Верещагин василий. Верещагин: послание человечеству

Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. Известен как художник-баталист , художник-путешественник. Родился будущий живописец в 1842 году в городе Череповец. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение. В Париже его учителем был известный французский художник .

За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Он был во многих странах Европы, в Китае, Турции, Индии, Киргизии, Палестине, Сирии, Кубе, Японии, на Филиппинских островах, США и многих других. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий. Для своих потомков он оставил очень богатый пласт культурного наследия и запомнился как величайший живописец нашей страны. Его картины интересны не только с точки зрения высокого мастерства живописи, но и с точки зрения человека, который интересуется историей и культурой разных уголков мира. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет. Он и вправду был свидетелем многих войн, участвовал в русско-турецкой войне, принимал участие в колониальных походах русских войск и видел все ужасы и горести военных действий своими глазами.

Самой известной картиной Василия Верещагина считается «Апофеоз войны «. Здесь он изобразил сам дух войны, которая не приносит ничего кроме горя, страдания, смерти, боли и запустения. Сам Верещагин назвал эту картину натюрмортом, так как, не считая ворон, на ней изображена мёртвая природа.

Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски. Во время русско-японской войны он отправился на фронт, где 31 марта 1904 года при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» погиб.

Если вы любите в музыке не только красоту, но и качество, то для этого вам следует купить наушники monster beats . В интернет-магазине BeatsBeats вас ждёт большой выбор наушников.

Апофеоз войны

Араб на верблюде

Богатый киргизский охотник с соколом

Браминский храм в Адельнуре

Бурлак с шапкою в руке

Бухарский солдат

В покоренной Москве

Верблюд во дворе караван-сарая

Всадник в Джайпуре

Всадник-воин в Джайпуре

Двери Тимура (Тамерлана)

Дети племени солонов

Жители Западного Тибета

Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной судьбой и деятельностью. Посмотришь на его картины, и кажется, будто побывал в увлекательном путешествии, узнал много нового и интересного. Так бывало и раньше на выставках Верещагина, на которых художник показывал не только картины, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, но и богатейшие коллекции одежды, оружия, предметов обихода и народного творчества. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Полы убраны туркестанскими коврами, вдоль стен расставлены предметы обихода, на стенах - оружие, а на картинах и этюдах представлена природа страны, ее люди, архитектура, сценки быта, в которых раскрываются обычаи и нравы, историческое прошлое и настоящее этого края.

В.В.Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, - в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Однако Академию он не закончил. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного, и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисовать"на свободе".

Впоследствии всю жизнь Верещагин следовал правилу - не сидеть на месте, а постоянно знакомиться с жизнью в разных уголках мира, искать новые темы и новые образы. Он побывал в Индии, ездил в Америку, на Кубу, Филиппины и Японию.

Огромный запас жизненных впечатлений послужил основой многогранного и всестороннего творчества Верещагина. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, а главное - стал гениальным мастером батальной живописи. В этом жанре живописи Верещагин произвел подлинный переворот. Созданные до него батальные картины создавались по заказу для украшения богатых гостиных и представляли собой эффектные сражения, прослявляшие полководцев и провозносившие войну как героическую эпопею.

Верещагин первый среди художников-баталистов показал, что война - это прежде всего страшные увечья, холод, голод, жестокое отчаяние и смерть. Художник показывал в своих произведениях безжалостную сущность войны, свидетелем которой он был сам. Ему не было равных в русском искусстве по силе изображения страшной правды войны и страстности, с которой он ее развенчивал.

Верещагин сделал батальную живопись не только реалистической, но и совершенно новой по содержанию. Он показывал главным героем войны не полководцев и генералов, а простых солдат, их быт, изображал часто не само сражение, а до или после боя.

Всю свою жизнь проведя в странствиях, простаивая по 12-14 часов за мольбертом, Верещагин так и умер с кистью в руке, делая этюды с натуры на месте боевых действий. Как только в 1904 году вспыхнула русско-японская война, шестидесятидвухлетний хдожник направился на Дальний Восток. Здесь он писал на броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине. Так, за работой, окончилась жизнь замечательного художника.

Красочная и романтическая сценка быта, которые наблюдал Верещагин в Туркестане, одновременно с другими, показывающими нищету и бесправие бедняков.

