Как и какими мы вышли из гоголевской «Шинели»? «Все мы вышли из гоголевской «Шинели



Все мы вышли из гоголевской шинели
Авторство ошибочно приписывается Ф. М. Достоевскому, который однажды произнес эту фразу в беседе с французским литератором Э. де Вогом. Последний понял ее как собственные слоба писателя и так ее и привел в своей книге «Русский роман» (1886).
Но в действительности эти слова принадлежат, как доказал советский литературовед С. А. Рейсер (см.: Вопросы литературы. 1968. № 2) французскому критику Эжену Вогюэ, опубликовавшему в «Rftvue des deux Mondes» (1885. № 1) статью о Достоевском. В ней он говорил об истоках творчества этого русского писателя.
В настоящем виде это выражение вошло в оборот после того, как в России вышла книга Эжена Вогюэ «Современные русские писатели. Толстой - Тургенев - Достоевский» (М., 1887).
Употребляется: для характеристики гуманистических традиций классической русской литературы.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Все мы вышли из гоголевской шинели" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вогюэ (значения). Эжен Мельхиор маркиз де Вогюэ Eugène Melchior vicomte de Vogüé … Википедия

    Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    - (1809 1852) один из величайших писателей русской литературы, которого влияние определяет ее новейший характер и достигает до настоящей минуты. Он родился 19 марта 1809 года в местечке Сорочинцах (на границе Полтавского и Миргородского уездов) и… … Большая биографическая энциклопедия

    Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Фотопортрет Н. В. Гоголя из группового дагерротипа С. Л. Ле … Википедия

    Гоголь, Николай Васильевич Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский … Википедия

    Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

    Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

    Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***… … Википедия

Книги

  • Сентиментальные повести , Зощенко Михаил Михайлович. Для большинства читателей Михаил Зощенко (1894-1958) и при его жизни, и сегодня является "королем смеха", автором" Бани" и"Аристократки" . Между тем в 1920-е годы появилась книга,…
  • Сентиментальные повести , Зощенко Михаил Михайлович. Для большинства читателей Михаил Зощенко (1894-1958) и при его жизни, и сегодня является`королем смеха`, автором`Бани` и`Аристократки`. Между тем в 1920-е годы появилась книга, представляющая…

Эта фраза появилась в серии статей французского критика Эжена Вогюэ «Современные русские писатели», опубликованных в парижском «Двухмесячном обозрении» («Revue des Deux Mondes») в 1885 году, а затем вошедших в книгу Вогюэ «Русский роман» (1886). В 1877–1882 гг. де Вогюэ жил в Петербурге в качестве секретаря французского посольства и был близко знаком со многими русскими литераторами.

Уже в начале первой из журнальных статей («Ф. М. Достоевский») Вогюэ замечает – пока еще от себя: «…между 1840 и 1850 годами все трое [т. е. Тургенев, Толстой и Достоевский] вышли из Гоголя, творца реализма». В той же статье появилась формула:

Все мы вышли из “Шинели” Гоголя» , – справедливо говорят русские писатели.

Чем больше я читаю русских, тем лучше я вижу истинность слов, которые мне говорил один из них, тесно связанный с литературной историей последних сорока лет: «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» (курсив мой. – К.Д.).

В первом русском переводе книги Вогюэ (1887) эта фраза передана путем косвенной речи: «Русские писатели справедливо говорят, что все они “вышли из “Шинели” Гоголя”». Но уже в 1891 году в биографии Достоевского, написанной Е. А. Соловьевым для серии Павленкова, появляется канонический текст: «Все мы вышли из гоголевской Шинели», – причем здесь фраза безоговорочно приписана Достоевскому.
С. Рейсер считал, что это «суммарная формула», созданная самим Вогюэ в результате бесед с разными русскими писателями («Вопросы литературы», 1968, № 2). С. Бочаров и Ю. Манн склонялись к мнению об авторстве Достоевского, между прочим, указывая на то, что Достоевский вступил в литературу ровно за 40 лет до публикации книги Вогюэ «Русский роман» («Вопросы литературы», 1988, № 6).
Однако в достоверных высказываниях Достоевского нет ничего похожего на эту мысль. А в своей Пушкинской речи (1880) он, по сути, выводит современную ему русскую литературу из Пушкина.

