Преподаватели РАМ им. Гнесиных высказались против существования музыкальных спецшкол. Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ им)

Метро Арбатская
Арбатская
Баррикадная Юридический адрес 121069, Поварская ул. ,
д. 30/36 Сайт gnesin-academy.ru

Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения России по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией . Один из ведущих музыкальных вузов страны и мира. Академия является единственным вузом, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.

История

Архитектура

Выступающая вперёд левая часть здания с парадным входом обрамлена двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями . Правая часть здания обработана аналогичными колоннами, между которыми расположены барельефные портреты русских композиторов. Над колоннами расположен аттиковый этаж. Здание оформлено в традиционной охристо -белой гамме и является типичным представителем сталинского классицизма .

Залы

Концертный зал

Концертный зал расположен по адресу Малый Ржевский пер. , дом №1. Вместимость - 432 места. Имеется 2 концертных рояля, 6 артистических комнат, современное звукотехническое и осветительное оборудование.

В 2004 году у входа в Концертный зал установлен памятник Елене Фабиановне Гнесиной . Скульптор - А. Бурганов.

Малый зал

Малый зал академии расположен на 4 этаже основного учебного корпуса. Вместимость зала - 100 мест. Имеется 2 рояля.

«Музыкальная гостиная дома Шувалова»

Помимо органа «Генри Джоунс», в Академии имеется учебный орган «Павел Чилин» в 74 классе (6/II/P, 2002), а также два цифровых (электронных) - трёхмануальный орган фирмы «Johannus» в 76 классе и четырёхмануальный орган фирмы «Makin» в Концертном зале Академии. В 2011-2013 годах в Академии находился в безвозмездном пользовании орган-позитив словенской фирмы «Шкрабл» с подвесной педалью (4/I/P).

Диспозиция органа «Генри Джоунс»

Орган является одним из старейших инструментов Москвы (предположительно 1871 года) и имеет 10 регистров, 2 мануала и педаль, в общей сложности 514 труб, механическую регистровую и игровую трактуры.

II. Swell
1. Oboe 8’
2. Gemshorn 4’
3. Vox Angelica 8’
4. Open Diapason 8’
Couplers
5. Swell suboctave
6. Swell to Pedal
7. Swell to Pedal
8. Great to Pedal
I. Great
9. Tremulant
10. Fifteenth 2’
11. Principal 4’
12. Rohr Flute 8’
13. Dulciana 8’
14. Open Diapason 8’
Pedal
15. Bourdon 16’

Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной

При строительстве Института (Академии) была изначально запланирована квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины. После смерти Елены Фабиановны Гнесиной, которая прожила в этой квартире последние восемнадцать лет жизни, в 1969 году был создан мемориальный музей - единственный в Москве музей-квартира, расположенный прямо внутри вуза . В музее полностью сохранена обстановка, архив и библиотека Гнесиной . Квартира Ел. Ф. Гнесиной является выявленным объектом культурного наследия .

Каждый сентябрь в музее проходит «посвящение в студенты» первокурсников Академии.

Факультеты

  • Фортепианный .
  • Оркестровый .
  • Народных инструментов - открыт в 1948 году. Первый в истории России факультет народных инструментов. Основатель - Александр Сергеевич Илюхин. С 2004 года факультет состоит из кафедры народных инструментов (балалайка , домра , заведующий кафедрой - А. А. Горбачёв) и кафедры баяна и аккордеона (заведующий кафедрой Фридрих Робертович Липс).
  • Фольклорного искусства - открыт в 2012 году. Состоит из кафедр «Хоровое и сольное народное пение» и «Национальные инструменты народов России» (гусли , русская гармоника). Первая заведующая кафедрой - Заслуженная артистка РФ, доцент Любовь Яковлевна Жук (гусли), ныне заведующий кафедрой - Александр Сергеевич Базиков. С июня 2017 года реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства.
  • Историко-теоретико-композиторский .
  • Вокальный .
  • Дирижёрский .
  • Продюсерский (реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства с июня 2017 года, последний выпуск по программам продюсерского факультета - в 2020 году).
  • Музыкального искусства эстрады .

