Характерный актёр это. Характерный актер и его роли на сцене Что значит характерный актер

Актеру М. Ф. Астангову, долго мучившемуся с ролью Григория Гая в погодинском «Моем друге», помогла влюбленность в ту особую, высокую, истинно советскую породу новых людей, которых достойно представлял герой Погодина. Как это часто бывает, роль складывалась трудно. Режиссер А. Д. Попов уходил с репетиций мрачным и недовольным. Не было Гая – хозяина, человека, свободно, просторно шагающего по жизни.

Рождению роли помог случай. «...У добрых друзей меня знакомят с инженером, только что приехавшим с большой стройки, – рассказывал Астангов. – Одет он в полувоенный костюм цвета хаки и белые бурки. Я как увидел его в этом обмундировании, так чуть не ахнул: вот костюм моего Гая. И что вы думаете? На следующем прогоне я был одет уже под моего нового знакомого, уплотнив себя толщинкой. Былая скованность стала испаряться, шаг стал тверже, жест шире, чувствую, что обретена нужная крепость и уверенность. «Хозяин», «хозяин» стал появляться, которого так долго добивался от меня Алексей Дмитриевич».

Астангов взял с собой в спектакль и полувоенный костюм, и белые бурки, и выговор с мягким южным акцентом. Но главное – Сергей Иванович М. – крупный строитель, биография которого буквально перекликалась с биографией Гая – бывший слесарь, участник гражданской войны, окончивший Промакадемию, ездивший в Соединенные Штаты Америки, занимавший командные посты на главнейших советских стройках, – Сергей Иванович М. помог Астангову обнаружить зерно роли Гая.

На репетициях Астангов искал, отрабатывал особую поступь героя, которому тесно в комнатной замкнутости, которому привычна изрытая в траншеях и буграх, в штабелях леса, в грудах кирпича необжитая земля новостроек. Астангов осваивал хозяйский, стремительный шаг и характерный жест героя – руки, вскинутые над головой, широко распахнутые, обнимающие и воздух, и землю, и товарищей. У тех, кто видел и слышал Гая-Астангова, остался в памяти его ликующий возглас: «Я жив, друзья мои, я жив!»

Говорят, что у плохого актера работает рот, у актера получше – рот и глаза. «У Николая Баталова – в образе Фигаро, – говорил замечательный актер МХАТа М. М. Тарханов, – роль в пятках!» Полушутливое, но весьма глубокое и важное по смыслу замечание. Актер должен уметь все. Выразительными у него должны быть не только лицо, глаза, руки, но и спина, лопатки, икры, даже щиколотка. Он должен проникнуть в скрытый и сокровенный мир души своего героя. Но он должен дать зрелищную и выразительную плоть образу. Оба эти процесса – внутреннего постижения и внешней реализации образа – неразделимы, взаимосвязаны, взаимо-необходимы друг другу. Неважно, в какой последовательности они происходят. Часто – одновременно. Но только в их согласии и равновесии достижима искомая гармония образа. Над этой задачей бьются на репетициях и актер и режиссер. Есть обязывающее понятие «характерный актер», то есть мастер, создающий на сцене неповторимый и уникальный характер, обладающий равной способностью к внешнему и внутреннему перевоплощению. Великим характерным актером был Станиславский. Чтобы убедиться в этом, нам, никогда не видевшим его на сцене, стоит посмотреть фотографии Станиславского разных лет.

Вот барственные и слабые руки старого Гаева, за всю жизнь научившиеся лишь держать биллиардный кий да посылать шар в лузу. Вот энергически сомкнутая, сухая кисть доктора Штокмана – труженика, бунтаря, защитника истины, напряженные пальцы устремлены к собеседнику, в характерности жеста – застывший миг полемики, несогласие, упорство, сила собственной убежденности. Вот вдохновенный, прекрасный профиль чеховского Астрова, гордый постав темноволосой головы, свобода и артистизм позы.

Вот одутловатое, в бакенбардах, с капризной, пресыщенной гримасой лицо московского барина Фамусова. Руиноподобие, замшелость, ветхость генерала Крутицкого; перенасыщенная глупостью, разбухшая от безделья, с обвисшими щеками, в смешной бабьей повязке, в космах редких волос физиономия мольеровского «мнимого больного». Вот свободно раскинувшийся на нарах ночлежки, живописный и в лохмотьях, бывший «красавец-человек» горьковский Сатин...

Характерный

и хара́ктерный , -ая , -ое ; -рен , -рна , -рно .

1. (характе́рный ).

Обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами.

Характерная внешность.

Фигура его [управляющего] имела, напротив того, какую-то приятную соразмерность, стройность даже, и была чрезвычайно характерна. Григорович, Антон-Горемыка.

Токующий косач принимает характерную позу: крылья его опущены, хвост развернут веером, шея раздута, вытянута вперед и слегка наклонена. Календарь охоты.

Белесоватый цвет массивно-кристаллической породы [гранита] и на поверхности суши и в воде настолько характерен, что ошибиться нельзя. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.

