Костюмерная. Закулисье театра: там, где создаётся искусство Что делает костюмер в театре

Любой спектакль остается произведением театрального искусства, вне зависимости от того, о какой масштабности идет речь, вне зависимости от того, сколько десятков или даже сотен людей занято в этом спектакле, а также вне зависимости от того, сколько прибыли он приносит.

Другое дело, что ни один театр, ни один концертный зал не обходится без декораций, и ни один актер не выходит на сцену без костюма.

Отдельно стоит отметить, что в любом концертном зале, в любом театре постановки периодически меняются... а вместе с ними меняются и декорации, костюмы, какие-то аксессуары, детали, без которых постановка, будь то спектакль или концерт, не будут смотреться полными, законченными, органичными.

И если в крупных концертных залах, театрах созданы все условия для хранения костюмов, декораций, то в небольших, и тем более маленьких зданиях культурного назначения, далеко не всегда предусмотрены помещения для хранения декораций и костюмов.

Почему идет речь о необходимости специальных помещений? Во-первых, необходимо понимать, что декорации, костюмы требуют специальных условий хранения. И речь идет не только о достаточном пространстве для хранения объемных декораций, но о необходимости создания определенной температуры, освещенности, влажности и так далее.

Во-вторых, долгосрочное хранение костюмов и декораций в сценических карманах (характерно для небольших театров, концертных залов) противоречит нормам пожарной безопасности, являясь серьезным нарушением.

Возникает вполне логичный вопрос, где хранить оборудование для концертных залов, театров, если в самом здании не предусмотрено специальное помещение для хранения?

Собственно, раньше решение этого вопроса было весьма проблематичным. Сегодня же, когда стали появляться склады хранения, этот вопрос не представляет собой большую проблему.

Необходимо только определиться со складом хранения, и вопрос можно считать закрытым.

Итак, на какие моменты следует обращать внимание при поиске склада под хранение костюмов, декораций?

В первую очередь, необходимо обеспечить декорациям, костюмам оптимальные условия для хранения: определенную температуру, влажность, освещение и так далее. Особенно важно уделить внимание именно этому вопросу, если речь идет об эксклюзивных декорациях, костюмах - исторических, элитных и так далее. Нужно понимать, что далеко не каждый склад сможет предоставить вашим вещам те условия хранения, в которых они нуждаются.

Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность хранимым вещам. Здесь надо обращать внимание на то, насколько большое внимание уделяет склад обеспечению безопасности своей территории. Так, совершенно не лишними будет сигнализация (как по периметру склада, так и в каждом отдельном помещении, отведенном под хранение), наличие охраны, видеонаблюдения и так далее.

И, наконец, еще один важный нюанс. Если речь идет о декорациях, костюмах для театров, концертных залов, то необходимо выбирать склады индивидуального хранения, которые в отличие от складов ответственного хранения смогут предоставить своим клиентам наиболее комфортные условия сотрудничества.

Стоит повториться, что декорации, костюмы являются уникальными предметами, каждый из которых представляет для театра, концертного зала определенную ценность, и за сохранность каждой вещи склад должен нести ответственность.

В случае со складом индивидуального хранения все выше перечисленные условия, начиная от обеспечения безопасности для каждого предмета, переданного на хранение и заканчивая созданием оптимальных для хранения условий, выполняются в полной мере.

Кроме того, каждый клиент склада, который передал на хранение любые вещи, имеет свободный доступ к этим вещам в любое время суток и совершенно бесплатно.

Одним из наиболее привлекательных предложений на рынке временного хранения вещей является компания ВашStorage, предоставляющая своим клиентам наиболее выгодные условия сотрудничества.

Каждый клиент получает комнату для хранения вещей заданных размеров. Вам не придется переплачивать за лишние метры. В зависимости от объема декораций, от количества костюмов, вы сможете выбрать помещение того размера, который будет достаточен для оптимального размещения вещей, и при этом не будет оставаться лишнего пространства.

