Ухналев евгений ильич биография. Ухналев евгений. Миниатюры из «Крестов»

Евгений Ухналев родился в Ленинграде в сентябре 1931 года. Вместе с родителями пережил первую блокадную зиму, после чего семью эвакуировали на Урал. Обратно в Ленинград Ухналевы возвращаются сразу после блокады. Евгений начинает заниматься в Средней художественной школе при Академии художеств. Но по настоянию отца он уходит из СХШ в судостроительный техникум. Вскоре после того как художнику исполнилось 17 лет, его арестовали по 58-й статье Уголовного кодекса. Его обвинили в подкопе под мавзолей и покушении на Сталина и приговорили к смертной казни, но позже заменили казнь на двадцать пять лет лагерей. Почти год он провел в тюрьме «Кресты», потом — в воркутинском лагере работал в «шарашке» (так именовали лагерные научно-технические бюро), сначала копировщиком, потом архитектором. Художник находил возможность зарисовывать на кусочках бумаги, размером чуть больше почтовой марки, пером и тушью лагерные пейзажи, состоящие из выходов угольных шахт и бараков. Он много рисовал портретов тех, с кем общался, раздаривая их на память. Из лагеря Евгений Ухналев вышел после смерти Сталина в 1954 году. Через пять лет последовала реабилитация.

Евгений Ухналев вернулся в Ленинград, где начал работать сначала техником, потом архитектором в различных проектных институтах. Больше он нигде не учился: опыта в шарашке хватило, чтобы стать специалистом.

Восемь лет, начиная с 1967 года, Евгений Ухналев работал главным архитектором Эрмитажа, где занимался реставрацией фасадов и интерьеров, оформлением выставок. После ухода из Эрмитажа, много работал дома, иллюстрируя книжные издания. С этого времени он начал много заниматься живописью и графикой.

Уже в лагерных рисунках художника появляются характерные особенности техники и композиции, которые потом переходят в живопись и графические листы. Характерная манера штриха и достоверная правдивость зарисовок, со временем превратились в небольшие немного нервные мазки и особую фантастическую документальность его работ.

В самых ранних работах семидесятых годов появляюся сюжеты, в которых прошлое, настоящие и будущее соединяются. Классическая петербургская архитектура зарастает корнями неведомых растений, заметается снегом, дома погружаются во мрак и размышление. В восьмидесятых Евгений Ухналев участвует в выставках неофициальных художников Ленинграда.

Художник не делает зарисовок на натуре, иногда используя фотографии для создания работ. И кажется, характерность его работ напрямую связана со свойством памяти, в которой воспоминания хранятся в мельчайших деталях. Наподобие тому, как Евгений Ухналев до сих пор в подробностях помнит первый день войны, или то, что на окнах их лагерного барака не снимались новогодние снежинки вырезанные из бумаги, потому что лето было очень коротким.

Евгений Ильич Ухналёв - соучредитель и член Совета Гильдии геральдических художников. Член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Народный художник Российской Федерации (1997).
Евгений Ильич родился 4 сентября 1931 года в Ленинграде. Окончил Художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В 1948 году по ложному доносу был осужден на 25 лет по ст. 58 УК РСФСР и отбывал срок в тюрьмах и лагерях ("Кресты", Воркутлаг). После возвращения в Ленинград в 1954 году работал в проектных институтах - сначала чертежником, затем архитектором. В 1967-1975 гг. - главный архитектор Государственного Эрмитажа. В 1992-1998 гг. работал в возрожденном геральдическом ведомстве России (Государственной герольдии при Президенте РФ). С 1998 года - ведущий художник Государственного Эрмитажа.
Участник более 40 выставок в России и за рубежом, в том числе в Германии, США, Австрии, Финляндии и Швеции. Работы хранятся в Государственном Русском музее, музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, в частных собраниях России, Америки и Европы.
Автор официального дизайна Государственного герба Российской Федерации (принят 30 ноября 1993), штандарта и знака (цепи) Президента Российской Федерации, рисунков знаков орденов Святого апостола Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством» и ордена Мужества.


