Телевизионные интеллектуальные игры. Вы — слабое звено

9 выбрали

Что общего между детской юлой, хрустальной совой и субботним вечером? А то, что все это органично вписывается в один ансамбль, за "творчеством" которого любители интеллектуальных задач наблюдают вот уже 38 лет - именно столько исполняется старейшей (и популярнейшей!) из российских интеллектуальных телепередач "Что? Где? Когда?". Аналогичные проекты с завидной частотой появляются в эфире телеканалов, и, как правило, рейтинги у них достаточно высоки.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию ТОП-5 интеллектуальных программ, которым, несмотря на разный формат, призовой фонд, персоналии ведущих, удавалось удерживать большую часть населения страны у телеэкранов, а телезрителям затем козырять "приобретенными" знаниями на дружеских посиделках.

Итак...

Что? Где? Когда?

Мало кто помнит, что изначально у программы были совершенно иные правила. Не было никакой "команды телезрителей", не было вообще никаких команд. Точнее, номинально соревновались две семьи, и играли каждый сам за себя, отвечая на вопросы, придуманные редактором. Юла появилась через год после выхода первой программы и "выбирала" не вопрос, а игрока, который должен был без "минуты на обсуждение" дать ответ на вопрос.

Ведущего, кстати, тоже не было. Со временем правила преобразились. Интеллектуальный клуб перед распадом СССР превратился в Интеллектуальное казино. Затем снова вернулось к клубной системе. За всю историю у игры было всего трое ведущих - Александр Масляков, Владимир Ворошилов и Борис Крюк . У передачи появились хорошие спонсоры, собственный "дом" - "Охотничий домик" в Нескучном саду в Москве. Дресс-код - black-tie . Особенно популярна передача среди русскоязычного населения.

Брэйн-ринг

Многие называют эту программу "Что? Где? Когда?" для молодежи". Хотя сама идея программы появилась в 1980 году - сразу после международных игр "ЧГК". Автором программы был все тот же Владимир Ворошилов . Он же и вел ее на первых порах после первого эфира в 1989-ом. Но сославшись на занятость, уступил эту должность в пользу Бориса Крюка , который в силу обстоятельств не смог появиться на съемках, и вместо него ее постоянным ведущим стал Андрей Козлов .

Правила игры включают массу нюансов, позволяющих оживить процесс и внести в него долю "соревновательного" азарта. Среди участников нередко появляются и завсегдатаи "Что? Где? Когда?"

Умники и умницы

Осенью, а именно 18 сентября 1991 года на канале РТР появилась новая молодежная интеллектуальная викторина, в основе которой лежал принцип школьной олимпиады, - "Умники и умницы". Главная тема - мировая культура и история. Ведущий - писатель, философ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, Юрий Вяземский .

Программа постепенно, но довольно быстро набирала обороты и завоевывала любовь зрителей и с определенного времени включается в Перечень олимпиад школьников как Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умницы и умники" 1 уровня по профилю "гуманитарные и социальные науки". Главный приз программы предполагает поступление в МГИМО на льготных условиях.

Своя игра

7 апреля 1994 года авторами программ "Сам себе режиссер" и "Устами младенца" зрителям была представлена новая игра-викторина - "Своя игра". Отличительной чертой игры было то, что вопросы задавались в форме утверждения - игрок должен был "уточнить", о чем идет речь. Как нетрудно догадаться, "Своя игра" - российская версия американской телеигры Jeopardy! ("Рискуй!"), которая впервые вышла на экран в 1964 году.

Основные правила викторины практически не изменились за все время ее существования. Даже декорации менялись всего один раз. Программа пользуется невероятной популярностью. Ее версии появлялись в сетке телеэфира в 28 странах, но только в трех из них идет до сих пор. И Россия в их числе.

Слабое звено

В 2000 году в эфире Соединенного Королевства на канале ВВС Two стартовала новая телеигра Weakest Link . А уже в 2001 году 25 сентября на Первом канале. Формат программы оказался довольно необычным - главным принципом была провокация со стороны ведущего, постоянно отпускающего шпильки в адрес каждого игрока. Кроме того, по ходу игры каждый участник должен проголосовать против одного из своих товарищей по команде, указав на его недостатки. При этом каждый из выбывших после имел возможность дать свою оценку оставшимся игрокам.

