Павлом Петровичем Кирсановым. Тем более что на фоне Кирсанова П. П., представителя «отцов», своеобразие Базарова просматривается более отчет

1. Биография Базарову не дается; говорится только о том, что он принадлежит к течению нигилистов.

"Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил." "Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) ипрочел всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном ;..."

2. Базаров: "... человек высокого роста, ..."Лицо "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа."

Кирсанов"... человеку среднего роста, ..." "На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза." "Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит.""На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок."

3. Базаров: отрывист, четок в своих изречениях
Кирсанов: речь на французский манер

4. Базаров: "он церемоний не любит"
"Он нигилист. Ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения. Человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип" "Всякий человек сам себя воспитать должен"

Кирсанов: "Всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями.""Личность, милостивый государь, -- вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится."

5. Базаров: "Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец." (Киприянова)"...Ты проштудируй анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество..." "...я вас любил, это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается..."

Кирсанов: "Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Как отравленный, бродил он с места на место; он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностию, -- знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал."

6. Базаров: "... он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь.""Этот лекарский сын почти не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было слышно чтото грубое, почти дерзкое..."

Кирсанов: Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".

7. " В десяти шагах? это так; мы на это расстояние ненавидим друг друга."

Исскуство есть отражение жизни. Главный предмет изучения и изображения во всех его сферах - человек, его внутренние переживания и внешние черты, поступки и поведение.

Понятие портрета

Описание внешности человека с достаточно точными деталями называется портретом. Слово пришло к нам из старофранцузского языка и переводится буквально как «воспроизведение черта в черту». Образ может быть как реальным, так и вымышленным, как ныне живущим, так и существовавшим некогда. Кроме того, портрет изображает одну личность или же группу людей. Делается это различными художественными средствами, потому жанр портрета существует в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура, гравюра, фотография, литература, кино. Каждый из них обладает своим набором «рабочих инструментов». У термина «портрет» есть широкое и узкое значения. Узкое предполагает передачу только внешних данных индивидуума, а широкое включает в себя изображение черт характера, эмоциональный настрой, модели.

Портрет в литературе

Практически ни одно эпическое литературное произведение не обходится без действующих лиц - героев. И если даже писатель не говорит нам о том, какого цвета глаза у Онегина, по другим, достаточно выразительным деталям, мы в воображение рисуем себе его лицо. При создании портрета в задачей писателя становится раскрыть не только индивидуальные, но и типические черты персонажей. Ещё одна функция описания внешности - выражение авторского отношения к герою, передача идейно-смысловых оттенков произведения (например, внешность Базарова из романа Тургенева). Поэтому в литературный портрет состоит из таких деталей: фигура, жесты, одежда, манера двигаться, говорить, и т.д. Писатели пользуются либо статичными, либо динамическими портретами. Применительно к роману Тургенева «Отцы и дети» статичными являются изображения Кукшиной, Ситникова, Фенечки. А динамическим, т.е. развивающимся во времени - Базарова.

Портрет у Тургенева

Тургенев по праву считается мастером Описывая то или иное действующее лицо, он подбирает такие говорящие детали, что достигается едва ли не кинематографический эффект. Средством изображения служит, естественно, слово. Лексика разных стилистических пластов, выразительные средства (эпитеты, метафоры, особые речевые конструкции, синтаксические модели) - таков инструментарий писателя, с которым он управляется поистине мастерски. Докажем это, анализируя внешность Базарова.

Внешность и происхождение

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа «Отцы и дети», произведения значительного и спорного, ставшего причиной разрыва писателя с журналом «Современник». Серьёзная полемика, развернувшаяся вокруг фигуры молодого нигилиста, доказывала, насколько актуальным оказался роман и его персонажи. Итак, чем примечательна внешность Базарова? Во-первых, она прямо указывает на его отнюдь не дворянское происхождение. Руки у героя не в перчатках, а обнажённые, обветренные, с красной шершавой кожей. Видно, что он не чурается физического труда, «грязной» работы. Куда уж там герою до эстета Павла Петровича Кирсанова с его белоснежными манжетами, чистейшими надушенными руками и отполированными ногтями! «Плебейство» выдаёт не только внешность Базарова, но и его одежда. Точнее, «одежонка», как он сам называет свой летний балахон. Если учесть, что у Тургенева портретные характеристики даются часто опосредованно, то достаточно вспомнить, с каким пренебрежительным видом принимает его Прокофьич, старый слуга господ Кирсановых, перенявший их взгляды и идеологию. Таким образом, внешность Евгения Базарова ещё раз подчёркивает, с одной стороны - его разночинность, а с другой - чужеродность всему, что составляет повседневную жизнь обитателей «гнезда аристократов».

