Народы Африки: культура и традиции. Удивительные племена африки

НАРОДЫ АФРИКИ

Африка - континент, почти все страны которого еще совсем недав­но полностью находились в колониальной зависимости от европейских государств. На протяжении нескольких столетий колониза­торы эксплуатировали коренное население и расхищали природные богат­ства африканских стран. В XV-XVII вв., в эпоху первоначального накоп­ления капитала, Африка стала основной территорией, откуда вывозили рабов для американских колоний европейских государств. По выражению К. Маркса, она превратилась в «заповедное поле охоты на чернокожих». Работорговля привела к длительной задержке развития производительных сил и деградации экономики, сокращению численности населения Африки. Общее уменьшение численности населения Африки от работорговли, вклю­чая убитых во время охоты за рабами и погибших в пути, составляло де­сятки миллионов человек.

Колониальный раздел Африки был завершен в конце XIX - начале XX в., в период, когда развитие капитализма вступило в свою высшую и последнюю стадию. В это время, по словам В. И. Ленина, «начинается гро­мадный «подъем» колониальных захватов, обостряется в чрезвычайной степени борьба за территориальный раздел мира». Почти вся Африка была поделена между европейскими державами. Накануне второй мировой войны независимыми государствами считались только Египет, Либерия и Южно-Африканский Союз. На долю этих трех государств приходилось 7,7% площади африканского континента и 17% населения.

После второй мировой войны начался распад мировой колониальной системы и крушение империалистического господства в странах Азии и Африки. Колонизаторы пытаются удержать свое господство, применяя но­вые методы и формы колониального закабаления, усиливая экономическое влияние на африканские страны.

Упадок и разложение мировой системы капитализма, рост могущества и укрепление влияіния мировой социалистической системы, освобождение народов Азии от колониального господства - все это послужило важней­шими факторами, способствовавшими резкому подъему национально-осво­бодительного движения в Африке. Во многих странах Африки разверну­лась борьба претив колониального режима, за национальное освобожде­ние. Большинству африканских народов национально-освободительная борьба уже принесла политическую независимость. В 1951 г. добилась независимости Ливия, в 1955 г.- Эритрея, в 1956 г.- Марокко, Тунис и Судан. Золотой Берег и Британское Того образовали в 1957 г. независимое государство Гана. В 1958 г. стала независимой Гвинея. В 1960 г., который по праву называют «годом Африки», освободились от колониального гнета французские подопечные территории Камерун и Того, французские коло­нии Сенегал, Судан (Мали), Мадагаскар (Мальгашская Республика), Бе­рег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Нигер, Дагомея, Чад, Убанги-Шари (Центрально-Африканская Республика), Конго (со столицей Браззавиль), Габон и Мавритания 3 . Независимость получили также бельгийская коло­ния Конго, британский протекторат Сомалиленд и итальянская подопечная территория Сомали (две последние объединились в единую республику Сомали), а также самая крупная страна Африки - Нигерия. В апреле 1961 г. была провозглашена независимость другой британской колонии и протектората - Сьерра-Леоне. В конце 1961 г. закончилась опека над бри­танской подопечной территорией Камерун. В результате референдума юж­ная часть этой территории воссоединилась с республикой Камерун, а се­верная была присоединена к Нигерии. Получила независимость Тангань­ика . Таким образом, к концу 1962 г. независимые государства в Африке уже занимали 81% территории, а население их составило почти 88% от общей численности населения континента.

Новые, независимые африканские государства, как правило, создава­лись в границах старых колониальных владений, установленных в свое время империалистами и не соответствующих этническим границам. Поэ­тому подавляющее большинство африканских государств многонациональ­но. Некоторые народы Африки рдсселены в нескольких государствах. Так, мандинго, насчитывающие 3,2 млн. человек, живут в Сенегале, Мали, на территории Берега Слоновой Кости, в Гамбии, Сьерра-Леоне, Португаль­ской Гвинее, Либерии и в Гвинейской Республике. Фульбе расселены в Нигерии, Сенегале, Гвинее, Мали, Камеруне, Нигере, Верхней Вольте, Дагомее, Мавритании, Гамбии и в других странах. Народы акан, составля­ющие большинство в Гане, живут, кроме того, на территории Берега Сло­новой Кости. Народы моей разделены государственными границами между Верхней Вольтой и Ганой; хауса - между Нигерией и Нигером, банья- руанда - между Руандой и Конго и т. д. Несовпадение политических и этнических границ является серьезным препятствием на пути националь­ного развития многих народов Африки, оно осложняет отношения между новыми государствами.

Население африканского континента вместе с окружающими его островами достигает 250 млн. че ловек. В странах Северной и Северо-Восточной Африки живет 76,3 млн., в Западном Судане - 69,2 млн., в Центральном и Восточном Судане - 19,3 млн., в Тропической Африке -52,1 млн., в Южной Африке - 26,6 млн., на островах (Мада­гаскаре и др.) - 6,4 млн. человек. Для большинства стран Африки, особен­но в последние годы, характерен сравнительно быстрый рост населения. В целом по континенту с 1920 по 1959 г. оно увеличилось на 77%. Приток иммигрантов в страны Африки из Европы и Азии незначителен - не бо­лее 100-150 тыс. человек в год. По данным демографического справочника ООН, в Африке (с 1950 по 1959 г.) ежегодно в среднем на 1000 человек рождалось 46, умирало - 27 человек, т. е. естественный прирост населе­ния составлял 1,9%, что выше средней цифры прироста населения по все­му миру в целом (1,7%).

Структура естественного прироста населения большинства африкан­ских стран характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертно­стью населения. Еще совсем недавно необычайно тяжелые экономические условия жизни ^населения африканских стран, находившихся в колониаль­ной зависимости, и отсутствие элементарного медицинского обслужива­ния являлись причиной высокой смертности. Весьма показательно в этом отношении сопоставление данных о рождаемости и смертности по отдель­ным группам населения. В Алжире в 1949-1954 гг. рождаемость среди арабов колебалась в пределах 3,3-4,4% в год, смертность- 1,3-1,5%, в то время как среди европейцев рождаемость составляла 1,9 - 2,1%, смерт­ность - 0,8-1,0%.

В странах Африки до самого последнего времени наблюдалась очень высокая детская смертность. В ряде африканских районов Южно-Африкан­ской Республики еще недавно из 1000 родившихся детей в первый же год умирало 295 человек. Среди европейского населения детская смертность была во много раз ниже. В последние годы наметилось некоторое снижение смертности при сохранении высокой рождаемости. Прежде всего, это от­носится к странам, которые получили независимость и быстро развивают свою экономику, заботятся о росте материального и культурного уровня населения (Марокко, Тунис, Мали, Гана и др.)? что вызвало резкое увели­чение в этих странах естественного прироста населения. В Тунисе он вырос с 1,5% (1940 г.) до 3,7 (1958 г.), в Гане с 1,0 (1931-1944 гг.). до 3,2% (1958 г.). В Судане естественный прирост населения достиг в,1956 г. 3,3%. Напротив, там, где колониализм сохранился в наиболее тяжелых формах, смертность все еще очень высока, и естественный прирост незначителен. В Португальской Гвинее естественный прирост населения составил в 1957 г. всего 0,5%. В Конго (бывшей бельгийской колонии) среднегодовой прирост за 1949-1953 гг. равнялся 1,0%, в Мозамбике іза 1950-1954 гг.- 1,2% и т. п.

