Литературный портрет н л лескова. Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь. Проявление истинного таланта

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Николай Семёнович ЛесковХорева Светлана НиколаевнаМБОУ СОШ № 23 г. Новосибирск Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловской земле. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, – самые тёплые, самые радостные. Город Орёл – город детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл «микроскопом всей земли русской». Орел, отмечал Н.С. Лесков, «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город». Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор «расселил» именно на орловской земле. Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет, и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. Неслучайно, что с именем Лескова связаны многие места России. Творчество ЛесковаВ тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Творчество Лескова В 60-годы Лесков пишет повести и рассказы, в основном посвященные быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий. Во второй половине 60-х – начале 70-х гг. появляются антинигилистические романы «Некуда», «На ножах». Последний принес писателю скандальную известность и стал своего рода кризисом, которым завершилось у Лескова сведение счетов с революционным движением 60-х годов. Творчество Лескова С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники». В 1881 г. читателям был представлен знаменитый «Левша». «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда, «Соборяне» - эти книги Николая Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы. В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям. Современники о Н.С.Лескове«Умный, темпераментный,живой, общительный,любознательный, с колючими чёрнымиглазами, с душою сложной и причудливой, полнойбунтующих страстей», - таким виделся Лесков современникам. «Очарованный странник» Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас её святых и праведников». Его праведники – маленькие великие люди». М.Горький Странник – это1. Человек, странствующий пешком. 2. Человек, ходящий на богомолье, по так называемым святым местам, и живущий милостыней (устар.). 3. перен. Тот, кто постоянно передвигается, странствует, не находится на месте (поэтич.) Очарованный – это 1. Подвергшийся очарованию, действию каких-либо чар, т.е околдованный.2. Вызванный действием каких-либо чар. Наименования героя Флягин Иван СеверьяновичИван ГолованБогатырь-черноризецИван СеверьяновичГосподин Флягин История жизни Ивана Флягина«Этому новому нашему сопутнику,оказавшемуся впоследствиичрезвычайно интересным человеком,по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полномсмысле слова богатырь, напоминающийДедушку Илью Муромца в прекраснойКартине Верещагина и в поэме графаА.К.Толстого. Казалось, что ему бы не врясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром да ездить в лапищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникойпахнет тёмный бор». История жизни Ивана ФлягинаДетство, спасение семьи графа КВынужденное бегство из домаСлужба в няньках у офицераПоединок с Савакирием и татарский пленСлужба у князя ремонтера и история с ГрушенькойСолдатская службаСкитания и приход в монастырьЖизнь в монастыре История жизни Ивана Флягина Судьба идёт по стопам героя: новая встреча или событие, трагическая развязка, опять странствие, и всё повторяется, но только каждое следующее испытание страшнее предыдущего. Особенности создания образа герояМифологичностьРеальность Мифологические эпизодыявление монахадух цыганкимагнитезёрбесы в монастыре Образ Ивана ФлягинаХарактерные чертыБездумностьСлепой азартСила молодостиСмелостьНаивностьСмекалкаДобротаТалант ЛюбовьЖивучесть Духовный ростОтсутствие внутреннихнравственных законов (дух спит)Пробуждение духаОсознание греховПроповедь НиколаяЧудотворца и ХристаБорение духа и плотиПраведность Образ Ивана Флягина… мне за народ очень помереть хочется Авторская идея Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всём – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать. Праведники Лескова Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям». Праведники – «маленькие великие люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость. Праведник – это обязательно патриот, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…» Праведник – это Верующий человек, живущий праведной жизнью.Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Русский национальный характерНравственная и физическая силаДушевная щедростьБогато одарённый, талантливыйГотовность прийти на помощь слабомуЦельная натураЛюбовь к народу, родине, природе Герои Лескова Герои Лескова Герои Лескова Памятник Лескову в Орле


Приложенные файлы

План-конспект урока по литературе 6 класс

Тема урока: Литературный портрет писателя.

Сказ «Левша»: определение жанра.

    Программа под редакцией В.Я. Коровиной; 6 класс

    Цель: Познакомиться с биографией Н.С. Лескова и определить своеобразие жанра произведения «Левша».

