Лучшие картины русского художника бориса кустодиева. Кустодиев борис михайлович Картины кустодиева с названиями

Звания академик ИАХ (1909) Работы на Викискладе

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) , Астрахань - 26 мая , Ленинград) - русский советский художник . Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.

Биография [ | ]

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников ». В 1905-1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел » (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия - в журналах «Адская почта » и «Искры ». С 1907 года - член Союза русских художников . В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств . В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года - член возобновившегося «Мира искусства » .

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. В 1913 г. преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).

В 1914 г. Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект , 105. С 1915 до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица , д. 7, кв. 50). Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (фото могилы).

Семья [ | ]

Кустодиев Борис c женой Юлией. 1903г.

Жена Юлия Евстафьевна Прошинская родилась в 1880 году. В 1900 году познакомилась с будущим мужем в Костромской губернии, куда Борис Кустодиев летом выехал на этюды. На чувства молодого художника ответила взаимностью и стала его женою в начале 1900-х, приняв фамилию мужа. В браке супруги Кустодиевы имели сына Кирилла (1903–1971, стал тоже художником) и дочь Ирину(1905-1981). Третий ребёнок, Игорь, умер в младенчестве. Юлия Кустодиева пережила мужа и скончалась в 1942 году.

Иллюстрации и книжная графика [ | ]

В 1905-1907 работал в сатирических журналах «Жупел » (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта » и «Искры ».

Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова : «Штопальщик», 1922; «Леди Макбет Мценского уезда », 1923).

Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме .

Живопись [ | ]

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист . Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели - это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, - но без серовского психологизма . Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа :

«…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет » (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции - сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна . Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр . На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются - художник обращается к гуаши , темпере . Для работ художника характерна стилизация - он изучает русскую парсуну XVI-XVIII вв., лубок , вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица », «Русская Венера » , «Купчиха за чаем »).

Для «Русской Венеры» у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на ее обратной стороне. Борис Михайлович был сильно болен. Он мог только сидеть в специальной коляске не более двух-трех часов в день, преодолевая страшную боль во всем теле. Иногда не мог взять в руки кисть. Жизнь его в это время была подвигом. Это полотно стало как бы итогом его жизни - спустя год Кустодиев скончался.

Один из друзей художника вспоминал:

«Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…»

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…» Федор Иванович Шаляпин

Театральные работы [ | ]

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре , перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина , 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского , 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-1920 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста », Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка », Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921)

Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого :

«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю - мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ , одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон» .

После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции , рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик », 1919-1920, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей).

Значимые работы [ | ]

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью. Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина. Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве. Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова - талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь - на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

« Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы - гроза - запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого - Кирилла - можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания - опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног. Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.

Автопортрет

Ему посчастливилось стать учеником самого Ильи Репина, но он отверг каноны своего учителя. Публика отказывалась признавать его художником и называла чудаком, тяжёлая болезнь усадила в инвалидное кресло, а он продолжал писать.

Астраханское детство Бориса Кустодиева

Художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в марте 1878 году, в семье преподавателя духовной семинарии. А через год после рождения Бориса отца не стало и мать художника, которая стала вдовой в 25 лет, одна воспитывала и содержала четверых детей.

Борис учился в церковно-приходской школе, потом поступил в гимназию. В 1887 году, Борису тогда было 9 лет, в Астрахань приехала выставка художников-передвижников. Картины передвижников настолько впечатлили мальчишку, что он твёрдо решил научиться рисовать и рисовать по-настоящему искусно. Мать пошла навстречу желаниям сына, нашла деньги на то, чтобы сын мог посещать уроки у известного в Астрахани художника, выпускника Петербургской Академии художеств, П.А. Власова.

Пётр Власов наставлял:

Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме своей сестре Борис писал:

Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?

Художник Борис Кустодиев. Начало творческого пути


Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка

В 1896 году, после окончания гимназии, Борис Кустодиев едет в Москву с желанием поступить в художественную школу. Однако, в школу Бориса Михайловича не берут из-за возраста – будущему художнику на тот момент уже исполнилось 18 лет, а в школу брали только несовершеннолетних. Кустодиев едет в Петербург и подаёт документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.

Ура, ура, ура! Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашёл свою, на ней было написано мелом «принят».

Кустодиев учится с большим прилежанием, много и с душой работает, особенно увлекается портретной живописью. «Самый главный» учитель Бориса Илья Репин написал:

На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…

В 1900 году студент Кустодиев выезжает в Костромскую губернию, где пишет этюды и знакомится с Юленькой Прошенской, которая в 1903 году станет его женой.

Портрет жены художника

В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна.


Торжественное заседание Государственного совета

В 1903 году Кустодиев выпускается из Академии с золотой медалью и как пенсионер академии, с женой и трехмесячной дочерью, выезжает в Париж, путешествует по Франции и Испании, посещает Германию, много работает в европейских музеях и даже поступает в студию Рене Менара.

Борис Кустодиев. Поиск своего пути

Шесть месяцев художник живёт и работает в Европе, потом возвращается в Россию, покупает под Кинешмой земельный участок и строит, своими руками, дом, которому даёт имя «Терем».

На террасе

Имя у дома не случайное, поскольку, занимаясь строительством дома, Кустодиев, в это самое время, мучительно ищет свой собственный стиль – он не хочет быть подражателем своего учителя Репина. Борис Михайлович не хочет вскрывать язвы общества, ему не нравится писать «реализм».

Художника больше привлекает «русская красота», о которой у художника уже сформировалось своё представление. Ему, например, ужасно нравятся народные гуляния и ярмарки:

Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют.


Ярмарка
Морозный день
Деревенский праздник

В 1904 году кустодиев учреждает «Новое общество художников», увлекается графикой и пишет карикатуры для журналов «Жупел», «Адская почта» и «Искры», иллюстрирует Гоголевскую «Шинель», создаёт декорации в Мариинском театре.

В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев становится академиком – его кандидатуру на Совете Академии художеств поддержали Архип Куинджи, Василий Матэ и «самый главный учитель» Илья Репин. В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки».

Кустодиев чудит

Кустодиева беспокоят приступы боли в руке. В 1911 году эти боли становятся невыносимыми, но медицина оказывается бессильной. Художник выезжает в Швейцарию, где лечится в клинике, а потом выезжает в Германию, где ему делают операцию.

Вернувшись в Россию Борис Михайлович снова окунается в работу – пишет жанровые зарисовки и портреты: «Купчихи», «Купчиха», «Красавица» и другие.


Красавица
Купчихи Купчиха

Это всё не законченные картины, а эксперименты, поиск темы и оформление своего стиля. Однако, «эксперименты» публика не приняла, а газеты писали:

Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие.

Совсем иначе относились к Кустодиеву-театральному художнику – заказов было огромное количество. Теперь художник создаёт не только декорации, но и костюмы, пишет портреты великих русских режиссеров и актёров МХТ.

Болезнь, революция и «Русская Венера»

В 1916 году художника снова начали беспокоить боли в руке. Однако, в германскую клинику было не попасть – шла Первая мировая война. Оперироваться пришлось в Петербурге, где врачи вынесли страшный вердикт – можно сохранить подвижность или рук, или ног.

Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.

Врачи запретили Кустодиеву работать, но он пренебрёг этим запретом – уж больно много идей и замыслов накопилось за время вынужденного безделья. Борис Михайлович пишет «Масленицу», которую очень хорошо принимает публика.


Масленица Купчиха за чаем

В этот период Кустодиев пишет так много, как он не писал в те времена, когда был здоров. Тут и целая серия портретов, включая знаменитый портрет Федора Шаляпина, и идеал русской красоты в «Руси ушедшей», и плакаты для революционной пропаганды, обложки для журнала «Коммунистического интернационала», и картина «Большевик».


Большевик Портрет Фёдора Шаляпин

Художник как в старые времена занимается иллюстрированием книг и создаёт декорации для театров, эскизы костюмов. Впоследствии режиссёр Алексей Дикий вспоминал:

Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.

Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.

Русская Венера

В конце марта 1927 года из Народного комитета по просвещению было получено разрешение на выезд в Германию для лечения. Кроме того, была получена государственная субсидия на эту поездку. Однако, пока чиновники готовили заграничный паспорт, художник Борис Кустодиев умер. Это случилось 26 мая 1927 года.

Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.

Но, вот что говорит о творчестве художника А. Бенуа:

…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.

Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.

Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.


Масленичное гуляние

Борис Кустодиев - знаменитый . Родился Кустодиев 23 февраля 1879 года в славном городе Астрахани. Его отец был преподавателем в одной из местных гимназий города.

Вскоре после рождения сына, отец умер. Борис проходил обучение в церковной школе, позже получал образование в гимназии. Профессионально обучаться живописи начал в 15 лет, у Павла Алексеевича Власова. Учился у него три года, до своего переезда в Санкт - Петербург.

В 1896 году Борис Михайлович переезжает в Петербург, и поступает в знаменитую . На первом курсе его учителем был Савинский, а потом знаменитый Илья Ефимович Репин. Кустодиев сразу показал себя талантливым портретистом, но для главной конкурсной работы Академии Художеств, он выбирает жанровую тему.

В 1900 году Кустодиев знакомится со своей будущей женой - Порошенской. Вскоре молодые поженились. В 1903 году он заканчивает Академию художеств, причем с отличием, его наградили золотой медалью. Медаль давала право художнику поехать в тур по России и в Европу. Борис Михайлович, естественно, воспользовался этим правом.

В конце этого же года он вместе с семьей отправляется в поездку. В течение примерно полугода, художник побывал во Франции, Германии, Испании. В поездке по Европе, Кустодиев изучал художественные работы разных мастеров искусства, копировал их, совершенствуя свое мастерство.

Стоит отметить, что Кустодиев участвовал в выпусках некоторых революционных журналов. Он автор многих карикатур, осуждающих .

С начала 1906 года Борис Кустодиев выпустил ряд картин, освещавших тему праздничного быта крестьян, мещан и провинциальных купцов. Для картин Кустодиева этого периода творчества, характерна яркость, многоцветность, реалистичность и некая развернутость. Это были самые обычные бытовые сцены, имевшие необычное исполнение.

Творчество художника менялось. Автор отходит от жизненности и преобразовывает бытовые картины в театрализованные. Его персонажи являются собирательным образом того или иного слоя общества.

Кустодиев - большой мастер портрета. Он разработал собственный художественный жанр исполнения портретов.
Портрет Бориса Михайловича был неразрывно связан с пейзажем или интерьером. Это была обязательная и неотъемлемая часть картин-портретов, Кустодиева.

Борис Михайлович сделал много работ для театральных постановок. Он решал декоративные задачи, которые не всегда совпадали с мыслями режиссера и автора спектаклей. Участвовал во многих успешных театральных постановках - «Гроза», «Блохи», «Смерть Пазухина».

Кустодиев был тонким художником, владел четким специфическим штрихом. Борис Михайлович успешно оформлял иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, а так же к произведениям своих современников.

В постреволюционные годы Кустодиев создавал и картины на революционные темы. Участвовал Борис Михайлович и в оформление Петербурга к годовщине октябрьских событий.

Умер Борис Михайлович Кустодиев в 1927 году 26 мая. Последние годы своей жизни провел в инвалидном кресле. Художник болел одной из форм туберкулеза, которая и повлекла за собой смерть.

Б орису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний - от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Детство в Астрахани

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1910. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

«Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?»

Подающий надежды студент

Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1909. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств .

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин , учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

Поиск собственного пути

Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. Морозный день. 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Борис Кустодиев. Деревенский праздник. 1914. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом . Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют» .

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м - начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя , изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, - написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Борис Кустодиев. Купчихи. 1912. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Борис Кустодиев. Купчиха. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал - писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» - эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».

Зато в театре Кустодиева ценили - у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ . Оформил пьесы Островского - «Свои люди - сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза» . Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро. Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко , написал много портретов актеров МХТ - Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

Операция и революция

Борис Кустодиев. Портрет А.И. Анисимова. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война . Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор - бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

«Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым».

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 - знаменитый портрет