Величественное историческое прошлое не могло не заинтересовать Верещагина.

Большой интерес представляют обмундирование индийских воинов, роскошная ковровая накидка на лошади.

В картинах Верещагина оживало великое прошлое Индии: древние храмы, роскошные дворцы, величественные гробницы.

Очарованный прекрасным мавзолеем Тадж-Махал, сооруженным Великим Моголом Шах-Джеханом на могиле своей любимой жены, Верещагин создает удивительно красочное полотно. Волшебное по красоте сооружение гармонирует в картине с такой же прекрасной южной природой. "В Европе нет ничего, что может превзойти Тадж, -это место, дышащее торжественным спокойствием," _ писал Верещагин, полный восхищения.

Томтельного ожидания, напряженной настороженности полна сцена, предшествующая штурму. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем. Напряженность чувствуется в темной стене, в ярко освещенной группе солдат, в их неподвижно застывших позах, в их глазах, смотрящих в лицо смерти. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Не то, как люди воюют, а то, как они ведут себя на войне, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются.

Это страшный образ смерти, звучащей суровым осуждением войны и грозным предостережением.

В основе картины, изображающей груду человеческих черепов среди выжженной пустыни, лежит реальный исторический факт. "Тимур или Тамерлан, заливший кровью всю Азию и часть Европы и считающийся теперь великим святым у всех среднеазиатских магометан, везде сооружал подобные памятники своего величия."

Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Вот все, что осталось от людей, которые некогда жили здесь и были сражены, уничтожены войной. От города, расстилавшегося здесь, остались одни руины, зачахли от зноя без ухода человеческой руки деревья. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Пусто и мертво там, где прошла война. И жуткая пирамида черепов - с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов - под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть.

Созданная в период кровопролитной франко-прусской войны, эта историческая картина стала созвучна настроениям своего бурного времени. Она напоминала людям о тех неисчислимых бедствиях, которые приносит с собой война. Верещагин сделал надпись к названию картины:"Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".

В основу картины легла сцена, увиденная Верещагиным на войне. Изображен двор самаркандской крепости. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Жизнь идет своим чередом, и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. Пройдет еще минута - другая, и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.

И снова в цитадели все пойдет по-прежнему, опять на страже будут стоять осажденные в крепости, и, кто знает, может быть, снова меткая пуля врага нежданно сразит одного из них. Горькое раздумье о бессмысленности этих жертв и их неизбежности пронизывает картину.

Захват. закабаление и ограбление Индии вызвали у художника чувство глубокого возмущения, что и заставило его написать эту картину.

Перед нами зловещая картина казни - расстрел из пушек. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Душевное страдание и ужас обессилили его. Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.

С началом русско-турецкой войны Верещагин отправляется на места боевых действий. Он учавствовал во всех решающих сражениях, был при знаменитом штурме Плевны, совершил зимний переход через Балканы, учавствовал в бою под Шейново, решающем исход войны.

Много тысяч жизней было загублено царскими офицерами в этой войне. Сплошной лес крестов простирался на полях проигранных сражений. Грандиозной неудачей был штурм Плевны, не подготовленный командованием и совершенный лишь в честь дня рождения царя. Штурм этот стоил бесчисленных человеческих смертей, совершавшихся на глазах царя, который все это спокойно наблюдал с так называемой "закусочной"горы, где в это время пировал со своей свитой. "Не могу выразить тяжесть впечатления, - писал Верещагин, - это сплошные массы крестов...Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского..."

