Украденные шедевры и украденные пустяки * от леонардо до айвазовского. Самые громкие преступления в искусстве Кража произведений искусства

Самые знаменитые похищения картин

Во вторник ночью из роттердамского музея Кунстель были похищены 7 шедевров, среди которых картины

Пикассо, Мастисса, Моне и Гогена.

Это ограбление стало самым крупным ограблением, имевшим место в Голландии, за последние 20 лет. Одна из картин - знаменитый "Мост Ватерлоо" Клода Моне. Воры порой используют самые невероятные способы совершения своих преступлений. Узнайте о самых знаменитых кражах картин.

Похищение "Моны Лизы" Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи "Мона Лиза" стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. "Джоконда" , другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.


Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать кучу денег от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

Самый успешный вор картин

Стефана Брайтвисера, пожалуй, можно назвать самым успешным вором предметов искусства в истории, по крайней мере, можно было назвать, пока он не был пойман.

Официант, историк искусств-самоучка и путешественник, Брайтвисер украл в общей сложности 239 произведений в период с 1995 по 2001 годы общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов.



Его поймали в ноябре 2001 года прямо на месте преступления в городе Люцерн, Швейцария. Согласно прессе, после ареста Брайтвисера его мать сожгла более 60 украденных шедевров.

За свои преступления Брайтвисер получил 3 года, но отсидел всего 26 месяцев тюрьмы, а его мать была осуждена, как соучастник, и провела в тюрьме 18 месяцев.

Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.



Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это "Концерт" Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.



Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта "Шторм на Галилейском море" . Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже.

Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна" . Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


"Крик" - наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.



Картина "Маковое поле близ Ветёйя" Клода Моне была одной из похищенных картин (на фото). Также преступники унесли такие шедевры, как "Людовик Лепик и его дочери" Эдгара Дега, "Цветущие ветви каштана" Винсента Ван Гога и "Мальчик в красной жилетке" Поля Сезанна.. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии "Подсолнухи" (второй вариант 1889 года) была одной из украденных работ.

Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

Похищение "Мадонны с веретеном" Леонардо да Виинчи

"Мона Лиза" - не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину "Мадонна с веретеном" , скрывшись на автомобиле "Фольксваген-гольф". В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме , Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара "Молодая парижанка" и "Беседа с садовником" , а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.



Согласно сообщениям BBC News , полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


"Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин - 30 миллионов долларов.

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено целых 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times .



Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина "Едоки картофеля" Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены, особенно три из них.

В середине февраля во Франции отыскали две картины , похищенные из марсельского музея в 2009 году. На черном рынке произведений искусства, где девять лет пропадали работы знаменитого импрессиониста, крутятся миллиарды долларов. Однако для того, чтобы добраться до этих денег, мало украсть шедевр. Нужно знать, что делать с ним дальше. выяснила, как воры избавляются от похищенных картин.

События развивались, как в голливудском боевике. Сначала в центре Стокгольма вспыхнули два автомобиля. Пока полиция разбиралась, что происходит, в ворвался грабитель с автоматом. К тому времени его сообщники уже прятались среди посетителей. По сигналу они направили пистолеты на охранников. Через пять минут грабители выскочили на улицу с двумя полотнами Ренуара и автопортретом Рембрандта. В канале возле музея их ждала моторная лодка. Они прыгнули в нее и были таковы.

В 2000 году, когда произошло ограбление, Роберт Уиттмен возглавлял отдел по розыску похищенных произведений искусств. «Грабители продумали все, - вспоминает он. - Прекрасная работа, если говорить только о самой краже и уходе от преследования». Но, по его словам, это самая простая часть преступления. Куда труднее сбыть добычу.

Чаще всего музеи грабят люди, которые не имеют представления о том, как устроен рынок произведений искусства. «Они прекрасные воры, но ужасные бизнесмены», - говорит Уиттмен. Дилетантам невдомек, что сама по себе картина ничего не стоит. Нужны доказательства подлинности, законности и происхождения. У преступников всего этого нет.

Одно из похищенных полотен Ренуара нашли почти сразу. Автопортрет Рембрандта в 2005 году вернул сам Уиттмен. Он вышел на грабителей под видом дилера, который работает на русскую мафию в США. Те не заметили подвоха и пришли на встречу, где их взяли с поличным. Последняя картина вскоре всплыла в Лос-Анджелесе.