У программы появились как ярые критики (именно из-за весьма жестоких и обидных комментариев в адрес игроков), так и преданные поклонники (провокация "держит" внимание зрителей в течение всей игры и при этом позволяет показать "истинное лицо" и выплеснуть все свои эмоции по поводу сложившейся ситуации). "Слабое звено" просуществовало на разных телеканалах страны вплоть до 2008 года. Ведущими программы были поочередно Мария Киселева и Николай Фоменко .

Мысли вслух... Не так давно на телеканале Россия К было запущено интеллектуальное реалити-шоу "Полиглот ", которое, на мой взгляд, вполне достойно войти в данный ТОП отдельным пунктом.

А какие интеллектуальные программы нравятся вам?

Леокадия Коршунова , etoya.ru

Во всем мире Россия продолжает сохранять статус интеллектуальной державы. Косвенно об этом может свидетельствовать обилие интеллектуальных шоу на отечественном телевидении (которые, правда, теряются на фоне массированной атаки развлекательным трешем), которые на протяжении десятилетий не теряют популярности и не сходят с экрана. вспомнила, кто подсадил Россию на иглу интеллектуальных телеигр, как русские сделали лучшую игру про умных джентльменов, которую теперь хотят показывать по всему миру, каким Александр Друзь был в молодости и кто из «Самого умного» оказался действительно самым умным.

Не поделили телевизор

Интеллектуальную войну на телевидении развязал . Бывший театральный художник и режиссер-постановщик, успевший блеснуть во МХАТе, Малом театре, «Современнике» и Театре на Таганке, в середине 1960-х меняет специализацию и в поисках достойного заработка отправляется на ТВ. Для телевидения Ворошилов оказался находкой. Поработав над документальными проектами, он выдумал первую передачу, не похожую ни на один советский телепроект: формально интеллектуальную, а по сути рекламную викторину «Аукцион». Ее участники отвечали на вопросы о различных товарах, а в финале шоу лучший игрок получал этот самый товар в подарок.

Программа закрылась очень быстро и со скандалом. Виной стал телевизор - кому-то из чиновников такой приз показался подозрительным. В результате победитель «Аукциона» остался без награды, а Ворошилов - без работы. Ему запретили появляться в эфире. По другой версии, программу закрыли из-за запрещенной бардовской песни, прозвучавшей в одной из передач.

Однако спустя некоторое время запрет сняли, и Ворошилов приступил к съемкам интеллектуального казино «Что? Где? Когда?», которому суждено было стать знаковым в истории советского, а потом и российского телевидения.

Мало кто помнит, но в 1975 году, когда ЧГК только запустили, программа была совершенно другой. В соревновании принимали участие не «господа» знатоки, а семьи. Но уже через год формат изменили. Программа стала позиционироваться как молодежный телевизионный клуб, в ней принимали участие студенты . Каждый играл сам за себя и должен был отвечать на вопросы мгновенно. О денежной прибыли никто и не помышлял - в 70-80-е годы лучшим игрокам в награду доставались книги.

Оставаясь за кадром, Ворошилов, известный зрителям как «господин ведущий», был главным в своем шоу. Он отбирал участников и имел особое представление об интеллектуалах. Ворошилов терпеть не мог зазнаек и считал, что ЧГК - для тех, чей интеллект является гармоничной составляющей личности. Поэтому зубрилок в казино брали неохотно. Несмотря на парадоксальность этой мысли, Ворошилов полагал, что для игры в «Что? Где? Когда?» не нужно быть семи пядей во лбу - достаточно школьного образования и смекалки.

Зрители долгое время не знали, как выглядит ведущий, слышали лишь его голос за кадром. Не знали и о том, что всеми любимое шоу было именно его детищем. В последние годы «господин ведущий» представал перед публикой, но это было необязательно: даже оставаясь за кадром, он заставлял знатоков трепетать.

