Узоры на русской народной одежде. Русский народный узор. Как нарисовать русский узор

Орнамент одежды, конечно же, должен ее украшать, но, оказывается, изначально он выполнял и иную функцию. Орнамент в русском народном костюме являлся неким защитником от злых сил, оберегом, своеобразным талисманом. Именно поэтому рисунок орнамента располагается не где попало, а в местах, где края одежды переходят в открытую поверхность кожи, так сказать незащищенную. Это воротник, манжеты, подол. В этом орнаменте вышивальщицы заключали тайные знаки, идеограммы, которые они подбирали для каждого владельца индивидуально. Эти знаки должны были защищать носящего одежду от внешнего врага и от случайной беды. Отсюда и крылатое выражение «Он и своей рубахи не пожалеет». Так говорили о человеке крайне щедром, который готов отдать свою рубаху, а вместе с ней и всю свою защиту.

Значение узоров

Само слово «узор» является производным от слова «зоря» - устаревшее русское слово, означающее заход солнца и момент появления звезд на небе. Все , изображавшиеся на орнаменте народного костюма, очень символично отражали видение мира народа того времени. То, как они воспринимали космос, солнце, звезды и свое место во всем этом. Например, нередко изображался бегущий белый конь на фоне звезд. Конь символизировал собой солнце, поэтому он и был в звездном окружении. Также нередки изображения весеннего бога солнца Ладо.

Обряды, существовавшие у народов в то время, тоже получили отражение в орнаменте народного костюма. Например, весенний обряд – радуница, праздник Ивана Купалы и другие. Менялось орнаментального рисунка и в зависимости от того, где он располагался. Если это был подол, то есть часть одежды, располагающаяся ближе к земле, то на нем изображали ромбо- и крестообразные композиции, означающие землю, плодородие, огонь. Если же это были узоры на головных уборах, то есть, ближе к небу, то вышивали знаки, олицетворяющие солнце, небо, птиц и так далее.

Все эти факты дают основания для того, чтобы сделать вывод о сильной связи прошлой культуры, миропонимания с культом природы. А также орнамент отображает представления народа данной культуры о своем бытие. По сути, это был своеобразный продукт народного творчества, мироощущения и мыслей. Орнаментальная вышивка была одним из первых магических человечества, который передается из поколения в поколение и тем самым не дает забывать нынешнему поколению о своих предках и о том, как они жили, чувствовали и во что верили.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и узорами, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.






Ах, эти русские народные узоры ! Как приковывает внимание их тонкая вязь, так отзывается что-то в душе! И кажется, что эти кружевные орнаменты источают дурманящий аромат древних тайн и мерцая, пытаются сто-то сказать. Увы! Не многие знают символичный язык славянских узоров, не многие понимают их многослойные образы, их значение. Славянские узоры прекрасны, как летняя соловьиная песня, но, верно, надо иметь какой-то душевный резонанс с наследием предков, чтобы услышать их негромкую музыку. В этой статье показывается, какие русские народные узоры и их значение были использованы в артели "Северная Сказка" при создании модели женского свитера с обережными узорами.

Истинная красота славянских узоров - в их значении

Славянские узоры подобны голографической картине - их надо рассматривать, расфокусировав зрение, переключая внимание то на темный рисунок, то на светлый. Смысл славянских узоров можно понять только объединяя в уме значение тёмного узора, который «говорит» от лица земного, явного мира, и значение светлого узора, который «говорит» от лица небесного мира, мира Прави. Кроме того, трактовка русских народных узоров изменяется в зависимости от места, где они находятся - ведь славянская одежда имела трехчастное деление (сохраняемое, кстати и в древних архаичных канонах мезенской росписи).

Подол одежды символизировал Небо, Мир Прави, рукава и горло были ритуально связаны с Землей, близкой к миру Нави, а между ними располагается пространство Яви. Теперь попробуйте представить, как изменится значение хотя бы одного славянского узора, при «передвижении» его «разным мирам». Невозможно постигать красоту и значение славянских узоров на бегу, впопыхах - нужен тонкий настрой, особое духовное состояние, в котором человек открыт зову сердца, зову природы.

