Каменные лабиринты. Валуны и лабиринты соловецких островов

Магия каменных лабиринтов!

Я снял это видео, находясь в Германии, Экстернштайне, перед одним из самых настоящих каменных лабиринтов .

В северной традиции лабиринты, выложенные из камней силы, считаются ключом к переходу в другие миры . А также, ключом к особой магии, когда мы можем, находясь другом мире, менять то, что происходит в нашем, более плотном, более грубом, мире.

Для создания таких лабиринтов использовались особые камни, особые места.

Но! Совершенно не обязательно для того чтобы воспользоваться магией лабиринта ехать куда-то, например, в Карелию или в Германию. Вы можете создать такой лабиринт дома из особых силовых камней и пользоваться им по необходимости. Считается, что когда человек находится в таком месте в особом состоянии, пропевая особое звуковое сочетание или играя на магическом инструменте, он меняет и не только себя, но и мир вокруг .

Можно наносить изображение каменного лабиринта на одежду или предметы интерьера, создавая, таким образом, магическую защиту себя и дома .

Врата в другой мир

Каменные лабиринты - очень древние творения . В таких лабиринтах использована вся сила и мощь матушки-природы . А происхождение их по сию пору окутано домыслами и догадками. Лабиринты завораживают и притягивают своей энергетикой и красотой.

Версий создания лабиринтов масса, одна красивее другой, но одно бесспорно - это место особое, здесь свершались магические ритуалы .

Лабиринты встречаются разных форм, но основной их элемент - спираль , а форма, в которые выложены спирали, напоминает по строению мозг человека . В таких лабиринтах всего один вход (выход там же, где и вход).

Лабиринт - это место перехода в другие миры . Их использовали для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства . Здесь проводились особые ритуалы, пройдя которые, посвященные получали магическую силу и способность общаться с этим и другими мирами .

Лабиринт это магическое место, максимально раскрывающее возможности человека , его интуицию и способности. Войти или нет в такой лабиринт - решать вам. Но если вы вошли, то вам только остается подчиниться поворотам лабиринта, его изгибам, и идти до конца - до заветной цели - обретения нового себя .

У нас в России самые известные лабиринты — Соловецкое скопление, Аркаим (лабиринт желаний), лабиринты Кольского полуострова.

Напишите в комментариях!

Друзья, напишите в комментариях под этой статьей, какие еще темы Шаманизма и Северной Рунической Традиции вы хотите узнать и изучить ?

До встречи на занятиях!

В Белом море , на маленьком конгломерате дальних островов России сконцентрировано самое большое на Земле количество лабиринтов. Несмотря на обилие теорий их возникновения, археологи и историки всё ещё не могут прийти к единому мнению о том, зачем и с какой целью они были созданы. Лабиринт - это один из самых загадочных символов планеты Земля - почему тысячи лет назад идея лабиринта одновременно появилась на всех населённых континентах мира?

Сегодня слово «лабиринт» используют для обозначения любой запутанной структуры. Однако у лабиринта есть важная ключевая характеристика. В отличие, например, от структуры пазлов или мозаики, в которой есть выбор хода и направления (многоходовость), лабиринт имеет лишь один не прерывающийся ход (одноходовость), который ведёт в центр.

Долгая история лабиринта

Слово «лабиринт» восходит к греческому слову «лабрис» , обозначающему знаменитый обоюдоострый топор минойцев с острова Крит, и «интос» , что значит «место» . Так что изначально лабиринт - это «дом обоюдоострого топора». Так называли Кносский дворцовый комплекс на острове Крит. В соответствии с греческой мифологией, критский царь Минос поручил ремесленнику Дедалу построить лабиринт для Минотавра - наполовину быка, наполовину человека, которого жена Миноса Пасифая родила от связи с быком. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар тоже были заточены в этом лабиринте. Соорудив из воска и перьев крылья, они смогли освободиться улетели из места своего заточения. Но молодой Икар решил подняться слишком близко к Солнцу. Воск в его крыльях расплавился, а сам он упал в Икарийское море и утонул. Легенда о Минотавре долгое время считалась мифом, пока археолог сэр Артур Эванс не нашёл остатки Кносского лабиринта в начале XX века.

Древняя мозаика, изображающая Кносский лабиринт и Минотавра

Несмотря на то, что на протяжении всей истории человечества встречаются разные модели лабиринтов, такие как лабиринт из семи, одиннадцати и двенадцати кругов, в Греции и по всему Средиземноморью с этими легендами ассоциировался только лабиринт из семи кругов. Сегодня Критским лабиринтом называют одноходовой лабиринт, который в семи концентрических изгибах формируется в направлении центра. Удивительно то, что семь оборотов лабиринта повторяют ход движения планеты Меркурий по звёздному небу. Вопрос в том, мог ли астроном древности записать ход Мекрурия и создать на его основе замкнутый символ? Понятно, что точного ответа на этот вопрос нет. Первое известное использование символа лабиринта из семи кругов было найдено на глиняной табличке в Микенском дворце города Пилос , Греция. Сам дворец был утрачен при пожаре примерно в 1200 году до н.э. Для изучения осталась только глиняная табличка, которая спеклась в том пожаре.

