Пастух и пастушка главный герой. В.П. Астафьев "Пастух и пастушка". Тема войны

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжёлым облачным бредом проступает хребет Урала, идёт женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: «Как долго я искала тебя!»

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным - по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались...

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: «С возвращением вас... Мы так вас долго ждали. Так долго...»

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: «Не нужно. Товарищ старшина...» Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозлённый Мохнаков ушёл в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лёг в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. «Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны». Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу...

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне - двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сражённая внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

После тяжёлых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей... Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжёлые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идёт на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашёл к нему и сказал: «Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат...»

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю... Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днём становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то...

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: «Такое лёгкое ранение, а он умер...»

Послушав землю, женщина сказала: «Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас...»

«А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один - посреди России».

Повесть В. П.Астафьева «Пастух и пастушка» относится к тем про­изведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, ко­торые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодоле­вать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его осо­бое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное от­ношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

Астафьев определил жанр своей повести как «современную пасто­раль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красо­ты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, «чувствительную» повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.

Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом мес­те военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и мес­то придает повествованию обобщающий характер.



Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шев­ченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костя-ева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немец­ких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.

Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гиб­нут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот зем-лею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было не разорвавшимся от напряжения».

Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображе­ние его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «во­пящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеж­дает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой грана­той! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрублен­ные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем при­шли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жа­лость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполня­ет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.

Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хуто­ра в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку со-жгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!.,»

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикива­ли, иные курили, ожидая отправки...»

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденно­му врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

В повести изобража­ется любовь.

Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного воз­никновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте дру­гих текстов): «На заре ты ее не буди...»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год-Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные...»

Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.

Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это вос­поминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музы­ка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я поче­му-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - они она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впе­чатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая...» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых вой­ной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого ве­зет в тыл санитарный поезд.

С помощью символа Астафьев подчеркивает чувствительность, ра­нимость, неординарность главного героя, его способность к возвышенной любви. В то же время символ помогает созданию антивоенного пафоса повести, показывает несовместимость естественных человеческих чувств и войны, античеловеческую сущность войны, утверждает мысль о преодолении смерти.

Для создания образа возлюбленной Бориса Астафьев использует прие­мы романтизма. Читателю неясно, кто она и откуда. По отдельным де­талям становится понятно, что Люся не деревенская женщина, что она начитанна, музыкальна, чутка. В ней есть присущие романтической ге­роине «глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то». Портрет Люси несколько расплывчат: убегающий взгляд, невзаправдашние глаза, которые делаются иногда загадочно-переменчивыми, «то тем­нея, то светясь, и жили как бы отдельно от лица». Писателю важно изобразить не конкретные черты лица, не четкий облик героини, а ее таинственную сущность, ее способность любить.

Героиня, правда безымянная, действует в зачине и эпилоге повести. Читатель догадывается, что это Люся, через годы отыскавшая могилу Бориса. Она пронесла любовь через всю жизнь. Ее обещание вскоре воссое­диниться со своим возлюбленным навечно тоже становится символом вечной любви.

В повести множество эпизодических героев, изображенных писате­лем выразительно и ярко. Это комбат Филькин, родом из семиреченских казаков; партизанский связной Хведор Хвомич, у которого фашисты со­жгли и дом, и семью; солдат Корней Аркадьевич Ланцов, из рабочих, ко­торый в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился. Это он читает молитву над могилой убитых стариков - пастуха и пастушки.

Есть в повести и отрицательные персонажи. Это «злой, хитрый, лов­кий солдат» Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было: он угождает штабному офицеру, перебирается подальше от передовой, порой и маро­дерствует. Это «зажратая пэпэжэ» - походно-полевая жена врача гос­питаля. О ней писатель говорит с презрением: «Не одного еще такого вот мямлю-мужика обратает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады».

Антиподом Бориса изображен помкомвзвода старшина Мохнаков, живущий по принципу: все дозволено, война все спишет. В то же время он «как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта». Война погубила его душу, и он сам понимает это: «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими пре­ступниками, я бы их!..» Старшина принимает роковое решение - погиб­нуть, так как жестокость не дает ему жить. Он бросается с миной под немецкий танк.