Творческие коллективы

Руководители

Известные преподаватели и выпускники

См. также

Примечания

  1. Маяровская Галина Васильевна (неопр.) . РАМ им. Гнесиных . Проверено 3 ноября 2018.

О вузе

Российская академия музыки имени Гнесиных была создана в 1944 году по инициативе сестер Гнесиных, которые посвятили всю свою жизнь музыкальной педагогике. Многие выпускники академии завоевали признание музыкальных организаций России и всего мира, стали лауреатами различных конкурсов, исполнили музыкальные произведения на многих концертных площадках мира, стали руководителями музыкальных коллективов или солистами самых лучших оперных театров.

Образование в РАМ им. Гнесиных

В академии студенты могут получить качественное среднее (после 9, 11 классов) и высшее (после 11 класса) образование. Затем можно продолжить обучение в аспирантуре, где можно будет написать кандидатскую или докторскую диссертацию или поступить в ассистентуру, которая организовывает стажировки студентов в другие музыкальные учебные заведения.

Среднее профессиональное образование можно получить исключительно на очной форме обучения. Здесь обучают следующим специальностям:

  • теория музыки;
  • инструментальное исполнительство на одном из музыкальных инструментов;
  • вокальное искусство;
  • хоровое и сольное пение;
  • хоровое дирижирование.

Закончив обучение по программе высшего профессионального образования, студенты получают диплом государственного образца бакалавра, специалиста или магистра. При этом если в бакалавриате возможна не только очная, но и заочная форма обучения, то на специалиста или магистра можно учиться исключительно очно.

В бакалавриате студенты обучаются по специальностям:

  • музыкальное искусство эстрады;
  • музыкально-инструментальное искусство;
  • вокальное искусство;
  • искусство народного пения;
  • дирижирование;
  • музыкознание и музыкально-прикладное искусство.

В магистратуре доступны те же специальности, что и в бакалавриате, кроме искусства эстрады и музыкознания.

Специалисты получают диплом по направлениям:

  • искусство концертного исполнительства;
  • музыкальная звукорежиссура;
  • музыковедение;
  • композиция;
  • продюссерство.

В аспирантуре ребята обучаются специальностям «Искусствоведение» и «Образование и педагогические науки», чтобы в дальнейшем или стать преподавателям в различных учебных заведениях, или посвятить себя науке.

Структура РАМ им. Гнесиных

На данный момент академия имеет разветвленную многофункциональную структуру, где каждый ее элемент содействует качественному образованию, самообразованию и всестороннему развитию студентов. На территории вуза имеется:

  • проблемная научно-исследовательская лаборатория с собственной видеотекой и архивными фонограммами церковно-певческих и фольклорных записей, которые тщательно изучаются и исследуются студентами;
  • Мемориальный музей-квартира Елены Фабиановны Гнесиной, где сохранено все так, как было при ее жизни со всей ее бытовой обстановкой, музыкальными инструментами и библиотечным архивом;
  • собственный журнал вуза «Ученые записки», который издается в собственной редакции РАМ им. Гнесиных. Здесь печатаются работы студентов и преподавателей вуза об актуальных проблемах музыкальной педагогики и музыковедения, рецензии на новейшие книги о музыке, работы зарубежных авторов о музыке 19-20 веков и многое другое;
  • библиотека, общий фонд которой составляет 300000 экземпляров. Среди них есть нотные издания, книги об искусстве в целом и музыке в частности, учебные издания, методические пособия, а также художественная литература для отдыха и отличного времяпрепровождения;
  • фонотека, где собраны музыкальные произведения, отражающие развитие отечественной и зарубежной музыки от древних времен и до современности;
  • лаборатория аудио и видеозаписей, где ребята пробуют свои силы в создании этих записей и их монтаже на современном оборудовании;
  • общежитие для иностранных и иногородних студентов;
  • мастерские для ремонта музыкальных инструментов.

