В помощь школьнику. Особенности жанра и композиции «Мертвые души» Н.В.Гоголя

Нашёл своё выражение в том, что образы помещиков, крестьян, описание их жизни, хозяйства и нравов изображены в поэме так отчётливо, что, прочитав эту часть поэмы, запоминаешь её навсегда. Изображение помещичье-крестьянской Руси было очень актуально в гоголевское время в связи с обострением кризиса системы крепостного права. Многие помещики перестали быть полезными для общества, морально опустились и превратились в заложников своих прав на землю и людей. На передний план начал выходить другой слой российского общества — жители городов. Как и ранее в «Ревизоре», в этой поэме Гоголь представляет широкую картину чиновничества, дамского общества, простых горожан, слуг.

Итак, изображение современной Гоголю России определяет главные темы «Мёртвых душ»: тему родины, тему поместной жизни, тему города, тему души. Среди мотивов поэмы основными являются мотив дороги и мотив пути. Мотив дороги организует повествование в произведении, мотив пути выражает центральную авторскую идею — обретение русским человеком истинной и одухотворённой жизни. Гоголь достигает выразительного смыслового эффекта, сочетая эти мотивы со следующим композиционным приёмом: в начале поэмы бричка Чичикова въезжает в город, в конце — выезжает. Тем самым автор показывает, что описанное в первом томе является частью невообразимо долгой дороги в поиске пути. Все герои поэмы находятся в пути — Чичиков, автор, Русь.

«Мёртвые души» состоят из двух больших частей, которые можно условно назвать «деревня» и «город». Всего в первом томе поэмы одиннадцать глав: первую главу, описывающую приезд Чичикова, знакомство с городом и городским обществом, следует считать экспозиционной; затем идут пять глав о помещиках (главы вторая — шестая), в седьмой Чичиков возвращается в город, в начале одиннадцатой выезжает из него, и следующее содержание главы с городом уже не связано. Таким образом, на описание деревни и города приходятся равные части текста произведения, что в полной мере соотносится с главным тезисом замысла Гоголя: «Вся Русь явится в нём!»

В поэме также есть два внесюжетных элемента: «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Цель включения в текст произведения повести — уточнить некоторые идеи поэмы. Притча выполняет функцию обобщения, связывая характеры поэмы с мыслью о назначении ума и богатырства как двух бесценных даров, данных человеку.

Примечательно также то, что автор рассказывает «историю Чичикова» в одиннадцатой главе. Главная цель помещения предыстории героя в конец главы состоит в том, что автор хотел избежать предубеждённого, подготовленного восприятия читателем событий и героя. Гоголь стремился, чтобы читатель составил своё мнение о происходящем, наблюдая за всем так, как если бы это было в реальной жизни.

Наконец, соотношение эпического и лирического в поэме тоже имеет своё идейное значение. Первое лирическое отступление в поэме появляется в конце пятой главы в рассуждении о русском языке. В дальнейшем их количество увеличивается, в конце 11 главы автор с патриотизмом и гражданской страстью говорит о Руси, птице-тройке. Лирическое начало в произведении нарастает потому, что задумка Гоголя была утвердить свой светлый идеал. Он хотел показать, как в мечте о счастливом будущем страны рассеивается туман, сгустившийся над «грустной Россией» (так охарактеризовал первые главы поэмы Пушкин).

Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.

В начале работы над произведением в письмах Н.В. Гоголя часто встречается слово «роман». В 1836 году Гоголь пишет: «...вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная...» И все же впоследствии замысел своего нового произведения Н.В. Гоголь решил воплотить в жанре поэмы. Современники писателя недоуменно восприняли его решение, так как в то время, в литературе XIX века, большим успехом пользовались поэма, написанная в стихотворной форме. Основное внимание в ней сосредотачивалось на сильной и гордой личности, которую в условиях современного общества ожидала трагическая участь.

