«Жизненный и творческий путь. Биография писателя

М.А.Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1916 г. он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 г. Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И.Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 г. писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он напишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В.Катаевым, Ю.Олешей, Е.Петровым, И.Ильфом, И.Бабелем и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества — фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920-х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман писателя «Белая гвардия» публиковался в 1925 г. фрагментами на страницах журнала «Россия» (были напечатаны первые 13 глав, после чего журнал был закрыт).

В 1926 г. в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбиных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии» (в ходе многочисленных переделок писатель существенно трансформировал сюжет произведения; подверглась преобразованию и система персонажей). С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920-1930-е гг. написаны пьесы «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Адам и Ева» (1931) и около десятка других пьес и инсценировок. Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбиных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х гг. обдумывает замысел своего главного произведения — романа «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 г. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы XX века. Писателя не стало 10 марта 1940 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Поэтика Булгакова

Открывая любой сборник произведений Булгакова на странице «Содержание», проницательный читатель обязательно отметит внешнюю пестроту заглавий: «Записки юного врача», «Театральный роман», «Собачье сердце», «Белая гвардия». Герои Булгакова предстают перед читателем то в белом халате (как московский профессор Преображенский или уездный эскулап из Мурьинской больницы), то в военной форме (как персонажи «Белой гвардии»), то в кожаной куртке с чужого плеча (как «заведующий подотделом очистки Москвы от бродячих животных» Шариков). Местом действия оказывается то Москва, то Мурье, что в сорока верстах от Грачевки (причем географическая конкретика по отношению к этому «медвежьему углу» становится просто неуместна — ясно, что это где-то «очень далеко»), то древний Ершалаим и дворец прокуратора Иудеи.

Соседство «вещей несовместных» проявляется не только на макроуровне булгаковской прозы: внешне контрастные эпизоды, детали, характеристики пронизывают любое произведение Булгакова. На страницах «Мастера и Маргариты» рядом оказываются имена легендарного Понтия Пилата и безвестного поэта Сашки Рюхина, Римского (правда, без напрашивающегося продолжения — Корсакова) и Берлиоза (впрочем, тоже не композитора); в «Собачьем сердце» в едином строю «пролетарских вождей» оказываются Энгельс, Каутский, Полиграф Шариков и Швондер. Формулой благодарности и преданности становится, например, фраза: «Целую штаны, мой благодетель!» или: «Пинайте меня вашими фетровыми ботинками в рыло, я слова не вымолвлю» («Собачье сердце»). Пламенная прогулка кота Бегемота по «Грибоедову» заканчивается тем, что свои браунинг и примус (обратим внимание на степень сочетаемости «аксессуаров») он поменял на спасенный в пожаре «поварской, наполовину обгоревший халат» и «цельную семгу в шкуре и с хвостом»; при этом комический контраст «половины халата» и «цельной семги» интересен Булгакову в той же мере, в какой и финальный разговор Воланда с Левием Матвеем о судьбе Мастера. Философская дискуссия и портрет Бегемота, приветственно помахавшего Воланду семгиным хвостом, мирно уживаются на одной странице.

Внешняя несочетаемость «микроэлементов» и внутреннее единство художественного «макромира» — важнейшие отличительные черты творчества Булгакова. Сочетание разноплановых элементов повествования наиболее отчетливо проявляется в романе «Мастер и Маргарита» — прежде всего на уровне его языковой структуры. Герои романа говорят на нескольких языках: беседа Иешуа с Понтием Пилатом идет на арамейском, латинском, греческом языках, при этом смена языка каждый раз особо оговаривается. Надпись «разбойник и мятежник» на деревянных табличках, привязанных к шеям казненных в Ершалаиме Гестаса, Дисмаса и Иешуа, была сделана на двух языках — арамейском и греческом. Но при этом ни одного слова, которое было бы написано по-латински или по-гречески, в романе Булгакова нет. Даже визитная карточка «иностранца» Воланда описана «по-русски»: «Поэт <Иван Бездомный> успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии — двойное «В». Сам же «иностранец» не произносит ни одного слова на каком-либо ином языке, кроме русского. Таким образом, в языковой структуре романа находит выражение один из важнейших художественных законов булгаковского мира — абсолютное единство разнородных явлений.

При всем различии проблематики, композиционного и речевого строя произведений Булгакова разных лет существует несколько важнейших аспектов, определяющих их внутреннее единство. Выделим основные:

— сочетание и взаимообратимость реального и фантастического;

— гротескная трансформация быта в миф, мистики — в обыденность;

сатирическое изображение современной писателю советской действительности как трагифарсового мира, в котором царствуют инфернально-демонические силы;

— противопоставленный окружающему миру — враждебному и почти всегда агрессивному — булгаковский герой: он наделен творческими способностями и художественным талантом, но почти всегда слаб и уязвим;

общий принцип расстановки персонажей: учитель (Иешуа, Мастер, профессор Преображенский) — ученик (Левий Матвей, Иван Бездомный, доктор Борменталь) — предатель или провокатор (Иуда, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Швондер);

— инвариантная сюжетная схема: разрушение гармоничного (идиллического) мира героя — и его реальное или ирреальное восстановление;

— амбивалентность (двойственность) содержательных и структурных элементов повествования: герои Булгакова парадоксально совмещают разные «амплуа» (палача и жертвы, ученика и предателя), а традиционно одномерные этические категории — например, «положительное» добро и «отрицательное» зло — становятся одновременно позитивными и негативными ценностями.

