Сообщение о жизни и творчестве федора абрамова. Абрамов Фёдор Александрович - Биография

Биография и эпизоды жизни Федора Абрамова. Когда родился и умер Федор Абрамов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Федора Абрамова:

родился 29 февраля 1920, умер 14 мая 1983

Эпитафия

«Твоему сыну, Веркола,
Приусталось, призаснулось.
Постели ему бел-песок,
Поцелуй его в лоб высок.
Огради его дернышком
От дождя и от солнышка…»
Из стихотворения Ольги Фокиной памяти Абрамова

Биография

Биография Федора Абрамова - биография русского писателя, которого сильно заботила судьба его страны. Возможно, потому, что он родился в российской глубинке, в крестьянской семье. Писатель рано потерял отца и с самого детства был приучен к тяжелому труду. Когда началась Великая Отечественная война, Абрамов отправился на фронт добровольцем, где несколько раз был ранен. Даже когда он был признан негодным к строевой службе, он продолжал помогать фронту в тылу. Уже после войны Абрамов вернулся в Ленинградский университет, где закончил филологический факультет и успешно защитил диссертацию.

Литературным творчеством Абрамов стал увлекаться с юношества, правда, не сразу понял, что писательство - это его призвание. Даже когда он начал свою литературную деятельность, рассказы, статьи, книги Абрамова нередко встречали негативную критику, подвергались цензуре. Что, впрочем, не останавливало автора. Из обычного крестьянского парня он вырос до именитого русского писателя, которого сегодня ставят в один ряд с Шолоховым, Астафьевым и даже Чеховым. В своих книгах Абрамов в первую очередь размышлял о судьбах деревни, видя в ней надежду России на благополучие. Он также был одним из тех писателей, кто критически относился к советской власти, что не раз создавало ему трудности.

Последний труд Абрамова — повесть «Поездка в прошлое», был опубликован уже после смерти Абрамова. Большой итог размышлений Абрамова о судьбах России так и остался незавершенным. Смерть Абрамова наступила, когда он работал над своей последней книгой. Похороны Федора Абрамова прошли в его родном селе Веркола, могила Абрамова находится на территории усадьбы Абрамова, которая сегодня входит в комплекс литературного дома-музея Абрамова.

Линия жизни

29 февраля 1920 г. Дата рождения Федора Александровича Абрамова.
1938 г. Поступление на филологический факультет Ленинградского университета.
22 июня 1941 г. Уход на фронт.
1945 г. Демобилизация, возвращение на учебу.
1948 г. Окончание университета, поступление в аспирантуру.
1949 г. Начало публикаций первых литературно-критических статей о советской литературе.
1950 г. Начало работы над романом «Братья и сестры».
1951 г. Женитьба на Людмиле Крутиковой, защита диссертации по творчеству Шолохова.
1951-1960 гг. Работа старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой советской литературы.
1958 г. Публикация романа «Братья и сестры» в журнале «Нева».
1963 г. Публикация повести «Вокруг да около» в журнале «Нева».
1968 г. Публикация романа «Пути-перепутья».
1975 г. Присуждение Абрамову Государственной премии СССР за цикл «Пряслины».
1978 г. Публикация романа «Дом».
1980 г. Награждение Абрамова орденом Ленина.
14 мая 1983 г. Дата смерти Абрамова.
19 мая 1983 г. Похороны Абрамова.

Памятные места

1. Село Веркола, в котором родился Абрамов.
2. Санкт-Петербургский государственный университет (бывший Ленинградский университет), где учился и работал Абрамов.
3. Редакция журнала «Нева», в котором были опубликованы повести Абрамова.
4. Артемиево-Веркольский монастырь, восстановлением которого занимался последние годы жизни Абрамов.
5. Дом Абрамова в Комарово, в котором он много лет подряд жил, когда приезжал в этот поселок под Санкт-Петербургом.
6. Дом-музей Федора Абрамова в селе Веркола Архангельской области, где похоронен Абрамов.

Эпизоды жизни

Отец Абрамова скончался после того, как простудил ноги в болоте. Мама Абрамова была сильной женщиной и смогла поднять пятерых детей, которым с детства приходилось заниматься хозяйством. В шесть лет Федор Абрамов научился косить траву. Своего старшего брата, который заменил Абрамову отца, писатель называл «брат-отец», а также назвал главного героя своей тетралогии его именем - Михаил.