2. (характе́рный ).

Присущий, свойственный кому-, чему-л., составляющий чью-л. своеобразную черту, отличительную особенность.

Из окна характерный вид петербургской окраины - крыши, пустыри, дворы, заводские трубы. Короленко, История моего современника.

У художников можно учиться непосредственному восприятию окружающего - свойству, характерному для детей. Паустовский, Поэзия прозы.

3. (характе́рный ) только полн. ф.

Свойственный определенному народу, эпохе (о танцах).

Характерные танцы.

Отмеченный ярко выраженным социальным, бытовым, внешним своеобразием.

Характерные роли. Характерный актер (исполняющий такие роли).

4. (хара́ктерный ). устар. и прост.

Обладающий характером (во 2 знач.), твердой, сильной волей.

Явилась девушка гордая, характерная, добродетельная. Достоевский, Преступление и наказание.

- Умная ты женщина и характерная. А раз так, то с тебя не меньше спрос, чем с Василия. Николаева, Жатва.

Обладающий сердитым, вспыльчивым, упрямым и т. п. характером.

Лев Степанович был человек характерный, сдерживать себя не считал нужным. Герцен, Долг прежде всего.

- Так он у тебя сердитый? - Ой, характерный! Бывало, начнет ругаться - за что? - неизвестно. А. Тарасов, Крупный зверь.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "характерный" в других словарях:

    ХАРАКТЕРНЫЙ, характерная, характерное; характерен, характерна, характерно. 1. (характерный). Обладающий резко выраженными, очень заметными особенностями, чертами. Характерная фигура. Характерная одежда. 2. (характерный). Ясно выражающий характер… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Имеющий свои отличительные особенности; в просторечии: своенравный, упрямый. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ХАРАКТЕРНЫЙ от слова характер. а) Упрямый. b) Особенный. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    характерный - и характерный. В знач. «властный, упрямый», а также в речи деятелей театра «о роли, артисте, актрисе, воплощающих в творчестве определенный социально психологический тип» характерный. Уж очень она характерна. ҫарактерные роли в пьесах А. Н.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    I хар актерный прил. 1. соотн. с сущ. характер I 3., связанный с ним 2. Выражающий определённый психологический тип. II хар актерный прил. разг. 1. соотн. с сущ. характер I 1., связанный с ним 2. Обладающий тяжёлым характером [ … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Толковый словарь Ожегова

    ХАРАКТЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. Упрямый, любящий делать по своему, с тяжёлым, своенравным характером (прост.). Х. мужчина. 2. характерная роль то же, что характерная роль. II. ХАРАКТЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. С резко выраженными особенностями … Толковый словарь Ожегова

    характерный - I хара/ктерный ая, ое; рен, рна, рно. 1) только полн. В сценическом искусстве: свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде; выражающий определённый психологический тип. Х ая роль. Х ая жанровая фигура. Характерный актёр, артист;… … Словарь многих выражений

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: характерен, характерна, характерно, характерны; характернее 1. Характерным называется то, что является типичным, свойственным кому либо, чему либо. Характерная особенность романа. | Характерный признак… … Толковый словарь Дмитриева

    характерный - I. ХАРАКТЕРНЫЙ I ая, ое. КАРАКТЕРНЫЙ ая, ое. caractère < avoir du caractère. устар. и простореч. Властный, волевой, упорный. БАС 1. Баба хорошая, рассудливая, .. характерная только маленько, командовать любит. Станюкович Ночью. Что ты милка не … Исторический словарь галлицизмов русского языка


Координаты: 37°13′23″ с. ш. 38°55′20″ в. д. / 37.223056° с. ш. 38.922222° в. д. … Википедия

Координаты: 37°13′23″ с. ш. 38°55′20″ в. д. / 37.223056° с. ш. 38.922222° в. д. … Википедия

Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш … Википедия

Раздельно, неслиянно, одиноко, в одиночку, поодиночке, поверстно, повизитно, поурочно, поштучно, особо, особняком, на особицу, врозь, розно, порознь, вразбивку, вразброд, вразброс, враздробь, врассыпную, в розницу; распивочно; оазисами,… … Словарь синонимов

См … Словарь синонимов

Слева американские игроки Макмиллен № 13 и Хендерсон № 6 преждевременно начинают празднование победы. Справа: Александр Белов № 14 опускает в корзину победный мяч сборной СССР. На паркете лежит Джеймс Форбс № 10.… … Википедия

Лакско-даргинские языки - Лакско даргинские языки подгруппа нахско дагестанских языков. На Л. д. я. говорят даргинцы и лакцы, живущие в горном Дагестане, а также даргинцы, живущие на равнине в аулах Костек (Хасавюртовский район) и Герга (Каякентский район), часть лакцев … Лингвистический энциклопедический словарь

ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II - Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия

Книги

  • Хитрая игра , Алвес Катя , Фрейлейн Адель ведёт себя очень подозрительно. Это крайне нехарактерно для неё. Она совсем перестала бывать на общем сборе Суперсекретной банды пушистиков и постоянно куда-то спешит. Может… Категория: Сказки зарубежных писателей Серия: Издатель: Редакция Вилли Винки ,
  • Хитрая игра , Катя Алвес , Марта Вальмаседа , Редакция`Вилли Винки`представляет!Фрейлейн Адель ведёт себя очень подозрительно. Это крайне нехарактерно для неё. Она совсем перестала бывать на общем сборе Суперсекретной банды пушистиков и… Категория: Для детей Серия: Суперсекретная банда пушистиков Издатель: ИЗДАТЕЛЬСТВО`АСТ` , Производитель:

Более лаконично суть термина определяет «Энциклопедия Британника », согласно которой, характерный актёр - это актёр, играющий яркие роли .

Из истории театра

В кинематографе

Американскими кинокритиками зачастую отмечается, что характерные актёры всегда являются второстепенными персонажами. Профессор Айра Кёнигсберг так определяет характерного актёра в Полном кинематографическом словаре : «Характерный актёр - это артист, который специализируется на второстепенных ролях ярко выраженного и, зачастую, юмористического содержания». Как отмечает известный американский кинокритик Дэвид Томсон , характерный актёр может играть какую угодно роль в фильме, за исключением главной. Диапазон подобных ролей для характерного актёра, согласно Томсону, начинается с ролей основных действующих лиц (при этом не являющихся решающими, ключевыми персонажами) и заканчивается ролями а-ля «появился в кадре и сразу пал замертво» (в американской кинокритике подобных персонажей принято называть «краснорубашечниками »).

Карьера характерного актёра

Театральный и кинокритик Майкл Андерегг отмечает существующую разницу между характерным актёром и кино- или теле звездой , которая заключается в том, что актёр воплощает ту или иную роль, в то время как звезда воплощает себя в той или иной роли .

Есть несколько причин, почему многие актёры выбирают характерные роли. Гораздо проще пройти кастинг на роль второго плана, нежели получить ведущую роль в фильме или сериале. В большинстве фильмов есть только от одного до трёх главных героев, а второплановых характерных обычно больше. Также, важен типаж актёра, по которому он и получает роль: актёры Деннис Хоппер и Стив Бушеми достигли известности играя массу ролей злодеев в кино, а Джейн Линч , Мелисса Маккарти , Лиза Кудроу и Клорис Личмен стали известны по ролям эксцентричных женщин.

Путь к ведущим ролям

Некоторые актёры, которые начинали с характерных ролей, достигли в конечном итоге славы по главным ролям. К ним можно отнести Кэти Бэйтс , которая сыграла свою первую главную роль в 1990 году в фильме «Мизери » и после этого получила ещё пару главных ролей, а также вернулась в статус актрисы эпизода. Вупи Голдберг , Фрэн Дрешер , Анджела Лэнсбери , Хит Леджер , Фелисити Хаффман , Дэвид Кэррадайн , Шон Коннери , Лесли-Энн Даун , Кристофер Ллойд , Уильям Х. Мэйси , Мерил Стрип , Дональд Сазерленд , Джоди Фостер , Дана Дилейни , Мэгги Смит , Тим Рот , Лоуренс Оливье также в разные годы после характерных ролей добивались успеха, играя ведущие роли.

См. также

Примечания

  1. Характерный актёр // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. - М. : Гос. науч. изд-во «Сов. энциклопедия », 1967. - Т. 5. - С. 579.
  2. Литосова М. К. Профессиональная речь актера и режиссёра: терминологические и нетерминологические словосочетания: учебное пособие для студентов театральных вузов. - М. : , 1989. - С. 99. - 208 с.
  3. Романовский И. И. Характерный актёр // Масс медиа: словарь терминов и понятий. - М. : Союз журналистов России , 2004. - С. 400. - 477 с. - ISBN 5-8982-3050-5 .
  4. Дубровская О. Н. Характерный актёр // Театр: Энциклопедия . - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - С. 290. - 320 с. - 5 тыс, экз. -

В разделе на вопрос Что значит характерный актер? заданный автором Алира лучший ответ это Характерный актёр, актёр, исполняющий роли, отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым внешним и внутренним своеобразием. Отвергнутое как амплуа реалистической школой сценического искусства, понятие Характерный актёр в современном театре применяется лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творческой индивидуальности актёра.
В 18 в. различали актеров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях, мещанских драмах и мелодрамах (трагедия требовала возвышенно-отвлеченной, внебытовой манеры игры) . Среди крупнейших русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв. - А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов, А. Е. Пономарев, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, обществ, бытом. Актеры, стремясь к художеств. правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исто-рич. , бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина) , В. В. Самойлов - в роли короля Лира, Л. П. Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза"). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в "характерной" роли Тихона ("Гроза") и П. М. Садовский в роли Любима Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагич. звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в т. ч. -героя, любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творч. индивидуальности актера. Г. Р.