Ценитель в тренировочных штанах

В кино произведения искусства крадут утонченные профессионалы в смокингах. Но в действительности музейные воры больше похожи на Раду Догару - румынского преступника, который в 2012 году стащил из роттердамского музея Кюнстхал два рисунка Моне и пять полотен Гогена, Пикассо, Матисса, и Мейера де Хана.

Догару промышлял сутенерством и торговал ворованными часами. Перед кражей он посетил Кюнстхал под видом посетителя, захватив с собой девушку и сообщника. В музее он старательно притворялся ценителем искусства и с невозмутимым видом гулял по залам в тренировочных штанах, высматривая картины, которые уместятся в его рюкзаке.

Ночью Догару вернулся с подельником и при помощи кусачек вскрыл дверь, ведущую в музей со стороны парка. Камер видеонаблюдения там не было, охраны тоже. Воры быстро сняли со стен отобранные полотна и, не мешкая, скрылись. Сработала сигнализация, но к тому времени, когда подоспела полиция, преступников и след простыл.

В тот же день румыны побывали в Брюсселе и встретились с человеком по прозвищу Джордж-Вор. Заручившись обещанием, что он найдет им покупателя, Догару с приятелем вернулись в Роттердам, а оттуда поехали на родину.

В течение следующего месяца они пытались продать добычу. Джордж-Вор пытался свести их с людьми во Франции, Бельгии, Монако, Белоруссии и России, но ничего не получалось. Через месяц слухи о краденых картинах дошли до сотрудницы музея в Бухаресте. Она рассказала о подозрительных типах полиции.

Законы черного рынка

По данным RAND Corporation, почти все удачные сделки на подпольном рынке произведений искусства строятся по одной схеме. Непосредственными исполнителями, как правило, становятся недалекие люди с криминальным прошлым - такие, как Раду Догару. Их добыча попадает в руки скупщиков - экспертов с прекрасным образованием и обширными связями как в преступном мире, так и на арт-рынке. Их задача - «отмыть» репутацию краденого и при помощи контрабандистов переправить его дилерам. Те, в свою очередь, находят торговцев, которые зачастую даже не подозревают о происхождении товара.

В большинстве случаев цепочка, связывающая исполнителя и покупателя, состоит из пяти человек. Некоторые из них совмещают несколько ролей, а торговцами оказываются обычные аукционные дома или антикварные лавки. Но если речь идет о знаменитом произведении искусства, все гораздо сложнее. В этом случае рассчитывать на легальных покупателей нельзя. Остаются преступные синдикаты, использующие краденые полотна в качестве валюты, и частные коллекционеры, которых не смущают проблемы с законом.

Три картины, похищенные из Национального музея в Стокгольме, стоили порядка 40 миллионов долларов. Добыча Догару - от 100 до 200 миллионов долларов. Однако сумма, на которую могли рассчитывать преступники, на порядок меньше. По оценке Элис Фаррен-Брэдли из компании Art Loss Regitstry, поддерживающей крупнейшую базу данных краденых произведений искусства, цены на черном рынке в 10-20 раз ниже обычных.

За известные картины платят еще хуже. «Даже 10 процентов - слишком дорого, когда речь идет о шедеврах, - считает Энтони Аморе, отвечающий за охрану в Бостоне. - Никто не станет тратить миллионы на произведение, которое невозможно показать другим».

Утраченные шедевры

В июле 2013 года Догару и его сообщников арестовали, но похищенных полотен у них не оказалось. Не исключено, что картин больше нет: мать Догару утверждала, что после ареста сына испугалась и сожгла их в печке. Потом она изменила показания, однако в золе действительно нашли остатки холстов и краски.

Экспертов такой поворот сюжета не удивляет. По той или иной причине гибнет заметная доля краденых произведений искусства. Иногда их уничтожают, чтобы избавиться от улик. Иногда полотна губит неверное обращение. «Если их украли неспециалисты, они не знают, что делают, - объясняет Элис Фаррен-Брэдли из Art Loss Registry. - Картины необходимо хранить при определенном температурном режиме». В противном случае они быстро придут в негодность.

Самый известный случай такого рода произошел в 2001 году, когда 53-летняя жительница маленького французского городка Мирейль Брейтвейзер уничтожила произведения искусства и ценности, стоившие 1,4 миллиарда евро. Ее сын Стефан Брейтвейзер добывал их семь лет. За это время он и его подруга Анна-Катерина Клейнклаусс обокрали 172 музея в пяти странах Европы. Полотна старых мастеров, старинную керамику, оружие и музыкальные инструменты вор прятал в доме матери.