Низкий естественный прирост населения характерен и для стран, где население еще сохраняет кочевой образ жизни. В Ливии, где кочев­ники составляю 1/3 населения, наблюдается очень высокая смерт­ность (в 1954 г.-4,2%). С 1921 по 1958 г., т. е. за 37 лет, население Ливии увеличилось всего на 26% (почти в три раза меньше, чем в среднем по континенту).

Африканское население состоит из многих наций, современных народностей и племен. Их современное размещение этническим составом на африканском континенте - результат сложной этнической истории, о которой известно пока еще очень мало. Основные этапы ее связаны, во-первых, с многократными передвижениями в Тропи­ческой Африке коренных, преимущественно негроидных народов (наибо­лее значительным из этих передвижений было постепенное проникновение в первом тысячелетии н. э. народов банту в Восточную и Южную Африку); во-вторых, с переселением в VII-XI вв. в Северную Африку арабов из Азии и процессом арабизации местных бербероязычных народов; в-третьих, с европейской колонизацией и колониальными захватами.

Современные африканские народы находятся на различных ступенях социально-экономического развития и на разных стадиях образования этнических общностей. Большинство из них еще не сложилось в нации, и в этом прежде всего повинна колониальная система, которая всячески тормозила экономическое, культурное и национальное развитие африкан­ских народов. Защитники колониализма потратили немало усилий, чтобы доказать, что африканские народы еще «не готовы» к самостоятельной жизни, что в Африке царит «этнический хаос» и необычайная этническая раздробленность и что с этим связана отсталость африканского населе­ния. Действительно, этнический состав населения Африки сложен. Однако за кажущейся пестротой этнических наименований часто уже скрываются крупные этнические общности. Идет интенсивный процесс слияния и сме­шения мелких этнических групп. Проникновение капитализма в колони­альную деревню и развитие капиталистических форм хозяйства, широкое распространение высокотоварных плантационных культур, рост горнодо­бывающей промышленности и увеличение городского населения, сезон­ные передвижения больших масс рабочих в поисках заработка - все это сопровождается разрушением натурального хозяйства и связанных с ним первобытнообщинных и патриархально-феодальных порядков. Стираются племенные различия, формируются общие литературные языки, растет национальное самосознание. В могучем освободительном движении про­тив позорной колониальной системы сливаются в единое целое разрознен­ные прежде племена и народности. Идет процесс образования крупных народностей и наций.

Классификацию народов Африки принято строить по принципу язы­ковой близости. Африканские языки объединяются в семьи, разделяющие­ся на группы, а также в приравненные к семьям группы. Языковая семья включает родственные по происхождению языки со сходным грамматиче­ским строем и основным словарным фондом, восходящим к общим корням. Таких языковых семей в Африке насчитывается несколько: семито-хамит­ская, банту, манде (мандинго) и нилотская. В Африке много языков, кото­рые из-за недостаточной их изученности не могут быть отнесены к опреде­ленным языковым семьям и родство их не является вполне доказанным. Такие языки объединяются в группы: хауса, восточная бантоидная, гур (центральная бантоидная), атлантическая (западная бантоидная), сонгаи у гвинейская, канури, койсанская.

В Центральном и Восточном Судане есть языки, которые почти не изу­чены (азанде, банда, багирми и др.). Народы, которые говорят на этих язы­ках, условно объединены в одну группу - народы Центрального и Восточ­ного Судана.

На африканском континенте можно выделить три основные лингвисти­ческие области: в северной и северо-восточной части распространены почти исключительно языки семито-хамитской семьи; в тропической и южной - преобладают языки семьи банту; в Судане (Западном, Центральном и Во­сточном) население говорит на языках, объединяющихся в различные язы­ковые семьи и группы (хауса, восточная бантоидная, гур, атлантическая и др.).

В Северной и Северо-Восточной Африке (Магриб, Сахара, ОАР, Эфиопия, Сомали и Восточный Судан) расселены народы, говорящие на- языках семито-хамитской семьи. Эта семья объединяет семит­скую, кушитскую и берберскую группы. Общая численность народов, гово­рящих на этих языках,- 82,5 млн. человек, что составляет около трети всего населения Африки. На семитских языках говорит 66,2 млн., на ку­шитских - около 11 млн., на берберских - 5,3 млн. человек. Из семитских языков наиболее широко распространен арабский язык. Им пользуется свыше- 52 млн. человек. Литературный арабский язык сильно отличается от разговорного, который в Африке разделяется на три основных диалек­та: магрибский, египетский и суданский.

Арабы появились в Северной Африке в VII-XI вв. Древние народы Северной Африки (Магриба и Сахары), которых античные авторы называ­ли ливийцами, до арабского завоевания говорили на берберских языках. Массовое переселение арабских племен (хилаль и сулайм) в XI в. оказалозначительное влияние на берберов. Берберы приняли мусульманскую ре­лигию, и большая часть их постепенно арабизировалась. Нет различия между арабами и берберами и в характере хозяйства: на побережье Се­верной Африки и в оазисах пустынной зоны эти народы занимаются по­ливным земледелием, в горных районах Магриба и в Сахаре занимаются скотоводством и ведут кочевой образ жизни.

В настоящее время трудно провести четкую границу между арабским и берберским населением. За последние 30-50 лет в большинстве стран Магриба процесс смешения арабов и берберов заметно усилился. Еще в 1930-х годах на берберских диалектах в Марокко говорило 40% населения, в Алжире - около 30, в Тунисе - 2%. В настоящее время в Марокко бер­бероязычное население составляет 30, в Алжире - 15, в Тунисе - 1,4%. Большинство бербероязычного населения Магриба говорит вне дома но-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Завершается процесс образования крупных наций: марокканской, алжирской и тунис­ской.

В Объединенной Арабской Республике население состоит почти ис­ключительно из арабов (египтян). ОАР - страна древнейшей африкан­ской культуры. Еще в IV-III тысячелетии до Н. э. здесь на основе плужного ирригационного земледелия сложилось мощное рабовладельче­ское государство. Начиная с середины VII в., после арабского завоевания, Египет неоднократно входил в состав ряда мусульманских феодальных государств, и местное египетское население страны постепенно воспри­няло арабский язык и мусульманскую религию.