Каждое помещение запирается на замок, и вы получите ключ, а также возможность круглосуточного доступа к хранимым вещам, что позволит вам в любое время проверить целостность, состояние декораций, костюмов, а также в случае необходимости забрать их в любой удобный для вас момент.

И последнее, о чем следует сказать, это о том, что компания ВашStorage не ограничивается только предоставлением услуг по хранению, но также клиентам склада предоставляются в пользование парковка, тележки, лифт, с помощью которых можно обеспечить быструю и удобную доставку груза до помещения для хранения.

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой - является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Костюмер в театре

Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.

В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.

Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения.

Костюмер в Доме культуры

Обязанности костюмера в Доме культуры ничем не отличаются от обязанностей его коллег в театре или кино. Состоя в коллективе Дома культуры или филармонии, костюмер должен обладать художественным вкусом, ответственностью, трудолюбием, интересом к области искусства, участвуя во всех мероприятиях очага культуры.

Здесь также он должен знать все виды, марки, размеры и другие особенности костюмов, аксессуаров и реквизитов. Кроме знания современного и исторического костюма, он должен умело ухаживать за сценической одеждой, очищая, выглаживая, и выполняя мелкие ремонты. Организовать такой удобный порядок хранения костюмов и их реквизитов, чтобы можно было легко их найти.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

"А у нее ноги кривые!": рассказ о создании театральных костюмов и не только

Клопс.Ru решил узнать, как шьются, носятся и где хранятся эксклюзивные театральные костюмы, а так же какие истории с ними связаны у самих актеров

Премьера спектакля по Мольеру "Мнимый больной", над которой работал столичный режиссер Никита Гриншпун, состоялась 1 октября в Калининградском областном драматическом театре. В работе над постановкой участвовали и еще два москвича ― композитор Павел Акимкин и художник Ксения Шимановская, которая отвечает за оформление сцены и костюмы актеров.

Кстати, именно наряды стали особой гордостью спектакля: они сочетают модные течения 17-18 веков, а так же креативный взгляд на современную трактовку пьесы.

"Вот, видите ― можно сразу и закусить, ― актер Анатолий Лукин, исполняющий роль брата главного героя, очень правдоподобно делает вид, что отрывает пластиковую ягоду от грозди винограда, свисающей с его шляпы. ― Бог виноделия ― Бахус, поэтому у меня и шляпа такая. Тот брат больной, а я ― здоровый, значит могу себе позволить выпить".

В коридоре возле гримерки появляется длинноволосая девушка в ярком наряде, своей расцветкой напоминающим костюм Арлекина ― это актриса Мария Савельева, которая исполняет в спектакле сразу несколько второстепенных ролей.

"А вот это ― костюм подушки", ― шутит Лукин, намекая на широкие штаны, незаметно переходящие в рукава и закрепленные для того, чтобы сохранить квадратную форму, мягким каркасом.

"В одном из действий на сцену выходят цыгане. Я одна из них ― уличная артистка. Надеть на меня широкую юбку было бы слишком просто. Костюм мне очень нравится: он удобный и надевается всего за пару секунд. Когда я впервые его увидела, то сразу поняла, что он очень шикарный и необычный".

В сценических нарядах можно танцевать, драться и кувыркаться, не боясь помять или порвать. Однако не во всем костюмы так комфортны: артисту в них очень жарко. Приятность в носке ― последнее о чем думает художник, создавая костюм ― это, в первую очередь, образ героя и один из важных элементов всего внешнего оформления постановки.

"Когда всю жизнь переодеваешься, то начинаешь относится к костюму, как к рабочему материалу. Правда, помню, пару шикарных нарядов, которые так мне шли, что просто не хотелось их снимать ― это были костюм для роли Принца Оранского и форма коменданта Фон Ляша. Когда я надел форму, то понял, что мне даже грим делать не надо ― такое было внутреннее попадание. Когда ты готовишься, к какой-то роли, то понимаешь, какие вещи надо "вытаскивать", то есть, что присущее твоему характеру должно выходить наружу. Костюм очень помогает появится особому чувству и поверить в реальность происходящего", ― говорит Лукин.

