Настенная живопись в технике импасто. Пастозная техника живописи (импасто)

В изобразительном искусстве итальянское слово «импасто» (тесто или паста) обозначает технику с использованием неразбавленной краски, которая густо наносится на холст. Первоначально метод использовали для маскировки дефектов или некоторых фрагментов картины — художники смешивали пигменты прямо на полотне, чтобы получить требуемый цвет или эффект.

С помощью этой техники можно добавить трехмерное, почти скульптурное качество или создавать уникальные текстуры. Техника использует утолщенные непрозрачные слои - масляные, акриловые, гуашь и темперу. Мазки толстым слоем, создавали рельефные поверхности, на которых до сих пор отчетливо видны следы кисти или шпателя. Некоторые художники использовали метод к конкретным элементам картины, другие, как Винсент Ван Гог, выполняли целые полотна в импасто.

Свойства масляной пастели

Особенности техники

Использование импасто превратилось в настоящее исследование художниками свойств масляного пигмента — стандартной среды в западной живописи в эпоху Возрождения. Работы маслом сохнут медленно, позволяя художникам наносить ее густыми мазками или в несколько слоев. Для создания особо выразительных эффектов, краску наносят мастихином вместо кисти.

  • В отличие от смешивания «мокрое по мокрому», техника импасто действительно создает физическое ощущение объема в выразительных, абстрактных работах. Чтобы мазки были плотнее, художники иногда добавляют воск или другие вещества.
  • Живописцы эпохи Барокко, которые практически первыми применили технику, смешивали краски с лаком или цинковыми белилами для грубых текстур, в сочетании с другими методами, создавая широкий спектр текстур и эффектов в одной работе.
  • Импрессионисты, которые гордились спонтанными работами на пленэре, приняли совершенно иной подход. В отличие от более ранних художников, импрессионисты приобретали готовые смеси и использовали краски прямо из тюбика. Густые, яркие работы маслом сохраняют следы кисти.
  • Художники эпохи постимпрессионизма, экспрессионизма, также использовали густые слои, аналогичные импрессионистам — эта практика продолжалась абстрактными экспрессионистами в течение прошлого века.

Техника живописи Сфумато

Эффект 3D

Импасто создает богато текстурированную трехмерную поверхность, которая удерживает свет на полотнах или создает крошечные области тени, усиливая восприятие картины. Эффект импасто в картине служит нескольким целям:

  • добавляет рельеф поверхности, подсветку, придает скульптурное качество живописи и акцентирует формы;
  • используется для создания областей визуальной привлекательности.

Ранние барочные художники Рембрандт и Веласкес использовали импасто частично, для сложных текстур, таких как кружева, волосы, морщинистая кожа или эффекта резного камня без копирования точных деталей, складки одежды, блеск драгоценностей, а также для усиления атмосферных эффектов.

Визуальная иллюзия

Импрессионисты и экспрессионисты применяли густой слой для создания визуальных иллюзий, имитации сломанной текстуры, объема, интенсивного света. Экспрессионисты использовали технику для передачи чувств и эмоций. Клод Моне использовал архитектурный подход к импасто.

Техника живописи A la prima

Импрессионисты при работе в пастели применяли два способа.

  • Первый основан на использовании фиксирующих веществ и добавлении фиксатора распылением или кистью. Слой за слоем с использованием этой техники работал Эдгар Дега.
  • Второй метод основан на разработках пастельных оснований из акрила, которые способны удерживать текстуру на полотне.

Текстурирование

Современные акриловые праймеры для пастели являются достаточно «тяжелыми», чтобы сохранить густой слой гибким, без образования трещин и шелушения. Это позволяет экспериментировать с пастелью и получать разнообразие текстур. Чтобы подчеркнуть текстурные свойства краски, ранние мастера пытались устранить мазки, но времена изменились, и сегодня многие художники максимально используют свойства видимого мазка.

Масло наиболее подходит для пастозного метода из-за вязкости, плотности и медленного высыхания работы, но в пастозной технике применяются акриловая краска или гуашь. Темпера имеет слишком тонкую текстуру, поэтому техника импасто применяется с наполнителями.