Это очень сильный образ, показывающий сложность, неоднозначность человеческой натуры. Война даже у таких сильных людей может отнять душу, погубить в них человеческое. И все же Мохнаков - герой .

Астафьев пишет очень эмоционально, взволнованно, порой напрямую обращаясь к своему герою-солдату: «Бейся, вояка, и неметусись... Боже упаси ослабить огонь!»; « Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?» Порой встречается юмористический тон. Например, когда

Астафьев пишет о солдате, который ползет в окоп, но при этом даже сматериться ему нельзя, облегчить душу: «Никакого богохульства позво­лить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью». Сце­ны, посвященные любви героев, написаны в лирическом ключе, тон становится приподнятым, сентиментальным, возвышенным

Сам Астафьев пишет об авторском замысле так: «Мне хотелось несколько упре­дить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к проти­воречию с той действительностью, когда люди убивают людей. Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раз­давили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом...»

Высказывание Астафьева пронизано высоким гуманистическим пафосом. Он обходится без возвышенной лексики - сам тон автора, повторяющиеся синтаксические конструкции («не могут не насту­пить», «не могут не привести») придают словам писателя выразитель­ность, уверенность, становится очевидной бесспорность победы человеческого разума над безумием войны.

Великая Отечественная война является поистине войной народной. Именно народ, поднявшись на борьбу с оккупантами, стал творцом Победы, явив миру непоколебимую силу своего духа. И, воскрешая события войны, писатели главную свою задачу видят в изображении народа, творившего историю, в показе его ни с чем несравнимого подвига. Так, например, в произведениях В. Астафьева тема народного подвига, по его признанию, тема святая: «Тема войны для меня — святая тема, и хочется, чтобы писалось тре-петно, с болью и святым уважением к тем людям, с ко-торыми я воевал, и которых приходилось мне хоро-нить вдоль долгих дорог войны». Этот замысел писа-тель воплотил в одном из самых своих значительных произведений — повести «Пастух и пастушка». Со всей силой своего писательского мастерства раскрыл он перед нами всю противоестественную сущность войны, врывающейся в человеческие жизни, ковер-кающей судьбы, противопоставив ей светлое чувство любви.

С первой строки повествования автор погружает нас в щемящее чувство печали: немолодая уже жен-щина, идущая по пустынному полю, опускается на колени перед одинокой могилой и спрашивает ко-го-то, видимо, очень ей близкого и дорогого: «Почему ты лежишь один посреди России?». И не случайно сразу же после этого следует первая часть повести — «Бой»,— переносящая нас в атмосферу войны, пол-ную боли, страдания, смерти и ожесточения: «...рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с виз-гом откаты пушек...», «тьма, зияющая за огнем», «черная снеговая пороша», «мясо, кровь, копоть». Писатель, таким образом, подводит нас к основной мысли своего произведения: война, заставляющая людей убивать друг друга, противоестественна. Вся повесть Астафьева построена на противопоставлени-ях, которые проявляются даже в названиях глав — «Бой» и «Успение», «Свидание» и «Прощание». При-ем антитезы используется и при подаче образов пасту-ха и пастушки, красной нитью проходящих через все произведение. С одной стороны — пришедшее из дет-ства воспоминание Бориса о том, «как танцевали двое — Он и Она, пастух и пастушка. Они любили друг друга, не стыдились в любви и не боялись за нее. В до-верчивости они были беззащитны». С другой — уби-тые старик со старухой — хуторские пастухи, обняв-шиеся «преданно в смертный час», «...двое заброшен-ных сирот в мятущемся мире, не подходящем для тихой старости». Оказавшиеся беззащитными перед лицом войны, так же, как оказалось беспомощным и беззащитным перед страшными событиями чувство Бориса и Люси.

Образ «пастуха и пастушки» выбран автором для воплощения идеи вечной любви, над которой не вла-стна Смерть — «попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили так тому и быть...». Так же, как не подвластны ей чувства главных героев книги.

