Что такое культурный человек в современном обществе. Сочинения по русскому языку и литературе

Когда дают определение “культурный человек”, то прежде всего имеют ввиду следующее: соблюдает ли человек правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим “обязанности” “культурного человека” для общества и заканчиваются.

Для социума важно, чтобы поведение человека было обусловлено рамками приличия и закона. Социум, в принципе, готов согласиться с тем, что наедине с собой или со своей семьей человек может быть каким угодно, но, выйдя за дверь своего жилища, у культурного человека должен срабатывать тумблер на включение норм и самоконтроль.

То есть в обывательском сознании понятие культурный человек – это человек воспитанный, соблюдающий ритуалы и этикет: “при посторонних”, “на людях”, “в обществе”. Если у человека, владеющего всеми формами этикета, еще и высшее образование наличествует, то, как правило, такой человек поднимается в общественном статусе с уровня просто культурного человека до уровня “интеллигентного человека”.

Поведение человека “за дверью” в расчет в данном случае не принимается. “За дверью” можно рыгать и ковыряться в носу, орать и третировать домочадцев или анонимно зло троллить в интернете пусть и не за деньги, а лишь по зову “метущейся души”. Но если подобный индивидуум уступит место старушке в транспорте или придержит дверь лифта для соседа, все – статус культурного человека ему обеспечен.

Еще в начале девятнадцатого веке слова “культура” более относилась к сельскохозяйственной науке, чем экстраполировалась к человеку. Само слово появилось в эпоху Просвещения – в конце 18-го века, но приживалось постепенно и достаточно долго. В Европе и России 19-го века говорили – цивилизованный человек, имея ввиду примерно то, что сейчас вкладывается в понятие культурного человека. Еще в начале 30-х годов прошлого века толковый словарь Ушакова трактовал понятие “культурный человек” как человек “возделанный”. Лишь в связи с мировой урбанизацией, когда стал поваляться отдельная “городская культура” в противовес природе, понятия цивилизованный и культурный стали размываться. К слову, “культурный” стали добавляться эпитеты, образуя словосочетания: культурная революция, культурный уровень, культурные связи, культурный человек, т. е. указатель на определенные достижения, развитие прогресса и личности.

В настоящее время лингвистика трактует слово “культура” как “объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению”. Социология также готова предложить свою трактовку понятия: “культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра”.

С философской же точки зрения, по Шпенглеру и Тойнби, культура – это лишь часть составляющая цивилизацию. А культурный человек – это человек способный усваивать большое количество информации, анализировать ее, трактовать, выстраивать причинно-следственные связи. Роль воспитания и самоконтроля в формировании настоящего культурного человека философы, конечно же, не отрицали.

Таким образом, культурный человек – это человек соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью, а не “винтиком системы”, “большинством”, частью “единого кулака” и “единого народа”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания...
  2. Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет...
  3. Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что...
  4. С некоторых пор по городку стал разноситься слух, что в море завелся «Морской дьявол». Он причинял множество бед – разрезал...

Что такое культура? На этот, казалось бы, простой вопрос нет универсального ответа. Существует много определений этого слова, трактовок этого понятия. Так что же такое культура? Нередко мы говорим о ком-то: «Какой культурный человек». Под этой характеристикой мы чаще всего подразумеваем вежливого, учтивого человека, который знает слова «спасибо» и «пожалуйста», уступает место и дорогу, открывает двери, пропускает вперед, интересуется самочувствием и здоровьем. Тогда получается, что под культурой мы понимаем хорошие манеры? Да. Но не только, ведь иногда мы используем слово «культурный» в качестве синонима слова «образованный». Очень культурный человек – это человек, который много читает, цитирует Гетте или а, в курсе последний новостей искусства и науки.
Из вышесказанного следует, что культурный человек – это образованный человек с хорошими манерами. Но назовем ли мы культурным того, кто при всей своей образованности и хороших манерах эгоистичен? Того, кто думает лишь о себе, стараясь выглядеть в глазах окружающих хорошо, но совершенно не заботящийся о чьих-либо, помимо своих, проблемах? Нет. Следовательно, культура подразумевает еще и уважение к другим, заботу об удобстве окружающих.
Таким образом, понятие «культура» вбирает в себя много составляющих: хорошие манеры, образованность, уважение к другим. Кроме того, чертами культурного человека является его умение грамотно излагать свои мысли, красота его речи, знание этикета, тактичность, богатый духовный мир. То есть человека культурного можно охарактеризовать словами доктора Астрова из пьесы Чехова «Дядя Ваня»:
» В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Достаточно много требований выдвигается общество к человеку культурному. Казалось бы, что соответствовать этому статусу чрезвычайно сложно. Но как же приятно осознавать, что ты прослыл культурным человеком, что твоим поведением, манерами, твоим образом жизни восхищаются и ставят тебя в пример! Быть культурным человеком сегодня достаточно модно, поэтому многие пытаются имитировать свою культурность аккуратной опрятной одеждой, строгими прическами, популярными сегодня очками, которые по задумке должны придавать носителю интеллигентный вид. Но в действительности выдать себя за культурного человека, не будучи им, невозможно: подводят манеры, речь, уровень знаний в различных областях. Не стоит выдавать себя за культурного человека, лучше постараться стать им! Ведь это возможно!
Считаю ли я себя культурным человеком? Этот вопрос достаточно щепетильный, на него сложно ответить даже самому себе. Скорее всего, я не возьмусь назвать себя культурным в полной мере. Это возложило бы на меня очень большую ответственность. Но я стремлюсь к этому гордому званию, стараюсь становиться лучше. Маленькими шагами я приближаю себя к этому статусу: я читаю книги, признанные классической литературой, я стараюсь быть в курсе последних событий мира культуры и искусства, стараюсь быть тактичнее и вежливее с людьми, быть добрее к ним, пытаюсь грамотно строить свою речь. Я хочу стать культурным человеком в полной мере значения этого слова.
Особенно остро сегодня стоит проблема правильности речи. Как много проблем у современного русского языка! Если раньше одной из главных проблем было засилье иностранных слов, то сегодня – это использование ненормативной лексики, которая присутствует в речи даже детей. Что уж говорить о неумении грамотно построить предложение, изложить свои мысли, использовать речевые обороты и уместные художественные средства для усиления экспрессии собственной речи. Свою речь назвать культурной на сегодняшний день я не могу. По тем же причинам, по каким не осмеливаюсь назвать себя в целом культурным человеком. Но, полагаю, что моему возрасту позволительны некоторые недоработки в этом направлении. Но я учусь, стремлюсь, стараюсь!
Эталон культурной речи я считаю речь ведущей Первого канала Екатерины Андреевой. Так уж случилось, что еще в детстве я полюбил слушать ее, тогда еще не совсем понимая смысла новостей, которые она рассказывала. И сегодня я убежден, что речь Екатерины Андреевой может служить образцом культурной речи, на которую можно ориентироваться в стремлении говорить правильно.
Культура – это неотъемлемая часть современного общества, и, чтобы быть его полноценным членом, нужно быть культурным человеком. Каким бы недостижимым некоторым из нас это не казалось, но абсолютно каждый способен воспитать в себе культуру.

