Тайны хранилищ эрмитажа. Забытые имена: немецкий коллекционер Отто Кребс Потери полтавского музея во время окупации

Научный каталог, составленный ведущим научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, специалистом по итальянскому искусству Викторией Марковой , включает в себя 122 произведения из фонда перемещенных ценностей, находящихся в Пушкинском музее со времен окончания Второй мировой войны. Именно коллекция итальянской живописи XIV-XVIII веков составляет ядро когда-то строго засекреченного «трофейного искусства», хранящегося в ГМИИ. Большинство шедевров в послевоенное время опубликовано впервые; до сих пор местонахождение многих работ оставалось неизвестным даже для научного сообщества. Подготовка издания продолжалась более десяти лет, проведены серьезные исследования, связанные с реставрацией и изучением картин — установлением авторства и особенно истории бытования произведений.

После войны, в 1945-1948 годах, культурные ценности Германии и ее союзников вывезли в СССР в качестве «компенсаторной реституции». Далее «трофейное искусство» распределили по запасникам музеев, а часть ценностей в 1950-х годах была возвращена Германской Демократической Республике. Значительное количество произведений искусства передали в ГМИИ им. Пушкина. Следующие полвека в обстановке строжайшей секретности они находились в музейном спецхране — запаснике, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры (упразднен в 1999 году). Переломным в этой истории стал 1995 год, когда в ГМИИ состоялась выставка Дважды спасенные , первый открытый показ ценностей трофейного фонда. После закрытия выставки некоторые произведения без шума и упоминаний происхождения появились в постоянной экспозиции.

В 1995-1996 годах в ГМИИ прошла еще пара выставок из трофейных фондов: Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кенигса и «золота Шлимана», а спустя два года судьба перемещенного искусства в России, казалось бы, была решена. В 1998 году приняли Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно ему эти предметы искусства объявлены национальным достоянием. На первый взгляд, этот закон поставил точку в спорах о дальнейшей судьбе и статусе «трофейного искусства». Лишь спустя 50 лет после вывоза из Германии в СССР эти шедевры могли быть описаны, изучены и выставлены. Однако на деле степень «публичности» вещей из трофейного фонда до сих пор зависит от позиции руководства конкретного музея. Так, в Эрмитаже темы перемещенных ценностей не боятся, происхождение и история хранения их в музее неплохо изучены, сами предметы регулярно появляются на выставках в России. В случае с Пушкинским музеем даже сам состав трофейных фондов остается загадкой, хотя в последние десятилетия ситуация заметно улучшилась. В 2005 году ГМИИ показал выставку Археология войны. Возвращение из небытия , состоявшую из отреставрированных антиков. Далее последовали выставки 2010 года Сотканный мир египетских христиан и 2014 года Искусство Древнего Кипра , где впервые были показаны экспонаты, когда-то хранившиеся в Берлине.

Однако произведения итальянской школы из фонда перемещенных ценностей ГМИИ до сих пор оставались неизвестными не только зрителям, но и специалистам. Тем более что это первый изданный Пушкинским музеем каталог одной из частей трофейного фонда — его итальянской коллекции, «выделяющейся своей цельностью, разнообразием и полнотой».

