Советская литература 60 80 годов

Особенности литературного процесса 60 - 80 годов XX века

Литература годы крепло стремление к критическому анализу советскойТема рабства души человеческой обострена до предела в произведениях о Великой Отечественной войне конца 20 века .

Studbooks.net > Особенности литературного

Обзор литературы 60 -80 -х гг. XX века | доклад... | iEssay.ru

Литература 60 -80 годов весьма неоднородна в идейнотематическом плане. Это героико-романтические и в то же время правдивые произведения о Великой Отечественной войне, так называемыелитература в 60 -80 годы . обзор литературы 20 века презентация.

Iessay.ru >

Особенности литературного процесса 60 - 80 годов XX века

Литература России (советской и зарубежной) была многообразной и динамичной. Именно в эти годы крепло стремление к критическому анализу советскойТема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века . Причин тому много.

Mylektsii.ru > Особенности литературного

Современная литература (60 80 е годы )

Современная литература (60 80 е годы ). 2–3 произведения по выбору абитуриента из следующего ресудьбах России в XX веке . Рождалась новая военная проза, связан ная с именамиЛитература снова, как и в 20–40 е гг., распадается на два потока - официальную...

Hi-edu.ru > Современная литература

Литература СССР 60 -80 -х гг.pptx - Презентация по... - Знанио

ИДЕЯ Литература 60 -80 годов весьма неоднородна в идейнотематическом плане. Это героико- романтические и в то же время правдивые произведения о Великой Отечественной войне (К.М.Симонов, Ю.В.Бондарев, В.В.Быков), так называемые производственные романы...

Znanio.ru > Литература СССР 60-80-х гг.pptx

ЕГЭ 2013. Литература : Литература 60 -80 годов (Нравственные...)

Литература 60 -80 годов /. Нравственные проблемы современной русской прозы.Временна?я дистанция, благотворные перемены в жизни общества создавали возможность для аналитического размышления о путях развития и историческихсудьбах России в XX веке .

Dist-tutor.info > ЕГЭ 2013. Литература:

Отечественная литература 20 века » Шпоры для студентов

Литература 60 -80 годов крайне разнообразна по конфликтным ситуациям. Ю. Трифонов предпочитал проверять своих героев вПуть признания в России В. Набокова, бесспорного классика мировой литературы , называемого еще в 30-е годы XX века самым крупным...

Shporiforall.ru > Отечественная литература

Поэты и писатели 20 -го века (60 -80 годы ) | Русский язык...

Русский язык и литература . Ученье - свет...! Блог преподавателя Мироновой Марины Викторовны.

Mmv-teacher.ru > Поэты и писатели 20-го

литературы 60 -80 -ых годов 20 века

Otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: основные

ЛИТЕРАТУРА 60 -80 ГОДОВ (обзор) | ВСЕ Сочинения.RU

Литература 60 -80 годов

Vsesochineniya.ru > ЛИТЕРАТУРА 60-80-х ГОДОВ

Обзор литературы 60 -80 -х гг. XX века - Сочинения по русской...

Литература 60 -80 годов весьма неоднородна в идейнотематическом плане. Это героико-романтические и в то же время правдивые произведения о Великой Отечественной войне, так называемые производственные романы, деревенская проза, произведения лагерной тематики.

Home-task.com > Обзор литературы 60-80-х гг. XX

Ответы@Mail.Ru: основные тенденции советского искусства и литературы 60 -80 -ых годов 20 века

Otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: основные

ЛИТЕРАТУРА 60 -80 ГОДОВ (обзор) | ВСЕ Сочинения.RU

Литература 60 -80 годов весьма неоднородна в идейнотематическом плане. Это героико-романтические и в то же время правдивые произведения о Великой Отечественной войне, так называемые производственные романы, деревенская проза, произведения лагерной тематики.

Vsesochineniya.ru > ЛИТЕРАТУРА 60-80-х ГОДОВ

Презентация к открытому уроку литературы на тему Развитие...

Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый -век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней!Развитие русской литературы в послевоенные годы . Обзор основных тем, проблематики русской литературы 60 -80 годов 20 века .

Botana.biz > Презентация к открытому

Русская литература - Википедия

2.6.3 60 -80 годы .Современная электронная энциклопедия «Кругосвет» разделяет историю русской литературы на следующие периоды: древнерусская литература , литература XVIII века , литература XIX века , литература после 1917 года и новая русская литература .

Ru.wikipedia.org > Русская литература -

Литература второй половины ХХ века детская литература ...

Литературный процесс в 60 -80 годы шел в целом очень ак тивно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками.Человек и история, человек и общество, человек и природа - так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 - 80 годов .

Psihdocs.ru > Литература второй

Диссертация на тему «Проблемы эволюционного становления...»

Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60 -80 годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.02, кандидат1.1. Понятие о жанровой форме рассказа. 1.2. Формирование жанровых форм балкарского рассказа в 20годы XX века .

Dissercat.com > Диссертация на тему

Русская литература конца 60 годов – до рубежа 90-х годов (20 ...)

Рубеж 19-20 века - Серебряный век. Переходная эпоха с 17 по начало 30-х – продолжение худож традиций. Первое десятилетие века 20 - века Мы будем более подробно рассматривать два последних этапа развития литературы : 70-80 года и современную литературу с конца 90-х по...

StudFiles.net > Русская литература конца

Современная русская советская литература 60 -80 годов

Fantlab.ru > Современная русская

литературе ...

в 60 -80 годы XX века . С еще большим основанием можно говорить о современномСкладывающаяся в 20-40-е годы нашего века жанровая модель романа-антиутопииХронотоп романа-антиутопии. "Двадцатый век скомпрометировал утопию, как, вероятно, никакой другой

Dslib.net > Жанровое своеобразие

Тема: Детская литература 60 -80 годов 20 века .

Литературный процесс в 60 -80 годы шел в целом активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками.3.Современная детская поэзия. 4.Детская периодика 90-х годов 20 века . Вторая половина 80-х -90-е годы – время переустройства всей жизни страны.

Textarchive.ru > Тема: Детская литература

Жанровое своеобразие романа-антиутопии в русской литературе ...

Тимофеева Анастасия Владимировна. Жанровое своеобразие романа-антиутопии в русской литературе 60 -80 годов XX века .Складывающаяся в 20-40-е годы нашего века жанровая ^модель романа-антиутопии нуждается во внимательном изучении -результаты его позволяют...