Русский эмигрантский критик Владимир Вейдле предполагал, что фразу о шинели произнес Дмитрий Григорович, «один из русских осведомителей Вогюэ» («Наследие России», 1968). Григорович вступил в литературу одновременно с Достоевским, за 40 лет до публикации статей де Вогюэ, и тоже под сильнейшим влиянием Гоголя.

Кто бы ни был «русским осведомителем Вогюэ», слово «мы» в этой фразе могло относиться только к представителям «натуральной школы» 1840 х годов, к которой Толстой – один из главных героев «Русского романа» – не принадлежал.

Писавшие об авторстве изречения не задумывались о его форме. Между тем до перевода книги Вогюэ оборот «Мы вышли из…» не встречался по русски в значении: «Мы вышли из школы (или: принадлежим к школе, направлению) такого то».
Зато именно этот оборот мы находим в классическом произведении французской литературы, причем в форме, весьма близкой к формуле Вогюэ. В романе Флобера «Госпожа Бовари» (1856) читаем:
Он [Ларивьер] принадлежал к великой хирургической школе, вышедшей из фартука Биша (sortie du tablier de Bichat).

Имелся в виду хирургический фартук знаменитого анатома и хирурга Мари Франсуа Биша (1771–1802). Вслед за Флобером это определение неизменно цитируется во Франции, когда речь идет о французской хирургической школе, а нередко и о французской медицине вообще.
Переводчикам «Госпожи Бовари» оборот «sortie du tablier de Bichat» представлялся настолько необычным, что «фартук» они просто выбрасывали. В первом (анонимном) русском переводе (1858): «Ларивьер принадлежал к великой хирургической школе Биша». В переводе А. Чеботаревской под редакцией Вяч. Иванова (1911): «Ларивьер был одним из светил славной хирургической школы Биша». В «каноническом» советском переводе Н. М. Любимова (1956): «Ларивьер принадлежал к хирургической школе великого Биша». Точно так же поступали с «фартуком Биша» английские и немецкие переводчики.

Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что формула «выйти из (некоего предмета одежды)» в значении «принадлежать к школе такого то» была создана Флобером и два десятилетия спустя использована де Вогюэ применительно к Гоголю. Вполне возможно, что кто то из русских писателей говорил ему нечто подобное, однако словесное оформление этой мысли родилось на французском языке.
В 1970 е годы в эмиграционной публицистике появился оборот «выйти из сталинской шинели». С конца 1980 х он стал осваиваться российской печатью. Вот два характерных примера:
«Как говорится, все мы вышли из сталинской шинели. Более того, многие из нас продолжают смотреть на жизнь из под ленинской кепки» (В. Немировский, «Красные, зеленые, белые…», в журн. «Человек», 1992, № 3).

«…В 80 е годы, по Костикову и прочим подмастерьям перестройки, (…) общество выходило из сталинской шинели и элегантно запахивалось в горбачевский костюм» (Валерия Новодворская, «Мыслящий тростник Вячеслав Костиков», в журн. «Столица», 1995, № 6).
Впрочем, «шинель», «пальто» и т. д. в этой формуле давно уже не обязательны – выйти можно из чего угодно, хотя бы из квадрата:
«Все мы вышли из квадрата Малевича» (интервью художника Георгия Хабарова в газ. «Совершенно секретно», 7 октября 2003).

Эта фраза, впервые встречающаяся у французского литературоведа Эжена де Вогюэ (указываю источник для того, чтобы вы не ошиблись: фраза принадлежит не Достоевскому!), отражает значение этой небольшой повести в мировой литературе.

Звучит высокопарно, но именно здесь со всей полнотой поставлена главная проблема, волнующая человека на протяжении многих веков. Это проблема «маленького человека» . Конечно, она не одна, есть здесь проблемы и нравственные, и этические, но все же на первом плане, как бы мы сказали сегодня, среднестатистический человек. Проблема «маленького человека»

Тезисы, которые я сформулировала в виде вопросов и ответов, чтобы вам было удобнее поместить их в материалы для сочинений.

