Душа человека после смерти. Тайна души и её трансформаций. Гибель человеческой души в рассказах А. П. Чехова




МБОУ Ерахтурская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка открытого урока по литературе "Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова"

с использованием технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Буряков Олег Николаевич,

учитель русского языка

и литературы

Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова

Методическая разработка открытого урока по литературе "Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова" с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Дисциплина: Литература

Количество часов: 2 часа

Тема занятия: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Знаю – хочу узнать - узнал», «Двойной дневник», «Сочинение синквейна».

Цели: дидактическая (учебная)- познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм повседневно – будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе;

развивающая – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя;

воспитательная – нравственное воспитание.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщения школьникам, элементы лингвистического анализа.

Общие компетенции:

· умение работать с информационным потоком;

· умение задавать вопросы;

· умение решать проблему;

· умение вырабатывать собственное мнение;

· умение выражать свои мысли;

· умение аргументировать свою точку зрения;

· умение сотрудничать и работать в группе

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Обеспечение занятия: наглядные пособия, портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока, интерактивная доска, фотографии документы

Раздаточный материал: опорная логическая схема к рассказу «Ионыч», словарь литературных терминов, иллюстрации к рассказу, фломастеры, карандаши, тетради, ручки, рисунки.

Литература: текст рассказа «Ионыч»; учебники: Е.С.Роговер «Русская литература XIX века», В.Ю.Лебедев «Русская литература XIX века», словари, «Русские писатели в Томске», по А.Бычков « Течение мелиховской жизни» и др.

Нормативно – техническая документация: КТП, поурочный план.

Этапы проведения урока:

Наименование этапа занятия

Наименование элементов технологии

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Время

Оргмомент

Подготовка рабочего места

Проверка готовности ребят к работе

Мотивация

Запись в тетрадях темы урока, высказываний

Вступительное слово преподавателя

Стадия «Вызов»

Прием «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Работы по группам

Коррекция деятельности

14´

Стадия «Реализация»

Словарная работа

Запись словарных слов

Под диктовку преподавателя

Прием «Мозаика»

Ответы на поставленные вопросы

Преподаватель задает вопросы

10´

«Письмо по кругу»

Работа в группах

Помощь ученикам

Проблемная ситуация

Анализ ситуации

Беседа

Анализ I главы

Анализ II главы

Вопрос-ответ

10´

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Анализ IV главы

Преподаватель редактирует работу

10´

Прием «Кластер»

Схема

Помощь в работе

Стадия «Рефлексия»

Прием «Сочинение - Синквейна»

Обзор используемой литературы

10´

Творческая работа (рисунки)

Подведение итогов

Анализ урока

Домашнее задание

Сочинение - миниатюра.

Объяснение преподавателя

Сценарий проведения урока

Оргмомент.

Вступительное слово преподавателя.

1.Сообщение темы, цели урока.

2.Несколько слов об авторе: Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях открыт. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В его рассказах звучит тема духовного оскуднения человека, особенно в рассказе «Ионыч». В этом мы сегодня постараемся убедиться. Но прежде поговорим об авторе А.П.Чехове и его творчестве.

Стадия «Вызов»

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал ». Возьмите лист бумаги и напишите, что вы знаете, что хотите узнать (работа в группах, заполняют таблицу 1, 2 графы). Итак, вы знаете что? (студенты из каждой группы говорят, что они знают о Чехове). Что хотите узнать? (зачитывают свои записи из 2-ой графы). А теперь я вам предлагаю прочитать текст, который содержит биографические материалы, а также некоторые сведения о творчестве А.П.Чехова (студенты знакомятся с текстом, записывают новые сведения в графу №3). Преподаватель в это время корректирует данный этап работы.

Что вы узнали нового из биографии Чехова, назовите его произведения, о которых вы ранее не слышали, послушайте сообщение «Чехов в Томске»

В Томске проездом. А.П.Чехов.