Cheloveknauka.com > Жанровое своеобразие

Культурная жизнь СССР в 60 -80 -е. гг | Литература

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-80 ГОДОВ

Начало 60-х годов получило название «оттепели». Первые мотивы оттепели, связанные с ожиданием мирного времени, появились в детских стихах В. М. Инбер, написанных в конце войны; они восходят к тютчевскому мотиву оттепели. За стихотворением Инбер «Оттепель» (1945) последовало стихотворение Заболоцкого с тем же названием, опубликованное во взрослом «толстом» журнале.

За недолгие годы рубежа первых послевоенных десятилетий успело сформироваться поколение людей, мыслящих гораздо более свободно, чем их отцы. Они стали создавать свою культуру, отчасти принятую властями, а отчасти не принятую, неофициальную. В литературе эти два потока - официальный и неофициальный - тесно взаимодействовали, так что в выходивших в свет произведениях вдумчивый читатель улавливал в подтексте то, о чем в неопубликованных, отвергаемых произведениях говорилось впрямую.

В неофициальном потоке происходило самоочищение «организма» литературы от засилья старых художественных канонов. Подобные «бунты» случаются периодически и чаще всего принимают форму пародий на устарелые образцы".

Государство, как и прежде, проявляло заинтересованность в детской литературе. Большое внимание уделялось научной работе по изучению социальной и возрастной психологии читателей. Настала пора формирования отдельной отрасли литературоведения - исследования детской литературы. В печати активно выступали критики с анализом текущего литературного процесса. В педагогической прессе регулярно публиковались статьи о детских писателях. Появлялись новинки детской литературы. Ежегодным праздником стала Неделя детской и юношеской книги. Часто проводились творческие конкурсы среди детских писателей.

Литературный процесс в 60 -80-е годы шел в целом очень активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками. Разумеется, невиданно возросшее количество детских писателей - еще не показатель качества литературы, но пристальное внимание к их работе критиков, педагогов, родителей, а также юных читателей способствовало поддержанию планки качества на должной высоте.

Продолжали работать мастера со сложившимся в 20-30-е годы творческим «я» - С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина, В. Катаев, Л.Пантелеев, В.Осеева, Н.Носов и др. Своим творчеством они обеспечивали преемственную связь с традициями реалистической детской литературы.

Возрождению книги для маленьких много способствовал приход в детские издательства бывших фронтовиков - Б.Заходера, Я.Акима, Д.Самойлова, Р. Погодина и др. Это поколение писателей отличалось не только смелым высказыванием правды, но и особенно бережным отношением к детству и к народной культуре; они имели «взгляд на вещи просветленный» (одно из качеств детского писателя, по Белинскому). Их произведения проникнуты верой в жизнь и радостью жизни.

В конце 50-х годов заявили о себе писатели, которых относят к поколению «шестидесятников». В области литературы для дошкольников и младших школьников многое сделали такие «шестидесятники», как В.Берестов, И.Токмакова, Р.Сеф, Г.Сапгир, И.Мазнин, Ю. Мориц, Э.Успенский, Ю. Коваль, В. Голявкин, В.Драгунский, Г. Цыферов. Для этого поколения характерны раскованность, граничившая с озорством, любовь к художественной игре. Обобщающая идея литературы, создаваемой ими, сводится к утверждению человеческой личности как первейшей ценности, перед которой должны отступить идеалы коллективизма. Некоторым писателям-«шестидесятникам» пришлось преодолевать сопротивление консерваторов из официальных кругов и издательств, поэтому их произведения имели сложную дорогу к читателю. Но несмотря на трудности, писатели выстояли, были признаны и на родине, и за рубежом.

Человек и история, человек и общество, человек и природа - так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 - 80-х годов. В освещение первой из этих проблем в книгах для маленьких наибольший вклад внес С.Алексеев, создавший целый художественный мир русской истории. Второй проблеме посвящали свои произведения А.Алексин, В.Железников, Н.Дубов, А.Лиханов, углубившие представления о детской психологии и социальных противоречиях детства. О третьей проблеме, приобретающей сегодня все большее значение, много писали Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, Ю.Дмитриев, Н.Романова, В.Чаплина, И.Акимушкин.

Крупными событиями для детей становились переведенные на русский язык произведения зарубежных писателей - А. де Сент-Экзюпери и П.Трэверс, А. Милна и Л. Кэрролла, Т.Янсон и Д.Толкина, К.Льюиса и Д.Чиарди, А.Линдгрен и Дж.Родари.

Вместе с тем 60-80-е годы - период противоречий между административно-идеологическим управлением культурой и свободно складывающимся литературным процессом. Подспудное накопление этих противоречий привело к завершению очередной литературной эпохи. Это был период создания целой империи детской книги - исключительного по мощности, многообразию и сложности феномена культуры детства.

ПОЭЗИЯ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ
Елена Александровна Благинина

Е.А.Благинина (1903-1989) пришла в детскую литературу в начале 30-х годов. Стихи ее печатались в журнале «Мурзилка». В 1936 году вышли ее первый сборник стихов «Осень» и поэма «Садко», а в 1939-м - сборник «Вот какая мама!». С тех пор фонд русской лирики для малышей постоянно пополнялся ее стихотворениями.

Стиль Благининой существенно отличается от стиля Чуковского, Маршака и даже Барто - особенным, женским звучанием. В стихах Благининой нет громкого, декларативного пафоса, интонация их - естественно-мягкая. Женственность сквозит в образах маленьких девочек и расцветает в образе матери. Деловитость и сердечность, любовь ко всему красивому, нарядному объединяет маму и дочку - двух постоянных героинь Благининой. Ее маленькую поэму «Аленушка» можно назвать поэмой женственности. Одно из лучших стихотворений поэтессы - «Вот какая мама!» (по ее собственной опенке, оно «если не совершенное, то все же подлинно детское»). Построено оно так, что в нем воедино слиты голоса матери, девочки (может быть, играющей «в дочки-матери») и автора:

Мама песню напевала, Одевала дочку, Одевала - надевала Белую сорочку. Белая сорочка - Тоненькая строчка. Вот какая мама Золотая прямо!