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства.
В 1850 г. Василий поступает в Александровский кадетский корпус для малолетних, а с 1853 г. по 1860 г. он обучается в Морском кадетском корпусе, по окончанию которого получает чин гардемарина флота и выходит в отставку. Одновременно с учебой в кадетском корпусе посещает занятия в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников (1858-1859).
В 1860 г. Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1863-1864 г.г. по приглашению художника-мариниста Льва Феликсовича Лагорио совершает путешествие по Кавказу.
В 1864 г. Верещагин переезжает в Париж и приступает к занятиям в мастерской Жана-Леона Жерома Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-arts).
В 1866 г. живописец впервые выставляется в Парижском Салоне.
В 1867 г. по приглашению командующего войсками Туркестанского военного округа Константина Петровича фон-Кауфмана Верещагин отправляется в Туркестан. В 1868 г. в чине прапорщика принимает участие в обороне Самаркандской крепости и за боевые заслуги награждается орденом Святого Георгия 4-й степени.
В 1869 г. в Петербурге с успехом проходит «Туркестанская выставка», на которой экспонируются картины, этюды и рисунки, созданные в Туркестане.
В 1869 г. художник вновь отправляется в Туркестан, а в октябре 1870 г. возвращается в Петербург и его командируют за границу для подготовки «Туркестанской серии». (В 1874 г. в Петербурге был издан альбом картин под названием «Туркестан. Этюды с натуры В. В. Верещагина»).
В 1873 г. «Туркестанская серия», в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, была представлена на первой персональной выставке художника в Лондоне, а в 1874 г. – в Петербурге и Москве. (В 1874 г. «Туркестанская серия» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за 92 тысячи рублей серебром. Вначале «Туркестанская серия» экспонировалась в Московском обществе любителей художеств, а затем в Третьяковской галерее.)
В 1874 г. Императорская академия художеств присваивает Верещагину звание профессора. Однако художник, считавший, чины в искусстве неуместными и даже вредными, публично отказывается от этого звания.
В 1874 г. Верещагин отправляется в Индию. Посещает Бомбей, Мадрас, Агру, Дели, Джайпур, Восточные Гималаи, а также области, граничащие с Тибетом (Кашмир и Ладак).
Весной 1876 г. живописец возвращается в Париж и работает над двумя сериями картин по материалам (около ста пятидесяти этюдов), привезенным из Индии.
В 1877-1878 г.г. Верещагин принимает участие русско-турецкой войне на Балканах. После завершения Балканской кампании художник отправляется в Париж и приступает к работе над «Балканской серией».
В 1879 г. проходят персональные выставки Верещагина в Лондоне и Париже, на которых представлены картины Индийской и Балканской серий.
В 1880 г. состоялась персональная выставка и распродажа этюдов «Индийской серии» в Петербурге. 78 этюдов этой серии приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1881-1882 г.г. персональные выставки Верещагина проходят в крупнейших городах Европы (Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште), а в 1883 г. – в Москве и Петербурге
В 1882-1883 г.г. Верещагин вновь путешествует по Индии.
В 1883 г. отправляется в Сирию и Палестину, где работает над картинами «Палестинской серии».
Результатом путешествия по Святой Земле были более 50 этюдов и шесть картин евангельского цикла. Однако, «Палестинская серия» была недоброжелательно встречена русской общественностью и публикой, т.к. трактовка художника не соответствовала канонической. По этой причине основная часть работ «Палестинской серии» была распродана за границей.
В 1885-1887 г.г. с успехом проходят персональные выставки художника в Вене, Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Бреславле, Лейпциге, Кенигсберге, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле.
В 1887 г. Верещагин приступает к работе над серией «1812 год». Впервые картины этой серии были представлены в Москве и Петербурге в 1895-1896 г.г. В 1902 г. вся серия приобретается государством для Русского музея, а позднее картины передаются в Государственный Исторический музей.
В 1889-1891 г. г. проходят персональные выставки живописца в крупнейших городах США, а в 1895-1898 г.г. – в Москве, Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Париже, Берлине, Дрездене, Вене, Праге, Будапеште, Копенгагене, Лейпциге, Лондоне.
В 1901 г. Верещагин номинируется на соискание первой Нобелевской премии мира.
В 1902 г. живописец вновь отправляется в США, а в 1903 г. совершает путешествие по Японии.
В 1904 г. началась русско-японская война, и художник едет в действующую армию на Дальний Восток.
Василий Васильевич Верещагин погиб 31 марта 1904 г. Броненосец «Петропавловск», на котором он находился, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.
Картины живописца экспонируются в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее , Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина, Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Работы Василия Васильевича Верещагина высоко ценятся и нередко появляются на международных аукционах. В том числе:
- «Портик церкви» (Portico of a church) – 314 500 британских фунтов (24 ноября 2014, Sotheby"s);
- «Шпион» (The spy) – 1 049 250 британских фунтов (28 мая 2012, Sotheby"s);
- «Адъютант» (The adjutant) – 690 850 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Перевозка раненых» (Transportation of the wounded) – 937 250 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Тадж-Махал. Вечер» (The Taj Mahal. Evening) – 2 281 250 британских фунтов (6 июня 2011, Sotheby"s)
- «Распятие на кресте у римлян» (Crucifixion by the Romans) - 1 721 250 британских фунтов (28 ноября 2011, Christie"s)