Чехов посетил Томск во время поездки на Сахалин в 1890г. Трудное и опасное путешествие было предпринято с целью привлечь внимание общественности к «каторжному острову». Но была и другая цель. Чехов ощущал потребность в качественном обновлении жизненного опыта, обогащении представления о мире. Томск изначально фигурировал в дорожных планах Чехова. Томичи тоже имели представление о нем. В газетах сообщалось о премьере пьесы «Иванов». В газетах сообщалось: «Утром 16 мая в Томск из Омска приехал известный русский писатель А.П.Чехов, автор драмы «Иванов». Встреча с Томском была не особенно радостной. Холода были ужасные, стоял мороз и шел снег, так что полушубок и валенки пришлось снять только в гостинице «Россия». Здесь писателю немало досаждали визиты представителей местной интеллигенции. В результате мнение о томичах сложилось весьма нелестное: «Томск – скучнейший город. Если судить по тем умным людям, которые приходили ко мне в номер на поклонение, то и люди здесь прескучнейшие», «В Томске невылазная грязь». Главным занятием Чехова во время пребывания в Томске была обработка дорожных записей. В Томске было написано 7 очерков из 9, составивших цикл из «Сибири». В целом же Томск произвел на него безотрадное впечатление: «Томск-город скучный, не трезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Замечателен он тем, что в нем мрут губернаторы» «Томск гроша медного не стоит. В письме к родным Чехов пишет: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми! Если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землёй».

Появился ли интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова? Заслуживает внимания?

Стадия «Реализация»

Так давайте-ка перейдем к творчеству, т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере анализа рассказа «Ионыч» раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя.

Словарная работа:

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека.

Прием «Мозаика» - проверяется знание текста.

Лингвистический анализ текста рассказа «Ионыч» (каждая группа работает по вопросам, которые указаны в презентации на очередном слайде).

Вопросы. (Опираясь на прочитанный заранее текст).

· Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека).

· Какова главная мысль (идея) произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

3. Прием «Письмо по кругу». (У каждого члена группы – лист бумаги и ручка, каждый записывает хотя бы одно предложение на заданную тему, затем передает лист соседу, который должен продолжить его размышления).

Слово учителя.

Необходимо проанализировать первые предложения, которыми начинается рассказ, т.к. они несут наибольшую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных - украшение города С. Казалось бы, это так. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста. Синтаксический разбор первого предложения.

(Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни), [то местные жители, как бы оправдываясь, говорили], (что, напротив, в С. очень хорошо), (что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы), (что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи), (с которыми можно завести знакомства). И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую.

Сначала придаточные предложения, затем главное. Такое построение не случайно. Оно обращает внимание, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные жители и «как бы оправдываясь». (В литературном произведении идейно – нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиции главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений),

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

Проблемная ситуация: О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

Каковы взгляды, характер этого человека?

Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста.

Анализ I главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.

Словарная работа:

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на художественную деталь (чтение последнего предложения 3 абзаца рассказа). «Он шел пешком, не спеша (своих

лошадей у него еще не было), и все время напевал». Как вы думаете, каков наш герой? (Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен). Настораживает ли вас вводное предложение, т.е. художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для вас, читателей, а что же будет дальше.

Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей.

Какие романы пишет Вера Иосифовна Туркина? («Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»). А как в рассказе преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? («Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять»).

Назовите примеры русских слов, которые искажает в своей речи Иван Петрович. Чем славен он? («большинский, недурственно, покорчило вас благодарю»).

Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные задачи. Какой вывод? (Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов). А что Старцев? (а он доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно»).

Анализ 2 главы.

Прошло больше года. Что изменилось за этот год? (Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну).

Изобразите графически: Какая это была любовь.

Опрометчивая Ненастоящая Легкомысленная

Притворная Это не любовь Нелепая

Вывод: «благодаря» такой любви герои расстаются. Котик уезжает в Москву, а Старцев уже «имеет пару лошадей и своего кучера Пантелеймона в бархатной жилетке».

Анализ 4 главы.

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Каждая группа по цепочке задает вопросы, Тонкие вопросы – однословный ответ, толстые вопросы требуют размышления. Примерные вопросы:

Сколько прошло лет? (4 года)

Какие изменения произошли в семье Туркиных?

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Продолжите мысль: «Если самые талантливые люди во всем городе бездарны... то каков же должен быть город!»

Сделайте вывод по 4 главе. (Отрезан последний путь к любви. Ничто не задерживает деградацию (словарное слово), утрату человеческой личности, нравственных (словарное слово) ценностей.

Анализ 5 главы.