Чистым, звонким голосом говорит ее лирическая героиня о любви - к маме, к деревьям и цветам, к солнцу и ветру... Девочка умеет не только восхищаться, но во имя любви и работать, и даже поступаться собственными интересами. Ее любовь проявляется в деле, в хлопотах, которые и есть радость ее жизни («Не мешайте мне трудиться»). Дети, в особенности девочки, с малых лет знают стихотворение Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала... Ну, и я играть не стала! Я волчка не завожу, Я уселась и сижу.

Темы стихов Благининой определяются привычным кругом интересов малышей: родной дом, близкие люди, любимые игрушки, сад и лес. Природа в ее стихах - близкая, знакомая, тоже «домашняя». Можно прямо обратиться к черемухе, к «травушке-муравушке», к березам и услышать ответ:


  • Черёмуха, черёмуха, Ты что стоишь бела?

  • Для праздника весеннего, Для Мая расцвела.

Елена Благинина опиралась в своем творчестве на традиции народных колыбельных детских песенок, на высокую простоту пушкинского «глагольного» стиха, на цветопись и звукопись Тютчева и Фета, звонкость поэтов-песенников - Кольцова, Никитина, Некрасова, Есенина.

Стихи Благининой легко скандируются, их жанровые формы рассчитаны на устное бытование: это песенки, частушки, считалки, тараторки, скороговорки, загадки и т.п. Их «устность» способствовала тому, что многие стихотворения широко известны без имени автора, подобно фольклорной поэзии.

Борис Владимирович Заходер

Б. В.Заходер (1918 - 2000) известен как детский поэт и переводчик зарубежной литературы. Его дорога в детскую литературу лежала через увлечение зоологией (учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов) и через две войны - финскую и Великую Отечественную. С отличием окончив в 1946 году Литературный институт имени М.Горького, в 1947 году Заходер опубликовал свое первое стихотворение для детей - «Морской бой». В том же году вышел сборник его переводов: «Буква "Я". Веселые стихи польских поэтов».

Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской правде», но не издавал книг. Наконец стали один за другим выходить сборники его стихов и переводов: «На задней парте» (1955), «Мартышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и др.

Игра в слово - основа сказочного вымысла в творчестве Заходера - не только в стихах, но и в прозе, и в переводах. В «Моей Вообразилии» (1978; так называется стихотворный цикл) обитают загадочные Кавот и Камут, Чуженица (из «Мухи-Цокотухи» - «На тебе хочу жениться»), Мним, Южный Ктототам.

Он выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними. Например, цикл «Пипа Суринамская и другие диковинные звери» (1975) посвящен не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произведениях, но ее дидактизм растворен в шутке, игре.

Б. Заходер пользуется всей палитрой комического - от мягкого юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. Смех его всегда звучит как здоровый и веселый. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению - раскованность.

Разумеется, среди героев Заходера не одни только животные. Есть цикл стихов о школьниках - «На задней парте» (1965). Уже по названию можно судить о тех, кто вызывает авторскую симпатию: на задней парте - озорники с добрым сердцем и живым умом.

Прозаические сказки Б.Заходера 60 -70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под многозначительным названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил его под нравственное, т.е. человеческое, обобщение (например, симбиоз актинии и рака-отшельника трактуется как проявление долгой дружеской привязанности).

Переводы (точнее, пересказы) принесли Заходеру, пожалуй, самую большую славу. Дети уже нескольких поколений читают в его пересказе сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (1960), П.Трэверс «Мэри Поппинс» (1968), Дж. Барри «Питер Пэн, или Мальчик, Который Не Хотел Расти» (1971), Л.Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1972; за эту работу переводчик был удостоен международной премии имени X. К.Андерсена), сказки братьев Гримм «Удалой портняжка», «Бабушка Вьюга», «Бременские музыканты» и многие другие произведения детской мировой литературы.

Валентин Дмитриевич Берестов

В.Д.Берестов (1928- 1998) сложился как поэт в конце 50-х годов, а до этого много лет был профессиональным историком, археологом.

Во всех его стихотворениях и сказках обнаруживается кипучее движение, происходящее как в мире, так и в самом человеке. Люди, птицы, растения, машины непременно чем-то заняты: они спешат, решают проблемы, отправляются в путь... Вся жизнь природы, людей и машин представляет собой беспрерывный труд - физический и умственный.

Лирический герой в стихах Берестова почти всегда существует в двух возрастах. Два «я» - наивный ребенок и седой мудрец, читающие одну и ту же книгу, - отражаются друг в друге, узнают и понимают друг друга:

Как, «Одиссею» читая, мечтал я об океане! Как меня из дому гнал запах неведомых стран, Где хитроумный герой мечтал о дряхлеющей няне. Рвался к далёкой семье и проклинал океан.

Поэта особенно привлекало все связанное с учением, со школой. Он создал целый поэтический эпос на тему учения. Центральное произведение этого эпоса - «Читалочка» (1962) - входит почти во все буквари. Успех «Читалочки» можно объяснить тем, что поэт следовал классическим образцам поэтической риторики. Перед нами - «школьный гимн».

Для маленьких детей Берестов создал ряд сказок в прозе, в том числе «Как найти дорожку» (1958), «Змей-хвастунишка» (1958), «Честное гусеничное» (1958), «Аист и соловей» (1962). Некоторые из них автор сочинил сам, другие пересказал. Их постоянная тема - «обыкновенное чудо», будь то цветок мать-и-мачехи, нарисованный человечек Фитюлька, расцветшая вдруг хворостина или Мастер, построивший башню под Хорезмом и улетевший с нее на сделанных им же крыльях.
Генрих Вениаминович Сапгир

Первые творческие годы Г. В.Сапгира (1928 - 1999) пришлись на время «оттепели». Как и для многих «неформальных» творцов, детская литература стала для Сапгира едва ли не единственной возможностью пробиться к читателю. Поэт признавался: «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность заработать на хлеб "взрослым" творчеством».

В 1960 году в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Г.Сапгира для детей под названием «Первое знакомство». Следующая его книга, «Забавная азбука» (1963), - продолжение традиции азбук Саши Черного и С. Маршака. Участвовал поэт и в составлении школьного «Букваря», который начиная с 1965 года регулярно переиздавался. В 70-х годах выходили его детские книги «Четыре конверта», «Леса-чудеса», «Красный шар».

Плодотворным оказалось сотрудничество Сапгира с замечательным сказочником Геннадием Цыферовым: вместе они писали пьесы для кукольного театра («Хочу быть большим», «Кот в мешке»), сценарии для мультфильмов («Паровозик из Ромашково», «Лягушонок ищет папу», «Мой зеленый крокодил», «Лошарик»).