Игра глубоко пустила корни на телевидении. Нервическое перебирание версий за игровым столом, потные от напряжения лбы «дам и господ», споры до пены у рта, минута нервотрепки, пререкания с ведущим, ожидание правильного ответа и долгожданное облегчение - вся страна проживала c кругом знатоков минуту обсуждения, зрители по ту сторону экрана на 60 секунд тоже превращались в команду ЧГК, в войска диванных знатоков. Никаких лишних эффектов - только живые человеческие эмоции.

«Что? Где? Когда?» - старейший проект на отечественном ТВ, который продолжает держать в напряжении зрителя по сей день. Из простого телешоу игра стала социальным явлением. Видя живой интерес к ней в обществе, знатоки шагнули в офлайн и создали так называемый спортивный ЧГК: команды соревнуются, отвечая на одни и те же вопросы, а сильнейшие выходят в финал. В ЧГК играют повсеместно: сборные есть в любом уважающем себя вузе, в школах, поклонники игры арендуют помещения и устраивают мозговые штурмы без всякого вознаграждения. Игра потеряла налет элитарности и переросла своего создателя: «Что? Где? Когда?» на экране превратился лишь в телевизионную версию.

Уникальную российскую нетленку пытались адаптировать за рубежом. И если в постсоветских странах проект прижился, то в США его ждала непростая судьба. поверил американскому актеру украинского происхождения Алексу Резнику (сериал «Скорая помощь», фильм «Социальная сеть»), который рекомендовал обратить внимание на уникальную придумку русских. Американцам понравилась идея интеллектуального казино, поэтому телешоу Million Dollar Mind Game (так назывался аналог ЧГК в США) было построено именно вокруг стремления к выигрышу - победитель получал миллион долларов. Версия была далека от оригинальной: гораздо меньше, чем в привычном нам «Что? Где? Когда?», уделялось внимания вопросам, а уникумов вроде Александра Друзя или Ровшана Аскерова не было. Шоу просуществовало год и было закрыто.

Кадр: шоу Million Dollar Mind Game

Молодой Ровшан Аскеров готов поколотить Козлова

В середине 1980-х - начале 1990-х быть умным стало модно. Об этом свидетельствует интеллектуальный бум на телевидении. Во времена, когда взгляд Друзя еще не испепелял безразличием, а кудри Максима Поташева чернели как смоль, ТВ блистало россыпью новых молодых звезд. Среди них - молодой, но уже усатый уроженец Луганска . Он попал на телевидение в 1986 году, и ему там так понравилось, что спустя всего несколько лет игры в «Что? Где? Когда?» он стал одним из самых востребованных ведущих на федеральном телевидении. Его звездный час - программа «Брейн-ринг», сплав суперпопулярной передачи «Музыкальный ринг» и «Что? Где? Когда?», где команды уничтожали друг друга на ринге не кулаками, а силой интеллекта.

Первый выпуск вышел в эфир в мае 1990 года. Нетрудно догадаться, что запускал передачу трендсеттер той эпохи Ворошилов. Вместе с женой Наталией Стеценко он основал одну из первых частных российских телекомпаний «Игра-ТВ». Производитель как с конвейера выпускал в эфир проект за проектом, которые поколение 90-х с вспоминает с теплой ностальгией. Чего стоит смелое шоу «Любовь с первого взгляда», которую вел сын жены Ворошилова , после смерти мэтра принявший на себя роль ведущего ЧГК.

По накалу «Брейн-ринг» не уступал «Что? Где? Когда?» Команды, состоящие в основным из очень молодых людей, буквально жили на ринге, что добавляло игре зрелищности. Не прогадали и с Козловым - до одержимости азартный, он оказался умелым ведущим, способным выдерживать интригу, а в случае необходимости поддать перца.

Иногда джазу задавала старая гвардия. Тогда на сцену выходил Друзь и показывал молодежи, как правильно мыслить, чтобы побеждать.

Спойлер. В начале 1990-х Александр Друзь выглядел ровно так же, как и нынче.