Припомнил актер и самый нелепый костюм, который ему пришлось примерить за свою долгую карьеру: еще в новосибирском ТЮЗе Лукин сыграл в сказке избушку на курьих ножках: "Надевал чулки с когтями, саму "бревенчатую коробку" и ходил за Бабой Ягой по сцене. А потом получил за эту роль благодарность".

Так как ткани для костюмов используются зачастую искусственные и не очень приятные к телу, то мужчины надевают их на хлопчатобумажные футболки, у женщин же не всегда есть такая возможность - их наряды более открытые и облегающие.

"Мы идем на встречу актерам и стараемся всегда делать тонкую коттоновую подкладку, чтобы он совсем не упрел в своем наряде", ― говорит об отношении к проблеме швея из пошивочного цеха.

Во время спектакля актриса несколько раз в прямом смысле слова выпрыгивает из своей юбки, поэтому предмет одежды сделан на раскрывающемся каркасе

Так, один из костюмов для "Мнимого больного" ― не просто наряд, а еще и испытание физических возможностей актрисы Марины Юнгас, играющей супругу главного героя Белину. По сценарию, она несколько раз в прямом смысле слова выпрыгивает из своей юбки, поэтому предмет одежды сделан на раскрывающемся каркасе. Так как найти легкий алюминий для каркаса оперативно не удалось, пришлось делать его из толстой металлической проволоки, и теперь юбка весит не меньше пяти килограммов. Причем, так как конструкция должна быть съемной, то актрисе приходится носить свою юбку в руках.

Конечно, ждать полной аутентичности от таких нарядов не стоит: шелковые чулки заменяют капроновые гольфы, дорогую парчу ― портьерная ткань, а атласные туфли ― китайские балетки с пришитыми к ним тюлевыми бантами.

"В этом спектакле все костюмы вообще легко надеваются, а бывает, конечно, и совсем наоборот: шнуровки там всякие... Вот корсеты ― я их терпеть не могу... Мне когда эту юбку шили, то я попросила, чтобы она болталось немного, ― задирает блузку, чтобы было видно тоненькую талию, актриса Мария Авраменко, которая исполняет роль старшей дочери главного героя Анжелики.

Шьется сценический костюм всегда на конкретного актера и по его меркам, но бывает, что наряды передают по наследству, когда актер заканчивает карьеру, умирает.... Никаких суеверий, связанных с этим у театральных деятелей нет - они прекрасно понимают, что таковы их жизнь и работа... Да и вообще особых примет, касающихся нарядов в театральной среде не сложилось. Основное условие - согласие актера играть роль в этом конкретном наряде.

"У меня например очень маленький размер обуви и играть частенько приходится в туфлях гораздо большего размера, что даже больно, ― рассказывает Мария Авраменко. ― А вот в плане костюмов, художник всегда идет навстречу актеру, потому что если ему не нравится наряд, то это очень-очень-очень плохо. Они ищут, чтобы подобрать именно на меня, потому что я себя должна в костюме комфортно и гармонично ощущать".

Моменты, когда приходится себя неловко чувствовать из-за костюма бывали у любого актера или актрисы. У них есть масса приемов, чтобы незаметно для зрителя исправить проявившийся дефект в наряде.

Если что-то сползло или упало, то ни в коем случае нельзя это пытаться поправить украдкой ― зритель все заметит. Наоборот, надо подтянуть или вернуть на место это так, как будто это действие заранее и было задумано.

Даже если сам зритель вдруг обратил внимание на недочет в наряде или на то, что он абсолютно не подходит тому, на кого надет, то актеров это не смущает.

