План по литературе николай васильевич гоголь. Биография писателя. Другие варианты биографии

План-конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Духовная биография Н.В.Гоголя

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учащихся с духовной биографией Н.В.Гоголя;

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности писателя;

Создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей;

Содействовать развитию умения общаться.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, викторина, работа в группах.

Технологии : сотрудничества, ИКТ

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет для каждой группы учащихся, книги с произведениями Н.В.Гоголя, презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя», таблицы для групповой работы, оценочная карта урока.

Памятка «Правила успешной работы в группе»

    Все члены группы равны

    Группы не соревнуются

    Наслаждайся общением с другом

    Будь уверен в себе

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело

    Ответственность за конечный результат несет каждый

Каждая группа получает «План действий»

    Вам предложено определенное задание

    Ставим цель (Какого результата я хочу достичь?)

    Собираем данные

    Анализируем результаты

    Делаем выводы

    Представляем результат

Ход урока

I. Оргмомент

1. Вступительное слово учителя

Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет?

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь.

2. Постановка задач урока. Целеполагание.

Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя.

Судьба Гоголя, так же, как и внутренний душевный мир классика, сложна и противоречива. Вот уже на протяжении более двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности. Православие играло огромную роль в жизни писателя, являлось неотъемлемой её частью. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,- писал после смерти Гоголя С.Т. Аксаков.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

    Творческая работа.

Что такое ассоциации? (Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).

Чтобы проверить, узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведем творческую работу . Запишите в тетради все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе.

    Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах, и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев.

III. Изучение нового материала.

Работа в группах

Учащиеся делятся на несколько групп . Каждая группа выбирает себе оратора. Каждый учащийся получает «Правила успешной работы в группе». Каждая группа получает «План действий». Задание для групп: отобрать нужный материал, заполнить таблицу.

Учащимся предоставляется доступ к материалам сети интернет, учебники и учебные пособия по творчеству Н.В.Гоголя.

Учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы.

1.Заполнение таблицы «Духовная биография Н.В.Гоголя»

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)

Задания для групп

Группа 1

Тема: «Под защитой угодника Божия» Рождение и детство Н.В.Гоголя.

Группа 2

Тема: «Источник утешения и утоления горести…» Учеба в Нежинской гимназии

Группа 3

Тема: Гоголь в Петербурге. Поездка в Германию. «Боюсь нагрешить против языка…»

Группа 4

Тема: «Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину…». Гоголь за границей.

Группа 5

Тема: «Выбранные места из переписки с друзьями».

«Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно…»

Группа 6

Тема: Путешествие в Иерусалим

Группа 7

Тема: Гоголь в Оптиной Пустыни

Группа 8

Тема:

Группа 9

Тема: Кончина Гоголя. Духовное завещание.

Хроника жизни Гоголя

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

(вопросы для устной беседы, дополнительный материал для учителя)

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Согласно преданию, уже сама встреча родителей Гоголя, а, следовательно, и его появление на свет были предопределены свыше. (Царица Небесная явилась отцу Василию Афанасьевичу во время поездки на богомолье).

Мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына.

Мария дала свой обет: в случае появления на свет долгожданного сына, его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь.

Детство в Васильевке

Черты патриархального быта из своего детства Гоголь использует и при описании жизни «старосветских помещиков».

Рано научился читать и писать. Обучение происходило под наблюдением отца Василия Афанасьевича. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему.

1821- 1828г.

Тексты большинства произведений не сохранились

В 1825 году из Нежина пятнадцатилетний пишет матери: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести»

Гоголя занимает вопрос об его высоких начертаниях: «Исполнятся ли высокие мои начертания? Или неизвестность зароет их в мрачной туче своей. В эти годы эти долговременные думы свои я затаил в себе. Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей...» (1827 год, 3 октября.)

(Установка перед сообщениями уч-ся: - Какие способности сочетались и проявлялись у Гоголя? (актерские, писательские, способность «угадывать «душевное устройство»» людей, «угадать человека»)

Вывод : Многие современники писателя оставили о нем мемуары. Но из этих воспоминаний нельзя понять, каким он был на самом деле. С каждым человеком он вел себя по-разному.

1828 г.

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив», «Ганц Кюхельгартен»

Для Гоголя становится характерным комментирование своих сочинений.

Сообщение учащихся о псевдонимах Н.В.Гоголя

1829-

1842г.

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комедия «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ»

Противоречие испытывает во всем, даже в языке.

«Боюсь нагрешить против языка», - это вечный страх его. За границей он так отвык от русской речи, что самые простые выражения затрудняли его. «Слог и язык мой у меня до сих пор в таком неряшестве, как ни у кого даже из дурных писателей, так что надо мною имеет право посмеяться едва начинающий школьник». «Возьмешься за перо - находит столбняк».