В 2001 году Стефан допустил ошибку и попался. Когда об этом узнала его мать, она ужасно разозлилась и решила избавиться от вещей сына. Женщина изрубила на куски более 60 картин, смешала их с мусором и выбросила, а ювелирные украшения, керамику и статуэтки утопила в реке. Кое-что удалось достать со дна, но уничтоженные полотна бесследно пропали.

Криминальная валюта

Международные базы данных краденого заметно усложнили жизнь музейных воров. Теперь нельзя, как раньше, залечь на дно и дождаться, когда уляжется шумиха, или отвезти добычу в другую страну, где не знают о краже. «Вор не может отнести краденое в аукционный дом, потому что они проверяют все лоты, - говорит Уилл Корнер из Art Loss Registry. - То же самое относится к приличным дилерам и ломбардам, которые проверяют товар по нашей базе. В результате доходность таких преступлений существенно снизилась».

Но даже если картину нельзя продать, она может представлять ценность для преступников. «Похищенные произведения искусства очень быстро переходят из рук в руки, - говорит голландский искусствовед Артур Бранд. - В криминальном мире их используют вместо банкнот. Полотна меняют на оружие и наркотики».

Иногда преступники соглашаются взять краденые картины в качестве залога или платы за товар. В этом есть логика: провезти их через границу куда проще, чем крупную сумму наличных. При этом номинальная стоимость полотен может быть очень высокой (по крайней мере, в теории). Кроме того, картины бывают полезны при переговорах с органами правосудия. За возвращение бесценного шедевра могут смягчить приговор. Это неплохая страховка на черный день.

Хороший пример - судьба 18 картин, которые в 1986 году похитил ирландский вор Мартин Кагилл по кличке Генерал. Сначала Ирландская республиканская армия, заказавшая кражу, пыталась обменять полотна на пойманных соратников. Когда ничего не вышло, Кагилл попытался найти добыче другое применение. Одну из картин выменял на крупную партию героина в Стамбуле. Еще четыре отдал в качестве залога за ссуду. Вор хотел открыть собственный банк на Багамах, но не успел: его убили бывшие партнеры из ИРА.

Иногда криминальные воротилы покупают картины из любви к искусству - такое тоже случается. К полотнам Ван Гога, которые в 2002 году украл Октав Дюрам, присматривался знаменитый голландский преступник Кор ван Хаут - организатор похищения пивного магната Альфреда Хейнекена. В день сделки ван Хаут погиб в перестрелке, и Дюраму пришлось искать другого покупателя. В итоге картины достались итальянцу, который торговал марихуаной в амстердамском кофешопе. Через 13 лет их нашли в резиденции Каморры - неаполитанской мафии.

Парижский Человек-паук

Если верить исследованию RAND Corporation, выгоднее всего быть скупщиком: риска почти нет, а большая часть выручки достается именно ему. Непосредственному исполнителю перепадают гроши - часто не больше процента от цены, которую согласился заплатить покупатель.

История Вьерана Томича по кличке Человек-паук подтверждает эти подсчеты. В 2010 году серб украл из Парижского музея современного искусства работы Пикассо, Матисса, Модильяни, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоящие 125 миллионов долларов, и получил за них всего 40 тысяч евро.

Деньги обещал заплатить антиквар Жан-Мишель Корвез. Он утверждал, что нашел в Израиле человека, который готов купить краденую картину Леже. Глубокой ночью Томич выбил окно музея, проник в здание, нашел нужное полотно и аккуратно вынул его из рамы. Он ожидал, что сработает сигнализация и прибежит охрана, но было тихо. Тогда вор решил остаться и посмотреть другие картины. Томич целый час бродил по залам и в итоге взял еще четыре полотна, после чего спустился из окна по веревке. Пропажу заметили только в семь утра.

Мы знаем историю парижского Человека-паука или Раду Догару только потому, что они попались. Это делает их исключениями из правила, потому что большинство преступников, которые крадут картины, избегают наказания. «Часто даже в тех случаях, когда мы находим краденое, ворам удается уйти, - говорит Бонни Магнесс-Гардинер из ФБР. - За много лет произведения искусства проходят через столько рук, что установить, кто именно их украл, очень трудно».

Шансов на обнаружение пропавшего полотна тоже мало. Статистика ФБР показывает, что бесследно исчезают более 90 процентов украденных произведений искусства. Оценка основателя Art Loss Registry Джулиана Рэдклиффа чуть оптимистичнее: он считает, что в течение двадцати лет владельцам удается вернуть до 20 процентов похищенного.

