В какой женский монастырь лучше уйти. Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили. Как попасть в женский монастырь на проживание

Многим людям не под силу выдерживать суету современного мира, поэтому они начинают думать о том, что они устали и им всё надоело. Постоянно дом-работа, работа-дом, домашний быт уже начинает доставать, поездки к родным и путешествия не приносят той радости, которая была ранее. Хочется чего-то чистого и светлого для души, чтобы открыться миру и ощутить всю прелесть жизни.

Данное желание познать что-то более светлое и чистое с каждым днём становится всё сильнее и чувственней. Вот поэтому люди и желают уйти в монастырь. Человек начинает суетиться и пытается искать себя в новых делах, а также свершениях. Начинает жить публичной жизнью , но со временем он осознаёт, что и тут нет той радости, которую он желал бы ощутить на себе. С этого момента он обращается к Богу.

Для того, чтобы уйти в монастырь для женщин, первым делом необходимо наличие желания. Нужно всецело понимать то, что после ухода человек уже не принадлежит миру – теперь он принадлежит Богу. Это означает, что все его помыслы и деяния должны быть посвящены лишь служению Всевышнему.

Вдобавок поначалу некое время женщина просто проживает при монастыре, при этом разбирается со своим внутренним миром и приглядывается к укладу и режиму жизни монахинь, а также монастыря. После чего со временем ей позволяют принимать участие в жизни монастыря, а также жить согласно его режиму, однако при этом ей не дают звания монахини в течение года. Это совершается для того , чтобы женщина, прочувствовав всем своим сердцем, могла для себя решить, желает ли она быть монахиней до конца собственных дней либо же нет. После окончания данного испытательного года, в случае если всё прошло хорошо, женщина может стать монахиней.

Может ли замужняя женщина уйти в монастырь?

Попасть в монастырь желают самые различные люди , по самым различным причинам. Есть и полностью взрослые, есть совершенно молодые. Замужние дамы тоже могут стать монахинями, но лишь тогда, когда у них на руках нет маленького ребёнка. Другими словами, дети должны быть уже полностью взрослыми и способными самостоятельно зарабатывать для себя на жизнь.

Можно ли на время уйти в монастырь?

Если душа и сердце просит уйти в монастырь , однако разум ещё колеблется в верности этого поступка, то разрешено обратиться к настоятельнице монастыря и попроситься на роль послушницы при монастыре. Настоятельница никогда не позволит себе отказать в поддержке. В качестве послушницы при монастыре можно быть любой срок .

Как можно покинуть монастырь?

Уйти из монастыря разрешено в любой момент, так как монастырь - это такое место, куда люди приходят по собственному желанию. Если человек не сумел принять Бога, то находиться в монастыре ему будет тяжело. Так зачем же себя мучить ? В таком случае можно уйти самому и разобраться в себе, а Бог уже даст подсказку, как это сделать.

Как уйти в женский монастырь: подробная инструкция

В стенах монастыря от ежедневных проблем и суеты спасаются самые различные люди – разных возрастов, образования, общественного положения. Обитатели рады принять практически всех. Большая часть из числа тех, кто приходит в монастырь – это сильные и предприимчивые люди, так как жизнь в монастыре сложна как на физическом уровне, так и на духовном.

Что для этого нужно?

Для того, чтобы девушке уйти в монастырь нужно:

  • удостоверение личности;
  • автобиография;
  • свидетельство о семейном положении;
  • заявление на имя настоятельницы.

Подробная инструкция

Чтобы попасть в женский монастырь , первым делом вам необходимо:

От чего же отрешаются монахи? Какие они дают обеты? В православных монастырях существуют такие аскетические обеты:

Духовный мир человека

Духовный мир человека чрезвычайно многообразен и почти во всём зависит от государственных традиций, особенностей воспитания. Всё же есть и общие моменты, характерные фактически всем народам. Конкретно духовная жизнь и делает человека человеком, она способна открыть всё наилучшее, что в нём есть.

Верующий человек и его духовный мир

Вера в Бога нацеливает человека на духовные ценности, которые выходят за границы обыденной жизни. Кроме того, конкретно духовная жизнь является основой жизни человека, устанавливает нравственные и моральные нормы. Человек пытается не совершать плохих поступков – другими словами, не причинять никому зла, не совершать того, что может принести вред его душе.

Поистине верующий человек почти во всём является прототипом для подражания, так как он очень добр, миролюбив, скромен, щедр, постоянно готов приходить на помощь в тяжёлое время. Соблюдение духовных заветов величайших религий и вправду делает человека намного чище, выводит его жизнь на более качественный уровень.

