Малый театр тартюф. Тартюф. Театр на Малой Бронной. Спектакль «Тартюф» - смешная и поучительная комедия

Действующие лица и исполнители:
Тартюф, святоша - Виктор Сухоруков
Оргон - Александр Самойленко
Г-жа Пернель, его мать - Анна Антоненко-Луконина
Эльмира, его жена - Ольга Ломоносова, Ольга Вяземская
Дамис, его сын - Дмитрий Гурьянов
Мариана, его дочь - Екатерина Дубакина
Валер, молодой человек, влюбленный в Мариану - Дмитрий Сердюк, Александр Бобров
Клеант, брат Эльмиры - Владимир Яворский
Дорина, горничная Марианы - Агриппина Стеклова
Г-н Лояль, судебный пристав - Илья Ждаников
Офицер - Илья Ждаников

«Тартюф» - новый спектакль в репертуаре Театра на Малой Бронной, его премьера состоялась 5 ноября 2011 года. В качестве режиссера постановки выступил Павел Сафонов. Для спектакля он подобрал исключительно талантливых актеров, составивших сильный и гармоничный ансамбль. Выбор Виктора Сухорукова на роль Тартюфа закономерен. Поскольку обаятельный актер является любимцем публики, его работа в роли отрицательного персонажа добавила спектаклю остроты и дополнительных красок. Впрочем, главным героем постановки выбран не . В центр повествования Павел Сафонов решил поместить главу гостеприимного семейства и хозяина уютного большого дома, Оргона, в исполнении Александра Самойленко. «Тартюф» в Театре на Малой Бронной - это история о том, как неплохой, в общем-то, человек, неосторожно попадает под влияние невыносимого святоши.

По словам режиссера, люди постоянно находятся в поиске идеала, им жизненно необходимо кого-то любить, кому-то верить и поклоняться. Эта вера дает надежду на лучшее, позволяет почувствовать себя в безопасности, под защитой. Но в результате этим «кем-то» все равно оказываются близкие, поскольку именно в них скрыта вечность, именно они способны сделать нас сильнее. Оргон мечтал осчастливить мир, и помыслы его были чисты, но присутствовал в них и расчет. Наш герой надеялся породниться со святым, стать братом святого, да еще и сделать это демонстративно, напоказ, чтобы все видели, как он святого приютил, обогрел и накормил. И, несмотря на все чистые помыслы Оргона, в этих мечтах скрывалось его тщеславие и самолюбование. Итог был плачевен: ссора с семьей, расставание с сыном, загубленная судьба дочери и разлад в отношениях с женой. И только в самом финале, после предательства Тартюфа, Оргон сумел другими глазами посмотреть на близких людей, и вернулись к нему и любовь, и вера, и надежда - истинные, искренние, а не поддельные.

Спектакль Тартюф - видео

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Н а сцене МХАТа Анатолий Эфрос поставил один из самых вахтанговских своих спектаклей. Он обратился к самой популярной комедии Жан-Батиста Мольера, «Тартюфу», и поставил невероятно смешной, но одновременно «умный» спектакль, где в заглавной роли дебютировал на мхатовской сцене Станислав Любшин.

Многим тогда работа актера показалась спорной, но одно несомненно — именно в расчете на личность этого артиста, на диалог, а то и спор с ним, и была рассчитана постановка. Не случайно же Эфрос еще до начала репетиций писал: «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен! Я вижу артиста, который сумел бы хорошо все это сыграть, — Смоктуновского. А может быть, еще Любшин? У них, мне кажется, есть эти страшноватые краски. Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать».

Когда вышла премьера, многим казалось, что отнюдь не Тартюф занимает здесь первое место — настолько блеклой на первый взгляд казалась работа Любшина в сравнении с блеском красок, явленных Александром Калягиным (Оргон) и Анастасией Вертинской (Эльмира). Но это был очередной эфрософский «перевертыш». Подобно тому, как обитатели дома Оргона не сразу замечают, как в их дом вползает «змея», точно так же далеко не сразу принимается в расчет Тартюф - Любшин.

На фоне задрапированного роскошными золотистыми тканями пространства, на фоне неправдоподобно огромной люстры с мерцающими под колпачками свечами, что поднималась в начале каждого акта и опускалась по его окончании (сценограф — Дмитрий Крымов), на фоне красочных и прихотливых камзолов и платьев, ненавязчиво стилизованных под эпоху «короля-солнца» (художник по костюмам — Валентина Комолова), первым своим появлением в сером бархатном костюме Тартюф Любшина вызывал ассоциации с серой мышью. К такому моложавому, сухощавому, сдержанно-самоуверенному Тартюфу привыкаешь не сразу, но постепенно, от сцены к сцене, актер и герой, следуя воле режиссера, раскрываются в устрашающий и крайне современный образ. Грубый, наглый циник с кривой усмешкой и откровенно бесстыдным взглядом, он идет напролом. Он не гнушается мелкими делишками, способен на неприкрытую подлость, но самое страшное в нем — его пугающая обыденность. Станислав Любшин играет человека, который всегда рядом, которым вполне (при определенных обстоятельствах) может обернуться каждый из нас.

