Кабардино балкария вера исповедания. Культура и быт кабардино - балкарской республики

Кавказ. Край прекрасный и строгий. Мир, где всё постоянно меняется и неизменно веками. Здесь, как нигде, сильно ощущение бесконечности времени и мига существования. Земля тут тянется к небу, а природа берет душу в плен. А еще это уникальный по этническому разнообразию край. Край горцев. Удивительно, как народы сумели сохранить за века проживания рядом каждый свою культуру, самобытность, исторические традиции, свои языки. У нас в руках «визитная карточка» Кабардино-Балкарии.

«...На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше?» (Михаил Лермонтов)

РЕСПУБЛИКА КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Республика в составе РФ. Расположена в основном в
горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине. Из российских республик Кабардино-Балкария граничит с Северной Осетией, Ингушетией, Карачаево-Черкессией, а также со Ставропольским краем. На юге соседствует с Грузией.
Любопытно, что от Кабардино-Балкарии до Северного полюса примерно столько же километров, сколько до экватора.

Население - примерно 895 тысяч человек. Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 процента, балкарцы - 11,6, русские - 25,1, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей - 8,3 процента

Столица республики - город Нальчик. Население - около 300 тысяч человек.

Флаг и герб Кабардино-Балкарии

Биография одного из главных курортных центров Юга России и города воинской славы началась в 1724 году, когда у подножия гор Главного Кавказского хребта появились аулы главных князей Кабарды - Асланбека Кайтукина, Джамбота Татарханова, Кучука Джанхотова.

Нальчик расположен в полукруге гор и напоминает подкову. Может, отсюда название? И с балкарского, и с кабардинского слово «нал» переводится, как подкова.

Есть и другая версия. Если верить историкам, в старину в этом месте была вязкая, непролазная грязь - такая, что с коней подковы срывало. Так или иначе, подкова сегодня на эмблеме города, а на месте той, легендарной, грязи - стремительные проспекты, упирающиеся в горы.

Главное украшение Нальчика - парк, который по праву считается одним из лучших в России и крупнейшим в Европе. Тенистые аллеи парка сливаются с окрестными лесными массивами. В парке - 156 видов деревьев и кустарников, в том числе редкие и даже реликтовые. Такие, к примеру, как Гингко Билоба.

Кстати о Гингко: в германском городе Веймаре есть музей, сотрудники которого ведут реестр всех сохранившихся на Земле чудо-деревьев. Нальчикские экземпляры также занесены в эту «красную книгу».

ПРИРОДА

Жемчужина республики - двухвершинный Эльбрус, уходящий в небо в своей самой высокой точке на 5642 метра. Неудивительно, что изображение его заснеженных вершин украшает флаг и герб Кабардино-Балкарии.

Кроме того, оно подчеркивает многолетнюю связь двух близких народов, кабардинцев и балкарцев. Но Творцу, когда он создавал этот край, словно было мало одного Эльбруса.

В пределах республики находится еще пять горных исполинов, высота которых больше 5000 метров: Дых-Тау, Коштан-Тау, Шхара, Джанги-тау, пик Пушкина.

Сверкающие ледники, живописные ущелья, шумные водопады, изумрудные озера - в Кабардино-Балкарии есть все, чтобы полюбить эти места на всю жизнь.

ЯЗЫК

Кабардино-Балкария говорит на трех государственных языках: русском, кабардинском и балкарском.
Кабардинский язык относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков. Письменность на этом языке создана после Октябрьской революции. Литературный язык возник на основе диалекта Большой Кабарды.
Балкарский язык относится к северо-западной ветви тюркских языков. Он сохранил в чистоте древнетюркские корни - с его помощью ученые-востоковеды исследуют древнеписьменные языки тюркской системы. Современное название получил в 1950-х годах - до этого времени он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.

На праздновании 450-летия присоединения к России. Нальчик, сентябрь 2007 г.

РЕЛИГИЯ

Ислам суннитского направления - мусульманство в республике исповедует порядка 75% населения. Ислам пришел на территорию республики в XIV веке - известно, что кабардинские и адыгейские князья присягали русскому князю «по своей вере и мусульманскому закону». С первой половины XIX века ислам стал господствующей религией кабардинцев и балкарцев. Кроме ислама, в республике представлено христианство, а также иудаизм. Есть представители и других конфессий.