Рассмотрим схемы вышивок. Так, на женском свитере с обережными узорами от «Северной Сказки», есть знак «звенчатый крест», символически связанный с Первопредком. Это мощнейший обережный знак, сила его держится на корнях Вашего родового дерева. Он присутствует во всех "трех Мирах" на нашем свитере (ниже можно будет посмотреть иллюстрации).

На подоле (помним, что это небесный мир) славянский узор Первопредок выполнен белым цветом, то есть символически связан с Небом. Это максимально сильное небесное покровительство Родных Богов, Первопредков славян. Далее, на груди, на территории явного мира, знак Первопредка уже красного (темного) цвета, это корни вашего рода, поддерживающее жизненный ствол Вашего родового дерева «здесь и сейчас», несущий в себе земную энергетику, И, наконец, третий раз знак Первопредка появляется на рукавах, вплетаясь в узор, оберегающий владельца одежды от преждевременного ухода в Навь. Здесь знак Первопредка именно красный (темный), земной, удерживающий.



Рассмотрим подробнее схемы славянских узоров

«Узоры – великие путешественники во Времени и Пространстве», - пишет Марина Качаева, чьи великолепные и вдумчивые исследования славянских узоров послужили основой символики женского свитера, выполненного в артели «Северной сказки».

Постараюсь как можно подробнее рассказать о этом свитере ручной работы, который даже профессиональные вязальщицы могут связать только за три недели.


Первое, что надо увидеть: Земля или Небо?



И, рассматривая общую схему славянского узора, оцените чего больше в нём – светлого или темного. Во всех обережных узорах этого свитера соблюдается равновесие темного(красного) и светлого(основного цвета), и только на большом обережном узоре на спине существует преобладание красного цвета Земли. Это означает, что этот предмет одежды, гармонизируя потоки мужской и женской энергии, все же дарит своей хозяйке чуть больше женственной мягкости, так необходимой в нашем жестоком мире.

В целом помните, что:

если темного больше – узор связывает своего владельца с земным миром живых, его предназначение – активизация физических процессов в организме и энергетике (назовем это трансовым эффектом);

если светлого больше (есть даже варианты «белая нить по белому») – то узор протягивает между владельцем и Небом свои мощные связующие нити. Такой узор помогает духовной работе;

если же узор включает в себя равное количество светлых и темных ниток, то его предназначение – гармонизация в целом системы Земля-Человек-Небо.

Второе, что надо увидеть: какие славянские узоры расположились на «Земле» и «Небе»

Рассмотрим внимательно узоры на одежде с историей от артели «Северная Сказка».

Небо (мир Прави)

Это подол нашего свитера. На нем есть узор темный, выполненный красными нитками, и светлый, основного цвета в равной пропорции (светлых и красных ниток равное число).



Что же говорит нам светлый узор, чья энергетика в этом месте максимальна?

Первое, что важно - «звенчатый крест» Первопредка . О его значении было уже сказано, просто получим удовольствие от созерцания этого прекрасного по своей геометрии славянского орнамента. Здесь этот символ «белый на Небе», что придает ему ключевое значение в этой орнаментальной вязи, символизируя покровительство самих Богов Прави. Возможно, сам Сварог присматривает за владелицей этого свитера? Тогда хозяйке обеспечена яркая, творческая, созидательная жизнь и хорошее здоровье - ведь Сварог, Верховный Бог-кузнец также и Бог Плодородия; он создал Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки.

К нему воссылаются мольбы об изобилии плодов земных. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром Богов. «Сварганить» до сих пор означает - чудесным, мастерским образом сотворить что-то новое, неизвестное ранее.

И, для гармонии столь сильной энергетики Небесного Первопредка, сама Богиня-Земля, Мать Сыра Земля, является нам в виде славянского символа «прорастающего зерна». Значение этого славянского узора - мощь Земли, сила животворящей энергии, сгусток земного, явного воплощения.

Так, встречаясь на этом подоле, высшие силы Земли и Неба благоприятствуют творению новой жизни. Не случайно, что этот орнамент в свитере от "Северной Сказки" закрывает чресла, оберегая самый центр женской силы.