Порой эмоции в «Брейн-ринге» зашкаливали настолько, что казалось - драка неизбежна. По крайней мере, когда в «Брейн-ринге» играл молодой и взрывной Ровшан Аскеров.

Эмоциональность Козлова сыграла с ним злую шутку. По слухам, в 1996 году она сдетонировала с упертостью и нежеланием упускать прибыль основного акционера . У «Игры-ТВ» были отлаженные отношения с ОРТ: за каждый выпуск канал платил аффилированной с ней Международной ассоциации клубов 35 тысяч долларов. К середине 1990-х в структуре телекомпании появилось рекламное подразделение, которое оштрафовало канал на 1,3 миллиона долларов за превышение уровня спонсорской рекламы в шоу. В результате ОРТ перестало платить производителю деньги, за что подало на канал в суд.

Но суд становиться на сторону МАК не собирался, и отношения Козлова с Березовским окончательно испортились. В итоге производители не солоно хлебавши перекочевали на другой канал, тогда только начавший вещание, - «ТВ-Центр». Но в 2000 году новое руководство канала закрыло программу, как говорилось, из-за высокой стоимости ее производства. В 2001 году умер Ворошилов, и перезапуск передачи отложили в долгий ящик.

В 2009 году за него взялся холдинг «СТС Медиа», для которого «Игра-ТВ» уже делала музыкальную программу «Жизнь прекрасна». Однако и на СТС «Брейн-ринг» продержался только три года. В 2013 году шоу внезапно всплыло на канале «Звезда» , но только на два месяца, после чего кануло в небытие. И вот в 2018 году возродить былую легендарную передачу берется . Премьера намечена на начало марта.

Детки в порядке

Однажды недавно начавшему работать на телевидении кандидату наук дали задание придумать передачу для старшеклассников. К тому времени у него уже был опыт запуска программ для подростков: в 1989 году он выпустил в эфир литературную викторину «Образ».

Некрасова Галина Аркадьевна, учитель географии

Попова Екатерина Александровна, учитель математики

ГБОУ АО “Северодвинская школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Сценарий интеллектуального шоу “Что? Где? Когда?”

Цель : расширить знания учащихся по предметам.

Задачи :

1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам;

2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся;

3. Воспитывать интерес к учебным предметам;

4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование : игровой стол, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, географические карты, компас, мыло, ножницы, оформление зала.

В-1.Здравствуйте уважаемые гости!

В-2. Здравствуйте, УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

(музыка)

В-1. Пусть каждый школьный день приносит радость,

Сбываются все лучшие мечты.

И пусть тебе учитель каждый скажет,

Что самый умный в школе – это ты!

В-2.Сможем мы гранит науки

Весь в песок перетереть.

А помогут нам, друзья,

Любимые учителя.

В-1. Сегодня мы проводим марафон,

Проверит наши знанья он!

Как это интересно - много знать,

И всем друзьям свои умения показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы?!

Вперед, друзья! К победам новым!

В-2. По традиции мы собрались в этом зале, чтобы найти самых- самых…

В-1. В этом году будет проходить «Школьный марафон». В конце года мы подведем итоги и назовем победителя «Школьного марафона».

В-2. Жюри сегодняшнего конкурса: …

В-1. 1 тур - это осенний марафон. Он будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?»

В-2. 4 сентября 1975 года ровно в 12:00 впервые в эфир вышла программа "Что? Где? Когда?". Сегодня правила этой игры может рассказать даже ребенок, но мало кто помнит, что 38 лет назад не было ни знатоков, ни волчка, ни знаменитой хрустальной совы. В первых играх друг против друга выступали две семьи, в доме у которых снимались 2 раунда, а потом сюжеты монтировались с помощью фотографий из семейного альбома участников. Позже в игре стали принимать участие студенты и программа получила название "молодежного телевизионного клуба", а в 1991 году превратилась в "интеллектуальное казино".

В-1. Сегодня против команды учителей играет команда знатоков.

