В чем причина начала проведения перестройки. Причины перестройки в ссср

Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

Экономические реформы перестройки

Последствия (1985-1991 гг.).

Завершающий этап в истории СССР (1985-1991 гг.)

Глава XIII

1. Перестройка в СССР и ее причины.

В марте 1985 года после смерти К.У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев .

Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества.

1 . Застой в экономике , нарастание научно-технического отставания от Запада.

2 . Низкий уровень жизни населения : постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3 . Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4 . Негативные явления в духовной сфере общества . Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

5 . Гонка вооружений . К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки : оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С. Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму . Они только хотели совершенствования социализма . Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С. Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка - еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.


Началась борьба с «нетрудовыми доходами . На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская представили хороший проект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

1 . Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

2 . Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально - путем развития кооперативного движения).

3 . Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

4 . Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

5 . Отказ от монополии внешней торговли.

6 . Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

Посмотрим, какие же законы были приняты:

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии» . Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике . В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

- Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

- Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

- Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса . Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

- Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

- Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. - предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Однако Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки.

- Одни считают , что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

- Другие видят , что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции , произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху.

Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы предпосылок:

Накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

Неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

Кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

Движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор : ошибки М.С.Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик.

Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев. Новой остройпроблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

В период перестройки в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система . Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность , начало зарождатьсягражданское общество , осуществляться принцип разделения властей .

При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности , направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определиланеобратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 года.

Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы , не совместимой с новыми политическими реалиями.Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С.Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы . Завершилась перестройка распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему.

О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости.

Глобальные последствия распада СССР определит история.

Заключение

1980-е - начало 1990-х гг. - период мировой истории, который характеризовался крупными изменениями в международных отношениях, социально-экономическом и политическом развитии. В капиталистических государствах наблюдался новый подъем экономики. На этом фоне центральным событием стала перестройка в СССР.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства во главе с М.С.Горбачевым и общества в целом был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, демократизацию и гласность. Более четко цели перестройки были определены на январском Пленуме ЦК КПСС (1987 г.). Это - «обновление всех сторон жизни нашего общества, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие творческого потенциала социалистического строя». Новый внутренний и внешнеполитический курс советского руководства существенно изменил положение в обществе и в мире. В результате осуществления во внешней политике идеи нового политического мышления из страны «закрытой» Советский Союз стал быстро превращаться в страну широких контактов.

В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросамбудущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Противоречивость и непоследовательность политики советского руководства, сложная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе в конечном итоге привели страну к еще более глубокому кризису. Августовские события 1991 года завершились распадом Советского Союза и отстранением президента М.С.Горбачева от власти.

К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидации власти КПСС и распаду СССР. Распад СССР привел к созданию СНГ и крушению мировой системы социализма.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Черненко. Генеральным секретарем был избран 54-летний Михаил Сергеевич Горбачев . В борьбе за этот пост поддержку Горбачеву оказал патриарх советской дипломатии Громыко. Вскоре Громыко занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Горбачев выступил на нем с программной речью. Состояние общества было оценено как предкризисное. Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был конкретизирован на 26 съезде КПСС в начале 1986 г. Основные направления курса:

1. ускорение научно-технического прогресса;

2. активизация человеческого фактора;

3. отказ от остаточного принципа в социальной сфере;

4. стержень курса - новая инвестиционная и структурная политика – не строительство новых, а модернизация действующих предприятий; ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. (Идея академика Аганбегяна.)

Предполагалось : увеличить темпы экономического роста и к 2000 г. удвоить промышленный потенциал; производительность труда увеличить в 2,5 раза; обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом; осуществить всеобщую компьютеризацию.

В качестве мер, призванных способствовать ускорению социально-экономического развития, были проведены: антиалкогольная кампания ; введена госприемка . Изменилась кадровая политика : к началу 1987 г. было заменено более половины партийных руководителей «брежневского призыва» на союзном и областном уровнях.

Результаты курса на ускорения оказались плачевными : в 1985 г. бюджетный дефицит составлял 17-18 млрд. рублей, в 1986 г. – в три раза больше.

Причины неудачи курса ускорения:

1. на треть сократились поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен;

2. из-за массированной антиалкогольной кампании страна за 3 года недополучила 37 млрд. руб.