      • Кто Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести? Мелкий чиновник в канцелярии, занимающийся переписыванием документов, незаметный, тихий, не привлекающий к себе никакого внимания. Сослуживцы издевались над ним, а герой в ответ только говорил: «Зачем вы меня обижаете?», а за этими словами слышалось: «Я брат твой» (так пишет Гоголь).
      • Что у него есть в жизни? Ничего. Живет в маленькой квартирке, питается скудно, все его интересы сводятся к переписыванию бумаг.
      • Как он сам к этому относится? Акакия это совершенно не тяготит. Он другой жизни и не знал, ничего не имел, и герой счастлив. Гоголь не скрывает духовного убожества интересов и жизни героя.
      • Что поколебало привычный ход жизни маленького чиновника? Износилась шинель в хлам. Акакий перестал пить чай по вечерам, ходил в халате, чтобы не изнашивать другую одежду дома, передвигался на цыпочках, дабы не истерлась подошва на башмаках, и наконец деньги на новую шинель были накоплены. Новая шинель стала смыслом жизни.
      • Как изменилась жизнь героя после приобретения новой шинели? Его заметили, Акакий даже приглашен на вечер к начальству. Но ужас! Когда он возвращался, шинель с плеч сдернули. Акакий было попытался обратиться за помощью к начальнику, но тот его выгнал. Герой простудился, заболел и умер. Читатель понимает, что умер Акакий не от болезни, а от горя.

Вот такая печальная история. Что хотел сказать Гоголь читателям? Какова идея повести?


Финал повести

Как вы поняли, «Шинель» — повесть непростая. Остается главная ее загадка – финал. В конце Гоголь рассказывает о призраке, сдергивающем шинели, пальто и шубы с людей. Успокоился он только тогда, когда проделал то же самое с начальником, грубо вышвырнувшем Акакия на улицу.

Почему Гоголю надо вводить такую фантастическую историю? Здесь литературоведы расходятся во мнениях. Не думаю, что нужно излагать все точки зрения, скажу о той, которая, на мой взгляд, следует из всего творчества великого писателя.

Ранее я говорила, что для Гоголя главным в человеке была душа, что он всегда смотрел дальше социального и в обществе, и в человеке.

Призрак, срывающий шинели с прохожих, могучий и страшный, — это не нашедшая добра и справедливости в мире и вырвавшаяся из оков душа Акакия .

Эта версия принадлежит великому русскому писателю В.Набокову.

Внимание, ЕГЭ! Материал по «Шинели» — отличная иллюстрация к текстам с проблемой добра, справедливости, милосердия (отношение к герою людей вокруг и самой системы), с другой стороны – иллюстрация к текстам о духовном убожестве человека, сосредоточившегося на одной материальной цели.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


.....
О чем сюжет «Шинели»? На самом деле, а не то, что хотел сказать автор? Ведь речь идет о гении, а у них беда - вроде, сказать хочешь одно, а получается другое. Потому что талант, он сильнее. «Шинель» - о том, что ничем не примечательный и бедный чиновник…. Ой, то есть, простите. Вовсе не бедный. Получал Акакий Акакиевич за службу 400 рублей в год.

Для сравнения - цены конца 19 века (а в середине-то еще ниже были). Пуд пшеницы - 97 коп., пуд сахара - 6 руб. 15 коп., ведро (12,3 л) спирта - 3-4 руб., пуд керосина - 1 руб. 08 коп. Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм - 70 копеек. Мясо говядина лопатка 1 килограмм - 45 копеек, Мясо свинина шейка 1 килограмм - 30 копеек. Рубаха выходная - 3 рубля, Костюм деловой - 8 рублей, Пальто длинное - 15 рублей. Сапоги яловые- 5 рублей, Ботинки летние- 2 рубля,

Наш чиновник, НАКОПИВ - видимо, в день съедал не пуд пшена, а всего половину, - и получив премию (!) покупает не говядину, а... новую шинель. Она вышита стразами, на спине - золотой вензель, пуговицы платиновые... В общем, вещь добротного материала, и выглядит дорого. Почему-то считается, что это нормально. «Маленький человек мечтал и заслужил». А это вовсе не нормально. Одеваться надо по чину. Этот же… Проще говоря, человек из квартала для среднего класса, где все честно ездят на каких-нибудь «Фордах», приобрел… «Ролс-Ройс». Это, кстати, очень по-русски. Выходцы из СССР на Западе обожают покупать машины люкс, пусть и подержанные, искренне веря, что в странах Открытых Возможностей они таким образом Реализуют Мечту. И они правда ее реализуют. Чем ставят себя в идиотское положение, потому что условный Запад - плоть от плоти Европы, а Европа это цех. А цех это форма, устав и инструкции. Каждому - свой шесток. Даже если речь о шесте в стриптизе:-)

Вещи - социальный маркер. Средний класс ездит на одних машинах, аристократия на других, студенты - на третьих, представители организованной преступности - на четвертых. Адвокату, может, и не нравятся часы за 10 тысяч и костюм за 10 же тысяч, но это Униформа. Он ее покупает, как мясник вынужден купить фартук. Иначе будет кровь:-) А если он купит часы за 10 долларов, и розовую шубу как у Киркорова, пусть и за 100 тысяч, то потихонечку перестанет быть адвокатом. Причем - чай не Россия - с топором за ним гоняться никто не станет. Сам, все сам:-)

Дурак Акакий Акакиевич покупает «Ролс-Ройс». В СССР нам рассказывали, что это была покупка всего года. Крайне важная и необходимая. Но, помилуйте, в России шубы из овчины всегда стоили копейки.
Еще раз - шуба из овчины стоила 30-40 копеек.

Шуба из овчины не просто тепло, а Тепло. Да еще и в промозглом климате Санкт-Петербурга. Зимой. Акакий Акакиевич мог бы потратить копейки, а не весь свой месячный бюджет, и провести зиму в тепле, и в ус не дуть. Он же, почему-то, справляет себе не шинель, но Шинель.

Хотя почему почему-то. Маленький человек понимал, что настает время его реванша. Просто начал раньше.

Проще говоря, Акакий Акакиевич совершил фальстарт.

Для торжества посредственности было еще рановато.

Русские - народ очень наглый и высокомерный - ужасно не любят наглости и высокомерия. Ну, когда их показывают другие. Поэтому Акакия Акакиевича очень быстро поставили на место. На его «Ролс-Ройсе» нацарапали гвоздем слово «ху…»… В смысле его шинельку не по чину сняли.

Взяли с двух сторон и - опа - остался человек без шинельки.

От этого Акакий Акакиевич расстроился, заболел и умер.

К счастью, у него не было детей.

К несчастью, таких как он все равно было много, а стало - еще больше.

Человек, способный умереть из-за шинельки, стал властелином мира. И - забавная ситуация - в роли маленького человека теперь выступают артисты. Которые, собственно, эту тварь и породили.
Гоголь, перед смертью, очень боялся того, что его похоронят заживо, и просил перерезать вены на руках. Это не спасло его от посмертных унижений. Гроб Гоголя выкопали в 20-хх годах в СССР и каждый представитель советской комиссии ВЗЯЛ СЕБЕ НА ПАМЯТЬ ПО КОСТОЧКЕ.

Я не шучу.

Кому-то досталась тазобедренная, кому-то стопа, кому-то - берцовая.

Надеюсь, хоть что-то от Николая Васильевича осталось, чтобы, когда его гроб эксгумируют снова - нет никаких сомнений, что это случится, советские обожают глумиться над трупами, - пара косточек все же досталась и Прилепину с Шаргуновым.

Но вернемся от карликов к просто маленьким людям.

Почему-то - хотя почему почему-то, я же говорил, русские гении организовали - всех беспокоят страдания маленького человека. Но, почему-то, никого - и в первую очередь маленького человека - не беспокоят страдания художника. Увы, никто не написал повести о Модильяни, который страдал по-настоящему - а не из-за пуховой куртки. Никому вообще Модильяни не интересен. Интересны его картины. Потому что художник в системе ценностей маленького человека - шахтер, который должен. Стране. Угля. Как он и что он, маленького человека не парит.

Выдающийся русский писатель Д. Е Галковский как-то сказал - цитирую по памяти, не дословно - «сколько крови из меня выпили русские крестьяне и идиоты, ни один инородец не выпил».

Полностью соглашаясь с этим, я могу добавить лишь еще - «сколько крови выпил из меня «маленький человек», никто не выпил».

И никогда «маленький человек», гадя и калеча все вокруг, не задумывается о том, что испытывают люди, в которых он гадит и которых калечит. Хотя, вроде, нас 150 лет учили заглядывать в душу, и страдать. Но урок был воспринят по-русски.

Это в мою душу надо заглядывать и мне сострадать.

Остальные - на ху... В смысле - бери шинель, иди домой.