В-2.Встречайте команду знатоков:

  • Ученик 7 класса - Летовальцев Влад

Уравновешенный, любит заниматься спортом, добросовестный, ответственный.

В-1. Ученица 7 класса - Ковалева Светлана

Целеустремленная, обладает чувством юмора, любит рисовать, поэтому занимается в художественной школе, ответственная.

В-2. Ученик 8 класса - Челпанов Эрик.

Умный, ответственный, хорошо знаком с современным программным обеспечением, ему это интересно.

В-1. Ученик 8 класса – Панкратов Влад.

Активный, участвует во всех мероприятиях, спортсмен.

В-2. Ученица 9 класса – Бушуева Нина.

Рукодельница, ответственная, может поддержать в трудную минуту.

В-1. Ученик 9 класса – Червочков Виталий.

Ставит реальные цели и добивается их, придет на помощь в трудную минуту, любит компьютер.

В-2.Уважаемые члены клуба и зрители!

В-1. Знатоки должны ответить на 11 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 балл. В случае неправильного ответа балл переходит команде знающим, т.е. учителям.

В-2. 13 вопрос – вопрос от зрителей.

В-1.1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.

В-2.Итак, мы начинаем игру! ГОНГ.

1 раунд

  • Вопрос от учителя русского языка.

Прослушайте начало одной сказки:

«Октябрь… Осень…

Однажды осенью около озера оказался огорченный обиженный Ослик. «Один, опять один», – охал он, – одиночество, опять одиночество…»

Придумывать такие сказки не так просто, как кажется на первый взгляд, ибо есть в них одна интересная особенность. Какая?

(Ответ: все слова начинаются на одну и ту же букву.)

  • Вопрос от учителя технологии.

Внимание! Чёрный ящик!

Это простейшее устройство, находящееся сейчас в черном ящике, действует по принципу рычага. Одно из древнейших найдено в Смоленске и изготовлено в X веке. Вспомните известную детскую загадку о пяти составляющих этого устройства и скажите, что в черном ящике?

(Ответ: ножницы.)

  • Вопрос от учителя литературы.

Во дворе музея на Бейкер-стрит находится ресторан

"У миссис Хадсон". Названия блюд в меню выдержаны в соответствии со спецификой музея, например, блюдо из помидоров и моркови "Союз рыжих", сосиски "Скандал в Богемии" и т.д. А как называются в этом меню разноцветные спагетти?

(Ответ: «пёстрая лента».)

  • Вопрос от учителя физкультуры

Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как он называется?

(Ответ: перетягивание каната.)

  • Вопрос от учителя ОБЖ.

Аквалангист под водой потерял ориентацию. Внимание, вопрос! Как он может определить, где верх, а где низ?

(Ответ: бросить камень или пустить пузырьки воздуха.)

  • Вопрос от учителя истории

В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги!

Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?

(Ответ: рубль.)

  • Вопрос от учителя начальных классов.

В этом известном вам с детства произведении слово «за» повторяется 2, потом 3, потом 4, потом 5, потом 6 раз. А что это за произведение?

(Ответ: «Репка».)

  • Вопрос от учителя химии.

Внимание! Чёрный ящик!

В Древнем Египте красивыми считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, люди изобрели нечто, что сыграло значительную роль в жизни человечества. Что лежит в черном ящике?

(Ответ: мыло)

  • Вопрос от учителя географии

В Лапландии существует поверье, что это явление вызывает лиса, бегающая по снежным шапкам гор и высекающая искры своим хвостом. Современная наука доказала, что это явление возникает из-за столкновения солнечного ветра с атмосферой Земли. Назовите это явление двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву.

(Ответ: северное сияние.)

  • Вопрос от учителя биологии

Грифовая черепаха, живущая в водоемах юга Северной Америки, с этой целью часто высовывает изо рта свой длинный тонкий язык. А каких животных обычно использует с той же целью человек?

(Ответ: червяков, рыбу подманивать.)

  • Вопрос от учителя физики.

В чёрном ящике находится прибор, который стал известен в Европе в XII веке. Считалось, что он был изобретён китайцами 4500 лет назад. Сейчас эта версия признана ошибочной. Основу прибора составляет магнитная стрелка. Что в чёрном ящике?

