Наталья Попович. Жизнь как счастливый канон. Десятки актеров, которых уволили из “Новой оперы”, просят защиты у Владимира Путина Коллеги Попович уверены, что ее роль в искусстве страны невозможно переоценить

Советский и российский хормейстер, театральный деятель.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.01.1980).
Народная артистка России (27.12.2004).

В 1967 году, еще студенткой Уральской государственной консерватории, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером.

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года, по приглашению Ю.Х. Темирканова, работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский), участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер А. Мурин, дирижеры Ю. Темирканов, Е. Колобов, В. Гергиев, режиссер Б. Покровский. В качестве руководителя хора принимала участие в аудио­записи оперы «Пират» В. Беллини (дирижер Е. Колобов, солисты: Е. Целовальник, К. Плужников, С. Лейферкус), в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (дирижер Ю. Темирканов).

В период 1988–1991 годах была главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где руководила хором в уже существую­щих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством дирижера Евгения Колобова: «Пират» В. Беллини (первая постановка в России), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в первой авторской редакции), которые стали легендарными. По спектаклю «Борис Годунов» (дирижер Е. Колобов, режиссер О. Иванова, художник С. Бархин, хормейстер Н. Попович) был снят фильм-опера, в котором хор с большой достоверностью воплотил образ русского народа.

В 1991 году, вместе с мужем Евгением Колобовым, стоя­ла у истоков создания Московского театра "Новая опера". Со дня основания театра участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.
Хор "Новой оперы" совершенстввовал свое вокальное мастерство, исполняя духовные музыкальные произведения a capella и сочинения кантатно-ораториального жанра: кантаты «Москва» П.И. Чайковского, «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Весна» и «Три русские песни» С.В. Рахманинова, Реквием Дж. Верди, Реквием В.А. Моцарта и др. Хор "Новой оперы" по праву был признан зрителями и критиками одним из лучших хоровых коллективов Москвы.

В качестве хормейстераучаствовала в записи CD и DVD "Новой Оперы": «Хор театра Новая Опера», «Новая Опера в Карнеги-холле», кантата «Москва» П.И. Чайковского, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Симфония №13» Д.Д. Шостаковича, «Три русские песни» и кантата «Весна» С.В. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова», опера «Валли» А.Каталани, дивертисмент «Россини», опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Реквием В.А. Моцарта, Реквием Дж. Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (совместно с хором финского Савонлиннского оперного фестиваля), «Шедевры оперной сцены», «Классика через века» и др.

В 2003 году, после кончины основателя театра Евгения Колобова, по распоряжению Правительства Москвы Наталья Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра "Новая Опера" (занимала эту должность до 2013 года).

Автор идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой "Новой Оперы": «Bravissimo!» (к 10-летию театра в 2001 г.) и «Все это - Опера!» (к 20-летию театра в 2011 г.), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Джузеппе Верди.

В 2003 году - одна из соучредителей Фонда Евгения Колобова, инициа­тор и идейный вдохновитель ежегодного Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере», посвященного Евгению Колобову.

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru

Очередная кадровая перестановка в одном из лучших московских музыкальных театров - «Новой опере имени Евгения Колобова» закончилась скандалом. С поста председателя художественной коллегии и замдиректора по творческим вопросам была снята вдова создателя театра Наталья Попович, также занимающая должность главного хормейстера.

В тот же день заявление об уходе по собственному желанию написала дочь Колобова - Марфа Колобова-Тесля, заведующая в театре литературной частью.

Наталья Попович рассказала «Известиям», что считает решение директора Александра Сибирцева превышением полномочий. Соответствующее письмо г-жа Попович направила в канцелярию главы департамента культуры, учредителя театра Сергея Капкова.

Я буду бороться. Из театра, который я вынянчила на своих руках, меня изгоняет человек непрофессиональный, неопытный, с амбициями, - заявила «Известиям» Наталья Попович.

По словам, г-жи Попович, новый директор без совета с коллегией приглашает певцов и дирижеров, внедряет свои проекты, в результате чего театр превращается в концертную площадку.

В своем письме Наталья Попович предлагает г-ну Капкову внести изменения в устав театра и создать должность художественного руководителя.

По словам хормейстера, одной из претензий, высказанных директором театра Дмитрием Сибирцевым, было наличие родственных связей между работниками театра.

Директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев пояснил «Известиям», что в отношении художественной коллегии действовал в рамках устава. В соответствии с пунктом 3.1.5, ее состав определяется директором и утверждается приказом учреждения. Он также сказал, что «речи не идет об увольнении Натальи Попович».

Ее основная должность - это главный хормейстер, с ней заключен бессрочный контракт. Другие должности она занимала по совместительству, - заявил г-н Сибирцев.

Что касается Марфы Колобовой-Тесля, то, по словам директора, она приняла решение об уходе по собственному желанию из-за профессиональных претензий к ней.

Место замдиректора по творческим вопросам и председателя худколлегии занял главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кениг, что само по себе эстетике театра не противоречит: в 1991 году «Новая опера» была задумана Евгением Колобовым именно как дирижерский театр.

Г-жа Попович стала рядовым членом худколлегии, однако на первое собрание обновленного состава не пришла. Помимо Натальи Попович и Яна Латама-Кенига, в обновленный состав худколлегии вошли все главные специалисты театра. Сам директор остался на посту заместителя председателя коллегии.

Сергей Капков рассказал «Известиям», что о событиях в «Новой опере» не знает и не должен знать: по уставу театра все решения, касающиеся художественной коллегии, принимаются непосредственно внутри театра. Письмо г-жи Попович, по словам главы департамента, в его распоряжение еще не поступало.

Московский театр «Новая опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя и главного дирижера театра, народного артиста РСФСР Евгения Колобова (1946–2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова. Тогда же на пост главного хормейстера была назначена супруга Колобова Наталья Попович. С 2006 года театр носит имя своего основателя. С декабря 2012 года пост директора занимает Дмитрий Сибирцев.

Наталья Попович - народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ. Вместе с Евгением Колобовым стояла у истоков создания театра «Новая опера». В репертуаре хора под руководством Попович - более 20 опер, духовные музыкальные сочинения, сочинения кантатно-ораториального жанра. В качестве хормейстера Наталья Попович участвовала в записи 15 компакт-дисков театра.

Время бежит быстро. Театру «Новая Опера» в следующем году 25 лет. А совсем недавно серьезный юбилей отметила и одна из его создателей, Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова . Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Свердловск 60 х. Весь город охвачен хоровым пением. «Дирижер - профессия не женская, и если ты на нее решилась, то должна забыть о всяких там бабских штучках», - внушала профессор Галина Петровна Рогожникова. И стеснительная Наташа научилась быть волевой, читать с листа клавиры любой сложности, петь любые партии - сопрановые, теноровые, басовые - и любым голосом. Но главное, она поняла: музыка - это мир, который мы постигаем через звуки, и звуки эти должны быть так же богаты, как богат мир. Потому, наверное, ее - одну из немногих - еще студенткой позвали занять должность хормейстера в Свердловском театре оперы и балета. И здесь судьба свела ее с Женей Колобовым, который тоже был приглашен в театр дирижером оркестра. Два столь талантливых человека не могли пройти мимо друг друга. Жизненные пути пересеклись - и уже навсегда. «Новую Оперу» они создавали вместе, идеи рождались у одного и другого. Но доподлинно известно, что Наталья Григорьевна вносила в оперные постановки порой такие находки, которые потом становились изюминкой - мимо них не проходил ни один критик.

К 10 летию театра она сочинила оригинальный спектакль «Брависсимо » - музыкальную историю сада «Эрмитаж» и рожденного в нем Театра. К 20 летию - спектакль-фейерверк оперной музыки «Все это - опера!» До сих пор они в репертуаре театра. К 200 летию Дж. Верди Наталья Григорьевна воплотила давнюю идею: спектакль-концерт «Viva Verdi!». Он получился настолько блестящим, что на премьере в 2013 году в дни фестиваля «Крещенская неделя» зрители пятнадцать минут аплодировали стоя.

Когда ушел из жизни Маэстро, казалось, и жизнь театра остановилась. И тогда коллектив обратился к Н. Г. Попович: не отдавайте нас в чужие руки, возьмите на себя художественное руководство. Но она сочла, что после Колобова занять это место не имеет права. И тогда персонально для Н. Г. Попович Департаментом по культуре г. Москвы была создана должность председателя художественной коллегии и соответственно сама художественная коллегия театра.

Работа оперного театра чрезвычайно многосложна. Сюда входит вся творческая составляющая от замысла до воплощения, от увертюры до оборки на костюме солистки. Организационные вопросы - репертуар, обновление труппы, поиск талантливых постановщиков и дирижеров. Выпуск спектакля. Финансы. Все это, порой даже сложности в расписании, стало повседневной работой Натальи Григорьевны. Плюс репетиции хора (она оставалась главным хормейстером). Фактически она отвечала за все, что возложено на художественного руководителя и даже больше. Ведь это был их с Колобовым театр. Под Колобова он был создан, Колобова назвали Гением прижизненно, о нем Юрий Темирканов сказал: «Он служил. Я тоже служу, но не так поразительно». Она творила живой театр, в котором сберегала живую душу выдающегося Маэстро и память о нем. Фестиваль «Крещенская неделя» им. Е. В. Колобова - праздник для всей музыкальной Москвы. Фонд Е. В. Колобова, учредивший премию имени Евгения Колобова. При нем театр жил по демократическим правилам. Она этот порядок сохранила - двери ее кабинета были открыты для сотрудников в любое время: молодой певец, дирижер, помреж, могли прийти к ней с интересной идеей и получить добро. Возможность развиваться предоставлялась каждому. А вот склок, закулисных интриг в театре не было никогда. Она всеми силами берегла коллектив-семью. Ведь это было одной из черт, присущих театру с момента основания.

Россия прекрасный и вдохновенный труд Натальи Григорьевны заметила и оценила. Она лауреат Государственной премии РФ за создание театра «Новая Опера», кавалерственная дама ордена С. П. Дягилева «За пользу русской культуре», народная артистка России.

Я иногда задумываюсь, откуда она черпала и черпает силы? Наверное, главную роль в этой способности не потерять себя сыграла счастливая уверенность в значимости своего дела, многолетняя общая нерасторжимость жизни тех, кто был предан общему дому, Московскому театру «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. Никогда она им не солгала, не унизила, не оскорбила, не присвоила себе что то, обделив соратников. Она - настоящая, а у людей безошибочный нюх на это самое настоящее. Потому и живет «Новая Опера» многие годы как счастливый канон.

Народная артистка Российской Федерации Наталья Григорьевна Попович скончалась тридцатого марта. Ей было семьдесят три года.

Главный хормейстер московского театра «Новая опера» и вдова основателя театра Евгения Колобова в последнее время была тяжело больна. Прощание с народной артисткой России состоится второго апреля в 11:00 в театре «Новая Опера» (в зеркальном фойе). В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где она будет похоронена рядом с супругом, выдающимся дирижером Евгением Колобовым, имя которого носит театр.

Наталья Попович проработала на посту главного хормейстера театра более чем 15 лет

Наталья Григорьевна после смерти супруга в 2003 году стала председателем художественно-творческой коллегии театра «Новая опера» и занимала эту должность до 2013 года. Звание народной артистки России было присвоено ей в 2004 году. В стенах родного театра она проработала с 1991 по 2017 годы.

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила ряд лестных предложений, в том числе из главного театра страны - Большого. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе - мечту о своем театре - синице в руках», - говорится в сообщении пресс-службы «Новой оперы».

Наталья Попович создала в театре «Новая опера» собственный хор. Она также выступила автором идеи постановки целого ряда спектаклей театра:

  • «Джанни Скикки» Пуччини,
  • «Золушка» Россини,
  • «Искатели жемчуга» Бизе,
  • «Князь Игорь» Бородина,
  • «Трубадур» и «Наббуко» Верди,
  • «Севильский цирюльник» Россини,
  • «Пиковая дама» Чайковского и других.

Также Попович инициировала создание титульного ежегодного фестиваля «Крещенская неделя в «Новой опере».

Коллеги Попович уверены, что ее роль в искусстве страны невозможно переоценить

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра.

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», - сказали в театре.

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы великолепные оперные спектакли — «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей. Зрители и пресса высоко оценили труды талантливой Попович.

С 1981 года Наталья Григорьевна была приглашена дирижером Юрием Темиркановым на должность хормейстера в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре она участвовала в постановках спектаклей с мастерами оперной сцены (хормейстер Александр Мурин, дирижеры Евгений Колобов, Валерий Гергиев и многие другие). В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио­записи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» Петра Чайковского.

СПРАВКА

Попович Наталья Григорьевна (27 февраля 1945 - 30 марта 2018, Москва, Россия) - советский и российский хормейстер, главный хормейстер театра «Новая опера» (1991-2017). Народная артистка Российской Федерации (2004).

Главный хормейстер Свердловского театра оперы и балета, Ленинградского театра оперы и балета (1981-1988), Московского музыкального театра К. С. Станиславского (1988-1991). Основатель и главный хормейстер Московского театра «Новая опера» (1991-2017).

Муж Колобов Евгений Владимирович (1946-2003).