Концертный отдел в академии

Для организации концертной деятельности в РАМ им. Гнесиных, там был создан Музыкально-филармонический центр, который впоследствии был преобразован в Концертный отдел, дабы концертная деятельность вуза организовывалась еще на более высоком уровне.

Данный отдел способствует созданию в академии необходимых условий для реализации творческого потенциала студентов. Ведь чтобы стать отличным музыкантом, мало изучения теории, необходимо постоянно воплощать эти знания в практических занятиях, доводя свой музыкальный слух и стиль до совершенства. Кроме того, отдел занимается укреплением взаимовыгодных связей с концертными залами и центрами России и зарубежья, творческими обществами и союзами, известными музыкантами и музыкальными коллективами, дабы студенты вуза могли обмениваться с ними опытом.

Концертный отдел вуза организовывает выступления коллективов РАМ им. Гнесиных внутри академии перед всеми студентами и на различных концертных площадках России и зарубежных стран, чтобы они уже во время учебы узнали все о своей будущей профессии. Чтобы у ребят был постоянный стимул к творческому росту, коллектив отдела организовывает их участие в различных музыкальных фестивалях и конкурсах, а также федеральных программах «Диалог культур» и «Культура России». А помогают студентам оттачивать свой талант различные отечественные и зарубежные музыканты и исполнители, которые дают им свои мастер-классы и выступают перед ними в стенах академии.

Российская академия музыки имени Гнесиных - один из самых известных и популярных вузов музыкального профиля в России и за рубежом. Академия учреждена Министерством культуры РФ. В ее стенах растут музыканты и вокалисты различных профилей, дирижеры, продюсеры, звукорежиссеры и другие представители музыкального искусства.

В конце XIX века тремя сестрами Гнесиными - Евгенией, Марией и Еленой - основана частная музыкальная школа. 15 февраля 1895 года считается официальной датой появления музыкальных учебных заведений имени Гнесиных.

Школа пользовалась популярностью, развивалась, приобрела государственный статус, и сейчас "Гнесинка" - известнейший вуз музыкального профиля. Долгие годы руководителем нынешней академии была Елена Фабиановна Гнесина, посвятившая жизнь становлению учебного заведения.

Российская академия музыки им. Гнесиных - ведущий вуз страны по подготовке музыкантов, певцов, дирижеров, звукорежиссеров, музыковедов, продюсеров, художественных руководителей.

Сюжет об Академии телеканала "Страна"

Сейчас в академии Гнесиных 9 факультетов, работают музыкальное училище и школа, для абитуриентов создано подготовительное отделение. Научную и образовательную работу ведет Музыкально-этнографический центр имени Е.В. Гиппиуса. Вуз располагает огромной фонотекой, проводит научные форумы и конференции, издает научные журналы. Преподаватели академии - талантливые и опытные музыканты, кандидаты и доктора наук, авторитетные ученые мирового уровня.

Собственные залы академии позволяют проводить десятки концертов. Афишу Гнесинки постоянно пополняют новые концерты и мероприятия, которые пользуются успехом публики. Концерты проводят преподаватели и учащиеся.

В академии работает Студенческое научно-творческое сообщество, которое проводит встречи с деятелями культуры и искусства, проблемные лекции, круглые столы и дискуссии, игры, реализует проекты.

Слово ректора Российской академии музыки им. Гнесиных:

Подробнее Свернуть http://www.gnesin-academy.ru/

Концертный зал Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (так до 1992 г. называлась Академия) был открыт 21 ноября 1958 года.

История строительства зала крупнейшего музыкального вуза была достаточно сложной и длительной. Еще в 1936 году был утвержден проект нового здания Музыкального училища и школы имени Гнесиных (института еще не было – он возник в 1944 году, как высшая ступень полного комплекса музыкального образования). Автором проекта был архитектор А. В. Тишин. В нем предполагалось строительство зала на 500 мест и были разработаны проекты интерьеров зала, сцены и т. д. Здание начало строиться в 1937 году. Благодаря невероятной энергии и настойчивости Ел. Ф. Гнесиной, постоянно обращавшейся в самые высокие инстанции, строительство успешно продолжалось до начала войны, однако после этого было заморожено.