3. ошибка в выборе экономической стратегии – отдачи от инвестиций в машиностроение не было; эти средства могли быть с большей пользой израсходованы на развитие легкой и продовольственной отраслей промышленности, где отдача быстрее и люди на себе ощущают положительный результат; так называемая госприемка отвлекала квалифицированных специалистов.

Явно несбыточные обещания, расточаемые на фоне ухудшающегося экономического положения, только раздражали людей.

Реформа управления экономикой и причины ее неудачи.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС неудачи курса на ускорение были объяснены действием «механизма торможения» и недооценкой глубины кризиса. Вместо прежнего курса был провозглашен новый: перестройка . Суть перестройки: разрушение командно-административной системы , перестройка механизма управления экономикой. Предполагалось демократизировать все сферы государственной и общественной жизни. Заговорили о новой модели социализма – социализме «с человеческим лицом». Важнейшим инструментом перестройки должна была стать гласность .

Была провозглашена новая экономическая стратегия – рыночный социализм (или хозрасчетный социализм). Возможность рыночного социализма отстаивали такие экономисты как Абалкин, Бунич, Шмелев, Богомолов, Попов. Их оппоненты – Пияшева, Пинскер – говорили, что рынок и социализм несовместимы, но к их голосу не прислушивались.

В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии , который вступал в силу с 1 января следующего года. Предприятия получали определенную самостоятельность : до них доводился план госзаказа. Государство гарантировало приобретение продукции, произведенной по госзаказу. Все, что предприятие производило сверх госзаказа, оно могло реализовывать по свободным ценам на рынке. Предприятия сами определяли численность работников, устанавливали зарплату, выбирали хозяйственных партнеров, избирали руководителей и т.д.

Курс на рыночный социализм также оказался несостоятельным . Причины:

1. Отсутствовала инфраструктура рынка: товарно-сырьевые биржи, посреднические организации. Значительная часть предприятий стремилась получить госзаказ по максимуму, в то время как его предполагалось постепенно сокращать и добиваться перевода предприятий на рыночные условия хозяйствования.

2. Только четвертая часть всех предприятий приносила небольшую прибыль. Треть предприятий были убыточными. Их перевод на рыночные условия хозяйствования означал банкротство. Банкротство, безработица, повышение цен – все это не принималось обществом и властью.

3. На тех предприятиях, которые были способны приспособиться к рыночным условиям, восторжествовал так называемый коллективный эгоизм трудовых коллективов. Они «проедали прибыль» (увеличивали зарплату) вместо того, чтобы тратить ее на развитие производства. Сокращался выпуск дешевых товаров и увеличивалось производство дорогих («вымывание дешевого ассортимента»). В руководители нередко выбирали удобных лиц, не всегда способных к управлению.

Наряду с вышеназванными причинами были глубинные причины , которые предопределили неудачу экономической стратегии как ускорения, так и рыночного социализма:

1. Приоритет идеологии и политики над экономикой. Отсюда незавершенность реформ. Власть лавировала между так называемыми консерваторами и демократами.

2. Политическая нестабильность – забастовочное движение, противостояние центра и союзных республик, их стремление к самостоятельности вело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

3. Расходы, по крайней мере в первое время, на поддержание дружественных социалистических режимов.

Реформа политической системы: завершение десталинизации общества.

Неудачи в экономике подтолкнули Горбачева к проведению реформы политической системы . О ее несовершенстве говорилось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. !9 Всесоюзная партийная конференция , прошедшая летом 1988 г., приняла решение о реформе политической системы.

Два главных направления реформы: переход к альтернативным выборам ; расширение полномочий советов. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР . 2/3 депутатов избирались на альтернативной основе в округах, 1/3 – партийными и общественными организациями, профсоюзами и др. Срок полномочий – 5 лет. В перерывах между съездами высшим законодательным органом был Верховный Совет .

На первом съезде народных депутатов в 1989 г. председателем Верховного Совета на альтернативной основе были избран Горбачев . (Конкурентом был депутат Оболенский.)

