Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, нетрадиционная. Вспоминая Юрия Богатырева: друзья о жизни и смерти артиста Юрий богатырев личная жизнь

Юрий Георгиевич Богатырёв. Родился 2 марта 1947 года в Риге - умер 2 февраля 1989 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).

Отец - Георгий Андрианович. Мать - Татьяна Васильевна.

Отец был военным моряком. В 1953 году его перевели служить в Москву, куда переехала и вся семья.

В 1963-1966 годах учился в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацком отделении, которое не окончил.

Занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра.

В 1966-1971 годах студент Театрального училища имени Б. В. Щукина, курс Ю. В. Катина-Ярцева.

В 1971-1977 годах служил в МДТ «Современник», в 1977 году был приглашён в МХАТ и некоторое время служил в двух театрах. Одной из лучших его театральных ролей считается Клеант в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера.

Работы Юрия Богатырёва в театре:

Московский театр «Современник»:

1971 - «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) - Янус;
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) - Священник;
1971 - «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) - Карандашов;
1971 - «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) - Курский;
1972 - «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) - Треугольников;
1972 - «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) - Марк Александрович;
1973 - «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) - Сержант;
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) - гном Суббота;
1973 - «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) - Работник отдела кадров;
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) - Водяной;
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) - Алфёров;
1974 - «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) - Кшепшицюльский;
1974 - «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) - Сёмин;
1975 - «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) - герцог Орсино;
1975 - «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) - Автор, ведущий рассказ;
1976 - «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка Г.Б. Волчек) - Ермолай Алексеевич Лопахин.

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова):

1977 - «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) - Дмитрий Андреевич Фурманов;
1978 - «Дни Турбиных» М. А. Булгаков (постановка: Л. В. Варпаховского) - Алексей Васильевич Турбин;
1978 - «Эльдорадо» А. А. Соколова (постановка О. Н. Ефремова) - Евгений;
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) - Зибенгар;
1981 - «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) - Илья Николаевич Ульянов;
1981 - «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) - Клеант;
1981 - «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) - член ЦК РКП(б);
1982 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) - Виктор Михайлович Каренин;
1983 - Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) - Полуорлов;
1983 - «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) - Борис Алексеевич Тригорин;
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) - Учитель Киро;
1985 - «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) - Хеммерлинг;
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) - Фёдор Иванович;
1987 - «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) - Юрик (1987), Табак (1988).

Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву благодаря кино. Начал он сниматься в 1966 году.

Но первая действительно успешная роль, прославившая его, была в 1974-м, в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» , в котором он сыграл Егора Шилова. Сам актёр называл режиссёра фильма своим «крёстным отцом» в кино, а для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом.

Никита Михалков впервые увидел Богатырёва в спектакле «Подросток» в Щукинском училище в роли Версилова и пригласил в свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». А первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» принёс удачу обоим. Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной воды.

Юрий Богатырёв в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца.

В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино - Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Запомнился и как Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Юрий Богатырёв в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова"

Юрий Богатырёв в фильме "Мертвые души"

Юрий Богатырёв в фильме "Очи чёрные"

Юрий Богатырёв в фильме "Дон Сезар де Базан"

Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью. В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти. Большая часть его живописи исчезла.

Друзья считали его бессеребреником и идеалистом. Деньги у него не задерживались. В последние годы актёр пристрастился к алкоголю, потерял форму, и его стали меньше приглашать в кино. Друзья объясняли это переживаниями актёра по поводу своей гомосексуальности.

У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты.

В роковой для него день Юрий Георгиевич получил большой гонорар за фильм «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Вечером 1 февраля 1989 года актёр принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада «скорой помощи». Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца.

Юрий Богатырёв скоропостижно скончался на другой день, 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия.

Рост Юрия Богатырёва: 187 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Богатырёва:

Актер Юрий Богатырев был нетрадиционной сексуальной ориентации, из-за чего очень страдал.

Уже в детстве он был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды.

Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Но были у него и романы с девушками. Так, он был влюблен в Нелли Якубову, с которой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

"Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел", – рассказывала Нелли.

В Щукинском училище он также активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась его однокурсница . Она ему говорила, что лучшей невестки не найти, но Юрий отшучивался.

От материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда.

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его пыталась утешить: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все".

Какое-то время он жил с администратором МХАТа Василием Росляковым . Они и не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом у него появился бармен Саша Ефимов.

Однако был в его жизни и брак - официальной супругой стала актриса Надежда Серая , соседка по коммуналке. Она попала в сложную жизненную передрягу: после развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Богатырев согласился помочь.

Фильмография Юрия Богатырёва:

1966 - Такой большой мальчик - эпизод
1970 - Спокойный день в конце войны - немецкий солдат
1972 - На дне - полицейский пристав
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих - Егор Петрович Шилов
1974 - Таня - Андрей Тарасович
1975 - Раба любви - Владимир Максаков
1975 - Там, за горизонтом - Дмитрий Жерехов
1976 - Два капитана - Михаил Васильевич Ромашов
1976 - Когда-то в Калифорнии - Твинг
1976 - Мартин Иден (телеспектакль) - Мартин Иден
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино - Сергей Павлович Войницев (Серж)
1977 - Объяснение в любви - Филиппок
1977 - Нос - Николай I
1977-1979 - Открытая книга - Андрей Дмитриевич Львов
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - Андрей Иванович Штольц
1979 - Последняя охота - Сергей
1979 - Отпуск в сентябре - Анатолий Саяпин
1980 - Мой папа - идеалист - Борис Петров
1980 - Мятеж - Дмитрий Фурманов
1980 - Глубокие родственники - Юрик
1980 - Странный отпуск
1980 - Восьмой день творения
1981 - Две строчки мелким шрифтом - Тишков
1981 - Родня - Станислав Павлович
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 - Томас Вулф
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 - Никитин
1981 - Театр по Салтыкову-Щедрину
1981 - Великие имена России. Станиславский - рассказчик-комментатор
1981 - И с вами снова я - царь Николай I
1982 - Время для размышлений - Андрей
1982 - Старинный детектив - друг Дюпена, Семсон
1982 - Возчик Геншель - Зибенгар
1982 - В. И. Ленин. Страницы жизни - Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина
1982 - Нежданно-негаданно - Илья Петрович, нотариус
1982 - Полёты во сне и наяву - озвучил роль скульптора
1983 - Карантин - дедушка
1983 - Уникум - Павел Егорович Перебереев
1983 - Кое-что из губернской жизни - Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
1983 - Человек из страны Грин - Урбан Футроз
1984 - Мёртвые души - барин Манилов
1984 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 - полковник Ролинг
1984 - Чужая жена и муж под кроватью - Бобыницын
1984 - Злой мальчик
1985 - Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) - писатель Михал Михалыч
1987 - Очи чёрные - предводитель дворянства
1987 - По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
1987 - Первая встреча, последняя встреча - майор Гей
1987 - Кувырок через голову - Стурис
1987 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 - прокурор
1987 - Доченька - Ипатов
1988 - Презумпция невиновности - Григорий Степанович Козинец
1988 - Полёт птицы - Разлогов
1989 - Дон Сезар де Базан - Карл II (король Испании)


Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, нетрадиционная – обо всем об этом мы поговорим в своей статье. Жизнь этого выдающегося человека была слишком короткой для актера. В его возрасте многие выходят только на пик своей карьеры. Сам артист сделал огромный вклад в советский кинематограф и развитие творчества в СССР.

Многих читателей интересует нетрадиционная личная жизнь Юрия Богатырева, которая была тесно связана с его биографией, это все оказало большое влияние на него. Сам актер был скрытным и стеснялся своей ориентации.

Нетрадиционная личная жизнь сегодня никому не мешает, но для биографии Юрия Богатырева это был совершенно серьезный удар. Он не понимал, что ему делать со своими чувствами.

Сам артист жил с мужчинами и знакомыми по творческой деятельности не скрывая этого. Был женат, но брак не носил официального характера, а только должен был принести выгоду.

В настоящее время Юрий Богатырев является частью истории советского кинематографа, который приложил огромное количество усилий для достижения своей цели. Его природный талант был по достоинству оценен многими критиками. Съемки и работа с известными актерами того времени открыли для него самые хорошие перспективы и даже его нетрадиционная ориентация не мешала работать в Советском Союзе. Конечно же, смерть от алкоголизма не является самым приятным исходом, но все же Богатырев оставил необычайно большой вклад.

Юрий Богатырев – известный актер

Современники вспоминают актера с огромной любовью. Они знали, насколько он любил свою работу, может быть если бы не отсутствие на то время ролей, он бы не начал пить. Большая часть его биографии полна интересными историями, которые стали для него важными факторами в становлении личности.

Биография

В 1947 году в городе Рига появился на свет Юрий Богатырев. Отец артиста был военнослужащим, они постоянно переезжали. Уже через несколько лет они переезжают в столицу Советского Союза, Москву. Отсюда и начинается его становление в карьере. Начиная со школьных годов, он занимается творческой деятельностью, выступает на различных мероприятиях и принимает активное участие во всех постановках в школе.

Все это давало ему некоторое удовлетворение. Уже с детства было понятно, что у него имеются некоторые отличительные черты, то есть не как у всех мальчиков. Он был слишком мягким, женственным, но в тоже время общительным. Конечно же, это создавало некоторые сложности.

На протяжении 8 классов его талант в отрасли изобразительного искусства был замечен его учителям. После того как мальчик повзрослел, ему предложили стать художником. Именно это направление было ему по душе. В 1964 году поступил в художественное училище. Его специальность – художник по ковровым изделиям. Это давало ему определённые преимущества перед другими талантами.

Он не переставал заниматься актерской деятельностью. На протяжении всего обучения он посещал творческие кружки, участвовал в театральных постановках. Так небольшое хобби переросло в карьеру и настоящую профессию. Нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева, не мешала ему работать в театре, и ни в коем случае никто не упрекал за его личную жизнь. Для режиссёров было самое главное сыграть роль, все остальное второстепенное. Столь короткий период времени для жизни был дан Юрию и он смог доказать, что можно сделать все для кино, и при этом остаться ни на кого не похожим.

В 1965 году актер начинает активно заниматься развитием театра «Глобус». Вместе со своей труппой он ставит кукольные постановки. Постоянные поездки по различным местам, открывали для него совершенно новые ниши этого искусства.

Он знакомился с новыми людьми. В результате Юрий решается бросить учебу в художественном училище и поступает в театральный институт. Данное решение ему далось очень легко, так как он решил посвятить свою жизнь именно этому. Театральная труппа ездила по многим городам и поселениям. Постановки собирали необычайно большое количество зрителей.

Талантливый молодой человек понимал, какую радость он приносит зрителям и хотел продолжать развиваться в этом плане. В будущем он думал, что его фильмы будут смотреть миллионы человек по всему миру и именно так и случилось.

Поступление в Щукинское училище стало для него хорошим этапом, он обучался с самыми знаменитыми актерами. На курсе он считался самым лучшим, поэтому всегда его ставили в пример. Столь важное значение он уделял учебе, что иногда его было очень сложно переубедить. К нему постоянно приходили предложения о том, чтобы сняться в театральных постановках или творческих мероприятиях, от которых он ни в коем случае не отказывался. Его сокурсниками были Варлей и Райкин, что уже говорит о его подготовке.

Обучение прошло с успехом. Он всегда был тем человеком, на которого все ровнялись. Участие в театральных постановках во время обучения проходили с невероятным аншлагом. Можно сказать, что именно его природный талант, некоторая часть характера открывали перед зрителем совершенно другого человека. Уже тогда многие преподаватели пророчили ему большое будущее. Закончив театральное училище, он занялся активной творческой деятельностью.

Первые роли были эпизодическими, то есть не первого плана, но все-таки Юрий Богатырев пытался и добивался своей цели. Человек такого профиля с огромным талантом смог найти дорогу и проложить карьеру. Сегодня о нем вспоминают только добрым словом. Райкин всегда считал Богатырева талантом, который просто невозможно превзойти. Таки люди рождаются очень редко и они действительно достойны, чтобы выступать на сцене.

Карьера

Выступление в театре «Современник» стало для него некоторым этапом в жизни, который нужно было переждать. Первое время он не мог получить достойной роли, так как все места были заняты, поэтому участвовал только в эпизодах. Но в последствие карьера стала развиваться.

Ему начали предлагать более важные роли. Такие спектакли и постановки как «Двенадцатая ночь» открыли для зрителей совершенно новые возможности о его таланте. Он продолжал далее участвовать в жизни театра «Современник» но всему этому пришел конец, когда в 1977 переходит в МХАТ, куда его долгое время приглашали. Основным человеком, который повлиял на него, стал .

Богатырев участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь»

Роль Егора Шилова стала для него самым важным этапом в его кинематографической карьере. Он уделял особенное внимание постановке и сделал такой рывок в своем актерском таланте, что многие стали называть его одним из самых выдающихся актеров Советского Союза. На самом деле в кино он начал сниматься задолго до этого, и его фильмами были «Чайка», «На дне» и так далее. Талант был настолько сильным, что его приглашали практически все режиссеры, работающие по всему Союзу.

Актер снимался в фильме «Чайка»

Карьера на телевидение развилась таким быстрым образом, что ему иногда приходилось отвергать предложения от известных киностудий. Работа на то время с самыми известными личностями приносила ему необычайно большое удовольствие.

Съемки в самых важных картинах того времени приносили немалый доход, но в последствии начало сокращаться количество предложений.

Большое количество новых актеров, создали некоторое воздействие на самого Юрия Богатырева. По его словам некоторые начали его даже притеснять из-за ориентации. В общем, предложений сняться в фильмах, было мало, и он начал выпивать.

На сегодняшний день никого не удивишь нетрадиционной личной жизнью Юрия Богатырева и его биографией, но на то время это было чуждо советскому народу. Его воспринимали хорошо только в коллективе, так как многое понимали, что это только природное влечение. Многие фанаты и зрители презирали его за это. В последнее время открывается большое количество фактором из его жизни, о которых до этого никто не знал.

Личная жизнь

На сегодняшний день артист Юрий Богатырев оставил большой вклад в искусство, но нетрадиционная личная жизнь и короткая биография также не остаются без внимания. Многие фанаты его упрекали в этом, но нужно понимать, что человек не мог совладать со своими природными увлечениями. Может быть, именно притеснение его личности стало причиной пьянок и смерти в столь молодом возрасте.

В его жизни все-таки был один брак и штамп в паспорте. Для того чтобы помешать выселению из страны, он помог своей соседке, с которой расписался, но никаких сексуальных и личных связей у них не было. В общем, он всегда любил только представителей мужского пола. Рассматривая нетрадиционную ориентацию Юрия Богатырева, можно сказать, что его биография и личная жизнь не интересовали никого среди артистов. Многие его знакомые вообще об этом даже и не думали. Он запомнился всем добрым, отзывчивым человеком.

Личная жизнь и нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева оставила неизгладимый отпечаток в его биографии. Снимаясь в фильмах о его личных и сексуальных увлечениях, знали практически все коллеги по цеху. Некоторые его презирали, другие, наоборот, поддерживали. Его связи были практически на виду, он никогда не скрывал всего этого. Но конец своей жизни провёл очень печально. После того как начался спад в карьере, его поглотил алкоголь. Несмотря на свой молодой возраст – 40 лет, он уже мог целыми сутками пить не работая. В результате это и привело к трагическим последствиям.

После очередной съемки он получил гонорар и созвал всех своих знакомых. Была вечеринка, после которой ему стало плохо и он уснул, после проснувшись, выпил антидепрессанты, которые несовместимы с алкоголем, начались сердечные боли. По приезду врачей, он уже находился в тяжелом состоянии. Они не знали, что Юрий принимал какие-то таблетки, и ввели ему дополнительный препарат, который и привел к летальному исходу. Вот таким печальным образом закончилась жизнь таланта, которому аплодировали миллионы.


Имя: Юрий Богатырев (Yury Bogatirev)

Возраст: 41 год

Место рождения: Рига, Латвия

Место смерти: Москва

Деятельность: актёр театра и кино

Семейное положение: был женат

Юрий Богатырев - биография

Им восхищались поклонники, его обожали женщины и ценили режиссеры. А сам Богатырев с трудом терпел весь мир -и в первую очередь самого себя.

Юрий Богатырев - детство, семья

Будущий художник и актер появился на свет в столице Латвии спустя два года после окончания Великой Отечественной войны. Детские годы Богатырева проходили с необычной биографией. Удивительно нежный, завораживающе ласковый, с утонченными манерами. Ко всему мальчишескому он был равнодушен, дружил только с девочками, с интересом примерял мамины украшения и платья. Когда в дом приходили гости, Юра сам бежал рассказывать им стихи, петь песни или танцевать. Аплодисменты слушал, затаив дыхание...


Прибалтику семья покинула, когда Юре исполнилось шесть. Богатырева-старшего, морского офицера, перевели в Москву. Штурман бригады подводных лодок осознавал, что его сын - натура творческая, но все же отдал парня в Нахимовское училище. Это была роковая ошибка: из жизнерадостного мальчугана Юра превратился в затравленного изгоя. За каких-то два месяца! Курсанты украли у него зимнюю одежду и сильно избили. Богатырев впервые ощутил себя чужим в этом мире.

