения)

Фагот :

  • Фагот - духовой музыкальный инструмент.
  • Фагот - персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • «Фагот» - противотанковый ракетный комплекс.
  • «Фагот» - кирпичный завод на Украине в городе Красный Луч.
  • Александр «Фагот» Александров - музыкант, в разное время являлся участником ансамблей «Аквариум», «Звуки Му», «Три О» и других.
  • Олег «Фагот» Михайлюта - музыкант, вокалист и саунд-продюсер украинской группы «Танок на майдани Конго» .

Фагот (ПТРК)

«Фагот» (индекс ГРАУ - 9К111 , по классификации МО США и НАТО - AT-4 Spigot ,) - советский / российский переносной противотанковый ракетный комплекс с полуавтоматическим командным наведением по проводам. Предназначен для поражения визуально наблюдаемых неподвижных и движущихся со скоростями до 60 км/ч целей на дальностях до 2 км, а ракетой 9М113 - до 4 км.

Разработан в КБ Приборостроения (Тула) и ЦНИИТочМаш. Принят на вооружение в 1970 году. Модернизированный вариант - 9М111-2, вариант ракеты с увеличенной дальностью полета и повышенной бронепробиваемостью - 9М111М.

В комплекс входят:

  • складная переносная пусковая установка с аппаратурой управления и механизмом пуска;
  • ракета в пусковом контейнере 9М111 (или 9М113).

Примеры употребления слова фагот в литературе.

Фагот звучит в необычайно высоком регистре, можно подумать, что Быстров страдает, говоря о страданиях, а сам всего лишь инструмент, на котором ветер революции играет свою мелодию.

Знамена развеялись, гобои, трубы, литавры и фаготы зазычали, и песни, без которых русский нейдет на веселье и на горе, на торжество и на смерть, раздались по полкам.

Кларнет пробит, труба помята, фагот , как старый посох стерт, На барабане швы разлезлись, но кларнетист красив, как черт, Флейтист, как юный князь изящен, и в вечном сговоре с людьми - Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Сева Гаккель перепиливал смычком лежащего на полу Борю с гитарой, Фагот лупил фаготом кого попало, Дюша плевался смачной харкотиной и как слепой кутенок тыкался в ударную установку.

Пока окружавшие Чембукчи смотрели, как растерянный доктор совал в нос бедному конферансье склянку с нашатырным спиртом, клетчатый Фагот отпорол новую штуку, которая вызвала неописуемый восторг в театре, объявив: - Таперича, граждане, мы открываем магазин!

А Фагот , спровадив пострадавшего конферансье, объявил публике так: -- Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!

Его одночастная композиция для органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов длится.

Обедая, работая за письменным столом или играя на фаготе , доктор всегда надевал пижамную куртку - так он чувствовал себя свободнее.

Он выпил глоток ликеру - профилактика против простуды, - надел пижамную куртку и, взяв фагот , исполнил для доны Флор самые лучшие вещи из своего репертуара.

После этого разведчик Уолсингема Генри Фагот сумел поступить на службу в штат французского посольства и, кроме того, подкупить Шере-ля - доверенного секретаря посла.

Парикмахер Серенсен скоро возвратился и принес с собой барабан и тарелки, флейту и фагот .

Первая сюита более камерная, из духовых инструментов к струнным прибавлены только два гобоя и фагот .

fagotto , букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott , фр. basson , англ. bassoon ) - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии , в оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

История возникновения и развития фагота

Появление фагота относится к первой половине XVI века . Его изобретение в течение многих лет приписывалось канонику из Феррары по имени Афранио дель Альбонези. В частности, такие сведения содержатся в «ЭСБЕ » . В XX веке, однако, было установлено, что инструмент Афранио представлял собой подобие волынки с металлическими язычками и ничего общего с фаготом не имел .

Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). Имя подлинного изобретателя фагота все еще остается неизвестным.

На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана. В XVIII веке - 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.

В начале XIX века ведущее место на музыкальном рынке занимали инструменты французской системы, имевшие 11 клапанов. Автором этих моделей был Жан-Николь Саварри. Позже появились инструменты образца французских мастеров А. Бюффе и Ф. Требера.

Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер . В г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основал в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов. В г. Альменредер представил сконструированный им усовершенствованный, 17-клапанный фагот. Эта модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Французские, а затем и австрийские фаготы, выпускавшиеся в середине XIX века фирмой "Циглер и сын" , не выдержали конкуренции с инструментами Геккеля и были вытеснены в ряде стран.

