Происхождение псевдонима козьмы пруткова. «Биографические сведения о Козьме Пруткове». Вымышленный портрет вымышленного писателя

Не столь уж много в отечественной, да и в мировой словесности примеров того, когда литературная мистификация была бы столь «долгоиграющей», как в случае с Козьмой Прутковым. Вспоминается разве что история таинственной Черубины де Габриак, придуманная поэтом М.Волошиным. Хотя там все-таки имелся реальный человек - Елизавета Дмитриева, чего нельзя сказать про Козьму Пруткова.

Были у Козьмы Петровича предшественники и современники: пасичник Рудый Панько, от лица которого повествовал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», простоватый Иван Петрович Белкин, за которым укрылся , и некоторые другие. Но не каждый из них был наделен собственной биографией, родословной и готовым характером. Козьма Прутков. История создания образа Братья Жемчужниковы (Алексей, Александр и Владимир) в компании с писателем А.К.Толстым постарались на славу. Образ Козьмы Пруткова вышел настолько жизнеспособным и правдоподобным, что грозил затмить иные реальные писательские судьбы.

Биография Пруткова

Так, согласно официальному некрологу от 1863 года Козьма Прутков появился на свет в 1803г в деревне Тентелевой, которая находилась в Сольвычегодском уезде. На карте подобной деревни, разумеется, нет, зато есть Козьмино - не иначе, переименованное в честь нашего героя. Почти весь род Прутковых занимался литературой. Дед успел написать мемуары, отец - также. Записки деда Козьма даже опубликовал, из отцовских сочинений - лишь оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Род Прутковых был хоть и небогатым, но дворянским. Ребенок получил прекрасное домашнее воспитание. Рано начал марать бумагу.

Два года пробыл в гусарах, затем подал в отставку, женился, определился на службу в министерство финансов и возглавлял т.н. Пробирную палатку до самой смерти (1863г), последовавшей скоропостижно, прямо в рабочем кабинете (. Супруга регулярно рожала ему по младенцу, так что к концу жизни у Пруткова было шесть сыновей и четыре дочери. Почти все они унаследовали приятную внешность отца и высокую литературную одаренность.

Творчество Козьмы Пруткова

Прутков писал в самых различных жанрах: басни, эпиграммы, мадригалы, баллады. Не чуждался любовной лирики. Пробовал свои силы на драматическом поприще: комедия, водевиль, драма, мистерия и такой необычный жанр как «естественно-разговорное представление». По роду деятельности Пруткову приходилось заниматься составлением различных проектов и писать полемические статьи. Конечно же, славу Прутков снискал и многочисленными философскими афоризмами, простое перечисление которых заняло бы, пожалуй, не одну страницу.

В Пруткове жили одновременно два человека: тонкий, ранимый и чувствительный поэт, а также важный государственный сановник, не имеющий права давать волю лирическим излияниям. Оттого и творчество Пруткова такое неровное и неравное. Не всегда Прутков принадлежал себе всецело.

  • В выборе имени для персонажа у его создателей имелись определенные разногласия. Первоначальный литературный вариант «Кузьма» как-то незаметно трансформировался в «Козьму» и даже в «Косьму».
  • Не исключено, что в свод полного собрания сочинений Козьмы Пруткова входят произведения, написанные не только братьями Жемчужниковыми и Алексеем Толстым, но и другими авторами, например, автором знаменитого «Конька-Горбунка» П.П.Ершовым.

Имя: Козьма Прутков (Kozma Prutkov)

Страна: Россия

Создатель: Алексей Толстой, братья Жемчужниковы, Александр Аммосов

Деятельность: государственный деятель, баснописец

Семейное положение: женат

Козьма Прутков: история персонажа

Великий философ, писатель и острослов Козьма Прутков полюбился читателям XIX века с первой публикации в прессе. Его «родители» отмечали главные качества героя – безграничное усердие и полнейшее отсутствие чувства юмора.


Козьме Пруткову принадлежит авторство целой россыпи знаменитых высказываний и афоризмов. Вышедшие из-под пера литератора перлы на первый взгляд кажутся глупостями, но при ближайшем рассмотрении ясно видны истина и глубокий смысл. Например, трудно поспорить с тем, что раздвоение человека снизу, а не сверху – вполне логичное явление, ведь две опоры надежнее одной.

История создания

Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт , а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.


История создания гениальной мистификации русской сатиры началась летними вечерами 1851 года, когда в имении деревни Павловка собрались на «каникулы» Алексей Толстой и его двоюродные братья. Острословы и шутники коротали часы за баловством и насмешками над современниками и явлениями жизни.

Каждый повелевал своей стихией: Толстого увлекало эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников придумывал комические сценарии для домашнего театра, у Александра блестяще получалось облекать в басни нелепые истории, а Владимир обладал даром пародиста. Так родилась на свет первая басня Пруткова «Незабудка и запятки», а вслед потянулась цепочка из нравоучительных рассказов – «Цапля и беговые дорожки», «Кондуктор и тарантул» и другие. Братья так увлеклись, что к концу лета скопился десяток сатирических произведений.


«… по возвращении нашем в Санкт-Петербург … с братом Алексеем и графом А. Толстым пришли к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества».

Родившийся случайно Прутков позже обрастал качествами уже сознательно. В середине 50-ых годов к балагурству авторов присоединился Петр Ершов, с которым Владимир познакомился, когда служил в Тобольске. Вместе с создателем «Конька-Горбунка» явили миру комичную оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Это произведение потом пришло к читателю под авторством отца Козьмы Пруткова. Так выдуманный персонаж получил родословную.


Имя Пруткову подарил камердинер Жемчужниковых, которого, впрочем, звали Кузьмой. Позже «у» поменялась на «о» с легкой руки проказника Александра. Примерно в это же время новый житель литературного Олимпа «получил» профессию и чин, женился, обзавелся потомством.

Произведения вымышленного писателя пришли к читателям в 1854 году. На страницах приложения к журналу «Современник», юмористического издания «Литературный ералаш» заблистали «Досуги Козьмы Пруткова», а спустя пятилетку публика хохотала над творением «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова».


Все книги Пруткова до революции выдержали более 10 изданий, а в XX веке полки книжных магазинов обогатились «Полным собранием сочинений Козьмы Пруткова».

Биография

Биография Кузьмы Петровича началась то ли в 1801, то ли 1803 году – авторы так и не определились. Зато для дня рождения установили точную дату – 11 апреля. Родился будущий острослов и философ в деревне Тентелевой Вологодской губернии в семье небогатых, но уважаемых дворян. Главное историческое наследие Прутковым досталось от деда Федора Кузьмича: «Гистоические материалы» хоть и написаны «невозможным» языком и слогом, но ценны остроумными мыслями.


В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили , Хмельницкий и даже сам .

Наукам Прутков обучался дома, где в роли учителя выступил священник. Литературный талант проглядывался уже в раннем возрасте, ведь оценка по русской словесности значилась как «назидательно-препохвально». Жизненные дороги прослеживаются в его афоризмах. Например, в юности Козьма понял истину:

«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».

Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.


Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:

«Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельною благонамеренностью, составляли мою протекцию».

Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.


В середине XX века персонаж получил пропуск в молодежный кружок, в который входили братья Жемчужниковы и граф Алексей Толстой. До этого момента Прутков даже не помышлял о литературной деятельности, но товарищи убедили нового друга в его исключительных писательских способностях. Окрыленный такой поддержкой, Козьма написал комедию «Фантазия». Произведение даже поставили в Александрийском театре, но тут же оно попало в опалу у властей и было запрещено.

Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.

Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.

Высказывания и афоризмы

Козьма Прутков отлично владел разнообразием литературных жанров. Острое перо не страшилось лирики и комедий, драм и басен, эпиграмм и водевилей. А какую полемику писатель разворачивал в публицистических статьях! Его творчество подарило миру россыпь афоризмов, а цитаты стали крылатыми фразами:

Век живи, век учись.
Одного яйца два раза не высидишь.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Никто не обнимет необъятного.
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц - ночью.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Лучше скажи мало, но хорошо.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету.
Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.
  • Феномен Козьмы Пруткова отмечен в памятниках. Бронзовое изваяние вымышленного литератора украшает проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Конечно же, скульптурой обозначили «родину» Пруткова – бюст установлен на повороте села Вязовое (Липецкая область). В окрестностях этого населенного пункта располагалось поместье, где собирались его «родители». А гордостью литературного музея в Брянске является «Прутковский зал», в котором посетители знакомятся с творчеством автора басен и пьес.
  • Кинематограф тоже не прошел мимо литературной мистификации. С фразы про фонтан Козьмы Пруткова начинается комедия «Фонтан» (1988) режиссера Юрия Мамина.

  • В конце 90-ых годов прошлого столетия провели первый фестиваль Пруткова, который положил начало празднику сатиры и юмора. Девиз мероприятия, конечно же, позаимствовали у литератора: «Глядя на мир, нельзя не удивляться».
  • В честь 200-летия персонажа появилась премия для пародистов «Чугунный Козьма».
  • С 2004 года полные собрания сочинений ждут читателя на специально созданном сайте, который посвящен Пруткову.

Тимофеева Алёна

В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков - автор стихов, басен, эпиграмм, пародий, пьесок, афоризмов, исторических анекдотов. Это загадочная личность , ведь не каждый способен посмеяться над собой и «выставить» свой портрет на обозрение общества. Кто такой Козьма Прутков? Что стало причиной возникновения его собраний, точных, колких, задевающих за живое?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 6

с углублённым изучением отдельных предметов

города Ставрополя

Название работы «Кто такой Козьма Прутков?»

Руководитель: Мостакова Наталья Владимировна

2008

План

Введение

  1. Авторы Козьмы Пруткова
  2. Своеобразие творчества

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков - автор стихов, басен, эпиграмм, пародий, пьесок, афоризмов, исторических анекдотов.

Один из сборников Козьмы Пруткова открывается таким стихотворением:

Мой портрет

Когда в толпе ты встретишь человека, который наг;*

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Неровен шаг;

Кого власы подъяты в беспорядке;

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке, -

Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,

Из рода в род;

С кого толпа венец его лавровый

Безумно рвет;

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, -

Знай: это я!..

В груди - змея!

Меня заинтересовала эта личность, ведь не каждый способен посмеяться над собой и «выставить» свой портрет на обозрение общества. Кто такой Козьма Прутков? Что стало причиной возникновения его собраний, точных, колких, задевающих за живое?

Цель работы:

Выявить причины возникновения писателя Козьмы Пруткова и его произведений;

Определить основные грани творчества Козьмы Пруткова;

Отметить роль произведений Козьмы Пруткова в истории русской литературы.

  1. Личность Козьмы Пруткова – правда и вымысел

Биографический очерк, помещенный в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова и перепечатанный во всех дальнейших, дает следующие основные сведения о жизни поэта.

Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года. В 1820 году он был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с небольшим года. В военную службу он вступил «только для мундира» и, выйдя в 1823 году в отставку, тогда же определился на гражданскую службу по министерству финансов - в Пробирную палатку. Здесь он прослужил сорок лет, до самой своей смерти.

Писателем Козьма Прутков стал в очень немолодом уже возрасте - в исходе пятого десятка. Он дебютировал в 1850 году комедией «Фантазия», поставленной на сцене императорского Александрийского театра, в следующем году он анонимно напечатал свои первые стихотворения. Затем талант его быстро развернулся. С 1854 года Прутков стал печататься под своим именем. В этом году и затем в 1860-м в журнале «Современник» были напечатаны все его основные произведения, относящиеся к разнообразным жанрам: Прутков писал стихотворения, афоризмы, исторические анекдоты, драматические произведения.

Умер Козьма Прутков 13 января 1863 года в звании директора. Пробирной палатки, имея чин действительного статского советника.

Все эти сведения, за исключением библиографических указаний, вымышлены. Изложенные выше события на самом деле не происходили. Вымышлен и самый объект биографии. Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков в действительности никогда не существовал. Эта личность со всем ее жизненным и творческим путем, с резко очерченными особенностями внешности и характера - такой же плод художественного вымысла, как и произведения Козьмы Пруткова. Жизнь и творчество этого писателя - художественное целое, единое по замыслу и выполнению.

Козьма Прутков - псевдоним, развившийся в самостоятельное лицо, в «авторскую маску». Такие «авторские маски» привились в русской литературе именно с легкой руки Козьмы Пруткова.

Цельность личности и творчества Козьмы Пруткова не уменьшилась оттого, что тут сотрудничало несколько авторов, каждый из которых, конечно, вносил свои художественные устремления и особенности своего таланта, расширяя тем самым творческий диапазон вымышленного поэта. Образ Козьмы Пруткова настолько скрепил произведения этих авторов, что возник единственный в русской литературе случай, когда вымышленный автор-герой стал в один ряд с реальными писателями.

Сочинения Козьмы Пруткова не разбиваются на произведения отдельных авторов, а издаются и изучаются как творческое наследие одного автора. Правда, разнести сочинения Пруткова по отдельным авторам до конца и невозможно, так как часть произведений написана сообща.

А.К.Толстой и его двоюродные брать Жемчужниковы являются создателями Козьмы Пруткова – вымышленного автора, от имени которого три поэта коллективно выступали с сатирическими выступлениями произведениями.

Алексей Михайлович Жемчужников (1821-1908). Вне Пруткова его многолетняя литературная деятельность имеет в истории русской поэзии довольно скромное значение. Он писал пейзажные и любовные стихи, но не обладал достаточным лиризмом и сосредоточился преимущественно на «гражданской» поэзии. Его основная творческая активность приходится на время, гораздо более позднее, чем деятельность Козьмы Пруткова, - на 70-90-е годы. В 40-е годы он, по утверждению П. П. Семенова-Тян-Шанского, посещал кружок Петрашевского.

Владимир Михайлович Жемчужников (1830-1884) вне Пруткова никак не проявил себя в литературе. Между тем это, собственно говоря, центральная фигура прутковского триумвирата. По количеству принадлежащих ему произведений Козьмы Пруткова Владимир Жемчужников стоит на первом месте. Он же был организатором и редактором публикаций Козьмы Пруткова, подготовил «Полное собрание сочинений» и написал «Биографические сведения».

В. Жемчужников был вхож в редакцию «Современника»; судя по материалам жандармских наблюдений, неоднократно бывал у Чернышевского. В сохранившейся конторской книге «Современника» 1860 года указано, что гонорар за прутковские материалы выдан Жемчужникову «чрез Чернышевского».

В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове» признается участие в литературном наследии Пруткова еще одного Жемчужникова - Александра Михайловича (1826-1896), но в строго ограниченном объеме: указывается, что он участвовал в сочинении трех басен и двух комедий.

Из создателей Козьмы Пруткова наиболее известен Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Видный лирик, стихи которого широко известны до сих пор, особенно благодаря тому, что чуть не половина их положена на музыку Чайковским и Римским-Корсаковым, выдающийся драматург, пьеса которого «Царь Федор Иоаннович» прославлена постановкою МХАТа, Алексей Толстой в то же время и блестящий сатирик. В особенности замечательна его поэма «Сон Попова» - одна из лучших сатир на жестокую и лицемерную бюрократию и полицию русского царизма.

Алексей Толстой ко времени создания Козьмы Пруткова имел уже пятнадцатилетний опыт самого разнузданного балагурства на бумаге. Его письма 30-х годов - это какой-то поток дурашливости, в которой многое, за неизвестностью реалий, совершенно нам непонятно. Местами появляются забавные куплеты, пародии, умышленно нелепые баллады.

Алексея Толстого, как и его кузенов, увлекал комизм нелепости. Можно себе представить, каков был в молодости этот зуд зубоскальства, если в старости А. Толстой мог начать письмо чем-нибудь вроде:

Желтобрюхого Гаврила

Обливали молоком,

А Маланья говорила:

Он мне вовсе незнаком!

Неприязнь к деспотизму и бюрократизму вообще характерна для Алексея Толстого, но в ней нет ничего революционного. Алексей Толстой враждебен идее революционного переворота; его оппозиционность в отношении властей носит в значительной степени характер аристократического фрондерства против обезличивающего деспотизма и всесилия чиновничества.

«Козьма Прутков» творился в привольной обстановке дворянского семейного быта. Братья Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой были баловни судьбы: красавцы и силачи, веселые, богатые, прекрасно образованные, с большими придворными, великосветскими и сановными связями, блестящие остроумцы и даровитые поэты.

Жизнь била в них ключом и в затхлой атмосфере николаевского царствования прорывалась в задорных выдумках и дерзких шалостях. В этих шалостях особенно отличался Александр Жемчужников - неистощимый забавник с необычайным даром имитатора. Многочисленные анекдоты о проделках Жемчужниковых, сохраненные мемуаристами, относятся главным образом к нему. Приведу несколько таких анекдотов.

Наступив в театре нарочно на ногу одному высокопоставленному лицу, Жемчужников затем каждый приемный день являлся к нему с извинениями, пока рассвирепевший сановник его не выгнал.

Министр финансов Вронченко ежедневно в девять часов утра гулял по Дворцовой набережной. Жемчужников, незнакомый с министром, стал каждое утро проходить мимо него и, приподнимая шляпу, приветствовал его словами: «Министр финансов - пружина деятельности». Вронченко, наконец, пожаловался петербургскому обер-полицмейстеру Галахову, и Жемчужникову под страхом высылки из столицы было предписано, впредь, министра не беспокоить.

Трудно сказать, что правда, что вымысел в этих рассказах, но «прутковский» дух в них чувствуется. Все казенное, все официальное, признанное возвышенным и почтенным, возбуждало в создателях Пруткова злую и шаловливую иронию.

В круг подобных проказ и выдумок входили и литературные шалости веселых братьев. Вот одна из них:

Думы и наблюдения

При борще или при щах

Завершает редко пир

Бланманже.

Воин, бывший на часах,

Отдыхает, сняв мундир,

В неглиже.

Жемчуг в нитках и вещах

Покупает ювелир

Фаберже.

Алексей Жемчужников был мастером комических записок, посвящений, альбомных стихов. Рукопись заставляет думать, что известное стихотворение Козьмы Пруткова «В альбом NN» первоначально было написано Алексеем Жемчужниковым от своего лица в альбом какой-то даме, а затем уже перешло в литературную собственность Козьмы Пруткова.

Младшие братья тоже рано ступили на стезю зубоскальства, проложенную старшими. Александр буффонил в стихах и прозе, как и в жизни. Нелепые басни - видный жанр в творчестве Козьмы Пруткова - начал культивировать он. На копиях некоторых произведений Александра, попавших в печать с именем Козьмы Пруткова, но не включенных в собрание его сочинений, имеется одинаковая пометка редактора собрания Владимира Жемчужникова: «Глупость Сашенькина!». Сколько, вероятно, было написано таких «глупостей», прежде чем возникла идея «Козьмы Пруткова»!

Младший брат Владимир был по преимуществу пародистом. У него был замечательный дар художественной имитации. Он легко и тонко высмеивал манеру любого поэта, соперничая с Алексеем Толстым. Этим двум авторам в основном принадлежат пародии Козьмы Пруткова. Судя по датам произведений, на которые направлено жало пародий, часть этих пародий едва ли не относится еще к 40-м годам.

В 1851 году Алексей Толстой и Алексей Жемчужников впервые вышли со своими шутками из интимной среды на арену публичности. Написав вдвоем одноактный водевиль «Фантазия», они поставили его не на «домашнем театре», а на Александрийской сцене.

Когда впоследствии возник Козьма Прутков, ему задним числом приписали эту пьесу, обозначенную на театральной афише как «Сочинение Y и Z». «Фантазия» - насмешка над убожеством тогдашнего комедийного репертуара. Печатая впервые «Фантазию» в 1884 году в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова, В. Жемчужников необычайно обогатил текст комедии, приведя в подстрочных сносках все исправления цензора. Получился как бы удвоенный Козьма Прутков: Прутков вверху и внизу, Прутков, процензурованный Прутковым.

3. Своеобразие творчества Козьмы Пруткова

С самого зарождения идеи «Козьмы Пруткова» лучшей формой публикации его произведений представлялось собрание сочинений. Ведь идея состояла именно в том, чтобы писать от одного лица, «способного во всех родах творчества» и притом наделенного рядом комических черт. Но этот замысел мог доходить до читателя лишь при сопоставлении ряда произведений Пруткова. Поэтому с самого начала литературной деятельности Козьмы Пруткова перед его создателями встал вопрос о собрании сочинений.

Портрет Козьмы Пруткова, опубликованный лишь при собрании сочинений 1884 года, был, видимо, хорошо известен в литературном кругу. Согласно этому портрету описывает наружность Кузьмы Пруткова А. В. Дружинин в «Заметках петербургского туриста» («С.-Петербургские ведомости», 1856, № 431, 22 февраля). По этому портрету дан облик Кузьмы Пруткова и в карикатуре Н. А. Степанова в «Искре» (1860, № 43 ). )

«Полное собрание сочинений» было издано только через тридцать лет, хотя оно анонсировалось и при публикация «Пуха и перьев» в «Свистке»* и в некрологе 1863 года и хотя видные писатели говорили о необходимости его выпуска. Так, в том же 1863 году Ф. М. Достоевский писал в «Зимних заметках о летних впечатлениях»: «Есть у нас теперь один замечательнейший писатель, краса нашего времени, некто Козьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности: до сих пор не издал еще полного собрания своих сочинений».

Козьма Прутков понят как типичный представитель эпохи Николая I, как «сын своего времени, отличавшегося самоуверенностью и неуважением препятствий».

«Полное собрание сочинений» имело неожиданный для авторов и издателя успех. Выпущенное небольшим тиражом (600 экземпляров), оно сразу разошлось, и в следующем году было переиздано в 2000 экземпляров. С тех пор оно постоянно переиздавалось. В 1916 году вышло двенадцатое издание. В советские годы много раз издавались собрания сочинений Козьмы Пруткова, дополненные материалами, не входившими в дореволюционные издания.

Со времени первого собрания сочинений слава Козьмы Пруткова стала нерушимой. Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем. Особенно известны афоризмы Козьмы Пруткова. Они постоянно цитируются и многие употребляются как пословицы.

«Гони природу в дверь, она влетит в окно». (Н.М.Карамзин)

В числе шуточных афоризмов Козьмы Пруткова имеется перифраза этой поговорки: «гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно» (1860). И действительно, если человек любит, то, как бы он не пытался спрятаться от этого чувства, «закрыть двери и окна», оно все равно будет рядом, ведь оно живет в его душе, внутри и от него не избавиться.

«Заткни фонтан!»

Сокращенная редакция шуточного афоризма из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его: ай отдохнуть и фонтану». Употребляется в значении: замолчи.

«Никто не обнимет необъятного».

Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова (1854).Человек часто в своей речи употребляет словосочетание «объять необъятное», но не задумывается, что такое невозможно; но можно понимать это выражение по-другому: ты настолько силен, что тебе дано сотворить невозможное, и эта возможность есть у каждого, только к этому необходимо стремиться; либо: для каждого есть свое «необъятное», которого он может достичь.

«Смотри в корень!»

Афоризм Козьмы Пруткова. Для того чтобы понять обращать внимание на те качества, которые заложены в основе.

«Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Название водевиля (1844) С.Соловьева, использованного как афоризм в плодах раздумий (18540) Козьмы Пруткова.

Тем самым можно судить о том, что авторы не только сочиняли сами, но тщательно анализировали слова и фразы других людей, переделывали их либо цитировали в сборниках Козьмы Пруткова. Авторы были очень наблюдательны, и порой замечали то, что не задевало и оставляло равнодушными остальных.

Козьма Прутков был задуман прежде всего как поэт. Впервые выступив под своим именем, он сразу внушил публике представление о себе как о поэте-пародисте: «Я поэт, поэт даровитый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они поэты, так и я тоже!..».

Итак, Козьма Прутков для современников был, прежде всего, автором пародий на поэтов.

Козьма Прутков не упускает ни одного из стандартов романтизма - прежде всего, конечно, разочарования, мировой скорби, презрения к толпе, гордого обособления. Подобно всем ходовым байроническим героям, байронический герой Козьмы Пруткова - человек с неведомой биографией, с непонятными целями и с мучительными, но не раскрываемыми тайнами:

Ты к кому спешишь на встречу,

Путник гордый и немой?»

- «Никому я не отвечу:

Тайна то души больной!

Уж давно я тайну эту

Хороню в груди своей,

И бесчувственному свету

Не открою тайны сей. («Путник»)

Козьма Прутков любит накинуть чайльд-гарольдов плащ, «обнять грозное страданье», порисоваться презрительно-спокойным видом, скрывающим измученное, увядшее сердце:

В моих устах спокойная улыбка,

В груди - змея! («Мой портрет»)

Козьма Прутков отдает теме «величия поэта» обильную дань. Он преисполнен сознанием избранности и презрением к ничтожной толпе, высоко над которой стоит поэт:

Клейми, клейми, толпа, в чаду сует всечасных,

Из низкой зависти, мой громоносный стих:

Тебе не устрашить питомца муз прекрасных,

Тебе не сокрушить треножников златых!..

Озлилась ты?! так зри ж, каким огнем презренья,

Какою гордостью горит мой ярый взор,

Как смело черпаю я в море вдохновенья

Свинцовый стих тебе в позор! («К толпе»)

Теме поэта посвящено замечательное стихотворение Пруткова «Мой сон». Это своеобразная «синтетическая» пародия на три стихотворения Хомякова*. Стихи Хомякова-любомудра говорят о значении поэта, утоляющего жажду смертных понять «тайный глас природы» и слиться духом с «мировой душой». Хомяков говорит о поэте вообще. Козьма Прутков - о конкретном поэте, о себе самом. Стиху Хомякова:

Я видел сон, что будто я певец...

в прутковской пародии соответствует стих:

И снилося мне, что я тот певец**.

Вместо особого значения поэта, проникающего в глубину людских сердец и в душу мироздания, воспевается значение Козьмы Петровича Пруткова, весьма довольного привилегиями славы и власти, присвоенными ему по званию поэта.

Козьма Прутков также видит во сне свою смерть и бессмертие, но последнее представляется ему в образах посмертных почестей на земле и в среде небожителей. Козьма Петрович так тешится посмертной славой, что не хочет и возвращаться к жизни:

Но - ах! - я проснулся, к несчастью, живой,

Здоровый!

Этот финал - «к несчастью, живой, здоровый» - апофеоз нелепой оторванности поэзии от жизни, возникающей на почве эстетизации оторванного от своих идейных истоков искусства.

В стихах Пруткова разоблачены позерство и ложно-величавая торжественность «антологистов». Взять хотя бы реплики в «Споре древних греческих философов об изящном»:

Клефистон (самоуверенно )

Свесть не могу очарованных глаз

С формы изящной котурна.

Стиф (со спокойным торжеством и с сознанием своего достоинства )

После прогулок моих утомясь,

Я опираюсь на урну.

В замечательном стихотворении Козьмы Пруткова «Письмо из Коринфа» (пародирующем «Письмо» Щербины) построфно проходят все типовые темы «антологического рода», прекрасные предметы античного мира:

Я недавно приехал в Коринф.

Вот ступени, а вот колоннада.

Я люблю здешних мраморных нимф

И истмийского шум водопада.

Наслаждение эстетическим созерцанием:

Целый день я на солнце сижу.

Трусь елеем вокруг поясницы.

Между камней паросских слежу

За извивом слепой медяницы.

Культ «Красоты»:

Померанцы растут предо мной,

И на них в упоеньи гляжу я.

Дорог мне вожделенный покой.

«Красота! красота!» - всё твержу я.

Культ «изящного сладострастия»:

А на землю лишь спустится ночь,

Мы с рабыней совсем обомлеем...

Всех рабов высылаю я прочь

И опять натираюсь елеем.

И в других стихотворениях Козьмы Пруткова из-под античной тоги выглядывает фигура российского обывателя, который в поэтических мечтах «натирается елеем» на ночь («трусь елеем вокруг поясницы»), словно это средство от старческой боли в спине. Или он хвастает беседой с философом Лизимахом, упоминающим о не существовавших в древности очках. Или, показывая свою ученость, требует себе без разбору самые разнообразные и заведомо ненужные ему античные предметы:

Дайте бочку Диогена,

Ганнибалов острый меч,

Что за славу Карфагена

Столько вый отсек от плеч!

Дайте мне ступню Психеи,

Сапфы женственной стишок,

И Аспазьины затеи,

И Венерин поясок! («Честолюбие»)

В стихах Козьмы Пруткова замечательно имитировано простодушие, с которым поэт мешает «высокое» с обыденным. Он более всего вульгарен там, где более всего становится на ходули. Усиливается «парение ввысь», с одной стороны, и банальность житейской обыденщины - с другой, так что беспринципное смешение «действительности» с «мечтой» становится комичным в глазах каждого читателя.

Вот типовая романтическая ситуация: певец во время бури на море среди общего ужаса бесстрашно поет гимн разгневанной стихии:

Забыл песни неги, и песнь громовую

Настроил под твой гармонический рев!

Образ Козьмы Пруткова - воплощение тех тенденций, которые осмеивали его создатели в современной литературе.

Основное свойство вульгарного романтизма - эклектизм, неразборчивое сочетание идейно и психологически несовместимых «красот». Для демонстрации эклектизма надо было все пародии приписать одному автору, «писать от одного лица, способного во всех родах творчества», то есть мыслящего себя отнюдь не пародистом, но лишь усердным подражателем признанным образцам.

В своем «Письме известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей» (1854 г.) по поводу статьи сего последнего» Козьма Прутков заявляет:

«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; - этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!..».

Чтобы совмещать в своем творчестве явно противоречивые тенденции и не замечать этого, задуманный автор должен был, очевидно, обладать незаурядным простодушием, безвкусием и казенно-почтительным отношением ко всем жанрам и формам поэтического творчества, санкционированным литературной модой.

Снижая романтические идеи и темы бытовой конкретизацией, украшая быт романтическим реквизитом, эпигон переносит атрибуты романтического поэта, как мы уже видели, непосредственно на себя самого, на К. П. Пруткова:

Раздайся ж, прочь, толпа!.. довольно насмехаться!

Тебе ль познать Пруткова дар?! («К толпе»)

Знаменательно, что слава пришла к Козьме Пруткову, когда основные объекты его пародий давно стали достоянием истории литературы, когда в могиле давно покоился и он сам (согласно «Биографическим сведениям») и наиболее известный из его создателей, а остальные доживали свой век. Прочная популярность Пруткова оказалась независимой от непосредственных поводов и импульсов его творчества, от проблем его эпохи.

Выводы

Козьма Прутков – это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его братьями Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы.

В основе их искреннего, веселого смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, а желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции.

Козьма Прутков предстает перед нами уверенным, самоироничным. Он смеется над собой и другими, над событиями, происходящими вокруг него, прямо говорит в своих произведениях о человеческих пороках, совмещает «высокое» и простое, привычное, не боится посмеяться над известными людьми, совмещает мечты и реалии.

К 1860 году облик Козьмы Пруткова приобретает определённые черты: это благонамеренный чиновник, который обо всем судит с откровенно казенной точки зрения и тем самым выдает все свое убожество, абсурдность своей «философии». В результате такого откровенного раскрытия святая святых казенной философии возникла убийственная сатира на официально-бюрократическую Россию.

Прутков – и благонамеренный чиновник, и поэт-обыватель. Самоуверенность и самодовольство банального "законодателя" и "советчика" сочетаются в Пруткове с простодушием, духовным рабством и казенной тупостью.

На образ Пруткова следует смотреть и более широко – его создатели воплотили в нем вообще все то, что они отвергали в современной им общественной и литературной жизни.

Наиболее ценными своими сторонами творчество Козьмы Пруткова близко демократическому лагерю русской литературы. Недаром его литературная биография так тесно связана с некрасовским «Современником». В произведениях Пруткова преследуется отрыв искусства от жизни, безвкусная лакировка жизни омертвевшими " «красотами», подмена трескучей риторикой полноценного выражения общезначимых чувств.

Создатели Козьмы при известной разноречивости своих взглядов интересов и настроений, оставили яркое творческое наследие, сыгравшее бесспорно прогрессивную роль в истории русского художественного слова.

Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем.

Список литературы

1. Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения». Издание четвертое дополненное. Москва: «Художественная литература» 1988 год.

2. Басовская е. О том, что вызывает смех и сегодня» (Козьма Прутков) // Литература – 1997 - №31

3. Ивкина Н. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков и его афоризмы» // Литература – 1996 - №11

4. Рассадин С. «Козьма Великолепный» // Литература – 1995 - №47

5. Руские писатели XIX – начала XX века. Библиографический словарь. М: Просвещение 1995

6. И. О. Родин «Справочник школьника», АСТ. Астрель. М: 2004

7. Литература: энциклопедия. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001

В 1854 году на небосклоне русской поэзии появилось новое имя - Козьма Прутков . Некрасовский журнал "Современник", открывший к тому времени немало дарований, не просчитался и на этот раз. Правда, сочинения начинающего автора опубликовали на страницах юмористического приложения к журналу - в "Литературном ералаше", но ведь и Тургенев впервые увидел своего "Хоря и Калиныча" в разделе "Смесь" того же "Современника", а теперь он - известный автор "Записок охотника"...
Видно было, что и новый поэт полон надежд и воодушевления.

Я вечно буду петь и песней наслаждаться,
Я вечно буду пить чарующий нектар.
Раздайся ж прочь, толпа!.. довольно насмехаться!
Тебе ль познать Пруткова дар?!

Впрочем, уже в следующей строфе этого стихотворения под многозначительным заглавием "К толпе" автор сменял презрение на снисхождение к ней:

Постой!.. Скажи: за что ты злобно так смеешься?
Скажи: чего давно так ждешь ты от меня?
Не льстивых ли похвал?! Нет, их ты не дождешься!
Призванью своему по гроб не изменя,
Но с правдой на устах, улыбкою дрожащих,
С змеею желчною в изношенной груди,
Тебя я наведу в стихах, огнем палящих,
На путь с неправого пути!

Заявив таким образом о своей творческой программе, Прутков с не меньшей страстью принялся воплощать ее в жизнь. Как видно, ему особенно были по душе жанры, споспешествующие исправлению нравов, обличению порока: басни, комедии, эпиграммы...

Мне, в размышлении глубоком,
Сказал однажды Лизимах:
"Что зрячий зрит здоровым оком,
Слепой не видит и в очках!"

Да и сам Козьма Прутков не был чужд умственных усилий. Публикуются его "Плоды раздумья" - свод чеканных афоризмов, среди которых и знаменитые ныне "Смотри в корень!", "Никто не обнимет необъятного", "Не ходи по косогору, сапоги оттопчешь!", а также множество других, не менее выразительных: "Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти", "Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом", "Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза", "Что есть лучшего?- Сравнив прошедшее, свести его с настоящим!".

Следуя последнему афоризму, Козьма Прутков обнародовал "Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)", скромно объявив в предисловии: "Весь мой род занимался литературою" - и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные.
Правда, таковых не появилось, но зато после его кончины почтительные потомки подробно рассказали о жизненном и творческом пути этого государственного мужа и литературного деятеля. Читатель узнал, что К. П. Прутков дослужился до высокого чина действительного статского советника и директора Пробирной Палатки, что помимо произведений изящной словесности он создавал "правительственные проекты", из которых знаменитейший - "О введении единомыслия в России", который, правда, в то время не был осуществлен.

Художники, восхищенные славой Пруткова, создали его портрет, причем изображаемый потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи. Желание было исполнено. Впоследствии появился бюст поэта, ныне хранящийся в краеведческом музее города Тамбова, а уже в наше время, несколько лет назад, скульптура Козьмы Пруткова была сооружена в брянском парке-музее имени А. К. Толстого. Можно добавить, что сочинения Пруткова цитировали Тургенев и Герцен, Гончаров и Салтыков-Щедрин. Большое стихотворение Пруткова "Осада Памбы" читают герои романа Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Да и в других произведениях писателя появляется имя этого сочинителя, по определению Достоевского, "красы нашего времени"...

Таков Козьма Петрович Прутков - одно из удивительных и ярких порождений русской литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья - Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы - Александр и Лев (он вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио изобразил Пруткова), а также поэт Петр Ершов, автор знаменитого "Конька-горбунка".

Но совсем не простой забавой для них стал этот чиновник-поэт.
Да, поэт Алексей Толстой, старший среди братьев, любил шутки, веселье, от природы обладал абсолютным чувством юмора. Да, поэт Алексей Жемчужников десятилетиями оставался верен темам русской сатирической поэзии. Да, вся дружеская атмосфера большой семьи Жемчужниковых была пронизана жизнерадостностью и одновременно неприятием косного, казенного, туполобого. Существует немало историй о розыгрышах, которые устраивали братья в чиновном Петербурге. Однажды один из них, облачившись в мундир флигель-адъютанта, то есть офицера императорской свиты, объехал ночью петербургских архитекторов, передавая якобы повеление Николая I явиться наутро во дворец в связи с тем, что Исаакиевский собор провалился под землю. Его величество были весьма этой шуткой недовольны...

Но со временем юношеское неприятие зарегламентированного уклада столичной да и всей российской жизни ("Земля ж у нас богата, Порядка в ней лишь нет") стало сменяться размышлениями о творческой сути человеческой природы, о подлинных ценностях бытия. При подготовке в 1884 году первого "Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова" Жемчужниковы рассказали, что, создавая Пруткова, они "развили в нем такие качества, которые желали осмеять публично". Прутков "перенял от других людей, имевших успех: смелость, самодовольство, самоуверенность, даже наглость и стал считать каждую свою мысль, каждое свое писание и изречение - истиною, достойною оглашения. Он вдруг счел себя сановником в области мысли и стал самодовольно выставлять свою ограниченность и свое невежество". На всеобщее обозрение и очевидное посмеяние было выставлено распространенное в российской жизни представление, что чиновник, плоть от плоти государственного механизма, обладает единоличным правом на истину, в том числе и в сферах интеллектуальной деятельности, творчества, что само по себе творческие силы парализует. "По пословице: "смелость города берет", Козьма Прутков завоевал себе смелостью литературную славу. Будучи умственно ограниченным, он давал советы мудрости, не будучи поэтом, он писал стихи и драматические сочинения, полагая быть историком, он рассказывал анекдоты, не имея ни образования, ни хотя бы малейшего понимания потребностей отечества, он сочинял для него проекты управления,- "Усердие все превозмогает!"..."
Если сам Прутков, с его, так сказать, биографическими и мыслительными данными,- сатира на нашего российского бюрократа, на тип бюрократического мышления, то "лирика" директора Пробирной Палатки пародирует те литературные формы и средства, которые с развитием поэзии износились, стали банальными и воспринимаются читателями без каких-либо эстетических переживаний, а мысли - как род ходячей морали, унылого назидания.

Но сама фигура Пруткова сослужила отечественной словесности хорошую службу. Представление о литературе как о служанке государства было доведено в его писаниях до абсурда и отныне всерьез восприниматься не могло. Самим своим существованием этот образ убеждает читателя в невозможности свести поэзию к канцелярским инструкциям, подлинное, свободное вдохновение - к исканию поощрения. Любой литературный администратор, забывавший об этом, рано или поздно оказывался в положении Пруткова.

К озьма Прутков «родился» в 1851 году и «прожил» всего 12 лет. За это время из-под его пера появились несколько пьес, десятки стихотворений, басен и афоризмов, которые стали крылатыми выражениями и используются до сих пор. Вспоминаем историю вымышленного писателя.

Писатель-камердинер

Алексей Толстой. Фотография: wikimedia.org

Владимир Жемчужников. Фотография: wikimedia.org

Александр Жемчужников. Фотография: wikimedia.org

Алексей Жемчужников. Фотография: coollib.com

Козьма Прутков - коллективный псевдоним четырех писателей. В 50–60-е годы XIX века под ним публиковали свои произведения Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой.

«Прутковский кружок» зародился в 1851 году в Павловке - родовом имении Жемчужниковых (сегодня - Долгоруковский район Липецкой области). Там они вместе с Алексеем Толстым провели все лето. Также в «прутковском кружке» участвовал русский поэт Александр Аммосов и художник Лев Жемчужников. Все увлекались литературой: Толстой писал сатирические стихотворения, Алексей Жемчужников - комедии для домашнего театра, Александр - стихи, афоризмы и басни. В Павловке появились шуточные басни - «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки».

«Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова».

Владимир Жемчужников

Так появился пародийный образ писателя-чиновника, острослова Козьмы Пруткова. Настоящим Прутковым был камердинер одного из братьев, и за использование своего имени он получил 50 рублей.

Басни, стихи, афоризмы

Прутков не ограничивался первыми написанными баснями. Вскоре из-под его пера стали выходить стихи и пьесы. Большинство произведений были сатирическими: автор высмеивал разные явления из российской действительности, а особенно - литературу.

Одним из самых популярных произведений Пруткова стали его афоризмы.

Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
Бди!
Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
Никто не обнимет необъятного.
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
Усердие всё превозмогает!
Лучше скажи мало, но хорошо.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Человек раздвоен снизу, а не сверху - для того, что две опоры надежнее одной.

Исследователь литературы Николай Гербель ставил Козьму Пруткова в один ряд с Денисом Фонвизиным и Александром Грибоедовым , Николаем Гоголем и Михаилом Салтыковым-Щедриным . Гербель включил стихи вымышленного писателя в хрестоматию «Русские поэты в биографиях и образцах», которую составил в 1873 году. Писатели-современники - Аполлон Григорьев, Николай Чернышевский , Николай Добролюбов - посвящали Козьме Пруткову критические статьи. А многие читатели верили в то, что Прутков существует на самом деле.

Где публиковался Козьма Прутков

Николай Кузьмин. Козьма Прутков перед морем житейским. Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Лев Жемчужников, Александр Бейдеман, Лев Лагорио. Портрет Козьмы Пруткова. 1853–1854

Николай Кузьмин. Козьма Прутков «в молодости». Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Впервые произведения вымышленного писателя появились в 1854 году в «Современнике» . В юмористическом приложении к журналу - «Литературном Ералаше» - вышли «Досуги Козьмы Пруткова». Сюда входило предисловие, стихи, басни и «Письмо известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего».

«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии? Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!.. Прийдя к такому сознанию, я решился писать. Решившись писать, я пожелал славы. Пожелав славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем поэтам, которые уже приобрели ее в некоторой степени. Слышишь ли? - «подражание», а не пародию!.. Откуда же ты взял, будто я пишу пародии?!»

Отрывок из «Письма известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего»

После первой публикации произведения Пруткова долго не печатались. Лишь через пять лет в «Современнике появились «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова», потом в журналах «Искра» вышли «Мысли и афоризмы» и анекдоты. Также Пруткова публиковали в «Развлечении» и сатирическом журнале «Свисток».

Вымышленный портрет вымышленного писателя

Как писал Владимир Жемчужников: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно» . О том, чтобы писатель Прутков обрел узнаваемый облик, позаботились Лев Жемчужников и художники Александр Бейдеман и Лев Лагорио. В 1853 году был написан вымышленный портрет, который вскоре был опубликован в одном из журналов.

«…Искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: …кусочек черного английского пластыря на шее… длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо. Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи».

Отрывок из книги «Биографические сведения о Козьме Пруткове»

«Биографические сведения о Козьме Пруткове»

Николай Кузьмин. Kозьма Прутков в кругу своих создателей. Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Обложка книги Алексея Смирнова «Козьма Прутков». Из серии «Жизнь замечательных людей». Издательство «Молодая гвардия», Москва, 2011

Николай Кузьмин. У памятника Козьме Пруткову. Иллюстрация к книге «Плоды раздумья». Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1962

Козьма Прутков «появился на свет» с биографией, родственниками и даже должностью «по министерству финансов». События его жизни были описаны в книге «Биографические сведения о Козьме Пруткове». Из произведения читатели узнали, что один из самых популярных писателей второй половины XIX века больше 40 лет пробыл государственным служащим и около пяти лет писал книги. «Замечательные дарования драматического творчества» якобы разглядели в служащем Пробирной Палатки братья Жемчужниковы и Алексей Толстой. При их одобрении и поддержке начинающий писатель и «создал» свое первое творение.

В 1863 году Козьма Прутков официально «умер». В журнале «Современник» вышел некролог, написанный его «племянником» Калистратом Шерстобитовым.

«Ужасное горе постигло семейство, друзей и ближних Кузьмы Петровича Пруткова, но еще ужаснее это горе для нашей отечественной литературы... Да, его не стало! Его уже нет, моего миленького дяди! Уже не существует более этого доброго родственника, этого великого мыслителя и даровитейшего из поэтов; этого полезного государственного деятеля».

Отрывок из «Краткого некролога»

В 1894 году вышло полное собрание сочинений «прутковцев». 600 экземпляров, по воспоминаниям современников, «через неделю, через две после своего выхода исчезло из книжных лавок». До революции книги переиздавали 12 раз, выходили они и в годы советской власти. В 2011 году в России вышла биография Козьмы Пруткова из серии «Жизнь замечательных людей» - первая в серии книга, посвященная вымышленному человеку.