Чистота юных душ и «грязная» сущность войны. Но нельзя сказать, что трагедия Бориса Костяева только трагедия его оборванной войной любви. Выну-жденная разлука с любимой — это скорее эмоцио-нальный толчок, который повлек за собой душевный кризис героя. Главной же причиной надломленности и опустошения души является война, поправшая все законы человечности. Чтобы подтвердить идею всесо-крушительности войны не только в физическом, но и духовном смысле, автор вывел еще один центральный образ — старшину Мохнакова, через все произведе-ние проходящий рядом с главным героем. О нем писа-тель говорит, как о русском воине, сохраняющем силу духу и воинскую честь в самых тяжелых обстоятель-ствах. Ожесточенный войной старшина в некотором роде противопоставлен не лишенному романтичности лейтенанту Костяеву, но считать Мохнакова челове-ком, свободным от моральных запретов нельзя. Это человек, для которого свята верность товарищам, бое-вому братству: «Люди на войне братством живы, так-то...». Однако и этого «диковинной силы и стойко-сти» человека не пощадила война: «Я весь истратился за войну»,— говорит он Борису.

Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка» вызы-вает мысли о том, что война должна стать историче-ским, нравственным уроком человечеству, что подоб-ные события, уничтожающие людей, ломающие их души, не могут повториться. А память о тех страш-ных годах, о людях, положивших свои жизни во имя мира, должна быть вечной.

В 1972 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел однотомник Астафьева под названием «Повести о моем современнике», в который вошли уже знакомые нам произведения «Стародуб», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» и др. Он представляет собой не сборник произведений разных лет, а единую книгу, писавшуюся автором на протяжении полутора десятилетий. Несколько прозаическое своей обыденностью название однотомника раскрывает не только его идею и обозначает тему общего разговора, но, главное, оно точно и полно определяет ту нравственную задачу, которую поставил перед собой вчерашний солдат Виктор Астафьев, на всю жизнь оставшийся верным высокому нравственному закону своего сложного и противоречивого времени. Все произведения, входящие в этот однотомник, необычайно интересны и увлекательны. История создания каждой повести различна, но одна из них, «Пастух и пастушка», отличается своей индивидуальностью и таинственностью, так как это произведение до сих пор остается для всех читателей и литераторов загадкой.

В 1967 г. В. П. Астафьев принимается за новое произведение «Пастух и пастушка». В этой повести автор представляется во всей своей зрелости писательского мастерства; удивительная емкость письма, отчетливость каждого образа и композиционное совершенство позволяют ему на страницах небольшой повести уложить материал романа, раскрыть через правду характеров философию сложного времени - переломного периода войны.

Почему произведение названо именно «Пастух и пастушка», хотя главными героями повести являются участники Великой Отечественной войны? Автору не сразу пришло такое название повести. «По-разному было... И «Легкое ранение», и «Комета»... И «Не пришел с войны» называлась»,- вспоминает автор, добавляя: «Я пишу о людях, которых видел и которых знал. Но, как говорил Моэм, если даже собственное сердце пропустить через наковальню воображения, то его нельзя будет узнать. Почему главного героя зовут Борис Костяев? Мне встречался шофер полуторки с такой фамилией. Взял только фамилию. Больше ничего. А образ этот обобщенный. Жизнь все равно не скопируешь. Собственную родословную и то не проследишь...»

О полноте выражения личности художника можно говорить лишь условно, так как каждое новое произведение раскрывает что-то новое и в личности самого художника, фиксирует этапы его творческого пути. Если во многих прежних произведениях Астафьева война в судьбе героев предполагалась как более или менее близкое событие, то в повести «Пастух и пастушка» главный ее герой -лейтенант Борис Костяев- находился в самой гуще этого события. Когда война, перевалив свою срединную часть, стала суровым бытом народа, отлившего свое философское осмысление переломного периода войны в лаконичное выражение - «не тот немец стал», она сфокусировала духовные резервы человека.

Повесть «Пастух и пастушка»- это органическое продолжение творческих поисков Астафьева в изображении Великой Отечественной войны. В ней, как и в прежних произведениях, автора волнует народный характер, находящийся едва ли не на пределе напряжения сил; в ней, как и всюду, у Астафьева жажда правды, той, что наполняет гневом, тоской, горечью; в ней форма, внешне не похожая на то, что ранее у писателя было, внутренне, однако, она связана с его прежними композиционно- стилевыми исканиями, с концентрацией выразительных средств для обобщений широчайшего плана, где реальные образы вырастают до символов или обретают таинственность как бы еще не до конца познанных явлений жизни.

Таким не до конца познанным по своей значимости явлением является и та земля, которую защищают советские солдаты. В мирное время они не говорили о своем чувстве патриотизма, любовь к жизни включала в себя и любовь к своей земле, стране, а сидя в политых кровью окопах, они осознавали себя единственными, на ком лежит ответственность за будущее земли, детей, страны.

Зажмурив глаза, Борис Костяев думает:» Зачем пришли сюда? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В метельные февральские дни сорок четвертого года войска южных фронтов, преодолевая жестокое сопротивление врага, в предельном напряжении всех моральных и физических сил завершают блестящую операцию по окружению и уничтожению немецкой группировки, вошедшую в летопись под наименованием Корсунь - Шевченковской

Операция завершена. Подсчитано количество убитых и пленных, учтены собственные потери, легли в сводки данные о трофеях и об уничтоженной технике, военные специалисты проанализировали ошибки врага и собственные промахи, допущенные в ходе операции. В Москве в честь героев прогремел победный салют. Конечно, и официальные сведения могут дать какое-то представление о стойкости и героизме солдат и офицеров, но они больше могут сказать о войске, нежели о войне- человеке индивидуальной судьбы слитой с общей судьбой. И только художник, чья собственная судьба слилась в тот грозный для России час с народом, участник, а не свидетель событий, сможет потом рассказать о тех сверхнагрузках, что легли на душу каждого.

Судя по некоторым приметам, в повести как раз показаны эпизоды Корсунь - Шевченковской битвы, но писатель умышленно снимает документальность, он как бы продолжает жить в том времени, когда ни его герои, ни он сам не знали, как потом назовут битву, в которой им довелось участвовать, как фамилия застрелившегося немецкого генерала, да и не осознавали значения и масштабов своей победы. Они знали одно - надо выдержать. И они выдержали.

Действие повести начинается с эпизодов напряженного боя, когда противник делает отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и избежать неминуемой гибели. И каждый наш солдат чувствует свою личную ответственность за исход операции - не выдержит батальон, рота, взвод... и разомкнется кольцо окружения. В этом кровавом единоборстве трудно выделить особых героев - героизм стал нормой, а война - работой. Взвод лейтенанта Костяева выдержал, каждый боец сделал все, что - бы обеспечить общую победу.

Окончен бой. Эвакуированы раненые, погребены павшие. Остатки взвода лейтенанта Костяева расположились на отдых в уцелевшей избе, в которой усилиями молодой ее хозяйки Люси повеяло вдруг далеким домом и чем-то схожим с прежней, мирной жизнью. Солдаты пили и ели... Каждый засыпал по-своему: Ланцов качался за столом, клевал носом и, будто не слыша Бориса, философствовал Корней Аркадьевич; Пафнутьев пел песню; «Шкалик взнялся на корточки, передохнул и с трудом проделал следующую операцию: сел на соломе, севши, он поморгал, покачался и, высмотрев, чего ему надо, потянулся к банке»... Люся поставила корыто и скомандовала: «Сейчас же снимайте с себя все!».

«Современная пастораль»- так определяет жанр повести писатель. Он сталкивает сентиментальное мироощущение главного героя с жестоким миром войны, однако любовь не спасает героя, остро чувствующего как нежность к любимой, так и трагедию страны.

Одну короткую ночь отвела жизнь лейтенанта Бориса Костяева на единственную в его судьбе любовь. Наступивший день принес будничные заботы и прощание - вперед на запад вели военные

Война разрушила крестьянский быт, погубила результаты тяжкого труда на кормилице - земле, сделала жизнь ужасной в своей бесперспективности, нищете, бессмысленности существования, но тем и силен русский народ, что даже в самые страшные минуты, когда жить не хочется, люди действуют согласно народной мудрости «болей, а жито сей», и любовь к земле, людей друг к другу помогает пережить страшное горе.

«За давно не топленной, но все же угарно пахнущей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой шалашиком из будылья, лежали старик и старуха. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха прятала лицо под мышку старику…

Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные».

Пастух и пастушка... отсюда и «современная пастораль».

Сюжет повести, связанный с исследованием «простой», «доверчивой» любви в грозные эпохи социальных потрясений, не нов в истории мировой литературы. В конце XXI – начала XX века его появление было обусловлено расцветом неоромантизма в западных литературах. В романе шведской писательницы С. Лагерлеф «Сага о Йесте Берлинге», к примеру, рассказывается история, напоминающая события повести Астафьева. Идея, заложенная в рассказе С.Лагерлеф, близко соприкасается с основными мотивами Пастуха и пастушки». Вот эта история: « Пастушок и пастушка решили, что когда вырастут, они поженятся и будут жить на хуторе, добывая пропитание трудом своих рук. Но они не успели пожениться: в стране разразилась война, и пастушка взяли в солдаты. Он возвратился домой цел и невредим, но война оставила неизгладимый след на всю его жизнь. Слишком уж много зла и жестокости пришлось увидеть ему; и он потерял способность видеть добро». Из этого текста можно выделить три элемента, соотносимых непосредственно с повестью В. Астафьева. Один из них связан с образованием главных героев – пастуха и пастушки. Пересекается с астафьевской и мысль о жестокости, бесчеловечности войны, способной убить в человеке добро. И, наконец, третьим сближающим моментом является та простота, естественность, доверительность, с которой рассказаны обе истории.

Образ пастуха и пастушки олицетворяет хранителей вечных творческих сил природы, основу народной жизни. ивой"ти, связанный с исследованием "ка"ей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой

Да «немец стал не тот», но война оставалась прежней. Один за другим гибнут герои повести, и гнетущее одиночество охватывает взводного.

«Снайпер угодил Карышеву под правый висок, искорежив угол гвардейского значка. Карышев был жив, когда его доставили в траншею, но нести себя в санбат не разрешил».

По- разному умирали люди, впрочем, как и жили. Пафнутьев жил без достоинств; не обрел он его и на краю гибели. Пафнутьев - бывший начальник пожарной команды сибирского зерносовхоза, а ныне рядовой взвода, стрелок. Солдат не доволен тем, что он с «хорошей службы» в самое пекло попал. А из-за чего? Из-за жалости. И клянет Пафнутьев эту жалость, и лезет из кожи вон, чтобы притереться к какому-нибудь штабному начальству, выбраться с опасной передовой. Ни о какой жалости он теперь и не думает, исчезла она у него навечно, весь он теперь в себе и для себя. Его индивидуализм родился не на фронте, но война подняла наверх всю муть, накопившуюся на дне его души.

Старшина Мохнаков - фигура иная, нежели Пафнутьев. Сибирский кряж Мохнаков - человек сильный, храбрый, сметливый. В бою спокоен, расчетлив, собран. Неопытному юноше комвзвода Костяеву он не только помогал, но заслонял его собою в опасные минуты, охранял, оберегал: «На пути ко взводному все время оказывался Мохнаков. И оборонял его, оборонял себя и взвод.

Мохнаков бросился с миной под танк, который подпускать было нельзя через окопы: за десяток он там работает. Мохнаков, безусловно, героически шел на смерть, чтобы уничтожить этот опаснейший для взвода танк.

В финале повести на глазах лейтенанта Бориса Костяева подрывается на мине сопровождавший его в санбат солдат Шкалик. «Шкалик был всегда беспечен. Но он- то, взводный, с собачьим уже чутьем, почему позволил себе расслабиться и не почувствовал опасности?»... Вот это «расслабление» будет потом стоить жизни и самому лейтенанту, когда он, оказавшись в санитарном поезде, не найдет в себе силы бороться за собственную жизнь и умрет от раны в общем- то не смертельной.

Смерть для Бориса является избавлением от безмерных душевных страданий, поэтому совсем в духе фольклорных представлений она желанна ему, воспринимается как «невеста».

Как личную утрату воспринимали мы гибель каждого героя повести. Погиб Борис Костяев, погибли Карышев, Мохнаков, Шкалик... Однако не все остались там, на поле боя, иных война и пощадила. Вернулся домой и Сергей Митрофаныч, хотя война и «поменяла» ему ногу на «бесчувственную деревяшку».

За что воюют лейтенант, его взвод и весь советский народ? За родную землю, в которой для крестьянина все-будни и праздники. Не разбирается он во всех тонкостях политики, но это знает твердо, потому и воюет, как работает,- основательно. Рабочий Ланцов хорошо понимает, что гитлеровцы- насильники и убийцы, что они все погубят, если их не остановить. О завтрашнем дне человечества неотступно думает он: «Я сегодня думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле! Не достойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо...»

За родную землю, за все прекрасное, созданное трудом человека, за мир на всей планете - вот за что сражаются советские люди со всей беспощадностью к врагу; и как- то странно слышать упреки автору повести якобы за «осуждение войны вообще, выпячивание ее ужасов: ее трагизма.

Повесть заканчивается строками:

«Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого одиноким бакеном качалась пирамидка, и зыбко было все в этом мире.

А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и корней, утихших до весны.

Остался один – посреди России».

Читая эти строки, невольно думаешь: не тот ли далекий разъезд «подсказал» автору композиционное решение будущего произведения и не в той ли безграничной степи он «увидел» будущую героиню, припавшую к одинокой могиле того, кого она полюбила на всю жизнь? Не там ли, прочитав книгу аббата Прево о всепоглощающей любви двух молодых людей, Астафьев вдруг навсегда поверил в вечность и неодолимость истинной любви?

Мальчишка, деревенский подросток в обстоятельствах горя и беды – такова сквозная линия в творчестве Виктора Астафьева. В повести этот развивающийся, детский, отроческий, юношеский характер нашего современника, упрямо прорастающий сквозь жизненные невзгоды, а в конечном счете, и испытание войной к свету, любви, добру. И столько трудного и подчас страшного, жестокого выпадает на долю столь любимого автором и нами героя астафьевской повести, что, казалось бы, проза его должна дочерна выжигать душу. А между тем она просветляет ее, более того – высекает в твоей душе свет.

В. Камянов писал, что главный герой повести В. Астафьева – примелькавшийся в литературе рафинированный молодой человек, ничего не имеющий, никак не влияющий на ход событий, на взвод, которым он руководит. С такой трактовкой образа героя согласиться нельзя.

Борис Костяев действительно очень молод, выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему воспитывали, баловали, он не опытен в военном деле, знает меньше, чем его бывалый старшина, который во все вмешивается и правильно делает, - умение воевать дается не сразу.

Как мы видим этот молодой человек быстро освоил науку воевать и умеет постоять за идейно – нравственные принципы.

Труд и природа в нерасторжимом одухотворенном единстве, труд и природа как образ Родины, как воплощение человечности – вот кто герой большинства книг Астафьева. Его проза – есть исполненное любви и верности, но при всем этом – и глубокой объективности художественное исследование трудовой народной жизни, народной нравственности, поднимающееся порой, в особенности на страницах, посвященных испытанию войной, до высот подлинного апофеоза.

Нравственность народа, формировавшаяся тысячелетиями труда, борьбы и преобразования земли, была в первую очередь трудовой нравственностью.

К нравственному самосознанию народа нельзя подходить однолинейно, упрощенно, метафизически. На народную, крестьянскую, трудовую в основе своей нравственность накладывали свою печать и патриархальные и мелкособственничес- кие общественные отношения. Это мир сложный, противоречивый, а главное – непрестанно развивающийся вместе с изменением условий социального существования народа.

Всем своим творчеством Виктор Астафьев упрямо доказывает, что сила и прочность современного советского характера – его глубинных, подлинно народных основах и новых социальных условиях жизни страны, в органической слитности его идейных убеждений с высокими традициями труда и преобразования родной земли. Для сыновей ее, по убеждению писателя, всегда «истинной земли». Во всех своих произведениях Земля для писателя – это и труд крестьян, люди не только своей страны, но и всего мира, семья, а самое главное защитники Земли и государства и сама отчизна.

Повесть «Пастух и пастушка» Астафьева, написанная в 1967 году, стала первым крупным произведением писателя о войне. Он не раз возвращался к героям, событиям, переписывая их судьбу и редактируя книгу. Это история всепобеждающей любви, над которой не властны ни обстоятельства, ни даже смерть.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пастух и пастушка» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Борис Костяев – двадцатилетний лейтенант, командир взвода, порядочный молодой человек с чистым сердцем.

Люся – ровесница Бориса, его первая и единственная любовь.

Другие персонажи

Мохнаков – старшина, любитель выпить, отчаянный человек.

Арина – санитарка, простая, жалостливая девушка.

По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой « стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море ».

У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую « травою-проволочником и полынью ». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: « Как долго я тебя искала!»…

Часть первая. Бой

Советская армия добивала « почти уже задушенную группировку немецких войск », командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.

Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем « головатые стрелы снарядов ».

Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько « бойцов в батальон, никто из них не возвращался ». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.

За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – « они лежали, прикрывая друг друга ». От хуторян он узнал, что супруги « приехали сюда с Поволжья в голодный год » и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные « пастух и пастушка ». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.

Часть вторая. Свидание

Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку « торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка ». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.

Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте « среди грязных, мятых и сердитых солдат ». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила « убойно пахнущее зелье », поблагодарив бойцов за их возвращение.

В хорошо натопленной « хате жарко и душно », и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.

Заметив, что старшина Мохнаков стал грязно приставать к Люсе, Борис вывел его на улицу и пригрозил убить. Между двумя людьми, прошедшими множество военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть. Раздосадованный Мохнаков отправился спать в другую избу.

В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как « сон медведем навалился на него ».

Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало « от нетерпеливой жажды схватки », и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.

Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, « да еще так близко ».

В одном из сараев был найден мертвый немецкий генерал, покончивший жизнь самоубийством. Командующий, о котором ходили легенды, приказал похоронить его со всеми причитающимися почестями, тем самым подав бойцам « пример благородного поведения ».

Борис Костяев со своими солдатами вернулся в дом к Люсе. Той ночью лейтенант впервые узнал, что такое женщина, и любовь « закружила, закружила и понесла, понесла над землею ». Расслабленный и расчувствовавшийся, Борис принялся рассказывать Люсе о себе, своей жизни. Он вспомнил, как однажды ездил с матерью в Москву на балет. На сцене « танцевали двое – он и она, пастух и пастушка », и в своей любви и « доверчивости они были беззащитны », но при этом совершенно недоступны злу.

Молодые люди с наслаждением упивались этой волшебной ночью, позабыв о войне и смерти. Они прекрасно понимали, что эти счастливые мгновения в их жизни больше никогда не повторятся…

Часть третья. Прощание

Люся принялась мечтать, как после окончания войны она прибежит на вокзал встречать Бориса, и, счастливые, они начнут вместе строить новую жизнь. Девушка была уверена, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток, но неожиданно пришел приказ – срочно собираться и догонять основные силы.

Сраженная предстоящей разлукой, Люся не нашла в себе силы проводить Бориса. Но после не выдержала, догнала машину, на которой он ехал, и без всякого стеснения принялась крепко целовать лейтенанта.

Часть четвертая. Успение

Борис, которому « тоска прожгла глаза », отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться – взвод вновь принял участие в боях, в которых погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.

Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжело раненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная, и максимум через две недели « он снова будет в строю ».

Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его « на эвакуацию ».

В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.

Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он « плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде ». Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.

Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех « пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век ».

Послушав землю, седая женщина « с уже отцветающими древними глазами » пообещала скоро встретиться там, где « уж никто не в силах разлучить » их. Женщина ушла, а он « остался один – посреди России » …

Заключение

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 299.