Ирина Петровна Токмакова
И.П.Токмакова (род. 1929) по своей первой профессии - "переводчица. Однажды она перевела для маленького сына сборник шотландских песенок. Художник Лев Токмаков (ее муж) проиллюстрировал их, и вскоре вышла первая книжка писательницы - «Крошка Вилли- Винки». Обращение к детскому фольклору раз и навсегда определило народно-поэтический склад стихов Токмаковой. Сразу наметились и характерные черты ее поэзии: главная тема - раннее детство, предпочтительный жанр - миниатюра-потешка, любимое время суток - сказочный вечер (с ним связан образ Вилли-Винки - духа сна); наиболее интересные эмоции малыша - безмятежная радость и бунт против несправедливости (в стихотворении «Лошадка пони» маленький герой возмущен соседкой, которая била палкой и кнутом его любимого пони).

Вслед за дебютной книжкой выходят новые: «Деревья» (1961), «Где спит рыбка» (1962), «Времена года» (1962), «Звенелки» (1963), «Карусель» (1967).

Токмакова одной из первых стала разрабатывать в лирике тему конфликта детей со взрослым миром, сделала предметом детской поэзии и отрицательные эмоции. Ребенок получил возможность высказывать боль и протест. Некоторые стихотворения поэтессы похожи на детские сочинения - настолько характерны для детской речи их лексика, конструкция фраз, логическое строение речи:

Это ничья кошка, Имени нет у неё. У выбитого окошка Какое ей тут житьё?

Холодно ей и сыро. У кошки лапа болит, А взять её в квартиру Соседка мне не велит.

О специфике литературы для детей И.Токмакова говорит следующее: «Самое неуловимое, трудно определяемое, но чрезвычайно существенное в книге для маленьких, будь то проза или поэзия, - это затрагивающая чувства ребенка интонация, которая складывается и из соответствующего лексического отбора, и из ритмического построения, и из доступного возрасту эмоционального настроения... И взрослый и детский поэты эмоционально-образно рисуют одно и то же явление. Но детские поэты потому и детские, что умеют ощутить и передать особую интонацию, построить стихи в соответствии с мажорным ритмом, в котором ребенок и физически движется в пространстве, и чувствует соответственно».

Наибольшей популярностью среди дошкольников пользуется повесть-сказка Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». Писательница проявила немалую изобретательность, чтобы превратить изучение алфавита в захватывающую игру-путешествие, да еще с элементами детектива.

ПРОЗА В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ
Николай Николаевич Носов

Н.Н.Носов (1908-1976) - крупнейший из писателей-юмористов детской литературы. В его творческой биографии счастливо сошлись увлечение техническими знаниями и дар юмориста.

Первая публикация писателя относится к 1938 году: в журнале «Мурзилка» был напечатан его рассказ «Затейники». В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них - «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки». В 1945 году вышел сборник для малышей «Тук-тук-тук», в который вошли предвоенные рассказы и новые: «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др. Позднее появились сборники для младшего и среднего возраста - «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (1947).

В цикле «Веселые рассказы» (1947) сквозные герои составляют традиционную комическую пару: Коля - здравомыслящий, хотя и наивный, мальчик-рассказчик - и Мишка - фантазер, горе-изобретатель, чья неуемная предприимчивость становится причиной смешных неудач. Смешон не только Мишка - тем, что за все берется и ничего не умеет, но и Коля - тем, что при всей своей рассудительности подчиняется напору Мишки и вместе с ним попадает впросак. Носов следовал правилу, согласно которому о смешном нужно рассказывать как можно серьезнее, поэтому повествование ведется от лица Коли.

Все внимание автор сосредоточил на детях. Взрослые в его рассказах играют скромную роль - статистов, резонеров. Во всяком случае взрослые никак не ограничивают самостоятельность детей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошибках.

Завоевали популярность и повести Носова для среднего возраста - «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и «Витя Малеев в школе и дома» (1950). Последняя из них выделяется тем, что впервые (в рамках отечественной литературы) в юмористическом произведении психологически точно было показано формирование детского характера в борьбе с собственными недостатками - слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

Наибольшую известность получила трилогия романов-сказок о Незнайке. Первая часть - «Приключения Незнайки и его друзей» - впервые была опубликована в киевском детском журнале «Барвинок» за 1953-1954 годы. Вторая часть трилогии - «Незнайка в Солнечном городе» - появилась в «Юности» в 1958 году. Третья часть - «Незнайка на Луне» - вышла в журнале «Семья и школа» (1964-1966); жанр ее автор определил как «научно-фантастическую повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». Целиком трилогия была издана в 1971 году.

Художественное мастерство Н.Н.Носова основано на знании законов читательского восприятия, на отчетливости содержания, на умении создать и обыграть неожиданную, остроумную коллизию, психологически убедительную даже в гротесковых подробностях. Основа его комизма - комплекс смешных возрастных черт ребенка. Носов - мастер популяризации политехнических знаний: он никогда не упускает случая сообщить маленькому читателю что-нибудь интересное и полезное, равно как и познакомить его с элементарными житейскими правилами.
Виктор Юзефович Драгунский

В.Ю.Драгунский (1913-1972) - актер по образованию; он работал в различных театрах, в цирке, однажды снялся в кино.

Первая книга В.Драгунского - «Он живой и светится» - вышла в 1961 году и состояла из шестнадцати рассказов о Дениске Кораблеве, принесших автору настоящий успех. Впоследствии приключения Дениски дополнялись новыми рассказами, издавались сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего было написано около девяноста рассказов; они много раз переиздавались, прочно войдя в современный круг детского чтения.

Рассказы В.Драгунского для детей несут на себе печать эстрадных жанров: их легко читать вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети шести - восьми лет; многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизансцены; характеры героев четко очерчены.

Прототипами главных героев в «Денискиных рассказах» были маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности.

Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка Слонов - настоящий друг; а девочка Аленка - такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких людей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия.

.
Радий Петрович Погодин
Р.П.Погодин (1925- 1993) - представитель поколения фронтовиков в детской литературе.

В 1960 году вышла книга Р. Погодина «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде»; в ней писатель осваивал тему отрочества. Наибольшей удачей можно считать рассказ «Дубравка». Далее последовали трилогия «Ожидание» (1963), повесть-пьеса «Трень-брень» (1966), маленькая повесть для малышей «Откуда идут тучи» (1966), повесть-сказка «Шаг с крыши» (1968), рассказы «Петухи» и «Шутка» (1969), книга «Осенние перелеты» (1972; в нее вошли повести «Включите Северное сияние!» и «Где леший живет?»), повесть «Живи, солдат» (1975; сборник рассказов «Перейти речку вброд» (1979). К теме войны писатель еще раз вернулся в 80-х годах - в повестях «Мост» и «Боль».

Проза Р. Погодина реалистична, но не чужда разных форм условности: сказочно-мифологического вымысла, детской игры, авторской фантазии, метафоричности и аллегории. Художественная условность углубляет восприятие конкретной исторической действительности, выявляет вечный смысл повседневной жизни. Характерная для писателя жанровая форма - рассказы, сливающиеся в повесть.

Родина, детство, природа и война - эти темы, отражаясь одна в другой, вместе образуют художественный мир одного из самых значительных произведений писателя - повествования в рассказах «Где леший живет?». Писатель философски осмысляет пространство и время, в котором дано человеку родиться и умереть, при этом детство является для него исходным понятием.

Повесть «Где ты, гдетыгдеты?» имеет подзаголовок «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей». Это произведение представляет собой характерный для Погодина сплав социально-бытового повествования, философско-фантастической притчи и волшебной сказки. Рассказ написан для читателей-малышей. Своих героев автор поселил в старинном Новгороде - городе чудес, где разгуливают говорящие животные и является загадочный зверь Нндрик. .

Рассказы в этой повести совсем короткие, но с глубоким и серьезным подтекстом, что позволяет многие из них назвать притчами. Несмотря на детскость сюжетов, вопросы, в них поставленные, могут дать пищу для размышлений и взрослому читателю.
Эдуард Николаевич Успенский

Э.Н.Успенский (род. 1937) по образованию - авиационный инженер. В 1966 году в журнале «Детская литература» были опубликованы его первые стихи для детей, и тогда же вышла первая детская книга - стихотворный сборник «Смешной слоненок». За ним последовала публикация повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966).

Еще со школьных лет Успенскому нравилось работать вожатым в младших классах и в пионерском лагере. «Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем», - признавался он позже в одном из интервью. Именно в пионерском лагере, работая там библиотекарем (летом 1968 года), написал он книгу «Дядя Федор, пес и кот». Книга увидела свет в 1973 году.

Любимый жанр Э.Успенского - веселая повесть-сказка. Помимо названных его перу принадлежат повести-сказки «Вниз по волшебной реке» (1972), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идет по следу» (1987), «25 профессий Маши Филиппенко» (1988), «Меховой интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях» (1989), продолжение повести «Дядя Федор, пес и кот» - «Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашина» (1994) и другие произведения.

Работает Успенский и в иных жанрах, самых разных и неожиданных: его повести могут быть не только сказками, но и детективами, авантюрно-приключенческими историями, «лекциями»; он пишет веселые учебники, сочиняет комиксы, рассказы, стихи; он создает пьесы, инсценировки и сценарии радиопостановок, кинофильмов и мультфильмов. Кроме того, он собирает детские страшилки и городской песенный фольклор. Мир героев Эдуарда Успенского стал базой целой детской индустрии у нас в стране и за рубежом.

Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитанны. Они не идеальны, а просто совершенно нормальны. Фантастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фантастическая вежливость плюс немного в общем-то «обычных» чудес - и герой Успенского готов.

Герои существуют не в замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими - и нашими - повседневными заботами. Поэтому они так легко переходят из книжки в нашу жизнь. Они не совершают ничего такого, что отделяло бы их от нас непроходимой стеной, - просто строят дом, учатся и учат, расследуют происшествия, помогают обустроить сельское хозяйство, верят в небылицы...

Компания героев сама выбирает для себя род занятий, и сюжет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них. Уехали в Простоквашино дядя Федор, собака Шарик и кот Матроскин. Вдруг им срочно клад понадобился. Они тут же пошли и этот клад из земли вырыли. А за всем остальным они в магазин ездят или своим хозяйством обзаводятся, как все нормальные люди. Кому-то нравится за коровой ухаживать, кто-то готов целый день по лесу зайца гонять, кому-то не лень бегать туда-сюда с посылкой «для вашего мальчика» и документы спрашивать. Каждый имеет право оставаться самим собой, и при этом никому не грозит одиночество.

Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - «Крокодил Гена и его друзья». Она полюбилась взрослым не меньше, чем детям, благодаря созвучности с настроениями поколения шестидесятников.

Стихи Успенского, собранные в книгах «Если бы я был девчонкой» (1983) и «Разноцветная семейка» (1991), по большей части игровые. В них находит продолжение веселое озорство писателя, но в несколько смягченном виде: насмешка не переходит в язвительность, шутка остается в рамках хорошего тона.

Пьесы и сценарии, хотя и созданы на основе прозаических произведений, представляют собой самостоятельные художественные явления. Театр Успенского главным образом кукольный, что соответствует особенностям его творческого мышления.

ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднимается на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания. Медленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винтику в огромной государственной машине. Изменяются научные представления о природе, технике, космосе. Идеи ученых подхватываются популяризаторами науки.

Авторы книг для малышей, выходивших в этот период, стремились дать читателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности человека за сохранение общего дома - прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Снегирев, Ю.Дмитриев. Ю.Дмитриеву была присуждена «Международная Европейская премия» за пятитомный труд «Соседи по планете», а его книга «Человек и животные» приобрела большую популярность у детей.

Чувство вины перед живыми существами - «соседями по планете» - пронизывает произведения писателей, которые хотят сформировать у детей сердечное отношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», рассказы Э.Шима, С. Романовского.

Николай Иванович Сладков (1920-1996), живя в Ленинграде, еще в юном возрасте встретился с Виталием Бианки. которого считал своим учителем. Сладков стремится воспитывать в читателях чувство «доброго старшего брата всего живого». Он предлагает пристально вглядываться в жизнь животных и птиц. Необычайно широк диапазон познавательного материала в его книге коротких рассказов «С севера на юг» (1987): от полярных жителей - белых песцов и медведей, моржей и северных птиц - к горным орлам, барсам, дикобразам. Человек в книге присутствует опосредованно - он не действует в рассказах, но он добрый и заинтересованный повествователь. И лишь в заключение автор выходит «напрямую» к своему читателю, чтобы сказать ему: «Книжке конец, но не конец происшествиям и событиям во льдах и песках, лесах и горах. Там и сейчас играют, охотятся, прячутся, бегают и летают наши герои. Кто хоть раз видел их на разноцветной земле - тот снова захочет с ними встретиться, чтобы все о них разузнать».

Писатель был уверен, что природа способна сделать человека счастливым, и ему было непонятно, как может человек сам разрушать источник своего счастья, непонятна «такая любовь к природе, когда объясняются в своей любви к ней с ружьем в руках». «Еще косматы наши сердца, - с болью говорил Сладков, - мы еще не убили зверя в себе, потому так легко убиваем зверя в лесу». И писатель стал «смелым фотоохотником», как назвал он одну из своих книг (1963): рассказы его сопровождались им же сделанными фотографиями. Фоторужье Н.Сладков использовал и при создании книг «Под шапкой-невидимкой» (1968), «Земля солнечного огня» (1971). «Силуэты на облаках» (1972), «Земля над облаками» (1972), «Дети радуги» (1981).

Писатель был убежден, что «природоведческая литература, познавательная и художественная, должна выработать новую, экологическую нравственность. Сказка и притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика - все это окрашено неповторимой писательской манерой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

«Вслушивайтесь в голоса живого», - неустанно повторял Сладков, - вслушивайтесь в «общее сердце жизни - в каждой живой груди. Нас всех объединяет главное чудо Земли - жизнь. Мы можем понять друг друга» (рассказ «Охота за голосами»).
Святослав Владимирович Сахарнов (род. 1923) учителем своим, как и Сладков, считает Виталия Бианки. Писателя огорчает неосведомленность нынешних городских детей в экологических проблемах, скудость их представлений о родной земле: «Природа, которая окружает их, - телевизионного происхождения; про Амазонку они знают больше, чем про Волгу».

В литературу Сахарнов вступил уже сложившимся человеком - с опытом штурмана дальнего плавания и природоведа. Морские путешествия, погружения в водолазном скафандре, прекрасное знание мореходного дела - все это дало ему огромный материал для повестей и рассказов. Капитальный труд писателя - «По морям вокруг земли. Детская морская энциклопедия» (1972) - получил четыре международные премии и был переведен на несколько языков (как и некоторые другие книги писателя).

Сказки, созданные Сахарновым, можно разделить по темам на познавательно-биологические («Морские сказки»), воспитательные («Гак и Буртик в стране бездельников», «Леопард в скворечнике») и обработки сказок народов мира («Сказки из дорожного чемодана», индийское «Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане»).

Изящные миниатюры составили и книгу для малышей «В мире дельфина и осьминога» (1987). Вот одна из них - «Актиния»: Стоит на морском дне живой столбик. Ниточки-щупальца распустил, шевелит ими, добычу приманивает. Вот рачишка плывет... - Ага, попался!

Сахарнов старается в каждую свою книжку вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побывает читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одиноких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений Сахарнова, определяя своеобразие его писательского почерка.

Образование

В 50-х гг. высокими темпами развития народного образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семейного образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении. В 1970 г. в высших учебных заведениях обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958/59 учебном году. Возросло число вузов: в начале 80-х гг. насчитывалось 866 вузов, в которых обучалось 5млн. студентов. По численности специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Вместе с тем качество подготовки специалистов во много не отвечало требованиям времени и мировому уровню.

Наука

Государство оказало поддержку и содействие развитию науки, в том числе разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. Расширилась сеть научных учреждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках. Были также созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток). В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинской премий.

Советские ученые добились выдающихся успехов в области естественных наук. В области физики атомного ядра трудились И.В. Курчатов (1903-1960), А.И. Алиханов (1904-1970), И.Е. Тамм (1895-1971), А.Д. Сахаров (1921-1089) и др. Академики Л.А.Арцимович (1909-1973), М.А. Леонтович (1903-1981) вели исследования по термоядерному управлению. Развитию естественных наук служили теоретические работы Н.Н. Боголюбова (1909-1992), Л.Д. Ландау (1908-1968), М.В. Кельдыша (1911-1978), М.А. Лаврентьева (1900-1980), С.Л. Соболева (1908-1989).

Огромны были достижения ученых в области теории реактивного движения и создание реактивных двигателей. В 1957 г. ученые под руководством С.П. Королева (1906/07-1966) создали первую в мире межконенинтальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г. в космос поднялся первый человек – Ю.А. Гагарин (1934-1968). Была открыта эра освоения космоса. В 60-80-х гг. в СССР было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.

В области квантовой электроники Н.Г. Басов (р. 1922) и А.М. Прохоров осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. И.М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов.



Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы – А.А. Вишневский (1906-1975), А.М. Амосов (р. 1913), К.Н. Куприянов (1893-1963); лечение туберкулеза – Л.К. Богуш; получение препарата для лечения полиомиелита – А.А. Смородинцев (1901-1986), М.П. Чумаков (1909-1973). Все это подтверждает, что в 50-х – первой половине 80-х гг. советские ученые занимали передовые позиции по многим направлениям теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике и др. науках.

Литература

Об оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение издательских книг, газет, журналов и их тиражей. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия », «Юность », «Москва », «Наш современник ».

В литературе появились значительные произведения, в которых советская действительность находила правдивое отражение: «Русский лес » Л. Леонова, «Районные будни » В. Овечкина, «Судьба человека » М. Шолохова. Развитие поэзии 50-60-х гг. было связано с именами Р. Гамзатова, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского. Роман «Доктор Живаго » Б.Л. Пастернака был опубликован за рубежом в 1957 (Нобелевская премия 1958 г.).

Ярким проявлением диссидентского движения стало правозащитно е движение . Неравную борьбу за духовное освобождение общества вел А.И. Солженицын, первые произведения которого (“Один день Ивана Денисовича ”, “Матренин двор ”, “ случай на станции Кочетовка ”) вызвали широкий отклик общественности. Становились известными читателю произведения В. Шаламова (1907-1982) – “Колымские рассказы ”, сборники стихов “Огниво ”, “Дорога и судьба ”; Е. Гинзбург (1906-1977) – «Крутой маршрут ». В литературе продолжали работать писатели, заявившие о себе в 50-80 –х гг. Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю.Бондарев («Батальоны просят огня », «Горячий снег », «Тишина »), В. Распутин («Деньги для Марии », «Последний срок »), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины ») В. Астафьев («Кража », «Царь-рыба », «Печальный детектив » и др.)

В 60-80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художествами приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, Братья А. и С. Ткачевы и др.

Развивалось музыкальное искусство. Это были произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Создание оперно-балетные сочинения означили качественно новый этап в музыкальной культуре. Д. Кабалевским были написаны опера «Тарас Бульба », С. Прокофьевым – «Война и мир », А. Петровым – «Петр Первый », Н. Жигановым – «Муса Джалиль ». Балеты К. Караева «Семь красавиц », А. Хачатуряна «Спартак », Р. Глиэра «Медный всадник », В. Гаврилина «Анюта » стали классикой.

В 60-80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образа героического и комедийного, лирического и драматического. Это «Легенда о любви » А. Меликова «Спартак » А. Хачатуряна, «Иван Грозный » на музыку С. Прокофьева, «Макбет » К. Молчанова.

Богата тематика отечественной кинематографии: военно-патриотические, исторические фильмы Г. Чухрая, М. Калатозова, М. Хуциева, И. Хейфица, С. Бондарчука; успешная экранизация произведений Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, А.М. Горького. Зрителям многих стран стали известны фильмы С. Ростоцкого, С. Герасимова, С.Бондарчука, Э. Рязанова, Н. Михалкова, Г. Данелия, С. Соловьева, С, Говорухина.

Советская культура 60-80-х гг., оставаясь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообразия, как по тематике, так и в художественных средствах.

Говоря о романах Ю.Бондарева «Берег» и «Выбор», необходимо определить место и роль литературного процесса этого периода в истории российской культуры.

На развитие литературного процесса 1960 - 90-х гг. оказывали влияние международные и внутригосударственные обстоятельства: период «оттепели» (1950 - 1970), «Пражская весна» (1968), чернобыльская трагедия (1986), война в Афганистане (1979 - 1986), ослабление военно-промышленного комплекса страны, вывод советских войск из стран Западной Европы, объединение Германии (разрушение Берлинской стены) в 1989 году.

Произошло немало событий литературной жизни, побуждающих читателя к поиску новых ориентиров, новых критериев осмысления и оценки. Литература 1960 - 90-х годов не представляет собой единого потока и распадается на периоды: поздний советский (1970-е - середина 1980-х гг.), «перестроечный» (от середины 1980-х до середины 1990-х гг.) и постсоветский, или постперестроечный (с середины 1990-х гг. по настоящее время). Граница между 1960-ми и 1970-ми гг. в истории русской литературы размыта. Многие писатели, начинавшие творческий путь ранее, оставались верными прежде найденным ими принципам.

Глубокие раздумья о судьбах Отечества и человеческой нравственности, предельно широкий диапазон тем, верность великим традициям и смелые поиски нового языка, обновление жанровой природы, созвездие новых авторов - вот признаки отечественной литературы последней трети XX века. В этот период произошло переплетение отживавшей свой век идеологизированной литературы «социалистического реализма», нового пласта русского критического реализма и возникающего «русского андеграунда» .

В своем развитии отечественная литература рассматриваемого периода находилась под жестким, определяющим влиянием общественно-политической истории нашей страны. Наряду с этим мощное воздействие на литературный процесс оказывали яростные идейные споры, далеко не завершенные и сегодня. Большие изменения, происходившие в судьбах России, диктовали не только тематику произведений, но и влияли на саму возможность встречи автора и читателя, сроки и характер воздействия творений российских авторов на общество. Более подробно мы остановимся в основном на позднетоталитарном периоде, так как романы «Берег» и «Выбор» были написаны Ю.Бондаревым именно в это время.

Двадцатилетие 1965-1985 гг. было критически важным, сложным и богатым по содержанию временем для отечественной литературы. Пусть и вопреки общественному климату, а также идеологическому и полицейскому воздействию властей, никакого «застоя» в русской литературе не было, как не было и унылого единообразия. Литература России (советской и зарубежной) была многообразной и динамичной. Именно в эти годы крепло стремление к критическому анализу советской истории и действительности.

Советская литература 1965 - 1985 годов тяготела к «большим» эпическим формам. Это псевдоэпическое направление «секретарской прозы» выступало как бы «художественным комментарием» к официальной версии истории СССР. Романы-эпопеи Г.М. Маркова «Сибирь» (1969-1973), П.Л.Проскурина «Исход» (1966), «Судьба» (1972), «Имя твое» (1977), А.С.Иванова «Тени исчезают в полдень» (1963), «Вечный зов» (1977) широко пропагандировались критикой, издавались массовыми тиражами, экранизировались. Они имели многочисленную читательскую аудиторию. Однако, эта «эпическая» проза не была главным достижением эпохи. Значительную роль в литературном процессе сыграли иные течения - «деревенская проза» и «новая военная проза». Великой заслугой писателей этих направлений стало служение правде - святыне русской литературы. Горькую правду о величайшей войне в истории Отечества и всего мира сказали своими произведениями Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, В.Астафьев, Б.Васильев и др. Их усилиями до читателей дошла так называемая окопная правда - изображение войны через судьбы ее рядовых участников, позволившее увидеть «великое через малое» - трагедию народа через трагедию личности. Григорий Бакланов в романе «Июль 41 года» (1965), повести «Навеки - девятнадцатилетние» (1979), Борис Васильев в повестях «А зори здесь тихие…» (1969), «В списках не значился» (1974), Василий Быков в повестях «Сотников» (1970) и «Знак беды» (1982), Вячеслав Кондратьев в повести «Сашка» (1979), Ю.Бондарев в романах «Берег», «Выбор» подняли на новый уровень художественное воплощение подвига народа в Отечественной войне. В центре их внимания - нравственные проблемы, обостренные жесточайшей из войн.

Образы, воплощенные на страницах книг этих писателей, поистине бессмертны. В прозе этих писателей во весь рост были поставлены великие нравственные вопросы эпохи. С особой болью за сохранение души человека и народа говорили крупнейшие писатели России о наступлении аморализма, корысти, эгоизма и безразличия. Все их творчество - это битва за совесть людей и природу родной земли. Своими произведениями они учили патриотизму и стойкости в борьбе за истину, за душу людскую.

Двадцатилетие 1965 - 1985 гг. было временем развития многих направлений и жанров отечественной литературы.

В 1970 - 1980-е гг. очевидной стала органичность и внутренняя близость между «деревенской» и «военной» прозой. Происходит углубление нравственно-гуманистической и философской тематики в прозе и поэзии о войне (В.Астафьев, В.Быков, Ю.Бондарев, Д.Самойлов, А.Тарковский и др.). Сразу же бросается в глаза одна общая особенность этих книг писателей фронтового поколения - их «мемуарность». Всех писателей объединяет желание написать о пережитом. Излюбленный жанр этой прозы - повесть лирическая, написанная от первого лица. Произведения эти не всегда автобиографичны, хотя и пропитаны насквозь воспоминаниями о фронтовой юности. Всех этих писателей властно привела в литературу сила пережитого на воине, и их первые повести были, в сущности, лейтенантскими и солдатскими мемуарами, теми мемуарами, которые в действительности никто никогда не отваживался писать. Конечно, у каждого фронтовика была своя война, и всё-таки многое из пережитого в те годы было достоянием тысяч людей. Общераспространённость и останавливала, была психологической преградой. Однако общераспространённый фронтовой опыт на солдатском и лейтенантском уровне приобретал новое качество при художественном претворении. Именно в лирической повести он приближен к читателю так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают тонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от разрывов снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. Это было новое прочтение Великой Отечественной войны. «Оттепель» позволила обнажить трагический опыт войны, бесчеловечность диктаторского режима, а литература помогла рассказать о судьбе отдельного человека на войне.

Но постепенно в литературе шло не просто накопление фактов о войне, а возможность повиниться перед теми, кто не вернулся, рассказать о неимоверном желании всего народа выстоять и победить, осмысление стремления человека к Победе, человека, поставленного войной в нечеловеческие условия. Было в войне что-то, что нормативная эстетика требовала сгладить: страдания и сострадание, боль воинов, пленных и раненых. Но ведь они были, и желание рассказать об этом вылилось в лирическую «лейтенантскую прозу». Так пришла в литературу о войне личная биография, сумма своих впечатлений, доверия собственному взгляду. Явление это, возможно, противоречивое (эмоциональный документализм, исповедальность и грубая нагота правды), но это был новый этап в развитии темы войны в русской художественной литературе.

Война предстала чуждой высоким фразам, романтическим представлениям о ней. Была еще в «лейтенантской прозе» та мысль, что война никого не оставит без изменения, на все ляжет «кровавый отсвет» и надежда, что после войны многое будет по-другому.

В своих мемуарах Ю.Бондарев так говорит о войне и литературе: «Война всколыхнула весь мир, а после глобальных катаклизмов возникает движение и в искусстве. Это непреложный закон. После таких потрясений искусство ускоряет движение, ибо человеческие чувства предельно обостряются, и свобода, мужество, жертвенность, ненависть, любовь, святость, нравственность, сопротивление несправедливости начинают являть собою главную ценность жизни» . И тогда человек многое по-иному оценивает. По убеждению Ю.Бондарева, периоды мировых катаклизмов способствуют побуждению человека к познанию истины, свободы и безопасности, к защите от несправедливости.

Человек ещё и духовен. И все его проблемы идут от духовных смут, духовной неустроенности и духовных заблуждений. Есть духовные составляющие человеческой жизни. Мужество, любовь, самопожертвование - это духовные качества, которые питают совесть и нравственность. Без нравственности немыслимы самопознание и совершенствование человека. Нет литературы без писательского опыта, памяти и воображения. Если есть опыт, но нет воображения - то нет и литературы. Если есть воображение, но нет опыта - тоже литературы нет.

На новом же этапе развития военной темы, в котором определяющую роль сыграли партизанские повести В.Быкова, романы Ю.Бондарева, на первый план выходит тема ущербности души и попытка определить истоки ее в прошлом. Ситуации жесткого нравственного выбора заставляют вспомнить и об этике христианской («на миру и смерть красна»), о явлении непреходящей человеческой памяти, о целительных свойствах человеческой совести.

Как бы продолжая тему совести, ответственности одного человека за жизнь другого в государстве, лишенном человеческой совести, замененной совестью партийной, в период, когда решается судьба этого государства, батальная литература начинает разрабатывать тему не только воспевания мощи народа, воина, но и осмысления процесса насилия над личностью, культа вождей, казармы.

Входит в связи с этим тема судьбы талантливых людей в тоталитарном государстве, превращавшем их в «пасынков истории», замены их людьми угодными, ставшими впоследствии «хозяевами истории». Тема рабства души человеческой обострена до предела в произведениях о Великой Отечественной войне конца 20 века. Страх перед властью лишает человека чувства перспективы, правильной оценки реальности, лишает, следовательно, его будущего.

Именно эта тема последствия рабства души, рожденного в прошлом, пронесенного через великие испытания, через горячие бои Сталинграда, Курска, Киева, влияние его на нашу современность начинала разрабатываться в произведениях Астафьева, Вадимова, Бондарева.

«Военная проза», активное формирование которой развернулось в 1950 - 1960 гг., в 1970 - 1980-е гг. занимает по-прежнему достойное место в литературном процессе. Широк ее тематический диапазон: от фронтового окопа - до тыла, от военного поста отдельного солдата или офицера - до ставки Верховного Главнокомандующего. Таким образом, сложился «панорамный роман», где соединились «панорамность» и «окопность». «Окопная» правда раскрывалась с новой обстоятельностью и глубиной в произведениях Б.Васильева, В.Астафьева, В.Быкова, Г.Бакланова, Е.Носова, Ю.Бондарева, Вяч.Кондратьева и др. Судьба героев, попавших на передовую, раскрывается бывшими лейтенантами с подчеркнутым трагизмом в обнажении внутреннего драматизма характеров, через столкновение человека со сложным сплетением «бесчеловечных обстоятельств» (формула В.Быкова).

Ю. Бондарев в своих романах «Берег», «Выбор», «Игра» выдвинул проблему ответственности интеллигенции за судьбу послевоенного мира. Связь прошлого и настоящего, войны и отстоящей от нее на десятилетия «современности» стала для писателя основой совмещения в художественном тексте временных пластов с помощью многогранно разработанного приема ретроспекции. Этот прием стал активно использоваться и другими писателями.