    Задачи:

Образовательные:

    Познакомить с биографией писателя.

    Дать представление о жанре произведения (сказа).

    Учить анализировать литературное произведение.

Развивающие:

    Развивать навыки индивидуальной работы и работы в группах.

    Развивать навыки монологической речи.

    Умения извлекать из текста необходимую информацию.

    Умения давать характеристику персонажей.

    Умения аргументировать свой ответ.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к русской литературе.

    Формировать интерес к творчеству писателя.

    Воспитывать патриотические качества учащихся.

    Воспитывать чувство собственного достоинства.

    Умения работать индивидуально и в группах.

    Формировать уважительное отношение к окружающим.

    Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : беседа.

    Оборудование :

    Портрет Н.С. Лескова

    Учебник

урока

Этап урока

Хроно-метраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный.

2 мин.

Приветствие. Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

    Актуализация знаний.

7 мин.

Дома вам необходимо было внимательно прочитать статью учебника о Н. С. Лескове и его произведение «Левша».

Цель нашего урока :

Познакомиться с биографией писателя, определить жанр и основную идею произведения.

Беседа по статье учебника стр. 224-226 .

Что вы знаете о писателе и его семье?

(Николай Семенович Лесков родился в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей, в городе Орле. От матери, вышедшей замуж против воли родителей, он унаследовал страстность, а от отца, который отказался стать священником, унаследовал жизнелюбие.

Какое образование получил Н.С. Лесков?

(Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее он самостоятельно пополнял свои знания. Поступил на службу в Орловскую уголовную палату затем перевелся в Киевскую казенную палату, затем перешел в частную компанию и по служебным делам изъездил всю Россию.)

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

    Объяснение нового материала.

25 мин.

Слово учителя.

К изучению творчества одного из интереснейших русских писателей мы с вами обращаемся впервые.

Николай Семёнович Лесков принадлежит к лучшим писателям XIX в.

Никто из русских писателей не поражает так, как Лесков, своим мастерством и изумительным разнообразием тематики творчества. Перед читателями его произведений встаёт жизнь крестьян, мастеровых, помещиков и купцов, чиновников и духовенства, царей и солдат, сыщиков и полицейских, интеллигенции и раскольников… Вера в «нравственную доблесть» людей труда внушала писателю уверенность в неисчерпаемости народных сил.

Вы уже сказали, что Лесков исколесил всю Россию.

Все, что он увидел и узнал, явилось богатейшим материалом для его статей и очерков, которые начали появляться в печати с 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов.

Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Все вы, наверное, знаете самого знаменитого героя – Левшу. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Давайте запишем в тетрадях название произведения:

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Сказ был написан в 1881 г., хотя замысел

рассказа возник значительно раньше, в 1878 г., когда Лесков гости в доме оружейного мастера в

Сестрорецке. Его заинтересовала прибаутка, которой пользовались в народе, «как англичане из

стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да им назад отослали».

Положив в основу своего произведения эту присказку, Лесков изложил легенду о тульском мастере в жанре сказа.

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше исходила как бы из уст народа. А главное, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ.

Прочитайте, что такое сказ, на стр.269 учебника.

(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.)

Запишите это определение и выучите его дома.

Таким образом, жанр сказа предполагает сказителя – человека, близкого к народу. Сказ о Левше очень близок к произведению устного народного творчества. Здесь есть зачин, повторы, диалоги, концовка. В сказе много новых слов в смысл которых автор вкладывает юмористическое начало. Например, таблицу умножения он называет «долбица умножения». Но об особенностях языка сказа мы поговорим на следующих уроках.

А теперь поработаем с 1 главой сказа.

Я вам читаю главу, а вы внимательно послушаете и ответите на несколько вопросов.

(чтение главы учителем стр. 226-228).

Ответы на вопросы.

1. Как вы считаете, кем мог быть рассказчик и почему?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется в его речи. В ней много неправильностей и просторечий – проездиться, междуусобные разговоры, дерябнул и т.д. Много слов, характерных для фольклорных произведений – в разных государствах чудес посмотреть, все государя домой манил, был человек женатый.