Схема лабиринта из семи кругов

Хотя лабиринт крепко связан с историей и мифологией Греции, как факт культуры он появился намного раньше легенды о Кноссе и Минотавре. 4000 лет назад был сооружён знаменитый древний лабиринт среди комплекса пирамид Аменемхета III в Хаваре (12ая династия, 1844-1797 гг. до н.э.). Лабиринт соединял двенадцать просторных камер, которые были связаны коридорами, коллонадами и шахтами. Центральная похоронная камера пирамиды царя была надёжно скрыта с помощью пересечения ходов и запечатанных камнями фальш-дверей.

Однако лабиринты Греции и Египта - это только вершина айсберга. Лабиринты присутствуют почти во всех мировых религиозных традициях. Они сформировали неотъемлемую часть многих культур и встречаются на всех заселённых континентах. Примерно одновременно с греческим лабиринтом в традиционной индейской культуре папаго появился предельно идентичный ему лабиринт Тохоно Одхам, символизирующий Иитои - «Человека в лабиринте» . Такой же узор имеет доисторический петроглиф на берегу реки в Гоа а также пещерные рисунки Северной Индии и петроглифы дольменов в горах Нилгири . На древних археологических монументах по всему миру найдено около 300 изображений различных лабиринтов. На вопросы о том, как одинаковый рисунок мог одновременно появиться в явно не связанных культурах, ответ пока не дан.

Хотя письменная история последние 4000 лет упоминает лабиринты, наиболее ранние из них намного старше и относятся к Неолиту, со времён которого по всей Европе, Скандинавии и России остались наскальные рисунки и каменные конструкции.

Лабиринты Большого Заяцкого острова

Соловецкие острова (или Соловки) - это архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу , Россия. Здесь обнаружено 35 лабиринтов эпохи Неолита . Местные жители дали им название «вавилоны» . Время их сооружения - около 3000 лет до н.э. Наиболее интересны каменные лабиринты Большого Заяцкого острова - это группа из 14 лабиринтов, расположенных на площади 0,4 км2. Они очень хорошо сохранились и были детально описаны, но споры об их функции ведутся до сих пор.

Кроме этих лабиринтов на острове найдено 850 каменных валов , многие из которых использовались как курганы. Также на острове есть сложенные из камней и помещённые в замкнутый контур солярные символы. Считается, что эти древние каменные лабиринты связаны с духовными практиками и древними верованиями и могут символизировать границу между материальным миром и миром духов - мифическим пристанищем смерти.

Лабиринты сложены из расставленных по земле булыжников. Установлено, что булыжники были собраны поблизости. Самый маленький лабиринт имеет около 6 метров в диаметре, самый крупный - до 25.4 метра . Ряды камней имеют спиралевидную форму, в некоторых случаях они сложены в две спирали. В этом случае узор лабиринта описывается как сплетение двух стремящихся к центру змей. Входы в лабиринты преимущественно расположены с южной стороны, и, хотя различают пять вариантов лабиринтов, у всех них есть только одна точка входа/выхода. Лабиринты Большого Заяцкого острова расположены с западной стороны, в то время как восточную часть острова занимают исключительно каменные валы. Хотя лабиринты поросли жёсткой островной растительностью, их формы отчётливо выделяются на земле.

Каменный лабиринт Большого Заяцкого острова

Зачем на Большом Заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей Соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху Неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н.Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л.Ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности - в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он объединяет форму круга и спирали в запутанную тропу. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

«Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено»

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория Карла Шустера и Эдмунда Карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог А.Л.Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают «входы» и «выходы» в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан «волшебный ключ» от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в «три мира», в соответствии с которыми наши предки считали, что Вселенная разделена на Нижний Мир, куда попадают души умерших, Средний Мир, включающий в себя физический план существования, и Вышний Мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.

Перевёл с английского Максим Сиренко

www.allrus.me/mystery-of-solovki-labyrinths/ - «Тайна Соловецких лабиринтов»

bit.ly/RRUgcc - Patterns that connect (Социальный символизм в трибалистском искусстве)

“Лабиринтыи есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор”

(Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов)

Соловки. Каменные лабиринты

Назначение каменных лабиринтов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).



Каменные вавилоны Соловков. Большой Заяцкий остров.