(Ответ: компас.)

  • Вопрос от учителя математики

Её название происходит от двух латинских слов, означающих «двойной» и «разрезание, рассечение». О чём идет речь?

(Ответ: о биссектрисе.

(bi - «двойное», и sectio - «разрезание»))

Дополнительные вопросы:

Русский язык В.И. Даль указывает, что прохиндей - это мошенник, который врет, что ездил в некую страну и там постиг всяческие тайны. Назовите эту страну.

Ответ: Индия.

Химия Считалось, что этот драгоценный камень нельзя уничтожить, и что скорее наковальня уйдет в землю, чем молот разобьет его. Назовите этот драгоценный камень.

Ответ: Алмаз.

Биология Мало кто знает, что дикобраз – одно из самых непотопляемых животных, причём утонуть он не сможет даже в том случае, если захочет это сделать. А виной этому его длинные иглы, внутри которых находится… а что находится внутри игл дикобраза?

Ответ: воздух

Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль. Что общего у каждой пары?

Ответ: количество ног.

МХК Черный ящик Китайский мудрец Сюй Цзэшу писал, что этим можно заниматься, когда ты празден, когда слушаешь скучные стихи, когда музыка умолкает, когда живешь в уединении, когда беседуешь поздно ночью, когда принимаешь у себя ученого мужа или воспитанных певичек, в хорошую погоду, в жаркий день, в сумерки. Все вы наверняка этим занимаетесь, и большинство - регулярно. А что для этого нужно?

Ответ: Чай и чашки. Это чаепитие.

От медработников Доктор медицинских наук профессор Змановский, пытаясь выделить главные компоненты здоровья современного человека и найти соотношения между ними, вывел "формулу здоровья". Приведем ее, опуская некоторые детали: З (здоровье) равняется: в числителе - Д (двигательная активность), Т (термозакаливание), П (рациональное питание), а в знаменателе стоят буквы Б, К, А. Этими буквами обозначены факторы, отрицательно влияющие на уровень здоровья. Расшифруйте их (или хотя два из них).

Ответ: Болезни, Курение, Алкоголизм.

География В тундре значительная часть круговорота веществ в природе происходит благодаря им: ежегодно с каждых 100 га "улетает" 32 кг углерода, 16 кг азота, 9 кг фосфора, 6 кг кальция. А кто стал самой известной женой одного из них?

Ответ: Муха-цокотуха.

Комментарий: Речь идет о комарах.

В-1. Итак, наша игра закончена. Победили сильнейшие. За участие в игре команда награждается сертификатами и призами.

В-2. Пускай сулят надежду дни,

Приносят радость вечера,

И пусть же вас ведут они

Дорогой света и добра!

В-1. Всего вам доброго, до свидания!


Интеллектуальные программы на российском телевидении


Введение

1. Российское телевидение на современном этапе. Интеллектуальная направленность современного телевидения

2. Характеристика интеллектуальных программ российского телевидения

2.1 Игры в знание на деньги

2.2 Интеллектуальные ток-шоу

Заключение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее несколько лет на экранах российских каналов все чаще появляются телепрограммы интеллектуального содержания. Данное веяние реализуется как через телеигры, так и через конкурсы, беседы в студии и пр. Это передачи, определяющие себя в качестве «интеллектуальных», относящиеся к «высокой культуре», строящиеся вокруг беседы экспертов, профессионалов. Их цель - научить зрителей думать, передавать знание в его «гуманитарной» версии. Они в большей или меньшей мере воспроизводят конвенции популярных программ, существуют на телевидении, но при этом стремятся транслировать критическое отношение к массовой культуре. Здесь постоянно звучит опасение: «Любите ли вы великую русскую литературу?», «Массовая культура - это просто зло или зло абсолютное?».

