Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л. Толстого "После бала". Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Сочинение

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

1. Противопоставление образов главных героев
2. Цветовая палитра произведения.
3. Музыкальная картина окружающего мира.
4. Контрастный портрет полковника.

Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.
А. Бергсон

Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. Поэтому, чтобы не только выявить для себя, но и показать всему миру, необходимо описать данные явления. Для этого можно использовать прием контраста. Составленная таким образом картина позволяет не только писателю, но и нам понять подоплеку той или иной ситуации. С другой стороны, такой подход к фактам дает возможность представить их в более объективном освещении. В таком случае даются две противоположные характеристики одной и той же ситуации, оставляя за нами право на решение данного вопроса.

Однако и подборе различных деталей описания автор произведения может подсказывать нам тот путь, который предпочитает именно он. Рассмотрим наши предположения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала». В нем представлен случай, который кардинально изменил жизнь молодого человека. При этом его решение повлияло на судьбу других людей. А значимую роль в таком выборе сыграли именно контрастные картины, еще больше обострившие сложившуюся ситуацию.

Уже на уровне композиции нам представлены два противоположных полюса: бал и сцена наказания. Первый поражает своей роскошью и красотой, второй — жестокостью и бессмысленностью. В таком противопоставлении показано, что другого в жизни просто быть не может. Невозможно найти какой-то средний вариант. Однако только двум героям — Ивану Васильевичу и полковнику суждено пройти через оба сюжетных пространства. Они словно два таких же противоположных мира, так как представляют собой разный подход в решении одной и той же проблемы. Полковник считает, что татарин заслуживает такое ужасное наказание. Поэтому он прогоняет его через строй. Иван Васильевич, наоборот, не понимает, зачем проявлять такую жестокость, тем более наказываемый молит солдат «помилосердствовать». Различаются эти герои и потому, что один действует (полковник), а другой бездействует. Но а этом смысле не совсем верно говорить о контрастности образов. С их помощью автор показывает разный подход к одной и той же проблеме.

В рассказе Толстой использует более выразительные факты, которые и составляют контрастную картину повествования. Она создается на разных уровнях: цветовом и звуковом.

Один из них уже не касается главных «противников» подхода к жизни: Ивана Васильевича и полковника. Цветовая гамма характеризует других персонажей: Вареньку и татарина. Девушка в своем цветовом ореоле предстает прекрасной и непорочной красавицей. Образ Вареньки описывается через белые и розовые оттенки. Причем первый цвет нагнетается: он повторяется в одном предложении несколько раз. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Кажется, что с помощью этого оттенка автор хочет показать саму душу и сущность девушки, но никак не может отразить их — настолько они прекрасны. Розовый же цвет лишь подчеркивает нежность и свежесть Вареньки.

Для описания татарина только с помощью одной цветовой гаммы создается образ того ужаса, который запечатлелся в памяти Ивана Васильевича. Для этого автор все характеристики контраста также помещает в одно предложение, тем самым уси -лиеая впечатление от увиденного, «...я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». При виде такой сцены Ивану Васильевичу стало стыдно, он не знал, куда деться от впечатления такого жестокого наказания. Вскоре он нашел в себе силы оторваться от этого ужасного зрелища и уйти домой.

И в этот момент возникает другой уровень контрастности — звуковой. Иван Васильевич ничего не видел, но с ним оставались страшные звуки такого бесчеловечного происшествия. «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? Будешь?"» И снова писатель собирает весь звуковой ряд в одно предложение. Они создают жесткую, лишенную всякого благозвучия тираду звуков, переходя от низких тональностей (дробь) дс высоких, можно сказать, надрывных (флейта). При этом даже в одном предложении писатель создает последовательную цепочку из разных элементов. Сначала слышна музыка, потом мольба татарина, которая замыкается грозным голосом полковника. Такое обрамление также показывает нам, что любые крики о помощи не будут услышаны. Контрастной к этой жестокой картине становятся прекрасные звуки бала. Они буквально пару часов назад опьяняли главного героя. «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было: все с Варенькой». И герой их продолжает слышать в тот момент, когда уходит с бала: настолько они милы и восхитительны. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки», несмотря на то что это был единственный танец, на который Иван Васильевич не пригласил Вареньку. В этот момент он смотрел на девушку со стороны. Поэтому звучащая в душе мелодия напоминала ему о том прекрасном образе на балу.