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

“Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. – 173 с.: ил.)



Каменные вавилоны Соловков. Большой Соловецкий остров.

Две соловецкие змеи

“Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?”

пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

  1. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
  2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
  3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
  4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
  5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой “конструктивистский” подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением “туловищ” змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку – это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности.

Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций – композиций из отдельных предметов.” (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Соловки,



Высадка туристического десанта



Русские буренки идут


Художница на практике

Соловецкий кремль


Русалки Соловецких озер


Соловецкие острова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Скит на Большом Заяцком острове


Закаты на Соловках. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Эти стены помнят все те зверства, которые происходили в лагере “СЛОН”

Соловецкие острова (Соловки)


Соловецкий кремль. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Соловецкий кремль


Острова Кузова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Шхуна “Лагуна” села на мель в лагуне. Как корабль назовешь…


Остров Большой Кузов


Сейд. Остров Большой кузов.


На привале. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Кузова

Один из островов архипелага. Белая насыпь внизу – это стоянка древних людей.


Природа Соловков. Залив Белого моря.


Просто


Закаты на Соловецких островах. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream

Мой громобой

Волшебное видео о Соловках

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове - это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких сприралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение - макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы.

Зачем на Большом Заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей Соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху Неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н.Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л.Ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности – в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он объединяет форму круга и спирали в запутанную тропу. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

«Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено»

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория Карла Шустера и Эдмунда Карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог А.Л.Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают «входы» и «выходы» в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан «волшебный ключ» от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в «три мира», в соответствии с которыми наши предки считали, что Вселенная разделена на Нижний Мир, куда попадают души умерших, Средний Мир, включающий в себя физический план существования, и Вышний Мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.

Пишет skanek , побывавший на острове:

Большой и Малый Заяцкие острова расположены в 5 км от Большого Соловецкого острова и занимают площадь всего около двух с половиной квадратных километров. Существует несколько версий откуда же произошло это название - Заяцкий. Возможно оно связано с тем, что иногда там устраивали свою стоянку морские зайцы (один из видов Беломорских тюленей). Еще одна версия интереснее, чем предыдущая: в 16-м веке Соловецкий Монастырь перестраивался из камня, было это при митрополите Филиппе (фильм "Царь" Павла Лунгина все помнят?). Именно тогда был сделан знаменитый филипповский кирпич, который обладал высокой прочностью, что подтверждает его неплохое состояние и в наше время. Так вот, вроде как, до сих пор не известен состав это кирпича (во что я слабо верю), но есть предположение, что в него добавляли яйца северных птиц, возможно гаг, которые гнездились на этом острове в большом количестве. Соответственно монахи ездили туда ЗА ЯЙЦАМИ, отсюда и аналогия - Заяцкий. В общем вот такая интересная история.

Так чем же так интересны Заяцкие острова? Первое - это своей природой, которая разительно отличается от природы Большого Соловецкого острова. Здесь нет лесов и озер, вся растительность низкорослая, по своему типу природа очень напоминает тундру, т.е. невысокие кусты, скрюченные маленькие березки, мхи, лишайники ну и камни конечно же. Красота невероятная.

Второе и наверное самое главное, чем знаменит Заяцкий остров - это лабиринты. На них хочу остановиться отдельно. Лабиринт - один из самых загадочных и самых древних символов, о котором до сих пор ходят споры что он означает, для чего, когда и кем был впервые придуман. Изображения лабиринтов находили во многих странах, в России они встречаются в Дагестане и на Русском Севере. На Большом Соловецком острове есть мыс Лабиринтов, но лабиринты там - "новодел", восстановленные недавно, а именно здесь, на Заяцком острове находится самое большое скопление лабиринтов всей Северной Европы. Представляют они собой каменные выкладки различной формы диаметром от 3,5 до 40 метров и высотой до 50 см с каменными насыпями посередине. Так же встречаются и отдельные каменные насыпи.

Всего на островке 13 лабиринтов и около 850 каменных насыпей датированных приблизительно 2-м тысячелетием до нашей эры (!!!). Самая популярная версия того, что же это за лабиринты говорит о том, что это древнее кладбище. Объясняется это тем, что при археологических исследованиях острова под каменными насыпями были обнаружены пережженные кости животных и человека. Но почему именно на острове? А вот почему. Погребение человека во все времена считалось особым обрядом, ритуалом, а остров - это место, которое больше всего подходило для его проведения. На острове соединяются все 4 стихии: Вода (омывает остров со всех сторон), Земля (сам остров), Воздух (ветер, продувающий открытую часть суши) и Огонь, который разводил сам человек перед совершением обряда. Но некоторые насыпи при их раскопках оставались пустыми. Объяснялось это тем, что были случаи, когда человек уходил в какое-либо плавание, к примеру на охоту, и больше не возвращался, тела не было, но обряд совершить было нужно.