Галерея из 42 картин Василия Васильевича Верещагина
  • Tartar from Orenburg prison Tartar from Orenburg prison
  • Portrait of Bacha Portrait of Bacha
  • Afghan Afghan
  • Nomadic road in the mountains of Alatau
  • Passage of Barskaun Passage of Barskaun
  • Sher-Dor Madrassah Sher-Dor Madrassah
  • Gur-Emir. Samarkand Gur-Emir. Samarkand
  • Baeggars in Samarkand Baeggars in Samarkand
  • Politicians in an Opium Den Politicians in an Opium Den
  • Apotheosis of War Apotheosis of War
  • Tamerlanovy gates Tamerlanovy gates
  • Old ruins Old ruins
  • The Doors of Timur The Doors of Timur
  • Selling a Slave Boy Selling a Slave Boy
  • Chinese Chinese
  • Mountain stream in Kashmir Mountain stream in Kashmir
  • Taj Mahal in Agra Taj Mahal in Agra
  • Taj Mahal Taj Mahal
  • Himalayas in the evening Himalayas in the evening
  • Sovar-a government messenger Sovar-a government messenger
  • Picket in the Balkan Mountains
  • Two Falcons Two Falcons
  • The Spy The Spy
  • Two Jews Two Jews
  • Russian hermit in the Jordan Russian hermit in the Jordan
  • Arab woman in Jerusalem Arab woman in Jerusalem
  • Crucifixion by the Romans Crucifixion by the Romans
  • The French in Moscow The French in Moscow
  • Napoleon in the Petroff Palace
  • Napoleon and Marshal Loriston Napoleon and Marshal Loriston
  • Attack Attack
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПОЛОТНА ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА


Выдающийся русский художник Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года. Его картины потрясают своим реализмом, творца называют одним из лучших в области батальных сцен. Но его личность поражает не меньше его картин. Потрясающей глубины человек умел реализовываться в разных сферах жизни, проявлять себя всегда отважным и достойным гражданином. Ему удалось сделать намного больше, чем любому другому художнику того времени. Активный общественный деятель и литератор, исследователь и историк - все это по праву является званиями Василия Васильевича.


Он родился в семье помещика и уже в 9 лет поступил в кадетский корпус, по окончании которого поступил на службу. Но совсем скоро Верещагин ушел в отставку и поступил в Академию Художеств, он обучался живописи у лучших мастеров, а затем даже уехал практиковаться в Париж, где занимался у самого Жерома. Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство. Красоты природы, невероятно фактурные лица - все это Василий Верщагин тщательно исследовал и перекладывал на холст.

Верещагин - один и немногих русских художников, которые проводили выставки в Лондоне, работали в Мюнхене и путешествовали по Индии. Пожалуй, в то время такого не мог себе позволить никто. Он вел очень насыщенную жизнь, постоянно путешествовал и во всем искал новые сюжеты. После поездки в Индию он путешествовал по Палестине и Сирии, увлекаясь библейскими сюжетами. Мы предлагаем вспомнить самые известные картины живописца.

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. - наиболее сильная картина Верещагина, которого часто называют «художником правды войны». Ничего не проходит бесследно и расплачиваются за корыстолюбие и алчность власть имущих простые солдаты. Черепа и вороны — больше ничего нет.



Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874 — картина была написана во время путешествия по Туркмении. Ее особенность — это изображение энергетически сильного места. Тадж Махал возвышается над пустынными красотами города, отражаясь в воде, его пики взывают восхищение.


Нападают врасплох — война всегда безжалостна и в ней нет победителей, а проигравшие всегда одни — простые люди. Солдаты нападают врасплох на безоружных и почти беспомощных солдат. Баталист Верещагин еще раз показал свой талант в изображении нестандартных и «некрасивых» сцен военных действий.