Переселяясь из Аравии и Сирии, арабские племена постепенно про­никали на юг в глубинные районы Судана, отчасти смешиваясь с местным негроидным населением. Большинство из этих народов усвоило арабский язык и приняло ислам. В среднем течении Нила арабское население тер­риториально смешано с нубийцами и занимается земледелием. В пустын­ных районах Восточного Судана до сих пор сохранились кочевые племена арабов-скотоводов: баккара, кабабиш, хававир, хассание и др.

Из других народов семитской группы наиболее крупным является амхара (свыше 10,6 млн.), представляющий собой ядро формирующейся эфиопской нации, а также обитающие в горных областях северной Эфио­пии и Эритреи тиграи (свыше 2 млн.) и тигре (около 0,5 млн. человек).

Народы кушитской группы - галла (близкие в культурном отношении к амхара) и сидамо преобладают в южной Эфиопии. Сомали заселяют равнины Сомалийского полуострова и ведут преимущественно кочевой образ жизни. В пустынных районах Красноморского побережья (Объеди­ненной Арабской Республики, Судана и Эфиопии) кочуют племена ско­товодов беджа, язык которых - бедауйе - также относится к кушитской группе.

Берберская группа объединяет народы, живущие в горных районах Северной Африки (кабилы, рифы, шлёх и др.) и в Сахаре (туареги); мно­гие из них двуязычны и владеют арабским языком.

Области южнее Сахары - Судан (в переводе с арабского «Биляд-эс-Судан» означает «Страна черных»), Тропическая и Южная Африка на­селены негроидными народами. Особенно сложен этнический состав насе­ления Судана (Западного, Центрального и Восточного), который отличает­ся как от Северной Африки, где живут народы одной семито-хамитской семьи, так и от Тропической и Южной Африки, где преобладают близко- родственные между собой народы банту. Судан населяют народы, которые объединяются в ряд обособленных групп, различающихся как по матери­альной и духовной культуре, так и по языку. Однако, как бы ни был сло­жен этнический состав и различна культура населения, есть много сходных историко-культурных черт, объединяющих народы Судана. В этой области вложились древние африканские рабовладельческие и феодальные госу­дарства, в пределах которых на основе экономической, культурной и язы­ковой общности сформировались крупные народности. Наиболее древнее из известных нам государств - Гана - было, по-видимому, создано еще в IV в. н. э. одним из народов мандинго - сонинке. В начале XIII в. от Ганы отделилось Мали, этническую основу которого составили малинке. Границы Мали (достигшего расцвета в XIII- XIV вв.) охватили верховья Сенегала, верхнее и среднее течение Нигера. Оно было крупнейшим госу­дарством средневекового Судана. Кроме Мали, в Судане в это время сфор­мировались и другие государства: Моей (XI-XVIII вв.), Канем (X- XIV вв.), Хауса (XII-XVIII вв.) и др. К концу XV в. наибольшую терри­торию занимало государство Сонгаи. На побережье Гвинейского залива в XVIII-XIX вв. существовали государства Ашанти, Бенин, Дагомея и др., которые были варварски уничтожены английскими и французскими коло­низаторами. Империалистический раздел Западного Судана создал необы­чайную чересполосицу колониальных владений. Господство империализма, расчленение народов колониальными границами, искусственное сохране­ние и насаждение феодальных порядков осложнили и задержали процесс национальной консолидации народов Судана, который стал бурно разви­ваться лишь в последние годы в связи с усилением национально-освободи­тельного движения и появлением новых независимых государств.

Языки, на которых говорят народы Судана, объединяются в следующие группы: хауса, восточная, центральная (тур) и западная (атлантическая) бантоидные, сонгаи, манде (майдинго), гвинейская, языки народов Цент­рального и Восточного Судана, канури и нилотская. Несмотря на этниче­скую пестроту суданских стран, почти в каждой из них можно выделить два-три наиболее крупных народа или группу близкородственных народов, которые составляют большинство населения и играют poль этнического ядра в процессах национальной консолидации. Например, в Гвинее - это фульбе, мандинго и сусу, в Мали - мандинго и фульбе, в Сенегале - во­лоф, фульбе и серер, в Гане - акан и моей, в Нигерии - хауса, йоруба, ибо, фульбе и т. д.

Группа хауса включает народы Северной Нигерии и соседних стран: хауса, баде, бура, котоко и др. Языки народов хауса близки к язы­кам семито-хамитской семьи и в то же время имеют ряд общих черт с бантоидными языками. Численность народов, относящихся к группе хауса, составляет 10,7 млн. человек. В период колониального раздела единая территория наиболее крупного народа этой группы - хауса - была рас­членена между Нигерией, где теперь живет основная часть народа (7,4 млн. человек), и Нигером (1,1 млн. человек). Язык хауса широко рас­пространен как второй язык у многих соседних народов, и общее число говорящих на нем составляет не менее 12-15 млн. человек.

Группа восточная бантоидная объединяет народы Ниге­рии (тив, ибибио, биром, камбари и др.) и Камеруна (бамилеке, тикар и др.). Языки этих народов очень близки к языкам банту и, по-видимому, имеют общую с ними корневую систему. Родственна языкам банту и грам­матическая структура этих языков. Общая численность народов восточной бантоидной группы свыше 6,2 млн. человек.

Группа гур (центральная бантоидная), называемая иногда группой моси-груси, объединяет народы внутренних областей За­падного Судана (Верхняя Вольта, Гана и др.). Языки этих народов харак­теризуются общностью основного словарного фонда и близостью грамма­тического строя. На языках указанной группы говорят народы: моей, лоби, бобо, догон, сенуфо, гурма, груси и др. Общая численность этих народов "Свыше 7,4 млн. человек (в том числе наиболее крупного из них- моей - 3,2 млн. человек).

Группа атлантическая (западная бантоидная) объ­единяет народы фульбе, волоф, серер, баланте и др. Фульбе (7,1 млн. че­ловек) встречаются во многих районах Западного и Центрального Судана. Небольшая часть из них еще ведет кочевой образ жизни и занимается скотоводством, другие - полукочевники и сочетают в своем хозяйстве молочное скотоводство с земледелием, но большинство фульбе осело (осо­бенно в Нигерии) и стало заниматься земледелием. В Нигерии часть фуль­бе живет среди хауса и усвоила их язык. Общая численность народов атлантической группы - около 11 млн. человек.

Труппа сонга и. Сонгаи говорят на языке, который не обнаружи­вает сходства с другими языками и поэтому выделен в особую группу. Сонгаи и родственные им джерма и денди, занимающие долину по среднему течению реки Нигер, сочетают земледелие с рыболовством. Численность сонгаи - свыше 0,8. млн. человек.