Теперь сделаем мысленное усилие и переключим восприятие на рассмотрение темного (в нашем случае красного) узора.

Земная энергетика, максимально усиленная знаком «засеянного поля» , символически связанного с Великой Богиней Мать Сыра Земля, встречается здесь со славянским знаком «рогатая«, знаком Макошь, Богини Судьбы и Магии. Ее появление - дает новую глубину смыслу этого славянского узора.

В нем противостояние и объединение земного и небесного, стремление к простой, обыденной жизни и талант к женской магии.

А здесь уже невозможно понять эту «интригу», не копнув глубже непростые взаимоотношения двух самых важных женских покровительниц. Мать Сыра Земля покровительствует радости в простой обыденной жизни, а Макошь, Богиня Судьбы - таинственная спутница женской магии, гадания и ворожбы.

Русский народный узор «рогатая» связан с Макошь, так как ее влияние усиливается вместе с Луной. Саму Богиню Макошь изображали в «рогатом» головном уборе, да и традиционный головной убор славянских женщин - «кичка» была красивейшим украшением, имевшим явно выраженные рога в честь Макошь, Богини Судьбы и Магии.

  • Если хотите узнать об этом больше, прочитайте статью « »

Так, взаимодействуя «на Небе», две Богини пришли сюда, чтобы дать владелице этой одежды свою силу.

В целом, на схеме славянского узора этого подола мы видим сильное влияние Сварога и Макошь, Богов Прави, причем светлое влияние знака Первопредка столь сильно, что достаточно поддержки знака «рогатая», выполненного в красном, земном варианте.

Чтобы удерживать и даже противостоять этой светозарной энергии, на этом орнаменте два раза повторяется знак Богини-Земли, в белом и красном цвете, что в целом создает теплое оберегающее поле для хозяйки этой чудесной одежды.

Центральное поле этого узора обрамляют две полосы с узором «волны» - это символ воды, жизни, движения.



Земля (граница между Явью и Навью)

Навь - это нижний мир, в который уходит праведная Душа, присоединяясь к своим родным и становясь хранителем следующих поколений. Душа находится в мире Нави до своего нового воплощения. К сожалению, в Навь уходят и Души неправильно живших и несправедливо умерших. Их существование в Нави перерождает их в темных и ужасных навий, стремящихся вернуться в явный мир. Значение орнаментов в этом месте одежды очень простое - считалось, что узоры на рукавах не дают проникнуть злым, темным навьям в человека.

Какое же волшебное действие происходит прямо у нас на глазах, под чарующими глаз чудесными славянскими узорами?

Присматриваемся к орнаменту с белой, небесной энергетикой и видим «прорастающее зерно » Богини Земли. Этот знак был «на Небе», и теперь появился здесь, «на Земле». Такое овладение всем пространством этого знака сулит владелице этого свитера здоровье и прирост достатка.

Появление «орепия», конечно, тоже не случайно. Это знак Огнедевы, воплощающей в себе силу и жизненную энергию всего явного мира. И здесь, на «территории Земли» он является в виде варианта рисунка, который назывался «лабиринтом». Рассказывают, что тот, кто пройдет по спиралям гиперборейского каменного лабиринта, держа в голове очевидное намерение увидеть будущее, во время движения может почувствовать скрытую, но мощную силу, идущую от древних камней. Идущий как бы идет через миражи, сначала довольно размытые, но оставляющие ощутимую вибрацию во всем теле, неслышный мощный гул в ушах, мерцание света в глазах, небывалую сосредоточенность в мыслях. Мерный шаг, круги, мягкие повороты, сливаясь в сознании в какой-то новый по всем мыслимым ощущениям путь, приводят спрашивающего в центр. Вынужденная остановка - и ярким сполохом сверкнет перед мысленным взором путника божественное озарение, проникновение сквозь время и пространство.

Возможно, такое впечатление получит и тонкий знаток, рассматривая этот славянский узор на этом свитере.

Многое говорят о лабиринтах как о дверях в иной мир. Опасно, когда эти двери открыты, нужны особые обряды, чтобы приветствовать Предков и защититься от навьев. В этом узоре лабиринт Огнедевы крепко запечатан четырьмя замками и надежно хранит свою владелицу.