1842- 1848г.

«Мертвые души»

В Россию он приезжает только дважды – 1839 сентябрь, 1841 октябрь (для издания первого тома поэмы «Мертвые души»).

«Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».

1847г.

Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас ». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение.

Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно - так, как еще никто никогда не говорил в русском светском обществе. Правду или неправду он говорит, неотразимо все-таки чувствуется, что вопрос о Боге есть для него самого вопрос жизни и смерти, полный бесконечного ужаса, вопрос его собственного, личного и общего русского всемирного спасения.

По поводу митрополит Филарет сказал: «Хотя во многом заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению».

1848 г.

С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

И почти тотчас по приезде в Иерусалим, в письме к матери: «Не переставайте молиться обо мне… Теперь более, чем когда-либо, чувствую бессилие моей молитвы…»

Жуковскому, вскоре после приобщения у Гроба Господня: «Литургия совершалась на самом Гробовом Камне… Я стоял один… Все это было так чудно! Я не помню, молился ли я. Мне кажется, только радовался тому, что поместился на месте, так удобном для моленья и так располагающем молиться; молиться же, собственно, и не успел… Я не успел почти опомниться, как очутился перед Чашей, вынесенной священником из Вертепа…»

«Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе, вместо алтаря, - и, при всем том, я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное . Что могут доставить тебе мои сонные впечатления? Видел я, как во сне, эту Землю …» «В Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно, как бы это случилось в России, на станции».

1850-1851

Гоголь в Оптиной Пустыни

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной Пустыни относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся за границей, писал сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви… Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, посвятившем себя Богу!»

Посещение монастыря произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу А.П.Толстому из Васильевки: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. За несколько верст, подъезжая к обители, чувствуешь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…»

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

«Я еду к Троице с тем, чтобы там помолиться о здоровье моей матушки, которая завтра именинница. Мой дух крайне изнемог; нервы расколеблены сильно. Чувствую, что нужно развлечение, а какое, - не найду сил придумать».
Н.В. Гоголь – С.П. Шевырёву. 30 сентября 1851 г

1 октября 1851 года, в день именин своей матери, Марии Ивановны, Гоголь из Абрамцева ездил к обедне в Лавру. Там он встретился с архимандритом Феодором (Бухаревым), с которым познакомился в 1848 году.

На обратном пути из Троице – Сергиевой лавры Гоголь заезжал за Ольгой Семёновной Аксаковой в Хотьковский Покровский монастырь. Вечером того же дня Гоголь написал письмо матери: «В день ваших именин, матушка, молился я у мощей святого Сергия о вас и о всех нас».

1852 г.

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

В духовном завещании обращается к «друзьям своим», т. е. ко всем русским людям: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Это последние слова , обращенные к нам: в них весь смысл его жизни, и он имел право их сказать, потому что заплатил за это право жизнью.

В духовном завещании сказано : «Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились поминки по грешной душе… Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по мне не прекращались».

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Детство в Васильевке

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия).

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»

Заграничное путешествие в Иерусалим.

Гоголь в Оптиной Пустыни

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

III .Оглашение результатов работы групп

(один человек из каждой группы оглашает результаты, все остальные заполняют таблицы)

IV .Оценка результатов работы происходит путем заполнения «Оценочной карты урока».

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося ________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Работа в группе

2. Устная работа на уроке

3. Активность и заинтересованность в течение всего урока

* На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся.

V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке

Методика ассоциаций.

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя, допишите их в тетрадь.

VI . Рефлексия.

Стала ли личность Н.В.Гоголя вам ближе, понятнее или нет?

Сложно ли было находить нужный материал?

V I I. Домашнее задание . Прочитать об истории создания поэмы «Мертвые души»

Заключительное слово учителя.

«Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!» - сказал Н.В. Гоголь. Мы понимаем, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу:

Мир сотворён, но ещё недосоздан.

Задан маршрут: через тернии к звёздам!

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

И эта борьба – вечна.

Литература:

    Николай Гоголь. Духовная проза. Завещание. М. Медиа групп, 2014

    Дм. С.Мережковский. Гоголь. Творчество, жизнь и религия.

    Собрание сочинений Н.В.Гоголя

    http :// www . biblgorlov . ru / kraevedenie / pisateli / html / gogol /02. html

    http :// www . optina . ru / pub / p 02/

Николай Васильевич Гоголь – величайший русский писатель, драматург, публицист, критик, классик русской литературы — появился на свет 1 апреля (20 марта по ст. ст.) 1809 г. Его родиной была Полтавская губерния, село Большие Сорочинцы Миргородского уезда. Он был сыном помещика средней руки. Образование Николай начал получать в десятилетнем возрасте, поступив в Полтавское уездное училище, затем в ходе частных уроков, а в 1821 г. уехал на Черниговщину, чтобы влиться в ряды учащихся Нежинской гимназии высших наук.

