Как составить схему сложносочиненного предложения. Сложносочинённые предложения: примеры и схемы. Вертикальная схема предложения

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения - одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения - роса покрывает. Однородные второстепенные члены - покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения - Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот - составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема - это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась .

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

3.

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Zankov.ru ().
  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)