Особое значение в содержательной структуре произведений Булгакова приобретают библейские, прежде всего новозаветные, мотивы и ассоциации. В сознании читателя евангельская тема в творчестве Булгакова прочно связывается с романом «Мастер и Маргарита». Однако история Иешуа и Понтия Пилата является не началом, а кульминацией длительного развития библейской темы, определившей значение и функции множества сквозных мотивов в прозе Булгакова. На протяжении всей творческой эволюции писателя библейские (евангельские) образы и мотивы вводились в художественную структуру самых разных произведений — от «Записок юного врача» (1925-1927 гг.) до пьесы «Батум» (посвященной Сталину и законченной в 1939 г.). В контексте отдельного произведения их присутствие может быть почти неощутимо: Булгаков никогда не прибегает к прямым сюжетным заимствованиям или созданию модернизированных иллюстраций к библейским притчам. Но в едином корпусе всех булгаковских произведений библейский подтекст становится видимым, «проявляется» —подобно тому как в рисунках-загадках, если правильно настроить зрение, сквозь внешние линии осеннего пейзажа начинает проступать женское лицо или контуры далекого древнего города.

Парадоксально, иногда травестийно трансформируясь, библейские образы и мотивы причудливо вплетаются в гротескную реальность булгаковского мира — но в странных «превращениях» библейских мотивов читатель постепенно обнаруживает внутреннюю логику и устойчивые закономерности. В ранних произведениях Булгакова библейские аллюзии и реминисценции не складывались в самостоятельный сюжет — но неизменно подсвечивали изображение современной действительности; в финальном произведении писателя — «Мастере и Маргарите» — сам библейский сюжет в апокрифической версии Мастера стал составной частью романа о Москве 1930-х гг.

Понаблюдаем за некоторыми закономерностями, которыми определяется развертывание библейских мотивов в произведениях Булгакова. В «Записках юного врача» эпизод прибытия выпускника медицинского факультета в Мурьинскую больницу, заброшенную в неведомую глухомань, ретроспективно начинает обрастать евангельскими ассоциациями. Одиночество, тоскливое ощущение брошенности, покинутости во враждебном мире, полном испытаний («Стальное горло», «Крещение поворотом», «Полотенце с петухом») и искушений («Морфий»), от рассказа к рассказу, по мере развития сюжета начинают осмысляться в контексте евангельского повествования о последних днях Сына человеческого. Операция по ампутации ноги, спасшая жизнь попавшей в мялку девушке (рассказ «Полотенце с петухом»), проецируется на евангельский сюжет воскрешения из мертвых: описание операции сопровождается тревожно пульсирующим «умрет», «сейчас умрет» — и заканчивается чудом, «воскрешением», совершенным героем рассказа. Название рассказа «Крещение поворотом» также начинает восприниматься сквозь призму библейских (а не только обычных языковых) значений первого слова. Начальный же эпизод цикла — «въезд» юного врача в Мурье — теперь может быть прочитан как иронический парафраз евангельского повествования о въезде в Иерусалим. Подчеркнуто точная датировка — «два часа пять минут 17 сентября 1917 года» — придает прозаически сниженной сцене многозначительность исторического события, а сакральное число «сорок» («сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьинской больницы») иронически отсылает к библейской символике чисел и навязывает символическое значение трагикомической завязке цикла.

Подобным же образом амбивалентный (двойственный) характер евангельских ассоциаций проявляется и в еще одной повести Булгакова на «медицинскую» тему — «Собачьем сердце».

Сжатое описание жизни Булгакова кратко может объяснить феномен гениального писателя, прошедшего через все жизненные трудности и испытания, при этом оставшегося настоящим гуманистом. Михаил Афанасьевич – автор более 170 произведений, включающих романы, пьесы, фельетоны, очерки, рассказы, повести, театральные инсценировки. Сухие факты из его жизни можно найти в Википедии, учебниках, биография писателя хорошо изучена, но лишь в его творчестве раскрывается жизненный реализм, украшенный сатирой и юмором.

Для понимания того, что за человек Михаил Булгаков, следует разобраться в его происхождении. Появился будущий писатель на свет 15 мая 1891 года в Киеве в семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых – преподавателя духовной академии, статского советника и дочери протоиерея. Многодетной семье, где кроме Михаила подрастало еще шестеро детей, хватало средств для безбедного существования.

Воспитанием детей занималась Варвара Михайловна – утонченная интеллигентка, прививавшая детям любовь к искусству, музыке, чтению. Даже безвременная смерть отца семейства не помешала будущему автору закончить Первую Александровскую гимназию – колыбель киевской интеллигенции.

В 1909 году Булгаков поступил в Киевский университет на медицинский факультет. В произведениях «Роковые яйца» и прослеживается симпатия автора к профессорам Персикову и Филиппу Филипповичу неспроста, так как Булгаков по профессии был врачом.

Годы войн и революций

Согласно информации о Булгакове из Википедии, в 1913 году наладилась его личная жизнь. Будущий автор вступил в брак с Татьяной Николаевной Лаппа – дочерью столбового дворянина.

Молодожены поселились в съемной квартире на Андреевском спуске, любили посещать театральные пьесы, премьеры, музыкальные концерты. Несколько раз молодой человек ходил на концерты Шаляпина. В творчестве Булгакова интересным фактом стало то, что черты шаляпинского Мефистофеля отразились в Воланде – герое последнего романа писателя.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Михаил отправился на фронт, служить тем, кем был по образованию, – врачом. В полевом госпитале будущий автор прослужил до осени 1916 года.

Вернувшись с фронта, Булгаков направился в Смоленскую губернию, чтобы занять пост заведующего сельской больницей в Николино Сычевского уезда. Спустя год врача направили служить заведующим инфекционным и венерологическим отделением больницы в городе Вязьма.

Согласно документам из архива земской управы молодой человек показал себя хорошим врачом, о чем свидетельствуют факты:

  • в журнале приема общее количество больных составило 15 тысяч;
  • все хирургические операции, проведенные Булгаковым, были успешны.

На жизнь и творчество Булгакова повлияла Февральская революция. Это событие писатель описал дословно так: «Внезапно грозно наступила история». После событий Октябрьской революции врач получил освобождение от военной службы и смог вернуться в Киев, где его захлестнула волна гражданской войны. Власть менялась постоянно, и каждая нуждалась в услугах хорошего врача. Так Михаил Афанасьевич служил в следующих армиях:

  1. Гетмана Скоропадского;
  2. Лидера националистического движения Петлюры;
  3. В Красной Армии;
  4. В войсках Деникина.

Пережитые события из биографии Булгакова кратко отразились в «Белой Гвардии», в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в «Днях Турбиных», в «Беге». Для понимания исторической обстановки тех времен стоит прочитать эти произведения.

Белая Гвардия

Творчество

Википедия утверждает, что в конце 1919 года или в начале 1920 жизнь Булгакова резко изменилась: он покинул ряды Деникинской армии. Хороший врач сменил врачебную деятельность, то, кем был Булгаков по основной профессии и образованию, и начал сотрудничать автором в местных газетах. Первые произведения писателя вошли в сборник «Дань восхищения» и были опубликованы весной 1920 года в местных газетах на северном Кавказе.

Интересно! Сестра писателя вспоминала, что Михаил Булгаков начал писать на первом курсе учебы в университете – рассказ носил название «Огненный змей». Это произведение о человеке, больном алкоголизмом.

Пребывая на Кавказе , автор начал отстаивать последн ее наследи е классиков , вступая в полемику с деятелями культуры тех времен . В результате был изгнан из подотдела искусств осенью 1920 года. Булгаков остался без работы и без средств к существованию. Весной 1921 года жизнь начинающего писателя изменилась благодаря успешной инсценировке пьесы «Сыновья Мулла». У молодого человека появилась возможность переехать в Тифлис, а затем в Батуми.

Переезд в Москву

Осенью 1921 года Булгаков принял решение переехать в Москву. Два месяца Михаил Афанасьевич проработал секретарем литературного отдела Главкомитпросвета, затем остался без работы. Попытки сотрудничества в частных газетах не увенчивались успехом.

Время безработицы закончилось весной 1922 года – автор стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов.

Хронологическая таблица Булгакова по произведениям:

1918-1919 черновые наброски рассказов «Записки юного врача»
1919-1920 несколько рассказов и фельетонов «Дань восхищения»
1921 пьеса «Сыновья Мулла»
1922-1924 «Похождения Чичикова», «Белая гвардия»
1923 повесть «Дьяволиада», рассказы «Записки на манжетах»
1924 повести «Роковые яйца», «Багровый остров»
1925-1928 пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», роман «Собачье сердце»
1926-1928 пьеса «Бег»
1927 повесть «Багровый остров»
1928-1929 пьесы «Великий канцлер Князь тьмы» (черновой вариант «Мастер и Маргарита»), «Кабала святош», роман «Копыто инженера», повесть «Тайному другу»
1931 пьеса «Адам и Ева»
1932 пьеса «Полоумный Журден»
1933 роман «Жизнь господина де Мольера»
1934 пьеса «Блаженство (сон инженера Рейна)»
1935 пьеса «Последние дни (Пушкин)»
1936-1937 либретто опер «Театральный роман или записки покойника», «Иван Васильевич», «Минин и Пожарский», «Черное море»
1937-1938 либретто оперы «Рашель»
1939 пьеса «Батум», либретто оперы «Дон Кихот»
1929-1940 роман «Мастер и Маргарита»

Венец творчества Михаила Афанасьевича – гениальный роман «Мастер и Маргарита». Писался на протяжении 10 лет, обязателен для прочтения, ведь вмещает весь жизненный опыт писателя, передает его видение смысла жизни.

Полезное видео: документальный фильм Роман с тайной

Годы критики и гонений


Н
ачиная с 1914 года автор проживал тяжелые годы жизни , видел много войн , несправедливости , жестокости , но всегда оставался приверженцем общечеловеческих ценностей , их он пытался донести людям в своем творчестве . В 20-е годы позиция Булгакова подверглась осуждению. Произведения Михаила Афанасьевича запрещались, не печатались и не ставились на театральной сцене.

В 1929 году нападки критиков достигли апогея. Были сняты с инсценировки пьесы «Дни Турбиных», «Багровый остров» и комедия «Зойкина квартира». Новую пьесу «Мольер» Главрепертком запретил весной 1930 года. Тогда Михаил Булгаков кратко написал письмо правительству с просьбой выезда за границу из-за невозможности существования на родине. Вскоре ему позвонил Сталин. Так писатель, по образованию врач, был назначен в МХАТ режиссером-ассистентом.

В 1932 году возобновились показы «Дней Турбиных», инсценировалась пьеса «Мертвых душ» по Гоголю. В 1936 году автор перешел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста.

В 1924 году произошли перемены в личной жизни Булгакова – он развелся с Татьяной Николаевной Лаппа и вступил в брак с Любовью Евгеньевной Белозерской. А в 1932 году развелся со второй женой и вступил в третий брак с Еленой Сергеевной Шиловской, взявшей фамилию мужа. Именно ее образ стал прототипом Маргариты из романа . Шиловская избавила от одиночества автора в последние годы его жизни, а после смерти добилась издания основных произведений писателя.

Последнюю попытку издать свое произведение Булгаков сделал в 1933 году (пьеса «Жизнь господина де Мольера») и потерпел неудачу. До самой смерти 10 марта 1940 года мастер больше не издавался. Перед смертью Булгаков ослеп, врачи диагностировали наследственную болезнь почек, от которой умер отец Михаила Афанасьевича. Окончательный вариант романа «Мастер и Маргарита» дописывала Елена Сергеевна Булгакова под диктовку писателя, не увидевшего даже черновика своего произведения.

Автобиография собрана в нескольких его произведениях «Тайному другу», «Записки на манжетах», «Записки юного врача», в «Мольере», в «Белой гвардии». Эти творения помогают заглянуть во внутренний мир писателя, увидеть его глазами историческую обстановку того времени.

Чтобы лучше понять, кто такой Михаил Афанасьевич, следует знать, что имея репутацию полуопального писателя, он писал Сталину, просил не за себя, а за других. Так, просил за арестованных сына и мужа Анны Ахматовой, за сосланного друга Николая Эрдмана.

Интересно! После знакомства с Еленой Сергеевной в 1929 году автор посвятил ей незавершенную повесть «Тайному другу». В произведении описаны булгаковские годы жизни в Москве и работы над романом «Белая гвардия». Своего рода автобиография для близкого человека, с которым нельзя было в то время соединиться.

Полезное видео: 10 Фактов Михаил Булгаков

Вывод

Кем был Булгаков? Писателем, болевшим за человека, будь то незаурядный Мастер или непримечательный делопроизводитель. Михаил Афанасьевич не воспринимал литературу с абстрактными болью и страданиями, нереальными героями, проходящими мимо правды жизни. Мистицизм в произведениях для Булгакова – литературный прием, оттеняющий действительность в сатирическом свете, показывающий негативные черты современной жизни. Своим творчеством он выказывал подлинный гуманизм, близкий нам и сегодня.

Михаил Афанасьевич Булгаков - известный русский писатель, чья жизнь окутана загадочной мистикой и ореолом тайн. Выходец из семьи киевского профессора, он родился 15 мая 1891 года, а имя свое получил в честь архангела Михаила - хранителя города Киева.

Писать юноша начал с ранних лет, хотя многие биографы утверждают обратное, называя отправной точкой 30-летний возраст. Как повествует краткая биография, Булгаков в юном возрасте очень любил читать, впитывал как губка полученную информацию и многое помнил из прочитанного. Вера, старшая сестра, утверждала, что свое первое произведение - «Похождения Светлана» - Миша написал в семилетнем возрасте, а в 9 лет осилил «Собор Парижской Богоматери» (В. Гюго). В Александровской гимназии (одной из лучших в Киеве), Булгаков в период учебы сполна проявлял свои таланты: рисовал карикатуры, писал стихи, играл на рояле, пел и занимался сочинительством.

Так кто же он, Булгаков?

Биография (фото писателя можно увидеть ниже) Михаила Афанасьевича далее продолжается его обучением на медицинском факультете Киевского университета. По его окончании в 1914 году Булгаков работал врачом в Саратове, а с началом Первой мировой войны - в госпиталях прифронтовой линии под присмотром опытных военных хирургов. Писатель Булгаков, биография которого полна впечатлений военного времени и врачебной практики, написал серию рассказов «Записки юного врача», а роковой случай, сведший его с мальчиком, болевшим дифтерией, полностью перевернул жизнь гения.

Спасая ребенка путем отсасывания ртом через трубочку дифтерийных пленок из его горла, Булгаков заразился. Введенная противодифтерийная сыворотка вызвала сильнейшую аллергическую реакцию, проявившуюся нестерпимым зудом и жуткой сыпью на теле. Облегчить боль помогла инъекция морфия, а повторные уколы позволили справиться с аллергией, вызвав вместе с тем привыкание к «спасительному» препарату. Возникшая наркотическая зависимость рушила на жизненном пути Булгакова все, безжалостно отнимая духовное и физическое здоровье, наградив писателя паническим страхом и сильной депрессией, доведя до неистового сумасшествия. Жена Татьяна Николаевна, пытаясь спасти мужа, вместо морфия вводила ему дистиллированную воду, вызывавшую у последнего сильнейшие ломки.

Гоголь: приходил или нет?

Именно в этот период у Булгакова состоялась встреча с Гоголем, первая из трех. В один из болевых приступов в съемном жилье Булгакова появился Николай Васильевич, который быстрым шагом вошел в квартиру Михаила Афанасьевича, посмотрел на него безумным взглядом и пригрозил пальцем. С того дня произошло поистине чудесное спасение от страшной наркотической зависимости Булгакова, так и не понявшего, был ли приход Гоголя сном или явью. Эту историю писатель позже рассказал в произведении «Морфий».

Михаил Булгаков, биография и творчество которого тесно переплетались, в личной жизни имел успех и был женат трижды. По пророчеству киевской цыганки, над которым в свое время писатель посмеялся, в жизни ему достанется три жены: одна - от Бога, вторая - от людей, третья - от дьявола. После чудесного выздоровления Михаил Афанасьевич открыл частную практику и в этот же период начал заниматься писательской деятельностью.