С каменными насыпями вроде все понятно, но для чего же нужен сам лабиринт, при том что, под каменной насыпью в центре самого лабиринта ничего обнаружено не было?

Версия этого следующая: после совершения обряда погребения, путем сжигания умершего и захоронения под грудой камней, душа должна была зайти в лабиринт, заблудиться там и не являться больше живым родственникам покойника. Где-то было написано, что попадающие на Заяцкий остров, испытывают покой, ощущение уединенности. Не знаю, может из-за дождливой и серой погоды, но я больше чувствовал себя некомфортно и неспокойно. Камней, как я говорил выше, на острове очень много, среди которых встречается достаточно красивый беломорский кварц. Вот один такой белый камушек, искрящийся на свету я и забрал с собой и положил на тумбочку возле кровати. Может это конечно совпадение, но три ночи подряд меня мучили кошмары, пока камушек этот я не выкинул, после чего стало спокойнее.

Существует и такая версия, что описанная в карело-финском эпосе "Калевала" Манала (Туонела), земля мертвых, - это и есть Соловки:
"...Шел он быстрыми шагами,
Шел неделю чрез кустарник,
Через заросли - другую,
Можжевельником шел третью;
Остров Маналы он видит,
Туонелы он холм заметил..."

Два этих признака совпадают с описанием Соловков. В Калевале Манала - остров, как и Соловки. На острове есть холм, как и гора Секирная (73 м) на Большом Соловецком острове, которая в хорошую погоду видна чуть ли не с материка и вообще, когда подходишь к Соловкам с моря, первое, что показывается на горизонте - это Секирка.

Лабиринты манят своей загадкой, хочется узнать про это как можно больше, это желание затягивает. Как сказал поляк М.Вильк в своей книге "Волчий блокнот": "....В камнях, как и в словах, живут наши предки, их духи. Это еще и саамам было известно...... Мы дошли до мыса Лабиринтов. Присаживаемся на камни, закуриваем. -Если хочешь отсюда уехать, не заглядывай в саамские лабиринты - пропадешь. Вот как я....". Очень неплохую книгу, которую я приобрел на Соловках. Называется она "Путь лабиринта", в ней собрано много версий, историй, фотографий и схем лабиринтов Беломорья и всего мира, рекомендую в общем.

Маленькая деревянная церквушка на Большом Заяцком острове - Свято-Андреевский скит. В августе 1702 года на Соловки с эскадрой из 13 боевых кораблей прибыл первый Русский Император Петр Великий, который приехал помолиться. За 10 дней пребывания у Заяцких островов царских кораблей часовня на острове была перестроена в храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного. Именно здесь освящался первый Андреевский флаг русского флота и долгое время именно этот храм моряки считали своим до тех пор, пока в 1913 году в Кронштадте не был построен Морской Никольский собор. Визит Петра на Соловецкий архипелаг служил еще и отвлекающим маневром для шведов во время Северной войны. Из

Белого моря эскадра была перетащена в Онежское озеро по суше (кстати, потом по этому пути прошло начало Беломоро-Балтийского канала) и был нанесен удар в тыл шведам, позже были захвачены крепости Орешек (Нотебург), Ниеншанц и Ландскрона, после чего устье Невы у разрушенных Ниеншанца и Ландскроны Пётр I 16 (27) мая 1703 года заложил новый город Санкт-Петербург, ставший портом Московского государства на Балтийском море - так называемым «окном в Европу». Есть версия, что по аналогии с Заяцким островом, остров в Питере был назван Заячьим, на котором расположилась Петропавловская крепость.

Так же на Заяцком острове в 16-м веке при митрополите Филиппе была построена первая закрытая каменная гавань Русского Севера, сохранившаяся до сих пор. Это одно из многих сооружений 16-го века, построенных монахами и трудниками вручную. Остается только представлять насколько сложный и долгий это был труд. Вот такой он, небольшой участок суши в холодном Белом море, постараюсь передать всю эту красоту фотографиями.


May 16th, 2015

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Взглянем на них подробнее …

Фото 2.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Фото 3.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Фото 4.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Фото 5.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

Фото 6.

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Фото 7.

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

Фото 8.

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Фото 9.

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

Фото 10.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Фото 11.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Фото 12.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально по крайней мере…»

источники

http://photo-drive.ru/Solovki-Labirinty.html

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7876

http://www.solovki.ca/old_09/labyrinth_solovki/labyrinth_solovki.php

Вот что я вам еще могу рассказать про лабиринты: вот например попробуйте пройти вот этот , а тут мы уже Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -