Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать? Проигрывать надо уметь, или как пережить поражение

Проигрывать надо уметь, или Как пережить поражение

Взлеты и падения – неотъемлемая часть нашей жизни. Поражения могут случиться в любой сфере деятельности, независимо от нашего возраста или опыта. Есть такое выражение: «Проигрывать надо уметь» . А значит, необходимо этому учиться. Учиться проигрывать, чтобы стать победителем. Это умение со временем станет очень важной чертой характера, которая поможет вам преодолевать жизненные невзгоды.

Чувство поражения возникает, когда рухнули наши планы, не оправдались надежды, не сбылись ожидания. И чем большего мы ждали от ситуации, тем болезненней поражение. Обычная ошибка – постараться вычеркнуть произошедшее из памяти, утешить себя: «Не больно-то и хотелось!» или «Какие мои годы!». Очень часто поражение считают простой неудачей, невезением, случайностью. Но, как правило, в таком подходе нет большой пользы: если не устранить причину поражений, они будут случаться снова и снова. А это влияет на самооценку человека, а значит, отражается на всех его поступках.

Что же можно сделать, чтобы правильно пережить поражение?

1. Дайте волю эмоциям.

Позвольте себе чувствовать, даже если эти переживания кажутся вам негативными. Разочарование, ощущение краха – это естественные реакции организма на произошедшее. Вам просто требуется время, чтобы справиться с этим. Обычно в таких ситуациях хочется уединиться или, наоборот, быть с человеком, который сможет вас поддержать. Дайте себе такую возможность и лишь после этого переходите к сознательной оценке своего поражения.

2. Найдите положительные моменты.

В любой ситуации можно найти хорошие стороны. Даже если общий итог неудовлетворительный, положительные моменты есть всегда. Сосредоточьтесь на них, сконцентрируйте свое внимание на том, чего удалось добиться, что все-таки удалось.

3. Возьмите на себя ответственность за то, что произошло .

Опираясь на факты, постарайтесь объективно ответить себе на ряд вопросов:
Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации?
Чего я не сделал?
Чего не учел в своих расчетах?
Что оказалось недостаточным в моей подготовке?

4. Примите свою ошибку.

Ошибаются все. И если вы допустили ошибку, это не значит, что вы неспособны сделать это в принципе. Разрешите себе ошибаться, но непременно анализируйте свои ошибки. Именно таким образом вы приобретете необходимый опыт, а это дорогого стоит.

5. Составьте план дальнейшего развития.

Очень важно представлять себе, над чем необходимо поработать, наметить новые ориентиры для развития, поставить перед собой новые цели. Важно не останавливаться, продолжать действовать и после поражения. Это придаст вам уверенности в себе и позволит относиться к своей неудаче как к необходимому этапу роста и развития. А значит, со временем приведет вас к победе.

Психолог Элина Симакова, + 7 921 797 29 98

tagPlaceholder Tags:

Азартные игры оказывают влияние на вашу психику. Они могут сделать вас очень счастливым и богатым, но также можгут превратить в зависимого, депрессивного игромана. Дело не только в том, что попусту потратили кучу денег, но и в том, как игрок ведет себя дальше. Как не натворить новых бед после большого проигрыша? Ведь большинство игроков сразу после поражения пытаются отыграться, потом теряют еще большие суммы, влезают в долги, продают имущество, ссорятся из-за этого с родными и близкими.

Проигрыш – это конец?

Если вы думаете, как можно легко забыть о крупном проигрыше в казино и не мучать себя тяжелыми мыслями, то вы на правильном пути. Посещайте честные онлайн казино и играйте аккуратно, контролируя себя - тогда все будет впорядке.

Во-первых, вы должны знать, что даже профессиональный игрок в 30-40% случаев проигрывает. Этот процент для новичка или любителя составляет восемьдесят процентов. Проигрыш Терри Ватанабе составил двести миллионов долларов, долг Керри Паркер перед казино составил 50 миллионов долларов, а Омара Сиддика осудили на сто сорок лет за долг в более чем сто шестьдесят семь миллионов долларов, который он не смог вернуть. Вы все еще думаете, что ваш проигрыш – это самая ужасная беда в жизни? Я так не думаю. Смертельная болезнь, потеря близкого или решетка куда хуже. Поэтому относитесь хладнокровно к игре в казино, не воротите бед и не обвиняйте себя в случае проигрыша.

Небольшие секреты о том, как забыть о большом проигрыше в казино

Каждый игрок приходит в казино с мечтой выиграть пару тысяч долларов, разбогатеть, забыть о проблемах с финансами. Даже если вы начали играть лишь для развлечения, глубоко в душе вы все равно мечтаете быстро поднять деньги, не так ли? Многие гемблеры местают, чтобы игры Casino X помогли им разбогатеть. Но там, где можно выиграть, можно проиграть также. И что же делать, если вы проиграли большую сумму? Как не кусать локти и забыть об этом? Угрюмость, депрессия, злость на себя, чувство вины и попытка найти решения- все это сопровождает игрока после крупного проигрыша.

Вы можете избавиться от проблем, свзанных с игорной заивисмостью, таким образом:

  1. Когда вы играете, необходимо определить, какую сумму вы можете потерять безболезненно. Как только эта сумма потеряна, уходите из казино. Тогда вы не будете себя слишком сильно винить и вы не будете гореть желанием вернуть эту сумму во что бы то ни стало, ведь иначе ваше уровень жизни может сильно измениться. Никогда не ставьте деньги, которые взяли в долг. Вы рискуете просто попасть в долговую яму, с которой потом очень сложно будет выбраться.
  2. Расслабьтесь. Это всего лишь игра. Да, вы играете на деньги, но это только игра. Не подходите к этому слишком серьезно.
  3. Не рассказывайте никому о своем проигрыше, даже семье или лучшим друзьям. Их соболезнования или упреки только усилят ваше чувство потери и вины, а подколки и злорадство тех, кто рад вашей неудаче только подстегнут вас отыграться. Ваши эмоции не помогут вам выиграть, а только проиграть еще больше.
  4. Сразу после проигрыша необходимо получить много положительных эмоций, поэтому попытайтесь сделать свою жизнь насыщенной. Это может быть что угодно: хороший фильм, захватывающая книга, караоке с друзьями или наоборот очень загруженный график на работе. Лучше всего подойдут такие развлечения, где будет выброс адреналина, такие как: прыжок с парашютом, гонки на картинге, просмотр боев. Ведь многие идут в казино именно за адреналином.

Стоит ли обращаться к психотерапевту?

После нежеланного крупного проигрыша у игрока будет подавленное настроение, возможно плохой аппетит, головная боль, как вернуть потерю. На Западе это считается причиной сходить к врачу-психотерапевту, провести сеанс и избавиться от плохих мыслей и депрессии. В России это, к сожалению, не принято. Я видел многих игроков, которые после первого крупного проигрыша брали в долг, просаживали и эти деньги, разрушали семьи и превращались в игроманов. Им необходима была помощь психотерапевтов, чтобы избавиться от лудомании.

Если вы ходите в казино осознанно, понимаете, что вы можете проиграть, ограничиваете себя в ставках, не лезите в долги для новых ставок, то вы адекватный не зависимый человек. С вами все хорошо. Но если ноги несут вас в казино против вашего желания,то вы игроман. Вам будет очень сложно справиться с этим самостоятельно. Здесь помощь психотерапевта будет уместна.Чтобы прочесть статью о том, как избавиться от игорной зависимости, жмите кнопку.

Существует разница между реальным поражением и чувством побежденности. Не зацикливайтесь на уже произошедших событиях, а вместо этого постарайтесь сосредоточить свое внимание на том, как правильно поступить в следующий раз в подобной ситуации. Напоминайте себе, что все плохое рано или поздно останется в прошлом. Постарайтесь отпустить то, что вы уже не в силах изменить, и сделайте все возможное для того, чтобы относиться с уважением к людям или обстоятельствам, которые вас превзошли.

Шаги

Часть 1

Умейте отпускать

    Поймите свои эмоции. Подумайте о пережитом вами и попытайтесь понять, как вы к этому относитесь. Если вы сердитесь, спросите себя, почему так происходит. Перед тем как принять и научиться контролировать свои эмоции, вы сначала должны их понять.

    • Подумайте о том, как вы бы себя чувствовали, если бы не потерпели неудачу. Сравните два своих состояния, и поймите, что в них остается схожего.
    • Запишите свои мысли и ощущения. Поговорите с человеком, которому доверяете, таким как близкий друг или член семьи, о ваших чувствах. Скорее всего, вы знаете, как справиться со своими эмоциями, поэтому сделайте все возможное, чтобы совладать с ситуацией.
  1. Убедите себя. Скажите себе о том, что нет никаких оснований "чувствовать себя неправильно". Эмоции не могут быть хорошими или плохими по своей природе. Они просто возникают, и это здорово, если у вас получается их принять. Признайте тот факт, что все ваши ощущения вполне приемлемы.

    • Имейте ввиду, что, несмотря на важность осознания своих эмоций, очень неразумно следовать некоторым из них (например, гневу или ненависти к себе).
  2. Думайте о перспективе. Возможно, вы не в состоянии предотвратить личное поражение, но вы можете контролировать свою реакцию по поводу происходящего. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь быть настолько рассудительными, насколько это возможно. Напомните себе, что вы не в силах изменить то, что уже произошло. Такое отношение позволит вам быть более проницательным и быстрее адаптироваться, а также вы начнете ориентироваться и чувствовать себя лучше при возникновении в дальнейшем подобных негативных или провальных ситуаций.

    Не воспринимайте себя слишком серьезно. Ситуация всегда может стать еще хуже. Подумайте, существуют ли положительные моменты, которых вы сразу не заметили. Попробуйте подойти с юмором к тому, что произошло, и двигаться дальше с улыбкой на лице, хоть это может оказаться для вас и трудно. Вы можете понять, что ситуация намного забавнее или абсурднее, если абстрагируетесь от личных интересов.

    Смиритесь с поражением. В момент неудачи ваши эмоции могут влиять на вашу точку зрения. Не зацикливайтесь на том, что уже произошло, и не позволяйте вашим неудачам продолжать вас побеждать. Вас может распирать от гнева, разочарования или негодования: такие чувства только будут пожирать вас изнутри. Научитесь распознавать эти эмоции, но не цепляться за них и отбрасывать в сторону.

    • Вы можете двигаться вперед, отпустив негатив, или оказаться в постоянном поиске путей возмездия. Отпустив от себя поражение, вы освободитесь от него, в то время как стремление к расплате только еще больше привяжет вас к провалу.
    • Не осуждайте себя. Примите то, что поражение является частью жизни. Люди всегда будут сталкиваться с неудачами, только относятся к ним все по-разному.

    Часть 2

    Будьте достойным конкурентом
    1. Учитесь проигрывать с достоинством. Проявляйте уважение к людям и обстоятельствам, которые взяли над вами верх. Пожмите руку сопернику и поздравьте с хорошо проделанной работой. Не будьте мелочны, если вы проиграли схватку, дебаты или соревнование. Вы не сможете изменить исход своим негативным отношением к победителю. Будьте вежливы и любезны настолько, насколько это возможно.

      • Поблагодарите соперников за потраченное время и поздравьте с победой. Если вы проигрываете с достоинством, победитель, скорее всего, будет чувствовать себя некомфортно, когда будет в очередной раз хвастаться перед вами своими достижениями. Это меняет ситуацию из игры победитель-неудачник на отношения между двумя людьми, которые уважают друг друга и приятно провели время вместе.
    2. Не позволяйте осуждению влиять на вас. Позвольте окружающим осуждать вас за поражение. Вы знаете, кем вы являетесь на самом деле, и вам не нужно оправдываться перед людьми, которые не знают вас достаточно близко. Будьте центром самого себя. Поражение с чувством собственного достоинства станет вашей самой большой победой.

      • Окружающие должны поощрять всех желающих принимать участие. Если же они забывают о своей роли, то вы не должны забывать о своей. Будьте заинтересованы в отстаивании своих интересов.
    3. Не обвиняйте. Если вы начинаете обвинять другого человека, группу людей или обстоятельства, которые способствовали вашему поражению, в таком случае вы не сможете в полной мере осознать произошедшее. Обвинения же в собственный адрес сделают вас несчастным, и вы упустите шанс извлечь полезный опыт. Попробуйте взглянуть на ситуацию именно так: что произошло, то произошло, и никакое самобичевание не способно этого изменить.

      Сосредоточьтесь на восхищении своим противником, а не на своих ошибках. Хвалите соперников за сообразительность и эффектные действия. Такая позиция дает вам дополнительные преимущества, что позволяет перенимать эффективные стратегии и работать над выявлением своих недостатков.

      Признайте, что вы были неправы. Если вы проиграли спор или привели слабый аргумент, в таком случае вы можете улучшить свой имидж, допустив возможность того, что были неправы. В конце концов, более унизительно цепляться за уже случившееся, чем признать, что кто-то поступил правильно.

    Часть 3

    Движение вперед

      Постарайтесь вынести пользу из сложившейся ситуации. Если вы сможете принять поражение в качестве полезного опыта, а не как презрительный провал, то будете иметь возможность выбраться за пределы сложившейся ситуации, и двигаться дальше. Возможно, вы были повержены, но вам не стоит становиться проигравшим. Вы не проигравший, если останетесь на высоте, вынесете полезные знания и продолжите продвигаться по жизни дальше с улыбкой на лице. Вы выросли над собой и научились чему-то новому. Если именно так вы будете воспринимать каждое поражение, то с каждым разом вам будет намного легче их переносить, и со временем вы поймете, что победили в другом: в самообразовании и самосовершенствовании.

      • Постарайтесь принять как должное то, что неудача имеет место в вашей жизни. Спросите себя о причинах неудачи; поймите, что можно вынести полезного из ситуации; разберитесь, почему это произошло.
      • Подумайте о причинах провала, и можете ли вы сделать с этим что-либо. Спросите, не настраивали ли вы себя подсознательно на провал из-за того, что не были уверены в правильности цели, которой хотели добиться.
    1. Учитесь на своих ошибках. Вспомните о том, что произошло, и вынесите из этого урок. Объективно проанализируйте ситуацию. Поймите, что действительно вы можете сделать, чтобы избежать провала в будущем. Фокусируйтесь на перспективе.

      • Чем больше вы сосредоточитесь на будущих победах, тем лучшие впечатления останутся у вас о последнем проигрыше. Не все чемпионы выигрывали свой первый матч. Вы будете совершать необдуманные поступки, если не сможете с достоинством принять поражение. Люди обязательно заметят вашу неспособность справляться с неудачами как зрелый человек.
    2. Продолжайте соревноваться. Независимо от того, что именно привело вас к поражению, не позволяйте этому мешать вам заниматься любимым делом. Большинство людей сталкиваются в определенный момент с желанием опустить руки. Вы никогда не станете лучше, если не продолжите попытки, и можете в дальнейшем очень сожалеть, если бросите дело из-за одного проигрыша.

    • Научившись не принимать поражения близко к сердцу, вы сможете справляться с ними намного проще. Победите поражение позитивным мышлением.
    • Поражение должно быть связано с ситуацией, а не с людьми. Цель в том, чтобы выиграть в состязании, а не победить другого игрока. Если у вас много противников, то вашей целью должно быть именно соревнование. Такой подход может полностью поменять ваше представление о слове "поражение".

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Величайшая победа - победа над самим собой.
Цицерон
Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
А.Линкольн
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.Хемингуэй
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам

Социально-исторический аспект
Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Нравственно-философский и психологический аспекты
Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

Вообще-то я не увлекаюсь популярной психологией в стиле "Как перестать беспокоиться и начать жить". Но этот текст прочитала и поняла, что пришла пора ликвидировать этот пробел в образовании. Благодаря Томасу Менсингеру с сайта Active.com я, наконец, поняла, почему многие теннисисты в послематчевых интервью (особенно после поражений) говорят одно и то же.

"Вы когда-нибудь переживали тяжелое поражение в теннисном матче, после которого вам было сложно вернуть уверенность в себе и пропадало желание бороться и трудиться на пути к цели?

Это может случиться с каждым, и Роджер Федерер – отличный тому пример.

Сначала он проигрывал финалы «Ролан Гаррос» Рафаэлю Надалю – там у него не было шансов. Но когда он на своем любимом «Уимблдоне» в упорнейшем финале снова проиграл, ему стало по-настоящему больно.

Помните - после этого Роджер проиграл Жилю Симону, Иво Карловичу и Джеймсу Блэйку? Ни в одном из этих матчей он не показал своей лучшей игры.

Так что нужно делать, если вы с трудом переживаете болезненное поражение?

Рано или поздно все проигрывают важные матчи

Даже величайшие игроки уязвимы. Рассмотрим несколько примеров.

Прежде, чем выиграть первый турнир «Большого шлема», Иван Лендл проиграл четыре финала. В итоге он взял 8 титулов в 19 финалах. Одним из самых болезненных было поражение от Пэта Кэша в финале «Уимблдона» - единственного «Шлема», который Лендл так и не покорил. Но и другие проигрыши, несомненно, тоже были очень обидными. Андре Агасси проиграл три финала ТБШ, прежде чем выиграл первый титул на «Уимблдоне». Два поражения были очень обидными. Сначала был первый финал «Ролан Гаррос» против Андреса Гомеса, в котором Агасси был безусловным фаворитом - ведь Гомесу было 30. А затем и второй финал против Джима Курье, в котором Агасси вел 2:1 по сетам и держал Курье в защите, но вмешавшийся дождь помог Курье восстановиться, найти победную стратегию и выиграть в пяти партиях.