Несмотря на то, что среднюю школу Абрамов окончил с трудом - его, как сына бедняка, не хотели принимать в семилетку - он учился на отлично и даже поступил на филологический факультет без экзаменов.

В ноябре 1941 года Абрамов получил тяжелое ранение - ему прострелили обе ноги. Когда похоронная команда пришла собирать убитых, один боец случайно пролил на Абрамова воду из котелка, тот очнулся и застонал, благодаря чему его обнаружили и спасли. Этот случай Абрамов всю жизнь считал самым большим чудом, которое с ним случилось.

Перед самой смертью Абрамов завещал своей жене: «Живи за двоих».

Завет

«Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет».

«Человек многое может».


Документальный фильм о Федоре Абрамове

Соболезнования

«Я хорошо знал Федора Александровича, знал и любил его. И был среди тех, на чьих глазах он прошел колоссальный путь от заурядного аспиранта-шолоховеда, делающего карьеру, до писателя с мировым именем, в лучших своих вещах поднявшегося до бунинского и чеховского уровня».
Яков Липкович, прозаик, публицист

«К счастью, я знал его. Он был невысокого роста, черен волосом, черен глазами, и нрав имел страстный, душу отзывчивую и печальную, а жизнь краткую, ибо покинул этот свет в 63 года».
Игорь Золотусский, критик, друг писателя

«И в писателе, и в человеке жило в нем трагедийное начало - начало почти титаническое, делавшее его драматургом в повествовательной романной форме».
Дмитрий Лихачев, академик

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского района Архангельской области — 14 мая 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.

Образование. Карьера преподавателя

Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина». В 1951-1960 — старший преподаватель, затем доцент и заведующий кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность начал в 1949 как критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.

«Пряслины»

В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР, 1975) — полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрам, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.

Особенности творчества

Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека — с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

Открывшие «второй фронт»

В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьбы его персонажей — Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др. — образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».

Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к 1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырастает в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.

Публицистика

В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева». В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.

(1920 - 1983гг.)

Ф.А. Абрамов родился в 1920 году в многодетной крестьянской семье. Его детство было нелегким. Отец Федора умер, когда мальчику было всего два года. Тем не менее, будущий писатель смог получить начальное образование и поступить в Ленинградский университет. Но с третьего курса он уходит добровольцем на фронт, где получает серьезное ранение, поэтому самые тяжелые месяцы блокады он проводит в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Позже, он продолжает обучение в университете и в 1948 году заканчивает филологический факультет, затем аспирантуру, а в 1951 году защищает кандидатскую диссертацию по роману Шолохова М.А. "Поднятая целина". 9 лет, с 1951 по 1960, Абрамов Федор Александрович работает старшим преподавателем, а затем становится доцентом и заведующим кафедрой советской литературы Ленинградского университета.

Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север, он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои, рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

В 1958 году был опубликован первый роман автора "Братья и сестры" , рассказывающий о жизни простой крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом селе Пекашино. После были написаны романы «Две зимы и три лета» (1968г.) и в 1973г. – «Пути перепутья» . Эти три произведения составили трилогию «Пряслины», в 1975г. получившую Государственную премию СССР. В ней открывается правда жизни крестьянина тех лет, его борьба за существование.

В произведениях «Безотцовщина», «Алька» , «Пелагея», «Деревянные кони» и др. отображена жизнь крестьянина, в горестях и радостях. Через героев своих произведений автор пытается раскрыть судьбу народа. Особое внимание уделяется женщинам, по словам Абрамова, открывшим в 1941году «второй фронт».

Замыкающим цикл «Пряслины» стал роман «Дом» , написанный в 1978г, где писатель обращается к 1970 годам, обнажая нравственное неблагополучие современной деревни, показывая распадающиеся семейные связи, нарастающее равнодушие к земле и бесхозяйственность.

По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Деревянные кони», «Две зимы и три лета» и др.

Шустов Алексей

Абрамов Федор Александрович (годы жизни - 1920-1983) - русский писатель. Родился он в Архангельской области, в деревне Веркола. Семья Федора Александровича была крестьянская, многодетная.