Живопись эпохи северного возрождения

Как наносить краску

Способы нанесения краски:

  • Краску можно наносить кистью или мастихином, использовать прямо из тюбика или добавлять наполнители;
  • Плотные слои пигмента оставляют сохнуть, но медленно, чтобы избежать сморщивания или растрескивания;
  • Чрезмерно жирная среда неудобна для текстурирования и мазков;
  • Плоская щетка или синтетические кисти идеально подходят для пастозной работы;
  • Для вязкости пигменты дополняют песком, древесными опилками, чтобы создать объем и текстуру;
  • После высыхания импасто, можно защитить работу тонкой пленкой глазури, чтобы предотвратить образование трещин.

Техника импасто позволяет на редкость легко и быстро добиться поразительного фактурного эффекта.

ИМПА́СТО (итал. impasto — "плотно, пастообразно") — в живописи — прием письма плотными, кроющими мазками, часто с использованием мастихина или шпателя вместо кисти. То же, что пастозная, или корпусная, техника.


В такой технике часто писал гений живописи Винсент Ван Гог.

Иногда Винсент Ван Гог писал свои знаменитые цветные завитки, размазывая наложенную толстым слоем на холст краску собственным пальцем. Еще он любил, наносить на холст густую, не разведенную краску кистью или мастихином. Что бы ни писал при этом Ван Гог — зеленеющую траву или звездное небо, нанесенная необычным образом краска становилась одной из самых запоминающихся деталей картины. Художник использовал густую краску для того, чтобы вдохнуть жизнь в написанные им предметы.

В картине «Звездная ночь» Ban Гог (1853—1890) использует импасто для создания яркого эффекта и пишет ночные огни смелыми, тяжелыми мазками густой краски

Причём тут роспись стен? Ваша стена = читсый холст. Используя густые, как масло, краски, можно создавать множество разнообразных привлекательных фактур. О том, как писать в технике ИМПАСТО можно прочитать

Импасто - это нанесение краски толстым слоем с помощью мастихина или кисти . При этом краска должна быть густой, как масло или акрил, с минимальным количеством пинена или вовсе без него. Более того, художники нашей студии смешивают краски со специальными добавками-загустителями, ещё мы добавляем разные натуральные материалы (каменную крошку, например) для создания фактуры. Таким образом, техника импасто позволяет максимально проявить богатые фактурные возможности масляных красок.

Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее на стену длинными и точечными мазками, создавать гребни и проводить всевозможные линии разной ширины. Так открывается настоящее богатство рельефных эффектов, которое никогда не смогут имитировать настенные покрытия - обои, плёнки, наклейки.

Поскольку краска сохраняет следы кисти (или мастихина), они тоже становятся выразительным средством. Мы знаем, что один удачный мазок часто придает рисунку очаровательную непринужденность, и любим использовать это свойство импасто.

Как писать в технике импасто? В первую очередь, позаботьтесь об инструментах - понадобяться мастихины (разной формы) и кисти из щетины.

Мастихины для живописи (с изогнутыми ручками) оставляют широкие мазки, в отличие от кистей, которые больше подходят для небольших поверхностей. В зависимости от того, под каким углом вы держите инструмент - будь то мастихин пли кисть - и какими его частями работаете, результаты будут разными. Поэкспериментируйте с кистью и мастихином, чтобы узнать, какие рельефы можно создавать с их помощью. Большая часть мастихинов сделана из металла, но вам могут понравиться и пластиковые - они более гибкие. Эти инструменты подходят для быстрого закрашивания больших поверхностей. Сочетание в работе кисти и мастихина позволяет писать разнообразными мазками.

Краски нужны плотно покрывающие - масло, акрил, темпера. Акриловые краски считаются идеальным материалом для работы в технике импасто, поскольку они отличаются пластичностью и ими можно писать, просто выдавливая на холст прямо из тюбика. Однако целесообразнее наносить акриловую краску постепенно, слой за слоем, потому что если нанести ее слишком толстым слоем за один прием, краска может потрескаться и осыпаться с холста. Еще одно несомненное достоинство акриловых красок состоит в том, что они очень быстро сохнут. Это значит, что вам не потребуется много времени, чтобы увидеть результат своего творчества.

Некоторые мои любимые приёмы
Густое пятно-импасто

Наберите достаточное количество неразведённой краси на нижнюю плоскоть мастихина и нанесите её на плоскость широкими мазками. Движение - как будто намазываете масло на хлеб. У вас получится густое цветное пятно.

Штриховая фактура - импасто.
Наберите крску на нижнюю сторону мастихина и нанесите на холст лёгкими ударами. В результате у вас получится густое цветовое пятно с выступающими "гребнями" краски.

Альтернатива мастихину и кистым.

Мы не ограничиваемся кистями и мастихином, а экспереминтируем с губками, пластиком, валиками, щетками, палочками - да со всем, что под руку попадётся. Результат всегда впеячатляет

Одним из главных представителей техники импасто являлся Ван Гог. Техникой импасто Ван Гог владел, возможно, лучше, чем кто-либо из художников. Этот термин происходит от итальянского слова pasto, что означает густо наложенный слой краски с отпечатками того инструмента, которым она наносилась, - как правило кисти или ножа-мастихина. Такая техника позволяет создать мощный объемный эффект - изображение кажется выступающим из холста.


Например, Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например, в его картине "Коровы", 1890 или "Морском пейзаже в Сент-Мари", 1888.



В живописи технический прием импасто использовали многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать ее прямо на холст из тюбика, не опасаясь, что она расплывется. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (еще одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто. Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов.


Импасто привлекает внимание к рельефу картины. Густая краска буквально возвышается над поверхностью холста, из-за чего картину уже невозможно назвать двухмерной. Работы, написанные в технике импасто нашим современником Анджеем Влодарчиком, отличаются невероятной энергией.


Анджей Влодарчик, «Натюрморт "Желтый букет" »


Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками, создавать гребни и проводить всевозможные линии разной ширины. Перед нами открывается настоящее богатство рельефных эффектов, которое может кардинально изменить восприятие живописи.



Анджей Влодарчик, «Натюрморт "Красный букет" »


Поскольку краска сохраняет следы кисти (или мастихина), они тоже становятся выразительным средством. Художники знают, что один удачный мазок часто придает картине очаровательную непринужденность, и любят использовать это свойство импасто.


Картина, написанная в технике impasto, должна выглядеть свободной и непринужденной. Но для ее создания необходимо тщательное предварительное планирование. Краски теряют присущую им живость, если их слишком долго смешивать на палитре. Так и в технике impasto: если нанести краску непосредственно на основу, но сделать это бездумно или слишком долго «возить» краску по основе, то краска очень быстро потеряет свою свежесть. Масляная краска приятна на ощупь, и велик соблазн накладывать ее сочными густыми мазками. Но опасность заключается в том, что при каждом новом мазке кистью собирается краска из предыдущего слоя. В результате получается невнятный цвет и поверхность с некрасивой текстурой. Можно спасти картину, промокнув ее или сняв свежий слой краски мастихином и начав сначала. Но лучше с самого начала не допускать появления подобных проблем. Начинайте с тонкого слоя подмалевка, а затем постепенно наращивать слои краски.




Анджей Влодарчик, «Натюрморт "Красно-желтый букет" »


Например, иногда Винсент Ван Гог писал свои знаменитые цветные завитки, размазывая наложенную толстым слоем на холст краску собственным пальцем. Еще он любил, наносить на холст густую, не разведенную краску кистью или мастихином. Что бы ни писал при этом Ван Гог — зеленеющую траву или звездное небо, нанесенная необычным образом краска становилась одной из самых запоминающихся деталей картины. Художник использовал густую краску для того, чтобы вдохнуть жизнь в написанные им предметы.Техника импасто позволяет на редкость легко и быстро добиться поразительного фактурного эффекта.



Являясь поклонником творчества великого Ван Гога, Анджей Влодарчик часто пишет копии его работ. Техника импасто, как в первоисточнике, позволяет добиться поразительного фактурного эффекта.



Используя густые, как масло, краски, можно создавать множество разнообразных привлекательных фактур.

Импасто – это нанесение краски толстым слоем с помощью мастихина или кисти. При этом краска должна быть густой, как масло, с минимальным количеством пинена или вовсе без него. Более того, некоторые художники смешивают краски со специальными добавками-загустителями. Таким образом, техника импасто позволяет максимально проявить богатые фактурные возможности масляных красок.
Импасто привлекает внимание к рельефу картины. Густая краска буквально возвышается над поверхностью холста, из-за чего картину уже невозможно назвать двухмерной. Работы, написанные в технике импасто, отличаются невероятной энергией.
Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками, создавать гребни и проводить всевозможные линии разной ширины. Перед вами открывается настоящее богатство рельефных эффектов, которое может кардинально изменить вашу живопись.
Поскольку краска сохраняет следы кисти (или мастихина), они тоже становятся выразительным средством. Художники знают, что один удачный мазок часто придает картине очаровательную непринужденность, и любят использовать это свойство импасто.

Импасто часто применяется в технике алла прима . Кроме того, можно написать картину тонкими слоями краски, а в завершение нанести толстый рельефный слой. Одни полотна целиком пишутся импасто, а на других эта техника применяется только на отдельных участках. Общий принцип: от темного к светлому или светлым поверх темного.

Мастихины для живописи (с изогнутыми ручками) оставляют широкие мазки, в отличие от кистей, которые больше подходят для небольших поверхностей. В зависимости от того, под каким углом вы держите инструмент – будь то мастихин пли кисть – и какими его частями работаете, результаты будут разными. Поэкспериментируйте с кистью и мастихином, чтобы узнать, какие рельефы можно создавать с их помощью.
Мастихины бывают разных размеров и форм, а значит, и мазки, наносимые ими, различаются. Как и при работе с кистью, небольшое движение запястьем приводит к тому, что мастихин оставляет тонкий след. А в результате широкого взмаха руки обычно появляется большой характерный мазок.
Большая часть мастихинов сделана из металла, но вам могут понравиться и пластиковые – они более гибкие. Эти инструменты подходят для быстрого закрашивания больших поверхностей. Сочетание в работе кисти и мастихина позволяет писать разнообразными мазками.

В живописи

Создаётся путём нанесения толстого слоя краски из тюбика или разведённой малым количеством разбавителя грубыми мазками кистью или мастихином . Данной техникой достигается большая рельефность картины, усиление светового эффекта и текстуры. Как правило, применяется на завершающем этапе написания произведения .

Мазки густой краски могут быть разных видов: длинные и точечные, гребни, линии разной ширины. За счёт сохранения следов кисти или мастихина эти формы приобретают выразительность .

С помощью импасто привлекается внимание к рельефу картины, так как мазки выступают над поверхностью холста и создаётся трёхмерный эффект .

Картины, написанные с использованием техники импасто, отличаются динамикой и экспрессией .

Один из известных художников, применявших технику импасто, - Винсент Ван Гог , который наносил краску толстым слоем, а потом размазывал пальцами .

В эмалинировании

Один из способов ювелирного эмалинирования в виде послойного нанесения мелкозернистой эмали сразу на металлическую поверхность, формирующую при этом объёмный рельеф .

В гончарном искусстве

Импасто использовался как термин, обозначающий, не совсем корректно, разнообразную италлийскую керамику из плохо отмученной глины, обожжёной до бурого, коричневого или чёрного цвета. В традициях гончарных изделий виллановианцев импасто украшались насечками в виде линий и точек. Изготавливались они как руками, так и на гончарном круге .

Примечания

Литература

  • Демченко, В. И. Технология использования художественных выразительных средств и приемов в масляной живописи современных мастеров / В. И. Демченко, Г. А. Селихова // Сборник: Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 3 частях Благовещенского государственного педагогического университета. - Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. - С. 10-14.
  • Диченко, Е. Винсент Ван Гог. Художник в 100 картинах / отв. ред. М. Терешина. - Москва: Эксмо, 2015. -