Всю жизнь. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш


Одесса. 1994 год. Холст, масло


Присутствие [коридор НКВД]. 1986 год. Холст, темпера, акварель


Автопортрет. 2005 год. Холст, смешанная техника


Скучный дом. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш


Февраль 96-го. 1996 год. Бумага, тушь, перо



Трубы, крыши. Серия. 1995 год. Бумага, тушь, перо


Ненастье (Знак беды). 1982 год. Холст, масло


Дорога в никуда. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш


Николаевские чугунные ворота. Павловск. 2003 год. Цветная бумага, тушь, перо.


Глухая пора. 1998 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера



Восход луны. 1998 год. Бумага, тушь, перо


Зона (по Тарковскому). 1990 год. Холст, масло



Круглая рига. 2004 год. Цветная бумага, тушь, перо


Но это же наша Родина. 2005 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера



Призрак. 2003 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера


Это та башня, до которой я никак не могу добраться и о которой никто ничего не знает. 2004 год.
Цветная бумага, тушь, перо, цветной карандаш


Всю жизнь. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш


Одесса. 1994 год. Холст, масло


Присутствие [коридор НКВД]. 1986 год. Холст, темпера, акварель


Автопортрет. 2005 год. Холст, смешанная техника


Скучный дом. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш


Февраль 96-го. 1996 год. Бумага, тушь, перо



Трубы, крыши. Серия. 1995 год. Бумага, тушь, перо


Ненастье (Знак беды). 1982 год. Холст, масло


Дорога в никуда. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш


Николаевские чугунные ворота. Павловск. 2003 год. Цветная бумага, тушь, перо.


Глухая пора. 1998 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера



Восход луны. 1998 год. Бумага, тушь, перо


Зона (по Тарковскому). 1990 год. Холст, масло



Круглая рига. 2004 год. Цветная бумага, тушь, перо


Но это же наша Родина. 2005 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера



Призрак. 2003 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера


Это та башня, до которой я никак не могу добраться и о которой никто ничего не знает. 2004 год.
Цветная бумага, тушь, перо, цветной карандаш

Евгений Ухналев родился в Ленинграде в сентябре 1931 года. Вместе с родителями пережил первую блокадную зиму, после чего семью эвакуировали на Урал. Обратно в Ленинград Ухналевы возвращаются сразу после блокады. Евгений начинает заниматься в Средней художественной школе при Академии художеств. Но по настоянию отца он уходит из СХШ в судостроительный техникум. Вскоре после того как художнику исполнилось 17 лет, его арестовали по 58-й статье Уголовного кодекса. Его обвинили в подкопе под мавзолей и покушении на Сталина и приговорили к смертной казни, но позже заменили казнь на двадцать пять лет лагерей. Почти год он провел в тюрьме «Кресты», потом — в воркутинском лагере работал в «шарашке» (так именовали лагерные научно-технические бюро), сначала копировщиком, потом архитектором. Художник находил возможность зарисовывать на кусочках бумаги, размером чуть больше почтовой марки, пером и тушью лагерные пейзажи, состоящие из выходов угольных шахт и бараков. Он много рисовал портретов тех, с кем общался, раздаривая их на память. Из лагеря Евгений Ухналев вышел после смерти Сталина в 1954 году. Через пять лет последовала реабилитация.

Евгений Ухналев вернулся в Ленинград, где начал работать сначала техником, потом архитектором в различных проектных институтах. Больше он нигде не учился: опыта в шарашке хватило, чтобы стать специалистом.

Восемь лет, начиная с 1967 года, Евгений Ухналев работал главным архитектором Эрмитажа, где занимался реставрацией фасадов и интерьеров, оформлением выставок. После ухода из Эрмитажа, много работал дома, иллюстрируя книжные издания. С этого времени он начал много заниматься живописью и графикой.

Уже в лагерных рисунках художника появляются характерные особенности техники и композиции, которые потом переходят в живопись и графические листы. Характерная манера штриха и достоверная правдивость зарисовок, со временем превратились в небольшие немного нервные мазки и особую фантастическую документальность его работ.

В самых ранних работах семидесятых годов появляюся сюжеты, в которых прошлое, настоящие и будущее соединяются. Классическая петербургская архитектура зарастает корнями неведомых растений, заметается снегом, дома погружаются во мрак и размышление. В восьмидесятых Евгений Ухналев участвует в выставках неофициальных художников Ленинграда.

Художник не делает зарисовок на натуре, иногда используя фотографии для создания работ. И кажется, характерность его работ напрямую связана со свойством памяти, в которой воспоминания хранятся в мельчайших деталях. Наподобие тому, как Евгений Ухналев до сих пор в подробностях помнит первый день войны, или то, что на окнах их лагерного барака не снимались новогодние снежинки вырезанные из бумаги, потому что лето было очень коротким.

1931, 4 сентября. - Родился в Ленинграде. Отец - Илья Акимович Ухналев, инженер. Мать - Валентина Алексеевна Ухналева, художник, служащая «Интуриста».

1937. - Мобилизация матери как знающей испанский язык в штаб Республиканской армии Испании.

1939. - Возвращение матери из Испании, развод родителей. Мать назначают директором испанского детского дома в Пушкино, под Ленинградом. Поступление Евгения в школу, проявление его больших способностей к рисованию.

1941, осень. - Эвакуация с матерью и бабушкой из Ленинграда в одну из деревень Свердловской области, голод.

1942. - Переезд в Свердловск.

1944, 22 июня. - Возвращение по вызову отца в Ленинград, поступление в Среднюю художественную школу (СХШ) при Академии Художеств.

1948, 3 ноября. - Арест вместе с пятью друзьями по доносу однокурсника, тюрьма на Шпалерной. Сфабрикованное госбезопасностью обвинение в подготовке теракта, для чего якобы планировалось прорыть тоннель из Ленинграда в Москву под Мавзолей Ленина. Ночные допросы.

1949, лето. - Приговор суда - 25 лет заключения. Ж-д этап в Воркуту. Трехнедельный карантин перед началом работ на шахте №6. В шахте назначен лесовозом. Через 4 дня перевод дневальным в клуб при шахте. Трудности с добыванием угля для отопления клуба. Сильная простуда, работа ассенизатором, кочегаром.

1949, январь. - Этап в Ленинград, тюрьма на Шпалерной, затем обследование психики в институте Сербского в Москве, где излечил плеврит.

1950. - Перевод на шахту «Капитальная», где по протекции ленинградца Ивана Шпака был определен копировальщиком в проектную контору шахты.

1954, начало. - Объявление об уменьшении срока с 25 до 10 лет.

1954, июнь. - Освобождение без права проживания в Ленинграде, выбор Тарту по совету приятеля по заключению. Благодаря хлопотам матери устройство техником-архитектором в проектном институте Гипрошахт (Ленинград).

1957. - Переход на работу в ГСПИ - Государственный специальный проектный институт.

1959, 8 декабря. - Реабилитация за отсутствием состава преступления Военной Коллегией Верховного Суда СССР.

1960. - Знакомство с Натальей Александровной Капман, будущей женой.

1967, начало февраля. - Поступление на работу главным архитектором в Эрмитаж. Перечень работ, выполняемых главным архитектором Эрмитажа.

1975. - Увольнение из Эрмитажа из-за склок в коллективе, переход на работу внештатным художником издательства «Машиностроение». Постепенное возвращение интереса к рисованию.

1980-е гг., начало. - Общение с художниками из Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). Участие в выставках.

1988. - Персональные выставки в музее Достоевского и Русском музее.

1991. - Выход на пенсию.

1992. - Специалист-эксперт Герольдического Совета при Президенте РФ. Разработка герба РФ, орденов.

1998. - Выход из Геральдического Совета, поступление на должность ведущего художника Эрмитажа.

2007, 27 июля. - Благодарность Президента РФ за большой вклад в обеспечении единой государственной политики в области геральдики.