Кроме того, исторические персонажи - Александр I и Платов – показаны с точки зрения простого человека, их поступки и речь вызывают улыбку. Например, Платов сказал себе: «Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя».)

2. Когда и где происходит действие сказа?

(В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном.)

3. Какие исторические факты упоминаются в произведении?

(Венский конгресс 1814 – 1815 годов, поездка Александра I с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 года, названное «смятением»).

Записывают основные моменты в тетрадь.

Записывают название произведения.

Ответы учащихся.

Читают определение.

Записывают определение.

Внимательно слушают.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

    Закрепление нового материала.

5 мин.

Подведем итог нашего урока.

Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека?

В чем необычность жанра этого произведения?

Выставление оценок.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

    Рефлексия.

4 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам особенно запомнилось?

Что показалось трудным?

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

6. Домашнее задание

2 мин.

Выписать из текста произведения цитаты, характеризующие:

1 группа (вариант) – Александра Павловича

2 группа (вариант) – Николая Павловича

3 группа (вариант) – Платова

4 группа (вариант) – Левшу

И еще одно дополнительное задание:

Подготовить небольшое сообщение о Венском конгрессе.

Записывают домашнее задание.

Цели:

  • познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
  • развивать умение работы с текстом;
  • заинтересовать необычностью повествования;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1 , слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1 , слайд 2)

2. Заочное путешествие в город Орел

– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1 , слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1 , слайд 4)

Среди них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно ходил на службу В Орловскую уголовную палату через речку Орлик мимо церкви. (Приложение 1 , слайд 5)

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1 , слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках, бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.

А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1 , слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1 , слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.

Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит:»Повоюем еще, черт возьми…».

А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

3. Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?

4. Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1 , слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

5. Работа с текстом произведения

– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1 , слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
– Как изображены герои? как переданы настроение и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?

6. Словарная работа

– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2 )

7. Проблемный вопрос

– Как вы думаете,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?

8. Подведение итогов

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:

Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Словарная работа. Кто такой сказитель? Кто из русских писателей использовал форму произведения « сказ »? Какие сказы вы знаете?

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) Чьим современником был Н.С. Лесков? Расскажите о семье писателя. Какое образование получил Н.С. Лесков? Какие произведения Лескова вы читали?

Н.С. Лесков о себе: «… По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии… Наш род собственно происходит из духовенства. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед- все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия- Лесковы …»

Дом Лесковых в Орле.

С каз «Левша» Сказ - фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Чем отличается сказ от сказки? Обратим внимание на полное название. Зачем автор дал произведению такое длинное название? О чём ещё можно узнать из названия?

Выразительное чтение 1-й главы.

Анализ 1-й главы сказа. Кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа? Кто главные действующие лица в 1-й главе? Чем хотели удивить англичане русских? Зачем? Что хотел доказать Платов англичанам? Почему? Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов? Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась?

Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке?

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характеристика персонажей сказа «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Пересказ эпизодов (в порядке повествования) Почему вы выбрали эту главу для пересказа? Какую мысль вы считаете главной в этой главе?

Александр Павлович (Александр 1) Какие цитаты, характеризующие Александра Павловича, вы нашли в произведении? Дайте краткие комментарии к каждой цитате.

«Как Платов работу тульских мастеров принимал» Каким предстал перед мастерами донской казак Платов? Найдите глаголы, называющие действия П латова. Как эти действия характеризуют Платова?

Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12?

Итоги Какими средствами изображает Лесков своих героев? По каким признакам можно определить авторское отношение к героям: Александру 1, Николаю 1, Платову?

Домашнее задание Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Выразительное чтение одной из глав (13-16).

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-143. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-132. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 81-84. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Выразительное чтение главы 13.

О судьбе тульского косого левши Как изображается левша? Что мы узнаём о нём?

Как описывается работа трёх мастеров – оружейников?

Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключается «страшный секрет»?

Что поразило левшу у английских мастеров?

Кто виноват в страшной судьбе левши?

Итоги Главные качества левши: … Основная идея автора: …

Домашнее задание Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» . Составить словарик необычных слов сказа.