На 3 съезде (1990 г.) был учрежден пост президента СССР . Горбачев понимал, что авторитет партии, а соответственно и его как генерального секретаря, снижается. Чтобы укрепить свои позиции, Горбачев выступил инициатором учреждения поста президента. Он же был избран на съезде президентом СССР, правда, на безальтернативной основе. 3 съезд отменил 6 статью Конституции СССР , закреплявшей за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Тем самым была открыта дорога к многопартийности в СССР. Обрели законный статус уже существующие партии, начали появляться новые. Наиболее активными были: демократическая, конституционно-демократическая, республиканская, социалистическая, социал-демократическая партии, демократический союз и др.

Благодаря перестройке возобновился процесс десталинизации общества, остановленный в годы застоя. Была образована комиссия Политбюро ЦК КПСС по изучению репрессий 1930-1950-х гг. (во главе с секретарем ЦК КПСС Яковлевым ). Были реабилитированы те, кто не был реабилитирован при Хрущеве. Символами времени стали публикации произведений : Солженицын А. «Архипелаг Гулаг», Дудинцев В. «Белые одежды», Рыбаков А. «Дети Арбата», Пастернак Б. «Доктор Живаго», Платонов А. «Котлован», Приставкин А. «Ночевала тучка золотая» и др. На страницах журналов , прежде всего журнала «Огонек», публиковались материалы о преступлениях сталинского режима.

Серьезным испытанием для политики гласности стала статья преподавательницы химии одного из ленинградских вузов Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами», появившаяся в начале марта 1988 г. в газете «Советская Россия». Автор обвинила руководство КПСС в забвении коммунистических принципов и насаждении чуждой идеологии. Только через месяц, в начале апреля, в «Правде» появилась передовая статья, написанная Яковлевым . Сталинизму Нины Андреевой противопоставлялся ленинизм, понимаемый как демократия, социальная справедливость, хозрасчет.

Внешняя политика СССР.

Изменения произошли и во внешней политике. Гонка вооружений была не по силу СССР. В советском руководстве начали подумывать о западных кредитах, что естественно предполагало отказ от конфронтации. Было провозглашено новое политическое мышление . Оно, в частности, предполагало приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми . Основные внешнеполитические акции СССР:

После ряда встреч на высшем уровне СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987 г.).

Вывод советских войск из Афганистана (1989 г.).

Отказ от поддержки социалистических режимов в ряде стран и их крах (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, 1987-1990 гг.).

Согласие на воссоединение Германии (1990 г.).

Итогом улучшения международной обстановки стало окончание «холодной войны». (Горбачев стал лауреатом Нобелевской премии мира.)

Нарастание экономического и политического кризиса.

Внешнеполитические успехи Горбачева не могли компенсировать внутриполитических трудностей. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась . В 1989 г. прирост промышленного производства был нулевым. В первой половине 1990 г. оно сократилось на 10%. В 1988-1989 гг. бюджетный дефицит превысил 100 млрд. рублей. Инфляция составила 10% в год, что было невиданным для советской экономики.

Экономический кризис дополнялся и усугублялся политическим кризисом . Его составляющими были:

1. Всплеск национального радикализма - армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, деятельность народных фронтов, особенно активно в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Армении. Радикально настроенные члены народных фронтов требовали выхода из состава СССР.

2. Усиление давления на Горбачева со стороны демократических и консервативных сил. Демократы , во главе которых стояли общественно-политические деятели Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Станкевич, Попов, Собчак, выступали за углубление реформ. Они считали, что должны быть демонтированы три главные основы тоталитарного строя: СССР как имперское государство; государственный социализм с нерыночной экономикой; партийная монополия (последнее фактически было осуществлено после отмены 6 статьи Конституции). Консерваторов представляли вице-президент Янаев, глава правительства Павлов, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков, партийные функционеры Лигачев и Полозков, народные депутаты Алкснис, Петрушенко. Они обвиняли Горбачева в отказе от социалистических ценностей и стремлении развалить СССР.

Горбачев лавировал между демократами и консерваторами. Его положение значительно осложнилось после того как ряд союзных республик, в том числе и Российская Федерация, провозгласили государственный суверенитет. Выход Горбачев видел в том, чтобы остановить развал СССР, заключив новый союзный договор. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. Но консерваторы не стали ждать. Горбачев нужен был им до тех пор, пока он мог обуздывать демократов. Когда стало ясно, что он не в состоянии этого делать, его эпоха закончилась.

В начале августа 1991 г. Горбачев отправился в Крым, в отпуск. Этим воспользовались его противники. 19 августа 1991 г. они предприняли попытку совершить государственный переворот. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП ). В него вошли, в частности, упоминавшиеся Крючков, Павлов, Пуго, Янаев, некоторые другие лица.

Причины перестройки

Командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т.е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров.

Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом, в сфере военных технологий.

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности населения за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы . Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.

Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.


Характер реформирования советской системы предопределили экономические интересы номенклатуры-советского правящего класса. Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну сторону "баррикад” оказались так называемые "партократы", привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не отвечать. Другая, большая часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ. Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе.

Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен. Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. С каждым днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление руководства страны.

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными компаниями административного характера - антиалкогольная кампания , «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией.

Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».

Второй этап (январь 1987 -- июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 -- 1991). Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями.

С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски - настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Итоги перестройки

Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика - все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Реферат на тему:

«Перестройка в СССР: причины, ход, последствия»

Введение

§1. Причины перестройки в СССР

§2. Ход перестройки в СССР

§3. Последствия перестройки в СССР

Заключение

Список литературы

В в едение

С середины 80 - х гг. и особенно с начала 90 - х гг. в России, как и в целом СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

Вместе с тем политические события, происходившие в Советском Союзе и его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории.

Перестройка - очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к дальнейшему распаду СССР.

§1 . Причины перестройки в СССР

К началу 80 - х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились новые отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте - и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административная - командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Руководством страны на съездах КПСС неоднократно принимались решения, направленные на преодоления диктата ведомственной бюрократии, на развитие экономических методов хозяйствования, расширения самостоятельности предприятия. Однако эти решения оставались на бумаге. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно - технический процесс действовал вяло. По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Серьезные деформации накопились в планировании. Просчеты допускались в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности. Грубые просчеты были допущены в экономической политике.

Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии культуры и отдыха, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е - первой половине 80-х гг. возникла глубокая потребность в социально - экономическом обновлении, в выработки новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

1. Системный социально-экономический кризис, вызванный гонкой вооружений во внешней политике СССР, финансовая зависимость стран социализма от советских дотаций. Нежеланием менять командно-административную систему хозяйствования в соответствии с новыми условиями -- во внутренней политике («застой»).

2. Также были сопутствующие предпосылки и причины перестройки в СССР: старение советской элиты, средний возраст которой был в пределах 70 лет; всевластие номенклатуры; жесткая централизация производства; дефицит товаров как широкого потребления, так и товаров длительного пользования.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества. Эти перемены стал олицетворять М. С. Горбачев, ставшим генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года.

§2 . Ход перестройки в СССР

Первый этап: апрель 1985-1986 гг. Начало ему положил Апрельский пленум ЦК КПСС, который провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны за счет интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса. В этом процессе ключевая роль отводилась машиностроению. Приоритет в развитии получило станкостроение, вычислительная техника, микроэлектроника и приборостроение, совершенствования органов управления и планирования. С этой целью был создан ряд новых управленческих структур: Бюро Совета министров СССР по машиностроению, Государственный комитет по вычислительной технике и информатике и т.д. Было принято решение о необходимости создания вневедомственного контроля за соблюдением стандартов (в середине 1980-х гг. только 29 % машиностроительной продукции соответствовало мировым стандартам). На предприятиях вводится государственная приемка произведенной продукции (госприемка), которая к началу 1988 г. существовала на 2 тысячах предприятий.

Антиалкогольная кампания : 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В соответствии с ним в каждом трудовом коллективе требовалось создать обстановку нетерпимости к пьянству и нарушениям дисциплины. Также для борьбы с пьянством предусматривалось ежегодно сокращать производство и реализацию ликероводочных изделий и к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Антиалкогольная кампания первоначально имела определенный успех. Потребление алкоголя заметно упало (по официальным данным в 1984 г. на душу населения потреблялось 8,4 литра в 1985 - 7,2; 1987 - 3,3). Сократился травматизм и смертность людей на производстве. Однако негативные последствия оказались намного значительней. Повсеместно началось изготовление самогона, в результате чего возникла нехватка сахара, и понизилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей. Недостаток спирта сказался на промышленности и медицине. Возросло потребление суррогатного спирта. (В 1987 г. от употребления химических жидкостей, особенно антифриза и метилового спирта, погибло 11 тысяч человек). Сократились поступления в бюджет. За 1985-87 гг. государство недобрало более 37 млрд. рублей. В этих условиях осенью 1988 г. правительство вынуждено было отменить ограничение на продажу ликероводочных изделий. Повышения производительности труда посредством укрепления дисциплины и порядка во всех отраслях экономики. Укрепление дисциплины началось с масштабной антиалкогольной кампании.