Чрезвычайно принципиально то , что верующий человек постоянно лицезреет вокруг себя бессчётные доказательства истинности собственной веры. Большое количество событий показывают ему всемогущество Бога, уверяют в том, что Господь никогда не оставит его наедине. Уже одно осознание этого придаёт религиозному человеку мощнейшую духовную поддержку, а также помогает мужественно переносить различные проблемы.

Духовный мир атеиста

Если человек не верует в Бога, это ещё не значит, что у него нет духовности. Ведь всё находится в зависимости от самого человека. Доказано, что на практике многие атеисты являются более добросовестными и хорошими людьми, чем верующие.

Для атеиста первое место в его духовном мире занимают главные людские ценности. Доброта, милосердие, любовь, честность, сочувствие – даже будучи атеистом, эти качества чрезвычайно необходимы. О них просто нереально забыть , их нельзя обойти стороной. А также, остаются и другие важные ценности такие, как тяга к знаниям, исследованиям загадок нашего мира.

Не следует забывать и о совести, которая является важным духовным свойством человека. Ведь человек, который живёт по совести, никогда не позволит себе поступать нечестно, зазорно, несправедливо.

Другие учения

Подавляющая часть имеющихся сейчас других учений также уделяет большущее внимание духовному миру человека. На первом месте у них выступает развитие человека, его возможностей, познания мира. Даже в оккультных учениях, которые являются, исходя из убеждений обычных религий, полностью неверными, духовное развитие считается не попросту нужным, а самым важным и приоритетным.

Для последователей альтернативного учения его путь превращается в путь познания. И на данном пути нет места жадным, гордым, ожесточённым людям. Путь познания полон ловушек: чтобы пройти его, нужно владеть кристальной чистотой. И тут самыми важными являются те же ценности – справедливость, честность, бескорыстие.

Опять-таки мотивацией, основой духовности, выступает тяга к познанию нашего мира. Жажда познаний, желания осознать, понять, постоянно были характерными для человека. На пути данных учений, обычно, нет догматов. Кроме того, сомнения в истинности тех либо других моментов учения, стремление задавать вопросы лишь приветствуется. Недостаточно просто о чем-то прочитать, нужно на своём опыте провести проверку всего. В результате жизнь превращается не просто в следование устоявшимся догмам и правилам, а путешествием в неизвестное, которое полно приключений.

Надеемся данная статья поможет вам разобраться с вопросами относительно ухода в монастырь и будет полезна. Посвятить свою жизнь Богу - это действительно серьёзное и трудное решение, однако оно имеет множество плюсов. Конечно же, данный путь подойдёт не всем, но тем, кто желает обрести что-то новое для души, что-то светлое и чистое, такой выбор подойдёт.

Как стать монахом - вопрос, который задает себе каждый человек, твердо решивший принять постриг. Встав на путь, подразумевающий прощание с жизненными благами и уход от мира, невозможно пройти его быстро. Священники советуют не торопиться, так как жизнь в монастыре подходит далеко не каждому, кто мечтает о ней. Что же нужно сделать для того, чтобы реализовать свое желание?

Как стать монахом: начало пути

С чего начать человеку, у которого появляется стремление оставить позади суету мирской жизни и уйти в монастырь? Задаваясь вопросом о том, как стать монахом, необходимо в первую очередь понять, что это означает. Тот, кто принимает подобное решение, должен приготовиться к кардинальным переменам в жизни. Ему больше не будут доступны блага цивилизации, к которым привыкли все жители 21-го века, - сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры и прочие достижения технического прогресса останутся в прошлом.

Важно осознать, что жизнь монаха посвящена Богу, проходит в труде и молитвах. Люди, принявшие постриг, должны будут оставить за стенами монастыря привычные развлечения. Отказаться придется и от контактов с противоположным полом. Наконец, далеко не каждый человек готов смириться с тем, что ему придется редко видеться с близкими людьми - родственниками и друзьями. Именно разлука с родными заставляет многих изменить свое решение.

Общение с духовником

Замечательно, если у того, кто планирует уйти в монастырь, есть собственный духовник. Именно ему следует задать вопрос о том, как стать монахом. При отсутствии духовника можно посетить любую церковь, обсудить с местным священником принятое решение. От него можно узнать подробности о жизни в монастыре, которые помогут укрепиться в своем желании или заблаговременно передумать.

Как правило, священники рекомендуют людям, желающим проститься с мирской жизнью, в течение года ежедневно посещать церковь. Помимо этого, они должны следовать постам, читать молитвы и внести перемены в жизненный распорядок. Речь идет о раннем подъеме (примерно в 5-6 утра), постной пище, отказе от развлечений, в том числе и от невинных вроде просмотра телепередач, пользования интернетом. Конечно же, священник посоветует заблаговременно отказаться и от интимных отношений с противоположным полом.

Помимо всего вышеперечисленного, будущему монаху показано чтение Священного Писания, знакомство с трудами достойных отцов церкви.

Трудник

Следующая стадия для того, кто с честью выдерживает все испытания предыдущего этапа, что, как показывает практика, под силу немногим. Перед тем как стать монахом, кандидату придется пройти путь трудника. Так называется человек, который служит помощником у духовных лиц. От трудника требуется постоянное проживание в монастыре, также необходимо четкое соблюдение всех принятых там правил. В частности будущие монахи поднимаются в пять утра, соблюдают посты, проводят дни в работе. Их заставляют убирать помещения, помогать на кухне или в огороде, поручают другие дела. Конечно же, много времени отводится молитвам.

Трудники живут в монастыре около трех лет, это необходимо для того, чтобы укрепиться в принятом решении. Человек, который хочет посвятить себя служению Богу, должен понимать, что ему придется много работать физически. Это справедливо и для тех, кто в мирской жизни занимался преимущественно умственным трудом, имеет диплом о высшем образовании, работал на руководящей должности.

Послушник

Как стать монахом в России? Принять постриг нельзя, не пройдя также стадию послушника. Если в течение трех лет, проведенных в качестве трудника, кандидат укрепляется в своем намерении, он становится послушником. Для этого необходимо подать прошение о приеме братии выбранного монастыря. Игумен обязательно удовлетворит просьбу, если будущий монах сумел продемонстрировать трудолюбие и терпение во время жизни в храме в качестве трудника.

Послушник также постоянно проживает в монастыре, ему вручается подрясник. Продолжительность испытательного срока, в течение которого кандидату в монахи придется подтверждать свою готовность посвятить жизнь Богу, определяется индивидуально. Стоит знать, что послушник волен в любой момент покинуть монастырские стены, осознав свою ошибку.

Обеты

Как стать монахом в России? Успешно пройдя путь послушника, человек может окончательно распрощаться с мирской жизнью. Для этого от него потребуется принятие обетов, подразумевающих отречение от благ цивилизации. Традиционно люди, желающие уйти в православный монастырь, дают четыре аскетических обета.

  • Безбрачие. Монахам недоступны сексуальные контакты с противоположным полом, они сознательно отвергают возможность вступить в брак, завести детей, тем самым обрекая себя на одинокую жизнь. Однако стены монастыря открыты и для вдовцов, имеющих совершеннолетних наследников, которые уже не нуждаются в заботе.
  • Послушание. Нужно отдавать себе отчет в том, что, уходя в монастырь, человек фактически отказывается от собственной воли, возможности распоряжаться собственной жизнью. От него требуется беспрекословное повиновение духовнику. На этот путь лучше не становиться свободолюбивым и гордым людям, которые не готовы к смирению и послушанию.
  • Нестяжание. Что нужно, чтобы стать монахом, помимо этого? Придется отказаться от своей собственности, идет ли речь о квартире, даче или автомобиле. Человек, уходящий в монастырь, должен обязательно совершить пожертвование в его пользу. Однако оно может быть символическим, большую часть имущества разрешается при желании оставить близким людям.
  • Постоянная молитва. Конечно же, для вознесения молитв отводятся определенные часы. Однако лицо, принявшее постриг, должно молиться постоянно, даже занимаясь физическим трудом.

Люди, которым нельзя в монастырь

Выше рассказывается о том, как стать монахом в монастыре. Однако ступить на этот путь смогут далеко не все желающие. Каждый духовник скажет, что людям нельзя прощаться с мирской жизнью, если у них сохранились обязательства перед родственниками, друзьями. Иначе говоря, уйти в монастырь человек сможет только после того, как разберется со всеми обязательствами по отношению к другим людям.

Скажем, монахом нельзя стать, имея престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, не способных к самообслуживанию из-за инвалидности. Также запрещено отказываться от маленьких детей, оставлять их в детских домах.

Наконец, не может уйти в монастырь лицо, страдающее тяжелым заболеванием, так как в его стенах не будет качественного медицинского обслуживания. Это же правило относится и к инвалидам, которые не способны ухаживать за собой собственными силами. В подобных ситуациях священники рекомендуют людям молиться о своем выздоровлении.

Буддизм

Выше дается ответ на вопрос о том, как стать православным монахом. Как же быть человеку, если его привлекает буддизм - древняя религия, появившаяся более двух тысяч лет назад, главный постулат которой звучит как «здесь и сейчас». Мечтая присоединиться к числу буддийских монахов, нужно осознавать, что их жизнь отдана помощи другим людям, проходит в лишениях, они существуют на пожертвования, соблюдают обед безбрачия.