Решение Гоголя имело более глубокий смысл. Замыслив создать собирательный образ родины, он сумел выделить свойства, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним определением «поэма». В "Мертвых душах" присутствуют черты и плутовского романа, и лирической поэмы, и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения. По первому впечатлению, "Мертвые души" - скорее роман. Об этом говорит система ярко и подробно обрисованных характеров. Но Лев Толстой, ознакомившись с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

В основе поэмы повествование о русской жизни, в центре внимания - личность России, охваченная со всех сторон. Чичиков, герой "Мертвых душ", ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мысли Гоголя, был героем своего времени, приобретатель, сумевший опошлить все, даже саму идею зла. Разъезды Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой для оформления художественного материала. Эта форма оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только Чичиков, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе со своим героем разъезжает по России автор. Он встречается с представителями различных социальных слоев и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов-характеров.

Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа.

Жизнь России того времени, знакомая писателю действительность изображена в поэме с «сатирической стороны», что было ново и необычно для русской литературы XIX века. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н.В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы, и в результате создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях. В целом, "Мертвые души" - это масштабное эпическое произведение, которое еще долгое время будет поражать читателей глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего России.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • Жанровое своеобразие поэмы

Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. Гоголя «Мертвые души» - произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские размышления о судьбе России, и тонкий лиризм. До своего шедевра писатель шел всю свою жизнь, написав такие самобытные, оригинальные произведения, как, например, «Вечо-; ры на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Ревизор». Чтобы лучше понять особенности жанра «Мертвых душ», стоит сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения, влияние которого хорошо чувствуется в поэме Н. Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей, В первой части перед поэтом появляется тень древнеримского поэта Вергилия, сопровождающего лирического героя в ад: они попадают во все его круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте рассказать о своей Родине - Италию, о ее судьбе. Собственно, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.

Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мнения автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

С первых же страниц произведения его сюжет нас захватывает, потому что "нельзя допустить, что после встречи Чичикова с Манилов будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Мы не можем догадаться и о том, каким будет конец поэмы, потому что все персонажи соединены в ней по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, "потому что на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость приторно-сладкая. Но, по сравнению с Плюшкина, характер Манилов во многом даже выигрывает. В центре внимания Гоголя - образ Коробочки, так как ее характер имеет много общего с другими персонажами. По мнению Гоголя, она является символом «человека-коробочки», в котором заложена идея неугомонного стремление к накоплению. Чичиков - тоже «человек-юоробочка», как и другие персонажи, Именно эта черта, присущая большинству дворян, и привела их к вырождению. Отсюда и символичность названия поэмы - «Мертвые души».

Тема разоблачения чиновничества проходит - через все творчество Гоголя: она занимает важное место и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается также с темой крепостничества. Важную роль в композиции поэмы играет «Повесть о капитане Ко-пейкина», поскольку именно в ней Н. В. Гоголь смело разоблачает государственный правительство. Мира «Мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Рассказывая о помещичью и чиновничью Россию, Гоголь хорошо чувствует душу русского народа. Яркое свидетельство этому - образ тройки быстро несется вперед. В ее образе автор воплотил мощные силы России, которые когда смогут сделать нечто новое, прогрессивное для своей Родины: «Не так ли и ты, Русь, несешься, точно быстрая тройка, которую никто никогда не обгонит?..». И все же главная тема произведения - судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были рассказывать о современном и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте - «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не судидося осуществиться: идея второго тома оказалась недостаточно удачной, а третий так и не было написано. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность: Гоголь не знал, что думать, какой же будет будущая Россия: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа ».

