История ларисы огудаловой. Образ ларисы огудаловой или моя "бесприданница" островского

«Я вещь...». Трагедия Ларисы
(По драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой.

2. Жених и возлюбленный.

3. Трагедия Ларисы , как влюбленной женщины.

Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского «Бесприданница» - Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой. Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный характер. Ей чужды меркантильные планы ее матери - выдать дочь замуж за порядочного, обеспеченного человека. Лариса ждет искреннего, возвышенного чувства - и оно приходит, но только объектом ее любви оказывается типичный «барин», бывший помещик, судовладелец Сергей Сергеевич Паратов.

Наивная девушка не может осознать, что в «светском» окружении ее матери наибольшую ценность имеют деньги, о чувствах там говорить не принято. И она искренне верит в то, что ее любовь к Паратову взаимна - между тем, купец даже не допускает мысли о том, чтобы жениться на бедной пюряночке без приданого. Единственным капиталом Лари-| ы является ее неяркая, но безупречная красота.

Несмотря на то что Сергей Сергеевич не предпринимает попыток предложить Ларисе руку и сердце, она верит в то, что это событие непременно произойдет. Тем временем Паратов говорит своим друзьям Вожеватову и Кнурову: «У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Влюбленная девушка безоговорочно оправды-иает своего «кумира», идеализирует его, находит объяснения даже самым неблаговидным его поступкам. Например, н сцепе, где Паратов стреляет в монету, Лариса считает его настоящим героем, но на самом деле это эпизод свидетельствует о пустом бахвальстве и легкомыслии ее избранника. А его помощь бедным - не от истинной потребности, зова сердца, а от стремления покрасоваться перед окружающими, наглядно показать свою щедрость.

Лишь в финале пьесы мы видим, как Лариса постепенно начинает понимать, что же представляет из себя ее возлюбленный. Уже решив выйти замуж за неприметного, глуповатого мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, она вновь встречается с Паратовым, и ее безумная любовь вспыхивает с новой силой. Когда Сергей Сергеич на приеме, устроенном в доме Карандышева, начинает издеваться над быстро опьяневшим женихом, Лариса вместо того, чтобы прийти на помощь своему будущему супругу, окончательно в нем разочаровывается, в итоге признавшись Паратову: «У меня один жених: это вы...».

Возможно, при других обстоятельствах тронутый этой искренностью Сергей Сергеич и задумался бы о будущем Ларисы Огудаловой, но к тому времени судовладелец уже не был богатым и свободным. Воспользовавшись неопытностью и наивностью молодой девушки, он соблазняет ее, умолчав о том, что давно уже обручен с богатой дамой из «высшего общества». Вначале попытавшись деликатно отделаться от Ларисы, он все же открылся неред ней, но от крылся неискренне, сыграв роль несчастного, жестоко обиженного судьбой мужчины:

Паратов. Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.

Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?

Паратов. Нет.

Лариса. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.

Паратов. Я обручен... (Показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало.

Разумеется, на самом деле избранник Ларисы прекрасно все понимал и вполне отдавал отчет своим действиям. Милая, далекая от реальной жизни девушка стала для него очередной игрушкой, красивой вещью, а потребность в обладании ею была усилена тем, что права на Ларису предъявлял «какой-то» Карандышев.

И после тяжелого, мучительного для Ларисы объяснения ее терзания не закончились. Паратов очень спокойно и рассудительно объяснил девушке, что никаких прав она на него предъявить не может и лучше всего ей отправиться домой. Чувства Ларисы, ее переживания не имеют никакого значения для купца-самодура, в очередной раз добившегося поставленной перед собой цели.

Но Трагедия Ларисы Огудаловой заключается не в этом эпизоде, по воле случая ставшем для нее роковым. Ее губит не жестокое разочарование в любимом человеке, а ужасное осознание, что для мужчин она не объект искренних чувств, а всего лишь красивая вещь, безделушка, которую многим хочется приобрести и держать дома, похваляться ею перед друзьями, хвастаться своим успехом.