Семья манде (мандинго) объединяет народы обширной тер­ритории в верховьях рек Сенегал и Нигер. Народы мандиНго характери­зуются близостью языков и культуры, что объясняется длительным об­щением их в пределах средневековых государств Судана (Гана, Мали и др.). На основании ряда лингвистических признаков языки народов этой группы подразделяются на северные и южные. К северным относятся собственно мандинто (малинке, бамбара и диула), сонинке и ваи; к юж­ным - сусу, менде, кпелле и др. Общая численность народов мандинго - свыше 7,1 млн. человек.

Гвинейская группа характеризуется неоднородностью состава и включает три подгруппы: кру, ква и иджо. Кру объединяет бакве, гребо, кран, бете, гере, басса, сикон и др.; обитают они в Либерии и на территории Берега Слоновой Кости. Они говорят на очень близких языках, являющихся по существу диалектами языка кру, и постепенно сливаются в единую народность кру. Подгруппа ква объединяет крупные народы: акан (4,5 млн.), йоруба (6,3 млн), ибо (6,2 млн.), эве (2,7 млн.) и др., занима­ющие восточную часть Гвинейского побережья. Народы акан расселены в Гане и на территории Берега Слоновой Кости. В жизни населения, особен­но в быту, сохранило свое значение деление акан на ряд этнических групп и племен: ашанти, фанти, бауле-анья, гонжа и др. Язык акан имеет четыре литературные формы: тви, или ашанти, фанти, аквапим и аким. Ашанти и фанти можно рассматривать как этническое ядро складывающейся ган­ской нации.

Эве разделены между Ганой (свыше 0,9 млн.), Того (около 0,6 млн.), Дагомеей (1,1 млн.) и Нигерией (0,1 млн.). Эве, обитающие в Дагомее и Нигерии и называемые также фон, довольно значительно отличаются от остальных эве по языку и по ряду элементов материальной и духовной культуры и выделяются некоторыми авторами как отдельный народ. Йоруба, ибо, бини и нупе расселены на равнинах нижнего течения реки Нигер в южной Нигерии. Иджо, язык которых относят к гвинейской группе условно, живут в дельте Нигера.

Общая численность народов гвинейской группы - 24,3 млн. человек.

Группа народов Центрального и Восточного Суда­на - азанде, банда, багирми, мору-мангбету, фора и др.- населяют Чад, Центрально-Африканскую Республику, отчасти Конго и юго-западные окраины Судана. Эти народы говорят на мало изученных языках. Их объ­единение в одну группу условно. Общая численность - 6,7 млн. человек.

Группа к а я у р и объединяет народ канури и родственных ему обитателей Тибести - тубу (или тиббу), а также загава; народы, говоря­щие на этих языках, обитают в пустынных областях Центральной Сахары и резко отличаются по языку от соседних суданских народов. Общая чис­ленность народов группы канури - 2,2 млн. человек.

Нилотская семья включает народы, живущие в бассейне Верх­него Нила. По лингвистическим и этнографическим признакам они делят­ся на три группы: северо-западную, или собственно нилотскую, для кото­рой характерно значительное единство языков, имеющих общий основной словарный фонд и грамматический строй (наиболее крупные народы - динка, нуэр, луо и др.); юго-восточную, называемую также нило-хамитской и отличающуюся большим разнообразием состава (бари, лотуко, тезо, тур­кана, карамоджо, масаи др.), и группу нуба. В прошлом нилотские народы были расселены гораздо шире. Область их расселения простиралась от Эфиопии до озера Чад, доходя на юге до Кении и Танганьики. Во время колониального раздела Африки единая территория нилотов оказалась рас­члененной между Восточным Суданом, Кенией, Угандой и Танганьикой. В группу нуба входят нубийцы, живущие по среднему течению Нила; зна­чительная часть из них владеет арабским язык.ом. Общая численность ни- лотских народов - 7,9 млн. человек.

Вся остальная территория африканского континента - Тропическая и Южная Африка - населена преимущественно народами семьи банту, характеризующимися чрезвычайной близостью языков, сходст­вом занятий и культурных традиций. Народы банту насчитывают 67,6 млн. человек, что составляет свыше 27% населения Африки. Банту делятся лингвистами (главным образом по географическому признаку) на семь основных групп: северо-западную (фанг, дуала, мака и др.); северную (баньяруанда, барунди, кикуйю и др.); Конго (баконго, монго, бобанги и др.); центральную (балуба, бемба и др.); восточную (суахили, ваньям- вези, вагого и др.); юго-восточную (машона, коса, зулусы и др.); западную (овимбунду, овамбо, гереро и др.). История происхождения банту и засе­ления ими Тропической и Южной Африки еще во многом неясна, однако данные лингвистики и этнографии дают основание считать их родиной се­верные окраины тропических лесов Конго и Камеруна, где обитают близкие им народы восточной бантоидной группы (тив, ибибио, бамилеке и др.). Продвижение банту на юг началось еще в неолите; они двигались в обход тропического леса через саванны Восточной Африки. Банту оттеснили и отчасти ассимилировали жившие в восточной части материка нилотские народы и народы, говорившие на кушитских языках. В значительной сте­пени было ассимилировано и аборигенное койсанское население, от кото­рого теперь в Восточной Африке (в Танганьике) сохранились лишь пле­мена хадзапи и сандаве. Народы банту, занявшие плодородные плато и равнины Межозерья, достигли высокой степени общественного развития и создали в XIV-XVIII вв. государства Уньоро, Буганда, Анколе и др. В тропические леса Конго банту проникли с востока и с севера. Они оттес­нили и отчасти ассимилировали жившие там охотничьи племена пигмеев. В своем продвижении на юг банту достигли южной оконечности африкан­ского континента (Наталя) тысячу лет назад. Ко времени появления евро­пейцев восточную часть Южной Африки занимали юго-восточные банту - машона, коса, зулусы, басуто и др.; на восточном побережье были рассе­лены восточные банту - макуа, малави и др.; на северо-западе - западные банту - овамбо и гереро.

На исторические судьбы банту восточного побережья Африки в средние века существенное влияние оказало проникновение арабов. Цоследние соз­дали торговые поселения Ламу, Малинди, Момбаса, Занзибар и др., где постепенно сформировалась смешанная группа населения суахили («бе­реговые жители»). Этническую основу ее составили местные племена бан­ту и потомки рабов, захваченных во внутренних областях Тропической Африки. В состав суахили вошли также потомки арабов, персов и индий­цев. Язык суахили широко распространился по всей Восточной Африке. В начале XX в. языком суахили владело почти 2 млн. человек.

Большинство народов банту к моменту колониального раздела Тропи­ческой Африки находилось на различных стадиях разложения первобыт­нообщинного строя. Часть из них уже имела свои государственные образо­вания. Европейская колонизация эти государства уничтожила. В настоящее время у банту сохранилось еще много племен, но идет активный процесс слияния их в народности и нации. В борьбе за национальное ос­вобождение от колониального ига различные племена банту Конго, Анголы и других стран объединяются, идет интенсивный процесс образования крупных наций. Этому способствует также близость языков отдельных племен и народностей банту.

