Образы крестьян в поэме кому на руси жить хорошо. Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право. В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?", кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос. В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути. В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков - алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты. Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения. Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия - святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость. Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой. Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности. ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть. Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ - это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим. Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью. Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными. Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина. Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом. Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.

  • Кажуть: «У людини повинна бути мрія, щоб було, навіщо просинатися вранці». Щодо мене, я повністю згодна з цим висловом, бо мрія може справді стати сенсом життя для будь-якої людини.

    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.
    Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства... Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.
    Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.
    Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово.
    Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.
    Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом.
    Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, - отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, - Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.
    Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.
    Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.
    Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.
    Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”.
    Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

    В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.
    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.
    Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.
    В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

    I. Образы крестьян и крестьянок в лирике.
    2.Герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
    3. Собирательный образ русского народа.

    Крестьянская Русь, горькая народная доля, а также сила и благородство русского народа, его вековая привычка к труду - одна из основных тем в творчестве Н. А. Некрасова. В стихотворениях «В дороге, «Школьник», «Тройка», «Железная дорога», «Забытая деревня» и множестве других предстают перед нами образы крестьян и крестьянок, созданные автором с большим сочувствием и восхищением.

    Он поражен красотой молодой крестьянской девушки, героини стихотворения «Тройка», которая бежит за пролетевшей мимо тройкой. Но восхищение сменяется размышлениями о ее будущей горькой женской доле, которая быстро погубит эту красу. Героиню ждет безрадостная жизнь, побои мужа, вечные упреки свекрови и тяжелый ежедневный труд, который не оставит места мечтам и стремлениям. Еще более трагична судьба Груши из стихотворения «В дороге». Воспитанная по прихоти барина как барышня, она была выдана за мужика и возвращена «на село». Но вырванная из своей среды и не приученная к тяжелому крестьянскому труду, прикоснувшаяся к культуре, она уже не может вернуться к прежней жизни. В стихотворении почти нет описания ее мужа - ямщика. Но то, с каким сочувствием рассказывает он о судьбе «злодейки-жены», понимая весь трагизм ее положения, говорит нам очень много о нем самом, его доброте и благородстве. В своей неудавшейся семейной жизни он винит не столько жену, сколько «господ», погубивших ее напрасно.

    Не менее выразительно изображает поэт мужиков, пришедших однажды к парадному подъезду. Их описание занимает лишь одну шестую произведения и дано внешне скупо: согнутые спины, худой армячишко, загорелые лица и руки, крест на шее и кровь на ногах, обутых в самодельные лапти. Видно не близок был их путь до парадного подъезда, куда их так и не пустили, не приняв скудной лепты, которую они могли предложить. Но если все прочие посетители, «осаждающие» парадный подъезд в будни и в праздники изображаются поэтом с большей или меньшей долей иронии, то о мужиках он пишет с откровенным сочувствием и уважительно называет их русскими людьми.

    Нравственную красоту, стойкость, мужество русского народа воспевает Некрасов и в поэме «Мороз, Красный нос». Автор подчеркивает яркую индивидуальность своих героев: родителей, на которых обрушилось страшное горе - смерть сына-кормильца, самого Прокла - могучего богатыря-труженника с большими мозолистыми руками. Многие поколения читателей восхищались образом Дарьи - «величавой славянки», красивой во всякой одежде и ловкой в любой работе. Это подлинный гимн поэта русской крестьянке, привыкшей своим трудом добывать достаток, умеющей и работать и отдыхать.

    Именно крестьяне являются основными действующими лицами и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Семь «степенных мужиков из временнообязанных», как они сами называют себя, из деревень с говорящими названиями (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неуро-жайка), пытаются решить непростой вопрос: «кому живется весело вольготно на Руси?». Каждый из них представляет себе счастье по-своему и счастливыми называет разных людей: помещика, попа, царского министра и самого государя. Они являются обобщенным образом крестьянина - упорного, терпеливого, порой вспыльчивого, но и готового стоять за правду и свои убеждения. Странники не единственные в поэме представители народа. Мы видим там множество других мужских и женских образов. На ярмарке мужикам встречается Вавила, «торгующий внучке козловые башмачки». Уезжая на ярмарку, он наобещал всем подарков, но «пропился до грошика». Вавила готов терпеливо вынести попреки домашних, но мучается от того, что не сможет привезти обещанного подарка внучке. Этот человек, для которого лишь кабак - отрада в трудной беспросветной жизни, вызывает у автора не осуждение, а скорее сострадание. Сочувствуют мужику и окружающие. И все готовы помочь ему хлебушком или работой, а помочь деньгами смог лишь барин Павлуша Веретенников. И когда он выручил Вавилу и купил для него ботиночки, все вокруг были рады так, словно он каждого одарил рублем. Эта способность русского человека искренне радоваться за другого добавляет еще одну важную черту в собирательный образ крестьянина.

    Та же широта души народной подчеркивается автором в рассказе про Ермила Ильича, у которого богатый купец Алтынников решил отобрать мельницу. Когда потребовалось внести задаток, Ермил обратился к народу с просьбой выручить его. И герою собрали необходимую сумму, а ровно через неделю он честно вернул долг каждому, и все честно забрали лишь столько, сколько давали и даже остался лишний рубль, который Ермил отдал слепцам. Не случайно крестьяне в один голос избира-ют его старостой. И он судит всех честно, наказывает виновных и не обижает правых и не берет себе ни одной лишней копеечки. Лишь раз Ермил, говоря современным языком, воспользовался своим положением и попытался спасти брата от рекрутчины отправив вместо него другого юношу. Но его замучила совесть и он перед всем миром повинился в своей неправде и оставил должность. Ярким представителем народного характера стойкого, честного, ироничного является и дед Савелий. Богатырь с большущей гривой, похожий на медведя. О нем рассказывает странникам Матрена Тимофеевна, которую странники тоже спрашивают о счастье. Родной сын зовет деда Савелия «клейменым, каторжным», в семье его недолюбливают. Матрена, претерпевшая много обид в семье мужа находит у него утешение. Он рассказывает ей о временах, когда не было над ними ни помещика, ни управителя, не знали они барщины и не платили оброка. Так как не было в их местах дорог, кроме звериных троп. Такое вольготное житье продолжалось до тех пор, пока «через леса дремучие и болота топкие» не подослал к ним барин немца. Этот немец обманом вынудил мужиков сделать дорогу и начал управлять по-новому, разоряя крестьян. Они терпели до поры до времени, а однажды, не выдержав, столкнули немца в яму и закопали живьем. От выпавших на его долю невзгод тюрьмы и каторги Савелий загрубел и ожесточился, и лишь появление в семье младенца Демушки вернуло его к жизни. Герой научился вновь радоваться жизни. Именно ему тяжелее всего пережить гибель этого младенца. Он не корил себя за убийство немца, а за гибель этого младенца, за которым недоглядел корит так, что не может жить среди людей и уходит в лес.

    Все изображенные Некрасовым персонажи из народа создают единый собирательный образ крестьянина-труженника, сильного стойкого, долготерпеливого, исполненного внутреннего благородства и доброты, готового помочь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается. И хотя живется этому крестьянину на Руси не сладко, поэт верит в его великое будущее.

    Однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

    Отдельные главы посвящены двум помещикам.

    Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

    Портрет

    Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

    Характер

    Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

    Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

    Образ жизни

    Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

    Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

    Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот ). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

    Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

    Последыш

    Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

    Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

    Портрет

    Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

    Черты характера

    Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

    Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

    Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

    В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

    В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

    • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Введение

    Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

    Образ главных героев-странников

    Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

    Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

    В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

    Положительные образы крестьян

    Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный».

    Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

    Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

    Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

    Образы Матрены и Савелия

    Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

    К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

    Образ крестьян-холопов

    Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

    Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

    Тест по произведению