В покоренной Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле») — картина была написана в 1897-1898 годах. Василий Васильевич родился уже многим позже знаменитой войны 1812 года, но он изучал ее довольно тщательно. Все военные действия и победа той или иной стороны имеют причину и следствие. Верещагин, конечно же, сумел изобразить французских солдат такими, как их видели историки и современники тех событий.


Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся — в 1873 художник написал полотно, которое несколько отличается от всех предыдущих его работ. ОН умел не только изучать историю и писать пейзажи и батальные сцены. В его творчестве особое место стоит отвести и бытовой тематике. Пусть нечасто, но довольно тонко и иронично подмеченные моменты обычной жизни заставляют восхищаться талантом художника.


Японка — путешествуя по Востоку, в 1903 году Верещагин написал серию картин о Японии. Необычайные сюжеты, графика и четко очерченные силуэты восточных красавиц и архитектуры делают эти работы одними из самых ярких в его карьере.


Черное море. Мыс Фиолент вблизи Севастополя — написанный с натуры пейзаж поражает своей реалистичностью. Черное море, скалистая местность и невероятная природа. Здесь нет ничего лишнего или надуманного, только великолепный вид в его первозданной красоте.


Бурлак с шапкою в руке. 1866 — социальная тематика в творчестве живописца занимала свое место. Он часто задавался вопросами о богатстве и бедности, о неравенстве классов. И писал картины, которые заставляли задуматься о судьбе низших слоев. Бурлаки, нищие в Самарканде, продажа ребенка-невольника — ничто не избежало внимательного взгляда художника. Все в позе и одежде бурлака говорит о его нелегкой доле и о невозможности что-то поменять. Безысходность в каждом жесте.

Лора Фэйм

Смертельно раненный 1873

2 июня 1868 года двадцатипятитысячная армия Баба-бека и пятнадцатитысячный отряд киргизов, руководимый Адилем-Дахти, осадили русский гарнизон Самарканда. Гарнизон этот, включая больных и раненых, состоял из 658 человек, в числе которых находился и прапорщик Верещагин. Силы были неравны, и русские солдаты сразу же отступили в цитадель, расположенную}" западной стены города.

Запасов воды и продовольствия в цитадели хватало, за стены ее также можно было не опасаться, но двое деревянных ворот, ведущих в нее, приходилось оборонять денно и нощно, покуда 8 июня на помощь малочисленному гарнизону не подоспели отряды К. Кауфмана. Именно событиям, связанным с обороной Самарканда, обязаны мы появлением картины « Смертельно раненный ». Сам художник вспоминал впоследствии, как во время одной из схваток за ворота цитадели солдат, настигнутый вражеской пулей, «выпустил из рук ружье, схватился за грудь и побежал по площадке вкруговую, крича: "Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла... "

Бедняк ничего уже не слышал, он описал еще круг, пошатнулся, упал навзничь, умер, и его патроны пошли в мой запас». Эти предсмертные фразы солдата художник воспроизвел на самодельной раме картины.


Желтая зубчатая стена
на фоне пыльно синего среднеазиатского неба - единственная «архитектурная реалия», указывающая на место действия.


Солдат
прижал руки к груди в безотчетном стремлении унять кровь, хлынувшую из смертельной раны.


Простое
, «среднерусское», лицо солдата так загорело под палящим солнцем, что, пожалуй, вернись он живым и невредимым в свою родную деревню, его бы самого приняли за басурманина-башибузука.


Многие
из тех «братцев», к кому обращен предсмертный вопль солдата, уже полегли в неравной битве с врагом.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-1876

38,7x54 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


По углам мавзолея
своей жены неутешный Шах-Джахан приказал выстроить четыре минарета. Строительство мавзолея велось почти двадцать лет, и заняты в нем были двадцать тысяч рабочих.


Высота
центрального купола мавзолея (всего куполов - пять) равна семидеся ти четырем метрам. Стены его облицованы полированным бе лым мрамором, инкрустированным самоцветами.


Мавзолей
стоит на берегу реки Джамна, самого длинного и полноводного притока Ганга. Свое начало Джамна берет в Центральных Гималаях.


Тадж-Махал
окружен высокими стенами (к реке, со стороны которой писал мавзолей Верещагин, выходит самая короткая стена). За ними разбит прекрасный регулярный сад,
«разрезанный» надвое узким зеркальным бассейном.