В этом же русле в мае 1986 г. было принято постановление, направленное на борьбу с нетрудовыми доходами (реквизиции сельскохозяйственной продукции с местных рынков, снос теплиц и других «объектов самостроя» и т.д.). Улучшения материального стимулирования труда и активизации социальной политики. С этой целью был принят ряд постановлений о повышении заработной платы ученых, повышении пенсий и пособий, введены новые льготы для участников Великой Отечественной войны и т.д.

В целом, для первого периода реформ было характерно преобладание административного подхода к решению хозяйственных задач. Основные принципы советской экономики оставались неизменными.

На втором этапе реформ (1987-1989 гг.) оформляется концепция «перестройки» и предпринимаются первые попытки либерализации экономики.

Начало этому положил январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС. На нем было принято решение о внедрении самоуправления на производстве. Оно должно было осуществляться через создание советов трудовых коллективов, которые наделялись решающими полномочиями по широкому кругу вопросов. Пленум рекомендовал ввести выборность руководителей на производстве и отчетность должностных лиц перед трудовыми коллективами.

1 января 1988 г. вступил в силу с закон «О государственном предприятии (объединении)»: вместо плана вводился «государственный заказ», после выполнения, которого предприятиям разрешалось самостоятельно реализовывать производимую продукцию. Отныне производитель должен был строить свою деятельность на основе полного хозрасчета и самофинансирования. Показателем хозяйственной деятельности становится прибыль (!). Предприятия получали самостоятельность в определении численности рабочей силы, установлении заработной платы, выборе хозяйственных партнеров. Деятельность убыточных и неплатежеспособных предприятий могла быть прекращена. Роль центра сводилась к подготовке общего плана и определению объема государственного заказа.

Некоторые изменения происходят во внешнеэкономической политике. С 1987 г. ряд министерств и ведомств получили право самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции на внешнем рынке. Было разрешено создание в СССР смешанных (совместных) предприятий и объединений с участием зарубежных фирм. (Причем в уставном капитале советская часть должна была превышать 50 %, а директором предприятия должен был быть гражданин СССР). К концу 1988 г. в стране действовало более 100 предприятий с совместным капиталом. Однако их создание шло медленно (бюрократическая волокита, высокие налоговые ставки, отсутствие законодательной защиты инвестиций).

1 июля 1988 г. вводится в действие закон «О кооперации в СССР». Кооперативные предприятия, наряду с государственными, признавались основным звеном народного хозяйства. Кооперативы могли действовать в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, на транспорте, торговле, общественном питании. По мнению советского руководства, кооперативы должны были способствовать насыщению потребительского рынка товарами и услугами. В середине 1988 г. принимаются законы, разрешавшие частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Колхозы, по новому положению (1988 г.), могли самостоятельно устанавливать размеры индивидуальных наделов и численность поголовья скота в подсобных хозяйствах. Сельские жители получили право брать землю в аренду сроком на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией.

В конце 1980-х годов преобразованиям подверглись и структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества.

Демократизация общественной жизни была одной из задач перестройки, наиболее существенной ее характеристикой в то время. Она пронизывала все сферы общества, в сфере политики она предполагала изменение самого механизма власти, переход от иерархического управления обществом для трудящихся через сравнительно узкий правящий слой, к самоуправлению трудящихся. В сфере экономики демократизация ориентировалась на изменение механизма реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы трудовые коллективы и все трудящиеся получили реальные права хозяев общественного производства, и возможность проявлять индивидуальную трудовую инициативу.

В 1988г. исполняя решение XIX конференции, через Конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система страны. Был учрежден новый законодательный орган - Съезд народных депутатов, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР и Председателя. Аналогичные структуры создавались и в союзных республиках.