Татьяна Лаппа ездила с мужем везде, помогая ему во врачебной деятельности и в невероятном исцелении от роковой привязанности к наркотику. Первая мировая и гражданская войны мотали Булгакова по стране беспощадно: мобилизация петлюровцами, побег, мобилизация деникинцами, тиф, прекращение врачебной деятельности, нищета, голод... И всегда рядом была она - верная Тася.

Булгаков: краткая биография и творчество

С 1919 по 1921 годы писатель жил во Владикавказе; именно там он прекратил занятия медициной и начал профессионально заниматься литературной деятельностью, работая журналистом в местных газетах. Там были написаны для театра комедия «Самооборона» (постановка которой возымела успех), а также пьесы «Глиняные женихи» и «Парижские коммунары», причем последняя была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.

В Москву Булгакову удалось попасть лишь в 1921 году. В первое время он хватался за любую работу, стараясь прокормить себя и жену; писательством же занимался по ночам. И у него получилось: Булгакова стали печатать! Его рассказы и фельетоны были на многих полосах газет и журналов. Именно с Москвой связаны действия таких произведений, как «Собачье сердце», «Роковые яйца».

Творчество Михаила Булгакова

Роман «Белая Гвардия» описал трагедию гражданской войны, разыгрывавшуюся в Киеве - родном городе писателя, причем в произведении показан трагизм народа в целом и в разрезе отдельно взятой семьи Турбиных - людей с высоким чувством чести и достоинства. Булгаков, творческая биография которого богата яркими жизненными моментами, легшими в основу его произведений, в романе «Белая гвардия» довольно похоже описал киевский дом своей юности. Люди, жившие там некоторое время спустя, разломали все стены, напрасно пытаясь найти описанный в произведении клад. По роману «Белая гвардия» была написана пьеса «Дни Турбиных», поставленный по ней спектакль имел огромный успех у зрителя.

Окрыленный успехом, Михаил все больше погружался в богемную жизнь, растеряв любовь к женщине, полностью растворившейся в нем. Однажды он объявил своей Тасе, что уходит. При расставании, чувствуя на себе огромную вину, Булгаков лишь изрек: «Бог меня за тебя накажет…». Вот так по-будничному для Таси закончились прожитые с Булгаковым 11 лет.

Любовь Белозерская - яркое пятно на сером фоне обыденной московской жизни, стала второй женой писателя. Коренная москвичка, она во всем помогала мужу: разносила по редакциям рукописи, помогала преодолевать провинциальную стеснительность, подбирала материалы для его творений. Именно с ее помощью были созданы пьесы «Кабала святош» и «Бег».

Трудный период, неприятие

В конце 20-х годов Булгаков подвергся нападкам литературных критиков. Его произведения оценивались отрицательно, их перестали публиковать, пьесы сняли с репертуара. В марте 1930 года измученный и надорванный Булгаков, очутившийся на грани нищеты, обратился к Сталину с письмом о предоставлении возможности зарабатывания в театре либо выезде из СССР. Через месяц Сталин лично позвонил писателю, разрешив ему работать. Ассистент режиссера во МХАТе, подрабатывавший переводами и написанием либретто и периодически игравший в спектаклях, - вот чем пришлось довольствоваться Булгакову в столь трудный для себя период.

Отдушиной для него являлась опера «Фауст», на которую он часто ходил в Большой театр; это зрелище действовало на него как-то особенно, поднимая настроение. Очередной поход на любимую постановку закончился тяжелейшей депрессией. Это было связано с написанной ним пьесой «Батум», в которой центральной фигурой являлся молодой Сталин, а писатель узнал в образе Фауста себя, продавшего душу дьяволу.

Она - Маргарита?

Елена Шиловская - третья любовь писателя. Краткая биография (Булгаков снова в ореоле мистики) повествует, что однажды, студеной осенью 1927 года, писатель шел по улицам Москвы, и неожиданно на него налетел остроносый низенький человек, до боли похожий на квартирного гостя в период увлечения Булгакова морфием. Гоголь (а это, судя по всему, был он) посмотрел в глаза Михаилу Афанасьевичу и взглядом указал на один из расположенных рядом домов. Именно там жила Елена Сергеевна.

На одной из вечеринок, где они познакомились, она попросила Михаила завязать ей на рукаве тесемку, и таким образом «привязала» его к себе. Жена генерала Шиловского, Елена долго металась между двумя мужчинами, пока ее муж все-таки согласился на развод. Именно с появлением Елены Булгаков рьяно стал продолжать писать свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», начатый в 1929 году. Елена помогала ему во всем: вела дом, печатала рукописи, писала под диктовку, понимая, что читать Булгакова смогут только будущие поколения. Свое детище, роман о Мастере и тайной его возлюбленной, о Христе и дьяволе, Булгаков создавал в условиях полного безденежья и безнадежности. Елена влюбилась в это творение, узнавая в Маргарите себя, понимая, что это самая главная книга в жизни писателя.

Реальный прототип кота Бегемота

К слову, знаменитый помощник Воланда имел реальный прототип, коим являлся черный пес Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот, очень умный для обычного животного. Имел место такой случай: при праздновании Нового года под бой курантов собака пролаяла двенадцать раз, хотя никто ее этому не обучал. Такую интересную историю сохранила краткая биография.

Булгаков в этот период уже был поражен смертельной болезнью, поэтому часть глав из романа он диктовал своей жене Елене. За месяц до смерти он закончил работу над своим самым знаменитым произведением, которым зачитываются многие. Именно после выхода этого романа поговаривали, что способности Булгакова имеют потусторонний характер, иначе как бы он мог так точно описать самого дьявола и его свиту?

Героям произведений Булгакова свойственно обаяние, заставляющее в себя влюбиться и почувствовать особую прелесть нераскрытой мысли. Его краткая биография, Булгаков в которой является ключевой фигурой, вызывает огромный интерес к личности писателя. Его работы постоянно экранизируются, а литературные работы горячо обсуждаются. Произведение «Мастер и Маргарита» не оставляет никого равнодушным, заставляя относиться к себе или плохо, или хорошо.

1940 год - конец пути писателя

Нервное истощение породило гипертонический нефросклероз, приковавший Булгакова к постели. Елена не смогла вырвать его из лап болезни, в марте 1940 года писателя не стало, причем свой уход он предсказал задолго до болезни. В истории его жизни имеет место такой факт: на могиле Гоголя на Монастырском кладбище находился камень, прозванный из-за сходства с Иерусалимской горой Голгофой. При перезахоронении Гоголя на другое место на его могилу установили бюст, а камень впоследствии установила на могиле Булгакова его жена. И тут вспоминается фраза писателя, которую он адресовал Гоголю во сне, когда тот пришел к нему в третий раз: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

Биография Булгакова, жизнь и творчество великого писателя постоянно вызывают читательский интерес, который со временем лишь усиливается, подогреваемый тягой к мистике и неизведанному.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей.

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении в степени лекаря с отличием.

Был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. После начала Первой мировой войны Булгаков работает врачом сначала в прифронтовой зоне, потом в резерве. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику.

В Конце Сентября 1921 Года Булгаков Переехал В Москву И Начал Сотрудничать Как Фельетонист Со Столичными Газетами («Гудок», «Рабочий») И Журналами («Медицинский Работник», «Россия», «Возрождение»). В Это Же Время Он Публикует Отдельные Произведения В Газете «Накануне», Выпускавшейся В Берлине. С 1922 По 1926 Год В «Гудке» Напечатано Более 120 Репортажей, Очерков И Фельетонов Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая вскоре становится его новой женой.

С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных ». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Отметим, что в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных » - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Леопольд Авербах, Виктор Шкловский, Керженцев и многие другие.

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных » снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош» (1930), но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года Сталин (формально - Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных », и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине (« Батум »). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску. Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году. 1922-1923 годы - публикация «Записок на манжетах». В 1924 году - издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году. В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов « Дьяволиада ». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира».

В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных », В 1927 году Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег». С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 1928-1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928). В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных » во МХАТе. В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.


М. А. Булгаков (1891 – 1940)

Творческий путь

Киев

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве 3 мая 1991 г. Семья – главный источник формирования Михаила. Отец – преподаватель истории в киевской духовной академии, мать – из духовного сословия. В семье - младшие братья: Николай, Ваня, сестры: Леля, Варя, Вера, Надя.

1901 г. – Первая гимназия, описанная в «Белой гвардии». Жили Булгаковы на Андреевском спуске, описанном в романе как Алексеевский спуск.

В 1907 г. умер отец.

Университет. Начало медицинской деятельности

В 1908 г. Булгаков поступил в университет на медицинский факультет. Очень рано женился, в 1913 г.

1914 г- началась Первая мировая война, студент Булгаков работает в госпиталях с 1916 г. В конце лета Булгаков направлен в Смоленскую губернию, в село Никольское, врачом. Там с ним приключилась беда. Спасая больную, он проглотил яд, чтобы излечиться, - принял морфий и пристрастился к нему. Спасла его жена. В это время в России полным ходом шла революция. Булгакова переводят в Вязьму. Именно там он начинает писать. Неизвестно, что было с Михаилом в дни октябрьской революции.

Украина. Судьба семьи Булгакова

Украина объявила о своем выходе из России еще летом 1917 г. В Киеве о Февральской революции узнали только 1 марта 1917 года. Тут же стали формировать правительство, названное Центральной Радой, президентом которой стал Михаил Грушевский. И хотя Центральная Рада формально была высшим органом в Украине, ее полномочия не распространялись дальше Киева. После Октябрьской революции Советы в ноябре попытались взять власть, но победила Центральная Рада. Она была создана еще в апреле 1917 года на Украинском национальном конгрессе, в работе которого приняли участие делегаты от двух десятков партий и общественных организаций. Собравшиеся заявили, что уполномочены говорить от имени всей Украины и решать все ее проблемы. Рада выступала за отделение Украины от остальной России, принудительное введение галицийского диалекта украинского языка, создание особой украинской церкви. На Украине возникла независимая республика, но Совнарком (Совет народных комиссаров во главе с Лениным) ее не признал.

В октябре 1917 г. младший брат Михаила Афанасьевича Николай поступил в юнкерское училище, а это было опасно. Юнкер Николай Булгаков участвовал в Киеве в боях против Советской власти в ноябре. 16 января в Киеве произошло восстание большевиков. Оно было разгромлено Центральной Радой. В конце января 1918 года к столице Украины подошли большевистские войска. Центральная Рада пала. Красная гвардия взяла Киев.