RAND Corporation подсчитала, что на черном рынке произведений искусств совершаются сделки на восемь миллиардов долларов в год. Большую часть дохода подпольным дилерам дают не исчезнувшие шедевры, которые стоят миллионы долларов, а куда более дешевые работы менее известных художников.

«95 процентов произведений искусства крадут из частных домов, и они обычно стоят до 10 тысяч долларов - полагает эксперт по черному рынку произведений искусств Пол Хендри. - После кражи они проходят через несколько посредников и всплывают на легальном рынке по полной цене». В качестве примера он приводит мейсенские фарфоровые фигурки. «Вариантов этой фигурки может быть 500 или 1000, - поясняет он. - Кто разберет, какая из них краденая, а какая нет?»

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

Кто первый придумал украсть картину?

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

Какие картины воруют чаще всего?


Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?


На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?


багажник велосипеда


камера хранения


кладбище

Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза - чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте - в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме.

Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?


В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.

Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?


Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.

Произведения искусства сегодня являются одной из лучших инвестиций. Работы таких мастеров, как Рафаэль, Боттичелли, Рембрандт, никогда не упадут в цене, скорее наоборот.

Однако есть люди, для которых картины великих художников представляют собой не выгодное вложение средств, а являются предметом страсти, на пути которой даже криминальное законодательство является незначительным препятствием.

Желающих завладеть произведениями Ван Гога, Пикассо или Леонардо великое множество, однако возможность приобрести нечто подобное легально появляется редко, поэтому люди готовы пойти на преступление.

Кражи известных произведений искусства из самых знаменитых музеев и галерей мира всегда оказывались в заголовках новостей. Эти преступления почти всегда окружены завесой тайны, которая не дает покоя полиции и экспертам, порой в течение многих десятилетий.

От смелых авантюр до неразгаданных тайн - любая из этих краж произведений искусства достойна голливудской экранизации.

Кража из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, 1990 г.

Эта частная художественная галерея в Бостоне стала местом самой крупной кражи предметов искусства в истории США.

Ранним утром 18 марта 1990 года двое преступников в полицейской форме проникли в здание музея и вынесли 13 картин, среди которых уникальные работы Вермеера, Рембрандта и Мане.

Несмотря на огромный резонанс и подключение к расследованию ФБР и других структур, раскрыть дело так и не удалось, поскольку преступники не оставили никаких улик, стерев записи видеокамер.

Даже почти 30 лет спустя музей выставляет на месте украденных шедевров пустые рамы.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1911 г.

До 1911 года "Мона Лиза" кисти Леонардо была сравнительно малоизвестным произведением искусства. Ее смелая кража в 1911 году принесла картине мировую известность.

"Мона Лиза" исчезла из Лувра в ночь на 21 августа. Картина и ее похищение стали сенсацией в мировых СМИ. Предполагалось, что кража стала выражением протеста модернистских художников против традиционного искусства. Как ни странно, Пабло Пикассо был одним из главных подозреваемых.

Настоящим преступником оказался Винченцо Перуджа, которого музей нанял на работу. Перуджа должен был вставить в рамы защитные стекла, однако решил захватить с собой небольшой сувенир. Спрятавшись на ночь в шкафу, вор легко вынес картину из музея. Ее вернули на свое почетное место только через два года.

«Праведные судьи» Гентского алтаря, 1934 г.

Эта работа братьев Губерта и Яна Ван Эйка по праву считается самым «воруемым» произведением искусства в мире. За 600 лет различные его части были украдены в разное время разными людьми.

В 1934 году ночью из собора была похищена створка, изображающая Праведных судей. Вскоре после кражи епископ Гента получил требование о выкупе в миллион бельгийских франков.

Несмотря на то что власти и преступники обменялись десятком писем, выкуп так и не заплатили, а створку не удалось вернуть. Ее заменили копией кисти ван дер Фекена.

Художественная галерея Уитворт, 2003 г.

Эта Манчестерская галерея стала местом одной из самых странных краж в истории. Утром 23 апреля 2003 года работники галереи обнаружили пропажу трех полотен кисти Ван Гога, Пикассо и Гогена.

Странным в этом преступлении оказалось то, что картины были найдены практически сразу. Спустя несколько дней они были обнаружены в общественном туалете неподалеку от галереи. Картины были свернуты и упакованы в картонный тубус. Воры даже оставили записку о том, что не намерены были красть картины, а только хотели подчеркнуть горестное состояние системы безопасности галереи.