"Вот тебе кажется, что ты звезда, но кто-нибудь обязательно найдет в твоем образе какой-нибудь косяк. Так было, когда играла в "Мастере и Маргарите". В зрительном зале сидела моя подруга. Я, значит, такая вся красивая, выхожу в неглиже и на каблуках, а какой-то подросток в зале говорит (и это слышит моя подруга): "Да, у нее ноги кривые!". Моя приятельница, конечно, не растерялась и ответила: "У всех были бы такие кривые ноги!". С кем не бывает? Кто захочет, тот найдет к чему придраться", ― абсолютно без смущения рассказывает Мария.

Актеры уверяют, что абсолютно не важно, в какой последовательности идет их превращение в задуманного героя: сначала можно сделать прическу, а потом надеть наряд, или наоборот.

В гримерном цеху. Простая прическа с косой а-ля Тимошенко делается опытным мастером всего за 10-15 минут. Сверху десятком шпилек цепляются шляпки. Этими же приспособлениями цепляют к сеткам парики.

Для спектакля "Мнимый больной" парики специально заказывали у столичных постижеров. Их изготовили почти на каждого актера, задействованного в постановке, но в итоге некоторых персонажей режиссер решил оставить с натуральными волосами.

"Главное, чтобы парик не двигался, не сползал, а в остальном ― дело привычки. Бывает немного чешется лицо в том месте, где резинка, прилегает к коже, ― говорит Любовь Орлова, актриса, исполняющая роль служанки Туанетты. ― Важно, чтобы парик хорошо на голове держался и не слетал. Однажды, вообще-то, у меня была проблема с париком: у меня он загорелся от софита. Он дымится, а я не замечаю. Мне коллега об этом сказал и рукой потушил зачинавшееся пламя".

Играть на сцене с прической из собственных волос проще и легче, но если использовать парик, то своя шевелюра меньше пострадает от регулярных вредных укладок. Зато гримерам абсолютно все равно: цеплять к голове артиста парик или колдовать над его родными волосами. Причем, они могут превратить почти лысого мужчину в обладателя роскошной прически, но признаются, что практически невозможно обладательницу длинной косы перевоплотить в стриженную наголо.

"А еще очень сложно закрепить каркасную конструкцию на голове актеру, которому предстоит по сценарию танцевать. Надо это закрепить так, чтобы не отвалилось ― и это все тоже надо сделать только при помощи обычных шпилек и лент. А еще иногда надо же менять наряд и прическу актера во время спектакля ― тут мы уже на коротком старте со всем необходимым стоим!", ― рассказывает гример Марина Терещенко.

И если танцующим актерам крепить парик надо "намертво", то поющим приходится прятать под него микрофоны. Коробочка с радиопередающим устройством опускается в кармашек специально сшитого для этих целей пояса.

Интересно, что даже и в случае с париками, актрисы бывают капризны и избирательны. Они могут наотрез отказаться надевать парик, который им не к лицу.

"У меня сначала был другой парик ― сейчас его носит мой "возлюбленный" Клеант, ― делится Мария Авраменко. ― Я его надела и не сразу поняла, что это за страшилище на меня из зеркала смотрит ― просто ужас какой-то! Вот сейчас прическа мне нравится, правда не нравится быть блондинкой".

Художника Ксению Шимановскую можно уже смело называть "гуру" в своей профессии - за свою карьеру она создала коллекции костюмов почти к двум сотням спектаклей. Ее позвали поработать над эскизами костюмов к "Мнимому больному" не случайно - спектаклю нужна была особая атмосфера.

"Это комедия и можно здесь, всё, что угодно - отдалась на волю своей фантазии и творила то, что душе угодно. Мне хотелось, чтобы костюмы были странными и смешными", - рассказала о концепции, которой придерживалась в этом случае Ксения.

Работа над эскизами у художницы заняла месяц, а потом еще предстоял долгий труд в команде с калининградскими швеями и мастерами по бутафории.