Незаурядность героя

Создавая портрет своего героя, Тургенев всячески старается подчеркнуть его неоднозначность, особенность. Евгений Васильевич некрасив, но всякий, кто видит его, не может не обратить внимания. Этим и интересна Внешность подчёркивает его достоинства, не скрывая, впрочем, недостатков. Итак, каким же рисует его автор? В глаза бросается высокий рост Евгения, явная физическая сила. Длинные, редковатые волосы не прячут неровностей просторного черепа. Песочные бакенбарды подчёркивают худобу. Зеленоватые глаза большие, выразительные. Голос ленивый, но мужественный. Лицо спокойное и несколько угрюмое освещается улыбкой и выражает ум и самоуверенность. Как видим, в портретной характеристике писатель использует приём контраста, и перед нами оживает действительно незаурядный человек, «особенный», как отзывается о нём Аркадий Кирсанов. Недворянская внешность, происхождение Базарова - всё взаимосвязано здесь. Демократизм, сила характера, воля и решимость, впрочем, хорошо сдерживаемые, - вот что читаем мы между строк в портретной характеристике персонажа.

Движения души

Как уже говорилось, портреты в произведениях И.С.Тургенева психологические, динамические. Автор через изменения передаёт самые тайные движения души, эмоциональные оттенки, Вот споры героев-антогонистов в романе. Евгению чужды Кирсановы, особенно Павел Петрович. Аристократические замашки последнего здорово раздражают молодого нигилиста. Но, понимая, что его убеждений тут никто не разделяет, старается вести себя весьма сдержано Евгений Базаров. Описание внешности его, мимические движения и изменения положения тела при разговорах отражают постепенный накал страстей, гнев и другие эмоции. Так, Тургенев часто отмечает, что Евгений говорит или отвечает «дерзко», с «особенной дерзостью». Его лицо приобретает «медный и грубый цвет». На нём часто мелькает презрительная улыбка. Но особенно сильно отражаются движения души героя, когда автор описывает его внутренний конфликт.

Любовный сюжет и портретная характеристика

Те, кто внимательно читал роман, наверняка обратили внимание на такую особенность. Евгений Васильевич кажется нам человеком достаточно суровым, резким, хорошо прячущим сокровенные чувства. Он смеётся над всем, что хоть немного выходит за рамки рационализма. Медик, физиолог, химик, т.е. последователь естественных наук, герой и в человеческих взаимоотношениях видит только физиологические процессы. Он не признаёт любви как проявление высшей духовности. Поразившись красоте Одинцовой, заявляет: «Экое богатое тело, хоть в анатомический театр». Однако испытывая искреннюю и глубокую страсть к Анне Сергеевне, Евгений похудел, его профиль заострился, движения стали беспокойны. Особенно же насыщенной эмоциями стала сцена объяснения героев. Да и последняя их встреча, когда База

ров прощается с Одинцовой, тоже весьма трогательна и живописна. Его лицо «мертвенное», «воспалённое», глаза «мутные». В них отражается «содрогание ужаса».

Сопоставление Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова

Читателям романа гораздо понятнее станет Базаров (внешность, происхождение, воспитание), если сопоставить их с главным оппонентом героя - Павлом Петровичем. Для аристократа Кирсанова приятель его племянника - «этот волосатый», «плебей и циник». Он возмущён манерой поведения гостя: Павел Петрович подозревает, что Евгений, «лекарский сын», не уважает его! Так оно и есть. И на приёме контраста писатель показывает, насколько разные герои.

Как мы убедились, портрет является важным средством характеристики персонажей.

Проблема взаимоотношений отцов и детей в литературе - тема не новая. Однако Тургенев первым создает образ передового человека своего времени. Писатель относится к главному герою произведения "Отцы и дети" неоднозначно.

Павел Петрович Кирсанов и Базаров - представители разных поколений. Попробуем сравнить и проанализировать, по каким аспектам отличаются эти два персонажа.

Писатель о произведении

О своем романе Тургенев говорит, что он направлен против аристократии, считавшейся в России передовым классом.

Базаров и Кирсанов - два персонажа, противопоставление взглядов которых легло в основу сюжета произведения. Специфику мировоззрения и положения в обществе этих героев можно представить в виде таблицы. Такая форма позволяет увидеть основные аспекты их противоречий наиболее наглядно.

Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика. Таблица

Павел Петрович Кирсанов Евгений Базаров
Отношение к аристократии
Аристократия является развития общества Бесполезность аристократии, неспособность вести Россию к будущему
Отношение к нигилизму
Считает нигилистов вредными для общества Нигилизм - мощная движущая сила развития
Отношение к простому народу
Умиляется патриархальности крестьянской семьи, говорит о том, что народ не может без веры Считает народ невежественным, темным и суеверным, отмечает революционность людского духа
Отношение к искусству, природе
Любит природу, искусство, музыку Определяет природу как мастерскую, в которой хозяйничает человек. Искусство считает бесполезным
Происхождение
Родился в дворянской семье Родился в семье земского лекаря, разночинец

Отношение к аристократии

Кирсанов считает, что аристократия является ключевой движущей силой Идеальная по его мнению, - конституционная монархия, к которой можно придти посредством либеральных реформ.

Базаров отмечает неспособность аристократов к действию, они не могут принести пользу, не в силах вести Россию к будущему.

Так относятся к аристократии Базаров и Павел Петрович. (таблица представлена выше) отображает это, дает представление о том, насколько разнится их понимание того, что такое движущая сила развития общества.

Отношение к нигилизму

Следующий вопрос, по которому спорят два героя, касается нигилизма, его роли в жизни общества.

Павел Петрович определяет представителей этого мировоззрения как нахалов и циников, которые не уважают и не признают ничего. Он рад, что таковых в обществе мало.

Нигилисты отмечают необходимость революционных преобразований. Базаров считает, что народ невежественен, но революционен по своему духу. Евгений видит смысл только в том, что полезно, он не считает нужным говорить громкие слова.

Так смотрят на и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица имеется в статье) отображает данный момент, показывает, насколько отличается отношение героев к этой мировоззренческой позиции.

Отношение к простым людям

Павел Петрович далек от народа, при этом умиляется патриархальности, религиозности. Базаров считает крестьян темными, невежественными, ничего не знающими о своих правах.

Кирсанов полагает, что жизнь простых людей по заведенным прадедами порядкам правильна. Базаров презирает невежество крестьян.

Павел Петрович и Базаров (таблица фиксирует этот момент) по-разному воспринимают положение простого народа в обществе.

По своему происхождению Евгений ближе к обычным людям. Он - разночинец. Следовательно, больше понимает крестьян. Павел Петрович родом из дворянской семьи, он абсолютно далек от понимания жизни простых людей. То, что Кирсанов считает верой, Базаров называет суеверием.

Компромисс между этими героями невозможен, что подтверждает состоявшаяся дуэль Базарова и Павла Петровича.

Отношение к искусству, природе

Взгляды Базарова и Кирсанова разнятся даже в восприятии искусства. Они неодинаково относятся к природе. По мнению Базарова, чтение художественной литературы - пустое дело, а природу он оценивает исключительно как ресурс. Кирсанов - полная ему противоположность. Он, наоборот, любит окружающий мир, искусство, музыку.

Базаров полагает, что необходимо опираться в жизни только на личный опыт и ощущения. Исходя из этого, он отрицает искусство, поскольку оно - лишь обобщенное и образное осмысление опыта, отвлекающее от дела. Он отрицает мировые достижения культуры.

Так по-разному смотрят на природу и искусство Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица отображает это) в очередной раз показывает практичность взглядов Евгения.

Биография героев, отношение к жизни

Павел Петрович Кирсанов и Базаров - два противоположных характера. Автор отчетливо дает нам понять это. Кирсанов ненавидел Евгения за то, что тот показывал Павлу Петровичу бесполезность его существования. До встречи с ним Кирсанов полагал, что он благороден и достоин уважения. Когда появляется Евгений, Павел Петрович приходит к осознанию пустоты и бессмысленности собственной жизни.

Кирсанов, несомненно, - достойный представитель дворянства. Он - сын генерала, офицер, растративший лучшие годы жизни в стремлении завоевать любимую женщину. Старший Кирсанов, безусловно, честен, порядочен, любит свою семью.

Тургенев отмечает, что, описав в романе лучших представителей дворянства, он хотел подчеркнуть несостоятельность и бесперспективность этого класса.

Родители Базарова - очень набожные люди. Его отец - земский лекарь, мать, как пишет о ней автор, должна была родиться лет двести назад.