Брестский мир и его последствия

Заключение 9 февраля 1918 года Советской властью мирного договора с Германией и Австро-Венгрией все изменило. 1 марта первый батальон саксонской пехоты появился на киевском вокзале. Советская власть в Киеве пала. Вернувшаяся Рада подписала с немцами договор. В Киеве обосновалась главная квартира германского командования во главе с генерал-фельдмаршалом Германом фон Эйхгорном. Вслед за немецкими солдатами объявились лидеры Центральной Рады. Однако министры и генералы кайзера Вильгельма II довольно быстро поняли, что опереточное правительство Рады не в состоянии помогать им в управлении Украиной. Поэтому немцы решили заменить Центральную Раду более эффективным правлением.

Гетман Скоропадский

В русской армии с конца марта 1917 года началась кампания украинизации. Георгиевич Корнилов, назначенный Временным правительством Верховным главнокомандующим, издал приказ о немедленной украинизации 34-го армейского корпуса. Командиром украинизированного 34-го корпуса назначили генерал-лейтенанта Павла Скоропадского, один из его предков, хоть и не по прямой линии, при Петре Великом, был гетманом Малороссии.

Избрание гетмана состоялось 29 апреля 1918 года в цирке Крутикова на Николаевской улице в Киеве. В цирке собрали "хлеборобов-собственников". Несколько "тружеников полей" выступили с речами, требуя спасти Украину от хаоса, а сделать это может только гетман. И тут в одной из лож цирка показался одетый казаком Скоропадский. "Хлеборобы" дружно "прокричали" его гетманом. Сам Павел Скоропадский поселился в доме киевского генерал-губернатора. "Независимое" государство нарекли Украинской державой.

Отражение этих событий в романе

В марте 1917 г. Тальберг стал революционером – свергнут царь.

Конец января 18 г. «слухи грозные, ужасные: наступают банды красные»

Вернулась с немцами Рада – слова Тальберга о людях в шароварах.

«в марте – пришли немцы», в апреле Тальберг участвует в выборе гетмана.

Булгаков в 1918 г.

В феврале 1918 г. Булгаков приехал в Киев. В это время и был заключен Брестский мир. Михаил Афанасьевич в 1918 г. - практикующий врач в Киеве

Осень – зима 1918г. через Киев на юг бежит самая разная публика. В романе подглавка «Бежали…»Но главное – тревога: близилась Германская революция. А с ней должны были уйти немцы.

Между тем оккупационные германо-австрийские войска приняли решительные меры для наведения порядка на Украине. Немедленно были возвращены помещикам захваченные крестьянами земли, скот и инвентарь. Карательные отряды проводили массовые расстрелы. Однако эти меры не успокоили население, а лишь только озлобили его. Именно при гетмане резко, по сравнению с временами Центральной Рады, возросла активность различных повстанческих формирований.

Революция в Германии

9 ноября 1918 года в Германии была провозглашена республика, а на следующий день кайзер Вильгельм II бежал в Голландию. 11 ноября было подписано Компьенское перемирие между странами Антанты и Германией, завершившее Первую мировую войну.

13 ноября советское правительство аннулировало Брестский мир. Появилось сообщение о сформировании Директории – националистического правительства Украины, во главе с С. В. Петлюрой (бритый человек в вагоне недалеко от Киева).

Петлюра

Симон Васильевич Петлюра, сын извозчика, учился в семинарии. Бросив семинарию, работал журналистом и бухгалтером в фирме, торговавшей чаем. Затем отправился в Австро-Венгрию, где окончил Львовский университет. В Центральной Раде Петлюра занимал пост "военного секретаря". В июле 1918 года он и его коллега - министр Владимир Винниченко (некогда социал-демократ-меньшевик, писатель) - были арестованы по обвинению в заговоре с целью отстранения от власти Скоропадского. Они просидели несколько недель под замком, а потом дали честное слово министру юстиции Вязлову не выступать против гетмана и с тем были отпущены на все четыре стороны.

Петлюра сразу же отправляется в Белую Церковь. Там были размещены сечевые стрельцы - галичане. Они выступали за создание независимой от России Украины. Врагов видели в «москалях» - так они называли русских. 14 ноября 1918 года в Белой Церкви появилось новое правительство Украины, так называемой Директории. (Этим персонажам очень льстило сравнение с Великой Французской революцией). "Селянство" активно поддержало Петлюру, получив возможность грабить помещиков, русских сельских врачей и учителей, евреев и отступающие германские тыловые части.

Павел Скоропадский оценил ситуацию и 14 ноября назначил новый кабинет министров, провозгласил Акт федерации, по которому обязался объединить Украину с будущей небольшевистской Россией. Принимая это решение, Скоропадский надеялся получить поддержку со стороны главнокомандующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина и стоявшей за его спиной Антанты.

17 ноября в Белой Церкви немцы заключили с Директорией соглашение о нейтралитете. Германское командование обещало не мешать Петлюре свергать гетмана в обмен на условие не препятствовать эвакуации немецких и австрийских войск на родину.

В конце ноября гетман Скоропадский не сумел договориться с Деникиным, а значит после ухода немцев - придут петлюровцы. Может помогут союзники? Запись на печке: «Но где же сенегальцев роты?» В конце ноября – бои с петлюровцами на подступах к Киеву у поста-Волынского. В этих боях участвует Мышлаевский.

Скоропадский назначает на пост главнокомандующего генерал-лейтенанта князя Александра Долгорукова. 12 декабря немцы договорились с Петлюрой об эвакуации Киева. Утром 14 декабря князь Долгоруков и ряд его офицеров бежали в Германию.