Также реформой утверждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Президент становился Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Верховного Суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

По мере развития перестройки становилось всё более очевидным, что её судьба упирается в состояние политической системы, политической жизни общества. Возрастание внимания общественности к проблемам общественного развития все больше показывали, что без радикальных изменений в общественной жизни не возможно решение ни экономических, ни социальных задач. Первоначальная идея реформаторов о сохранении социалистической политической системы и лишь частичной ее демократизации, становилась всё более утопичной.

Очень серьезными были расхождения между реформаторами и нарождающимися общественными движениями, в первую очередь новыми рабочими движениями. Была образованна федерация независимых профсоюзов России, состоявшийся съезд шахтеров объявил о создании нового горняцкого профсоюза, аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других отраслей промышленности. Прошедший съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов, выразил готовность разделить ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и прежде всесильных министерств в новые монополистические объединения, концерны и ассоциации.

К тому времени в крайне тяжелом положении оказалась система жизнеобеспечения, заметно сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение, серьезный ущерб был нанесен транспортной, телекоммуникационной и других системам, приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство. Начала, формироваться ориентация на элитарное дорогостоящее медицинское обслуживание, платное высшее образование и предоставление льгот различным категориям работников.

В этих условиях М. Горбачев с командой реформаторов искали различные пути выхода из кризиса. И здесь важную роль сыграло восстановление отношений церкви и государства. Состоялось несколько встреч Горбачева с патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988г. на государственном уровне прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения, увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы. Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни, нескольких видных церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

Проводимая экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве, резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица, активизировались массовые выступления трудящихся не довольных экономической политикой государства, начались мощные забастовки шахтеров.

По отношению к сельскохозяйственным предприятиям партийные реформаторы с самого начала занимали жесткую позицию, сподвижник М. Горбачева А. Яковлев прямо провозглашал, что нужно разрушить большевистскую общину - колхоз.

Информационная антиколхозная компания и недоброжелательство к колхозам достигли максимума в начале 90-х годов. Аграрная политика реформаторов, основанная на разрушении колхозов и совхозов, и насаждения фермерства зашла в тупик. Провал реформы сельского хозяйства во многом лишил Горбачева общественной поддержки, поскольку для многих критерием оценки его деятельности было, наличие продуктов в магазинах.

Проводимые в стране реформы коренным образом коснулись вооруженных сил, реорганизация этого института государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ и МВД. Считая их наиболее консервативной частью Советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. Целенаправленно проводились акции по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.

Следуя своей миролюбивой политике, советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на испытания ядерного оружия, также приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. В ущерб национальным интересам и без видимой необходимости были выведены советские войска и военная техника с территории ГДР, на 500 тыс. человек уменьшились вооруженные силы. Началась конверсия военного производства и перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции, в основном товаров народного потребления. Под давлением общественности в феврале 1989г. был завершен вывод советских войск из Афганистана, но ещё в течении двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами. Без предварительных условий выводимые советские войска, расквартировывались в не подготовленных военных городках, моральный дух в результате в войсках стремительно падал.

Реальным шагом по пути осуществления политической реформы и создание правового государства, стала реформа правоохранительной системы СССР. Серьезные изменения, произошедшие в психологии советских людей, не могли не отразиться на деятельности суда, прокуратуры, органов государственной безопасности и милиции. В условиях построения правового государства, демократизации общественной жизни, гармонизации законодательства много менялось в деятельности органов внутренних дел. Перестройка в политической, экономической жизни страны способствовали ухудшению правопорядка и росту преступности, значительно ослабла регистрационная дисциплина, процветало укрывательство преступлений от учета и незаконное привлечение к уголовной ответственности. К этому времени в обществе, сложились условия для формирования организованной преступности и бандитизма.

В 1989-1991 гг. произошли внешне малозаметные, но важные изменения во всех правоохранительных органах (МВД, КГБ, суд, прокуратура), это уход из системы большей части квалифицированных кадров. К этому побуждали объективные причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, быстрое понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками, несоответствие социальных гарантий уровню жизни и главное выдавливание профессионального ядра советской ориентации. Всё это привело к значительному росту преступности, нарушениям общественного порядка, снижению уровня общественной безопасности населения и ускорению распада СССР.

§3 . Последствия перестройки в СССР

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 - 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле.

