Обычаи и традиции народностей кубани. Урок кубановедения на тему "обряды и традиции на кубани"

При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле.

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест.


Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) - русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.



Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница».

Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили ве­лико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. про­живали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, гре­ки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некото­рые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Шко­лы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свиде­тельствует об осознании значимости образования в горской среде. Полити­ка в области развития народного образования в среде горцев была успеш­ной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорус­ской ориентации.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула ста­ли строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и мо­ральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.

Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заве­дение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства на­родного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, про­мышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заве­дений. Получило развитие и женское образование.

Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимна­зий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников счита­лось престижным давать дочерям среднее образование.

Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Пер­вый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-кварти­ре Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмит­риевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Эт­нографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего вой­ска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих сто­летий была многонациональным регионом, в котором сочетались культур­ные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен при­вели к формированию уникального феномена - поликультурного простран­ства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торго­вые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружес­ких отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более ин­тенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление воз­можности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дорево­люционный период привело к формированию прочных начал духовной общ­ности горских племен и русского народа.

Контрольные вопросы

1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой по­ловине XIX в.

3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-эко­номическое и политическое развитие.

4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья.

5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация.

6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани.

7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение.

8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов.

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 0 г. Краснодара РЕФЕРАТ Обычаи и праздники народов Кубани Выполнил: ученик 2 «А» класса Петров Петр Краснодар 2012 Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей. Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга. Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции. Чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице. Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия. Основные зимние праздники это Рождество Христово, встреча Нового года и святки. На кануне Нового года, по старому стилю, ходят по дворам с колядками. Они прославляют Рождество, желают хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая. Заканчивалась зима - нужно было ее проводить широким гуляньем так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну. Издавна любят у нас в народе весёлую шумную Масленицу – проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай. Самое главное угощение – румяные, аппетитные блины, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники. Летом и осенью - время сбора урожая и свадеб. Очень многие обряды связаны с Православными праздниками. Рождество Христово. Рождество - праздник рождения младенца Христа-Спасителя широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. В самый канун Рождества - 6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса. Пасха Один из самых больших Православных праздников. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи. Покрова Пресвятой Богородицы “Покрова Пресвятой Богородицы“ - 14 октября – тоже один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы.

Тема: Обычаи народов Кубани

Цель: помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры, обычаях населения Кубани.

Задачи формирование УУД:

Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению ошибок

Познавательные: - поиск и выделение, передача информации устным способом, построение рассуждения, контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: -ставить вопросы; формулировать свои затруднения; аргументировать свою позицию; -проявлять активность для решения задач; -строить понятные для одноклассников высказывания.

Личностные: -принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к мнению одноклассников; -осуществлять самоконтроль.

Оборудование:

Ход мероприятия

Организационный момент. Приветствие.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Не зря гласит кубанская мудрость «Народ без традиций, что дерево без корней». - Сегодня мы с вами познакомимся с обычаями и праздниками на Кубани.

Основная часть.

1) Обычаи народов Кубани .

В Краснодарском крае живут люди разных национальностей. Греки, например, в апреле отмечали праздник Сирандонас и готовили блюдо из сорока трав – хортарике. Весну они встречали 1 мая.

В армянских поселениях перед Новым годом ряженые забирались на крыши домов и опускали в дымоход мешок. Чтобы хозяева дома положили в него подарки. Наши соседи адыги устраивали игрища, которые проходили в большом дворе.

2) Уважение к старшим.

3) Уважение родителей.

Почитание родителей, крестного и крестной были не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына или дочери. Авторитет отца с матерью был настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу. Этот обычай до сих пор сохранен в казачьих семьях до сегодняшнего дня. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше.

Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить об этом родителям, которые незамедлительно «добавят».

4) Рождение казака.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением. Рожденного младенца холостые казаки нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, непременно приходили смотреть и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене. Отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери. Когда у младенца прорезывались зубы, отец и мать сажали его снова на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану – воину. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади, а к пяти годам скакали по степи. - Послушайте «Колыбельную».

5.) Одежда казака .

Одежду казак воспринимал как вторую кожу, содержал ее в чистоте и никогда не позволял себе носить чужую одежду. У казаков были в обычае мужские беседы без женщин и женские беседы. Если собирались вместе, то женщины садились по одну сторону стола, мужчины по другую.

6). Культ подарка .

Существовал культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, и в гости не ходили без гостинца.

7) Оружие казака.

У казаков и кубанцев считалось за позор покупать кинжал. Кинжал обычно или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Шашка. Шашку казак должен был себе приобрести. Ему никто оружие не выдавал. Идти в поход казак был обязан в обмундировании, с оружием и, обязательно, на коне.

8)Работа с поговорками. - Поговорки о коне и оружии казака. Как вы понимаете значение поговорок?

Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения)
Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)
Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня)
Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты)
В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком (только делом завоёвывается слава)
Добрый конь в беге, что сокол в небе (т.е. лёгок в скачке)
Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)
Коня гони не кнутом, а овсом (поощрение полезнее наказания)
Справный конь спит стоя (важный показатель здоровья)
Надёжное у коня стремя - цело в бою темя (проверяй амуницию - останешься жив в бою)
Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны)

9) Конь казака.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник.

Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими обрядами. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.

10) Строительство жилья .

Обряд при строительстве жилья. На место строительства бросали клочки шерсти животных, перья - «чтобы все водилось». Деревянные брусья поднимали на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». После окончания строительных работ хозяева устраивали угощения вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

11). Казак и гости.

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду.

12). Праздники на Кубани.

А какие праздники отмечаются на Кубани?

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали Рождество, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу, но на Кубани их отмечали особенно. (показываю слайд, дети называют праздники)

13). Сообщения детей.

Пасха– светлый и торжественный праздник. В этот день стремились надеть все новое. Обновлялся и стол. Заранее готовили обрядовую пищу: красили яйца, пекли куличи, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный – огонь, кровь, солнце. Голубой – небо, вода. Зеленый – трава. В некоторых станицах на яйца наносили рисунок – «писанки».

Обрядовый хлеб – пасха, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, украшали его шишками, цветами, фигурками птиц, посыпали цветным пшеном. Пасха – дерево жизни, поросенок – символ плодородия, яйцо – начало жизни. Возвратившись из церкви, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Очень насыщенной была развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, качели.

Свадьба на Кубани - праздник со строгими правилами. Самым предпочтительным временем года для свадьбы считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18 – 20 лет. Не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Молодые были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани имело полотенце (рушник). Держась за полотенце, жених и невеста шли в церковь венчаться. На рушник ставили свадебный каравай. Все свадебные полотенца были богато украшены кружевом ручного плетения.

По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты.

За ним могли присутствовать только гости жениха. Второй день свадьбы проходил у родителей невесты. Заканчивалась свадьба тем, что ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре лапшу. Это называлось «тушить» свадьбу.

14) Праздник урожая.

Это крупный праздник плодов. Приходится этот праздник примерно на 6 сентября, устраивался он после того, как урожай был убран и надо отблагодарить богов за новую пищу. Через несколько дней после праздника добывают живой огонь, который будет храниться в печах всю зиму до весны.

С тлеющей головней от живого огня обходят засеянные поля и так оберегают их от «лиха и призора». Происходит при этом обходе и ритуальное опахивание поля, так, что вокруг полей движется целая процессия с огнем и плугом. В этот день переходят на новое жилище. День новоселья и переноса домового из старого очага. Делалось это так. В старой избе старуха топит печь. В полдень угли складывают в горшок. Обращаясь к запечному углу, старуха говорит: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Горшок охватывают полотенцем, закрывают крышкой и несут до нового дома. Там бабка стучит в верею и спрашивает: «Рады ли хозяева гостям?» - «Милости просим дедушку на новоселье», - отвечают ей. В доме угли кладут в печку. Горшок разбивается и хоронится под передним углом дома.

По поверью считалось, что утром на мокрые луга вылезает угорь и стряхивает на росу Все свои недуги. Потом они цепляются к людям. Знахари гадали угрями. Бросали их на угли и гадали по тому, как угорь скачет. И, наконец, приходила на землю матушка Осенина, всего на месяц. И время ее прохладное, но красивое и сытное.

15) Инсценирование. Щедровки.

Вечер под Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой. Мальчики и девочки идут щедровать.

Они подходят к окну какой – нибудь хаты и кричат: - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать Вам? Получив разрешение, они поют щедровки: Щедривочка щедрувала

До виконца припадала.

Що ти, титка, напыкла

Ныси нам до викна.

Як горячее – ныси нам,

Як холодно – ныхай вам.

Щедрык, ведрык

Дайте варэнык.

Грудочку кашки,

Кильцэ ковбаски.

Хозяева выносили полную чашу вареников и колбасы, пироги с мясом, с картошкой, угощали тех, кто щедровал.

16). Посевание.

Был еще один обряд. Посевание на Новый год. Утро Нового года начиналось приходом посевальщиков. Считалось, что от первого дня зависит благополучие и удача в течение всего года.

Посевать ходили мальчики и парни. Иногда они наряжались в женское платье. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, гороха, подсолнечника, фасоли. Появляясь на пороге, они говорили: «Здравствуйте, хозяева! С Новым годом!»

Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать» как курицы, чтобы квочки хорошо несли яйца. Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх.

Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

Сею – вею, посеваю

С Новым годом поздравляю.

Тах –тох, тарарох!

Зароди, Боже, горох!

Жито, пшеницу,

Всяку пашницу (все, что сажают).

Зерна потом сметали и отдавали домашней птице, чтобы она была здорова и хорошо неслась.

17) Вождение козы .

Накануне Нового года водили козу. Этот красочный веселый обряд был призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году.

Недаром пели: Дэ коза ходэ – там жито родэ. Дэ коза рогом – там жито стогом. Дэ коза топ – топ – там жита сто коп

Самое главное – сделать маску козы. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины, соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерева. Нижнюю челюсть делали подвесной и коза могла разевать рот. К рогам козы был подвешен колокольчик. Свита козы была немногочисленна.

Обычно были дид, цыган, поводырь и михоноша (нес мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей песни в праздничных костюмах.

Вот обряд, записанный в станице Брыньковская.

Поводырь: Хозяин, пустите козу?

Хозяин с хозяйкой: Ой, заходьте, заходьте!

Поводырь: Только коза – то у нас непоседливая, шкодливая.

Хор: Добрый вычир вам, честным господам,

Мы ни самы йдем, мы козу ведем.

И рогатую, бородатую.

Нидавно бралы – булла молода,

А тэпэрычки состарилася,

Своих деточек нэ прокормыла.

Та й пишла коза в Михайливку,

А в Михайливке вси люди – стрэльци.

Хочут козу вбыть и с свита сгубыть.

Тут коза впала, ны жива стала. (поводырь причитает над козой).

Поводырь: Ой, моя коза! Ой, моя роднэнька! Да что ж я тэпэрь буду робыты! Господи Боже мой! Ой, да усе було хорошо. Да ты ж мэни молчком обслуживала. Да я же усим дарыл то молоко. Молока много було.А тэпэрь що ж мэни робыть? Хлопцы! Кто у вас лэчить умеет?

Казак: Я лэчу!

Поводырь: Ты? А много бэрешь?

Казак: Ни-и!

Поводырь: Если устанэт коза – заплачу! (Казак делает движения руками).

Казак: Я в одын мых вылэчу. Я знаю таку молытву… шо ой-ой-ой!

Бегала коза через мист,

Четыре лапы, пяты хвист

Шеста голова,

Хай ей и бог помога! (коза начинает шевелиться)

Поводырь: Ой-ой! Вжэ и головочкой щевэлить! Ой, да ты ж моя козюлечка!

18). Слушание песни. - Ни один праздник на Кубани не обходился без песни.

Итог урока.

Назовите обычаи народов Кубани.

Как назывался праздник, в котором участвовали только мальчики?

Для чего при строительстве жилья бросали шерсть и перья?

Традиции кубанского казачества

Кубань — это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху — фуражкой, а бурку — шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять — семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно — осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18-20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами — одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.