По своему устройству это - не визуальные программы: их можно не смотреть, а только слушать или читать в виде книги. В них не используются ресурсы телевидения как медиа, хотя, возможно, именно это могло бы дать какие-то новые ходы для того, чтобы свернуть «разговоры о культуре» с привычной колеи. В программах часто консервируется образ эксперта, носителя знания (иногда путем его симуляции), воспроизводятся представления о роли «интеллигенции», просвещающей «народ»; зрители привычно демонстрируют готовность внимать - на ограниченном пространстве в ограниченное время. Хотя эта позиция не кажется современной, но и она в дефиците на отечественном телевидении. Пока остается открытым вопрос о том, можно ли предложить какие-либо иные решения для «интеллектуальных программ», где были бы задействованы технологии и языки медиа и разрушались бы привычные границы между интеллектуальными стратами в российском обществе.


Приоритетным для современного российского телевидения является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает. Если верить телевидению, то реформы. которые проводились в 90-е годы полностью провалились, приватизация госсобственности это верх несправедливости и коррупции, бизнесмен и преступник это синонимы, и страна Россия - это страна преступников. Телевидение - самое мощное средство психологического воздействия, сильнее любой правоохранительной системы, ФСБ, МВД. А тот кто владеет телевидением и интерпретирует события - тот владеет страной.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".

Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.

Когда речь идет о просветительской миссии телевидения, то мы видим, как много мы потеряли. Когда-то у нас были великолепные образовательные каналы, учебные и научно-популярные программы. Но после того, как 4 канал передали НТВ, мы из страны, которая в свое время гордилась своим образовательным и учебным телевидением, превратились в страну, в которой нет образовательного вещания. Одним словом, произошла культурная катастрофа, и это одна из самых больших потерь нашего телевидения, которую ничем не восполнить. По роли телевидения в воспитании человека, гражданина, личности, в просвещении мы стали одной из самых отсталых стран. И если сегодня не предпринять срочных мер по восстановлению образовательного вещания с наработанными богатыми традициями, то мы будем терять одно поколение за другим.

Общество должно ставить перед коммерческим телевидение и бизнесом определенные условия. Эфирные частоты - это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно во благо, на развитие граждан, а это не происходит. И телевидение, и общество потеряли инстинкт самосохранения, вобрав в себя все худшее из советского и западного телевидения. Даже американские студенты, стажирующиеся у нас на телевидении, поражены обилием крови и насилия, жестокости на наших экранах. Не случайно, 70% людей, при социологическом опросе, проведенном в 2004 году, высказались за введение цензуры. Не политической, а нравственной, предохраняющей от пагубного воздействия. Во Франции есть наблюдательный совет по телевидению, в который президентом назначается по три человека, которые получают зарплату и не имеют права нигде больше работать, до завершения своих полномочий. Денежные санкции, выставляемые телеканалам за рубежом очень большие, могут даже отобрать лицензию.

Требуется политическая воля, как всего телевизионного руководства, так и всего телевизионного сообщества, чтобы выйти из этого сегодняшнего состояния, в котором мы находимся.

Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".

Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы "Цивилизация", "В мире животных", "Клуб путешественников".

Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами. В последнее время на Первом канале наблюдается приоритет отечественных сериалов, которые пользуются огромным успехом: "Спецназ", "Убойная сила", "Граница. Таежный роман", "Остановка по требованию".

Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М. Скорсезе, "Леон" Л. Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р. Бениньи...

Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей - "Песня года", а также концерты известных исполнителей А. Пугачевой, О. Газманова, В. Леонтьева, группы "Чайф", "Аквариум" и других. Среди заметных музыкальных акций канала - концерты Стинга, Дэвида Боуи, Джо Кокера, Тины Тернер, Майкла Джексона. Игровые передачи Первого канала имеют постоянную большую аудиторию, несмотря на то, что некоторые из них существуют уже много лет. Это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН. Новые игры - "Народ против", "Русская рулетка" и "Слабое звено", адресованы телеинтеллектуалам.

Телекомпания НТВ закрыла "Свою игру" - телевикторину, завоевавшую за 19 лет в эфире статус главной интеллектуальной передачи страны. Пока многочисленные поклонники игры обсуждают, что стало причиной такого решения - низкие рейтинги или происки врагов - "Лента.ру" вспоминает самые интересные телевикторины, по разным причинам исчезнувшие из российского телеэфира.