Как стать буддийским монахом? В первую очередь, нужно ознакомиться с учениями религии, обрести и заняться подготовкой к уходу в монастырь. К примеру, с помощью наставника необходимо освоить искусство медитации. разбросаны по всему миру, есть они и в городах России. Лицо, желающее принять эту религию, должно стать завсегдатаем такого монастыря.

Буддийский монах

Как стать буддийским монахом в России? Человек, твердо решивший стать монахом определенного монастыря, должен узнать его требования. Лучше поинтересоваться ими заблаговременно, так как они бывают различными. Лицо, чья кандидатура одобрена, проходит обучение в храме, продолжительность которого зависит от правил конкретного монастыря, степени готовности кандидата. Затем следует церемония посвящения, которую вправе проводить только посвященный монах. На этой стадии осуществляется передача Пяти Заповедей и Трех Драгоценностей, выбирается буддийское имя.

У посвященного появляется учитель, как правило, это лицо, проводившее церемонию. Ему разрешается поселиться на постоянной основе в монастыре. Также новоиспеченный монах принимает обет Бодхисаттвы - легендарного героя, положившего жизнь на развитие буддийского учения, помощь страждущим. Принимая обет, люди обещают нести добро и искать просветления на протяжении всего срока своего существования.

Желая посвятить себя буддизму, монах должен будет отринуть мирские удовольствия, Конечно же, для него станут недоступными отношения с противоположным полом, создание семьи и рождение детей. Однако есть также возможность стать монахом временно, отдав несколько месяцев или лет развитию собственной духовности, поискам смысла жизни.

Дорога в Тибет

Как стать монахом в Теоретически этот путь может пройти человек, проживающий в любой стране мира, если его не пугают многочисленные сложности. Обучение в храме доступно для каждого желающего, достигшего восьмилетнего возраста. Кандидатам, которые не владеют языком, необходимо год или два выделить на занятия в специальной школе. При желании также можно найти монастыри с русской общиной, не тратя времени на знакомство с тибетским языком. К примеру, жителям РФ можно посоветовать общины Гоман, Намгьел, принимающие русскоязычных послушников.

Как стать тибетским монахом? Овладев языком, необходимо найти учителя при монастыре (ламу), который согласится стать наставником. Нужно понимать, что количество претендентов превышает число мест в храмах, поэтому поиски могут отнять много времени. Пройдя обучение у ламы, необходимо будет сдать непростой экзамен по буддизму. Справившись с этой задачей, человек приобретает статус монаха-ученика.

В среднем послушники обучаются в течение пяти лет, длительность занятий может отличаться в зависимости от того, какой монастырь выбран, а также от успехов учащегося. На протяжении этого времени будущим монахам придется существовать на собственные деньги, поэтому о наличии необходимой суммы нужно позаботиться заблаговременно.

Тибетский монах

Путь от монаха-ученика до дипломированного учителя-ламы выдержать в состоянии далеко не каждый претендент. Учиться в монастыре тяжело. Ученикам приходится отказываться от любых мероприятий, носящих развлекательный характер. К примеру, выгнать монаха-ученика могут даже за игру в футбол. Монахи ведут образ жизни аскетов, им разрешается иметь минимум личных вещей.

Основной предмет - философия, также ученики осваивают логику, концепции буддизма, метафизику и так далее. Постоянно присутствует опасность остаться на второй год, так как требования к успеваемости чрезвычайно жесткие, любые проявления лени строго наказываются. Некоторые монахи вынуждены обучаться на протяжении двадцати и более лет, если они желают стать докторами философии. Помимо учебы в жизни монаха присутствует и монастырский труд. Ему могут поручать кухонные работы, мытье помещений и другие задания. Личного времени у послушников остается очень мало.

Интересно, что человек, чье обучение завершено, вовсе не обязан прощаться с мирской жизнью. Многие монахи становятся администраторами, преподавателями храма, в котором проходили обучение. Некоторые превращаются в отшельников, по собственному желанию уходя в горы.

Путь в Шаолинь

Шаолинь - знаменитый буддийский храм, расположенный в центральном Китае. Как стать Возможно и это, если человек не боится трудностей, которые неизбежны. В первую очередь претенденту стоит научиться разбираться в буддизме, философии Шаолиня. Последователи учения постигают приемы кунг-фу вовсе не ради сражения, как это может показаться тем, кто знаком с искусством только благодаря художественным фильмам, телесериалам. Цель, которую они ставят перед собой, - развитие самодисциплины, достижение гармонии с окружающим миром.