Детство Федора Абрамова

Федор Александрович Абрамов, биография которого интересует сегодня множество читателей, рано потерял отца. Ему пришлось с шести лет, помогая матери, заниматься крестьянской работой. Федор Абрамов окончил первым учеником начальную школу деревни. Однако, несмотря на это, при поступлении в среднюю возникли трудности. Дело в том, что Абрамов был выходцем из середняцкой семьи. Поэтому в следующий класс его перевели не сразу. Абрамов начал пробовать себя в литературе еще в 9-10 классах. Первое стихотворение Федора Александровича было опубликовано в 1937 году в районной газете.

Однако он не сразу пришел к мысли о том, чтобы профессионально заняться литературной деятельностью. В 1938 году он окончил Карпогорскую среднюю школу и поступил в Ленинградский университет на факультет филологии.

Как провел военные годы Абрамов Федор Александрович (биография)

Список книг, посвященный жизни Федора Александровича, на сегодняшний день внушительный. Из них мы узнаем о том, что через несколько лет после поступления в университет учебу ему пришлось оставить, так как началась Великая Отечественная война. Федор Абрамов в 1941 году записался в народное ополчение добровольцем. Он был дважды ранен. Во второй раз Федору Абрамову чудом удалось избежать гибели. Через год, оказавшись на Большой земле после второго ранения, он посетил родную деревню. Отметим, что впечатления от поездки станут основой будущих его произведений. Абрамов как "нестроевик" был зачислен в тыловые части. Он работал заместителем политрука роты, обучался в военно-пулеметных частях. После окончания обучения его направили в контрразведку "Смерш" (расшифровывается как "смерть шпионам").

Продолжение обучения, преподавательская деятельность и книга о Шолохове

Абрамов после победы вернулся в университет, а затем, в 1948 году, Через некоторое время успешной защитой кандидатской диссертации была отмечена его биография. Федор Абрамов защитил работу о творчестве Шолохова. Впоследствии влияние на Абрамова этого писателя будут отмечать многие критики. Статья Федора Александровича о космополитизме в литературе СССР была опубликована в это же время. Он написал ее в соавторстве с Н. Лебединским. Статья была направлена против некоторых еврейских литературоведов. Абрамов несколько позже стал заведующим кафедрой советской литературы. Он преподавал в Ленинградском университете. В 1958 году Федор Александрович выпустил в соавторстве с В. В. Гурой книгу, посвященную творчеству Шолохова. Она известна под названием "М. А. Шолохов. Семинарий".

Особенности творчества Федора Александровича

Творчество Федора Александровича тесно связано с Верколой, с Пинежским краем. В деревне Пекашино, "прототип" которой - его родное село, разворачивается действие множества его произведений. Абрамову удалось создать своего рода художественную хронику. Он показал, как в жизни одной деревни отразились судьбы русского народа.

То, что Абрамов Федор Александрович обращался к теме деревни, предлагал новый для литературы послевоенного времени взгляд на историю России, граничащую с современностью, сыграло определяющую роль в том, что Абрамова поставили в ряд самых значимых фигур литературы СССР 1960-70-х годов. Федор Александрович в новом подходе к творчеству ощущал близость своих произведений к сочинениям В. Распутина, В. Белова, Е. Носова, С. Залыгина, В. Афанасьева, Б. Можаева.

"Братья и сестры" - роман и цикл произведений

"Братья и сестры" - первый роман Абрамова. Он посвящен жизни деревни в период Великой Отечественной войны. Роман был напечатан в 1958 году. Абрамов объяснил причину его появления невозможностью забыть о подвиге, который совершила русская баба. В 1941 году она открыла второй фронт, возможно, такой же тяжелый, как и фронт русского мужика. Это произведение позднее даст название целому циклу. Кроме этого, в него войдут еще 3 романа: "Дом", "Пути-перепутья" и "Две зимы и три лета". Сначала автор назвал свой цикл "Пряслины", на первый план выводя повествование о семье Пряслиных из деревни Пекашино. Однако такое название сужало замысел Федора Александровича, поэтому он его заменил на "Братья и сестры".