Внезапно возникшая мысль становится слышимой: Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину...». Она пока еще не думает об уходе из жизни - ее дальнейшие размышления о самоубийстве являются лишь жалкой попыткой привлечь внимание Паратова.

Но дальнейший ход событий окончательно ломает хрупкую душу девушки. Нашедший ее Юлий Капитоныч рассказывает, как Вожеватов с Кнуровым играли в орлянку, чтобы решить, кому из них достанется честь оказать покровительство Ларисе. Участие, снисхождение Карандышева становится для несчастной обманутой девушки последним ударом. Именно поэтому она произносит вслух: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...». Лариса не представляет себе жизнь в мире роскоши и светских развлечений, ей непонятна страсть к наживе, ее не влечет разврат. Ситуация, в которой она не по своей вине очутилась, требует скорейшей развязки, и эта развязка наступает. Но даже в последние минуты Лариса пытается спасти убийцу от праведного суда, убеждая окружающих, что ее попытка уйти из жизни была добровольной. И даже Паратов, услышав ее шепот, понимает всю низость своего поведения, но его исступленные крики уже ничего не могут исправить. Последними словами Ларисы становится признание в любви: «Я вас всех... всех люблю».

Островский написал драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы «Гроза» и «Горячее сердце». Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице» - все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. Но, несмотря на то, что все девушки переживают из-за любви, у каждой из них своя драма в жизни.
«Бесприданница» отличается от двух других произведений тем, что в ней главная героиня сталкивается с жестоким миром буржуазных отношений, а не противопоставлена «темному царству», как в «Грозе». Главная тема пьесы – драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. И этой драматичной личностью в произведении является Лариса Огудалова.
Лариса Дмитриевна – девушка воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Нам становится жаль главную героиню, когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти дочери богатого жениха. Для этого мать учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Старшая Огудалова – более приземленная и практичная натура, чем младшая. Это непонимание между матерью и дочерью, разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов. Таким образом, жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена непониманием и постоянным унижением. Мать девушки говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Самая главная же драма Ларисы – это ее душевные, сердечные переживания. Девушка уже познала разочарование в любви и предательство, когда Сергей Сергеевич Паратов в течение двух месяцев ездил к ней, «женихов всех отбил», а потом исчез неизвестно куда.
Ларисе не остается иного выхода, как выйти замуж за мелкого Карандышева, выгодного жениха, который избавит ее от унижения. Будущий муж, по мнению девушки, совсем не такой, как Паратов, которого она по-настоящему любит и не может забыть. Лариса видит всю ничтожность Карандышева, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих. От всех бед и стыда девушка ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в село, где наконец-то отдохнет душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, когда звуки уносят ее прочь от проблем. В ее музыкальной и чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Внутренний мир Ларисы богат, в отличие от кнуровых и вожеватовых. Поэтическая натура девушки летит над миром на крыльях музыки. Недаром ее имя в переводе с греческого языка означает «чайка»…
Когда возвращается Паратов, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов. Идеализировав образ возлюбленного, девушка считает его «повелителем», готова пойти за ним хоть на край света. Всем сердцем и душой она бросается в омут любви, отдает себя Паратову, не подозревая, что он недостоин ее. Его духовный мир намного примитивнее, расчетливее и самолюбивее, чем душа Ларисы. С целью весело провести остаток «холостых дней» Сергей Сергеевич зовет девушку на Волгу. Лариса, увидев его решительность, поверила в любовь, поверила ему и пошла на встречу мнимому счастью. Однако, Кнуров и Вожеватов знают Паратова лучше. Они догадались, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», они знали, что Сергей Сергеевич ни за что не променяет бесприданницу на миллионершу.
Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Девушка ожидала предложения руки и сердца, иначе для чего были эти прекрасные слова, время, проведенное с ней? Но Паратов не только не оправдал ее надежд, но и жестоко оскорбил Ларису, сообщив о том, что уже обручен. Разве это не драма? Что может быть хуже? Довериться человеку, отдать часть своей души, а взамен получить глупую игру, пустые слова, и, в конце концов, – жестокое предательство. Лариса оказалась игрушкой, развлечением для Паратова. Что девушке ждать дальше от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает ее: выстрелив, он совершает «благодеяние». Перед смертью Лариса видит крушение своих иллюзий, ей открывается действительность: «Они правы, я вещь, а не человек». Умирая, она благодарит Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя «вещью», предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву».
Драма главной героини заключается в том, что ее духовный мир не может существовать в обществе денег и примитивности, в котором интересы мужчин и женщин ограничиваются шестизначным приданным. Материальное здесь вытесняет доброту, душевность и даже любовь. Любовь всегда стоит на втором, а то и третьем месте после денег и положения в обществе. Лариса не смогла приспособиться, не смогла полюбить рубли Карандышева и пережить разочарование в созданном ею же идеальном образе Паратова. Это кажется абсурдным: добро не побеждает зло, любовь не становится выше приданного, как это обычно происходит на страницах большинства книг. Островский, написав «Бесприданницу», добился того, чтобы читатель или зритель задумался, осознал проблему соотношения чувств и расчета. Если все из нас будут выбирать второе, то в мире исчезнет любовь. Стоит ли этого материальное благополучие? Я думаю, что нет.
Хотя пьеса «Бесприданница» была создана более ста двадцати лет назад, ее и сейчас интересно читать или смотреть на сцене. И в наше время можно встретить расчетливых паратовых и приземленных карандышевых. Я думаю, что Островскому можно сказать спасибо за то, что после многократных постановок пьесы «Бесприданница» таких людей становится все меньше, а женщин с душой Ларисы Огудаловой – все больше, и подобные ей натуры находят свое счастье в этом мире.


Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «... кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «...смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.

Я говорю, отчего люди не летают так,
как птицы?
А. Н. Островский
Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини Островского.
Катерина - романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувства: порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина - купеческая дочь, выданная замуж без любви. Но ее душа стремится к счастью, рвется на волю.
Лариса Огудалова намного образованнее и сложнее внутренним складом, гаммой переживаемых чувств. Она живет в другой обстановке - в мире книг, музыки. Но это не делает героиню удачливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жаждет семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таборе». Много случайных людей толпится вокруг, среди них немало сброда. Все это претит девушке. Но она бесприданница, ей не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талантами, но без денег Ларисе одна дорога - в содержанки. Она могла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, но такого не оказалось рядом. Лариса влюблена в бессердечного и себялюбивого эгоиста - Паратова. Он является для героини «идеалом мужчины». Но Лариса не догадывается, насколько она ошиблась, полюбив холеного бездельника, блестящего барина, который ради собственного благополучия готов продать себя, но не взяться за дело. Изменились времена, но выход для героини один - в Волгу.
Только для Катерины - это единственный и достаточно доступный путь. Она всегда знала, что, если станет совсем невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
У Ларисы нет такой твердой решительности. Она внутренне тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей претит все простое, она видит пошлость в бедной простой скромной жизни, хотя и говорит, что рада бы уйти из «базара», окружающего ее в собственном доме. Карандышев - не спасение для Ларисы. Она презирает этого ничтожного и чванливого человека. Героиня сталкивается с дилеммой: уйти из жизни, потому что невозможно больше так жить, или продолжать мучаться, стать дорогой «вещью» у богатого «хозяина». И больше склоняется ко второму пути. Карандышеву она с презрением говорит: «Как вы мне противны, кабы вы знали! Зачем вы здесь?.. Для меня самое тяжкое оскорбление - это ваше покровительство... я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!.. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину... Уже если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова...»
Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву, что он выстрелом избавил ее от дальнейшего позора, «падения» в пропасть порока.
Обе пьесы Островского по-прежнему составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, обосновывают поступки героинь.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.