Все большее распространение приобретает язык суахили, который ан­глийские власти в свое время признали официальным языком своих коло­ний в Восточной Африке. В настоящее время языком суахили владеет большинство населения этого района - два-три десятка миллионов чело­век. В Восточной Африке, по-видимому, намечаются контуры большой эт­нической общности - восточноафриканской нации. Серьезным препятст­вием на пути ее развития является колониальный режим.

Банту Анголы состоят из двух близкородственных групп племен: банту Конго (баконго и бамбунду) и банту западных - овимбунду, вапьянека, овамбо и др. Несмотря на жестокий режим расового, политического и эко­номического угнетения африканского населения, установленного в Анголе колониальными властями, в последнее время национально-освободительное движение приобретает там все более широкий размах.

Особенно жестоко эксплуатируются банту Южно-Африканской Рес­публики, которые живут в резервациях, на европейских фермах, в горо­дах (в пригородных локациях) в условиях тяжелого полицейского режима и так называемого «цветного барьера». По отношению к ним проводится расистская политика апартеида (разобщения рас). Банту Южно-Афри­канской Республики уже сложились в крупные народности: каса (свыше 3,3 млн.), зулусы (2,9 млн.), басуто (1,9 млн.) и др. Языки этих народов настолько близки, что их можно рассматривать как диалекты единого язы­ка. Эти народы имеют общую в своей основе культуру, нравы и обычаи. Объединяет их и упорная борьба против расовой дискриминации, за демо­кратические свободы и политические права.

В Южной Африке, кроме банту, обитают также народы, относящиеся к койсанской языковой группе. К ним относятся бушмены, готтенто­ты и горные дамара. В далеком прошлом народы койсанской группы зани­мали всю Южную и отчасти Восточную Африку. В эпоху продвижения на­родов байту на юг они были оттеснены в юго-западные области и отчасти ассимилированы. В XVII в., когда в Южной Африке появились первые голландские колонисты, готтентоты и бушмены населяли всю южную око­нечность африканского континента, но в XVIII-XIX вв. эти народы были в значительной степени истреблены европейскими колонистами. Остатки койсанского населения загнаны в безводные области пустыни Калахари. Их общая численность теперь не превышает 170 тыс. человек.

Остров Мадагаскар населяют мальгаши, по языку, антропологическому типу и культуре резко отличающиеся от других народов африканского кон­тинента. Мальгаши говорят на языке индонезийской группы малайско- полинезийской семыи. Древнейшее население острова, по-видимому, было негроидным. Предки мальгашей переселились из Индонезии в I тысячеле­тии н. э. При последующем смешении индонезийских переселенцев с афри­канским населением (банту) и отчасти с арабами на острове Мадагаскар образовалось несколько этнографических групп, различающихся некоторы­ми особенностями культуры и говорящих на диалектах мальгашского языка. К ним относят мерина, бецилео, сакалава, бецимизарака и др.

Вследствие развития капиталистических отношений и частых перемеще­ний населения границы расселения этих групп постепенно стираются, а различия в культуре и языке значительно уменьшаются. Борьба за наци­ональную независимость против французского колониального господства ускорила процесс сложения единой мальгашской нации.

Население европейского происхождения в Африке (англичане, буры, французы и др.), несмотря на свою относительную малочисленность (око­ло 8,5 млн. человек), пока еще занимает господствующее положение в экономической, а в ряде стран и политической жизни. Среди европейцев есть значительная прослойка рабочих и мелких фермеров, находящихся в привилегированном положении по сравнению с африканцами. Значитель­ную группу составляет буржуазия - владельцы плантаций, ферм, рудни­ков, различных предприятий и т. п.

Крупные колониальные державы - Англия и Франция, вынужденные теперь предоставить самостоятельность многим своим колониям, упорно стремились сохранить в колониальном подчинении территории, где имеет­ся переселенческое европейское население. К таким относятся в первую очередь Кения, Южная и Северная Родезия.

В Южной Африке европейское по происхождению («белое») население насчитывает свыше 4 млн. человек. Оно состоит из африканеров, или буров, англо-африканцев, а также из португальцев, немцев, французов, итальян­цев и др. К европейцам по языку, национальному самосознанию и культуре примыкает смешанное по происхождению метисное население (около 1.5 млн. человек), которое в Южно-Африканской Республике выделяется в отдельную этническую группу-«цветные». Большинство «цветных» говорит на языке африкаанс и происходит от смешанных браков между европейцами и коренными обитателями Южной Африки - готтентотами и бушменами, отчасти банту. «Цветные», наряду с народами банту и ин­дийцами, подвергаются жестокой расовой дискриминации.

В Северной Африке (Алжир, Марокко, Тунис и др.) европейцы состав­ляют 2,2 млн. человек. Они живут главным образом в крупных городах и их окрестностях. В численном отношении преобладают французы (около 1.5 млн.), испанцы (0,3 млн.) и итальянцы (0,2 млн.).

В странах Западного Судана европейское по происхождению население (главным образом французы и англичане) не превышает 0,3 млн.; в Тропи­ческой Африке европейцев около 0,4 млн. человек. На Мадагаскаре и дру­гих африканских островах в Индийском океане (Реюньон, Маврикий и др.) население европейского происхождения (главным образом потомки фран­цузских переселенцев и метисы, говорящие на французском языке) насчи­тывает 0,6 млн. человек.

Азиатское по происхождению население состоит главным образом из выходцев из Индии и Пакистана (1,3 млн. человек) и китайцев (38 тыс. че­ловек). Индийцы живут преимущественно в приморских городах юго-во­стока Южно-Африканской Республики, а также в Кении и на острове Маврикий, причем на последнем они составляют до 65% всего населения.

Большинство аф­ риканских государств и колониальных владений не имеют правильно поставленной демографической статистики; в 25 из них среди африканского населения демографических переписей никогда не проводилось, и население учитывалось администрацией только по косвен­ным данным (количество налогоплательщиков и т. п.).

В подавляющем большинстве африканских стран статистические дан­ные о численности коренного африканского населения по административ­ным районам и даже в целом по стране приводятся в официальных изда­ниях без учета национальной и племенной принадлежности. Лишь по очень немногим странам имеются статистические данные, характеризующие эт­нический состав населения. В различных справочниках, статистических публикациях и на этнических картах, опубликованных до недавнего време­ни официальными колониальными учреждениями, африканское население изображается как конгломерат ничем не связанных между собой племен. Так, например, в южноафриканском справочнике африканских народов и племен, опубликованном в 1956 г. в Иоганнесбурге, перечисляются в алфа­витном порядке несколько тысяч этнических наименований без какой-либо попытки их сгруппировать. На лингвистических картах выделяются мно­гие сотни и даже тысячи самостоятельных языков.

