«Идейно художественное своеобразие комедии Д. Фонвизина «Недоросль. Бытовая комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина и ее художественные особенности

» по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами и стилями, « Недоросль » является глубоко новаторским произведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности созданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике. Но в первую очередь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.

«Недоросль». - первая социально-политическая комедия на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства. Осмеяние помещичьих нравов, тупости, трусости соседствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя. Благодаря умелому использованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны «злонравия достойные плоды ».

В литературных произведениях, относящихся к концу XVIII века, проблема взаимоотношений человека и общества поднималась неоднократно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт характера и демонстрация проявления этого характера в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам процесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу. Рисуя типичные образы помещиков, писатель в то же время наделяет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих характеров и судеб, разницу не только между классами и сословиями, но и между отдельными представителями одного класса.

Так в комедии « Недоросль » появляются злобная и жестокая Простакова и хитрей, наглый Скотинин; униженный, но несломленный, народный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам служанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Стародум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.

Все эти герои обладают не только индивидуальными чертами характера, но и своим собственным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совершил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. «Скот», «мошенники», «канальи», «воры», «сквернаяхаря», «собачья дочь» - вот типичные выражения озверевшей крепостницы Простаковой. «Индо пригнуло дядю к похвям потылицею» - наглядный пример народной речи, характерной для крестьян. «Я те бельмы то выцарапаю... У женя и свои зацепы востры.» - угрожает Еремеевна Скотинину. «Тщетно звать врача к больным неисцельно», - подобными афоризмами наполнена речь Стародума, наиболее приближенная к книжному слогу. Правдин широко использует в своем языке канцеляризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: «тайна моего сердца», «таинство души моей».

Комедия «Недоросль» - многотемное и многопроблемное произведение, в котором автор поднял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправедливости крепостного права, о воспитании, о форме государственной власти. Все эти темы неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни общества, а саму лизнь, во всей ее сложности и противоречивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных. В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не видим здесь специального описания бытовой обстановки, но подробности быта незаметно, сами собой проступают из каждой сцены. Примерка кафтана, подготовка к «сговору», учебные занятия Митрофана - все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законыи помнящих о свеем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят так низко, что их можно сравнить только с животными. Именно поэтому госпожа Простакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» или: «Ах я, собачья дочь!» В образе же Скотинина постоянно просматриваются сравнения со свиньями: «Люблю свиней... - признается он, - а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою». А своей сестре, Простаковой, он говорит: «Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу». Так же приравнивается к животным и Митрофан: «Аз есмь скот, - читает он по часослову, - а не человек».

Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его «полукомедией, полудрамой». И действительно, комедия «Недоросль» содержит в себе многочисленные черты западноевропейской «мещанской» драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии «возможную степень совершенства», и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произведение, в котором просматриваются трогательное, комическое и моралистическое начала. Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Художественное своеобразие «Недоросля» не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор принципов и приемов создания художественного произведения. Картины объективной действительности в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц - все это свидетельствовало о начале формирования нового направления в литературе - критического реализма.

Если домашнее задание на тему: » ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Значение трагедии «Борис Годунов» в истории русской драматургии Велико значение «Бориса Годунова» в истории русской драматургии. Трагедия отличается историзмом, вниманием к Летопись как литературный памятник Являясь по своему содержанию историей нашего государства на заре его существования, древнерусская летопись представляет собой в то Пушкин и русская литература Пушкин - великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что ЭКЗАМЕН Нормативные документы (продолжение) Стихотворение Б. Л. Пастернака "Снег идет". (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б. Л. Пастернака "Никого не будет

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Фонвизин сочинение

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси-цизма. "На всю жизнь, - указывал Г. А. Гуковский, - его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток школы". Однако пьеса Фонвизина - явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, - писал он, - от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Комедия Фонвизина - чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней - "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, - перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".

Вершиной русской драматургии XVIII века является комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», первая русская общественно-политическая комедия, в которой с сарказмом осуждаются «злонравия достойные плоды». По словам Гоголя, Фонвизин создал «истинно общественную комедию», где вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

Жанр комедии известен с античных времен. Еще Аристотель определил основные признаки комедии, исходя из того, что главным в драматическом произведении является изображение человека, его характера. Поскольку люди «бывают или хорошими, или дурными», «различаются или порочностью, или добродетелью», различие между трагедией и комедией он видел в том, что комедия «стремится изображать худших», а трагедия - «лучших людей, нежели существующие». Следующий этап развития комедии^ыл связан с классицизмом, который сохранил разграничение трагического и комического, свойственное эпохе античности. Был сохранен и нравственный принцип деления людей на «лучших» и «худших». При этом в литературе классицизма «лучшими» были признаны те, которых волновали государственные дела, а «худшими» - те, что жили своими интересами.

Цель классической комедии «просвещать», высмеивая недостатки: чудачество, мотовство, лень, глупость. Однако из этого не следует, что комедия периода классицизма была лишена общественного содержания. Как раз наоборот: идеалом той эпохи, ее истинным героем был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных. Комедия была призвана утверждать этот высокий идеал путем осмеяния психологических человеческих свойств, снижавших общественную значимость личности.

Д. И. Фонвизин в «Недоросле» соблюдает классический принцип «триединства» времени, места и действия: события происходят «в деревне Простаковой» в течение суток. При этом читателей восхищает смел ость и неожиданность художественных решений, предложенных драматургом. Можно с уверенностью сказать, что в «Недоросле» Фонвизин выступил подлинным новатором. Жанровое определение комедии вызывало споры в кругах критиков. Сам драматург называл свою комедию общественной. В. Г. Белинский, отметив жанровое своеобразие данного произведения, дал его четкое определение- «сатира жанров». Критик утверждал: «Недоросль» - не художественное произведение, но сатира на нравы, и сатира мастерская. Ее действующие лица - дураки и умные: дураки все очень милы, а умные все очень пошлы; первые - карикатуры, написанные с большим талантом; вторые - резонеры, которые надоедают вам своими сентенциями». Он также отмечал, что комедии Фонвизина «никогда не перестанут возбуждать смех и, постепенно теряя чтецов в высших со стороны образования кругах общества, тем более будут выигрывать их в низших и делаться народным чтением».

Историк В. О. Ключевский, оспаривая определение, данное Белинским, утверждал, что «Недоросль» является комедией положений: «В Не- доросле» дурные люди старого закала поставлены прямо против новых идей, воплощенных в бледные добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать тем людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать».

Исходя из современного определения жанров, рассмотрим художественные и жанровые особенности общественно-политической комедии «Недоросль». В основе комедии - традиционный мотив сватовства и борьбы женихов за героиню. События, о которых повествует комедия, имеют следующую предысторию. У Софьи, главной героини комедии, умирает мать. Дальняя родственница Простакова увозит девушку в деревню и решает выдать Софью за своего брата Скотинина. В это время Софья получает письмо от своего дяди Стародума, из которого все узнают, что она богатая наследница. Это кардинальным образом меняет стратегию поведения Простаковой, которая решает «пристроить» своего оболтуса-сынка Митрофанушку. Тот с радостью принимает решение маменьки, ибо учеба ему давно опостылела: «Час моей воли давно пришел. Не хочу учиться, хочу жениться».

Однако на арене борьбы за богатую невесту Милон, которого любит Софья, расстраивает планы Простаковой. Такова любовная линия пьесы. Однако не только она была в центре внимания драматурга.

Действие в комедии объединяет всех персонажей и одновременно делит их на «злонравных» и «добродетельных». Первые сосредоточиваются вокруг Простаковой, вторые - вокруг Стародума. Диалоги персонажей второй группы, по сути, представляют собой изложение положительной программы самого Фонвизина. В них идет речь о просвещенном монархе, о назначении дворянина, о браке и семье, о воспитании молодых дворян и о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно». Особенно ярко это проявляется в назидательной, дидактической речи Стародума, обращенной к Софье. Стародум размышляет о богатстве («по моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»), знатности («без знатных дел знатное состояние ничто»). Его выводы отображают систему взглядов и принципов екатерининской эпохи: «Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца... Честный человек должен быть совершенно честный человек».

Персонажи первой группы изображаются в комедии сатирически, карикатурно. Против чего выступает Фонвизин? Против невежества дворян, «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Против потребительского отношения к жизни, которое определяется всей атмосферой усадебного быта. Против бессердечия и деспотизма господ, их нежелания признавать за крепостными права на равенство с «благородными». Таким образом, данная комедия имеет яркую общественно-политическую направленность. По словам В.Г. Белинского, комедии Фонвизина, в том числе «Недоросль», не являются комедиями в художественном значении, но они - «прекрасные произведения беллетристической литературы, драгоценные летописи общественности того времени».

Сама афиша объясняет характеры. П. А. Вяземский о комедии «Недоросль» ...Истинно общественная комедия. Н. В. Гогопь о комедии «Недоросль» Первое появление комедии «Недоросль» на театральных подмостках в 1872 г. вызвало, по воспоминаниям современников, «метание кошельков» - зрители бросали на сцену наполненные червонцами кошельки, таково было их восхищение увиденным. До Д. И. Фонвизина публика почти не знала русской комедии. В первом публичном театре, организованном Петром I, ставились пьесы Мольера, а появление русской комедии связано с именем А. П. Сумарокова. «Свойство комедии - издевкой править нрав» - эти слова А. П. Сумарокова Денис Иванович Фонвизин и воплотил в своих пьесах. Что же вызвало такую бурную реакцию зрителя? Живость персонажей, особенно отрицательных, их образная речь, авторский юмор, так близкий народному, тема пьесы - сатира на принципы жизни и воспитания помещичьих отпрысков, обличение крепостного права. Фонвизин отходит от одного из золотых правил классической комедии: соблюдая единство места и времени, единство действия он опускает. В пьесе фактически нет развития сюжета, она состоит из бесед отрицательных и положительных персонажей. В этом - влияние современной автору европейской комедии, здесь он идет дальше Сумарокова. «Французская комедия совершенно хороша... В комедии есть превеликие актеры... когда на них смотришь, то, конечно, забудешь, что играют комедию, а кажется, что видишь прямую историю», - пишет Фонвизин сестре, путешествуя по Франции. Но Фонвизина ни в коем случае нельзя назвать подражателем. Его пьесы наполнены истинно русским духом, написаны истинно русским языком. Именно из «Недоросля» выросла басня И. А. Крылова «Тришкин кафтан», именно из речей героев пьесы вышли афоризмы «матушкин сынок», «не хочу учиться, хочу жениться», «убояся бездны премудрости»... Главная идея пьесы - показать плоды дурного воспитания или даже его отсутствия, и она вырастает до устрашающей картины дикого помещичьего злонравия. Противопоставляя «злонравных персонажей», взятых из действительности, представляя их в смешном виде, авторские комментарии Фонвизин вкладывает в уста положительных героев, необычайно добродетельных лиц. Словно не надеясь, что читатель сам разберется в том, кто плох и чем плох, писатель главную роль отводит положительным героям. «Правда - Стародум, Милон, Правдин, Софья не столько живые лица, сколько моралистические манекены; но ведь и их действительные подлинники были не живее своих драматических снимков... Они являлись ходячими, но ещё безжизненными схемами новой хорошей морали... Нужны были время, усилив и опыты, чтобы пробудить органическую жизнь в этих пока мертвенных культурных препаратах», - писал о комедии историк В. О. Ключевский. Совершенно живыми предстают перед зрителем персонажи отрицательные. И в этом - основное художественное достоинство пьесы, удача Фонвизина. Подобно положительным героям, отрицательные носят говорящие имена, а фамилия «Скотинин» вырастает до полноценного художественного образа. В первом же действии Скотинин наивно удивляется своей особой любви к свиньям: «Люблю свиней, сестрица; а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Насмешка автора тем сильней, что вложена в уста того героя, над которым мы и смеемся. Оказывается, что любовь к свиньям - фамильная черта. «Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю - и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был ещё трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит с радости. . Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну, пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство: да отчего же я к свиньям так сильно пристрастился? Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». Этот же мотив обыгрывается автором и в репликах других персонажей. В четвертом акте, в ответ на слова Скотинина, что род его «великий и старинный», Правдин иронически замечает: «Этак вы нас уверите, что он старее Адама». Не подозревающий ничего Скотинин попадает в ловушку, с готовностью подтверждая это: «А что ты думаешь? Хоть немногим...», и Стародум перебивает его: «То есть пращур твой создан хоть и в шестой же день, да немного попрежде Адама». Стародум прямо ссылается на Библию - в шестой день бог создал сначала животных, потом человека. Сравнение заботы о свинках с заботой о жене, звучащее из уст того же Скотинина, вызывает негодующую реплику Мило- на: «Какое скотское сравнение!» Кутейкин, хитрый церковник, вкладывает авторскую характеристику в уста самого Митрофанушки, заставляя его читать по часослову: «Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков». Сами представители рода Скотининых с комичным простодушием твердят о своей «скотской» природе. «Простакова. Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке; она была по прозванию Приплодиных. Нас детей было у них восемнадцать человек...» Скотинин говорит о сестре в таких же выражениях, в каких и о своих «милых свинках»: «Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась...» Сама Простакова уподобляет свою любовь к сыну привязанности собаки к своим щенятам, и о себе говорит: «Я, братец, с тобой лаяться не стану», «Ах, я собачья дочь! что я наделала!». Особенность пьесы «Недоросль» ещё и в том, что каждый из героев говорит своим языком. Это было по достоинству оценено современниками Фонвизина: «каждый в своем характере изречениями различается». Речь отставного солдата Цыфиркина переполнена военными терминами, речь Кутейкина построена на церковно-славянских оборотах, речь Вральмана, русского немца, подобострастного с хозяевами и высокомерного со слугами, наполнена метко схваченными особенностями произношения. Яркая типичность героев пьесы - Простакова, Митрофанушки, Скотинина - выходит далеко за ее пределы во времени и в пространстве. И у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине», и у М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше», и у М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Господах ташкент- цах» мы встречаем упоминания о них, все ещё живых и несущих в себе сущность крепостников, так талантливо раскрытую Фонвизиным.