ТРАДИЦИИ

Гостеприимство. Кабардино-Балкария, как и другие кавказские республики, отличается хлебосольством. В доме каждого горца путника накормят и обогреют. Однако угощение не одинаково для всех. К примеру, женщинам вместо национального напитка -- бузы, нальют сладкий чай. Мужчинам - наоборот. Для случайного гостя не готовят национальную халву, но ее обязательно поставят на стол, если о визите было известно заранее.

Свадьба. Жениха, отправляющегося за невестой, провожают вечерним пиром, на который собирается все село. Процессию с невестой по дороге встречают друзья и родственники жениха - в поле они устраивают пиршество, поднимают тосты, танцуют. После этого гостей провожают в дом и гуляют до утра. Наездника, которому удается проникнуть в комнату невесты верхом на коне, угощают большой чашей бузы, лакумом, мясом. Самая авторитетная женщина рода мажет губы невестки медом с маслом, чтобы новая семья была для нее такой же сладкой и приятной.

ГОРДОСТЬ

КУХНЯ

Буза (махсыма) - слабоалкогольный, древний и самый популярный в республике напиток. Обычно готовится из кукурузной или пшенной муки, сахара или меда, ячменного солода. Варится на свадьбу, по случаю больших праздников и ритуальных событий.

Лакумы - мягкое и воздушное изделие из теста. У каждой хозяйки свой рецепт, который, как правило, не разглашается.

Халва - любимое лакомство кабардинцев и балкарцев. Настоящую халву может приготовить не каждый. Нередко в семью, где намечается большое застолье, специально приглашается особая мастерица, которая славится приготовлением халвы.

Хычины - блюдо балкарской кухни, тончайшие пироги из пресного теста со всевозможными начинками: картошкой с сыром, творогом, свежей мятой, мясом. Побывать в республике и не попробовать хычины - значит ничего не узнать об этих местах.

Рецепты хычинов и лакумов вы найдете и в нашем журнале в разделе
(«Пир горой - двуглавой»).

Визитку составлял Александр Ластин.

Фото: Сергей Климов, Жанна Шогенова.

Более половины населения КБР исповедует ислам.

Дело в том, что до сих пор вопрос об истоках проникновения ислама в Балкарию остается малоисследованным. В российской историографии удивительным образом оказываются живучими и фактически не пересматриваются версии, выработанные еще в советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскую среду очень поздно (чуть ли не в конце 18 века) и сам этот процесс носит скорее негативный для национальной культуры характер, нежели позитивный. По версии этнографов - исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в., со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники, в основном из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций.

Доисламские пережитки действительно можно обнаружить в народной культуре балкарцев, но вряд ли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которых никто не сомневается. В 18 веке, действительно, происходит укрепление позиций Ислама в Карачае и Балкарии. Наплыв мюридов и проповедников из Дагестана, непосредственно был связан с формированием сопротивления горских народов российской экспансии, прежде всего с формой газавата - священной войны, в которой это сопротивление осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама и изменение его политической роли - это вовсе не начальное проникновение Ислама в карачаево-балкарскую среду. Но нельзя же предположить, что целый народ ни с того ни с сего вдруг примет непонятную, новую веру. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения карачаево-балкарского народа к мусульманской религии и исламской цивилизации.

На данный момент граница исторического начала отодвигается все дальше вглубь в 15, в 13, в 10, наконец, даже в 8 - 9 века. Как только в "Истории хазар" напомнили о том, что в 737 году стодвадцатитысячное войско арабов во главе с Мерваном вторглось в земли обитания болгар, савир, аланов и хазар (Хазарский Каганат), в кругах народной интеллигенции получили развитие дискуссии и размышления о том, как это коснулось религиозной ориентации предков карачаево-балкарцев. Не были ли они одними из первых европейцев, получивших послание Аллаха из первоисточника - Арабского халифата. Еще более благодатную почву для размышлений о продвижении Ислама в 8 веке на Кавказ дали новейшие разработки грузинских и абхазских историков, обративших внимание на соперничество Византии и Арабского халифата в борьбе за Восточное Причерноморье, выявивших значение Анакопийской битвы (736г.). Было очевидно, что при том религиозном рвении, какой был присущ эпохе раннего средневековья, любая война шла под знаменем борьбы за торжество той или иной веры, из чего следует, что если арабы побывали в тех местах, где жили в 8 веке предки современных горцев, то и заветы Пророка дошли сюда тогда же.