А еще он (Тартюф) — этот заведомый лицемер, а значит, и актер — единственный не комедиант в этом праздничном мольеровском театре, где первая актриса — красавица Эльмира. Анастасия Вертинская играет блистательную молодую женщину, которая прибирает к рукам все нити интриги, а для этого ей приходится проявить весь артистизм своей натуры, пустить в ход все свое очарование и усыпить подозрения недоверчивого Тартюфа. Кто-то назвал ее «смелой обольстительницей с испуганными глазами», и, действительно, такой образ в сцене обольщения срабатывает лучше всего. Вертинская очень точно и изящно проводит эту сцену — каждый жест неподражаем и грациозен, каждый взгляд чарует — вот уж правда, говоря словами Мольера, «стыдливость с нежностью ведут жестокий бой».

И если в игре Анастасии Вертинской присутствует комедия высокая: изящный мариводаж, соседствующий с блеском образов Бомарше, то Александр Калягин в образе своего Оргона дает зрителю пример комедии простодушия. Комедии, граничащей с подлинным драматизмом. Ведь Оргон, каким представляет его Калягин, под маской обаятельнейшего добродушия играет драму обманутого доверия, если не сказать больше — веры. Его Оргон отчаянно верит в добродетель человека, которого приютил, и держится за эту веру до последнего, а когда веры его лишают, ломается. Правда оказывается убийственной. И вот уже финальная сцена: Тартюфа связали по рукам и ногам, вот-вот его отправят на суд — казалось бы, враг повержен. И здесь из мягкого, добродушного человека, каким мы весь спектакль наблюдали Оргона, вдруг прорываются устрашающие черты: он беснуется, сдерживаемый Валером и Клеантом, молотит в бессильной ярости ногами и плюет в того, кого совсем недавно возносил так высоко...

И этот финал, пожалуй, перекрывает по своему воздействию даже кульминационную сцену с разоблачением Тартюфа — знаменитую сцену между Тартюфом, Эльмирой и Оргоном. И подобная драматическая, жестокая нота как нельзя лучше подходит в качестве финальной коды озорной и непринужденной комедии, разыгрываемой мхатовскими актерами. На протяжении двух часов действие увлекает зрителя стремительными ритмами, сверкающими, словно клинки, репликами и безудержной театральностью. Буффонная искрометность выплескивается со сцены в партер, который отдается безудержной режиссерской фантазии и платит за нее почти несмолкаемым смехом. Но заканчивается спектакль, проходит совсем немного времени, и веселье начинает отступать, уступая место совсем не радужным мыслям о человеческой природе. Вот такое вот послевкусие остается после «шампанского бутылки», предложенной зрителю Анатолием Эфросом и мхатовскими актерами.

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Афиша Малого театра выглядит роскошно и строго: классика. Классика. Классика! В репертуаре одного из лучших и старейших театров Москвы вы обязательно найдете произведения русских и зарубежных классиков любой эпохи. И это прекрасно. В мае 2018 года на сцене Малого театра нас ожидает встреча с господином Мольером, а именно, с его «Тартюфом». Предпремьерный показ спектакля состоялся 28 апреля на Большой Ордынке.

На сцене Малого театра перед нами великолепный актерский дуэт Виктора Низового (Оргон) и Глеба Подгородинского (Тартюф). Игра этих двух актеров держит весь спектакль. Это каркас, вокруг которого постепенно, слой за слоем, возникают образы очаровательной Эльмиры (лауреат Государственной премии России И.Ю. Леонова), кроткой Марианны (Д.С. Новосельцева), обаятельной находчивой Дорины (заслуженная артистка России И.В. Иванова), а также других персонажей, включенных в многовековую игру, описанную маэстро Мольером. Оргон и Тартюф встретились для того, чтобы объяснить друг другу, а также всем, кто пожелал наблюдать за их историей, то, что однажды все равно придется понять: получить выгоду, играя на пороках и слабостях других людей, можно. Но ненадолго. Ровно до того момента, когда бумеранг всемирного равновесия не возникнет, как всегда, внезапно, из-за угла, для того, чтобы установить справедливость. В пьесе Мольера источником такой справедливости является Его Величество король, который хоть и не появляется на сцене лично, но весьма своевременным указом ставит все на свои места.

Поставленный режиссером-постановщиком В.Н. Драгуновым в строгом классическом стиле «Тартюф» — это спектакль для тех, кто устал от современного авангарда. Для тех, кто хочет отдохнуть от классики в современной обработке, которая часто, увы, не оставляет ничего авторского в привычном нам произведении. В Малом театре вас неизменно ожидает профессиональная игра, соответствующая авторскому стилю и тексту, качественные, продуманные до мелочей декорации и костюмы. Но вместе с этим старинная, одетая в тяжелый средневековый бархат, отягощенная бронзовыми канделябрами и дубовыми столами пьеса вдруг окажется легкой, прозрачной и совсем нескучной.

Рубрика: