«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос. Первый полет в космос

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?

Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.

китайский воздушный змей в форме дракона

Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.

Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.

фото — полёты Лилиенталя

К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.

До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.

китайские воздушные фонарики

Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.

Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.

первый полёт на воздушном шаре

Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.

дирижабль Ренара и Кребса

Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.

самолёт Можайского (модель)

Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.

Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.

первый полёт самолёта братьев Райт

Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.

В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.

12 апреля 1961 года, ранним весенним утром, мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Этот день навсегда вошел в историю человечества. Каким был этот день и что он дал советскому народу - в воспоминаниях современников, которыми делятся сегодня участники проекта "Ты - репортер" и блогеры.

Первая послевоенная радость

"Моей маме тогда было 12 - и она сегодня расплакалась, когда рассказывала мне о 12 апреля 1961 года. И в воспоминаниях Юрия Левитана я читала, что он с трудом сдерживал слезы 2 раза в жизни - когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 45 года, и когда Гагарин в космос полетел" - рассказывает anichchka .

Гордость переполняла людей. Открывались совершенно иные миры. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость. В Магнитогорске, например, в это время маленькая девочка Ольга Хаенко очень боялась войны: "Я очень боялась войны, но никто не знал о моих тайных переживаниях. Вдруг - позывные "Широка страна моя родная" и торжественно-тревожный голос Левитана (кто ж его не знал!)...Не дожидаясь продолжения, уверенная, что сейчас будет ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ, я выскакиваю во двор и застываю с вытаращенными глазами и дико бьющимся сердцем. Двор стал заполняться веселыми соседями, которые выскакивали, уже зная о полете Гагарина. Тут и я узнала эту новость и сильно обрадовалась".

Всеобщий праздник

"Нашу соседку, Евгению Алексеевну Серебрякову, тоже переполняли высокие чувства. И она, детский воспитатель, под впечатлением полета Гагарина задумала собирать материалы о космосе. Мы, соседи, ласково называли ее "космонавткой". Она не обижалась и смело заявляла, что если бы не годы, обязательно составила конкуренцию Валентине Терешковой - первой женщине, побывавшей на околоземной орбите" - поделился своими воспоминаниями Владимир Баятов из Ростова-на-Дону.

"Мне мама рассказывала, что люди в тот день высыпали на улицу: совсем незнакомые друг другу - обнимались, плакали)) Во дворы вытаскивали столы и несли на них кто что мог, вместе отмечая ТАКОЕ событие!", - пишет в ЖЖ vodani4_ey .

В Бресте, как и во многих других городах, в этот день до ночи с главной площади не уходили люди. "Когда узнали о полете Гагарина, то на площадь потянулись люди. В основном студенты Брестского педагогического института. Они что-то радостно кричали, все взбудораженные, праздничные. В воздух взлетали бенгальские огни. Позже кто-то из взрослых рассказывал, что одна такая тлеющая свеча упала на белое пальто девушки и то ли подожгла его, то ли просто измазала сажей. Ближе к вечеру, когда достаточно стемнело, на площадь приехала кинопередвижка. На столб повесили экран и показывали фильмы про Циолковского" - цитирует Татьяна Мухоровская заметку в областной газете того времени.

Большие и маленькие подвиги

Несмотря на то, что 12 апреля пришлось на середину рабочей недели, народ выходил на улицы, у всех было праздничное настроение, все радовались, веселились. В стране наступил праздник. По воспоминаниям бабушки Дмитрия Ясенкова , "руководство киностудии "Мосфильм" объявило всем работникам на киностудии, что этот прекрасный день - знаковый день для нашей страны. А за выполнение и перевыполнение плана за 12 апреля 1961 года полагалась даже повышенная премия".

О перевыполнении планов в честь этого праздника рассказывает и Георгий Андреев из Вологды: "12 апреля, услышав радостную новость о полете Гагарина, старший машинист Михаил Шмаргунов, помощник машиниста Сергей Воробьев и кочегар Юрий Цветков решили посвятить этому событию тяжеловесный рейс. Бригада в тот день провела поезд, превышающий норму на 400 тонн, с опережением графика…в редакцию "Красного Севера" в 10.30 позвонил слесарь Сергей Курков. - Восхищен достижениями нашей науки! Сейчас горы свернуть хочется!...Стихийный митинг возник и на ступеньках у главного здания судоремонтного завода. - Теперь мы с удесятеренными силами перевыполним задания!- решили рабочие. - Будем и мы бороться за освоение нашего "речного космоса"!"

"Студент медицинского училища Юрий Сицило после объявления по радио успел записать частоты корабля-спутника, включил свой приемник и передал радостную весть в Сталинградскую область, другу из Болгарии, знакомому из Венгрии и услышал слово "Луна". Нас поздравляли иностранные радиолюбители, многие говорили, что теперь недолго и до высадки СССР на Луну", - пишет Георгий Андреев.

"Мне было 6 лет, жила в Куйбышеве. Мама пришла за мной в детский сад радостная-радостная и рассказала, что Гагарин в космос полетел. По дороге домой она мне сообщила, что и я в этот день должна сделать нечто выдающееся. Посему, придя, домой, я впервые сама спичкой зажгла комфорку", вспоминает 4may .

Известия об этом событии срывали даже уроки в школах, Владимир Соколов рассказал, как это было: "Передали сообщение, тут же началась трансляция с Красной площади. Люди несли плакаты "Юрий - герой", "Все в космос". Конечно, никаких занятий в школе почти не было, учителя только отбивались от наших вопросов. Нас отпустили по домам где-то на урок раньше. Было ощущение абсолютной нереальности происходящего, как во сне, когда ждешь, что разбудят".

Также в школе застало это событие и блогера jkl_jkl : "Посреди уроков всех собрали на линейку. Включили на полную мощность репродуктор, из которого послышался задорный, почти мальчишеский голос: "Дорогие соотечественники!" Голос понравился. Наверное, он очень красивый, этот майор Гагарин! И тут директор школы объявляет, что все занятия на сегодня отменяются, и все могут идти домой и смотреть телевизор.

"Мои мама и отец поженились 12.4.61. Тогда был такой порыв, что они вышли из загса и сказали одновременно, что у них родится космонавт. Но через 3 года родилась я.:)" - пишет orang_m .

21 ноября 1783 года исключительный День не только в истории воздухоплавания, но и во всей человеческой истории. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре .

Интересно, что за год до этого очень известный французский математик и астроном, сделавший немало открытий, академик Лаланд (1732-1807) писал: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе. Добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела ".

Но видимо не прислушались Жозеф и Этьенн Монгольфье к словам авторитетного ученого. И правильно сделали. Медленно, но уверенно: шаг за шагом они продвигались к Мечте .

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту около тридцати метров. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах.

Вся публика Парижа обсуждала возможность свободного полёта воздушного шара с человеком на борту. Предполагалось, что люди могут задохнуться на высоте более километра, если до этого не умрут от разрыва сердца. Но разве могло это отпугнуть и остановить отважных и целеустремленных мужчин? Конечно, нет.

Тем не менее, на следующий строящийся монгольфьер Людовик XVI приказал посадить двух преступников, приговоренных к смертной казни. Это с неодобрением было воспринято дворянством. Общественное мнение было настолько возбуждено, что Людовик XVI заколебался. После долгих переговоров государь наконец дал разрешение дворянам подняться в воздух. Для полета был выбран Пилатр де Розье. Для сохранения равновесия необходим был еще один пассажир. Им стал армейский офицер маркиз д"Арланд, активно отстаивающий права дворян на первый полёт.

Полёт состоялся 21 ноября 1783 года . Стартовав около 14.00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа) воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Корзина пассажиров была разделена на три части: по обеим сторонам - места для пассажиров, по середине - горелка. При необходимости пассажиры могли подбросить в огонь топливо и таким образом контролировать высоту полета. Для поддержания необходимой теплоты жгли сырую солому, обрезки старой ткани и испортившееся мясо. Пилатр прекрасно знал, как надо управлять шаром. Он точно чувствовал, когда необходимо погреть воздух, а когда позволить ему охладиться. Маркиз де Арланд был менее активен, его больше интересовало полюбоваться Парижем с высоты птичьего полета.

Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу. Именно в этот день было доказано, что любая мечта, любое стремление человека может осуществиться при достаточном приложении упорства, мужества, знаний и целеустремленности. Этот день - это Победа оптимизма и романтики над пессимизмом и серостью.

В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.


Юрий Алексеевич Гагарин

Все началось на , рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат «Восток-1» с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «Восток-1» совершил успешную посадку в Саратовской области.

Создание корабля «Восток-1»

За два года до исторического полета, на уровне Правительства СССР было принято не менее важное для истории решение о создании пилотируемого комплекса «Восток». Инициатором этого проекта был Д.Ф. Устинов, занимавший на тот момент должность зам. Председателя СМ СССР и по совместительству главы Комиссии по военным и промышленным вопросам при Совете Министров.

Это был серьезный шаг, целью которого ставилось продвижение СССР в лидеры космической гонки. Ввиду сжатых сроков по многим вопросам в ходе создания аппарата «Восток-1» принимались поспешные решения. Так, была упразднена аварийная система спасения на старте, система мягкой посадки, исключили и дублирующие тормоза. Система жизнеобеспечения на борту корабля рассчитывалась всего на 10 суток. Объяснялось это тем, что «Восток» запускается на относительно невысокую орбиту (до 200 км), с которой он в любом случае сойдет за указанный период времени за счет естественного торможения о слои атмосферы.

Конструктивные особенности аппарата «Восток-1»

Что касается параметров самого аппарата, его масса начитывает около 4,725 тонн, а максимальный диаметр - почти 2,5 м. Иллюминатор выполнен из кварцевого стекла, созданного по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе городка Гусь-Хрустальный.


"Восток-1"

Двигатель летательного аппарата «Восток-1» произведен в Воронежском Конструкторском Бюро химавтоматики. В его конструкции использованы элементы РД-0105, первого в мире двигателя, запущенного в космическом пространстве.

Кроме внутреннего наполнения космического корабля, важную роль играло и наземное оборудование, отвечающее за техническое обслуживание и непосредственно запуск аппарата «Восток-1» в космос. За его производство отвечал машиностроительный завод города Новокраматорск.

Роль космонавта в первом полете

В ходе первого космического полета с человеком на борту роль космонавта была, скорее, пассивной - он, по сути, являлся пассажиром корабля, управляющего автоматическими системами. Была создана специальная система двусторонней радиосвязи между космонавтом и наземной станцией. Состояние пилота космической станции постоянно находилось под наблюдение специалистов при помощи радиотелеметрических и телевизионных приборов.

Тем не менее, система переключения на ручное управление в корабле была предусмотрена. У психологов были серьезные опасения относительно общего состояния и поведения человека в условиях длительного нахождения в состоянии невесомости. Теоретически, космонавт мог отключить автоматику и совершить любые непредвиденные действия. Поэтому ручная система могла быть включена только после ввода специального кода, спрятанного в запечатанном конверте. Все было продумано так, чтобы только человек в адекватном состоянии мог прочитать код и взять на себя управление кораблем. Тем не менее,

12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением о том, что Советский Союз совершил первый полёт в космос. Был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый Юрием Алескеевичем Гагариным.

Эта дата навсегда вошла в историю человечества. 108 минут длился первый космический полет. В наши дни, когда совершаются многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, он кажется очень коротким. Но каждая из этих минут была открытием неизвестного.

Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия — космонавт. В этой статье поделимся с Вами малоизвестными фактами о первом полёте в космос.

Тайна советской космонавтики. До Гагарина погибло три космонавта

Ветераны космоса говорят, что триумфальная советская космическая программа, кульминацией которой стал первый полет Юрия Гагарина в космос, была омрачена несколькими трагедиями, которые хранились в тайне от россиян и всего мира.

Бывший главный инженер Экспериментального конструкторского бюро номер 456 города Химки Михаил Руденко сказал, что тремя первыми жертвами стали летчики-испытатели, вылетевшие во внешние слои атмосферы по параболическим траекториям, — это значит, что они полетели вверх, а потом рухнули вниз, так и не облетев Земли.

«Все трое погибли во время полетов, но их имена не были обнародованы»

— сказал Руденко. Он сообщил имена погибших: Ледовских, Шаборин и Митков погибли в 1957, 1958 и 1959 гг. По словам Руденко, смерть летчиков-испытателей заставила советское руководство создать специальную школу подготовки пионеров космоса. «Они решили уделить подготовке более серьезное внимание и создать особый штат космонавтов», — сказал он.

И это не говоря уже о том, что трагедии происходили не только в космосе, но и на Земле: во время одной из тренировок прямо в сурдокамере (экспериментальной камере с низкой гравитацией) погиб Валентин Бондаренко – самый молодой кандидат в космонавты. Ирина Пономарева, космический эксперт Института проблем биологии и медицины, участвующая в работе над космической программой с 1959 года, говорит — «Мы пытались создать условия, с которыми космонавт столкнется на орбите, но в камере возник пожар, Спасти Бондаренко было невозможно. Это единственное, что я помню».

Первые полёты в космос. Запуск животных

Надо сказать, что Белка со Стрелкой и Юрий Гагарин, далеко не первые живые существа, покорившие территорию невесомости. До этого там побывала собака Лайка, полет которой готовился 10 лет и закончился печально – она погибла. Летали в космос и черепахи, мыши, обезьяны. Самые яркие полеты, а их было всего три, совершила собачка по кличке Жулька. Два раза она стартовала на высотных ракетах, третий – на корабле, который оказался не таким совершенным и давал технические сбои. Судно, не могло достигнуть орбиты, и было рассмотрено решение его уничтожить. Но снова происходят неполадки в системе, и корабль раньше срока возвращается домой падением. Обнаружен спутник был в Сибири. Никто не надеялся на успешный исход поиска, не говоря уже о собаке. Но пережив страшную аварию, голод и жажду Жулька спаслась и прожила еще 14 лет после падения.

23 сентября 1959 года прямо на старте взорвалась ракета, на борту которой были собаки Красавка и Дамка. 1 декабря запуск прошёл более удачно: собаки Пчёлка и Мушка благополучно перенесли старт, однако из-за того, что траектория спуска в конце полёта оказалась слишком крутой, корабль сгорел вместе с находившимся в нём животными

Обычно в космос отправляли дворняг, потому что породистые собаки слишком нервные

— говорит Владимир Губарев, научный журналист, освещавший 50 космических полетов.

Три сообщения о первом полёте в космос


Незадолго до полёта в космос было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Интересно, что также были заготовлены три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос:
- на случай успешного полета
- на случай пропажи космонавта и необходимости организации его поисков
- на случай катастрофы.
Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами 1, 2, 3 и отправлены на радио, телевидение и ТАСС.
СМИ получили четкое указание 12 апреля 1961 года вскрыть лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля, а оставшиеся сообщения немедленно уничтожить.

Стихи при первом полёте в космос

Юрий Гагарин в одном из многочисленных интервью признавался, что во время полёта в космос он вспоминал стихи любимого поэта Сергея Есенина. Во время встречи с деятелями культуры, которая состоялась спустя неделю после первого в мире полета в космос , Гагарин на книге со стихами любимого поэта оставил такую запись:

«Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его, как человека, любящего Россию-мать»

Эта уникальная книга находится в центре экспозиции «О Русь, взмахни крылами!..»в Московском Государственном музее С.А.Есенина.

Аудио запись, стенограмма первого полёта

Разговор Гагарина и Королева во время первого полета в космос. Стенограмма сокращеная.