Анализ стихотворения «Утес. Конспект урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов "Утёс" (3 класс)

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

О чем плачет утес?

Урок чтения

2-й класс

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения.

Оборудование. Свеча, произведение Бетховена "Фуга ре диез минор", романс "Выхожу один я на дорогу", человеческий профиль, фланелеграф, изображения тучки, звезд, утеса, портрет М.Ю. Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Выключается свет, играет музыка, горит свеча.

Учитель.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те...
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

Музыка выключается.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди... о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке чтения мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

На доске возникает черный профиль человека.

– После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости. Кто из них прав?

Включается свет.

– Дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад! Как же нам с ним поговорить?

У. Сегодня мы прочитаем произведение Михаила Юрьевича Лермонтова "Утес".

III. Первичное восприятие текста

У. Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Учитель читает стихотворение "Утес" с горящей свечой в руках.

– Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Дети высказывают свое мнение.

–На столах у вас лежит текст стихотворения. Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.

IV. Анализ произведения

У. От чьего лица написано произведение – автора или рассказчика?

У. Сколько героев в стихотворении?

Д. Утес, тучка.

У. Кто главный герой?

Д. Утес.

На фланелеграфе появляется изображение утеса.

У. Почему?

Д. Так называется стихотворение.

У. Сколько строф в стихотворении?

Д. Две строфы.

У. Сколько строк в каждой строфе?

Д. Четыре строки.

У. Как называются такие строфы?

Д. Четверостишия.

У. Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Дети самостоятельно перечитывают первую строфу.

–Кто из героев присутствует в первой строфе?

Д. Утес и тучка.

У. Кто появляется первым? Зачитайте отрывок.

Д. Тучка.

Дети зачитывают первую строку.

У. Известно ли, откуда она взялась?

Д. Нет, она уже ночевала.

У. Какая она?

Д. Золотая.

У. Почему золотая?

Д. Она обычная, а золотой стала от света луны.

На фланелеграфе появляются изображения луны и звезд.

У. Большая тучка или маленькая?

Д. Маленькая.

У. Почему вы так думаете?

Д. Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер.

У. Живая ли тучка?

Д. Да.

У. Что она делала?

Д. Ночевала.

У. Где ночевала тучка?

Д. На груди утеса.

У. Почему именно на груди?

Д. Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо.

На фланелеграфе появляется изображение тучки.

У. А какой был утес?

Д. Великан.

У. Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

Д. Ничего не делает, он неживой.

У. Почему утес ничего не делает?

Д. Боится спугнуть тучку.

У. Живой ли он вообще?

Д. Да.

У. Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?

Д. Умчалась.

У. Куда умчалась?

Д. В путь.

У. Есть ли у тучки путь?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Она летит, куда ветер дует.

У. Как умчалась тучка?

Д. Весело играя.

У. Почему весело, как это характеризует тучку?

Д. Она легкомысленная.

У. Перечитайте вторую строфу.

Дети перечитывают вторую строфу.

– Кому она посвящена?

Д. Утесу.

У. Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?

Д. Влажный след.

У. Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

Д. Она плакала, ей было плохо.

У. Где остались слезы тучки?

Д. В морщине утеса.

У. Почему они остались?

У. Тучка "умчалась, весело играя...", а утес?

Д. Остался стоять.

У. Как он стоит?

Д. Одиноко.

У. Почему?

Дети дают разнообразные ответы.

–Что делает утес?

Д. Задумался глубоко.

У. О чем задумался?

Дети отвечают.

–Что еще сказано о том, как он стоит?

Д. Тихонько плачет.

У. Почему он тихонько плачет?

Д. Ведь он великан...

– Никто не должен видеть его слезы.

У. О чем плачет утес?

Дети отвечают.

– Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?

Д. В пустыне.

У. Почему? Куда все исчезло?

Д. Тучка унесла все с собой.

У. Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

С фланелеграфа исчезают все изображения.

–Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке?

Д. Он ее любил, оберегал, заботился.

V. Физкультминутка

Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения (продолжение )

У. Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.

Д. Чувство одиночества.

У. О чем это стихотворение?

У. Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека. Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

На доске появляется портрет М.Ю. Лермонтова.

– Почему же поэт был так одинок? Сейчас вы услышите рассказ о его жизни.

Рассказывает подготовленный ученик, а дети рассматривают иллюстрации в учебнике.

Дети шепотом перечитывают стихотворение.

– Прочитайте теперь стихотворение своему соседу по парте, и пусть он даст ему словесную оценку.

Дети читают в парах, оценивают правильность и выразительность чтения друг друга.

–Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами. Прослушайте два музыкальных произведения. Подумайте, какое из них подошло бы как аккомпанемент к этому стихотворению.

Дети слушают музыку и выбирают подходящую на их взгляд.

– Понравилось ли вам чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?

Дети оценивают чтение своего товарища.

VII. Итог урока

У. Сегодня мы говорили о жизни русского поэта ХIХ века Михаила Юрьевича Лермонтова. Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

Выслушиваются ответы детей.

– С кем сравнивал себя поэт? Почему?

Д. С утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

У. Почему он был одинок?

Д. Рядом не было любимого человека.

У. Когда человек может почувствовать себя одиноким?

Д. Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.

У. Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание

У. Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

IХ. Заключительная часть

У. В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством Лермонтова. А закончим мы урок еще одним его произведением, положенным на музыку. Пусть оно прозвучит как награда поэта вам за ваши понимание и отзывчивость.

Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..."

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
 Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно­
выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки
первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
 Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с
романсом на его стихи.
 Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку,
оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно­деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска.
Также использованы были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети
доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока
Организационный
момент.
Проверка домашнего
задания.
Действия учителя
Действия учеников
Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы
активно поработать? С чем вы уходите с каждого
урока, ребята?
Приветствуем друг
друга (слайд
1) Презентация
Самостоятельная
работа по домашнему
заданию. Способ
проверки:
взаимопроверка и
проверка по
эталону. (Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть
перед собой табличка со словами, значение которых
мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача –
соединить термины и их определения линиями.
Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте
листочками. На слайде вы видите подобную табличку,
кто уверен, что справился с работой и может
выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам
ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте
оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и
отметь те в оценочном листе, как вы справились с
заданием.

Актуализация
знаний.
Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы
будем и на сегодняшнем уроке.
Целеполагание и
планирование
работы.
Мотивация.
А теперь переходим к главному – к теме
сегодняшнего урока. Тема звучит следующим
образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
“Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок,
выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного
листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать
спланировать нашу работу. В оценочном листе вы
видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок
так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить,
что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого
верно? (Слайд 4)
Ребята, что такое утес?
На слайде вы видите картину… Называется она
“Окрестности села Караагач”. автор ее –
М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это
и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож
на него. Послушайте,
пожалуйста, стихотворение (читаю).
Это небольшое стихотворение так вдохновило его
читателей, что более шестидесяти композиторов
написали музыку и появились прекрасные романсы на
эти стихи. Послушайте один из них в исполнении
Александра Матюхина.
Озвучивают понятия –
изобразительно­
выразительные средства
языка и “лирический
герой”.
Выполняют учебную
задачу: выбор цели,
затем – следующую,
планирование.
Обсуждаем в классе,
если есть варианты, и
приходим к одному
выводу.
(Слайд 3­4)
Отвечают на вопрос.
Лексическая работа.
(Слайд 5)
Слушают
стихотворение.
Слушают романс
Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев
(утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
Беседа о фигурирующих
в стихотворении
образах утеса и тучки.

В стихотворении два образа, которые символизируют
непрочность человеческих отношений.
Давайте составим лексические цепочки к каждому
образу и подберем ассоциации к ним (в результате
работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке
как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения?
(Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они
противопоставлены друг другу. Какой приём здесь
использовал автор?
Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы
стихотворения.
Какую роль играют выразительные средства в
стихотворении? (они помогли оживить героев
произведения, помогли показать чувства, которые эти
герои переживают, помогли представить в цвете
образы стихотворения)
Давайте ближе познакомимся с героями
стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым
цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли
о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти
Делятся впечатлениями
о прочитанном
стихотворении и
возникших ассоциациях.
Составляем
лексические цепочки,
заполняем таблицу 1.
(Слайд 6)
Работают над
понятиями
“олицетворение” и
“контраст”
Ищут контрасты в
тексте стихотворения.
Рассуждают о роли
выразительных средств
в тексте стихотворения.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
(Слайд 7)

Физкультминутка.
Работа с образами
главных героев.
Выполняют движения,
те, которые показывает
учитель.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
Отвечают на вопросы,
опираясь на личный
опыт.
Вспоминают понятие
“лирический герой”.
действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая,
способная к движению, путешествиям девушка. Она
веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим­ка мы с тобою!
Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было
плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь,
поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту,
недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого
утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался
глубоко? После встречи особенно остро
переживаются чувства одиночества и обреченность на
невостребованность.
– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто­то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями.
Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ?
Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о
своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.
Самостоятельная
работа: составление
настроения текста.
А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно.
В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет,
какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что
характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть
просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на
доске, которая закрывается к стене)цветными
Выполняют
самостоятельную
работу по созданию
таблицы “настроение
текста”
Один человек рисует на

доске утес и тучку,
затем решаем,
соответствует ли
нарисованное тексту.
Отмечают после
проверки результат в
оценочном листе.
(Слайд 8)
Выразительно читают
стихотворение.
Ответы детей. (Слайд
9–10)
Подводят итоги урока,
проговаривают, удалось
ли достичь цели.
Записывают домашнее
задание.
мелками
Приступайте. В это время рисуют на доске.
А теперь проверим.
Поставьте плюсы в оценочном листе.
Выразительное
чтение.
Кто попробует прочитать стихотворение в
соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.
Рефлексия.
Домашнее задание.
В чем же главный смысл стихотворения?
(Одиночество.)
Достигли ли мы запланированной цели урока?
Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе
оценку и передайте оценочные листы на первые
парты.
Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни
человека, но его нужно преодолевать. Если человек
одинок, как ему помочь?
И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята,
что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть
внутренний мудрый голос подскажет вам, как
поступить.
Домашнее задание – на слайде.
Спасибо за урок, до новых встреч.
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ Текст задания
Резуль
тат
1
2
Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1­2 ошибки –
ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам
есть, что повторить!
1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.

3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4
5
Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ­трех ошибок.
Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!
Ты молодец! Спасибо за урок!
Таблица 1
тучка
эпите
т
олицетворе
ние
метаф
ора
Ассоциации к образу тучки
утес
эпитет
олицетворени
е
Ассоциации к образу утеса

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.