Несомненно одно - единственным путем проникновения исламских миссионеров на территорию нынешней Балкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда Ислам пришел еще в 7 веке. Далее историческая наука уже имеет дело с реалиями 14 века - с мавзолеем в окрестностях Усть-Джегуты, который, по всей видимости, был частью большого ансамбля мусульманского кладбища.

Также существует множество легенд о принятии ислама в кабардино-балкарии. Одна из них, согласно которой, карачаевцы, после разгрома Аланского царства Тамерланом и образования государства Карачай, не придерживались единой религии. Также как в Алании у них были распространены культы разных религий. И когда к ним пришли мусульманские проповедники, и рассказали об Исламе, старейшины собрались на Терё - Высший Совет и решили: Эта религия знакома нам, ни в чем не противоречит нашей горской этике - адеб, горской чести - намыс и нашим национальным традициям. Она призывает к поклонению Единому Богу, и мы считаем доводы этой религии о единобожии истиной и объявляем, что всенародно принимаем Ислам добровольно, без всякого принуждения.

Следует отметить, что сохранить религиозные убеждения в тяжкий период депортаций карачаево-балкарского народа, было очень сложно. Пройти дорогу ада и выжить во время насильственного выселения, продолжавшегося с 1943 до 1957 г. г., помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы и балкарцы вернулись с мусульманской верой, не только не разрушенной, но возродившейся и окрепшей в тяжелые годы изгнания.

Общая характеристика афганского государства
В государстве Ахмед-шаха абдалийские ханы прочно заняли привилегированное положение. Власть шаха с самого начала подвергалась ограничениям со стороны племенной верхушки. За ханами были наследственно закреплены земли и все высшие должности в государстве. Последовавшее вскоре принятие Ахмед-шахом титула «дурр-и-Дурран» («жемчужина среди ж...

Франция в 16 в.
В XVI в. во Франции по-прежнему господствовал феодальный способ производства, но страна вступила уже в период первоначального накопления. В недрах французского феодального общества начали создаваться предпосылки для развития капиталистических отношений и стало зарождаться капиталистическое производство, которое подтачивало и разрушало у...

Политические партии российской буржуазии
Характерно, что политические партии буржуазии возникли только в 1905 году на волне протестного движения. Причем это произошло одновременно с возникновением монархических (консервативных) партий, которые были настроены довольно-таки антикапиталистически. Наиболее мощными из буржуазных партий были – Союз 17 Октября (по дате знаменитого Ца...

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части (Кабардино-Балакарская и Карачаевско-Черкесская республики в составе РФ). Сами себя они называют таулула, т. е. попросту «горцы». И действительно, балкарцы - самый высокогорный народ Кавказа. На территории Балкарии расположены почти все известные «пятитысячники» - высочайшие вершины Кавказа, в том числе - Эльбрус (который балкарцы называют Минги-тау - «Вечная гора»).

Здесь же находятся крупнейшие ледники, а также знаменитая Безенгийская стена - 12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта.

Среди предков балкарцев и карачаевцев были как местные, северокавказские племена, так и тюркские народы - половцы и болгары. Отсюда этнографический парадокс: будучи европеоидами по внешности, балкарцы и карачаевцы говорят на тюркском языке, очень близком к половецкому.

Первые сведения о народах, живущих у подножия Эльбруса, встречаются в письменных источниках XIV века.

В середине XVII века установились непосредственные связи русских с Балкарией, через которую пролегал один из посольских путей в Западную Грузию. В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от их общин подала прошение о принятии в русское подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев, мусульманского вероисповедания и шариатского суда.


Крепостные сооружения карачаевцев и балкарцев

С тех пор балкарцы и карачаевцы исправно служили в русской армии, участвуя во всех крупных войнах Российской империи.
Вот, например, песня, сложенная карачаевцами - участниками русско-японской войны 1904-1905 гг.:

Тронулись мы из Карачая один за другим на Японскую войну,
На Японской войне начали нас обстреливать снарядами
Утопает страна наша в крови, не можем взять гор
Порт-Артура,

Остались мы в руках врагов в этой неверной Японии.
Солнце коснулось ледников японских гор,
Не рассказывайте о нас (сильно будут плакать) девушкам в
Карачае.

С первого дня сражений бродим мы как собаки,
День, когда не воюем, кажется сладким как молоко.
Разбрелись мы по китайским горам,
Осмотрели все вокруг, но не увидели подобных горам Карачая

Взобрались мы на них, тоскуя по горам Карачая,
Многие тогда погибли, сраженные японскими пулями.
Не можем мы в землях неверных воду их пить,
Стараемся мы друг-другу саваны кроить.