Первые 20 страниц издания посвящены истории фонда итальянской живописи и обзору коллекции. Отправной точкой создания описи стали инвентарные номера старого немецкого Генерального каталога всех прусских дворцов от Кенигсберга до Рейна. Цифры на оборотах картин дают ключ к первичной информации — о происхождении и атрибуции (разумеется, на довоенный период) произведений живописи. Однако многие из представленных в каталоге картин находились до войны в частных собраниях жившего в начале ХХ века в Амстердаме швейцарского хирурга Отто Ланца (чья коллекция была приобретена в 1941 году рейхом для музея Адольфа Гитлера в Линце) или немецкого историка искусства Германа Фосса , во время войны возглавлявшего Дрезденскую галерею и создававшийся тогда музей фюрера. Разумеется, провенанс отдельных произведений, опубликованных в каталоге, еще предстоит установить, а история бытования некоторых картин заслуживает специального исследования. Хочется надеяться, что такая работа будет проведена в дальнейшем, и огромным подспорьем здесь станут приложения, опубликованные в конце издания. Это фотосъемка оборотов примерно половины из 122 картин каталога — тех, на которых можно разобрать надписи, номера и печати. Другое важное дополнение к каталогу — иллюстрированный список произведений из собрания профессора Германа Фосса. Наконец, для того, чтобы оценить географию коллекций, произведения из которых в числе перемещенных ценностей попали в Пушкинский музей, можно ознакомиться с указателем местонахождения картин до поступления в ГМИИ. Вообще справочный аппарат каталога (список литературы и выставок, таблицы соответствия инвентарных номеров) весьма впечатляет.

Основную часть книги занимает каталог произведений итальянской школы, расположены они в хронологическом порядке, причем самым многочисленным оказывается раздел живописи Возрождения, от Проторенессанса до маньеризма, но по-настоящему выдающиеся произведения, напротив, относятся уже к XVII-XVIII векам, например картины Гвидо Рени и Пьетро Антонио Ротари . Среди опубликованных в каталоге шедевров — произведения мастеров XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне, Себастьяно Маццони, Анджело Карозелли, Паоло Пагани из собрания Германа Фосса. Наиболее важным в каталоге памятником является полотно Паоло Веронезе Оплакивание (1570-е), ранее не публиковавшееся и не выставлявшееся. Внутри хронологии произведения сгруппированы по принадлежности авторов картин к различным школам. В описаниях работ часто встречается фраза «настоящая атрибуция принадлежит автору данного каталога», и это раскрывает значимость искусствоведческих изысканий, проведенных при подготовке книги. Кроме скрупулезной работы историка и архивиста, определившего происхождение и восстановившего историю многих произведений, Виктория Маркова провела исследование стилистических особенностей, художественных качеств картин, определив их принадлежность к местным школам, а затем и установила многих авторов. Иногда она подтверждает или опровергает довоенные атрибуции. Например, в случае с картиной XV века Мадонна с младенцем на троне со святыми Иеронимом и Антонием Падуанским ей удалось доказать авторство флорентийца Козимо Росселли , современника и сподвижника Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо (они вместе расписывали стены Сикстинской капеллы). Однако в итальянской монографии о художнике 2007 года эта замечательная доска представлена довоенной фотографией и числится как поздняя подделка.

Итальянская живопись XIV-XVIII веков. (ГМИИ имени А.С.Пушкина. Каталог). Маркова В. Э. М.: Арт-Волхонка, 2014.

Очень важно! Эрмитаж начинает дозированный вброс в цифровой каталог картин старых мастеров! Без аннонсов и объявлений. Что скорее всего разумно. Мы уже знакомили наших друзей с трофейными картинками из Эрмитажа. Это были художники-импрессионисты, пост-импрессионисты, авторы 19 века. Все мы как бы переварили первую порцию. Уже западники начинают указывать на трофейных шедеврах Дега, Ренуара, Лотрека, Сезанна, Моне, Гогена. Ван Гога и других в качестве порта приписки "Государственный Эрмитаж". Мы уже публиковали хранящегося в Эрмитаже трофейного кенигсбергского Рубенса, по каким-то причинам будучи отреставрированным, он до сих пор отсутствует в цифровой коллекции на официальном сайте. Теперь наступает очередь стариков. Пока это ренессансные итальянцы.
К домашнему "Амуру в пейзаже" великого сиенца Содомы добавилась "Леда".