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.

Охарактеризуем черты культурного человека .

    Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.

    Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.

    Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.

    Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.

    Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

    вежливость,

    воспитанность,

    тактичность.

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживатьсязолотого правила нравственности , сформулированного И.Христом:Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания –всестороннее, гармоничное развитие личности , в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал , тоже несет он.

Мир не стоит на месте и развивается. Однако в любые времена существвовали определенные рамки и ограничения, которые человек просто обязан соблюдать. Именно поэтому сейчас хочется разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

Немного о терминологии

Как известно, начинать разбираться в вопросе нужно с определения основных терминов. В чем же состоит различие, или все-таки существует общность понятий "цивилизованный" и Нужно отметить, что версий существует несколько.

  1. Термины «цивилизация» и «культура» рассматриваются как синонимы, неотделимые друга от друга понятия. В данном контексте цивилизация определяется уровнем развития общества, его культурных традиций.
  2. Термины «культура» и «цивилизация» являются противостоящими друг другу. Об этом любил рассуждать еще Так, согласно его мнению, культура - это нечто нравственное, то, что заложено в человеке. А цивилизация требует от человека только лишь внешнего соблюдения общепринятых человеческих правил сосуществования в обществе.
  3. Весьма интересно мнение О.Шпенглера о Так, он рассматривает культуру как нечто циклическое. И когда культурное развитие общества достигает своего пика, то есть цивилизации, происходит деградация и угасание. И культура сменяется.
  4. Н.А.Бердяев утверждал, что культура - это что-то индивидуальное, особенное, присущее определенной группе людей. А вот цивилизация - это повсеместное и самое обычное явление, которое может повторяться во многих обществах.

То есть, можно сделать вывод, что это термины точно взаимосвязаны друг с другом, независимо от той теории, которая их рассматривает.

О людях

Подобная ситуация возникает и в том случае, если надо разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Опять же, так как нет единого мнения насчет данных терминов, то и определиться с обозначением культурного или цивилизованного человека очень сложно. Тут многое зависит от того общества, в которое интегрирована личность. То есть в одной социальной группе нормальными могут быть одни действия и высказывания, в то время как в иной они полностью неприемлемы. Такое, к слову, часто встречается, если сравнивать развитых стран и африканских диких племен.

Культура человека

Но все же: что значит быть культурным и цивилизованным человеком в обычном европейском обществе? Это значит - придерживаться тех норм и правил, которые были ранее приняты. К слову, одни могут уходить в небытие, другие - возникать. К примеру, сегодня уже никто не здоровается, приподнимая шляпу. Зато, увидев знакомого человека, нужно вынуть наушники из ушей, чтобы поздороваться.

Также надо отметить еще и то, что понятие «культура человека» тесно связана с термином «образованный человек». То есть личность должна быть духовно богатой. Это начитанные люди, которые стараются развиваться и учиться, независимо от места работы, социального принадлежности или наличия высшего образования. Человек может не иметь вузовского дилома, но быть богатым духовно.

Примеры культурных людей

Если группе людей задать вопрос «что значит быть культурным и цивилизованным человеком?», в ответ можно услышать множество самых разных мнений. Для одного культурный человек - это тот, что не мусорит на улице. Другой же выдвигает к личности более широкие и глубокие требования. Но все же можно постараться выделить и рассмотреть примеры культурного и цивилизованного человека.

  • Это они уважительно относятся даже к незнакомцам.
  • Культурный человек также должен быть в меру эрудированным.
  • Постоянное обучение и познание чего-то нового - отличительная черта культурного человека.
  • Культурный человек придерживается правил сожительства в обществе. То есть не сорит на улицах, поддерживает порядок дома и в родном городе.

Некультурным же человеком называют того, кто не соблюдает данных правил и является асоциальной личностью.