Не хотелось нам в юности умирать в этих дальних краях,
Далеко от Карачая мы оказались и не можем вернуться
назад.
Немного юных лет прожили мы в селениях Карачая,
Оказались мы теперь в Японии и попробовали собачатину.

В Карачае девушки причитают:
- Если эта река ведет к Японии, бросимся в реку,
Письма, пришедшие от солдат, прижимая к себе, будем
спать.

Сверкают на солнце камни японских гор,
Погибают Карачая юные сыны.
Когда в бой мы двинемся, скачем, не сдерживая коней.
В отличие от других частей, нас японцы одолеть не
могут.

Пуля попала Каракетову Мырзаю бедному в поясницу,
Не смог в тот день проявить он свой тигриный нрав.
Скачет Мырзай Каракетов впереди всего войска,
Саблей бьет молодой Мырзай яростно японских солдат.
Такого джигита не часто матери рождают,
Каракетов Мырзай - батыр от пуль не прячется.

(Подстрочный перевод Ш.М. Батчаева)



На русско-японской войне 1904-1905 гг.


Карачаевцы, в частности, входил в состав Дикой дивизии, ставшей гордостью русской армии. В ее истории нет случая даже единоличного дезертирства. Очевидец с восхищением писал о действиях воинов "Дикой дивизии" в годы Первой мировой войны: «Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым,как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атакахрассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов "дьяволами в мохнатых шапках". И действительно, одним своим видом, такимдалеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…» (Брешко-Брешковский). Большинство карачаевцев вошло в состав 3-й сотни. Всего в сотне было 136 человек. Из них карачаевцев - 87, русских - 13, ногайцев, черкесов и абазин - 36 человек.

Но при Советской власти, в годы Великой Отечественной войны карачаевцы и балкарцы подверглись беспрецедентному террору - в 1943-1944 гг. их поголовно сослали в Среднюю Азию и Казахстан. Особый цинизм этой акции состоял в том, что карачаевцы были высланы перед празднованием Октябрьской революции 2-3 ноября, балкарцы - в Международный женский день 8 марта (праздничный сюрприз ожидал и чеченцев с ингушами, депортация которых началась в День Советской армии и Военно-морского флота 23 февраля).

Всего было депортировано 69 000 карачаевцев и 37 000 балкарцев. По данным Научно-исследовательском институте Карачаево-Черкесии, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.

Официальным основанием к депортации служила якобы массовая "измена родине", "неспособность Балкарии защитить Эльбрус". По официальным данным прокуратуры Карачаевской АО, на всей территории области было возбуждено 673 судебных дела за измену и сотрудничество с фашистами. Из них были переданы в суд 449 дел. К уголовной ответственности были привлечены за измену Родине всего около 270 человек. 15 апреля 1943 года НКВД и Прокуратура СССР издали совместную директиву, на основании которой 9 августа 1943 года за пределы области было выслано 110 семей (472 человек) карачаевских «бандглаварей» и «активных бандитов» вместе с семьями.

Среди балкарцев имелись дезертиры - до 5500 на 25 305 человек, призванных в армию. На май 1943 г. на территории Кабардино-Балкарии действовали 44 бандгруппы (941 человек), в них оказались многие партийные и советские работники.

Между тем тысячи карачаевцев и балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115-й кабардино-балкарской кавалерийской дивизии и в партизанских отрядах. Почти все они были награждены орденами и медалями.

"Я был в составе войск, прорывавших Ленинградскую блокаду, - пишет в своих воспоминаниях ветеран войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени балкарец Магомед Узеирович Созаев, житель пос. Белая речка Кабардино-Балкарской республики. - Дважды получал ранения, лежал с контузией в военном госпитале. Оттуда написал несколько писем домой. Все они вернулись обратно с пометкой "адресат выбыл". Удивлению моему не было предела... в конце концов я оказался в Ошской области и там разыскал родных. Из близких мне людей в Средней Азии умерли: отец, дочь, сын, две сестры и их дети».

Только в 1956-1957 годах советское правительство признало репрессии против кавказских и других народов ошибочными и незаконными, после чего была восстановлена их государственность, а переселенцам разрешили вернуться на родину.


Сегодня в России насчитывается примерно 108 тысяч балкарцев. Карачаевцев почти вдвое больше - около 192 тыс. человек.

***
Балкарцы и карачаевцы удостоились очень лестных отзывов от российских и зарубежных ученых-этнографов.
Например, генерал-лейтенант русской армии Бларамберг в 1830-х годах писал: «В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей».