Как стать монахом шаолиньского монастыря? Людям, у которых появилось такое желание, полезно некоторое время посещать секции кунг-фу либо же заниматься самостоятельно, найдя соответствующие видеокурсы. Также стоит побывать в шаолиньском храме, который можно увидеть в качестве туриста. Помимо Китая, такие монастыри можно обнаружить в США, ряде европейских стран.

Шаолиньский монах

Что делать тому, кто не только желает приобрести навыки кунг-фу, но и пройти серьезное обучение? Как стать теоретически готов принять каждого, кто разделяет буддийскую доктрину. Ограничение по возрасту - от шести лет. Однако от этого человека требуется постоянное проживание на территории Китая. Помимо этого, кандидат должен быть целеустремленным, трудолюбивым и добродетельным, продемонстрировать готовность к образу жизни аскета, проявлению покорности. Менее строгие требования предъявляются к тем, кто желает заниматься в школах боевых искусств, функционирующих при монастыре.

Став послушником, претендент проходит обучение, в течение которого наставники наблюдают за ним, оценивая его готовность. Некоторые получают возможность принять монашеские обеты уже несколько месяцев спустя, другие дожидаются этого в течение нескольких лет.

Размышляя о том, как стать нужно оценить свою готовность. Люди, прошедшие обучение в монастыре, приобретают фантастическую выносливость, которая развивается изнурительными тренировками. Это физические упражнения, боевые искусства, медитация. Все годы обучения посвящены совершенствованию разума и тела, времени для отдыха и развлечений не остается. Стоит знать и то, что монахи не употребляют в пищу мяса, их рацион состоит из овощей, фруктов, злаков. Этот жизненный путь категорически не подходит обладателям слабого здоровья.

Вместо выводов

Человек, который думает о том, как стать монахом, должен понимать, что это не профессия, а образ жизни. Не стоит принимать импульсивное решение под влиянием проблем, которые кажутся неразрешимыми, неудач в личной жизни или профессиональной деятельности.

Так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество - удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской - побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру - хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков - подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах - в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками - от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь - это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика - подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки - первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва - стоит и мир. Это главная работа монахов - молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм , но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило ;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника , который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество - это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество - достойное решение ребенка, и поддержка родителей - важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником - человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание - христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу - первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов - тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон - всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие - это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое - обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание - отсечение своей воли перед всеми - старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего - остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Тема эта не простая, тем более что не все понимают глубинный смысл ухода в монастырь. В современной реальности существует еще и так называемая «православная романтика», которой часто, сами того не желая, люди окутывают эту тему. Попробуем по мере сил ответить на часто задаваемые вопросы, связанные с уходом в монастырь.

Как живут в монастыре, и что же это такое – монастырь?

Монашество – это особый духовный путь, который человек избирает для себя. Полный отказ от мирской жизни и полное посвящение себя Богу. Ради этого люди в прошлые века уходили в пустыни или подвизались при храмах. Потом зародились первые монастыри. Возникли они потому, что душой многие люди желали спасаться и идти строгим путем, но телесная немощь не каждому позволяла это делать. Люди это поняли и стали селиться вместе для физической, моральной и духовной поддержки друг друга. А чтобы отсекать своеволие, мешающее возрастать духовно, выбирали самого мудрого монаха или старца и старались исполнять его наказы, а он в свою очередь отечески их направлял и давал каждому послушания.

А так как физическое тело не могло обходится без еды, питья и жилья (особенно в северных странах, как наша), монастырям приходилось обустраивать внешнюю жизнь, строить кельи, обзаводится огородами, кухней и другими подсобными хозяйствами, за счет которых они и существовали трудами рук своих и пожертвований доброхотов.

Но эта была несущественная и внешняя жизнь монастыря. Внутренняя же состояла из молитвы, Богослужений, послушаний и ежедневной духовной брани. Где-то эта духовная внутренняя жизнь была столь сильна, что рождала сонмы святых и «выходила» далеко за пределы монастыря, привлекая к себе тысячи паломников.

Духовной стороны монастырской жизни касаться в этой статье не будем, ибо это тема обширная и описанная многими столпами монашества, такими как Св. Игнатий Брянчанинов, св. Макарий Египетский, св. Феофан Затворник и многими другими. Как говорится, берите книги и читайте.

Внешняя же жизнь напоминает совместное общежитие. В корпусах находятся кельи – скромные комнаты, где, как правило, живут по несколько человек монашествующих. Питаются все в строго отведенные часы в общей трапезной, встают здесь рано – в 5 утра, а то и раньше. Помимо церковных служб есть еще и монашеское ежедневное правило.

В идеале монах не должен иметь ничего своего, кроме той одежды что на нем (и то полученной в монастыре). Именно поэтому здесь все общее: кухня, трапезная, огороды, и другие службы, где монахи и послушники трудятся.

В монастыре приветствуется молчание и порицается праздность. Поэтому если монах не занят послушанием, церковной службой или каким другим общим делом, он все равно должен внутренне молиться, читая молитву по четкам.

И даже внешние ограничения монашеской жизни – причем, взятые на себя добровольно – уже показывают, что это путь не для всех, что же говорить о духовных глубинах, к которым в идеале должен стремиться каждый, отрекшийся от мира?

Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?

Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).

Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне.

Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.

Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.

Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.

Кстати, среди святоотеческого наследия есть замечательная книга святого Феофана Затворника – «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться», где в переписке открывается мир девушки, решившейся уйти в монастырь. Святой Феофан Затворник помогает ей пройти этот путь постепенно, укрепляясь в своем выборе, а не следуя эмоциональным порывам, которые могут быть очень горячими в юности, но и быстро остывать. Книга будет также актуальна не только тем, кто хочет выбрать монашеский путь, а вообще всем, кого интересует духовное делание среди суеты мирской.

Кстати, часто задают вопрос: как уйти в монастырь женщине, как уйти в монастырь мужчине?

Внутренних различий нет абсолютно никаких. Все, что описано в статье выше подойдет и мужчинам, и женщинам.

Для женщин лишь стоит добавить, что придется отказаться от косметики и мужской одежды, и приучаться ходить в юбках ниже колена и в скромной не вызывающей одежде.

Пожив так, в миру, как бы «монашеской» жизнью и укрепившись в своем желании уйти в монастырь, вы сможете перейти на другой этап: благословение и выбор монастыря.

Благословение духовника

Без благословения в монастырь не принимают. Причем желательно, если это будет благословение вашего духовника, с которым вы не один год знакомы, или же даже старца (общепризнанного в русской православной церкви). В крайнем случае вас могут послать к духовнику того монастыря, который вы для себя выбрали. И уже как он благословит, так и будет.

Кстати, к самому благословению надо отнестись со смирением, а не кидаться на амбразуры, если вдруг оно будет расходиться с вашим желанием. Потому что мы часто хотим одного, а Божий промысле о нас другой.

Тут некоторые неофиты могут удивиться, что же может быть выше и лучше монастыря? Если человек выбирает такой путь, то Бог через старца обязательно его благословит. Но нам не ведомы пути Господни. Иногда бывает совсем наоборот: приезжает девушка за благословением в монастырь, а Божий человек ее замуж отправляет.

Об одном таком эпизоде можно прочитать в и в «Летописи Серафима–Дивеевского монастыря». Пришли как-то к батюшке Серафиму две женщины: одна совсем молоденькая просила благословение замуж, а другая 30 летняя – вмонастырь. А батюшка Серафим благословил иначе: молодую отправил в монастырь, а 30 летней, к ее ужасу, благословил замуж. Почему это вызвало такое недоумение у старшей женщины? Да потому, что в 19 веке девушки, не вышедшие до 30 лет замуж, считались старыми девами, и их шансы создать семью ровнялись практически нулю. Но тут все сложилось удачно для обеих женщин, и каждая впоследствии была довольна своей жизнью.

И в житиях многих святых мы узнаем, как людям, решившим избрать монашеский путь, были совсем иные благословения.

Вообще, надо отметить, что в монастырь не уходят лишь от того, что не удалась личная жизнь – как это, увы, можно встретить в наше время. В былые времена в монастырь не брали, если человек был против брака и семьи! Ибо брак Богом установлен и благословлен! И то, что сейчас в мире попираются идеалы брака и семейные ценности – страшный грех. И монахи тем более не должны участвовать в этом грехе, уничижая брак и семью.

Просто лично для себя они выбрали монашеский путь, и выбрали его исходя из своих духовных потребностей, где отказ от брака рассматривается не как самоцель – для этого вообще-то уходить из мира не обязательно, – но как средство и возможность всего себя посвятить Богу и духовной жизни.

Выбор монастыря

Здесь может быть два варианта: или ваш духовник или старец вас сразу благословят в конкретный монастырь, и вам лишь останется смиренно принять волю Божию, или вы получите благословение на монашеский путь, но монастырь вам придется выбирать самим.