Кюнстхал, 2012 г.

В 2012 году в Роттердамском музее проводилась выставка мастеров авангарда, приуроченная к юбилею Кюнстхала. В три часа ночи воры проникли в здание музея и вынесли сем полотен, среди которых были работы Матисса, Пикассо, Гогена и Моне. На кражу ушло всего три минуты и воры успешно скрылись до прибытия полиции.

На след преступников вышли очень скоро. Одним из них оказался гражданин Румынии Раду Догару. Его мать призналась, что сожгла картины, чтобы избавиться от улик. В печи ее дома в румынской деревне специалисты обнаружили следы красок, соответствующих украденным полотнам.

«Крик» Эдварда Мунка, 1994 г. и 2004 г.

Эта знаменитая картина является магнитом для воров. Мунк написал четыре версии «Крика», две из которых - маслом на холсте. Именно они были украдены с разницей в десять лет.

Вторая и более известная версия была украдена в 1994 году из национальной галереи Осло. После того как преступники потребовали выкуп в миллион долларов, власти провели операцию по изъятию картины. Ее удалось вернуть и выставить в скором времени.

Первая версия картины выставляется в музее Мунка в Осло. Ее украли в 2004 году вместе с еще одним полотном художника. Обе картины удалось вернуть, правда, с повреждениями. После реставрации их вернули в основную экспозицию музея.

«Вид на Овер-сюр-Уаз», Поль Сезанн, 2000 г.

В то время как праздничный Оксфорд готовился отметить приход нового тысячелетия, два вора готовились выкрасть картину из одного из самых престижных музеев города. Во время новогодних торжеств 1 января 2000 года преступники проделали отверстие в зенитном фонаре (стеклянном окне) на крыше Музея Ашмола и спустились на веревке в зал.

Воры украли картину Сезанна «Вид на Овер-сюр-Уаз», цена которой составляет три миллиона фунтов стерлинга. Картина так и не найдена.

Музей Ван Гога, 1991 г. и 2002 г.

Музей Ван Гога был ограблен дважды. В 1991 году двадцать картин стоимостью почти в 500 миллионов фунтов были вынесены из галереи. Однако все они были обнаружены в припаркованной рядом машине через полчаса после кражи. Похитителей нашли через три месяца, они вынуждены были оставить полотна в автомобиле, в котором не вовремя спустило шину.

В 2002 году воры украли две картины из зала музея, но в этом случае не удалось обнаружить ни картин, ни преступников.

Фонд Генри Мура, 2005 г.

Воры, укравшие двухтонную бронзовую скульптуру Генри Мура из парка в его поместье, могут по праву называть себя одновременно самыми наглыми и самыми глупыми в истории похищений предметов искусства.

Похитители ночью въехали на грузовике на территорию парка при поместье Перри-Грин, погрузили гигантскую «Склонившуюся фигуру» с помощью подъемного крана и уехали, никем не замеченные.

В 2009 году расследование кражи было закрыто, и представители полиции объявили, что воры распилили скульптуру и вывезли в Китай, где бронза была переплавлена. На черном рынке цветных металлов воры получили полторы тысячи фунтов, в то время как страховая стоимость скульптуры составила три миллиона.

«Маки», Винсент Ван Гог, 1977 г. и 2010 г.

Картина «Маки» Винсента Ван Гога была украдена дважды. Первая кража произошла в Музее Мохамеда Махмуда Халиля в Каире в 1977 году. Тогда картина исчезла на десять лет и была обнаружена в Кувейте.

В 2010 году то же полотно было снова украдено из музея. Картину не могут найти по сей день несмотря на огромное вознаграждение за информацию.

Фото: Konstantin Vasilev/Rusmediabank.ru

21 августа 1911 года из Лувра была похищена «Мона Лиза» Преступника нашли только через 2 года. Мотивы похищения удивили даже следователей.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» – именно так звучит полное название картины кисти великого художника Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» была и остается самым известным живописным полотном в мире. И это не мудрено: портрет загадочной незнакомки до сих пор таит множество неразгаданных тайн. Однако одну из них ученым все-таки удалось разрешить.

Оживленные споры по поводу личности натурщицы, которая позировала да Винчи, не утихали веками. Одни утверждали, что картина является ничем иным как автопортретом самого художника. Другие были уверены в том, что Леонардо на самом деле рисовал юношу, которого потом и «переодел» в женское платье.