Прием «Двойной дневник»

Герой в начале рассказа

Герой в конце рассказа

Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служил народу идеальный, возвышенный, человечество идет вперед, отменяет смертельную казнь, нужно трудиться, лечил бесплатно, добрый к больным, внимательный, доктор Старцев.

Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдал одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки руб. на 70 кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует.

Творческая работа: нарисовать доктора Старцева и Ионыча. Защита по рисункам.

Прием «Кластер»

Чтобы понять, как происходит гибель человеческой души, расставьте основные вехи на жизненном пути Старцева

Изобразите графически логическую связь между основными этапами жизни.

Жизненная карьера эволюция вкусов развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева, путь от Старцева к Ионычу.

Вывод: Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли эта тема – деградация личности человека? Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям, лень и нежелание бороться с пошлостью)

Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям.

Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Стадия «Рефлексия».

Итог урока. («Рефлексия»). Прием «Сочинение Синквейна» (Синквейн – это белый стих, состоящий из 5 строк, в которых учащиеся высказывают свое отношение).

I строка

Одно ключевое слово, предложение.

II строка

Прилагательные, характеризующие I строку.

III строка

Глаголы, действия.

IV строка

Учащиеся высказывают свое отношение к информации, полученной на занятии.

V строка

Выражение своих чувств, мыслей.

Обзор литературы, использованной на уроке.

Домашнее задание:

Написать сочинение – миниатюру «Берегите в себе человека».

Литература

Е.С. Роговер. Русская литература 19 века. Москва, 2008

Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 века. Москва 2009

Русская литература 19 века. Под ред. Г.Н. Ионина. Москва 2003

М.П. Громов. Чехов. Москва, 1993 (Серия ЖЗЛ)

Г.А. Бялый. Чехов и русский реализм. Ленинград, 1999

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социально­историческим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии «Человек в фут­ляре», «Крыжовник», «О любви». Герои ее «связаны скрытой общностью»: гимназический учитель Беликов с его девизом «как бы чего не вышло» свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность — имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привыч­ные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова («Человек в футля­ре») разработан гротескно. «Футлярность» определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в кало­шах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр — это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэто­му он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот «человек в фут­ляре» странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разгово­рами горожан. Смерть Беликова — это обретение вечного футля­ра, недаром он «лежал в гробу почти счастливый». Образ «чело­века в футляре» стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения ин­теллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе «Крыжовник» чиновник Чимша-Гималайский осу­ществил фанатическую мечту жизни — купил усадьбу, в кото­рой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, сол­датский сын, перерождается. Став собственником, он рассужда­ет о необходимости телесных наказаний для крестьян, превра­щается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он по­хож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, — это тоже футляр, сковывающий свобод­ный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни кон­сервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе «О любви».

В трилогии главная тема — это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному переро­ждению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души осо­бенно ярко Чехов показал в рассказе «Ионыч».

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изме­нения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую боль­ницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен ро­мантического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюб­ляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат — в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а рас­ставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенны­ми мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Стар­цева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: «Хорошо, что я тогда не женился». Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Стар­цев превращается в Ионыча — ленивого, разжиревшего, лишен­ного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только день­ги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчи­ками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассмат­ривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов те­перь — только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одно­му столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Во многих своих рассказах А.П. Чехов обращается к проблеме перерождения личности, духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души.

В начале рассказа доктор Старцев – молодой, думающий, образованный человек, не потерявший свою индивидуальность среди скучных и пустых жителей провинциального городка. Доктор еще не богат, ходит пешком, так как не имеет лошадей. Зато он способен мыслить, мечтать, разбираться в людях, любить, наконец. Мы наблюдаем, как сила любви возвышает героя над серой, однообразной действительностью. Однако, одновременно, видим мы и другое, как бы обратную сторону души чеховского героя, у которого «в голове какой-то холодный тяжелый кусочек». Это заставляет Старцева, наряду с возвышенными мечтами и надеждами сомневаться, «к лицу ли ему, земскому доктору… вздыхать, получать записочки…, делать глупости?» Тот же «холодный кусочек» в голове заставляет Старцева думать о приданом невесты в тот момент, когда он делает брачное предложение.

Однако пока над героем властвует любовь, эта темная – приземленная, циничная, прагматическая – часть его души слабо проявляет себя. Но вот его любовь отвергнута, и что же мы видим?