И здесь стоит еще во время вашей самостоятельной подготовки поездить по паломничать по разным обителям. Кстати, греха в этом нет. Даже у святых сердце прилежало к одним монастырям, а к другим противилось. Тут действительно стоит лишь подивиться, что у каждого человека может быть «свой монастырь». И это справедливо даже для семейных. Иногда люди признаются, что уже пол России объездили, и заграничные великие святыни посетили, а вот есть у них любимый монастырь, в который они каждый год приезжают помолиться всей семьей, и ничего с этим поделать нельзя.

Остается вспомнить бытующую среди православных фразу: «не мы святых выбираем, а они нас».

Так что при выборе монастыря стоит слушать свое сердце. Ну а технически просто берите список мужских или женских монастырей России и ищите то, что ближе к вашей местности. Читайте историю создания обители, узнавайте, какие святыни есть в монастыре, какие святые их основали, и отправляйтесь туда в паломничество, чтобы опытным путем понять, ваше это место, или нет.

Как уехать трудником в монастырь

После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.

Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!

Кстати, на трудничество можно приезжать всем, а не только решившимся на монашество. Это вообще богоудгодное дело. И многие святые говорили, что Бог благословляет людей, и те семьи, в которых трудятся на благо монастыря. , говоря о Дивеево, заметил, что даже те, кто пыль здесь протрет, получают большую благодать.

Как попасть жить в женский монастырь, как уехать в мужской монастырь?

Пройдя путь трудничества, а желательно не один раз, и окончательно решив уйти из мира, вам стоит сделать последний шаг: записаться на аудиенцию к игумену (в мужском монастыре) или игуменье (в женском) монастыре. И уже в личной беседе изъявить свое желание уйти в монастырь. Дальнейшее развитие событий будет развиваться по результату этой беседы, и у каждого оно будет своим. Дальнейшие советы здесь неуместны.

Можно ли с ребенком уйти в монастырь?

Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.

  • Во–первых, если рассуждать логически, да и по-Божески тоже, то необходимо вначале воспитать ребенка до его совершеннолетия, а уже потом со спокойной совестью уходить в монастырь, благословив свое повзрослевшее чадо жить с Богом.
  • Во–вторых, уходить в монастырь семейным можно лишь по обоюдному согласию, когда муж тоже уходит в монастырь, иначе, оставление одного из супругов будет приравниваться ко греху.

Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.

Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.

В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.

Но оба эти варианта – не самый лучший выбор. Ведь уйти в монастырь хотите вы, а не ваш ребенок. И наивно надеяться на то, что если ребенок будет всю жизнь жить при монастыре, то в нем и останется, повзрослев – не стоит. В большинстве случаев все обстоит иначе: дети, достигнув совершеннолетия, убегают из монастыря сразу же, а в святую обитель приходит подвизаться молодежь из совершенно не воцерковленных семей.

Почему так происходит? Наверное, потому, что нарушается принцип свободы выбора пути, который каждому из нас дает Бог при рождении! Да, в наши права и обязанности как родителей входит наставление и обучение Закону Божьему своих детей. Но делать это стоит ненавязчиво, с большой любовью и деликатностью. Уповая не на свою родительскую власть и знания, а на волю Божию. И молиться за детей. Но не заставлять их.

Именно поэтому многие мудрые священники благословляют многим мамам (потому что чаще всего такой вопрос волнует именно женщин) жить в миру, как в монастыре, занимаясь воспитанием ребенка, а после его восемнадцатилетия уходить искать монашеского пути.

Если же вопрос стоит весьма остро, и женщина чувствует, что, не уйдя в монастырь она просто погибнет духовно, или имеется особое благословение старца, то решать вопрос ухода в монастырь все равно придется индивидуально.

И в этом случае, необходимо подумать и о ребенке. Тогда выбор монастыря стоит осуществлять, не только основываясь на собственном желании, но и руководствуясь рядом вопросов.

  1. Монастырь должен быть достаточно большой и обустроенный, находиться в крупном селе или недалеко от города, где есть больницы, и другие необходимые организации. В некоторых монастырях есть свои больницы или хотя бы медицинские пункты, где несут послушания врачи и медсестры, когда-то ушедшие в монастырь.
  2. В монастыре должна быть школа. Это сейчас, кстати, не проблема. При многих обителях устраивают общеобразовательные школы или даже гимназии, где ребенок может получать полное среднее образование, равное обычной светской школе.
  3. Все вопросы организации вашего ребенка вы должны решить сразу сами. Никто не обязан сидеть с вашим ребенком, пока вам вздумается почитать очередной акафист или сходить на еще одно богослужение. Как правило, мамы трудятся на послушании, пока ребенок в школе. В дальнейшее время они сами должны следить за своим ребенком и брать его с собой на послушания или церковные службы.