"Проще простого"

Программа больше всего запомнилась в период с 1994 по 1996 годы, когда ее ведущим был Николай Фоменко. Строилась она по принципу игры в "крестики-нолики": в гигантском квадрате 3 на 3 клетки сидели известные личности, отвечавшие на вопросы. От игрока требовалось согласиться или не согласиться с ответом. Если он выбирал правильно - в квадрате ставился выбранный им знак, если неправильно - знак соперника. Отличительная черта - привязчивая песенка в заставке и невероятное по нынешним меркам обилие спонсоров. Как и многие отечественные телеигры, имела американский прототип - программу Hollywood Squares .

"Золотая лихорадка"

Довольно эксцентричное, даже по меркам российского ТВ конца 90-х, шоу Леонида Ярмольника. Главное в "Золотой лихорадке" было в антураже. Актер в образе дьявола сыпал сакраментальными фразами и перемещался по металлической решетке, отделявшей его от игроков. С игроками взаимодействовал, главным образом, его ассистент - карлик в плаще с капюшоном. В каждой передаче участвовали 30 человек, которые, отвечая на вопросы, отчаянно боролись между собой за унции и килограммы драгоценных металлов. Главный приз суперфинала - пуд золота.

"Слабое звено"

Эту программу некоторое время тоже вел Николай Фоменко, но своей популярностью в России "Слабое звено" во многом обязано первой ведущей - Марии Киселевой. Знаменитая синхронистка очень органично смотрелась в роли бесстрастного наблюдателя за людскими пороками: в каждом из раундов игры один из игроков по коллективному решению остальных объявлялся "слабым звеном" и выбывал из борьбы за главный приз. Телеигру, заставлявшую игроков демонстрировать самые неприятные свои качества, всерьез обвиняли в излишней жестокости, что не помешало ей продержаться в эфире четыре года - с 2001-го по 2005-й.

"Русская рулетка"

Еще одна попытка добавить интеллектуальному шоу страстей и адреналина. В программе Валдиса Пельша игрок за свою ошибку рисковал "провалиться в бездну". В буквальном смысле: каждый из шести участников стоял на люке, которые открывались случайным образом после неверного ответа. Провалиться мог любой игрок - необязательно автор неправильного ответа. В первом раунде открывался только один люк. По мере приближения к финалу их становилось все больше. В последнем туре вероятность упасть в люк была крайне высока; зато на этой стадии вместе с игроком провалиться мог и сам ведущий.

"О, счастливчик!"

Русскоязычная адаптации британской игры "Who Wants to Be a Millionaire?" некоторое время была одной из самых популярных телевикторин на отечественном телевидении. Один игрок должен был ответить на 15 вопросов, чтобы выиграть миллион рублей. Некоторые реалии игры - например, подсказка "Звонок другу" - прочно вошли в язык. Копируя манеру иностранных коллег, ведущий Дмитрий Дибров основательно трепал участникам нервы и только потом объявлял правильный ответ.

"Брейн-ринг"

Спортивный вариант телевикторины "Что? Где? Когда?" и одна из немногих по-настоящему интеллектуальных игр на российском ТВ. Две команды из шести знатоков каждая отвечали на вопросы на скорость. Вопросы, по традиции, задавались не на знание, а на логическое мышление. Наряду с капитаном команды особо ответственную должность занимал игрок, "сидевший на кнопке" - его главной задачей было подать сигнал о готовности ответа раньше другой команды, но не раньше, чем ответ был действительно готов. Программа выходила с 1989 по 2000 год, в 2010 году на короткое время возродилась на канале СТС.

"Своя игра"

И, наконец, "Своя игра" - аналог американской телевикторины "Jeopardy!", продержавшийся в российском телеэфире почти 20 лет. В приведенном ниже видео - кот в мешке, "Эрих Краузе", вопрос-аукцион и великий Онотоле, поверженный спортивным редактором "Ленты.ру" Ярославом Котышовым.