Цикл произведений был создан с тем, чтобы оспорить точку зрения, доминировавшую в литературе 1940-1950 годов. Русская деревня рассматривалась многими авторами как край благополучия. Произведение стало практическим подтверждением высказанной Федором Александровичем в 1954 году в статье позиции. Тогда он подверг резкой критике произведения С. Бабаевского, Г. Николаевой и Ю. Лаптева, признанные в качестве образцовых официальной критикой. Федор Александрович предъявил важное литературное требование - необходимо показывать правду, даже если она нелицеприятна.

Очерк "Вокруг да около"

Порой размышления Абрамова о русской деревне, выходя за рамки, установленные цензурой, оказывались рискованными. В качестве примера приведем его очерк "Вокруг да около", созданный в 1963 году. В его основу положен рассказ о том, как прошел день председателя колхоза. Это произведение было признано цензурой идейно порочным. В результате редактор "Невы" (журнала, в котором оно было напечатано) потерял свою работу.

"Две зимы и три лета"

Абрамов в 1968 году издал свой следующий роман под названием "Две зимы и три лета". Он посвящен нелегкой судьбе Пекашина в послевоенные годы. Федор Александрович на разных социальных уровнях исследует в этом произведении жизнь деревни. Как простой крестьянин, так и поставленный управлять людьми человек интересуют его. Не пришло облегчение, на которое так надеялись жители деревни. Еще недавно, связанные общей целью, они были словно "братья и сестры". Сейчас же Федор Александрович сравнивает Пекашино с кулаком, у которого каждый палец хочет своей жизни. Голод, непосильные государственные обязательства, отсутствие налаженного быта приводят героев Федора Абрамова к мысли о том, что необходимо что-то менять. Пряслин Михаил (очень близкий автору герой) в конце произведения ставит для себя вопрос о том, как дальше жить, куда податься. Надежды и сомнения Пряслина, размышляющего в финале произведения о будущем, воплощаются в образе-символе звезды, которая вспыхнула и "рассыпалась".

"Пути-перепутья"

Следующий роман, о котором мы расскажем - опубликованные в 1973 году "Пути-перепутья". Действие его разворачивается в начале 1950 годов. Это также эпизод из истории деревни Пекашино. Федор Александрович отмечает новые негативные изменения, которые произошли в характере крестьянина. Политика государства, которая не позволяла простому труженику воспользоваться результатами собственного труда, отучила его, в конце концов, работать. Она привела к тому, что духовные основы крестьянской жизни были подорваны. Одной из главных тем произведения является судьба руководителя колхоза. Он попытался изменить в меру своих сил установившийся порядок. Руководитель колхоза решил выдать крестьянам хлеб, который они вырастили. Это противозаконное действие, естественно, привело к его аресту. Для жителей деревни серьезным испытанием стало письмо в его защиту, которое им нужно было подписать. Очень немногие пекашинцы оказались способными на такой

"Дом"

Заключительным в серии "Братья и сестры" романом является "Дом". Он был опубликован в 1978 году. Это произведение посвящено действительности, современной автору - деревне 1970-х годов. Для Абрамова "дом" является одним из самых важных понятий. Оно заключает в себе все аспекты существования человека - личную жизнь отдельной семьи, общественную жизнь села, а также ситуацию в нашей стране в целом. Федор Александрович осознавал, что положение русского народа неблагополучно. Однако он все-таки искал представителей его, благодаря котором можно было бы сохранить надежду на то, что исконно русский характер возродится, а полуразрушенный "дом" будет заново отстроен историей.

Публицистика, повести и рассказы

Работу над крупными произведениями Федор Александрович сочетал с созданием небольших повестей и рассказов. Их написание из-за неоднократного обращения к произведениям порой растягивалось надолго. Например, "Мамониха" создавалась в период с 1972 по 1980 год, "Самая счастливая" - с 1939 по 1980 год, а "Трава-мурава" писалась с 1955 по 1980 год. Федор Александрович параллельно занимался публицистикой, а также выступал на радио и телевидении.