Юрий Богатырев - учеба

После неудачной попытки «воспитания мужчины» родители оставили сына в покое. И Юра начал рисовать - сутки напролет! Окончив изобразительную школу, поступил в Художественно-промышленное училище по специальности «художник по коврам».

Долгое время театр в биографии Богатырева был лишь увлечением. Ситуация изменилась в 1965-м, когда Юрий стал ведущим артистом «Глобуса», детской студии кукол. Начались гастроли по Москве и области, заниматься дизайном ковров стало некогда. Богатырев воспринял ситуацию как знак свыше и поступил в Щукинское театральное училище.

Рослый широкоплечий юноша сразу стал лучшим на курсе. Вместе с ним учились Наталья Варлей , Наталья Гундарева и Константин Райкин . «Мы копировали его манеру ходить, шутить, даже обниматься, - рассказывала Гундарева. - Он был полон неземной грации!»

Смущало в нем лишь одно - нездоровая ранимость, общая незрелость. От сущей мелочи, глупого пустяка Богатырев мог разрыдаться при всех. «Он силач с душой ребенка!» - заметил однажды Юрий Катин-Ярцев, наставник актера. Пройдет всего пара лет, и именно эта особенность восхитит режиссера Никиту Михалкова .

Юрий Богатырев - фильмы

За неполные 20 лет актерской карьеры Богатырев сыграл более 50 ролей в кино, театре и на ТВ. И никто из поклонников не догадывался, что ведущий актер СССР был человеком слабохарактерным, ведомым.

«Юре всегда нужен был "хозяин", - признавался в одном из интервью Михалков. - Человек, который скажет, что, как и когда делать». Им и стал Никита Сергеевич, по сути сотворивший «легендарного Богатырева». Режиссер снял его в 7 своих эпохальных лентах, в том числе дебютной полнометражке «Свой среди чужих, чужой среди своих», мелодраме «Раба любви», экранизации рассказов Чехова «Неоконченная пьеса для механического пианино», трагикомедии «Родня». Была для актера подготовлена роль и в «Сибирском цирюльнике», но дожить до нее Юрию не хватило сил.


Удивительный факт: во всех ролях он разный. Где-то подлый, где-то сильный, где-то глупый, где-то расчетливо деловой - но всякий раз ничего общего с ним самим. Как ему это удавалось? Ответ прост и ужасен одновременно: Богатырев всегда был рад убежать от самого себя.

Юрий Богатырев - биография личной жизни актера

Успешный в профессии, Юрий не нашел счастья в личной жизни. Ребенок и романтик, он часто влюблялся. Объектами его обожания были Елена Соловей , Светлана Крючкова , Анастасия Вертинская , Ольга Яковлева, Наталья Гундарева... Каждую Богатырев готов был носить на руках, осыпать цветами и комплиментами - но не более того.


Когда речь заходила о выборе спутницы жизни, прочных отношениях и создании семьи, Богатырев менялся на глазах. Быть взрослым мужчиной он не умел, да и не хотел. Не оправдав ожиданий очередной пассии, ее знакомых и своих родителей, все больше замыкался в себе и погружался в пучину одиночества.

Женился Юрий внезапно, из чувства сострадания -на Надежде Серой, актрисе Театра на Таганке. После развода с мужем она и ее маленькая дочь оказались в Москве без прописки. Сердобольный Богатырев не раздумывая предложил коллеге свою помощь. Они расписались тайно, не известив даже родителей. С годами этот благородный поступок юности стал его тяготить. Не только брак, но и жизнь казались ему все более фиктивными...

Подорвало психическое здоровье Богатырева и долгое скитание по коммуналкам. Виноват в этом отчасти был он сам: деньги зарабатывать научился, а вот распоряжаться ими -нет. Его добротой и безотказностью бессовестно пользовались десятки актеров, называвших себя друзьями. Бывали случаи, когда Юрий одалживал очередному «доброму товарищу» почти всю зарплату.

Неуверенный в себе от рождения, Богатырев был крайне зависим от чужого мнения. В угоду окружающим, перейдя из «Современника» во МХАТ, начал пить. Все пьют, и он обязан, не отбиваться же от коллектива! Каково же было удивление Юрия, когда он понял, что его не только не уважают, но и... ненавидят. За талант, главные роли, хорошие гонорары, успех, даже за свободу от семейных уз.

Зависть коллег больно ранила Богатырева, «человека без кожи». Жизненная неустроенность, собственная бесхарактерность и переживания по поводу своей нетрадиционной сексуальной ориентации вызывали в нем отвращение к самому себе. Спасение он искал в живописи и... снова в алкоголе. Осмелев от воздействия спиртного, Богатырев звонил людям, «созвучным по духу». «Нам надо поговорить! - то ли умолял, то ли кричал он в трубку. -Я не вынесу этого больше! Я сойду с ума!» И всякий раз слышал ответ: «Юра, уже три часа ночи! Мне завтра рано вставать...»

Юрий Богатырев - смертельная эйфория

В 40 лет жизнь Богатырева сделала резкий поворот. Он получил звание народного артиста РСФСР, квартиру на улице Гиляровского, начал готовиться к своей первой выставке.

Многолетняя депрессия сменилась безудержным весельем. Теперь актерские пирушки, начинавшиеся во МХАТе, обязательно продолжались у Богатырева дома. Юрий Георгиевич безропотно оплачивал услуги такси, алкоголь и закуску для всех гостей. А утром отправлялся в театр или на съемки.

От изматывающей жизни актер располнел, высокое давление и боли в сердце стали для него нормой. Процесс добровольного самоубийства ускоряли антидепрессанты.

В январе 1989-го Богатырев получил гонорар за роль в советско-итальянском фильме «Очи черные» - несколько тысяч долларов! На вечеринке, устроенной по этому случаю, он потерял сознание. Санитары скорой помощи, не задумываясь, вкололи ему сильный препарат от высокого давления. Смешавшись в крови артиста с алкоголем и антидепрессантами, он вызвал остановку сердца...

Москва простилась с Юрием Богатыревым 6 февраля - он не дожил до своего 42-летия всего месяц. «Друзья» вынесли из его квартиры все - деньги, книги по искусству, десятки его картин. Где эти вещи, неизвестно и поныне.

Второго марта актеру Юрию Богатыреву исполнилось бы 65 лет...
Источник - tvkultura.ru
1974 год. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссёрский дебют Никиты Михалкова дал пищу для разговоров: картину ругали, хвалили, обсуждали. Даже самые убеждённые критики фильма отдавали должное актёрскому ансамблю. Солоницын, Кайдановский – эти имена уже были известны, – но Калягин, Райкин, Шакуров, Пороховщиков – кто такие? откуда? А главное открытие – Богатырёв. В газетах замелькали статьи об успешном дебюте, но в общем потоке похвал нередко сквозили ноты сомнения: а не счастливая ли это случайность? не разовый ли успех?
«Раба любви» – крохотный эпизод в прологе и время от времени появляется фотография героя в кадре. А потом - «Неоконченная пьеса для механического пианино»... Самые упрямые скептики из последнего продолжали ворчать: «Ну, допустим, спелись с Никитой... Посмотрим, что получится с другими?» И вот Филиппок у Авербаха. Наконец для всех стало очевидным: Юрий Богатырёв – актёр милостию Божьей.

Его мать работала на заводе, отец был морским офицером. Обычное послевоенное детство в коммуналке, средняя школа. Всё как у всех... Что определило судьбу? Может быть, пожилой учитель рисования, с такой любовью рассказывавший о своём предмете и на собственные гроши возивший ребятишек в художественные музеи. Или кукольные спектакли, которые десятилетний Юра разыгрывал с девочками из своего двора? Но так или иначе, к моменту отрочества в нём жили две равноценные страсти: любовь к рисованию и любовь к театру.
Живопись поначалу перевешивала: после восьмого класса – Художественное училище им. Калинина, правда, Юра не преминул организовать там драматическую студию. Три года жил «на разрыв» – между мольбертом и сценой в крохотном актовом зале. И все же Юрий ушел из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потому оставил и мастерскую… Что дальше? Для поступления в ВУЗ необходим аттестат, а значит – снова за парту. Он закончил вечернюю школу. И поступил в «Щуку» на курс к замечательному педагогу и актёру Катину-Ярцеву. Это был его первый набор, и какой! Богатырёв, Гундарева, Райкин, Варлей, Граббе... «Сразу и явно выделились самые упёртые и одарённые: Юра Богатырёв, Костя Райкин, Валера Фокин», – так вспоминал начинающий тогда педагог Александр Ширвиндт.
Дипломный спектакль поставил Валерий Фокин по мопассановской «Пышке». Юрий Богатырёв исполнял роль Переводчика. Спектакль вспоминают до сих пор, тем более, что это – ещё один поворот судьбы. Бывший студент Щукинского училища Никита Михалков, тогда уже учившийся во ВГИКе, по традиции просматривал выпускные работы старшекурсников. После спектакля он пришёл за кулисы, познакомился с Юрой, пожал ему руку: «Старик, будем вместе работать». Впервые команду «мотор!» Богатырёв услышал на съёмочной площадке дипломного фильма Михалкова. Он сыграл там крохотный эпизод, но это был лишь первый шаг... Впереди будут театры – «Современник» и МХАТ, шумные успехи на сцене, телеспектакли, киноработы и постоянные сомнения в собственной состоятельности.
Он ушел в 42 года – непростительно рано. «Кто-то сказал, почему он так рано ушел? А рано ушел потому, что рвал сердце на каждой роли, – вспоминает народная артистка России Елена Королева. – Он так играл в "Тартюфе", что иногда невозможно было рядом находиться. Становилось за него страшно»...


Источник - vmdaily.ru -
Наталья Боброва
Опубликовано: 29 февраля 2012

Любимые женщины Юрия Богатырева.
Он всегда мечтал о несбыточном






…Красавец Егор Шилов.




Подлый Ромашка.


Мужественный Мартин Иден.



Прагматичный Штольц.

Все эти работы в кино Юрия Богатырева плюс десятки других - на телевидении, в театре, на радио - вошли в историю советского искусства. Стали классикой - причем живой. А ведь прошло уже 23 года со дня его смерти, такой внезапной и нелепой, от «неправильного» укола врачей «скорой».

Он работал, не давая себе поблажки и отпусков. Жил, сгорая в любимом деле. Не менее бурной была личная жизнь народного артиста.

Через шелуху сплетен все четче проступает силуэт глубоко несчастного и одинокого человека - несмотря на обилие связей. Кого на самом деле любил Богатырев, так и останется тайной.

Но до сих пор у его могилы на Ваганькове в памятные дни собираются преданные поклонники. Так будет и в день его рождения - артисту исполнилось бы 65 лет.


на Ваганьковском кладбище (24 уч.). Писательская аллея (дорога слева от колумбария), могила справа, у самой дороги.

Сегодня мы расскажем о дамах, которые оставили в его судьбе заметный след.

«КОФЕЙНАЯ ЖЕНЩИНА»

После восьмого класса Богатырев поступает в художественное училище и знакомится с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Они устраивали вечеринки вскладчину: две бутылки вина, винегрет, печенье, выпеченное по особому татарскому рецепту, которое приносила красивая и хозяйственная НЕЛЛИ ЯКУБОВА.

Юра, как и мы все, любил тогда встречаться в неформальной обстановке, - вспоминает Нелли Игнатьева (Якубова).- Мы обычно со бирались на праздники у нашей подружки Нины Турчак на Цветном бульваре. Там бывали интересные люди - Бродский, Высоцкий, Визбор, Галич… Читали стихи, пели свои песни, играли на гитаре... И Юра всегда оказывался в центре внимания.

Тогда между начинающим артистом и ее будущим мужем Лешей Игнатьевым развернулась настоящая борьба за «сердце красавицы».

Я никак не могла выбрать, кто из них мне больше нравится, - вспоминает Нелли Александровна. - Юра очень интеллигентно ездил с подарками, нежно и трепетно за мной ухаживал. Он умел нравиться, был исключительно галантен. Когда мне исполнилось восемнадцать, Юра торжественно пришел и подарил янтарный браслет. По тем временам - шикарный подарок. Но в тот вечер Леша с ним серьезно «поговорил», и Юра надолго исчез из поля моего зрения...

Я вышла за Лешу замуж, Юра окончил Щукинское училище. И лишь потом мы снова стали дружески общаться.

Именно в их дом в Марьиной Роще будет часто приходить Богатырев. Нелли назовет он кофейной женщиной - она будет снабжать его трехлитровыми банками дефицитной тогда арабики и доставать вельветовые костюмы у знакомых поляков.

А он будет привозить из-за границы всякие сувениры вроде моднющих тогда электронных часов.

Но в последнее время Юра, видимо, чувствовал, что скоро уйдет,- говорит Нелли Игнатьева. - Ему, наверное, хотелось быть поближе к людям, которые любили его... Иногда звонил мне в три-четыре часа ночи и просто рыдал в трубку:

Поговори со мной!

Сейчас я понимаю его состояние… И казню себя, что тогда я, как и многие, не воспринимала всерьез его страданий, его одиночества. Ведь Юра, несмотря на большое количество друзей и приятелей вокруг, был одинок и безумно раним. Человек без кожи...

Кларисса Столярова и Нелли Игнатьева.

ЛЮБОВЬ ПОД СОФИТАМИ

Ему всегда везло на партнерш. В институте это были две Натальи - Варлей и Гундарева. Молодой артист неотвратимо увлекался своими партнершами по сцене и экрану. И на каждой хотел жениться. В мечтах.

АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ, с которой он вместе играл во МХАТе, в то время была замужем за Никитой Михалковым. Юрий «по-белому» завидовал Никите. И очень любил ее сына Степу. Когда же супруги расстались, разошлись, Богатырев начал серьезную атаку. Но... Вертинская не откликнулась - у нее уже завязался роман с Олегом Ефремовым...


С Анастасией Вертинской

Со СВЕТЛАНОЙ КРЮЧКОВОЙ они познакомились в 1977-м году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло кушать огромную баранью ногу и запивать ее самогоном. На самом деле это была вода, разбавленная молоком... Богатырев в то время был вегетарианец. И упрекал партнершу: «Что это вы, Света, едите? Кого это вы едите?»


Светлана Крючкова - кадр из фильма - Объяснение в любви

Но особо нежные чувства связывали его с ИЕЙ САВВИНОЙ. Они стали не просто коллегами, но друзьями - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в 10 лет. Саввина была старше. Они переписывались и старались в этот день встретиться. Как-то разругались по-крупному. Богатырев сгоряча ее «послал». Потом мучился, даже думал уходить из театра: не знал, как дальше общаться. Но умная Саввина позвонила через неделю: «Юра, я тебя прощаю, я прочла все твои письма»... А они были весьма нежные…


Ия Саввина и Юрий Богатырёв

В фильме - Открытая книга -

«ЖЕНЮСЬ! КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ СОМНЕНЬЯ…»

В его жизни оказалось две Надежды. Первая - НАДЯ ЦЕЛИКОВСКАЯ. Младшая сводная сестра знаменитой актрисы. Еще студентом худучилища он познакомился с ней и представлял, к ужасу родных, своей женой. Целиковская принимала его ухаживания, но условие совместной жизни поставила жесткое: Богатырев не должен сниматься в кино. Сама она после ВГИКа осталась практически без работы из-за своеобразной внешности - большой нос, шрам.

Она некрасивая, но очень умная, - отстаивал Юрий невесту перед родными. И все-таки жесткий ультиматум ему не подошел: «На что же мы будем жить?» Они расстались.

Тем не менее, штамп в паспорте у него все-таки появился. С другой Надей. Много лет все считали, что это был фиктивный брак. А он был настоящий. Они познакомились в общежитии «Современника» на Манежной площади. Бывшая актриса Театра на Таганке, НАДЕЖДА СЕРАЯ, попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем могла оказаться на улице. Друзья-соседи решили, что Богатырев, единственный холостяк в квартире, должен помочь коллеге, то есть жениться на ней. Тогда она получит московскую прописку. Благородный Богатырев не отказался.

Юра ходил мимо моей комнаты по коридору, - вспоминает Надежда Серая. - Встречались мы на кухне. Он был выше меня, я ему по грудь... Я его очень любила как актера... Но робела.

А познакомились мы, когда он плакал в коридоре. Я его утешала. Тот день закончился у нас танцами и песнями. И с этих пор мы подружились.

И проводили много времени за разговорами... Все эти ночные бдения, слезы, переживания привели нас к близости. И в прямом, и в переносном смысле. Вообще-то на это я не надеялась. Хотя какие-то разговоры были - скорее шутливые... Юра даже намекал: «Надо бы, чтобы ты мальчика родила...» И вот однажды он сделал мне предложение - за накрытым столом. Я растерялась и… согласилась.

Мы не афишировали нашу свадьбу. Расписывались в загсе на Плющихе - приехали туда на такси. Гуляли в общежитии. Его родных не было. Мы никого не ставили в известность. Поэтому многие считали, что Юра не был женат. Правда, не уточнял, что у него жена - актриса. Называл ее то учительницей, то инженером.


Надежда Серая

Почему же они расстались?

Из-за дочери, - объясняет Серая. - При живом отце я не могла объяснить девятилетней девочке, что у меня появился другой муж - она и так ужасно страдала. А ведь Юра обожал Варю, называл ее своим «секретарем». О нашем браке знали только соседи и мои родители. А потом наши отношения уже сошли на нет. О былом напоминал лишь штамп в паспорте.

Вообще, Юра был особенным человеком, - подчеркивает Серая. - Одиночкой по жизни. Преданным только работе. И наш брак - просто его благородный порыв. Но отношения наши были искренние... И мы были счастливы.

БРАТИК И СЕСТРИЧКА

ЗИНАИДА ПОПОВА, дочь легендарной Анки-пулеметчицы, журналистка, тогда знала практически всю театральную Москву. Они познакомились в театре на вечере, посвященном Фурманову.

Даже внешне они оказались похожи - чертами лица, светлым цветом волос, просто брат и сестра.

С первого же момента мы почувствовали какое-то духовное влечение друг к другу, - вспоминает Зинаида Михайловна. - Казалось, у нас всегда будет один и тот же ответ на любой вопрос... И началась наша дружба.

Часто заезжал после спектаклей, мы могли часа два болтать за чаем. В то время он не пил алкоголя...Часто звонил.

С часа до трех ночи мы разговаривали. Всегда находилась тема.

Он был весь... какой-то пастельный... Кстати, ему нравились именно пастельные тона. Всегда дарил мне свои рисунки и изысканные милые подарки, которые привозил отовсюду - это керамика, платки, шкатулки...Как-то подарил мне синюю кофту «со своего плеча». Решил, что мне она больше идет.

Он позвонил ей за три дня до смерти.

Мы полночи разговаривали по телефону - вспоминает Попова. - Говорили о том, как тяжело жить... И зачем вообще человеку дается жизнь - на счастье или на страдание?

Мы хорошо понимали друг друга. Он серьезно хотел уходить из МХАТа, а я все его отговаривала: «Не смей этого делать - ты все потеряешь!» И снова он не мог принять решение... После этого разговора у меня поднялась высокая температура... И первого февраля я отключила телефон, чтобы немного отдохнуть...

И до сих пор себя корю, хотя понимаю, что ничем не могла ему помочь...


Зинаида Попова

«ЛАСТОЧКА МОЯ»

Особенное место в его жизни в последние годы заняла - переводчица и редактор КЛАРИССА СТОЛЯРОВА.


Кларисса Столярова и Юрий Богатырев

Они познакомились в 1984 году, во время работы над спектаклем «Юристы» по пьесе Рольфа Хохута. Ставил спектакль немецкий режиссер Гюнтер Флекенштайн.

Столярова делала сценическую редакцию. На роль Хеммерлинга из службы безопасности Ефремов посоветовал Богатырева. И с этого момента началась серьезная и большая дружба...

Столярова по-матерински заботилась об артисте: замяла скандал когда он «не в форме» пришел на спектакль.

Когда это повторилось, уложила его в больницу. Там его «зашили». В знак признательности он писал ее портреты, помогал по хозяйству (особенно любил мыть посуду).

Она же старалась его вкусно накормить.

Помню, однажды на Пасху он сломал ногу, сидел дома, и я привезла на такси ему изысканное югославское блюдо - грудинку на косточках с фасолью, - вспоминает Кларисса Ивановна. - Он встречал меня, зачастую щелкая зубами от голода. Как-то приехала - а у него уже ничего из еды не осталось - на сковороде хрустящие хлебцы подогревает...

Новый 1989 год они встретили вместе. Вдвоем. И решили больше не расставаться.

Эта ночь стал рубежом в наших отношениях. Если раньше они были чисто дружеские, то в эту ночь произошли серьезные изменения.

Если раньше Юра мог меня поцеловать чисто дружески, то сейчас меня уже целовал не друг, а мужчина. И Юра начал вести разговоры о том, что нам придумать, чтобы быть рядом...

Но не сложилось.


Кларисса Столярова

У нее было много работы с Петером Штайном, который привез тогда в Москву спектакль «Три сестры». Он готовил выставку своих картин в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре. Но она откроется уже без него: в ночь на 2 февраля 1989 года Юрия Богатырева не станет…


Он писал портреты людей, с которыми учился, работал, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений...


Богатырев охотно дарил друзьям свои шаржи (Леонид Филатов)

Андрей Миронов


портрет актера Евгения Евстигнеева работы Юрия Богатырева


Елена Коренева


Татьяна Догилева


Олег Ефремов

Работа Юрия Богатырева к пьесе А.П. Чехова Три сестры. Ирина.

Елена Соловей:

Юрочка для меня всегда будет большим ребенком. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым.. Он, как ребенок, обижался на всякую ерунду... И как ребенок, прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве.


Кадры из фильмов -

Мне кажется, у него не было защиты. Он всегда мечтал о несбыточном...


........................................................................................
Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв



Юрочка Богатырёв и его же собственный шарж -


Детство - с родителями и с друзьями -


Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина


С Борисом Щербаковым, Олегом Табаковым, Евгением Киндиновым, Олегом Ефремовым и другими...

С Галиной Волчек и Станиславом Садальским. Во время работы в Современнике Юра настолько был влюблен в Галю, что каждое утро мыл ей машину...


Юрий Богатырев в роли Дмитрия Фурманова. Драматическая хроника Мятеж. Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького.


В кино Богатырев дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова Спокойный день в конце войны...


С Владиславом Дворжецким в картине Там, за горизонтом 1975 год


Юрий Богатырев в роли Бориса и Ирина Скобцева в роли матери Бориса на съемках художественного фильма Мой папа – идеалист.


Юрий Богатырев и Эва Шикульска и фильме Объяснение в любви


Одной из его лучших театральных работ называют роль Клеанта в спектакле Тартюф в постановке Анатолия Эфроса...
...............................................................................................





Мартин Иден - ОТРЫВКИ -



















ОТРЫВКИ -









Объяснение в любви
По мотивам книги Евгения Габриловича "Четыре четверти".
Почти весь фильм звучит волшебная музыка Баха, Вивальди, Малера...
Ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, свидетель и участник важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку...
В ролях-Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Светлана Крючкова, Кирилл Лавров, Дарья Михайлова, Никита Михайловский, Иван Бортник....
Такая сложная и такая трогательная история его жизни, где она его звала...Филиппок...




Вечно живые (1976)
Режиссеры: Галина Волчек, Олег Ефремов
Композитор: Рафаил Хозак
Актеры: Олег Ефремов, Антонина Богданова, Олег Даль, Лилия Толмачева, Юрий Богатырев, Марина Неёлова, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Владислав Федченко, Станислав Садальский, Елена Коренева, Тамара Дегтярева, Елена Козелькова, Нина Дорошина, Галина Волчек, Авангард Леонтьев, Екатерина Маркова, Александр Вокач, Галина Соколова, Владимир Поглазов, Борис Сморчков, Владимир Земляникин
Фильм-спектакль по пьесе Виктора Розова, поставленный Олегом Ефремовым. Легендарная постановка. Это с нее начинался ефремовский "Современник".
"Вечно живые" - это трагическая история двух влюбленных, Бориса и Вероники, которых война разлучила навсегда, и в то же время рассказ о любви, которую война не смогла уничтожить. Война, увиденная с точки зрения влюбленных. Спектакль с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание... Борис ушел на фронт добровольцем и пропал без вести. Вероника, потеряв любимого, родителей, родной кров, в порыве отчаяния пытается обрести новую семью, и выходит замуж за брата Бориса Марка, но это не приносит ей облегчения...






Неоконченная пьеса для механического пианино
Авторы сценария - А. Адабашьян, Н. Михалков
Режиссер - Н. Михалков
Оператор - П. Лебешев
Мосфильм, 1976 г, драма
В ролях - Александр Калягин, Юрий Богатырев, Антонина Шуранова, Евгения Глушенко, Елена Соловей, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Анатолий Ромашин...

По мотивам произведений А.П. Чехова.
В судьбе первой юношеской пьесы Антона Павловича Чехова много загадочного. Утраченный титульный лист породил путаницу - долгое время она считалась "Пьесой без названия". В театральном обиходе драма более известна как "Платонов". В воспоминаниях младшего брата писателя пьеса упоминается под заглавием "Безотцовщина", под этим именем она и вошла в полное собрание сочинений писателя...
ОТРЫВОК -



ИЛИ - фильм целиком -







Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) -
По мотивам романа И. А. Гончарова "Обломов"
Режиссер-постановщик: Никита Михалков
Сценарий: Никита Михалков, Александр Адабашьян.
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Художники-постановщики: А. Адабашьян, А. Самулекин
Композитор: Эдуард Артемьев
В фильме использована музыка Беллини и Рахманинова
В ролях:
Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрюша Разумовский, Олег Козлов, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Евгения Глушенко, Евгений Стеблов, Николай Пастухов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Олег Басилашвили, Любовь Соколова, Николай Бурляев, Федя Стуков и др.
Текст от автора читает Анатолий Ромашин
ОТРЫВКИ -


И поначалу она ушла из Меда, чтобы быть ему настоящей женой, а потом от него, узнав, что он любит другую...
Она была не очень прилежной студенткой Меда, но она первая поставила правильный диагноз своему умирающему сыну...Но не смогла спасти маленького...
Зато спасала и спасла много других жизней, мотаясь в любую погоду по тайге...Многих спасла и еще - его сынишку...
И, вобщем, про что ж спектакль? Про ТАНЮ...Про жизнь... Про выбор...Про встречи и расставания...
Удивительная и трогательная пьеса Алексея Арбузова в постановке Анатолия Эфроса, 1974 год...
Как давно всё это было...
Отрывок - Здесь - Юрий Богатырёв - после ПЯТОЙ минуты -




РОДНЯ (1981)
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Федор Стуков, Всеволод Ларионов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Павел Лебешев, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, и другие...
Маруся, очень простая, грубоватая, но чрезвычайно душевная женщина из деревни, едет к дочери в город и знакомится в поезде с главным инженером рыбзавода, тоже немолодым, но очень добрым и милым человеком. В городе Маруся узнает, что дочь не любит мужа, с которым не живет, хотя и не развелась, не любит свою работу, на которую выучилась, чтобы только уехать из села, да и жизнь свою, похоже, не очень любит. Все это отрицательно сказывается на внучке. С пещерной непосредственностью и самыми лучшими намерениями Маруся пытается наладить семейные отношения дочери, дав ее мужу по морде. Она продолжает знакомство с работником рыбзавода, навещает своего окончательно спившегося мужа, которого в свое время выгнала из дома, пытается поправить и его судьбу. На фоне различных персонажей, встречающихся на пути Маруси, она демонстрирует дикую чистоту огромного сердца, шокируя окружающих, да и зрителя тоже. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест.
ОТРЫВКИ - Чужая жена и муж под кроватью (1984)
Трагикомедия по мотивам ранних рассказов Федора Достоевского.
Режиссёр: Виталий Мельников
Сценарий: Владимир Валуцкий
Оператор: Юрий Векслер
Композитор: Тимур Коган
Актёр: Юрий Богатырев, Станислав Садальский, Олег Табаков, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Марина Шиманская, Марина Неелова, Гали Абайдулов






Двенадцатая ночь (фильм-спектакль) - отрывок - Здесь - после ЧЕТВЁРТОЙ минуты - Юрий Богатырёв -



Дон Сезар де Базан


Кое-что из губернской жизни - Отрывок -

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981).

К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Карелова. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).

Лучшие дня

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.

Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.

Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами – даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет – Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался…

Фиктивная жена?

Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой…

В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Вспомиает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Брий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Еще одна сторона жизни

Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания.

Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой…

А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…».

Трагическая развязка

Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова.

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь…

Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».