Распад СССР являлся следствием ошибок в правящей среде и воздействия внешних факторов. На протяжении всей истории советского государства делались попытки реформирования социалистической системы, однако все реформы имели незаконченный характер. В обществе шло постепенное отчуждение народа от власти, у нее не было социальной опоры. Реформам даже крайне умеренным, эволюционным противостояли реальные силы, старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.

Реформы были обречены и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах, подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК.

Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности. В области внешней политики СССР делал колоссальные затраты на войны. Ведение холодной войны отнимало огромные средства, США поставили своей целью истощить Советский Союз масштабной гонкой вооружения.

Попытки руководства СССР придать эффективность бюрократической системе без существенных структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками, не вывели, страну из кризисного состояния.

антиалкогольный перестройка гласность горбачёв

Заключение

Распад советской системы был неизбежен, так как при сохранении основ старой системы, демократизация старых властных институтов сводилась лишь к замене внешне новыми, но авторитарными институтами. Демократический горбачевский режим так и не смог преодолеть внутренний конфликт с сохраняющимися основами прежней политической системы.

Все сказанное не умаляет значения произошедшей перестройки. Величие и одновременно трагизм перестройки будут со временем оценены и изучены. В конечном счете, это была еще одна очередная попытка рывка, осуществлявшаяся необычными, а поэтому неэффективными методами.

История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась. Многочисленные причины гибели могучей страны еще только становятся предметом изучения историков. Человечество не знает другого примера гибели супердержавы без внешнего военного вмешательства. Утопии пришел конец, ибо сама попытка создать идеальное государство была изначально обречена. Многие ученые и историки предсказывали, какой ужасной ценой, спустя годы придется заплатить за начатый в России эксперимент.

Наивно полагать, будто Горбачев или те руководители, которые собрались в декабре 1991г. в Беловежской Пуще, предопределили распад СССР. Политическая система изжила себя. Этот вывод был сделан до 1991г.

Список литературы

1. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1989. - 271 с.

2. Горбачев, М.С. Настойчиво двигаться вперед (Выступление на собрании актива Ленинградской партийной организации 17 мая 1985г.) / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1985г.

3. Баталов Э. Перестройка и судьба России.

4. Бутенко В. «Откуда и куда идем», Лениздат, 1990.г

5. Дж. Боффа «История Советского Союза»; М: Международные отношения,1994.г

6. «Перестройка и современный мир», отв. ред. Т.Т. Тимофеев; М: Международные отношения, 1989.г

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные причины, цели, замыслы и результаты перестройки, необходимость перемен в СССР. Реформы политической и экономической системы СССР: гласность и многопартийность. Повседневная жизнь в период "перестройки". Кризис власти и распад Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Деятельность Михаила Горбачёва на посту главы КПСС и государства. Масштабная попытка реформирования СССР ("перестройка"), закончившаяся его распадом. Ввод в СССР политики гласности, свободы слова и печати. Вывод советских войск из Афганистана (1989).

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Предпосылки проведения реформ М.С. Горбачёва. Причины неудач социально-экономических реформ. Стихийность политического реформирования. Направления внешнеполитического курса СССР. Основные последствия "перестройки" в контексте современного развития России.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Необходимость и причины перестройки. Курс на ускорение, реформирование существующей системы. Смягчение цензуры над средствами массовой информации. Результаты экономической реформы. Распад СССР и коммунистической системы. Последствия перестройки.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Причины и цели перестройки, курс на социально-экономическое и политическое обновление страны. Основные лозунги реформ М.С. Горбачева: "гласность", "ускорение", "перестройка". Итоги и последствия распада Советского союза. Причины неудачи модернизации.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Общее понятие про перестройку. Характеристика начального этапа перестройки. Реформирование социализма в демократическом духе в период второго этапа. Основные причины ликвидации власти КПСС и распада Советского Союза. Главные последствия перестройки.

    презентация , добавлен 01.03.2012

    Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1985–1991 годах. Советская и либеральная модели политической системы. Сущность политики "гласности". Национальная политика и внешняя СССР в годы "перестройки" и ее результаты.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Предпосылки проведения реформ М.С. Горбачёва. Причины неудач и стихийности социально-экономических и политических реформ в СССР, основные направления внешнеполитического курса. Оценка последствий "перестройки" в контексте современного развития России.