Театр Комеди Франсез в Париже: подробное описание. Французский театр в париже Комеди франсез в париже

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина

Ни для кого не секрет, что Париж по праву считается культурной столицей мира. У большинства жителей планеты на слуху имена великих деятелей литературы, которые родом именно из Франции: Гюго, Дюма, Мольер. Пьесы по их произведениям, в большинстве своем, ставились в не менее знаменитом театре под названием Комеди Франсез (Comédie-Française). Театр Комеди Франсез очень знаменит в Париже.

Это старейшее учреждение культуры Франции, история которого насчитывает свыше 300 лет. Комеди Франсез – ведущий театр Парижа. Он же является одной из ярких звёзд в линейке . Кстати почему-то именно русские туристы просто обожают Комеди Франсэз

Немного истории

Эта достопримечательность была создана по приказу Людовика Четырнадцатого (Короля-Солнце). В те годы скончался Мольер и дабы увековечить память этого знаменитого деятеля, было решено возвести Комеди Франсэз. Уже в те времена театр находился на государственном финансировании. Располагалась жемчужина культурного наследия, как и сейчас, прямо в центре Парижа.

Ныне, этот театр считается старейшим не только во Франции, но и в целом, в Европе. Его и в современности французы иногда называют «Домом Мольера». Кстати, в Комеди Франсез были поставлены все без исключения пьесы Мольера. Но кроме этого, на сцене были представлены произведения:

  1. Дидро.
  2. Расина.
  3. Вольтера.
  4. Бомарше.

В разные исторические периоды, когда во Франции то бушевали революции, то было относительно спокойно, труппа театра не могла оставаться в стороне от происходящего. В рядах актёров были и революционеры, и оппозиционеры, но во все времена актёры были и есть сплоченной командой.

Впрочем, такому порядку вещей весьма способствовали установленные в этом учреждении регламенты. В уставе ясно написано о том, что труппа должна ежедневно собираться и играть столько сколько нужно, без права отказа от ролей, либо спектаклей. Быть актером Комеди Франсэз уже тогда было очень престижно. Каждый из тех, кто имел хоть какое-то отношение к театру, стремился попасть в дружный коллектив Комеди Франсез. У истоков становления труппы Комеди Франсэз стояли:

  1. Л. Бежар.
  2. Ш. Лагранж.
  3. М. Шанмеле.
  4. М. Барон.

Началом развития Комеди Франсэ стало объединение сразу пары парижских театров: «Маре» и «Бургундский отель». Именно в Комеди Франсез перенесли кресло, в котором по легенде скончался Мольер во время игры в очередном спектакле. Кстати, по свидетельству старожил, он изображал именно умершего в кресле больного, но в действительности скончался.

В Комеди Франсез всегда приглашали лучших актеров и режиссеров. На его сцене играли: Жан Маре, Самари, Сара Бернар. Огромное внимание в Комеди Франсэз уделялось правильной речи, постановке голоса, художественному образу. Хорошая дотация из казны государства давала возможность режиссерам ставить пьесы с использованием самых передовых новелл своего времени. Богатейшие, а главное, красивейшие декорации, прекрасные костюмы. Всем этим отличался Комеди Франсез. А ещё на его сцене актеры говорили исключительно на французском языке.

Современность

Сейчас в Комеди Франсез ставят самые разнообразные пьесы и спектакли. Режиссёры не ограничивают себя веяниями времени. Они привыкли использовать в своей работе все разнообразие мировой литературы и культуры. Ставят спектакли, датированные античным периодом, средними веками, Возрождением, 19 веком и, конечно, современностью. Актёры, которые задействованы в постановках – представители разных стран мира.

К примеру, в знаменитом Комеди Франсез поставлен спектакль «Лес» по произведению Островского. Русская классика у режиссёров этого театра в большом почёте. Многие из таких постановок становятся конкурсными работами. Но играют их на чисто французском языке.

Как стать зрителем этого знаменитого театра?