Роль фагота в музыке

XVI―XIX век

На первых порах своего существования фагот выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.

На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Рейнхарда Кейзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях . Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби, К. Альменредер . Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта . Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).

Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи , Камиля Сен-Санса , небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен », Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.

XX-XXI век

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали:

  • Эдвард Элгар, «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909)
  • Эрманно Вольф-Феррари Сюита-концертино F-Dur для фагота, струнного оркестра и двух валторн, Op. 16 (1932)
  • Эйтор Вилла-Лобос , «Танец семи нот» для фагота и струнного оркестра (1933)
  • Виктор Брунс 4 концерта для фагота: Op. 5 (1933), Op. 15 (1946), Op. 41 (1966) и Op. 83 (1986)
  • Жан Франсе Дивертисмент для фагота и струнного оркестра (1942); Концерт для фагота и 11 струнных (1979); Четверной концерт для флейты, гобоя, кларнета и фагота с оркестром
  • Эжен Бозза Концертино для фагота и камерного оркестра, Op. 49 (1946)
  • Гордон Джакоб Концерт для фагота, ударных и струнного оркестра (1947)
  • Пауль Хиндемит Концерт для трубы, фагота и струнного оркестра (1949)
  • Франко Донатони Концерт для фагота с оркестром (1952)
  • Андре Жоливе Концерт для фагота, арфы, фортепиано и струнного оркестра (1954)
  • Стьепан Шулек Концерт для фагота с оркестром (1958)
  • Анри Томази Концерт для фагота с оркестром (1961)
  • Bruno Bartolozzi Conzertazioni для фагота, струнных и ударных инструментов (1963)
  • Хенк Бадингс Концерт для фагота, контрфагота и духового оркестра (1964)
  • Лев Книппер Двойной концерт для трубы, фагота с оркестром (1968); Концерт фагота с оркестром (1970)
  • Софья Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных (1975)
  • Нино Рота Концерт для фагота (1974-77)
  • Пьер Булез «Диалог двух теней» транскрипция для фагота и электроники (1985-1995)
  • Лучано Берио Sequenza XII для фагота соло (1995)
  • Джон Уильямс «The Five Sacred Trees» концерт для фагота с оркестром (1995)
  • Юрий Каспара Концерт для фагота с оркестром(1996)
  • Моисей Вайнберг Соната для фагота соло, Oр. 133
  • Эдисон Денисов 5 этюдов; Соната для фагота соло.
  • Алан Хованесс
  • Никас Скалкоттас
  • Александр Тансман Сонатина для фагота и фортепиано
  • Франк Бедросян «Transmission» для фагота и электроники (2002)
  • Марьян Мозетич Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра (2003)
  • Пьерлуиджи Биллоне «Legno. Edre V. Metrio» для фагота соло (2003); «Legno.Stele» для двух фаготов и ансамбля (2004)
  • Калеви Ахо Концерт для фагота с оркестром (2004)
  • Вольфганг Рим «Psalmus«» для фагота и оркестра (2007)

Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель , Игорь Стравинский , Карл Орф , Сергей Прокофьев . Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича .

В камерной музыке фаготу отведена важная роль. Фагот используется в камерных сочинениях таких композиторов, как Камиль Сен-Санс (Соната для фагота и ф-но), Франсис Пуленк (Соната для кларнета и фагота),Альфред Шнитке (Гимн III, IV), Пауль Хиндемит (Соната для фагота и ф-но), Эйтор Вилла-Лобос (Бразильские бахианы), Софья Губайдулина , Жан Франсе, Игорь Стравинский («История солдата»), Андре Жоливе («Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы), Юн Исан , Калеви Ахо и других.

Строение фагота

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна .

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.

Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое , однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо , циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло.

Разновидности фагота

В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.

В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. Х. Деннера .

Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок , а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

Известные исполнители

  • Шарроу, Леонард

Библиография

  • С. Левин Фагот. - М.: Музыка, 1963.
  • Lyndesay Graham Langwill . Bassoon and Contrabassoon. - L.: E. Benn, 1965.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Медные Клавишные Детали

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Деревянные духовые музыкальные инструменты
  • Басовые музыкальные инструменты
  • Аэрофоны
  • Фагот

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фагот" в других словарях:

    Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке… … История слов