Литературная биография Николая Васильевича Гоголя

В времена своей жизни из под пера Гоголя вышло множество произведений, которые изучаются школьниками до сих пор. Мораль, которую заложил гоголь в строки своих творений в четырнадцатом веке, актуальна и по сей день. Гоголь в юности получил достойное образование. И по окончанию школы переехал из своего села в Петербург. Там он не покладая рук писал, пытаясь пробиться из неизвестных авторов в более узнаваемые.

Творчество Гоголя (Гоголь Н. В.) | Экзаменационные сочинения…

Родился в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).

Sanmin 20 окт. 2014 г., 6:34:30 (3 года назад) Рейтинг + 0 — Хороший вопрос 0 Жалоба Ответить + 0 — MazZzull 20 окт. 2014 г., 8:37:07 (3 года назад) 1 Детство и юность 2 Санкт-Петербург 3 За границей 4 Смерть5 Похороны и могила Гоголя 6 Творчество 7 Гоголь и русско-украинские связи 8 Гоголь и живописцы 9 Гипотезы о личности Гоголя 10 Влияние на современную культуру 11 Памятники

Гоголь Н.В.: Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя…

Сочинения Краткие содержания Полные содержания Характеристика героев Критические статьи Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.100% гарантии от повторения!

Краткая биография Гоголь | ВСЕ Сочинения.RU

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (по новому стилю 1 апреля) 1809 года в семье бедного укра­инского помещика. Детство будущий писатель провел в селе Васильевка Миргородского уезда. В 1818 году Го­голь начал учиться в Полтавском уездном училище. Од­новременно будущий писатель брал частные уроки, что позволило ему в 1821 году поступить в Нежинскую гим­назию высших наук. Именно во время обучения в гим­назии Гоголь стал пробовать себя на литературном по­прище.

План урока по литературе "Духовная биография Н.В.Гоголя"

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в городке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У семьи Гоголей было большое владение, около тысячи десятин земли и около четырехсот душ крестьян. Все детство Гоголь провел в имении Яновщина, которое принадлежало родителям Николая Васильевича. Его мама очень старалась воспитать у сына любовь к религии. Гоголю было это интересно, но не столько религия в целом, как пророчества о страшном суде и об идее загробного воздания. Также в детстве Гоголь начал писать стихи.

Биографии русских и зарубежных писателей Biography author

План урока: — Картинка 2992-3

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Тезисный план по биографии Н.В.Гоголя — Литература

Николай Васильевич Гоголь оставил большой след в русской литературе. Родился в 1809 году 20 марта в Полтавской губернии в обычной семье простого помещика. Учился грамоте писатель дома, после обучался два года в училище и в гимназии. В этом периоде у юного Гоголя появляется интерес к литературе. В 1828 году после окончания гимназии был на литературных пробах, которые не увенчались успехом. В 1829 году Гоголь становится мелким чиновником.

Хронологическая таблица Гоголя. Жизнь и творчество русского писателя

Последние годы жизни великого русского прозаика и драматурга Гоголя прошли в мучительной борьбе художника с православным мыслителем. Этот внутренний разлад послужил для него тем смертельным орудием, которое его и убило. Однако значение его многих известных произведений для русской литературы стало чрезвычайно важным и глубоким. Краткая хронологическая таблица Гоголя содержит лишь сухие факты. На самом деле с Гоголем происходила масса невероятных событий, которые и заставят нас считать его великим мистиком, хотя на самом деле он был настоящим христианином.

План конспект по литературе 7 класс Урок 19. Н. В. Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь — прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе романтические и реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя панорамы жизни помещичье-крепостнической и чиновничьей России XIX века.

Цель урока:

1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;

2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;

3 Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»

Тема урока:

«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя»

9 класс

Подготовила: учитель русского языка и

Литературы Дашицыренова Э.П.

Цель урока:

1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;

2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;

3 Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, слайды, портрет Н.В. Гоголя, наглядность.

Методы: беседа, выступления.

Ход урока:

1 Орг.момент.

Здравствуйте, ребята!.

1-слайд. Высказывание: «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня» Н.В.Гоголь».

Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть. Посмотрите, пожалуйста, на портрет, вглядитесь в черты Н.В. Гоголя. Вам интересен этот человек, который так пристально смотрит на нас? Как вы думаете, какова цель нашего урока? Да, познакомиться с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя. Понять мир писателя, через его жизнь.

На доске висит план, по которому мы с вами будем сегодня работать.

План

1 Впечатления детства

2 Годы ученья

3 В Петербурге

4 На пути к славе

5 Труды мои будут вдохновенны

6 Последние годы

1 Впечатления детства

2- слайд.

Родители писателя

В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич,

страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь,

Василий Афанасьевич (1777-1825) - талантливый рассказчик и писатель.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию, она была первой красавицей на Полтавщине.

Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария

Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый.

Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам». Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 -1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907).

3- слайд.

Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, давайте расскажем про детские годы великого писателя.

Предоставим слово: 1сообщение

20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые – мальчики –умерли. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая-чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик, и будет жить, то его в честь

святого нарекут Николаем.

Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

Следующий расскажет: 2сообщение

Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку.

Здесь – с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками – прожил он девять лет.

Характер у писателя был смесь материнского и отцовского. От отца он принял веселость, от матери – дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.

Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.

Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.

4- слайд

2 Годы ученья. - Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь?

Послушаем: 3сообщение

В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.

Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери, была познана именно здесь. Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся. Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.

5- слайд. Нежинская гимназия высших наук.

Нам расскажет: 4сообщение

Нежин-город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.

Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах – первые годы в гимназии. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Пока не раскрылись его

таланты, он избегал общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении. Но минул год – он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь – мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.

6- слайд. Продолжит: 5

В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».

Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, Здесь же написано его первое напечатанное произведение – поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».

В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.

В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.

3 В Петербурге

7- слайд.

Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?

А вот о жизни в Петербурге расскажет нам: 6

Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев-Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды,

Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу. Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

8- слайд.

Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире. Он сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов,

Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

4 На пути к славе

9- слайд.

Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе. Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя.

Литературную известность и всеобщее признание Гоголю принесли повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь", "Вечера на хуторе близ Диканьки", и др. Исполнилась заветная мечта Гоголя – он нашел свое истинное призвание в жизни.

5 «Труды мои будут вдохновенны»

10- слайд. «Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь

«Труды мои будут вдохновенны»,- писал Гоголь с гордой надеждой.

Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.

Вот посмотрите, его книги, ознакомьтесь с его произведениями.

11, 12,13,14,15 - слайд.

Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.

6 Последние годы жизни

А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни писателя.

Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.

Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Прочитайте сведения о жизни и творчестве Гоголя в учебнике.

7 Рефлексия

Мы с вами поговорили и прочитали о Н.В. Гоголе – великом писателе, узнали о его жизни и творчестве.

Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:

«Задумываясь о Гоголе, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика – это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим, ибо каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути.

Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем, что Гоголь «вечно наш».

Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш - Гоголь!

Перед вами лежат листочки, запишите ответы и сдайте мне их.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)……….

Сегодня на уроке я увидел……….

Мне показалось интересным………..

Меня удивило…………….

Запишите домашнее задание:

Чтение глав 1- 6 поэмы «Мертвые души».

Дать характеристику на героев поэмы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня»

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Родители Гоголя Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

Дом в Васильевке. Д.П.Трощинский В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Нежинская гимназия высших наук

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу. Александр Данилевский и его жена Ульяна Похвиснева

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" " Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба ", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене "Ревизора" Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство. В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды. В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.

В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет. После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома. Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ". В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого. В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей - сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя. Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив". Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг - "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

Дом №7 на Никитском бульваре. Здесь Гоголь прожил свои последние пять лет В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ. В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

Екатерина Михайловна Хомякова 1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.).

21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Бывшая могила Н.В. Гоголя в Свято-Даниловом монастыре в Москве

Москва, могила Н. В. Гоголя на Новодевичьем кладбище.

Памятник Н. В. Гоголю Памятник Н. В. Гоголю на Конюшенной

Главный классик XIX века Поклонников Н.В.Гоголя можно порадовать: он находится на втором месте среди писателей-классиков по продаваемости, опережая Чехова, Пушкина, Достоевского и Толстого и уступая только Бунину. То есть с этой точки зрения сейчас именно его можно назвать главным классиком XIX века. Так отдадим же должную дань и уважение главному классику XIX века!







Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи.

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Начало литературного пути

Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.

У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен".

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Гоголь и театр

В 1837 г. он выступил в «Современнике» со статьей «Петербургские записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра:

Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама

Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль, «эта легкая, бесцветная игрушка», в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром».

Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей:

Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок

В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. «Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение.

Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!

Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками. «Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...» В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторяет Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила». Но не всякий смех имеет такую силу, а только «тот электрический, живительный смех», который имеет глубокую идейную основу.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя - Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни - в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, - голодание было для него смертельно опасно.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так:

Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз - менингит - и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», - стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.