Если начать с цены, то в Комеди Франсез представлены разные категории билетов. Все зависит от места. Наиболее дорогие из них стоят свыше 40 Евро, самые дешёвые – чуть боле 6 (галёрка). Приобретаются билеты на сайте Комеди Франсез. Купить их можно и в кассах театра. Или написав нам [email protected]

Возможность побывать на спектаклях в Комеди Франсэз весьма востребована, поэтому позаботиться о приобретении билетов необходимо заранее. Можно прийти за несколько часов до начала действа, чтобы попытать счастье приобрести билеты, от которых отказались по тем или иным причинам. Но такая возможность появляется редко, поэтому о билетах стоит позаботиться заблаговременно.

Во Франции весьма распространены так называемые Дни молодежи. Представители культурной сферы используют их как предоставление возможности молодым людям культурно образовываться. Каждый первый понедельник нового месяца, для людей, которые не достигли возраста 28 лет, места в театре выделяются на безвозмездной основе.

Координаты Комеди Франсез

Этот театр находится в сердце Парижа, недалеко от . Комеди Франсез стоит на углу улицы Ришелье и площади Пале-Рояль.

Доехать до одной из главных достопримечательностей Франции можно одним из маршрутов автобусов: № 95, 21, 39, 27, 48, 68, 67, 81. Можно сесть на метро и следовать до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

Контакты

Адрес: 1 Place Colette, 75001 Paris, Франция

Телефон: +33 825 10 16 80

Часы работы: с 11:00 до 18:00

Стоимость: 6€ — 41€

Официальный сайт: www.comedie-francaise.fr

Как добраться

Метро: станция Palasis-Royal Musee du Louvre, Pyramides

Автобусы: станция Palasis-Royal Musee du Louvre (21,48 ,81, 27, 67)

Париж знаменит на весь мир благодаря своим уникальным достопримечательностям. Являясь культурно-развлекательным центром Франции, этот город может похвастаться большим количеством музеев и театров.

Приехать в Париж и не посетить ни один театр — настоящее преступление для образованного и просвещённого человека. Настоящие ценители театрального искусства специально едут в Париж, чтобы попасть на премьеру популярного спектакля.

Гостей столицы ждёт легендарный Одеон и помпезная , красочный бурлеск и скромное обаяние театра Шатле. Среди известных площадок столицы особенное место занимает один из самых старых европейских театров Комеди Франсез, который на протяжении сотен веков дарит людям прелесть качественной драматургии и классического репертуара.

Комеди Франсез в Париже — невыдуманная история

Официальной датой рождения Французского Театра (Comеdie Franсaise) считается 24 октября. В 1680 году французский король Людовик 14 подписал указ на открытие театра Комеди Франсез. Монарх оказывал своему детищу мощную поддержку и разрешил постановку спектаклей в столице Франции. Не оставил он без внимания и актёров: все они начали получать на руки богатое денежное жалованье. Стремительно развивались театральные жанры всех направлений:

Alt="OLYMPUS DIGITAL CAMERA" width="165" height="124" class="alignright size-post-small wp-image-20076" />

  • балет,
  • драма,
  • трагикомедия,
  • опера и т. д

На фоне этих положительных событий стоит упомянуть, что Французский театр очень долго называли Домом Мольера , так как почти все артисты Комеди Франсез в своё время входили в состав труппы талантливого драматического постановщика Жана Батиста. К сожалению, он не дожил до официального открытия Театра Французской Комедии.

Парижская Коммуна и огни Великой Французской Революции не прошли бесследно для театральной жизни и оставили на ней свой весомый отпечаток. Острые края политики разрезали труппу театра буквально на части. Такая накалённая ситуация в итоге привела к раскольничеству в рядах театралов. Труппа разделилась на две воинствующие половины. Одна часть актёров создала Республиканский Театр, а вторая переименовала Комеди Франсез в Театр Нации.

После провокационной постановки, «Театр Нации» закрывают, а актёров, участвовавших в спектакле берут под стражу и приговаривают к смертной казни. Лишь со свержением режима Робеспьера, было принято решение об их освобождении. 1799 год ознаменовался объединением двух половин расколотой труппы в одно целое и таким событием, как возвращение театру его родного названия.