… Как бы выглядела встреча Николая Васильевича с Акакием Акакиевичем в 2016 году?

Я предполагаю, что Акакий Акакиевич принял бы Гоголя в своих апартаментах, сидя в кресле. Диваны, кресла, плазменный ТВ, вообще - шикарная мёбля. Фотографии с отпуска (именно «с», и вместо «что» обязательно «шо»). Акакий Акакиевич и ЮАР, Акакий Акакиевич и Италия. Акакий Акакиевич и Майорка. «Мы с лапой на грязевых процедурах». «Наш с лапой чизкейк в лучшем ресторане Праги». «Наша с лапой посудомоечная машина и комбайн». На кухне хлопочет разжиревшая лапа. Сначала они с Акакий Акакиевием не могли залететь, отчего были чайлд-фри, о чем сообщали всему миру в социальных сетях и призывали весь мир последовать их примеру. Потом залетели, и засрали соцсети гугусиками и призывами поднять рождаемость. Но все это в прошлом. Дети выросли и стали нормальными жлобами. Как родители. Поэтому Акакий Акакиевич смог сконцентрироваться на главном - когда в него не заливают чернила на "службе" (он же человек-ксерокс, мы говорили), он формулирует свою Четкую позицию по Крыму, миграции в Европе, и бардаке в Африке.

Акакий Акакиевич, прикуривая сигару:

Присаживайтесь, любезный.

Робкий, нелюдимый Гоголь, садится. Ему неловко. На нем - старая потертая шинель. Акакий Акакиевич, морщась:

Голубчик, что же вы так… Обтрепались… (в сторону кухни) Насть, а Насть. Помнишь, у меня куртка была, мериканьская? Мы ее бедным собирались отдать еще? Помнишь где?

(с кухни) - Поищем, зая.

Гоголь (краснея): Что вы, я вовсе не…

Акакий Акакиевич (вальяжно): Не стоит, не стоит благодарить, голубчик. Как вам наше скромное жилище? Хе-хе. Конечно, я шучу. Какое там скромное… (рассказывает 1-2 часа об ипотеке, отделочных материалах, цене работ).

Гоголь (скучая): Кхм, кхм.

Акакий Акакиевич: А машину видели? У нас две, просто сегодня….
(рассказывает 2 часа о машинах)

Гоголь (совсем скучая): Гм…

Акакий Акакиевич (с пустыми глазами): А?

Гоголь (негромко): Я собственно… Пожалеть пришел. Ну, Вас. Шинелька… Все такое…

Акакий Акакиевич смеется. Зовет жену.

Говорит ей: Насть, нас ЭТОТ пожалеть пришел.

Хохочут оба.

Гоголь молча смотрит. Акакий Акакиевич подходит к нему, хватает за руку и отламывает себе палец. На память. Жена Акакия Акакиевича, Настя, откусывает Гоголю ухо. На память. Из комнаты выходят дети Акакия Акакиевича и Насти и вырывают Гоголю глаз и выдирают волосы. На память.
С криками несчастный Гоголь убегает из квартиры. Счастливая семья недолго глядит ему вслед. На газоне - кровавый след. Фото газона Акакий Акакиевич выкладывает в Инстаграмм с припиской «Наш дешевенький газон за… (цена) у небольшого домишки за… (цена)». Из соотношения цены и текста понятно, что Акакий Акакиевич иронизирует и газон, на самом деле, дорогой, а дом - огромный.

Гоголь, убежав на пару километров, останавливается у шоссе и плачет. Он в крови, плохо одет, и ему холодно.

Останавливается машина. Это «Ролс-Ройс». Гоголь с надеждой смотрит на опускающееся стекло. За рулем - Акакий Акакиевич-2.

Акакий Акакиевич-2: Слышь,терпила. Ты это… долго ныть еще будешь? Пора бля за дело.

Гоголь: Простите… Какое дело… не понимаю…

Акакий Акакиевич-2: Ну что бля непонятного бля. Ты в душу, в душу мне загляни, залупа. Что у меня бля на душе творится?! Ты на пойми, Вникни!

Гоголь покорно подходит и заглядывает в душу Акакия Акакиевича-2. Там - то же самое, что в душе Акакия Акакиевича-10, Акакия Акакиевича-15, Акакия Акакиевича-277567676, и просто Акакия Акакиевича.