К опять же домашнему подписному и шедевральному "Распятию с Марией, святым Иоанном, святым Иеронимом, святым Франциском и Марией Магдалиной" романца Марко Пальмеццано добавилось чудесное святое семейство"

Очень качественная подборка картин флорентийца Якопо дель Селлайо пополнилась чудесной композицией "Мертвый Христос со св. Франциском, св. Иеронимом и ангелом"


"Святое семейство с Иоанном Крестителем и тремя ангела" Франческо Граначчи дополнилось композицией "Отдых Святого семейства на пути в Египет"

Все это породистейший 16 век!
Ну и на десерт работа неизвестного итальянского автора. "Неизвестный" означает только одно - впереди открытие!


Мы будем отслеживать усилия Эрмитажа по легализации трофейных стариков. Вы узнаете первыми. А пока ждем, когда ГМИИ легализует своих старых итальянцев. Музей аннонсировал это важное событие. По нашим разведданным это будут преимущественно авторы эпохи барокко.

20 марта президенту и экс-директору ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполняется 94 года.

Это всего на 10 меньше, чем самому зданию Пушкинского музея.
Эти колонны всего на 10 лет старше её, представляете?

Постараемся разобраться в тайне ее долголетия.


Для этого нам придется обратиться к истории выставок и фондов Пушкинского музея.

Как известно, после Второй Мировой войны, наши войска, находившиеся на территории Германии, вывезли большое количество культурных ценностей.

М. Володин. Спасение картин Дрезденской галереи (Центральный музей
Вооруженных сил СССР)
. На переднем плане - Сикстинская мадонна, разумеется; на заднем - Рубенс, "Триумф добродетели".

Картина написана художником Володиным, бывшим очевидцем происходящего. Еще его оперативные зарисовки "спасения"

Лейтенант Рабинович, занимавшийся вывозом, на руинах Дрезденской галереи в 1945 году (фото)

"Специальные трофейные бригады без разбора вывозили культурные ценности из советской зоны оккупации в Москву, Ленинград и Киев. Сталин приказал на всякий случай засекретить «культурную добычу» как возможное политическое оружие на будущее" (Г. Козлов. Реституция: искусство, освобожденное из плена ).

Фото: Американцы из группы Monuments Men
(для аналогии - понятно, что фото советских солдат в аналогичных ситуациях не найдешь)

***

Молодая Ирина Антонова (Артгид)

О том, как трофеи прибывали в ГМИИ, Антонова вспоминает так: " Для меня искусство связано с эмоциями. Когда на нас обрушилась эта лавина шедевров, на меня это произвело громадное впечатление. Каждый раз, когда распаковывалась новая картина, это было как удар".

Антонова присутствовала при том, когда реставраторы распаковывали "Сикстинскую Мадонну". И говорит, что это было похоже на священнодействие. Картина была замотана в белые полотнища, и она до сих пор помнит эту сияющую белизну, из которой появилась картина. ()

1945 год: Разгрузка картин из Дрезденской галереи в ГМИИ (фото музея)

То, что Советский Союз, в отличие от западных союзников (см. документальный фильм The Monuments Men (2014) от National Geographic; а одноименный художественный с Клуни, Дэймоном и Бланшетт смотреть вообще не стоит) не возвращал немцам немецкое, выставляло СССР с невыгодной стороны.

Спустя 10 лет "Молотов и предложил не только «сохранить лицо», но и перехватить политическую инициативу: торжественно вернуть коллекцию Дрезденской галереи, сделав вид, что ее изначально вывозили ради «спасения». Акцию приурочили к созданию Организации Варшавского договора летом 1955 года.

Чтобы придать вес одному из его ключевых членов — ГДР, «социалистическим немцам» постепенно вернули не только произведения из галереи, но и все ценности из музеев Восточной Германии. К 1960 году в СССР остались только произведения из Западной Германии, капиталистических стран вроде Голландии, а также из частных коллекций.