Самым важным достижением писателя становится то, что контрастное сочетание ему удается показать не только с помощью различных элементов. но и в пределах одной личности — полковника. На балу военный прекрасен, несмотря на некоторые недостатки в одежде, которые оправдываются его большим вниманием к дочери. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми... подвитыми усами». Во время наказания перед нами предстает словно совершенно другой человек. Полковник «...втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». В таком контрастном сопоставлении нам показана не только внешность, но и поведение военного человека. Он меняется на глазах. И после такой картины, совмещенной с другими сюжетами и событиями, Иван Васильевич старается больше не видеться с Варенькой. «И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека». Значительную роль в таком решении сыграла и контрастная картина, созданная Толстым в данном произведении.

Контрастным перед нами предстает и то чувство, которое испытывал главный герой. После бала он был влюблен и окрылен возникшими чувствами к Вареньке: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Однако после сцены наказания Иван Васильевич — подавлен и унижен. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Каждое из событий оставило неизгладимый след в душе Ивана Васильевича. Но последнее впечатление настолько затмило все, что главный герой видел и чувствовал ранее. Именно оно и повлияло на его дальнейшие поступки и решения.

Следовательно, использование приема контраста позволяет не только показывать событие с двух сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия главных героев. Кажется, что автор не вмешивается в повествование, и все постепенно идет своим чередом. Но на самом деле все совершенно не так. Отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор, и какой позиции стоит придерживаться при рассмотрении той или иной проблемы. Толстой умело использовал такой прием, чтобы в небольшом по объему рассказе показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Урок литературы в 8 классе.

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого

«После бала».

Цели урока:

1.Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.

2. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.

3.Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица, тест.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Слайд 1-2

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Слайд 3

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2.Работа по содержанию текста. (Анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

Слайд 4

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

Слайд 5

Какую особенность композиции вы заметили?

(Рамочная композиция, «рассказ в рассказе».)

Что мы называем контрастом?

(Противопоставление, антитеза).

Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Слайд 6

Анализ эпизодов

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Слайд 7

- Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода «На балу». (Звучит музыка Г.Свиридова.)

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

Слайд 9

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу?

(Доволен, счастлив, добр.)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, потому что влюблён.)

Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены?

(Тёплые тона.)

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

Прочитаем сцену «После бала» (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

Чтение эпизода.

Заполните таблицу №2.

Слайд 10

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Слайд 11

- Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода?

(Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события.

(Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

Как меняется состояние героя рассказа?

(Стыд и ужас.)

В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича?

(Сцена с полковником.)

За что полковник бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина.)

На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене?

(Белую перчатку.)

Вспомните, что говорил он при избиении?

(«Надо всё по закону».)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова «надо всё по закону».

По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата?

(По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника?

(Жестокость.)

Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным?

(Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

Каков это закон?

(Божий.)

В какой день разворачиваются события в рассказе?

(Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что означает этот праздник?

(Надо всех простить, покаяться.)

Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника?

(«Братцы, помилосердуйте!»)

Что вы понимаете под милосердием?

(Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Кто услышал мольбы татарина?

(Иван Васильевич и слабый солдат.)

Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Слайд 12

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Домашнее задание : письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Выполнение теста

Тест.

Л.Н.Толстой «После бала».

1. Жанр произведения:

а) очерк,

б) повесть,

в) рассказ.

2.Раскрытию идеи произведения помогает:

а) антитеза,

б) гипербола,

в) олицетворение.

3. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

4. Тема произведения:

а) рассказ о полковнике;

б) показ николаевской эпохи;

в) повествование о любви Ивана Васильевича.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

б) на балу надел « маску» добропорядочности;

в) полковник выполняет свои обязанности;

г) другие причины.

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»;

б) утверждает мысль о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого?

в) призывает бороться с произволом.


Сочинение

1. Противопоставление образов главных героев
2. Цветовая палитра произведения.
3. Музыкальная картина окружающего мира.
4. Контрастный портрет полковника.

Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.
А. Бергсон

Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. Поэтому, чтобы не только выявить для себя, но и показать всему миру, необходимо описать данные явления. Для этого можно использовать прием контраста. Составленная таким образом картина позволяет не только писателю, но и нам понять подоплеку той или иной ситуации. С другой стороны, такой подход к фактам дает возможность представить их в более объективном освещении. В таком случае даются две противоположные характеристики одной и той же ситуации, оставляя за нами право на решение данного вопроса.

Однако и подборе различных деталей описания автор произведения может подсказывать нам тот путь, который предпочитает именно он. Рассмотрим наши предположения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала». В нем представлен случай, который кардинально изменил жизнь молодого человека. При этом его решение повлияло на судьбу других людей. А значимую роль в таком выборе сыграли именно контрастные картины, еще больше обострившие сложившуюся ситуацию.

Уже на уровне композиции нам представлены два противоположных полюса: бал и сцена наказания. Первый поражает своей роскошью и красотой, второй - жестокостью и бессмысленностью. В таком противопоставлении показано, что другого в жизни просто быть не может. Невозможно найти какой-то средний вариант. Однако только двум героям - Ивану Васильевичу и полковнику суждено пройти через оба сюжетных пространства. Они словно два таких же противоположных мира, так как представляют собой разный подход в решении одной и той же проблемы. Полковник считает, что татарин заслуживает такое ужасное наказание. Поэтому он прогоняет его через строй. Иван Васильевич, наоборот, не понимает, зачем проявлять такую жестокость, тем более наказываемый молит солдат «помилосердствовать». Различаются эти герои и потому, что один действует (полковник), а другой бездействует. Но а этом смысле не совсем верно говорить о контрастности образов. С их помощью автор показывает разный подход к одной и той же проблеме.

В рассказе Толстой использует более выразительные факты, которые и составляют контрастную картину повествования. Она создается на разных уровнях: цветовом и звуковом.

Один из них уже не касается главных «противников» подхода к жизни: Ивана Васильевича и полковника. Цветовая гамма характеризует других персонажей: Вареньку и татарина. Девушка в своем цветовом ореоле предстает прекрасной и непорочной красавицей. Образ Вареньки описывается через белые и розовые оттенки. Причем первый цвет нагнетается: он повторяется в одном предложении несколько раз. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Кажется, что с помощью этого оттенка автор хочет показать саму душу и сущность девушки, но никак не может отразить их - настолько они прекрасны. Розовый же цвет лишь подчеркивает нежность и свежесть Вареньки.

Для описания татарина только с помощью одной цветовой гаммы создается образ того ужаса, который запечатлелся в памяти Ивана Васильевича. Для этого автор все характеристики контраста также помещает в одно предложение, тем самым уси -лиеая впечатление от увиденного, «...я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». При виде такой сцены Ивану Васильевичу стало стыдно, он не знал, куда деться от впечатления такого жестокого наказания. Вскоре он нашел в себе силы оторваться от этого ужасного зрелища и уйти домой.

И в этот момент возникает другой уровень контрастности - звуковой. Иван Васильевич ничего не видел, но с ним оставались страшные звуки такого бесчеловечного происшествия. «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? Будешь?"» И снова писатель собирает весь звуковой ряд в одно предложение. Они создают жесткую, лишенную всякого благозвучия тираду звуков, переходя от низких тональностей (дробь) дс высоких, можно сказать, надрывных (флейта). При этом даже в одном предложении писатель создает последовательную цепочку из разных элементов. Сначала слышна музыка, потом мольба татарина, которая замыкается грозным голосом полковника. Такое обрамление также показывает нам, что любые крики о помощи не будут услышаны. Контрастной к этой жестокой картине становятся прекрасные звуки бала. Они буквально пару часов назад опьяняли главного героя. «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было: все с Варенькой». И герой их продолжает слышать в тот момент, когда уходит с бала: настолько они милы и восхитительны. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки», несмотря на то что это был единственный танец, на который Иван Васильевич не пригласил Вареньку. В этот момент он смотрел на девушку со стороны. Поэтому звучащая в душе мелодия напоминала ему о том прекрасном образе на балу.

Самым важным достижением писателя становится то, что контрастное сочетание ему удается показать не только с помощью различных элементов. но и в пределах одной личности - полковника. На балу военный прекрасен, несмотря на некоторые недостатки в одежде, которые оправдываются его большим вниманием к дочери. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми... подвитыми усами». Во время наказания перед нами предстает словно совершенно другой человек. Полковник «...втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». В таком контрастном сопоставлении нам показана не только внешность, но и поведение военного человека. Он меняется на глазах. И после такой картины, совмещенной с другими сюжетами и событиями, Иван Васильевич старается больше не видеться с Варенькой. «И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека». Значительную роль в таком решении сыграла и контрастная картина, созданная Толстым в данном произведении.

Контрастным перед нами предстает и то чувство, которое испытывал главный герой. После бала он был влюблен и окрылен возникшими чувствами к Вареньке: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Однако после сцены наказания Иван Васильевич - подавлен и унижен. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Каждое из событий оставило неизгладимый след в душе Ивана Васильевича. Но последнее впечатление настолько затмило все, что главный герой видел и чувствовал ранее. Именно оно и повлияло на его дальнейшие поступки и решения.

Следовательно, использование приема контраста позволяет не только показывать событие с двух сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия главных героев. Кажется, что автор не вмешивается в повествование, и все постепенно идет своим чередом. Но на самом деле все совершенно не так. Отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор, и какой позиции стоит придерживаться при рассмотрении той или иной проблемы. Толстой умело использовал такой прием, чтобы в небольшом по объему рассказе показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

    Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. Первая часть рассказа...

    Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя - Ивана Васильевича. Мы узнаем,...