Русский этнограф Рукавишников отмечал, что «трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в карачаево-балкарском обществе, а лень – порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ».

В.Тепцов, наблюдавший горцев в конце XIX века, сообщает: «Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».

В XVI-XVII веках балкарцы и карачаевцы приняли ислам. Однако даже триста лет спустя их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни. В честь святого Георгия был назван один из месяцев, а также вторник: Геюрге кюн.

Несмотря на исламский обычай многоженства, балкарцы обычно брали лишь одну жену. Те же, которые имели двух или трех, обращались со своими супругами очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, была скорее подругой, а не служанкой у своего мужа.

По словам русского географа Новицкого, балкарцы - смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

Балкарцев и карачаевцев нельзя причислить к известным народам Земли. Но один их продукт знает весь мир. Это - кефир.

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: , сванами, . Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и . В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов. Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки. Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

История кабардинцев и балкарцев тесно связана с христианством и исламом. Христианская религия оставила глубокий след в культуре этих двух народов, однако кXIX в. ислам вытеснил христианство. Переплетение на различных этапах истории мощных религиозных традиций породило свои особенности, связанные с одновременным почитанием языческих, христианских и мусульманских божеств, при этом последние две религиозные системы, как правило, мифологизировались и приобретали определенные черты языческих культов. Нахождение в одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же языческих обрядов для многих жителей горной Балкарии и в особенности Кабарды остается нормальным явлением.

До сих пор в ущельях Кабарды можно увидеть сосны, увешанные разноцветными лентами, - знак почитания местными жителями священной природы. В синкретичном сознании кабардинцев сохраняется поклонение «троице»: великому богу Тха, богу души Псатхэ, богу неба Уашхо. Имя бога Тха кабардинские предания связывают с Эльбрусом (Уэщхьэ-махуэ - гора счастья). После проникновения в Кабарду ислама Эльбрус стали считать местом обитания Джина-падишаха, царя духов и властителя птиц, который обладает чудесным даром предугадывать будущее. Перед каждым Новым годом многие кабардинцы считают своей обязанностью совершить своеобразный «хадж» - идти на поклонение к Джину-падишаху. Но так как до вершин Эльбруса добраться невозможно, то паломники обычно направляются к урочищу Татар-туп (татарский холм) на западном берегу Терека, где когда-то были обнаружены изображения Богородицы и Иоанна Крестйтеля. Об удивительной живучести древних народных верований говорит, например, бытование такого обрвда, как «Ханцегуащэ» - вызывание дождя (во время засухи по селу носят лопату, наряженную в женское платье, в каждом доме ее обливают водой и чем-либо од аривают). Синкретичное сознание кабардинского народа хорошо отражается в народном изречении: «Лучше уважать всех богов, чем возносить молитвы одному, а других не помнить. Ведь остальным будет обидно».

Важную роль в жизни кабардинцев играет адыгский кодекс морали и чести «адыгэ-хабзэ», имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших («власть старшего равна власти Бога»), культ предков, воинская доблесть («из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы - воина»), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей («пища важнее Корана»). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большей степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями). Современный исследователь адыгской культуры Баразби Бгажноков отмечает, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния религиозное сознание и подчиняет его. Это явление актуально для всех периодов исторического развития адыгов-черкесов (кабардинцы - пятигорские черкесы). Адыгэ-хабзэ обладает столь большой социально-бытовой ролью в Кабарде и в других адыгейских регионах, что адыгство было объявлено творением Бога. По мнению Бгажнокова, «в сознании основной массы черкесского населения - это способ бытия в мире, дарованный народу мусульманским Аллахом или языческо-христианским Тха, подобно тому как самим Создателем спускаются народам священные писания. Поэтому считается, что человек, не соблюдающий заповедей адыгства, навлекает на себя гнев самого Бога. Распространены суждения типа: «Когда наши души покинут тело и предстанут перед Аллахом, он спросит с упреком: «Я даровал вам адыгагьэ, чтобы вы жили в соответствии с его законами, почему же вы пренебрегли моим даром?»» Таким образом, адыгская этика сопоставима с непоколебимой национальной религией, которая лояльно и терпимо воспринимает мировые религии - ислам и христианство». (Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 84).