Публицистика, рассказы и повести не уступают романам. В них также не только плач и скорбь о России, но и неустанные поиски путей возрождения страны, истины, выявление здоровых сил русской нации. Обо всем этом были написаны лучшие повести Абрамова: в 1963 году - "Вокруг да около", в 1969 - "Пелагея", в 1970 - "Деревянные кони", в 1972 - "Алька", в 1980 - "Мамониха", а также при жизни не опубликованная "Поездка в прошлое" и оставшаяся незавершенной повесть под названием "Кто он?". Во всех них, как и в рассказах Абрамова, героями являются талантливые русские люди, усердные труженики, которые хотят справедливости и правды, страдают и порой гибнут под гнетом собственных заблуждений и суровой действительности. Однако они и прозревают, нередко находят ответы на вопросы времени, способны постичь смысл бытия и осознать свою ответственность за происходящее. Обо всем этом написаны лучшие книги Абрамова Федора Александровича. При жизни Абрамова некоторые его произведения не дошли до читателя. Среди самых важных из них можно отметить "Поездку в прошлое". Это повесть, которая была задумана еще в начале 1960 годов. Однако она появилась на свет лишь в 1989-м.

"Чистая книга"

"Чистая книга" - последнее значимое произведение Федора Александровича. Это итог его размышлений над судьбами родины. Произведение это, к сожалению, осталось незавершенным.

1981 год. Федор Александрович весной работает в Архангельском архиве. Он тщательно изучает материалы, которые связаны с жизнью района в годы, предшествовавшие революции. По приглашению А. Михайлова, критика, летом он направился в Печору - в места, где проповедовал, писал и был сожжен протопоп Аввакум. После этого вместе с Дмитрием Клоповым (фото с ним представлено ниже), художником-самоучкой и его другом, Абрамов путешествует по местам, которые связаны с именем Марии Дмитриевны Кривополеновой, великой пинежанской сказительницы. Она должна была стать прототипом одного из главных героев нового произведения - "Чистой книги".

Замыслам писателя, однако, не суждено было осуществиться. Федор Абрамов смог написать только начало "Чистой книги". Другие части остались в отрывочных записях, наметках, набросках. Тем не менее роман даже в таком виде захватывает настолько, что, добравшись до последних страниц, забываешь о том, что произведение не дописано. Настолько точны характеры, настолько спрессованы записи, что складывается впечатление законченности, целостности романа. Издание книги, к слову сказать, подготовила Людмила Владимировна Абрамова, вдова писателя.

Болезнь и смерть Федора Александровича

Только близкие люди знали о болезни Федора Александровича. Он перенес в сентябре 1982 г. операцию. Доктора сказали в апреле, что нужна еще одна. Она была проведена 14 мая 1983 г. Операция эта, как сказали врачи, прошла успешно. Однако в этот же день Федор Александрович скончался в послеоперационной палате от сердечной недостаточности. Федор Абрамов был похоронен в Верколе - своем родном селе.

Память о Федоре Абрамове

Память о нем после смерти не угасла. И сегодня его голос звучит в переиздаваемых книгах, монографиях и статьях о нем. Вечера памяти неоднократно проводились в Москве, Петербурге, Архангельске, Мариуполе, Верколе, Кирове.

О том, что память о нем не угасла, свидетельствуют и известные афоризмы Абрамова Федора Александровича: "Научиться писать стихи нельзя", "Все великое в искусстве в единственном числе", "Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем" и др., которые часто цитируются.

Творчество его не забыто. Были поставлены многочисленные спектакли по произведениям Федора Абрамова. Произведения его были инсценированы на сценах множества театров нашей страны. Среди самых долговечных и лучших спектаклей можно отметить "Дом" и "Братья и сестры" в МДТ (сегодня - "Театр Европы"). Режиссер-постановщик их -

Федор Абрамов - писатель и контрразведчик, живший в непростое для нашей страны время. Он был тесно связан с простым народом, заботился о судьбах нашей страны. Важные вопросы поднимал в своем творчестве Федор Абрамов. Книги автора знают и любят и сегодня.

(29.02.1920 - 14.05.1983)

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского района Архангельской области - 14 мая 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы - важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.

Образование. Карьера преподавателя

Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».

В 1951-1960 - старший преподаватель, затем доцент и заведующий кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность начал в 1949 как критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.

«Пряслины»

В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР, 1975) - полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрам, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.

Особенности творчества

Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура».

Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека - с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

Открывшие «второй фронт»

В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьбы его персонажей - Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др. - образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».

Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к 1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырастает в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.

Публицистика

В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева».

В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.

По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Две зимы и три лета» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (1971), «Деревянные кони» в Театре на Таганке (1974) и др.