Наверное, лучший в истории сеточник Патрик Рафтер проиграл финал «Уимблдона» Горану Иванишевичу. И хотя было приятно видеть хорвата победителем «Уимблдона» (до этого он проиграл три финала!), Рафтеру, должно быть, было очень больно не выиграть турнир, больше всего подходящий под его игру в стиле serve-and-volley – «Уимблдон».

Если не полениться и изучить карьеры топ-игроков, то, несомненно, станет ясно, что все они переживали серьезные поражения. Это игроки остались на вершине, потому что сумели оправиться.

Жало поражения можно извлечь, постоянно напоминая себе, что проигрыши – это часть игры, что-то, что нужно принять и оставить позади. Не поражения мешают быть на вершине, а негативная реакция на них, которая застревает в сознании и бьет по уверенности.

Позвольте себе прочувствовать боль, полностью переживите эмоции, связанные с поражением, а потом перегруппируйтесь. Вспомните то, чего достигли до проигрыша, и подумайте о том, что вы снова можете быть успешны.

Поражения влияют на психологию, а не на умения и способности

После большого поражения можно чувствовать себя угнетенным и чудовищно разочарованным. Можно даже подумать, что после такого проигрыша вы больше не сможете показывать хорошую игру. Но если размышлять логически, то станет совершенно ясно, что физические и технические навыки не изменились. Вы по-прежнему умеете то же, что и до поражения, то же, что уже помогало выигрывать другие матчи.

Поражение может быть обусловлено неправильно тактикой, невезением, невероятной игрой соперника и многими другими факторами, влияющими на исход теннисного матча. Но поражение не может отнять ваши умения. Вы по-прежнему способны на тот же уровень игры.

Никакая логика не докажет, что сегодняшнее поражение отменяет будущие победы. Если вам кажется, что поражение повлияло на ваши навыки - это происходит только от того, что вы так думаете. Только вы сами можете понизить уровень своей игры негативом и нелогичной уверенностью, что теперь с вами что-то не так.

Самое болезненное поражение может быть лучшим уроком

Пит Сампрас в 1992 проиграл финал US Open Стефану Эдбергу и позже назвал это поражение «звоночком», который был ему нужен, чтобы понять, как сложно стать лучшим в мире. Всем известно, что потом произошло – Сампрас поставил рекорд, шесть раз подряд закончив сезон первой ракеткой мира.

Вместо того, чтобы перекладывать поражение на обстоятельства, от вас не зависящие, найдите изъяны в своей игре и работайте над ними. Ведь ваши действия вы можете контролировать полностью.

Теннис – это вид спорта, в котором от игрока требуется очень много, и вряд ли когда-либо можно сказать, что вы достигли своего потолка во всех аспектах игры. Иногда только болезненное поражение может показать, чего вам не хватает, и мотивировать на тренировки, которые выведут вашу игру на новый уровень.

Восстановление от болезненного поражения не должно быть сложным или затяжным процессом. Если вы осознаете, что это случается с каждым, что хуже играть вы не стали, и что поражение может стать лучшим учителем, вы не просто вернетесь на прежний уровень, а вскоре станете еще сильнее.

Вы не можете контролировать победы и поражения. Но за стремлением улучшить игру всегда стоит ваш выбор, и этот выбор рано или поздно приведет к успеху".

Видимо, эти истины внушают теннисистам в раннем детстве в спортивных школах. Поэтому абсолютное большинство после поражений говорят что-то типа - проиграл, обидно, но с кем не бывает (см. пункт 1). Некоторые, уже многого достигшие, доводят своих болельщиков до белого каления, оптимистично рассказывая в те моменты, когда, кажется, весь правильный миропорядок рушится, примерно такое - проиграл, обидно, но играл-то хорошо, и вообще хуже от этого я не стал, все удары при мне, и все будет хорошо (см. пункт 2). Ну а про то, что до идеала еще далеко, и надо работать, работать и работать (см. пункт 3), все уже просто читать устали. Но интересно то, что им эти простые заклинания помогают. Значит, может, и еще кому-то помогут в трудной ситуации.