По этой же схеме были возвращены художественные ценности всем странам «народной демократии», включая даже румынские экспонаты, переданные царской России на хранение еще в Первую мировую войну. Немецкий, румынский, польский «возвраты» превратились в большие политические шоу и стали инструментом укрепления соцлагеря, причем «большой брат», подчеркивая не юридический, а политический характер происходящего, упорно называл их не «реституцией», а «возвращением» и «актом доброй воли»". (Козлов)

"Шедевры Дрездена были торжественно показаны в 1955 году Москве в ГМИИ имени Пушкина и толпы потрясенных людей, которые пришли увидеть и одновременно проститься навсегда с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана придали этой гуманной акции святость народной воли.

Мы вернули в Дрезден 1240 произведений искусства (в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений).

А всего в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел". (РИА Новости)

Выставка возвращаемого в ГМИИ (фото: музей)

Подписание акта передачи

Помимо, как вы уже догадались, рафаэлевской Сикстинской мадонны, мы вернули много всего ценного:

Пергамский алтарь

Дюрер. Портрет молодого человека

И еще кучу шедевров.

В общем, кроме Крыма Хрущев отдал и вот это:












Реституции продолжались еще долго и даже практически до наших дней.
Например,
в 2002 году 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены во Франкфурт-на-Одере. (Длинный список от РИА Новости) .

Повторимся, всего в ГДР только при Хрущеве было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства.

А теперь представьте, сколько всего НЕ было возвращено, сколько всего осталось в тайных фондах СССР?

Очень долгое время спустя начало вскрываться, что именно оставили себе коварные русские.

В августе 1992 года образовалась специальная Комиссия по реституции во главе с тогдашним министром культуры России Евгением Сидоровым. Она объявила, что начинает серию выставок «трофейных» произведений искусства.

Перечислим эти выставки в Пушкинском музее.
***

Так, в 1996 году на выставке в ГМИИ «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» мировая общественность совершенно ВНЕЗАПНО обнаружила, что золотой клад Приама не погиб полвека назад под бомбами, как это считалось.
А все время был спрятан в подвалах.
Был скандал, немцы орали, чтобы отдали.

фото РИА Новости

Но русские уперлись рогом
(тем более, что в Германию-то, на родину, Шлиман вывез это золото незаконно, по хорошему он должен был отдать его Турции, на территории которой производились раскопки. Не будем упоминать о том, что деньги на раскопки Шлиман заработал именно в России, где он стал миллионером, купцом 1-й гильдии, завел русскую жену и детей. Читайте его ЖЗЛ - настоящий приключенческий роман, на самом деле).

Сегодня у золота Трои в ГМИИ отдельный зал.

Жена археолога (вторая, юная гречанка) в золотом уборе из клада.

Однако это была не первая выставка - переломным был предыдущий, 1995 год, когда состоялась выставка "Дважды спасенные... Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны".

"Демонстрируется 63 произведения западноевропейской живописи и графики XIV-XIX вв. (что составляет одну шестую "секретного фонда", хранящегося в ГМИИ им. Пушкина и ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На этикетках большинства из них значится: "Из неизвестного собрания". Часть некогда принадлежала венгерским коллекционерам , репрессированным во время войны, в следствие чего вещи оказались в Германии. У других произведений был вполне определенный адрес — "Шлоссмузеум" в Готе, Городской музей в Висбадене, Картинная галерея Сансуси, Потсдам, Музей Гогенцоллернов, Национальная галерея в Берлине, Кунстхалле Бремена и Дрезденская картинная галерея". ("Коммерсант ").

Там были картины Оноре Домье "Восстание" и "Прачки" (из собрания Герстенберг-Шарфа), более известные по литографиям мастера. Три Дега ("Вытирающаяся женщина", "Обнаженная, вытирающая руку", "Танцовщица, опирающаяся на скамейку"), два Мане ("Портрет Розиты Маури" и "Портрет Мэри Лоран с моськой") и два Ренуара ("Букет хризантем и японский веер" и "Портрет мадам Шоке у окна"), "Мужской портрет" Тинторетто, "Иоанн Креститель" Эль Греко, "Портрет Лолы Хименес" и "Карнавал" Гойи.


Неплохие такие мелочи нашлись в ГМИИ..

В том же 1995 году Пушкинский музей из своих закромов собрал выставку "Пять веков европейского рисунка" из бывшего собрания Франца Кенигса: рисунки работы Тинторетто, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Дюрера, Ватто, Буше, Гварди, Тьеполо и многих других — 307 работ.

Коллекцию Франца Кенигса просит вернуть Голландия, которая по другим, более отзывчивым странам, уже насобирала ее остатки. (В Германию коллекция попала на хранение в 1941 году, а вскоре после этого Кенигс скоропостижно попал под машину).

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/571534

Черепок от одной из склееных ваз сохранился в берлинском музее, полвека был о ней, давно опубликованной, напоминанием, и давал повод к оплакиванию. Ваза теперь нашлась, но воссоединение невозможно.

Немцы от выставки вообще очень разгневались. Глава фонда Прусского культурного наследия Клаус-Дитер Леманн заявил, что московская выставка представляет собой "очередную попытку искажения фактов прошлого". Ну и потребовали все назад, рутинно и безответно.

Немного неприятна немцам и экспозиция «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007). Это как если б мы узнали о выставке артефактов Владимира Святого и княгини Ольги в Германии, которые нам никто возвращать не собирается. Из 1300 экспонатов 700 являются "перемещенными ценностями". Значительная часть экспонатов происходит из собрания прусского Государственного собрания доисторических древностей, позже ставшего берлинским Музеем древней и ранней истории. Покинули они музей, как вы понимаете, в 1945 году. Более 60 лет Германия считала их утраченными.

"В конце Второй мировой войны эти предметы были обнаружены советскими солдатами в бункере Зенитной башни на территории Берлинского зоопарка и по решению Военного Совета 5-й Ударной армии и бригады Комитета по делам искусств СССР были вывезены в Советский Союз. Часть собрания музея в 1958 году была возвращена ГДР, оставшиеся предметы были распределены между тремя музеями - ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажем и Государственным историческим музеем.Сегодня эти разъединенные коллекции впервые за шестьдесят лет соединились. Причем в одной экспозиции не только слиты три российские части - на выставку привезена и «германская» часть коллекции, порядка 200 экспонатов" ().

Также в Москве нашелся Включает в себя 81 предмет (8 чеканных золотых чаш, гривны, слитки и большое количество мотков золотой проволоки) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку — X—IX вв. до н. э.

До 1939 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.

(Путин пригласил на открытие выставки Меркель, что многие сочли настоящим глумлением над этой дамой).

Выставка "Сотканный мир египетских христиан" (2010) собрала коптские экс-коллекции Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге.
Этим тряпочкам тысячи лет, буквально.





фото

***
Антонова, разумеется, придерживается весьма жесткой и последовательной позиции о том, что возвращать ничего нельзя.

"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - говорит Антонова, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне". Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть. Ирина Антонова называет этот факт историей и говорит, что то, что осталось в России, это компенсация, тысячная доля компенсации ()


***

Выставка "Искусство Древнего Кипра" (2014) тоже включала трофейное искусство. "Часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в ГМИИ в 1945 году.

Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий в городе. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении.

Среди них - ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850-1917 гг.) в Идалионе, Лимнити и Китионе" (http://ancient-ru.livejournal.com/272076.html ).

Часть реставрированных древностей уже показывались на "Археологии войны".


Фото "Российская газета"

Число артефактов, показанных на этих выставках, потрясает.
А также их древность и значение для мирового искусства.
Закономерно возникает вопрос - что еще осталось непоказанным?
Что еще таят запасники ГМИИ? Что еще было вывезено из Германии и считается утраченным?

Исследователь истории Третьего Рейха Отто Э. Бернхардт указывает, что остается один важный артефакт, судьба которого до сих пор не выяснена.

НЕ НАДО ТУТ КОММЕНТИРОВАТЬ, ДОЧИТАЙТЕ ПОСТ ПО ССЫЛКЕ "ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ"

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.


Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.


Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.


Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

На самом верхнем этаже Эрмитажа расположен один из "спецхранов" музея, где находится часть трофейных произведений искусства, вывезенных в Россию из Германии после Второй мировой

На самом верхнем этаже Эрмитажа расположен один из "спецхранов" музея, где находится часть трофейных произведений искусства, вывезенных в Россию из Германии после Второй мировой войны. До недавних пор доступ сюда имели только директор и непосредственный куратор зала.

"За последние 55 лет ни одна из хранящихся там работ не была изучена специалистами" - признался Борис Асварищ, куратор отдела истории западно-европейского искусства. Это печальный факт, ведь в спецкомнате хранится около 800 живописных работ.

Большинство трофейных произведений искусства планируется перевезти в современное хранилище Эрмитажа, когда оно будет закончено. По оценкам специалистов, это займет еще несколько лет, если музей изыщет источник финансирования, чтобы завершить лишь на половину отстроенное здание.

Некоторые из полотен повреждены, но эксперты Эрмитажа утверждают, что это произошло еще во время Второй мировой войны, когда картины хранились в немецких банках.

Самые прекрасные образцы трофейной живописи принадлежат кисти Ван Гога, Матисса, Ренуара и Пикассо. Они выставлены сейчас на всеобщее обозрение в залах Эрмитажа. Кроме того, среди работ находящихся на специальном хранении, есть полотна Эль Греко, работы школ Тициана, Тинторетто и Рубенса. Большинство картин попало в музей из частных коллекций, например, немецких промышленников Отто Герштенберга и Отто Кребса.

Происхождение некоторых полотен до сих пор не установлено, но некоторые их них попали в музей из личных коллекций Адольфа Гитлера и других лидеров третьего рейха.

Этажом ниже, на втором этаже Эрмитажа неподалеку от основных экспозиций, находится еще один спецхран, в котором содержится до 6000 предметов восточного искусства. Большинство из них выставлялись раннее в Музее восточно-азиатского искусства в Берлине. Эти работы также провели последние полвека в полном забвении. Среди вершин коллекции – настенные фрески 8-9 веков из буддистского монастыря, расположенного на западе Китая. Все они до сих пор (!) хранятся в металлических ящиках, которые использовали солдаты для их транспортировки.

Там могут быть фрагменты фресок, вывезенные в 1900-е годы из храма Безеклик немецким археологом Альбертом фон ле Коком. Фон ле Кок обнаружил пещеры неподалеку от города Турфан в провинции Синьдзянь и все их содержимое (а это - ни много ни мало - 24 тонны груза!), вывез в Европу в три этапа. Позднее британский археолог Орэл Штайн также вывез раритеты из Безеклика, сейчас эти сокровища хранятся в Национальном музее Дели. После двух столь "удачных" научных набегов на месте не осталось практически ни одной работы.

Если в ящиках Эрмитажа действительно находятся фрески Безеклика, то повторное их обнаружение может оказать серьезное влияние на дальнейшее изучение азиатских древностей.

Прочие предметы искусства, находящиеся в этом зале – сотни японских картин на шелке, датируемые 18-19 веками, а также различные японские и китайские предметы декоративно-прикладного искусства.

В кладовых Эрмитажа покоятся около 400 предметов из коллекции Шлимана, относящиеся ко временам троянской войны. Из всех 9 000 предметов коллекции Шлимана около 6 000 вновь экспонируются в Берлине, но 300 наиболее ценных золотых артефактов "достались" Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Еще около 2 000 безвозвратно утеряны.

Прочие предметы искусства, хранящиеся в этом отделе, относятся к римской и кельтской цивилизациям и к периоду правления Меровингов. Последние составляют весомую часть большой коллекции из нескольких сотен предметов, которую руководство Эрмитажа планирует разместить вместе со своими коллегами из Берлина, возможно, уже в 2002 году.