В 19 веке был подписан небезызвестный «Московский Декрет» рукой самого великого полководца Наполеона Бонапарта. Этот важный документ регулировал полномочия нового театрального устава и структуры, а также являлся большой привилегией для театра. Известные национальные драматурги Ренуар и Лемерсье активно ставили спектакли, а в их постановках блестяще исполняли роли самые яркие актёры театра Комеди Франсез:

  • Марс,
  • Тальма,
  • Дюшенуа и т. д.

Театр Комеди Франсез сегодня

На данном этапе театр французской комедии получает дотации от правительства и активно финансируется за счёт государственного бюджета. Франция считает Комеди Франсез своей национальной гордостью, поэтому поддерживает театр материально. Хоть Комеди Франсез в Париже и является классическим примером театра исключительно репертуарного характера, ему не чужды и смелые эксперименты.

Другая площадка театра французской комедии находится в музее Лувр и на ней создаются лишь экспериментальные постановки. Театр частенько сравнивают по структуре с Малым московским театром. К работе в театре привлекают талантливых режиссёров-постановщиком, проживающих в других странах. Фоменко П. поставил на французской площадке спектакль по мотивам пьесы Александра Островского » Лес «.

Помимо пьес Мольера в театре Комеди Франсез играют спектакли иностранных, и соответственно российских писателей. Но всё-таки основное количество пьес на сцене театра проходят на французском языке. Нынешний генеральный директор Французского Театра, бывшая актриса и режиссёр Мюриель Майет поддерживает устоявшиеся традиции и активно гастролирует со спектаклями Комеди Франсез по городам России и дальнего зарубежья.

Отдельного внимания заслуживает библиотека музея Комеди Франсез. Её коллекция богата различными экспонатами, связанных с многочисленными постановками театра:

  • театральные костюмы,
  • документы,
  • фрагменты декораций и пр.

Музей-библиотека не имеет своего отдельного помещения. Именно поэтому начальство театра регулярно организовывает специальные выездные выставки с целью познакомить всех желающих с ценной экспозицией.

Внутреннее убранство Французского театра поражает своей красотой. Несмотря на достаточно скромные размеры, зал театра Комеди Франсез оборудован с комфортом для зрителей. Дизайн театрального помещения насыщен бордовыми и золотистыми оттенками, которые придают залу праздничный и торжественный вид.

Театр Французской Комедии — координаты

Здание Комеди Франсез расположено недалеко от Площади Французского театра (современное название площадь Андре Мальро).

Официальный адрес национального театра Комеди Франсез: 75001, 1 округ, площадь Колетт, Франция, Париж . Театр Французской комедии находится в районе пересечения ул. Ришелье и пл. Пале-Рояль. Месторасположение удобное: в центральной части города, правобережье р. Сены. В пару шагах ходьбы от всемирно известного музея искусства Лувра.

Добраться до Французского Театра можно посредством:

  • маршрутного автобуса . Номера: 21, 48, 81, 27, 67,
  • метро : остановка станция Palasis-Royal Musee du Louvre или же Pyramides.

Билеты на спектакль можно купить через официальный сайт театра или непосредственно в театральной кассе. Стоимость билетов варьируется от 6€ до 41€ . В первый понедельник каждого месяца вход для молодых людей до 28 лет свободный.

Театр Комеди Франсез на карте Парижа:

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ («La Comédie-Fran-çaise»; официальное название - «Те-атр Фран-се», «Théâtre-Français» - «Фран-цуз-ский те-атр») - ста-рей-ший национальный дра-ма-тический те-атр Фран-ции.

Соз-дан в 1680 году в Па-ри-же ука-зом Лю-до-ви-ка XIV , объ-е-ди-нив-шим не-ко-гда вра-ж-до-вав-шие труп-пы Моль-е-ра и те-ат-ра «Бур-гунд-ский отель». «Комеди Франсез» по-лу-чил мо-но-поль-ное пра-во на те-ат-раль-ные пред-став-ле-ния в Па-ри-же. На-зна-чае-мые ко-ро-лём су-пер-ин-тен-дан-ты вы-да-ва-ли ак-тё-рам до-та-цию из каз-ны, кон-тро-ли-ро-ва-ли ре-пер-ту-ар, со-став труп-пы, рас-пре-де-ле-ние ро-лей и др. «Комеди Франсез» пред-став-лял со-бой ак-тёр-ское то-ва-ри-ще-ст-во (société).