Споры умолкли, когда в 2005 году историки обнаружили записи одного флорентийского чиновника. Благодаря ним, исследователям удалось доказать, что некий купец по имени Франческо дель Джокондо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены, который намеревался подарить той в честь рождения их сына. Картина была написана в 3-х экземплярах, один из которых и дошел до наших дней.

Жаль, конечно, что разгадка оказалась такой простой. Однако шедевр ничуть не пострадал от этого открытия. Он так и остался шедевром. Хотя много раз картина оказывалась на грани между жизнью и смертью, когда вандалы пытались уничтожить ее. На полотно выливали краску и бросали в него камни. Но то, что произошло с « » в начале ХХ века, потрясло весь мир.

21 августа 1911 года «Мона Лиза» просто исчезла из французского . Пресса тут же подняла шум. Был уволен директор музея, который незадолго до кражи весьма неудачно пошутил в интервью для одной популярной газеты. Он сказал, что украсть из Лувра картину невозможно. «Это все равно, что унести собор Парижской Богоматери целиком!» – воскликнул директор. Через год «Джоконда» испарилась.

Дело поручили опытному сыщику Альфонсу Бертильону. Поначалу никаких активных поисков преступника не велось. Все ожидали, что он объявится сам и потребует выкуп. Ведь продать такой шедевр, считали жандармы, практически невозможно. Некоторые журналы даже разместили на своих страницах объявления с просьбой ко всем, кто располагает какой-либо информацией о местонахождении картины, обратиться в редакцию. Некоторые издания даже предлагали щедрое вознаграждение. Но время шло, а вестей все не было.

Альфонс Бертильон решил искать преступника среди ранее осужденных. У сыщика была на них целая картотека, которая содержала сведения о росте, размере головы, рук и ног каждого рецидивиста. Этот метод в те годы активно практиковался сыщиками. А вот снятием отпечатков пальцев Бертильон не занимался. Он был уверен в том, что этот способ антинаучен. А зря! Как утверждают историки, на раме, которая осталась в музее, был один четкий отпечаток, по которому вычислить преступника не представляло бы особого труда. Особенно, если бы у Бертильона была картотека не параметров тел осужденных, а отпечатков их пальцев. Ведь преступник действительно имел проблемы с законом.

Альфонс Бертильон подозревал в совершении кражи века сотрудников музея. Он намеревался снять с них мерки и сравнить со своей картотекой. Вдруг кто-то из них окажется рецидивистом? Тогда круг сузится.

Только вот компьютеров тогда не было и на то, чтобы сравнить данные работников музея с картотекой Бертильона, которая насчитывала более 100 тысяч человек, потребовались бы годы.

И годы шли. Наверное, уже сами жандармы не верили в то, что шедевр вернется, когда в полицию явился владелец одной картинной галереи в Италии, назвавшийся Альфредо Джерри. Джерри заявил, что 13 декабря 1913 года к нему пришел человек по имени Леонардо и предложил ему приобрести «Мону Лизу». Владелец галереи подумал, что Леонардо шутит, но тот принес ему картину на экспертизу. Полотно оказалось подлинным. Альфредо Джерри обратился в полицию. На вторую встречу с похитителем Альфредо отправился уже в сопровождении полицейских, которые и скрутили преступника.

Им оказался итальянец Винченцо Перуджиа, который, как и предполагал французский сыщик Бертильон, одно время действительно работал в музее маляром. Он дождался, когда музей опустел, снял картину со стены, вырезал ее из рамы и спрятал за пазуху. Украсть полотно, вопреки словам бывшего директора Лувра, оказалось довольно просто. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» Перуджиа ответил, что он попросту хотел восстановить справедливость и вернуть картину на историческую родину, в Италию. По мнению преступника, картину незаконно вывез оттуда император Франции Наполеон. Судьи растрогались и приговорили Винченцо… всего к одному году заключения.
Перуджиа не знал, что Леонардо да Винчи сам отправил картину во Францию. В свое время он продал ее французскому королю Франциску I.

Сегодня картина гениального художника по-прежнему находится в Лувре. Она хранится в своеобразном саркофаге из пуленепробиваемого стекла. Внутри саркофага поддерживается определенный микроклимат, который способствует лучшей сохранности шедевра. Охраняет «Джоконду» хитроумная сигнализация, стоимостью более 7-ми миллионов долларов. Страховка картины составляет 3 миллиона долларов. Сам же шедевр до сих пор никем не оценен. По мнению специалистов, сделать это невозможно, поскольку он просто не имеет цены.