Кабардинцы, как и большинство кавказских народов, пережили несколько периодов христианизации и исламизации. Процесс проникновения христианства в среду адыгских народов начался в IV в.е и активизировался в VI в., когда адыги подчинились Византийской империи. Официально христианство адыги приняли в VI в. при византийском императоре Юстиниане I через греческие фактории на Средиземноморском побережье. В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена. В конце XIV в. под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, кабардинцы начали расселяться по Кубани и Тереку. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе появились католические миссионеры.

В середине XVI в. кабардинский князь Темрюк Идаров заключил военный союз с Русским государством. В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гошене, которая

приюта крещение с именем Мария. Впоследствии христианские проповедники сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в.

Становление ислама осуществлялось поэтапно. Районом древнейшего проникновения ислама на Северный Кавказ считается город Дербент (Южный Дагестан). Арабы делали попытки захватить Дербент еще в VII в., но тогда они не смогли закрепиться в «стране гор». В то же время им удалось оказать определенное влияние на религиозные убеждения местных жителей, которые первыми на Северном Кавказе приняли ислам. В дальнейшем ислам проникал к адыгам из Золотой Орды через Нижнее Поволжье.

XIII - первая половина XVI в. - проникновение ислама на Северо- Западный Кавказ, в том числе в Кабарду. После захвата Турцией Черноморского побережья Грузии и Абхазии в середине XV в. и всего Крыма в 1475 г. походы против народов Северного Кавказа турецкие паши и крымские ханы вели под знаменем ислама. В XVI в. часть кабардинских князей приняла ислам суннитского толка. Из Кабарды ислам (суннизм ханифитского толка) проник в Балкарию, где окончательно утвердился к середине XVIII в. Однако в народе еще были очень сильны языческие верования; соединение их с мусульманской традицией прослеживалось во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства - шариата, сохраняя приверженность местным обычаям - адатам.

В 1711 г. Петр I дал грамоту кабардинскому народу о принятии его в российское подданство. С XVIII в. началось активное заселение Северного Кавказа выходцами из России.

В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно низменную часть территории Кабардино-Балкарии, в горной ее части проживают балкары.

На территории Балкарии в горных ущельях Приэльбрусья христианство появилось в VI в. Считается, что его носителями стали не только аланы-асы, но и предки современных балкарцев - тюркоязычные болгары, ставшие основным населением Балкарии. Оно распространялось прежде всего из Византии и со стороны Таманского полуострова, однако большое значение имели также связи Балкарии с христианскими государствами - Грузией, Арменией и Абхазией. Вплоть до нашествия Тамерлана в XIV в. огромное миссионерское значение имела Аланская епархия на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в Балкарию с XVI в., но до сере- " дины ХУШ в. среди балкарцев было сильно христианство, которое оказало значительное влияние на язык и обычаи народа. Несмотря на распространявшийся более энергично в XVIII-XIX вв. ислам, даже в начале XX в. в Балкарии оставались христианские селения. Знать в основном принимала мусульманство, а простые крестьяне оставались христианами либо языч- никами. В XIX в. православная церковь пыталась организовать свою мис- л сию среди балкарцев, не принесшую больших успехов. В ХЕХ в. ислам стал

официальной религией в Балкарии (см.: Бабаев С.К. К вопросам истории языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2000. С. 147-190). Балкарский ислам не отличался ортодоксальностью - многие мусульманские установления нарушались, например, в пищу употреблялась свинина, исламские обряды перемешивались с народными традициями, связанными с горским этикетом - тауадэтом. В основе тауадэта лежали языческие элементы, похожие на кабардинское язычество (также как и тауадэт во многом напоминает адыгэ-хабзэ).

В 1921 г. постановлением ВЦИК была образована Кабардино-Балкарская автономная область в составе РСФСР. В советский период Ка- бардино-Балкария, как и весь Северный Кавказ, стала ареной борьбы с «религиозными пережитками», «кулацко-мулльскими элементами» и «антисоветским подпольем», в результате чего в 30-е гг. здесь были уничтожены практически все мечети, а духовенство подверглось репрессиям. В 1944 г. балкарское население, обвиненное Сталиным в сотрудничестве с гитлеровцами, было поголовно депортировано в Сибирь и Среднюю Азию, где оно пребывало вплоть до начала хрущевской «оттепели», а республика была переименована в Кабардинскую АССР. Депортация балкарцев оказала сильное влияние на народную религиозность. Тяжелые условия депортации, проживания вдали от родины заставили балкарцев сплотиться вокруг ислама, основной веры народа на тот период. Христианство и язычество были практически потеряны и забыты.