Весною 1874 года Верещагин выставил в Петербурге свои туркестанские работы. Эта выставка произвела большое впечатление на петербуржцев, однако официальные круги отнеслись к ней отрицательно, обвинив художника в «антипатриотических настроениях". Надежды Верещагина на то, что правительство купит Туркестанскую серию, рушились. В подавленном настроении он бросил Петербург еще до закрытия своей выставки и уехал в долгое путешествие по Индии.

Здесь он провел почти два года, объехав многие районы страны и посетив даже Тибет. Среди множества индийских произведений Верещагина выделяется «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», где художник продолжает традиции «ведуты» (документально-точного архитектурного пейзажа). Этот великолепный памятник эпохи Великих Моголов был построен Шах Джаханом в качестве усыпальницы для его любимой жены в середине XVII столетия. Впоследствии здесь noxopoнилu и самого Шах - Джахана.

Побежденные. Панихида 1878-1879


179,7x300,4 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Стоящий рядом
со священником пономарь дает последнее напутствие погибшим солдатам. Целый полк егерей полег в этой битве. Парное к «Панихиде» полотно называется «Победители» - на ней изображены турки, прямо на поле боя переодевшиеся в мундиры русских солдат.


Полковой священник
служит панихиду. Его черная траурная риза сразу же привлекает к себе внимание зрителя, поскольку является самым темным пятном во всей картине.


Низкое небо
загустело вдали дождевыми тучами. Но кое-где в просвет между свинцовыми облаками пробиваются бледные лучи солнца.


П. М. Третьяков
говорил, посетив выставку, где были представлены балканские картины: «Верещагин - гениальный штукарь, но - и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни».

Балканская война, имевшая целью освобождение «братьев-славян» от турецкого ига, нашла в сердце Верещагина живейший отклик. Его должность (он состоял в корпусе адъютантов главнокомандующего Дунайской армии) позволяла ему свободно передвигаться вместе с войсками.

Он участвовал в нескольких битвах, был очевидцем решающих сражений. В одном из боев он едва не лишился жизни сам, в другом - был ранен один из его братьев. Еще один брат Верещагина, любимый младший брат Сергей, погиб на этой войне. Его тело долго искали после сражения. Художник шел между трупов, заглядывал в лица убитых солдат, страшась узнать в одном из них своего маленького Сережу...

Вероятно, именно во время этих поисков и родился замысел «Панихиды» - одной из самых известных картин Балканской серии. Как и туркестанские полотна, они были горячо встречены публикой и настороженно - официальными кругами. Причем таков был прием не только в Петербурге, ной в Европе и США.

В 1882 году Верещагин писал жене из Америки: «На предложение мое водить на выставку по дешевой цене детей, я получил ответ, что картины мои способны отвратить молодежь от войны, а это, по словам этих господ, нежелательно».

Перед атакой. Под Плевной 1881


179x401 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагина часто спрашивали, зачем он, постоянно участвуя в военных действиях, рискует своей жизнью и своим замечательным талантом. Художник неизменно отвечал на эти сетования: «Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут „не то"».

Но на одну только «правдивость» своих полотен Верещагин не рассчитывал. Страстно желая «впечатлить» публику ужасами войны, опровергнуть самую «идею войны» в людских сердцах, он искал новых «выставочных решений», способных произвести максимальный эмоциональный эффект.

Так, Балканская серия, в которую входит и работа «Перед атакой. Под Плевной», выставлялась в залах без дневного света, при ярком электрическом освещении. Картины висели на черных стенах. В. П. Зилоти, дочь П. М. Третьякова, вспоминала: «На черном фоне, при электрическом освещении, эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали...»

Апофеоз войны 1871

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Едва явившись на выставке, «Апофеоз войны» сделался известен всей России. О нем толковали везде - в великосветских салонах и высоких кабинетах, в университетских аудиториях и либеральных гостиных. Но интонации, с которыми обсуждали картину, были весьма различны. Слишком вызывающим был авторский «эпиграф» к картине: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Такое послание не оставляло возможности объяснять «Апофеоз войны» в историческом ключе и потому делало картину провокационной, чем не преминули возмутиться правительственные круги и восхититься - все прочие. Критик В. Стасов писал об «Апофеозе»: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества...»