В 1943 году Гнесина добивается возобновления строительства. Стройку приходилось вести с огромным трудом – шла война, не выделялись рабочие, материалы, финансовые средства. С созданием в 1944 году Института (ГМПИ) имени Гнесиных и планировавшимся открытием Специальной музыкальной школы-десятилетки возник «Гнесинский комбинат», состоящий из четырех учебных заведений всех ступеней музыкального образования. Здание было срочно необходимо. Директор – Ел. Ф. Гнесина – непрерывно обращалась с ходатайствами по поводу строительства (только В. М. Молотову она писала не менее семи раз). Темпы его все время замедлялись, и Гнесиной приходилось прилагать огромные усилия для ускорения стройки. В связи с этим было принято решение разбить строительство на три очереди. Последней как раз и был Концертный зал, и его постройку отложили. В 1946 году основная часть здания (первая очередь) была закончена. Институт и весь «музыкальный комбинат» стремительно росли. Появилось много больших учебных коллективов – хоры, оркестры, проходили спектакли оперного класса. Постоянно усугублялась проблема занятий коллективов, а на каждый концерт приходилось арендовать залы (ведь в Институте был только Малый зал). Отсутствие своего зала существенно тормозило всю работу учебных заведений.

В 1954 году, воспользовавшись подходящей ситуацией (награждение орденом Ленина в связи с 80-летием) Ел. Ф. Гнесина возобновляет активные попытки добиться строительства зала. Она обращается к тогдашнему главе правительства Г. М. Маленкову, затем к другим начальникам (Председателю Мосгорисполкома) с настойчивыми просьбами. В результате, в 1956 году происходит закладка нового зала. После того, как приступили к стройке, первоначальный проект его интерьера был изменен по настоянию крупного специалиста по акустике профессора С. П. Алексеева. Строительство продвигалось все же недостаточно быстро, и помощь строителям постоянно оказывали студенты, педагоги и сотрудники Института. Устраивались «субботники» – это происходило особенно активно на заключительной стадии строительства. Ел. Ф. Гнесина следила за всем строительством – сама выбирала материалы (так, она несколько раз отказывалась от предложенных вариантов большой люстры и потребовала установки кресел из самых лучших сортов карельской березы). Всю работу направлял директор Института Ю. В. Муромцев. В газетах широко освещалось открытие нового зала в Москве.

Предполагалось, что возможности сцены зала будут универсальными: здесь смогут выступать большие коллективы, ставиться оперные спектакли (для чего была сделана оркестровая яма) – это придавало особую ценность залу. Была задумана и установка органа (он был даже заказан и изготовлен). Но при первоначальных расчетах не смогли найти решение, при котором могли одновременно быть установлены и орган, и оркестровая яма, и органы в зале появились лишь через много лет – в 1995 году.

На торжественном концерте, посвященном открытию зала, выступали многие знаменитые исполнители-гнесинцы, в том числе Лев Оборин. Симфонический оркестр студентов института под руководством О. М. Агаркова исполнил специально написанную «Торжественную увертюру» композитора Ф. Е. Витачека.

После этого состоялись еще несколько торжественных концертов. Одним из них дирижировал Евгений Светланов – были исполнены три фортепианных концерта Рахманинова.

Почти с самого начала существования зала здесь стали проходить студенческие оперные спектакли. Первым из них был «Дон Жуан» Моцарта. Сцена зала давала возможность полноценного сценического решения спектакля – с декорациями и полноценным оркестровым сопровождением. Итогом работы по подготовке спектаклей и оперных отрывков со студентами стало создание Оперной студии Института. Она открылась в 1976 году оперой «Свадьба Фигаро» Моцарта (в 1978 году студия получила официальный статус) и стала давать регулярные спектакли в течение всего сезона.

Бессменным руководителем студии является Ю. А. Сперанский: благодаря его энтузиазму она быстро превратилась в настоящий театр, завоевала большую популярность, стала проводить многочисленные просветительские циклы для детей. За годы работы Оперного театра-студии было подготовлено 30 премьер.