  • Если хотите узнать о лабиринтах больше, почитайте статью



Темный, красный узор, имеющий здесь максимальную силу, включает в себя «решетку» – дает нам новый смысл происходящего. Здесь Огнедева, которая небесной энергией запечатывала проход в нижний мир, предстает в образе светозарной Богини, несущейся в повозке, запряженной Прибогами. Как пишет Марина Качаева, «она мчится в огненной колеснице, запряженной парой Близнецов - лебедей или коней. Этому образу Девы соответствуют лунные культы, связанные с любовной магией». Внимательный знаток значения славянских узоров вспомнит, конечно, энергию Макошь, Богини Судьбы и Магии, наполняющую орнамент подола.

И, конечно, мощь и спокойствие "звенчатого креста", несущего вековую защиту Первопредка.

Здесь, на границе мира Яви и Нави он выполнен нитями красного, земного, женского цвета, он царит здесь, лучась своей обережной энергетикой. Все Матери Вашего рода стоят на страже, ограждая нежелательное проникновение темных навьев.

Обдумаем значение славянского узора в целом. Схема такова. Соединяясь и охраняя, знак Огнедевы в виде белого лабиринта и красный знак Первопредка блокируют нежелательную энергию от обоих начал - мужского и женского.

Одновременно, здесь заложен рост женского духовного начала (белый росток) и способность влиять на мужчин (красная Огнедева, дающая силу в любовной магии).

Третье: смотрим на узоры, охраняющие запястье и горло


На женском свитере от «Северной Сказки», так же, как и на мужском, расположен знаменитый «русский крест». Узоры в этом месте чрезвычайно важны, именно они удерживают Душу в теле. Русский крест – узор, состоящий из женских «ромбов» и мужских «крестов», причем именно в правильном цветовом решении – темный женский ромб и светлый мужской крест. Что тут долго говорить – получается, что этот узор, гармонизирующий женское и мужское начало, удерживает Душу именно силой Любви, которая составляет такую привлекательную часть нашей Явной жизни.


Четвертое: смотрим на мир Яви

Между подолом и рукавами-воротом пространство, символизирующего наш явный мир, в котором мы существуем на физическом плане. В славянской одежде здесь располагались узоры на груди и спине, и, что важно, вся одежда подпоясывалась поясом, желательно тоже узорчатым.

На свитере от артели «Северная сказка» в районе пояса уже сделана узорная обережная полоса. Рассмотрим ее сокровища повнимательнее.

На волне белой, мужской энергетики здесь расположилась Огнедева - в виде «орепия» охраняющая хозяйку уже от ненужных недоброжелателей явного, физического мира и она же, на белой колеснице в узоре "решетка ", дающая силу любить и быть любимой.


И посмотрите на женские силы, дарованные этими узорами - красная «рогатая», Макошь, Богиня Луны, Богиня Судьбы и Магии, повторенная два раза (в прямом и зеркальном варианте) обещает легкую, светлую судьбу в этой явной жизни.


Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека далеких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Еще в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых считках: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед всем миром. Кое-где в глубинке еще можно услышать древние названия узоров: водяник, Перун, хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии.

По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свои сряды, чтобы потом, на празднике, щеголять перед обчеством. Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Эта книга - результат стремления автора поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на носителя украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Русская народная культура всегда была настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать ее необходимо лишь комплексно, прочувствовав образ мышления предков.

Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Верится, что затронутые в книге темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения.

Вторая книга , позволяющая не просто понять место народного текстильного орнамента в нашей культуре, но подтвердить предположения автора о механизмах энергоинформационного воздействия орнамента на человека. Народный орнамент является частью невероятно древней системы духовных знаний, позволяющей человеку гармонично строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В его строгих формах заключены и повесть о развитии нашей Вселенной, и готовые биотехнологии, и конкретные рецепты выживания рода и человека.

В книгу включены разделы о ткацком станке и типологии форм ткачества узоров, о том, как появился узор, о работе оберегов, обработанных структурированной водой, о духовных узорах, о знаках рода-племени, об энергетике кроя одежды.