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-135. Иллюстрации художников. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с. 270).

Мир загадок языка Н. Лескова Задание «Дешифровщик » П рочитайте слова и расшифруйте, что они обозначают. Зачем автор придумал и использовал эти слова в рассказе? 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Двухсестная карета; студинг. Аболон полведерский; курица с рысью. Буреметр; долбица умножения. Укушетка; с бойлом. тугамент; Твердиземное море.

Проверим 1 2 3 4 5 Двухместная карета; студень+ пудинг. Аполлон Бельведерский; курица с рисом. Барометр + буря; таблица умножения. Кушетка; с боем. Документ; Средиземное море. Такие «народные» слова создают юмористический эффект и придают достоверность образу рассказчика, имитируя народную речь.

Задание «Редактор » З амените выделенное слово, использованное Лесковым, на общеупотребительное; подберите к нему синонимы. 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда … захотел по Европе проездиться … … и всё на свою сторону преклонять хотели … … только свой нос в лохматую бурку спустил… … стали показывать всякие удивления … … зачем государь англичан сожалел …

Задание «Почемучка» . Почему укушетка названа досадной? Почему писатель к слову мастера подобрал такие синонимы: искусники, хитрые мастера? Почему Лесков использовал слова пузичком, спинкою, бочком, а не пузом, спиною, боком, когда говорил о блохе?

Задание «Культуролог» Какая русская традиция описана Н. Лесковым? «У нас, когда человек хочет насчёт девушки обстоятельное намерение обнаружить, посылает разговорную женщину, и как она предлог сделает, тогда вместе в дом идут вежливо и девушку смотрят, не таясь, а при всей родственности».

Задание «Сказитель» Расскажите историю о блохе от имени… 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Императора Николая Павловича Платова англичан блохи левши

Приёмы комического у Н. Лескова Приведите примеры из текста следующих приёмов комического: игра слов, народная этимология, смешение смыслов в искажённых словах, ирония (употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение), несоответствия, неожиданные эффекты, отклонения от нормы.

Левша Каков левша в вашем представлении? Опишите его внешность, создайте устный портрет.

Итоги Чем последняя глава отличается от остальных? Какова её основная мысль? Какое впечатление произвёл на вас сказ Н. Лескова?

Домашнее задание Выполнить творческое задание (с. 271). Подготовиться к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-137. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 83-84 . Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Тест.

Сказ «Левша».

  1. Что такое «складень»?

а) складная икона, в) платок,

б) складной нож, г) сапог.

  1. Что такое «озямчик»?

а) тулупчик,

б) крестьянская одежда вроде тулупа,

в) крестьянская одежда вроде куртки,

г) крестьянская одежда вроде пальто.

  1. Кому принадлежат слова: «Не порть мне политики!»?

а) государю Павлу Александровичу,

б) государю Николаю Павловичу,

в) государю Александру Павловичу,

г) Платову.

  1. «Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная…»:

а) фигурка, б) блоха, в) игрушка, г) соринка.

  1. Сколько рублей дал Платов за работу Левше?

а) 50, б) 100, в) 200, г) 10.

  1. В какой город отправились мастера «пред иконой преклониться»?

а) в Тулу, б) в Москву, в) в Киев, г) в Мценск.

  1. В каком орехе «аглицкая блоха лежала»?

а) в золотом, в) в малахитовом,

  1. Как называется приём?

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял…

  1. Что означает слово дансе ?

Н.С. Лесков «Левша»

Вариант 2

  1. Как называется скрытая насмешка («Платов думает себе: «Вот, слава богу, всё благополучно: государь ничему не удивляется» )?
  2. Как называется форма речевого взаимодействия героя как обмен репликами?
  3. Назовите изобразительное средство:

… лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

  1. Как называется приём?

… блоху в дар подали, а футляра на неё не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя… А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха… Этого они не подали, потому что футляр , говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого строго…

  1. Что значить слово верояции ?

Ключ.

В. 1: 1 – сказ, 2 – семь, 3- эпитет, 4 – повтор, 5 – танец.