По своему Базаров - разночинец, любящий работу. Он - человек с сильным умом и характером, воспитавший себя сам.

Павел Петрович и Базаров (таблица явно отображает это) - два абсолютно разных по взглядам и происхождению человека.

В романе "Отцы и дети" автор противопоставляет два очень ярких характера. Убеждения Павла Петровича характеризуют его как представителя прошлого. Взгляды Базарова - слишком передовые и прогрессивные, чрезвычайно материалистичные, с чем, возможно, связана гибель этого героя в конце произведения.

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение

Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова - «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений – личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой – он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, - это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это – вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны – либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же – нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

    Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства.

  • Замысел поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришёл к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

Главная > Публичный отчет

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Гимназия№1»

Урок литературы в 10 классе

«Внешний конфликт романа

И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель: Потапушкина Ирина Григорьевна

г. Бийск 2007 год

Цели: 1) выявить смысл идеологического противостояния «отцов» и «детей»;2) развивать навыки обобщения и систематизации в процессе работы над художественным произведением;3)Ход урока:

    Слово учителя
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время Россия стояла на пороге великих реформ, поэтому в обществе наблюдался повышенный интерес к социальным проблемам в жизни страны. Это период коренных перемен, перемен во всем: и в традиционных устоях, и в понимании роли человека, и в мироощущении. Начинающаяся эпоха освобождения создавала новые типы людей и их взаимоотношений, часто расходившихся с уже укоренившимися в сознании консервативной части общества правилами и «принсипами» жизни.- Кто же он, новый герой 60-х годов?(сам Тургенев ставил перед собой задачу создание образа некоего интеллектуального Пугачева, бунтаря)
    Попробуем, опираясь на авторские характеристики портрета, характера, образа жизни героя, сформировать свое, личное, отношение к персонажу.
Поверхностное, первое впечатление о герое мы получаем из 1-2 глав романа (портрет, происхождение, краткие упоминания об образе жизни, фактах биографии), а вот о мировоззрении Базарова мы в полной мере можем судить по его горячим спорам с Павлом Петровичем Кирсановым. Тем более что на фоне Кирсанова П. П., представителя «отцов», своеобразие Базарова просматривается более отчетливо. Оба персонажа воплощают в себе две непримиримые крайности.Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.
Критерии оценки Базаров Евгений Васильевич Кирсанов Павел Петрович
Портрет Гл.2 «…высокого роста в длинном балахоне с кистями…обнаженную красную руку», «ленивым, но мужественным голосом», «лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой», «тонкие губы», «темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Откровенное пренебрежение к внешнему виду, демократизм, длинные волосы – признак вольнодумства. Внешность, конечно, по тем временам незаурядная, что дает основание предполагать, что перед нами любопытная личность. Гл.4 «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза2, «…вынулиз кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом». Облик П. П. – изящный, породистый, образ холеного и надменного аристократа.
Характер Гл.2 «ум, самоуверенность» «почти ничего не говорил» «Николай Петрович …крепко стиснул его (Базарова)…руку, которую тот не сразу ему подал » - сознание своего превосходства.«…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Аркадий признается, что дорожит его дружбой. Заметно, что Аркадий старается подражать Базарову, но только в его присутствии.
    На чем основана его уверенность, и какой силой, способной притягивать к себе людей, обладал Базаров?
Базаров – человек самодостаточный
«Павел Петрович наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман» Гл. 6«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…» - На чем основано высокомерие П. П.?Высокомерие, чопорность, не поддается чужому влиянию.Гл. 7-8 (история любви П. П., сцена в комнате Фенечки): безукоризненная честность; одинок и несчастен. - На чем основано высокомерие П. П.?сословная спесь
БиографияОбраз жизни Сын бедного уездного лекаря. «Копейки лишней не взял» у родителей, когда учился в университете в Петербурге. Суровые условия жизни дают ему право говорить: «Всякий человек сам себя воспитать должен». То, что Тургенев сделал своего героя врачом, естественником, материалистом, - не случайно, это характерная примета времени. Его сила – в естественно-научных знаниях, которые он боготворит и считает оружием против барской мечтательности, народного суеверия, официальной идеологии самодержавия. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия. Вслед за вульгарными материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. У него узкобиологический взгляд на природу человека, что приводит к стиранию качественных различий между физиологией и социальной психологией. Гл. 7. Сын боевого генерала 1812 года, окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным» взглядом княгине Р. перевернула его жизнь. Вышел в отставку, скитался в чужих краях, вернулся в Россию, ничего не сделал, и так прошло 10 «бесцветных, бесплодных лет»