"Всегда контролирую процесс создания костюмов, потому что каждая выточка для меня важна. В этой коллекции, я помню каждую пуговку! Здесь мне все костюмы милы. Легче всего было придумать наряды "клестироносцев" - как-то сразу нарисовались в голове", - говорит художница

Все материалы и аксессуары для нарядов Ксения отыскала сама в калининградских магазинах. Она уверяет, что создание костюмов мужских и женских, с точки зрения сложности, абсолютно одинаково. Зато, если бюджет довольно скромен, то трудиться художнику приходится с удвоенной силой.

"Из половой тряпки можно сделать костюм. Даже наряд императрицы можно сшить из самых дешевых тканей. Чем больше препятствий, тем больше фантазии. И абсолютно неважно, комедия это или трагедия - развернуться можно везде! Надо только себе это разрешить", - заключила художница.

Художница ставила перед собой задачу сделать костюмы "странными и смешными"

В пошивочном цеху несмотря на тишину и кажущееся размеренное течение жизни работа идет полным ходом. Официально рабочий день у швей из драмтеатра с девяти утра до пяти вечера, но они уверяют, что частенько им приходится работать и по 12 часов в сутки.

Из всех нарядов, которые пришлось сшить к постановке мольеровской пьесы, самым сложным, как признаются сотрудники пошивочного цеха, было соорудить костюм медведя.

"У нас никогда не стоит вопрос о том, сколько занимает времени пошив того или иного костюма. Бывает и за день сложный наряд надо сделать. Вот, например, вчера, мы за день сорок метров ткани перелопатили - шили белые халата для музыкантов и других участников постановки "Мнимый больной". В последний момент нам сказали, какие и сколько их будет. Режиссер изначально предполагал, что музыканты будут, но не знал сколько. А ведь в итоге, может и вообще от идеи отказаться", - говорит начальник пошивочного цеха Наталья Дудкина.

Костюмерная

Костюмерная КОСТЮМЕ́РНЫЙ, -ая, -ое.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "костюмерная" в других словарях:

    костюмерная - ой, ж. costumier m. Помещение для хранения театральных и маскарадных костюмов; мастерская, где шьют эти костюмы. БАС 1. Худрук примкнул к ним в костюмерной, тоже выразил согласие. А. Азольский Облдрамтеатр. // НМ 1997 11 30. Перед отъездом из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    костюмерная - КОСТЮМЕРНАЯ, ой, ж Часть помещения (театра, киностудии и т.д.), представляющая собой комнату, в которой хранятся костюмы и перед выходом на сцену актеры переодеваются. На Ленфильме костюмерная для актеров состоит из четырех отделений: мужской… … Толковый словарь русских существительных

    Ж. Помещение (в театре, клубе и т.п.) для хранения театральных и маскарадных костюмов; мастерская, где шьют такие костюмы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    костюмерная - Р. костюме/рной … Орфографический словарь русского языка

    Энциклопедический словарь

    костюмерная - ой; ж. Помещение для хранения театральных костюмов. Подобрать костюм в костюмерной … Словарь многих выражений

    Толковый словарь Ушакова

    И КОСТЮМЕРНЫЙ, костюмерная, костюмерное (театр.). 1. прил. к костюм. Костюмерная мастерская. 2. в знач. сущ. костюмёрная, костюмёрной, жен. Помещение для театральных костюмов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОСТЮМЕРНЫЙ, ая, ое. 1. Относящийся к изготовлению и хранению театральных костюмов. К. цех. Костюмерная мастерская. 2. костюмерная, ой, жен. Отдел в театре, где хранятся костюмы, или мастерская, где они изготовляются. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Координаты: 60°10′00.37″ с. ш. 29°52′04.74″ в. д. / 60.166771, 29.867985 … Википедия

Книги

  • За кулисами Аббатства Даунтон , Эмма Роули , Гарет Ним , О чем эта книга: Сериал Аббатство Даунтон стал своего рода сенсацией на телевидении. Никто не ожидал, что миллионы телезрителей по всему миру еженедельно будут собираться, чтобы посмотреть на… Категория: История и теория искусств Серия: Подарочные издания. Кино Издатель: