Соловецкие лабиринты. Каменные лабиринты - древняя загадка соловецких островов

Соловецкий архипелаг расположен примерно в 160 км к югу от полярного круга, в юго-западной части Белого моря, при входе в Онежскую губу. В его состав входят шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие – и более 100 небольших островков. От Онежского полуострова архипелаг удален на 60 км, от Карельского берега – на 40. Рельеф островов преимущественно холмистый, сформировался под действием ледников. Берега очень живописны: густо изрезанные, с многочисленными бухтами, усыпанными гранитными валунами.

Более семи тысячелетий насчитывает история заселения Соловецких островов. Задолго до постройки монастыря Соловецкие острова населяли представители самых разных народов, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники. В период III – I тысячелетий до н. э. в Беломорье жили племена, занимавшиеся морским промыслом, озерно-речным рыболовством и лесной охотой по берегам Белого моря.

В это время завершалось заселение северо-востока Европы племенами, двигавшимися за отступавшим ледником. Их принято относить к протосаамским народам, использовавшим в качестве жилищ округлые чумы. Подобные строения были характерны для народов, ведущих образ жизни кочевников. Протосаамские племена были распространены по всей территории Севера Европы в VI – II тысячелетиях до н. э.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Беломорье, Прионежье, Архангельской области появились племена финно-угорского типа. Они пришли на эти земли с юга, из Прикамья и с верховьев Волги, и постепенно оттеснили коренное саамское население в северные районы Кольского полуострова и Скандинавии.

На территории России каменные лабиринты кроме Соловецких островов известны и на других островах Белого моря (архипелаг Кузова, Кандалакшский залив), на островах Выборгского залива (Ленинградская область), на Кольском полуострове, архипелаге Новая Земля. Всего в северо-западной части России обнаружено около 50 лабиринтов.

Соловецкие лабиринты разбросаны по разным островам на территории площадью более 320 квадратных километров. Но больше всего их на юго-западе архипелага, на Большом Заяцком острове площадью всего около 1,5 квадратных километров. Фактически весь Большой Заяцкий остров представляет собой святилище. Здесь можно обнаружить три типа сооружений из валунов: лабиринты, каменные насыпи-могильники и символические выкладки. В основном они расположены в районе двух невысоких гор – Сигнальной и Сопки. Причем насыпи-могильники и символические выкладки есть на обеих возвышенностях, а лабиринты – только на западном и южном склонах горы Сигнальной.

Лабиринты Соловецких островов

На сегодняшний день на Соловецких островах известно 35 лабиринтов, 12 из которых располагаются на территории Большого Заяцкого острова. Максимальный размер лабиринтов этого острова – чуть более 25 метров. Входы в лабиринты ориентированы по разным сторонам света, но преобладает направление на юг. Соловецкие лабиринты выложены так, что, дойдя до центра, человек неминуемо вернется туда, откуда пришел, но только движение продолжится в сторону, обратную спирали входа. На Большом Заяцком острове встречаются разные типы рисунка лабиринта: концентрически-круговой, концентрически-прямоугольный, подковообразный с одной или с двумя подковами, правозакрученный одно-спиральный («лабиринтообразная фигура»).

Первые гипотезы о происхождении и назначении лабиринтов принадлежат заключенным Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), просуществовавшего на Соловках с 1923 по 1939 годы. Узник Соловецкого лагеря, известный философ, священник П. А. Флоренский, писал: «...тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это – выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях – разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место. Форма лабиринтов различная – круглая, эллиптическая, подковообразная. Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и ко временам примерно V – VI веках до н. э.; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев. Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, – первоначально по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, – дело темное... Кромлехи, менгиры и, наконец, древний Критский лабиринт – вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами... »

Каменные насыпи Соловецких островов

Валунные насыпи Большого Заяцкого острова представляют собой своеобразные могильники. При раскопках подобных насыпей на другом Соловецком острове, Анзере, были обнаружены остатки захоронений по обряду трупосожжения (фрагменты пережженных человеческих костей) и погребальный инвентарь – отщепы и скребки. Согласно правдоподобной гипотезе, строители насыпей – морские кочевники, проводившие значительную часть своей жизни в море, на кораблях, – нередко пропадали без вести, по-видимому, гибли в штормах, на охоте, в боях с недругами. Согласно их верованиям, даже если не было точно известно, погиб человек или еще жив, древние люди считали обряд похорон обязательным. В противном случае дух умершего, не препровожденный в иной мир по всем правилам, мог вернуться и начать мстить племени, мешая повседневной работе: рыболовству, охоте или даже приводя членов племени к смерти.

Соловецкий монастырь

В последние годы Соловки стали своеобразной туристической Меккой, и главная историко-культурная достопримечательность архипелага – Соловецкий монастырь. Он был основан в 1436 году на Большом Соловецком острове между Святым озером и бухтой Благополучия. Первоначально, до возникновения современного каменного монастыря, здесь существовали деревянные постройки XV – начала XVI веков. Архитектурный комплекс монастыря образуют Соловецкий Спасо-Преображенский собор, Благовещенская надвратная церковь, монастырская крепость, а также сооружения монастырского поселка и система гидротехнических сооружений. Вся эта территория окружена каменной стеной высотой до 11 м и толщиной до 6 м. Монастырь включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Валуны и лабиринты Соловецких островов

За долгие годы исследований, которые велись на Соловецком архипелаге, было обнаружено более тысячи археологических комплексов, в том числе крупнейшее на Европейском Севере России языческое святилище, культовые и погребальные сооружения. Основные археологические свидетельства – валунные сложения, среди которых центральное место занимают так называемые лабиринты, получившие наибольшую известность.

Лабиринты – таинственные спиралевидные фигуры, выложенные из небольших валунов на поверхности земли. Диаметр лабиринтов – от 3,4 до 40 м, высота – не более 0,5 м. Еще одно название лабиринта – «Вавилон» – связано с его структурой: по спирали осуществлялся подъем на Вавилонскую башню.

За пределами России лабиринты можно увидеть в Северной Европе: в Швеции (около 300), Финляндии (примерно 150), Норвегии (20), Эстонии (5), Исландии (4), на Британских островах (около 30 лабиринтов), в Германии (3 лабиринта). Шведские и финские лабиринты чаще всего можно обнаружить по берегам Ботнического залива, Аландских островов и острова Готланд. Британские и германские лабиринты стоят особняком: если на территории Балтийского щита и Исландии лабиринты сооружались из камня, то на Британских островах и в Германии их делали из дерна.

Время и природа оставили свой след на внешнем облике лабиринтов. За многие сотни лет своего существования эти древние сооружения заросли тундровой растительностью и покрылись дерном, и об их существовании сегодня можно догадаться лишь по слабым контурам, выступающим на поверхности земли. В последние годы на Большом Заяцком острове лабиринты стали активно реставрировать, расчищая их от дерна и растительности.

В середине лабиринта часто встречается сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу. Ученый-энциклопедист Н. Н. Виноградов, опубликовавший несколько работ, посвященных лабиринтам и другим памятникам старины на Соловецких островах, считал, что каменный лабиринт – это символические врата в потусторонний мир, вход в царство умерших, где душа, блуждая по спиралям, утрачивает дорогу в мир живых. По его мнению, лабиринты – это не просто погребальные сооружения местных народов, но святилища, алтари, цельные комплексы, связанные с культом мертвых.

Валунные насыпи до сих пор вызывают множество вопросов. Один из главных – если считать эти сооружения погребальными, почему под большинством насыпей отсутствуют следы реальных захоронений.

В наши дни культовое назначение северных лабиринтов не оспаривается. По мнению современного исследователя О. Кодолы, лабиринты были центральными объектами проведения обрядов. Большое количество лабиринтов, их строение, размеры, ориентировка относительно сторон света могут объясняться как «обрядовой специализацией» каждого отдельного лабиринта, так и временем их создания.

До сих пор вопросы происхождения и предназначения валунных сооружений – лабиринтов, каменных насыпей, других символических выкладок – остаются открытыми. Просматривается лишь символическая роль этих памятников. Но одно несомненно: по количеству и плотности расположения каменных сооружений Большой Заяцкий остров считается главным святилищем с лабиринтами во всем Беломорье.

Важнейшей достопримечательностью Соловецких островов являются лабиринты, которых 14. Лабиринты представляют собой каменные выкладки, овальные или круглые, диаметр которых 3-20 метров. Находятся они в Архангельской области на Большом Заяцком острове.

Лабиринты изучались ученым-краеведом Николаем Николаевичем Виноградовым, который пришел к выводу, что это погребальные сооружения древних людей. Местное население зовет лабиринты «Вавилонами». Предполагают, что в давние времена тут проводились культовые пляски и хороводы, и во время раскопок некоторых лабиринтов нашли остатки ритуальных костров. Также есть мнение, что лабиринты служили «Ловушками для рыбы»: во время отливов рыба не успевала найти из них выход и оставалась в них. Однако многие лабиринты находятся далеко от воды. Еще одна гипотеза гласит, что лабиринты являются магическим инструментом шаманов. А ряд исследователей полагает, что лабиринты – это защитные сети, запутывающие души мертвых и не дающие им вернуться в мир живых.

В лабиринты существует только один вход, он же и выход. Если идти строго по бороздкам, не пересекая границы, то вы окажетесь там же, где и вошли.

Как добраться до Соловков?

Соловецкие лабиринты находятся в Архангельской области на Большом Заяцком острове, входящим в состав Соловецких островов. Добраться до них можно либо по морю, либо по воздуху.

Из Архангельска на Большой Соловецкий остров регулярно отправляются воздушные рейсы. Вблизи монастыря имеется взлетно-посадочная полоса.

По воде на Соловки ходит множество круизных теплоходов. Из поселка Рабочеостровск, который находится рядом с Кемью, каждый день ходит рейсовый теплоход. Он перевозит и туристов-одиночек, и туристические организованные группы. До Кеми из Москвы можно добраться на железнодорожном транспорте. Мурманский поезд довезет вас до места за сутки.

Где остановиться?

Прибыв в Кеми, вам нужно будет где-то остановиться на пару суток, чтобы отдохнуть с поезда. В Рабочеостровске имеется отличная гостиница «Причал» - это целый комплекс коттеджей в 2 этажа. Все удобства (душ и туалет) располагаются в номере. Также в номерах есть телевизор, а в отеле - столовые и бары.

На Соловках множество различных отелей, но самое удобное расположение у отеля «Соло», который находится в нескольких минутах ходьбы от монастыря. По услугам этот отель уступает другим, однако скоротать ночь и поесть вы тут сможете.

В «Соло» имеется довольно не плохая столовая. В стандартный тур входит двухразовое питание – завтрак и ужин. Обед у туристов самостоятельный, что очень удобно, так как вы сможете сами строить программу на день, а перекусить можно и в других местах общественного питания, которых в поселке еще два.

Проблем с питанием и ночлегом у вас не возникнет, и вы сможете полностью сосредоточиться на осмотре достопримечательностей этих удивительных мест.

Приятного путешествия!


“Лабиринтыи есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор”

(Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов)

Соловки. Каменные лабиринты

Назначение каменных лабиринтов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).



Каменные вавилоны Соловков. Большой Заяцкий остров.

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

“Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. – 173 с.: ил.)



Каменные вавилоны Соловков. Большой Соловецкий остров.

Две соловецкие змеи

“Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?”

пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

  1. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
  2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
  3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
  4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
  5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой “конструктивистский” подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением “туловищ” змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку – это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности.

Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций – композиций из отдельных предметов.” (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Соловки,



Высадка туристического десанта



Русские буренки идут


Художница на практике

Соловецкий кремль


Русалки Соловецких озер


Соловецкие острова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Скит на Большом Заяцком острове


Закаты на Соловках. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Эти стены помнят все те зверства, которые происходили в лагере “СЛОН”

Соловецкие острова (Соловки)


Соловецкий кремль. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Соловецкий кремль


Острова Кузова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Шхуна “Лагуна” села на мель в лагуне. Как корабль назовешь…


Остров Большой Кузов


Сейд. Остров Большой кузов.


На привале. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Кузова

Один из островов архипелага. Белая насыпь внизу – это стоянка древних людей.


Природа Соловков. Залив Белого моря.


Просто


Закаты на Соловецких островах. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream

Мой громобой

Волшебное видео о Соловках

Привет 🙂

Сегодняшний пост про ландшафтный дизайн.

Многие сегодня уезжают за город, покупают дома и стараются облагородить участок вокруг дома. Но возникает существенная проблема. Если что-то большое создавать, то визуально пространство уменьшается и становится как-то тесно.

Интересным выходом из этот ситуации, может стать самый обычный . Его очень просто сделать самому, но при этом место будет выглядеть очень оригинально и собирать детвору для игр и забав.