Мировоззрение Гл. 5 «Мы действуем в силу того, что признаем полезным». Базаров – нигилист, то есть человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров – характерный продукт эпохи, убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фагота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель прогресса, он бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение. Г. 5 «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов…шагу ступить, дохнуть нельзя». Гл. 10 «аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди» . Идеализирует существующие правила, формы жизни и нравы. Консервативен по отношению к взглядам Базарова.
Отношение к науке Гл. 6 «…наука вообще не существует вовсе». Любит частные факты и конкретные знания и потому абстрактную науку не признает. Гл. 6. Павла Петровича задевает нелестное замечание Базарова о русских ученых. П. П., в свою очередь, не хочет признать значимости трудов ученых только потому, что они – немцы. В оценке научных открытий патриотизм неуместен.
Отношение к искусству Гл. 6 «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» Гл. 10 «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает. Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!» Гл. 9 «Твой отец играет на виолончели?…Помилуй! в сорок четыре года человек…играет на виолончели! Базаров продолжал хохотать». Гл. 10 «Рафаэль гроша ломаного не стоит» Эстетское поклонение произведениям искусства
Отношение к природе Гл. 9 « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «природа – пустяки»
Отношение к любви, браку Гл.7 «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец», И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем-ка лучше смотреть жука». Духовную утонченность любовного чувства Базаров не признает.Гл. 9 Базаров – Аркадию:«Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал». Брачный союз предполагает взаимные обязательства, готовность к компромиссу, для Базарова такая форма отношений неприемлема. Гл. 7 История любви П. П. к загадочной княгине Р.Для П. П. любовь – смысл жизни.
Отношение к народу Гл. 5«Базаров владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».Гл. 9 «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»Гл. 10Гл. 27 «Иногда Базаров отправлялся в деревню…и т. д»Откровенное презрение Базарова к ограниченности, суеверию, холопству мужика, в свою очередь, мужик справедливо замечает, как далек Базаров от нужд простых людей: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает».Гл. 17 Сцена свидания Базарова с Тимофеичем. Именно Тимофеич олицетворяет ту поэтическую сторону народной жизни. В облике Тимофеича «сквозит и тайно светит» что-то вековое, христианское: «крошечные слезинки в съеженных глазах» как символ народной судьбы, народного долготерпения, сострадания. От всего этого жестковатый Базаров отворачивается. Гл. 7, 10Кирсанов признается в своей любви к патриархальному народу, который «свято чтит предания», «не может жить без веры», возмущен критическими замечаниями Базарова в отношении русского народа («Вы оскорбляете русский народ!), но он чужд народу, не случайно И. С. Тургенев вводит в его речь множество иностранных слов, которые, как считает Базаров, «русскому человеку даром не нужны». Аркадий, например, говорит о дяде: «…всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
Отношение к общественному устройству Базаров, глядя на разваливающееся хозяйство Кирсановых («Видел я все заведения твоего отца, скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько»), понимает, что экономическая система России требует преобразований, что мир на грани социальной катастрофы, что дворянство как класс оказалось беспомощным в сложной экономической ситуации.Гл. 10 «А потом мы догадались…» - Базаров критически относится к недостаткам общественного устройства, несовершенству быта, семейных и общественных отношений. Гл. 10 «Нам дорога цивилизация…». Главным условием существования «прочного общественного здания» он считает чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, исполнение долга, которые проявляются в его привычках, опрятности, изысканных туалетах. Идеал П. П. – английские аристократы: «Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности». Видимо, Кирсанов здесь отстаивает свою обязанность сидеть «сложа руки».Кирсанов не понимает, как можно жить, не имея определенного эталона для подражания и отвергать то, во что люди верили веками.
Отношение к оппоненту «архаическое явление»«аристократишко»«идиот»В основе отношений – классовый антагонизм, социальная нетерпимость «лекаришка»«шарлатан»«волосатый»«господин нигилист»«грубая монгольская сила»
- Кто одерживает победу в этом идеологическом поединке?Павел Петрович, одержимый сословной спесью, гордыней, лишен отечески бережного отношения к вечно обновляющейся жизни. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром И. С. Тургенев писал, что его роман направлен «против дворянства как передового класса». Так же как в поведении Базарова есть все то, что он отрицает, так и П. П. далеко не тот самоуверенный аристократ, которого разыгрывает из себ