Немецкий этнограф и лингвист Тессман только в одном Камеруне вы­делил ареалы двухсот двадцати пяти языков. Бельгийский лингвист Бюльк насчитал в бывшем бельгийском Конго несколько тысяч различных. диалектов языков банту. Классификация народов в соответствии с их этническим и лингвистическим родством не проведена и на французской этнической карте «Народы Черной Африки», которая охватывает об­ширную территорию от Атлантического побережья до бассейна реки Конго. Большой дробностью отличается тот сравнительно небогатый этностатистический материал, который имеется по очень немногим странам.

Из-за отсутствия достоверных данных о численности многих африкан­ских народов африканисты вынуждены обращаться к лингвистической ста­тистике. Данные о распространении языков и языковых групп и о числен­ности народов, говорящих на них, имеют первостепенное значение. Обоб­щающих работ, посвященных этим вопросам, чрезвычайно мало. Наиболь­шей известностью до последнего времени пользовался американский справочник о языках и прессе Африки Мак Дугалда. Однако он был опубликован в 1944 г., и поэтому сведения его в значительной степени устарели. Кроме того, в справочнике отсутствуют обобщающие данные о численности народов по лингвистическим группам в целом. В число гово­рящих на основных африканских языках часто включено и население, пользующееся ими наряду с родными языками.

В послевоенные годы роль Африки в мировой политике и экономике возросла; повысился интерес к африканскому населению и резко увеличи­лось количество региональных лингвистических и этнографических работ. Особенно ценные этностатистические и картографические материалы содер­жатся в лингвистической и этнографической сериях Международного Аф­риканского института, а также в публикациях французского Института «Черной Африки». Публикацию демографических ежегодников с уточ­ненными демографическими данными по странам мира, в том числе и по африканским государствам и владениям, проводит Организация Объеди­ненных Наций. Сопоставление различных лингвистических и этностатистических сведений с официальными данными о численности населения но отдельным государствам и мелким административным единицам облегчи­ло составление сводки численности африканских народов на 1958 и 1959 гг.

Для характеристики стран Северной Африки (Марокко, Алжира, Ту­ниса, Ливии, Объединенной Арабской Республики), где преобладает му­сульманское арабское население, основными источниками послужили ста­тистические ежегодники. Переписи населения в этих странах проводились неоднократно, однако население учитывалось лишь по религиозной при­надлежности и подданству. Эти данные были использованы для определе­ния численности национальных меньшинств ёвропейского происхождения и евреев Магриба. Численность берберов была определена по лингвистиче­ским и другим работам.

Так как данные переписей Эфиопии и Сомали отсутствуют, определе­ние численности народов этих стран произведено исключительно по лин­гвистическим публикациям, где приводятся далеко не полные сведения на 1940-1945 гг.

Численность народов на 1959 г. определена с учетом естественного при­роста населения.

По Республике Судан, кроме предварительных данных переписи 1956 г., использованы лингвистические работы, характеризующие языки нилотских народов и некоторых народов Восточного Судана (фора, азанде и др.).

По наиболее сложной в этническом отношении территории - Западно­му Судану, где теперь насчитывается 21 государство, при составлении таб­лиц этнического состава населения за основу приняты лингвистические работы Д. Вестермана и М. А. Брайан, де Трессана и этностатистические таблицы этнографического атласа Французской Западной Африки, из­данного в 1927 г. Кроме того, использованы также перепись населения Золотого Берега и Того, проведенная в 1948 г., и перепись населеция Ниге­рии. В опубликованные данные этих переписей были внесены поправки, в частности уточнен список народов, попавших при публикации переписи в разряд прочих. Их численность была учтена на основании подробного списка племен и народов Нигерии из материалов переписи 1921 г.

Определяя численность отдельных народов Западного Судана, мы ис­пользовали ряд работ и монографий из этнографической серии Междуна­родного Африканского института.

Страны Западной Тропической Африки - Габон, Конго (со столицей Браззавиль), Конго (со столицей Леопольдвиль), Руанда и Бурунди и др., где обитают исключительно народы банту, менее других частей африкан­ского континента обеспечены этнодемографическими материалами. Об этническом составе населения этих стран и численности проживающих в них народов пока можно судить лишь по немногим лингвистическим ис­следованиям, где приводятся некоторые данные о языках. Среди этих тру­дов следует отметить лингвистические работы М. А. Брайан, М. Гасри и др.

Этнический состав населения большинства стран Восточной Тропической Африки (Кении, Уганды и Танганьики) известен по публикациям результатов переписи 1948 г. Кроме того, в 1952 г. в Танганьике вновь была проведена частичная перепись. В 1957 и 1959 гг. переписью было охвачено все население Танганьики и Уганды, но эти материалы пока не опубликованы.

В настоящей работе статистические данные переписи 1948 г. пересчи­таны на 1959 г. с учетом новейших этнографических и лингвистических материалов. В частности, при помощи последних была расчленена большая группа прочих народов Танганьики (около 2 млн. человек). Анализируя эту группу, исследователи установили численность суахили - важнейшей восточноафриканской народности, отсутствовавшей в перечне народов Танганьики, приведенном в официальных материалах переписи 1948 г.

Численность европейского и азиатского (индийцы) по происхождению населения приводится на 1959 г. по последним справочным материалам. Этнический состав населения Ньясаленда и Северной Родезии освещен в этнографических работах М. Тью , В. Уайтли , В. М. Хейли , а также в статьях Л. Д. Яблочкова , которые и были приняты за основу при со­ставлении таблиц численности народов.

По странам Южной Африки (Южная Родезия, Мозамбик, Южно-Афри­канская Республика и др.), отличающимся очень сложным этническим со­ставом населения, главными источниками таблиц послужили публикация переписи населения 1946 г., атлас расселения племен южных банту, со­ставленный Ван Вармело, и монография И. И. Потехина о формирова­нии национальной общности южноафриканских банту, где исследуются современные этнические процессы в Южно-Африканской Республике. При составлении таблиц по Южной Африке были использованы, кроме упо­мянутых выше работ, результаты переписи 1946 г. по Юго-Западной Аф­рике, опубликованные в 1947 г., а также большая литература по бушме­нам и готтентотам. Численность и расселение бушменов приводятся по работе ван Тобиаса, опубликованной в 1955г.

Население Мадагаскара и соседних островов в Индийском океане осве­щено в публикациях ООН и других справочных изданиях, а также в ра­боте А. С. Орловой.