Недавно команда камнеобработчиков закончила свою работу по созданию 5-ти сегментного средневекового каменного лабиринта в парке Университета Новой Англии и я хочу познакомить Вам с их работой

Каменные лабиринты. Английский опыт

Все камни были подобраны таким образом, что вершика у них была плоская, а сами камни вытянутые. Их вкопали в заранее подготовленную траншею и камни надежно закреплены в земле и можно не бояться, что студенты во время игр в каменном лабиринте смогут их сдвинуть.

Сам находится в парке, в котором растут дубы и сосны. Поэтому песочную подсыпку решили не делать, а задекорировать все иголками и листвой — это придало каменному лабиринту естественность.

Прекрасным дополнением для лабиринта стали каменные скамейки, которые тоже сделали в средневековом стиле из 3 каменей-валунов.

Кстати, как сделать каменную скамейку я уже писал в статье « «


Каменный лабиринт «Вавилон»

Как оказалось в Кандалакше есть каменный лабиринт «Вавилон» и я предлагаю посмотреть 2 видео про него:

Поиски лабиринта «Вавилон»

Соловецкие острова - архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Он состоит из шести крупных островов и занимает площадь 347 км2.

С древних времен Соловки считались местом с сильнейшей энергетикой. Здесь находятся древние рукотворные лабиринты, которые представляют собой спиральные насыпи из камней и земли. По одной из версий, это ловушки душ умерших, чтобы они не беспокоили мир живых и отправлялись туда, где им суждено находиться.

Каменные лабиринты на Большом Соловецком острове

Сооружения были построены так давно, что никто не знает, кто их возводил и с какой именно целью. Считается, что центр каждого лабиринта является энергетически активной точкой. Однако пробираться внутрь него нужно лишь по одной ветке спирали, не заходя за ее границы.

Берега островов усыпаны камнями разной величины. Еще в XIX веке монахи построили из них дамбу, которая и поныне связывает между собой два острова.

В XV веке преподобный Савватий и его ученик Герман выбрали холодное побережье Белого моря для вознесения своих молитв. Они возвели на безжизненном острове скит, который позднее разросся в большой монастырь. С 1923 по 1939 годы на Соловках была одна из тюрем ГУЛАГа. Тысячи людей нашли здесь свою гибель.

Однако за всю историю существования лагеря здесь было около 150 явлений Божией Матери. Например, в пещерном храме сами собой зажигались свечи. Иногда сквозь мерцание свечей проступал лик Спасителя, а воздух вокруг наполнялся благоуханием.

Несуществующие, фантомные свечи загорались и над Белым Морем, и над болотами. Тогда становились видны тела тысяч погибших, упокоившихся в расстрельном рву и на морском дне. И у каждого из них вместо сердца будто горела свеча.

Монахи, которые служили в те страшные времена на Соловках, будто бы умирали и воскресали по нескольку раз. Некоторые из них пропадали неведомо куда, а потом вновь возвращались: кто - через час, а кто - через несколько лет.

Каменные лабиринты на о. Большой Заяцкий

Одной из главных достопримечательностей Соловецких островов являются древние лабиринты. По мнению ученых, они имели важное религиозное и обрядовое значение. Согласно верованиям местных жителей, лабиринты строились на границе двух миров - «нижнего» и «среднего».

Вот что пишет в своей книге «Острова Соловецкие» Г. Богуславский:

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н. Турина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб».

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (1-2) и о. Анзер (3)

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (4-5) и о. Олешин (6)

Писал о загадочных сооружениях и философ П. А. Флоренский:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке “вавилонами”. Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда, и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место. Форма лабиринтов различная - круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу… Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и к временам примерно V-VI века до нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев. Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально, по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, - дело темное. Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начиная с огромного дворца-лабиринта Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров поперечником, а затем - узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими десятками метров. Соловецкие - меньше».

Местные жители и туристы иногда видят в Соловецких лабиринтах призраков. Обычно это бесплотные, белесые тени, перемещающиеся всегда в одном направлении - в центр лабиринта. Они не представляют опасности для людей, однако встречи с ними иногда сопровождаются паническими атаками.

Соловецкие острова и по сей день притягивают людей. Говорят, что здесь можно обрести бессмертие. Иногда человек, приехавший на Соловки на день, остается тут на долгие годы.