Декабрь 1918 г. в жизни Булгакова

Декабрь 1918 г. - самый драматичный месяц в жизни Булгакова. Вероятно, он был мобилизован в армию гетмана. В ночь на 14 декабря гетман бежал из Киева, а Булгаков и его братья не зная этого, пошли защищать город. Иван и Николай были на сборном пункте в гимназии. С трудом спаслись. 15 декабря Петлюра вошел в Киев.

В конце января Булгаков мобилизован в петлюровскую армию как врач.

27 января началось бегство петлюровцев из Киева под ударами Красной армии. Петлюровцы устраивают погромы, грабежи, постоянные убийства. В ночь со 2 на 3 февраля Булгаков пережил на мосту через Днепр страшные минуты. Этим завершается роман.

Судьба Булгакова в годы Гражданской войны

6 февраля 1919 г. Красные вошли в Киев. Теперь Булгакову грозит опасность как бывшему офицеру. В городе расстрелы. 31 августа Деникин во главе Добровольческой армии вошел в Киев. В начале осени Булгаков был мобилизован в Белую армию. В октябре 1919г его братья участвуют в боях против Советов. Вскоре братья навсегда расстанутся. Николай будет участвовать в боях в Крыму осенью 1920г, получит ранение и эвакуируется с остатками войск Врангеля. Покинет Россию и Иван. О том, что они остались живы, Булгаков узнает много лет спустя.

26 ноября 1919г. Булгаков впервые стал печататься. В это время он служит врачом у белых. Бои идут на Северном Кавказе, Булгаков там постоянно. В начале 20 г. красные разбили главную военную силу белых – казачью конницу. Белые армии стали откатываться на Юг. В это-то время Михаил заболел тифом и не смог эвакуироваться в Новороссийск. А когда он выздоровел – во Владикавказе уже были красные. Михаил навсегда бросил врачебную деятельность и решил во что бы то ни стало стать писателем.

Смена профессий

1920г и часть 1921 г. Булгаков провел на Кавказе. Он познакомился с Мандельштамом и Ахматовой, печатался, ставил первые пьесы в местных театрах. Мечтал уехать за границу. Но не получилось.

В сентябре 1921 г. Булгаков приехал в Москву, началась изнуряющая борьба за существование, борьба за жилье, за кусок хлеба и профессию. К этому времени военный коммунизм с его распределением продуктов и вещей закончился, по настоянию Ленина был объявлен НЭП (новая экономическая политика). Вновь разрешена торговля, открылись кафе, магазины, рестораны, появились зажиточные господа. (Материал «Собачьего сердца»). Булгаков с женой снимает какие-то комнаты, пытается устроиться в учреждения, вокруг – торжество бюрократии.

В 1922 Булгаков публикует не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М.Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 - 24). С газеты "Накануне" и началась популярность М.Булгакова.

В 21 – 22 г. началось гонение на церковь. Изымаются церковные ценности, закрываются церкви и монастыри. В сентябре 1922 г. по решению Ленина из советской России высылают сотни деятелей культуры, философов, поэтов, профессоров.

В 1922 г. Булгаков начинает писать роман о гражданской войне на Украине – «Белую гвардию». Весь 23 г. Булгаков работает над романом. В январе 24 г. умер Ленин, Булгаков был в это время на улице и видел выражение всенародной скорби. Об этом он напечатал статью. Булгаков попадает в среду интеллигенции, которая живет в районе Пречистенского бульвара (рядом с ГМИ им. Пушкина). Эти наблюдения лягут в основу повести «Собачье сердце» . В апреле 24 г. Булгаков заключил договор на печатание романа «Белая гвардия» в журнале «Новая Россия» (издавался в Берлине). Роман будет напечатан там, но без последней части.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре станет его второй женой.

В 1924 писатель работает в газете железнодорожников - "Гудок", объединившей в это время таких талантливых литераторов, как Ю. Олеша и В.Катаев, И.Ильф и Е.Петров, К. Паустовский.

19 января 1925г. Булгаков начал пьесу «Белая гвардия» («Дни Турбиных» ) и в январе – марте пишет повесть «Собачье сердце». Это произведение напечатать не позволит новая власть. Повесть будет напечатана впервые только в конце 80-ых гг. Убедившись, что печататься не дадут, Булгаков становится драматургом. У него устанавливаются отношения с МХАТом. Начинается борьба за пьесу «Дни Турбиных». Их будут то разрешать к постановке, то запрещать. В 27 году театр поставит их более 50 раз.

Та же история с пьесой «Бег», «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров».

Булгаков пишет для серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей, создана Горьким) книгу о Мольере, книга запрещена. О последних днях Мольера в 29 году Булгаков пишет пьесу «Кабала святош» , пьеса не поставлена.

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.[

1928 г. Булгаков начинает писать новый роман без всякой надежды на публикацию. Роман о похождениях дьявола в Советской России - будущий «Мастер и Маргарита». (Впервые роман был опубликован в конце 1966 - начале 1967 в журнале "Москва".)

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении.

28 марта 1930 г. Булгаков обратился с письмом к Советскому правительству с просьбой или отпустить его заграницу, или дать ему средства для существования. 14 апреля застрелился Маяковский. Возможно, это повлияло, и 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. Этот разговор изменил жизнь Булгакова на десять лет. Его немедленно приняли в театр заведующим литературной частью. Но для себя все годы до смерти он будет писать свой закатный роман – «Мастера и Маргариту».

В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош», но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья. В январе 1932 года Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТ и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году Булгаков работает над над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшилось. Как врач. Писатель понимает, что проживет недолго. Он начинает диктовать Елене Сергеевне Булгаковой последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.[