В чем трагедия Базарова? (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). В чем трагизм судьбы Базарова

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.

Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.

Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»

Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.

Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.

Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь.

Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.

Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.

В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.

Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.

Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.

Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.

Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»

Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.

Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.

Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь.

Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.

Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.

В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.

Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.

Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм».
Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям - нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И - самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.


содержимое:

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.

Базаров — именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому», впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд — «чепуха, гниль, художество». Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.

Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздражительная свежесть ночи», он слыша

Л ее «таинственное шептание».

Перед героем открылись две бездны. Одна — загадка... собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая — загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки — естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который после смерти останется единственным «памятником» ему.

Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич — олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу»: «Излагай мне свои воззрения на жизнь… ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории…»

Роковой удар судьбы ученый-физиолог и врач Базаров получает именно от мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».

С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров умирает внезапно. Смерть не щадит самобытного, сильного человека, и делает его образ поистине трагическим.

Тургенев считал, что Базаров — «лишний человек», что гибель Базарова неизбежна, что его время еще не пришло. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю свою творческую жизнь провел в поисках "своего" героя. Эти поиски - самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе "Отцы и дети" такой герой им был найден. Это никто другой, как Евгений Васильевич Базаров.

Да, это реально фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что "при сочинении Базарова... не только не сердился на него, но и чувствовал к нему "влечение*", род недуга". Может показаться странным последнее сочетание: "влечение" и "род недуга". Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает бессмысленно, нелепо, хотя вообще-то, смерть в столь раннем возрасте вечно нелепа. Трагична фигура Базаров в большей степени из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть Базарова представляется полностью закономерной.

Базаров - сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его свобода автора. Сам Базаров заявляет, что он "нигилист", т. е. отрицатель. Отрицает он все: авторитеты, принципы, идеализм, поэзию, музыку и проч. и проч. В своем бесконечном отрицании он изредка доходит до нелепости, абсурда. И может быть, что одна из причин его трагичности как раз в том и состоит, что как он ни отрицает все вышеперечисленное, не считаться с этим, обойтись без этого всего нельзя. Базаров и сам это понимает, что в силу какого-то упрямства не признает очевидного.

Базаров называет любовь, нежность, вообще любые чувства "романтизмом", "вздором", короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям, а к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишаясь простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.

Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен "слабостям", т. е. и он способен полюбить. Но более того поняв это, он продолжает ругать себя за такое проявление своей души: "он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем вечно трунил, что возмущало всю его гордость".

Эта раздвоенность, поселившаяся в его душе, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, вероятно, и делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, вечно больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.

Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.

Базаров одинок. Он одинок изначально, потому как не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним.

Аркадия Кирсанова уж конечно нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.

Даже в доме своем он одинок. Родители благоговеют перед ним, и в некоторой степени боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество - самое тяжелое опробование, не все его выдерживают. Конечно, Базаров, как сильный человек, справится с ним, но кто знает, какой ценой ему это удастся.

Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет смекнуть об этом. И выходит, что смерть - наилучший выход из положения. Это отмечал и Писарев Д. И., весьма положительно отозвавшийся на роман в своей статье "Базаров".

Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное час. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной. Поэтому можно уверенно сообщить, что фигура Базарова - фигура трагическая. И трагизм тот самый содержится прежде всего внутри самого героя. Когда человек не может существовать в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам от души жаль Базарова.