Все светлое и молодое вытесняется в душе доктора мелочным, суетным, ничтожным: «у Старцева перестало биться сердце». Уже через три дня после отказа его жизнь входит в привычную колею, и эпизод со сватовством оценивается героем с некоторым раздражением и даже облегчением: «Сколько хлопот, однако!»

Между тем настоящие «хлопоты» – мирские, обыденные, пошлые – захватывают Старцева именно с того момента, когда любовь утрачивает над ним свою власть. И вот перед нами чеховский герой четыре годя спустя: усиливаются его расчетливость, раздражительность, появляются откровенная неприязнь и неприкрытое высокомерие по отношению к людям. Он навсегда потерял свежесть мысли, романтизм, веселость, естественность, зато завел тройку лошадей с кучером и большую практику в городе.

«Тяжелый холодный кусочек» в голове героя разросся до размеров сердца, заполнил всю душу Старцева. Только единственный раз «в душе затеплился огонек» – при встрече с прежней возлюбленной. Возникли сожаление и боль за свою пустую жизнь, которая «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Однако, вспомнив о деньгах. Старцев вновь почувствовал, что этот огонек в душе погас…

Таким образом, доктор Старцев исчез навсегда. Остался Ионыч, который «пополнел, ожирел», «стал тяжелым, раздражительным», которого «жадность одолела», который «в винт играл каждый вечер с наслаждением» и «любил вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

Что сделало героя таким? Среда? Действительно, город был серым и скучным, люди, с которыми общался Старцев, – в основном пустыми и ограниченными. Однако герой в молодости противостоял им, презирая обывателей, отвергая житейскую пошлость, духовную никчемность существования. Но через несколько лет доктор сам незаметно уподобился тем, над кем тайно иронизировал в душе, став заурядной личностью, обывателем в духовном смысле этого слова.

Поэтому можно утверждать, что окружающая действительность не может так изменить человека, как это делают особенности его личности, склад характера, внутренняя духовная установка. Серая среда, замкнутость в мире обыденности. На мой взгляд, лишь способствовали деградации чеховского героя, но не были первопричиной этого. Неустойчивость убеждений, слабость натуры, отсутствие внутреннего стержня – вот что не позволило ему сохранить все светлое и прекрасное в своей душе, противостоять пошлости, уничтожить в себе «холодный кусочек» равнодушия.

Беспрерывный всепоглощающий, но подчеркнуто не бескорыстный и не приносящий истинного удовольствия труд и, как следствие его, деньги, известность, достаток поглотили доктора Старцева целиком, сделав из него банального скучного Ионыча.

Чехов не обвиняет своего героя в стремлении иметь хороший дом, жить в достатке, предаваться развлечениям – все это естественные и законные человеческие желания. Страшно то, что Старцев утрачивает интерес к своей работе и то, что прежде всего необходимо врачу – человечность, любовь к людям. Таким образом, на примере Ионыча писатель доказывает также идею о том, что любой труд обесценивается и опошляется, если человек не вкладывает в него частичку своей души.

Итак, Чехов показывает нам, как легко и незаметно может духовно деградировать человек; как свободная, мыслящая натура может стать никчемной и заурядной. По справедливому мнению писателя, ничто не может быть страшнее гибели человеческой души!

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Герои ее "связаны скрытой общностью": гимназический учитель Беликов с его девизом "как бы чего не вышло" свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность - имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова ("Человек в футляре") разработан гротескно. "Футлярность" определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр - это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот "человек в футляре" странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разговорами горожан. Смерть Беликова - это обретение вечного футляра, недаром он "лежал в гробу почти счастливый". Образ "человека в футляре" стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе "Крыжовник" чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни - купил усадьбу, в которой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, солдатский сын, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, - это тоже футляр, сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе "О любви".

В трилогии главная тема - это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе "Ионыч".

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат - в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: "Хорошо, что я тогда не женился". Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча - ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь - только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя - в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию. М. Бахтин писал, что "человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности". Герои Чехова не дорастают до самих себя, это несвершившиеся люди.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Гибель человеческой души в рассказах А. П. Чехова уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Драматургия Вишневый сад История создания пьесы "Вишневый сад" Анализ пьесы Жанр пьесы Внешний и внутренний сюжеты Ход времени Двойное зрение Действующие лица Чеховский диалог Главный образ Критика о пьесе "Вишневый сад" К. С. Станиславский А. П. Скафтымов П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова Антон Павлович Чехов - биография Антон Павлович Чехов. Дядя Ваня Антон Павлович Чехов. Три сестры Антон Павлович Чехов. Чайка Высказывания и афоризмы А.
    Роль описания природы в рассказе Чехова «Пересолил» Антон Павлович Чехов – известный мастер коротких рассказов. Я читал, что Чехов, когда писал свои рассказы, искал очень короткие, но яркие выражения. У него в рассказах практически отсутствуют описания. А если они есть, значит, играют определениую роль. В рассказе «Пересолил» есть описание природы. Впервые с таким описанием мы встречаемся, когда землемер Глеб Гаврилович выехал со станции. Сначала автор говорит, какое это было время. Были сумерки.
    Родился Антон Павлович Чехов 17 (29) января 1860 года в Таганроге - небольшом портовом городке на берегу Азовского моря. Появившись на свет за год до отмены крепостного права, Чехов стал первым представителем интеллигенции в крестьянско-мещанском роду. Дед писателя по отцовской линии Егор Михайлович освободил семью от крепостной зависимости. Отец будущего писателя Павел Егорович, человек крутого нрава, воспитывал своих шестерых детей в труде, молитве и послушании. Позже Чехов не раз вспоминал: "В
    Произведение "Толстый и тонкий" по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка. Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве показывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это он описывает с присущим ему юмором. Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам,
    1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. "Толстый и тонкий" Б. "Лошадиная фамилия" В. "Дама с собачкой" Г. "Хамелеон" 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе "Хамелеон"? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество 4. Какие детали в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре" говорят о характере Беликова? А. Зонт Б. Калоши В. Яркий шарф Г. Велосипед Д. Древнегреческий
    В начале своей писательской карьеры, еще выступая в качестве автора коротких юмористических рассказов, Чехов говорил: "В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр". По воспоминаниям современника, на пороге ХХ века Чехов предвещал: "Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за всё свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не
    Чехов несравненный художник... Художник жизни... Л. Толстой На мой взгляд, А. П. Чехов - один из гениальнейших русских писателей. Он умел затронуть в своих произведениях такие вопросы, которые и сегодня делают его грустные и веселые рассказы и повести актуальными. Среди многих прочих А. П. Чехова всегда интересовала тема любви и счастья, гармоничных человеческих взаимоотношений. Так и в рассказе "Дама с собачкой" любовь не только ставит отношения двух любящих людей выше общепринятой морали, но

Тайна смерти всегда волновала человеческий ум. Пожалуй, каждый из нас боится смерти, этой мрачной и зловещей грани неотвратимости. Материалисты считали, что за смертью скрывается самое страшное – небытие, а существование любого человека по сравнению с вечностью Вселенной, всего лишь краткий миг.

Такая краткость человеческого бытия по сравнению с вечностью мироздания, может показаться попросту насмешкой Создателя.

Осознание цели существования на Земле человека и его души, предоставляют нам возможность перешагнуть грань обреченности.

Если человек при жизни стремится получать исключительно для себя максимум благ, то его душа никак не может считаться возвышенной, а позитивная личность будет проявлять лучшие душевные качества даже перед лицом смерти.

Таким образом, страх перед смертью кого-то делает еще хуже и подлее, а других – выше и благороднее.

К тому же смерть человека — огромнейший стимул для борьбы за жизнь, она вырабатывает у личности силу воли и желание преодолевать трудности. Вот почему можно утверждать, что смерть – это также и великий Учитель.

Причины и процесс смерти

Существует две основные причины смерти: преждевременная и смерть при истечении естественного срока жизни человека. Во втором случае человека можно сравнить с лампой, в которой закончилось масло и уже нет никакого способа предотвратить уход, а можно только к нему подготовиться.

Процесс смерти подробно описывается также в разных тибетских учениях, следуя которым, процесс состоит из внешнего и внутреннего распада. Если же прислушаться к свидетельствам очевидцев, пережившим клиническую смерть, то можно выделить такие этапы:

1. Отрицание

Реакция: «Нет, не я» — самая распространённая и прогнозируемая у человека при объявлении ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько прочную поддержку оказывают человеку его близкие, настолько он сам способен взять события под контроль, этот этап преодолевается легче или тяжелее.