Как видите, это создает ряд затруднений и дополнительных обязанностей, учитывая закрытую структуру монастырского общежития и характер духовной жизни. Поэтому тем, кто задумывается о монастыре, имея на руках ребенка, стоит серьезно поразмышлять над этим вопросом.

Во сколько лет можно уйти в монастырь?

Гораздо реже, но все же встречается обратная ситуация, когда подростки, познавшие веру, совершенно искренне хотят уйти в монастырь, а родители их не пускают. Доходит вплоть до того, что дети буквально убегают в монастырь. Как решается ситуация в данном случае?

Без согласия родителей несовершеннолетних в монастырь не принимают, и постриг до 18 лет не совершается. Но позволить жить на правах трудников могут.

В любом случае Игуменья монастыря, в который обратился подросток, связывается с родителями, вызывая их на разговор. При этом успокаивая расстроенного «ребенка» и смягчая «непреклонность» родителей. Иногда удается достигнуть компромисса.

Несколько лет назад был случай в одном монастыре: 15 летняя девочка буквально на коленях умоляла Игуменью взять ее к себе в обитель. Та вызвала родителей на совместный разговор. Им удалось достигнуть компромисса: договорились, что девочка будет приезжать в монастырь на все лето, а осенью возвращаться домой, так как ей надо закончить школу. Такое решение Игуменья мотивировала перед родителями тем, что, разрешив хотя бы какое-то время пожить в монастыре своей дочери, те сохранят с ней хорошие отношения и не станут смертельными врагами. А девочка, в свою очередь присмотрится к монастырской жизни изнутри.

Так вот, если вам нет еще 18 лет, но вы хотите уйти в монастырь, вам может помочь разумное решение Игуменьи. Начните с того, что приезжайте в монастырь на каникулы. А с родителями постарайтесь достигнуть компромисса мирным путем, в чем может помочь искренняя молитва за них.

Татьяна Страхова

Чаще всего желание навсегда покинуть мир рутины и обычных человеческих страстей, став монахом, возникает на почве тяжелой душевной травмы и разочарования в своей жизни. Действительно, порой несбывшиеся планы, неоправдавшиеся надежды, предательство со стороны близких или осознание собственных недостатков толкает нас на отчаянные поступки. А желание постричься в монахи хоть и само по себе прекрасно, но все же часто это отчаянный шаг. Сегодня мы расскажем о том, как мужчине уйти в , как подготовиться к новой жизни, а главное - как понять, что это действительно то, что вам нужно.

Самое важное, что стоит знать перед тем, как просить священнослужителей принять вас в монастырь, это то, что просто так человека “с улицы”, который внезапно принял решение стать отречься от мирской жизни, не постригут в монахи сразу. Вам предложат пройти довольно длительный испытательный срок, который может продлиться несколько лет. Это нужно не только для того, чтобы священнослужители убедились в чистоте ваших намерений, испытательный срок нужен, прежде всего, вам самим.

Когда верующий человек посещает богослужения, проводит немного времени в монастыре, ему может казаться, что жизнь монахов - это покой, умиротворение души, уверенность в завтрашнем дне и праведность. Он ощущает душевный подъем, испытывает радость, поэтому желание остаться в монастыре навсегда выглядит вполне естественным. Однако на самом деле все не так просто. Но давайте обо всем по порядку. Для начала рассмотрим, через какие этапы подготовки человеку нужно пройти, чтобы начать новую жизнь в качестве православного монаха:

Также стоит учитывать, что в монастырь гораздо охотнее принимают людей старше 30 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте человек уже имеет некий жизненный опыт, поэтому его решения более осознанны. К тому же перед тем, как вас постригут в монахи, нужно прожить в монастыре минимум пять лет. За столь продолжительный срок вы сможете точно убедиться в том, действительно ли вы готовы прожить остаток своих дней, подчиняясь строгому распорядку и отрешаясь от всего мирского. Если же в монастырь хочет уйти еще совсем юный парень, то обязательно потребуется разрешение родителей.

Церковь всегда готова принять в свое лоно людей, которые искренне желают посвятить свою жизнь служению Богу. Однако есть некоторые ограничения, касающиеся тех, чьи намерения не столь чисты, тех, кто имеет важные незавершенные дела в мирской жизни, и людей, которые приняли решение из-за нестабильного эмоционального состояния. Рассмотрим несколько примеров:

Самое главное - это искреннее желание посвятить себя . Перед тем, как мужчине уйти в монастырь, он должен убедиться в том, что его больше ничто не держит в миру, никто от него не зависит, он готов смиренно выполнять все требования монастырского руководства и принять свою новую жизнь. Важно понимать, что монашество - это не только покой, умиротворение и молитвы, это еще и постоянная борьба с собственной гордыней.