Труп-па де-ли-лась на сось-е-те-ров, имев-ших пра-во на це-лый пай или его часть, и пан-сио-не-ров, по-лу-чав-ших жа-ло-ва-нье. Лю-до-вик XIV лич-но вы-брал 27 ак-тё-ров из бывшей моль-е-ров-ской труп-пы, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на пред-став-ле-нии ко-ме-дий, и «бур-гунд-цев», иг-рав-ших в основном тра-гический ре-пер-ту-ар.К концу XVII века за-вер-шил-ся про-цесс фор-ми-ро-ва-ния сце-нического ам-п-луа, и труп-па «Комеди Франсез» ста-ла об-раз-цо-вой мо-де-лью для те-ат-ра эпо-хи Про-све-ще-ния. Тра-гическая шко-ла иг-ры, иду-щая от Ж. Ра-си-на, рас-пи-сы-вав-ше-го ак-тё-рам ин-то-на-ции ро-ли нот-ны-ми зна-ка-ми, и ко-ми-ческая - моль-е-ров-ская («Комеди Франсез» час-то на-зы-ва-ют «до-мом Моль-е-ра»), ори-ен-ти-ро-ван-ная на под-лин-ность сце-нического су-ще-ст-во-ва-ния и реа-ли-стическая уз-на-вае-мость об-раза, за-ло-жи-ли ос-но-ву ак-тёр-ской тра-ди-ции «Комеди Франсез».

Во вре-мя Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века «Комеди Франсез» пе-ре-име-но-ва-ли в «Те-атр На-ции». По-ли-тическая борь-ба внут-ри те-ат-ра при-ве-ла к рас-ко-лу труп-пы, часть ко-то-рой во гла-ве с Ф.Ж. Таль-ма об-ра-зо-ва-ла «Те-атр Рес-пуб-ли-ки». В 1799 году труп-па вос-со-еди-ни-лась под преж-ним названием и пе-ре-еха-ла в по-ме-ще-ние Па-ле-Ро-яль, где ра-нее иг-ра-ла труп-па Моль-е-ра (те-атр ра-бо-та-ет там и до сих пор). В 1849 году На-по-ле-он III ут-вер-дил долж-ность ге-не-раль-но-го ад-ми-ни-ст-ра-то-ра, под-чи-няю-ще-го-ся ми-ни-ст-ру внутренних дел (фи-нан-со-вые и административные функ-ции пе-ре-шли так-же в его ве-де-ние - та-кое по-ло-же-ние дел со-хра-ня-ет-ся и в XXI веке).

На ру-бе-же XIX-XX веков труп-па «Комеди Франсез» пе-ре-жива-ла глу-бо-кий кри-зис, не при-ни-мая но-вые те-ат-раль-ные фор-мы, свя-зан-ные с рож-де-ни-ем ре-жис-сёр-ско-го те-ат-ра. Но-вый этап на-чал-ся, ко-гда в 1936 году ру-ко-во-ди-тель те-ат-ра Э. Бур-де при-гла-сил на ака-де-мическую сце-ну Ж. Ко-по и ре-жис-сё-ров-аван-гар-ди-стов Л. Жу-ве, Ш. Дюл-ле-на и Г. Ба-ти, не раз-ру-шив-ших, но об-но-вив-ших клас-сическую тра-ди-цию. Во 2-й половине XX - начале XXI веков «Комеди Франсез» раз-ви-ва-ет-ся в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, со-хра-няя клас-сическую тра-ди-цию и ак-тёр-скую шко-лу, с дру-гой - ут-вер-ждая современный ре-пер-ту-ар и ре-жис-сёр-ские но-ва-ции. В 1946 году у «Комеди Франсез» поя-ви-лась вто-рая те-ат-раль-ная пло-щад-ка - «Оде-он», в 1993 году - тре-тья (те-атр «Ста-рая го-лу-бят-ня»). В 1996 году при «Комеди Франсез» был ор-га-ни-зо-ван Те-атр-сту-дия.

Иллюстрации:

Сце-на из спек-так-ля «Бас-ни Ла-фон-те-на». Те-атр «Ко-ме-ди Фран-сез». Архив БРЭ.