2. Гнев

Во время второго этапа, умирающий изливает свой гнев на заботящихся о нем людях и вообще на всех здоровых людей, поскольку пока не может принять свою участь и мучается вопросом: «почему же именно я должен умереть?»

3. «Торг»

Умирающий вступает в дебаты с высшими силами и просит продлить собственную жизнь: например, обещает быть идеальным верующим. Первые три этапа характеризуют период кризиса и могут развиваться с частыми возвращениями назад.

4. Депрессия и принятие смерти

На этом этапе человека больше не волнуют никакие вопросы, он уже смирился с мыслью о приближающейся смерти. Умирающий теперь уже просто смиренно ждет своей кончины.

Тайны строения души . Как происходит распределение душ

Душа у всех людей имеет сферическую форму. Это матрица, окружённая энергетическими телами.

Располагается индивидуальная душа одинаково у всех – она наложена на физическое тело в солнечном сплетении.

За некоторое время до смерти, Силы Тонкого мира (Ангелы) начинают отключать душу от тела. В такие моменты уходят все болевые ощущения (даже если болезнь человека была сопряжена с сильной болью), появляется чувство радости, покоя, уходит страх смерти. Этот случай характерен для светлого человека, но если человек негативный, то он начинает видеть тёмных существ (чертей и т. п.).

Таким образом, человека перед смертью посещают существа, которые его будут забирать после неё: либо в светлые, либо в тёмные миры (ады) для наказания.

За объективное распределение душ после смерти отвечает целая иерархия светлых существ. Учитывается всё – вплоть до мыслей в голове, до всех действий и тайных помыслов человека!

Чаще всего, человеческая душа сначала поднимается в место распределения душ, где взвешиваются все поступки (достижения и грехи), чтобы определить последующую судьбу. Этот процесс длится примерно 40 дней.

Затем душу подвергают следующим преобразованиям:

1. Если человеку предопределено следующее воплощение, его душа помещается в новое тело младенца.

2. Душа может быть направлена в Светлые миры (Рай), причём чем выше уровень души, тем больше период между дальнейшими воплощениями.

3. Душа заблудшая, порочного человека, приговаривается к отправке в подземные миры. Негатив, накопленный человеком за всю жизнь, выжигается в адском огне, чтобы душа сделала необходимые выводы и больше не совершала прошлых ошибок. Затем душу направляют на следующее воплощение, но оно не будет «сказочным». Отработка прошлых грехов продолжается, пока человек не изменится.

4. Но если человек прожил жизнь преступника и нёс окружающим только зло, то его душа моментально после смерти отправляется в Тёмные миры (он попросту проваливается под землю). Причём тёмная душа там задерживается надолго – бывает, что и на тысячи лет. Перспектива незавидная…

Что ждёт душу на суде и чистилище. Страшный Суд

Как правило, суд свершается на 40 — й день после смерти, но иногда он может быть увеличен до 2 – 2. 5 месяцев. После суда, в зависимости от того, сколько душа набрала за жизнь плюсов и минусов, её направляют либо в Чистилище, либо на раскодирование.

Страшный Суд происходит после завершения очередного цикла развития душ, то есть в период смены цивилизаций. На Страшном Суде душам не прощаются даже малейшие слабости, а Высшие Учителя — особо строги в оценивании качеств душ. При выявлении определённого процента брака душу выводят из эволюции, такая жизнь превращается в полнейшую пустоту, а вместо вечного существования её ждёт забвение. Глобальных Судов у землян было всего 5 (по числу цивилизаций на Земле). От обычных их отличает колоссальное число душ, отправленных на раскодирование.

В Чистилище души одних людей проходят очистку, нагрешивших больше мучают дольше, а не подлежащих развитию за их большую греховность уничтожают через раскодирование.

Как происходит раскодирование

Раскодированием душ занимаются специальные автоматы, управляемые Сутями. Процесс разборки происходит через компьютер, душа разбирается и навсегда исчезает, как личность.

При раскодировании душа чувствует, как её расщепляют на куски и испытывает сильнейшие муки – фактически такие, будто тело разрывают на части.

Контролируйте свои поступки, желания и мысли – заботьтесь о бессмертии души!