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

Нуба

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Каро

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

Африка - это место, где люди живут, придерживаясь правил быта, традиций и культуры, которые сложились еще несколько столетий назад, дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Жители Африки до сих пор успешно существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, не ощущая при этом нужды и острой потребности в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

Народы, населяющие Африку

Африканский континент приютил множество всевозможных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и взглядами на жизнь. Самыми крупными племенами являются Мбути, Нуба, Оромо, Хамер, Бамбара, Фульбе, Динка, Бонго и другие. Последние два десятилетия жители племен понемногу перестраиваются на уклад товарно-денежного характера, но в приоритете у них - обеспечение себя и своей семьи необходимыми продуктами питания, дабы предотвратить длительный голод. Можно сказать, что экономических отношений у племенного населения практически нет, из-за чего часто возникают разнообразные конфликты и противоречия, которые могут закончиться даже кровопролитием.

Не смотря на это, есть и племена, которые более лояльны к современному развитию, вступили в экономические отношения с другими крупными народами и работают на развитие общественной культуры и промышленности.

Численность населения Африки достаточно большая, поэтому на континенте на одном квадратном километре живет от 35 до 3000 человек, а в некоторых местах и больше, поскольку из-за безводности и неблагоприятного климата пустынь население здесь размещено неравномерно.

На севере Африки проживают берберы и арабы, которые за десяток столетий проживания на данной территории, передали местным жителям свой язык, культуру и традиции. Арабские древние построения до сих пор радуют глаз, раскрывая все тонкости их культуры и верований.

В пустынной местности жителей практически нет, но там можно встретить большое количество кочевников, которые ведут за собой целые караваны верблюдов, что является их основным источником жизни и показателем состоятельности.

Культура и быт народов Африки

Поскольку население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен, то весьма очевидно, что традиционный лад давно потерял свою первобытность и в некоторых аспектах позаимствовал культуру у соседних жителей. Таким образом, культура одного племени отображает в себе традиции другого и трудно определить, кто был основоположником тех или иных обрядов. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.

Для того, чтобы женится на одной из девушек племени, парень должен возместить родителям ущерб. Зачастую - это домашняя живность, но с недавнего времени выкуп также принимается в денежном эквиваленте. Считается, что данная традиция помогает семьям объединится, а также в случае хорошей суммы выкупа, отец невесты убеждается в состоятельности зятя и в том, что он должным образом сможет обеспечить его дочь.

Свадьбу нужно играть только в ночь на полную луну. Именно луна и укажет, каким будет брак - если яркая и ясная, то брак будет хорошим, в достатке и плодовитым, если луна неяркая - это очень плохой знак. Семья в племенах Африки отличается полигамией - как только мужчина становится материально состоятельным, он может позволить себе несколько жен, что абсолютно не смущает девушек, поскольку они равноправно делят между собой обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Такие семьи на удивление дружные и все свои усилия направляют на благо племени.

По достижению определенного возраста (у каждого племени он разный) молодые люди должны пройти обряд посвящения. Мальчикам, а иногда и девочкам делают обрезание. Очень важно, чтобы парень во время обряда не закричал и не заплакал, иначе он навсегда будет считаться трусом.

Традиции и обычаи народов Африки

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

Еще одна особенность культуры племен - это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.

Под народностями банту принято понимать общее для более чем 400 этнических групп название, в ряде случаев звучащее просто как «народ банту». Фактически же это целая группа народов, самыми крупными из которых являются руанда, малави, макуа, шона, рунди, конго, коса и чокве. Местом обитания банту является вся территория Африки к югу от Сахары.


Различные народности объединены схожими языками и общими традициями. Многие банту имеют два или несколько языков, самым распространенным из которых является суахили. По ориентировочной оценке ученых, на территории континента сегодня проживает около 200 млн представителей банту, наибольшей концентрацией которых отличается Центральная, Южная и Восточная .

Как считают ведущие ученые-исследователи африканского континента, эти племена вместе с и готтентотами дали начало формированию так называемой Южно-африканской цветной расы. Банту и их раса до сих пор вызывают немало споров в научной среде.

Классическими особенностями внешности представителей племен этой группы являются темная кожа, жесткие волосы, структура которых весьма необычна – каждый волос завивается по спирали, низкая переносица, широкие крылья носа, толстые губы и высокий рост, у некоторых народов в своем среднем значении превышающий 180 см. Люди банту весьма охотно идут на контакт с туристами, позволяя за небольшую плату делать их фото и развлекая иностранцев экскурсиями по своим деревням.

Систему религиозных взглядов различных племен банту составляют традиционные анимистические верования, христианство и ислам. Причем религия в жизни этих людей тесно связано не только с традициями и обрядами, но и с повседневной жизнью.

Племенные поселения представляют собой деревни разного размера и разной планировки пространства. Наиболее характерным типом жилища является плетеный круглый дом, зачастую покрытый слоем глины. В южной части ареала расселения (территория ЮАР) дома принято штукатурить и расписывать, а в северной части и на юго-восточном побережье дома прямоугольные, а крыша имеет два или четыре ската или же выполнена в форме плоского земляного пласта. Главным занятием банту по сей день остается земледелие. Выращивают они бобовые, кукурузу, сорго, батат, тыкву, кунжут и просо.

С давних времен банту одевались в набедренные повязки либо в передники, самостоятельно изготовленные из травы или шкур животных. Сегодня, когда цивилизация практически полностью уничтожила большинство традиций и характерных особенностей многих , например таких, как банту и зулусы, одежда местных африканских жителей ничем не отличается от жителей .

В продолжение видео, демонстрирующее понятие красоты у племени Банту и их быт.

Народы Африки

Африка – это 1/5 часть суши нашей планеты. По величине Африка уступает только Евразии. Экватор делит континент почти пополам. Рельеф материка в целом разнообразен. Это обширное плоскогорье. В Африке нет ни обширных низменностей, ни крупных горных цепей. Самая высокая ее часть – восточная, где расположено Абиссинское плоскогорье, изрезанное горами и ущельями. Эту область называют «крышей континента». Крупнейшие реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези. Реки порожисты, малосудоходны, большинство в летнее время пересыхает.

Африка – самый жаркий континент. По обе стороны от экватора расположена полоса тропиков, занимающая ¾ всего материка. За полосами тропиков к северу и югу следуют зоны саванн – африканских степей (сахель). За поясами саванн симметрично расположены пустыни: величайшая в мире Сахара с среднегодовой температурой +35 и на юге – Калахари и Намиб. Узкие прибрежные полосы на севере и юге континента – зоны субтропиков. В большей части Африки год делится на два четко выраженных сезона: сухой – лето и дождливый – зима. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше уровень осадков. В зонах саванн обычны засухи.

Сейчас природа Африки – это огромная сфера острого экологического кризиса. Он вызван объективным действием самих сил природы и активной деятельностью людей.

Африка по географической классификации делится на Северную, Восточную, Южную, Центральную и Западную Тропическую. Население Африки представляет сложный конгломерат разного масштаба этносов и этнических групп, образовавшихся в результате постоянных миграций коренного населения и контактов между отдельными его группами.