Педагоги Института сразу же разработали циклы концертов и абонементов, причем особое значение придавалось просветительским концертам. В таких тематических концертах (и концертных циклах) выступали со вступительным словом музыковеды. В первые годы непосредственно рядом с залом (на третьем этаже) был оборудован лекторий, в котором перед началом концертов абонементных циклов перед слушателями выступал музыковед с небольшой лекцией, посвященной предстоящей программе. В зале ежегодно проходило до 20 подобных абонементных циклов, где выступали преподаватели и студенты вуза.

Кроме концертов, организованных силами гнесинцев (нередко приглашались и музыканты-гости), с самого начала зал использовался и другими организациями. Две концертные организации, в советское время бывшие «монопольными» в Москве, – Московская филармония и Москонцерт – постоянно проводили и камерные, и симфонические, и хоровые концерты в Гнесинском зале.

Особенно привлекательным оказался зал для музыкальных школ Москвы. Возможность выступать и оркестровым, и хоровым коллективам, и солистам на большой сцене использовалась практически всеми музыкальными учебными заведениями Москвы – и не только Москвы. Для многих главным отчетным концертом года (а то и юбилейного – к круглой дате) был именно концерт в Гнесинском концертном зале. Конечно, особенно часто здесь выступали Гнесинские школы (традиция, имевшая место до середины 1970-х годов, вновь возобновляется в начале XXI века – это совместные концерты всех представителей Гнесинского комплекса).

Разумеется, за полвека в зале прошло столько памятных концертов, праздников музыки, что какое-либо выборочное их перечисление абсолютно невозможно. Здесь выступали все выдающиеся музыканты, работавшие в учебных заведениях имени Гнесиных. Нередко здесь проходили их юбилейные творческие вечера. Было много премьер: так, Мария Юдина впервые в стране исполняла здесь со своими партнерами Сонату для двух фортепиано и ударных Бартока, целый ряд премьер здесь показывал ансамбль «Мадригал». Впервые звучали многие произведения Стравинского (в том числе и забытая на долгие годы «Свадебка»). Торжественный концерт к 100-летию со дня рождения Ел. Ф. Гнесиной в 1974 году включал первое исполнение композиции «Евгений Онегин» с музыкой Прокофьева. Здесь же – впервые прозвучавшие в одном концерте почти все произведения Веберна (к его столетию), «Неизвестный Рахманинов», вечера музыки ХХ века. Российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа») прошла здесь в 1995 году под управлением Дж. Бонинга и под патронажем присутствовавшей на концерте легендарной певицы Дж. Сазерленд. Нельзя не вспомнить, даже в таком беглом очерке, о неоднократных выступлениях в зале Святослава Рихтера – свой сольный концерт в 1966 году он специально посвятил памяти Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной.

Большими праздничными событиями были 90-летие Елены Фабиановны Гнесиной (1964 год) – поздравить ее пришли многочисленные «звезды» музыки; 25-летие Института имени Гнесиных (1969 год), 50-летие Академии (1994 год), когда Е. Ф. Светланов – выпускник вуза – продирижировал студенческим оркестром; 60-летие Академии и 130-летие Ел. Ф. Гнесиной, когда состоялось открытие памятника основательнице и бессменному руководителю Гнесинских учебных заведений перед входом в зал. Важнейшие события в жизни вуза – от ежегодных собраний по случаю нового учебного года, всевозможных экзаменов и до исторических встреч с выдающимися людьми – проходят здесь. 24 января 1964 года в зале состоялась встреча с одним из самых знаменитых людей планеты – Юрием Гагариным.

Важнейшее изменение в жизни зала произошло в 1995 году. По инициативе органиста А. В. Фисейского были заказаны два больших электрических органа – в Голландии и в Англии. Один из них был подарен фирмой Академии, другой – приобретен правительством города. Торжественное открытие органов состоялось 25 октября, и зал стал единственным в Москве, где установлены два органа. Одним из первых органных вечеров стал концерт Ирины Архиповой с Олегом Янченко, ставший большим событием.