Дана классификация типов русского народного текстильного геометрического орнамента. Приведены крои мужской и женской рубах, а также схемы расположения узоров на женской и мужской одежде. Отдельную часть составляют красочные прорисовки узоров и их объяснение.

Эта книга - попытка собрать и систематизировать принципы использования символов народного текстильного орнамента для практического применения. Она будет полезна всем желающим возродить древние знания и красоту.

Орнамент всех времен и стилей

Уникальный труд Н.Ф.Лоренца , безусловно, расширит и обогатит наши представления о правилах упорядочения пространства, о стиле благородной и гармоничной жизни.

Автор со знанием дела сопровождает читателя в историю орнамента и декора, показывает многообразие этого особого вида искусства, знакомит с его внешней стороной и глубокой символикой, посвящает в практические тайны резьбы, фресок, витражей, эмали, ковров и мозаики.

Как уточнил Пётр в комментариях (см. ниже), книга Лоренца и книга Ракинье об орнаментах - это одно и тоже (Лоренц почти все взял у Ракинье, несколько видоизменив текст и рисунки в нем).

Эта книга наглядно показывает, какие средства и приемы приближают организованное и творчески преобразованное пространство к торжеству изысканного вкуса - в разные времена и в различных частях света. Богатое художественное оформление этого издания обращено к эстетическим чувствам и стимулирует творческое воображение читателя.

Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.

Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.

Схема 1

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора - Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок - на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы - потусторонний мир - где в подземном дворце - пещере - Лабиринте обитал Бог Земли - Подземного Мира - Медведь-Громовержец:

Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище - огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба - Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .

Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.

Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:

.

Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .

(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра - Стрибога .)

Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф...

Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан...) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.

Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .

Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Схема 2:

В начале времен Великая Богиня-Дева

упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, - обитатели Небесного Мира окружили "пострадавший" участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .

Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому - портя или разрушая сотворенное .

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах - брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .

***

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак "Орепей":
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как "предок" ;
на подоле - как вход в потусторонний мир , или также "предок".

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор - изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества - змеи, птицы, кони, олени, звери...

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества - ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира - Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) - приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты - способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:

С изменением ведущих социальных ролей в обществе - возникновением и развитием патриархального уклада - культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется "половая" интерпретация символов:

А вот значение объединенного символа - восьмиконечного креста

остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть - судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название "Звезда Богородицы". Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа - . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня - Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) - в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной - Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, - примерно так можно уточнить прочтение этого символа.

Как "работает" символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу - в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов - орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или "отражал" негатив, как бы "переломленные" через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле - энергии определенной частоты...

Ну и, конечно, магическое значение символа...

В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

Женский

Мужской

Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра - в буквальном смысле "с четырех сторон". Есть и еще одна тонкость - в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме - в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины - этим и объясняется наличие "женской" символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.

Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы - это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.

Существует любопытная схема представления о строении Вселенной у древних славян-русов, опубликованная А. Иваницким в эссе "Путями великого россиянина" (альманах "Славяне") и с сокращениями приведенная М. Шатуновым ("Русская Здрава", М., 1998, с. 159). Продолжим эту схему, достроив ее в соответствии с перемещением Солнечной эклиптики по небосводу с позиции земного наблюдателя относительно смены времен года (Рис. 1). Получим матрицу яйцевидной формы (в соответствии с русскими традициями назову ее "яйцом Рода") и посмотрим на это яичко с торцевой стороны (Рис. 2). Сравнив обе проекции с рисунками Леонардо да Винчи и спиралями "золотого сечения" Друнвало Мелхиседека (Д. Мелхиседек. "Древняя тайна цветка жизни", т.1, с. 229-230, "София", 2001г.), увидим, что Яичко объясняет их происхождение. А теперь соединим все три рисунка. Получилась матрица, в которой легко увидеть все известные нам элементы русского (и не только) орнамента, разделенные к тому же по принадлежности к Мирам Прави (проекция фронтальная), Нави (проекция боковая) и Яви (геометризированная форма спиралей "золотого сечения").

Мара Минина