Особенно широки миграции были в прошлом, когда значительное распространение имело пастушество. Миграции вызывались также природными факторами: засухами, эпидемиями, нашествиями мухи цеце, саранчи и пр., что вынуждало оседлое население перемещаться в более благоприятные для жизни области. к миграциям приводили также межплеменные войны. В процессе миграций происходили объединения племен и этносов, поглощение одних другими, разного уровня интеграция и адаптация.



В наше время почти треть всего африканского населения составляют известные с древности народы банту. Они передвигались по огромной территории от границ Судана на юг. Вероятно, их прародина – северная часть бассейна Конго, на границе тропической зоны и саванны. Банту вытеснили к югу племена пигмеев, бушменов и готтентотов. Уже к У111 – 1Х веку арабские путешественники обнаруживали банту по всему побережью Восточной Африки. Часть банту смешалась с аборигенами, племена готтентотов были поглощены народами банту.

С севера в Восточную Африку мигрировали многие народы под общим название «нилотов». Их отличали от соседей языковая и антропологическая принадлежность. Нилоты потеснили в южном направлении банту и расселились в области Межозерья, где смешались с местным негроидным населением, сохранив при этом ряд антропологических черт своих предков – высокий рост, длинные конечности, длинноголовость. Язык же они свой утратили, усвоив языки поглощенных ими народов банту.

Значительная часть населения Северо-Восточной Африки принадлежит к семитской группе, своеобразной в языковом и антропологическом отношениях. Их происхождение связано, возможно, с миграцией групп южноарабских племен на Сомалийской побережье. Их потомки смешались с местным негроидным населением, но при этом сохранили основные черты строя своего языка. Значительным фактором формирования населения этой области были народы галла (оромо) и сомали.

Этнический состав населения Западной Африки пестр и имеет сложную историю формирования. Более или менее ясно, что в этом процессе приняли участие переселившиеся сюда народы банту, а также пастушеские племена предков фульбе, пришедшие из Западной Сахары или Северной Африки и принадлежавшие к средиземноморской расе. В процессе миграции они смешались с местным населением, приобрели негроидные черты и утратили свой язык.

В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых сильно различен. В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки около 500 народов.

Исторические пути развития Африки позволяют с определенной долей условности выделить как самостоятельные части Северную, Северо-Западную и огромные пространства «черной Африки» южнее Сахары. В культурах населения Северной Африки сочетаются традиции древней Северной Африки и Египта с христианской и исламской культурами. Народы же, населяющие области Африки южнее Сахары никогда не знали колеса, гончарного круга, не строили мостов, не использовали плуга. Наиболее характерным и распространенным предметом материальной культуры народов, населяющих черную Африку, является барабан. Это предмет не просто музыкально-развлекательный, но и ритуальный и боевой инструмент. Кроме того, барабан издревле служил важнейшим средством передачи информации на любые расстояния, от одного пункта передачи к другому по цепочке. Барабан по праву является материальным символом Черной Африки.

Народы Северной Африки.

В регион Северной Африки входит население Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Марокко, Судана, Туниса. В историческом и этнокультурном плане выделяется западная часть региона – это Магриб. Он включает Алжир, Тунис, Марокко, Ливию, Мавританию, Западную Сахару.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семи, большинство населения говорит на арабском языке. Эти области с У11 – У111 века входили в состав арабского халифата и с того времени вошли в арабо-исламскую цивилизацию. У туарегов сохранилось древнее письмо – тифинаг - , хранители его – женщины, все остальные пользуются арабским алфавитом.

Как и во всей Африке, государственные границы, как и границы регионов не совпадают с этническими. Например, туареги живут не только в Алжире, но и в Мавритании, Мали и Нигере.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги . Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы

Народы Восточной Африки .

В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации, население региона представляет афразийскую семью, нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую (так называемые народы банту).

Восточная Африка – особая природная зона.. это самая возвышенная часть континента, здесь представлены все природные зоны Африки. Основные занятия населения Восточной Африки – земледелие и скотоводство. В сравнении с другими природными зонами, Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое здесь широко распространено и представлено несколькими ХКТ.

Скотоводство представлено в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания. При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма «пастушество трансгуманс», в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом не нарушается социальное единство общественной организации, все население, и подвижное, и оседлое принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Типичные представители пастушества трансгуманс – народы нуэр и динка . Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые местности. В сырой же сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможно только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.

ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа – кочевой и полукочевой. Номадизм – особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество.

У скотоводов – патухов транснуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется прежде всего условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует.

Сравнительный анализ по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами, разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз – женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах, состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его на грузовом верблюде в разобранном виде. Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная.

Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. Они кочуют медленнее, пути короче, станки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных различий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей. У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации- две системы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, который ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости.

Система возрастных классов – архаический социальный институт, несущий черты первобытно-общинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт. Кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии определяют как азиатскую форму номадизма, полукочевой – как африканскую форму.

Эти две особенности наиболее ярко характеризуют Восточную Африку. Во-первых – в сфере ХКТ – наиболее масштабное распространение здесь подвижных форм скотоводства: пастушества трансгуманс и номадизма в азиатской и африканской формах. Во-вторых, в сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего влияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.

Народы Южной Африки.

Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные как народы банту (конго, ганда, зулу, свази, тсвана и др.). в расовом отношении население Южной Африки представлено негродиной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения. Климат и природа разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков. Господствующее положение в регионе издавна принадлежит ЮАР, где добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР намного выше других стран Африки.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Готтентоты прежде населяли всю южную остроконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, жили во временных поселениях; когда скот вокруг стоянки съедал всю траву, население перекочевывало на новые пастбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями. Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Основное занятие сохранившихся племен готтентотов – подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками – их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же как камень, иногда выменивали железные наконечники у соседей – готтентотов и банту. Единственная одежда бушменов – набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц, из нее же делали бусы. Основное занятие мужчин – охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены очень выносливы и искусны в охоте, были способны иногда преследовать жертву сутками. Женщины занимались собирательством. У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике. Они вели постоянные войны с готтентотами и банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главные места занимали силы природы – солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев, они обитают и в Центральной Африке. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка, узкими губами. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия, изделия из железа взамен добываемого охотой и собирательством. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни – группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать в другом составе, в зависимости от обеспеченности территории дичью. Основной пищей пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или запекают в золе очага. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц – заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный известный пигмеям напиток – вода. Наследование и счет родства идет во мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право их экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище, рубка деревьев, загрязнение проточной воды. Самая суровая кара – изгнание, запрещение охотиться вместе с группой. В основе верований пигмеев – культу охоты. Также развито почитание тотемных прародителей – животных и растений. Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остабтся пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.