В. 2: 1 – ирония, 2 – диалог, 3 – эпитет, 4 – повтор, 5 – вариации.

Литература:

Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе: Изд-во «Экзамен», М., 2016- стр.33-34.


Это не жизнь, а только житие…

Портрет писателя, худ. В. Серов


ЖИТИ˜Я СВЯҘЫХ - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники.

Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.).


  • «Род наш … происходит из духовенства…»
  • «Я ведь вполне самоучка…»
  • Начало литературного пути
  • Творческий расцвет
  • Ведущие темы творчества
  • Поздний период творчества
  • Характерные черты творчества
  • «Лесков – писатель будущего» (Л. Н. Толстой)
  • Дом-музей Н. С. Лескова
  • В знак памяти
  • Книги Н. С. Лескова

Дата

Основные

события

Этапы творчества


1831 г. – родился в семье Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.

1839 г. – его отец (окончивший духовную семинарию, но вместо карьеры священника избравший должность следователя) вышел в отставку, купил небольшой хутор и переехал туда со своей семьей.


Акилина Васильевна Алферьева, бабушка Н. С. Лескова, 1851 г.

Марья Петровна Лескова, мать писателя, 1873 г.


1841 – 1846 гг. – учеба в гимназии, самообразование.

1848 г. – смерть отца, Лесков вынужден пойти на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.

1849 г. – переезд в Киев к брату матери. Посещает в Киевском университете лекции по Изучает польский язык, увлекается иконописью, принимает участие в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.

1853 г. - женитьба на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой.


1857 г. – переезд в село Райское Пензенской губ. Приняв деловое предложение А. Я. Шкотта, Лесков становится агентом его коммерческой фирмы «Шкотт и Вилькенс», занимающейся управлением богатыми имениями.

1860 г. – дела фирмы приходят в упадок, Лесков возвращается в Киев и начинает литературную деятельность: пишет статьи для газет и журналов.

Псевдонимы писателя: М. Стебницкий, П. Лесков-Стебницкий, М. Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, В. Пересветов, Николай Понукалов, Николай Горохов, Кто-то, Дм. М-ев, Член общества, Свящ. П. Касторский, Дивьянк, Б. Протозанов, Николай-ов, Любитель старины, Проезжий, Любитель часов, N. L.


1860 г. – переезд в Киев.

1862 г. – Лесков становится сотрудником газеты «Северная пчела» (статья о пожарах).

1862 г. – рассказ «Погасшее дело» («Засуха»).

1864 г. – роман «Некуда», повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

1865 г. - Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой)

1867 г. - пьеса «Расточитель.


1870 г. – роман «На ножах».

1872 г. – рассказ «Запечатленный ангел», роман «Соборяне».

1873 г. – повесть «Очарованный странник».

1880 г. – знакомство с Л. Н. Толстым.

1881 г. – повесть «Левша».

Н. С. Лесков, 1885 г.


С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др.


1891 г. – повесть «Полунощники».

1894 г. – рассказ «Заячий ремиз».

«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.»

Н. С. Лесков, 1892 г.


  • Сатира и критика распространяется не только на представителей бюрократической системы государства, но и на «новых людей» - нигилистов, участников демократического движения («Некуда», 1864 г., «На ножах», 1870 г. и др.);
  • Циклизация рассказов («Христос в гостях у мужика», 1881г.,«Путешествие с нигилистом», 1882 г., «Голос природы», 1883 г. и др.);
  • Герои произведений – простые люди. Лесков называет их «праведниками». В своих поступках в борьбе со злом они руководствуются голосом совести («Левша», 1881 г. , «Очарованный странник», 1873 г. и др.);
  • Особый интерес к национальным особенностям жизни;
  • Индивидуализация языка персонажей и речевых характеристик.

Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний.

Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи.

По достоинству Лескова-художника оценили только в XX в., когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда"), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.






Памятный знак

Г. Орел, «Левша»

Филателия



3. Родин И. О. Литература: учебно-справочное пособие. / И. О. Родин, Т. М. Пименова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 447 с.

  • http://ru.wikipedia.org
  • http://az.lib.ru