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

С самого начала писательской деятельно-
сти мечтал написать произведение, в
«котором бы явилась вся Русь». Это должно
было быть грандиозное описание быта и нра-
вов России первой трети XIX века. Таким
произведением стала поэма «Мертвые ду-
ши», написанная в 1842 году. Первое издание
книги называлось «Похождения Чичикова,
или Мертвые души». Такое название снижа-
ло истинное значение произведения, перево-
дило его в область авантюрного романа. Го-
голь пошел на это по цензурным соображе-
ниям, желая издать поэму.
Почему же назвал свое произведе-
ние поэмой? Определение жанра стало ясно
писателю только в последний момент, - ра-
ботая над рукописью, он говорит то о поэме,
то о романе.
Чтобы понять особенности жанра поэмы
«Мертвые души», можно сопоставить это про-
изведение с «Божественной комедией» Дан-
те, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние
чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная
комедия» состоит из трех частей. В первой
части к Данте является тень древнеримского
поэта Вергилия, которая сопровождает лири-
ческого героя в ад; они проходят все круги,
перед их взором предстает целая галерея
грешников. Фантастичность сюжета не ме-
шает Данте раскрыть тему своей родины -
Италии. По сути, задумал показать те
же круги ада, но ада России. Недаром назва-
ние поэмы «Мертвые души» идейно перекли-
кается с названием первой части поэмы Дан-
те «Божественная комедия», которая называ-
ется «Ад».
, наряду с сатирическим отрицани-
ем, вводит элемент воспевающий, созида-
тельный - образ России. С этим образом
связано «высокое лирическое движение», ко-
торое в поэме по временам подменяет коми-
ческое повествование.
Значительное место в поэме «Мертвые
души» занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для этого
литературного жанра. В них касается
самых острых российских общественных во-
просов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам рус-
ской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мерт-
вые души» Чичиковым в город NN. С первых
же страниц произведения мы ощущаем увле-
кательность сюжета, так как читатель не мо-
жет предположить, что после встречи Чичи-
кова с Маниловым будут встречи с Собакеви-
чем, Ноздревым. Читатель не может дога-
даться и о том, что случится в конце поэмы,
потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если рассматривать
его как отдельный образ, нельзя восприни-
мать в качестве положительного героя (на
столе у него лежит книга, открытая на одной
и той же странице, а его вежливость при-
творна: «Позвольте этого вам не позволить»),
но по сравнению с Плюшкиным Манилов во
многом даже выигрывает. Однако в центр
внимания поставил Коробочку, так
как она является своеобразным единым на-
чалом всех персонажей. По мысли Гоголя,
это символ «человека-коробочки», в котором
заложена идея неуемной жажды накопи-
тельства.
Тема разоблачения чиновничества прохо-
дит через все творчество Гоголя: она свойст-
венна и сборнику «Миргород», и комедии
«Ревизор». В поэме «Мертвые души» она пе-
реплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть
о капитане Копейкине». Она сюжетно не
связана с поэмой, но имеет большое значе-‘
ние для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести
жизненный характер: она обличает недо-
статки общественной жизни России на всех
уровнях..
Миру «мертвых душ» в поэме противо-
поставлен лирический образ народной Рос-
сии, о которой пишет с любовью и
восхищением. За страшным миром помещи-
ков и чиновников писатель чувствовал душу
русского народа, которую воплотил в образе
быстро несущейся вперед тройки, собрав-
шей в себе силы России: «Не так ли и ты,
Русь, что бойкая, необгонимая тройка не-
сешься?».
Итак, мы знаем, что в своем про-
изведении изображает социальные болезни
общества. Следует остановиться на том, как
удается это сделать писателю. Во-первых,
пользуется приемами социальной ти-
пизации. В изображении галереи помещи-
ков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, их
развитие не показано (это не.относится к
Плюшкину и Чичикову), мы почти ничего
не знаем об их прошлом. Этот прием под-
черкивает еще раз, что маниловы, коробоч-
ки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые
души.
Для описания героев использует
свой излюбленный прием - характеристику
персонажа через деталь. Его можно назвать
«гением детализации»: так точно детали от-
ражают характер и внутренний мир персона-
жей. Чего стоит, например, описание дома
Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший
английский пруд, на покосившуюся беседку,
на запустение, на обои в комнате Манило-
ва - то ли серые, то ли голубые, на обтяну-
тые рогожей два стула, до которых так и не
доходят руки хозяина. Эти и другие детали
подводят нас к главному выводу, сделанному
самим автором: «Ни то ни се, а черт знает
что такое!».
Вспомним Плюшкина, эту «прореху на че-
ловечестве», который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате,
с немыслимым платком на голове. Везде ца-
рят грязь, неустройство. Плюшкин олицетво-
ряет крайнюю степень деградации, что пере-
дается через детали, через те мелочи жиз-
ни, которыми так восхищался А.С. :
«Еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни,
уметь очертить в такой силе пошлость пош-
лого человека, чтобы вся та мелочь, которая
ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в
глаза всем».
И все-таки главная тема поэмы - это
судьба России: ее прошлое, настоящее и бу-
дущее. В первом томе уделяет боль-
ше внимания прошлому родины. Задуман-
ные им второй и третий тома должны были
повествовать о настоящем и будущем Рос-
сии. Этот замысел можно было бы сравнить
со второй и третьей частями «Божественной
комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Од-
нако этим замыслам не суждено было
сбыться: второй том оказался неудачным по
идее, а третий так и не был написан. Поэто-
му поездка Чичикова и осталась поездкой в
неизвестность.

Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги. Связано это, в первую очередь, с тем, что в «Мертвых душах», которые первоначально мыслились под знаком «веселости» и комизма, присутствует и иная, некомическая стихия - в виде лирических отступлений серьезного и патетического характера. Ошибочно полагать, что Гоголь назвал свое произведение поэмой «для шутки», хотя первые критики «Мертвых душ» и высказывали такое мнение: «Это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного малороссиянина в кругу добрых приятелей», которые «не требуют ни плана, Ни единства, ни слога, только было бы чему посмеяться».

Еще на начальном этапе работы над поэмой Гоголь видел ее как нечто огромное и великое. Так, в письме к Жуковскому писатель сообщал: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Позже он развивает эту мысль, считая, что героем поэмы может быть лицо «частное, невидное», но при этом значительное для наблюдателя человеческой души.

Автор ведет своего героя сквозь цепь приключений и перемен с целью «представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную им картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил во взятой эпохе и времени». Как видим, в определение «поэма в прозе» Гоголь вложил просветительское значение: сатирическая картина нравов, недостатков и пороков общества должна быть «живым уроком для настоящего».

Жизнь главного героя произведения - мелкого мошенника и плута Чичикова - неразрывно связана с жизнью лирического героя поэмы, который сидит невидимый в бричке Чичикова, сопровождает его на бал, присутствует при мошеннических торговых сделках, поясняя, анализируя и оценивая поведение Павла Ивановича. Автор в облике лирического героя негодует и «издевается над миром, который прямо противоречит его абстрактной идее добродетели и правды». В последней же главе, с того момента, когда бричка выезжает из города и вдоль дороги тянутся бесконечные поля, лирический герой поэмы становится движущей силой сюжета. Он углубляет рассуждения о предназначении писателя-обличи- теля (не завидна его судьба), решился представить очам читателя «всю страшную, потрясающую силу мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля». Чудная власть даровала лирическому герою-автору возможность идти рука об руку со «странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

Можно уверенно говорить, что в своем произведении Гоголь показал, что сатира может быть поэтичной, поскольку его лирический герой «воссоздает перед нашим взором образ испорченной действительности так, что эта испорченность разрушается в самой себе вследствие собственной нелепости».

Композиция гоголевской поэмы «Мертвые души» находится в определенной зависимости от сюжета. Лежащий в его основе анекдот построен на условном предположении, что чиновники города N не понимают смысл действий Чичикова. Ловкий аферист купил по дешевке несколько сотен крестьянских «душ», физически не существующих, мертвых, но юридически живых. Купил, чтобы заложить их в ломбарде и выручить солидную сумму. Чиновники забеспокоились, узнав о покупках Чичикова: «мертвые души», «которые, впрочем, черт знает, что значат, но в них заключено, однако, и весьма скверное, нехорошее». По собственной неосторожности аферист выдал свою тайну и был вынужден поспешно бежать из города. Такой сюжет давал автору возможность, с одной стороны, вывести множество самых разнообразных героев, а с другой стороны, представить широкую панораму жизни российского общества. Лирические отступления и авторские размышления устанавливают личную связь автора с изображенным им миром. Этот мир обращен к нему, он ждет от него некоего слова, по крайней мере, автору отчетливо видится эта обращенность. Характерный пример - размышления о Руси в начале XI главы: «Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»

Здесь же появляются слова о достоинствах русского слова. Вначале автор подчеркивает, что русский народ - великий охотник давать всему свои имена и прозвища, многие из которых не употребительны в светском разговоре, однако очень метки и правильны. Через ряд экспрессивных деталей и описаний, через сравнительную характеристику различных языков он приходит к восторженной похвале русскому слову: «Сердцеведеньем и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза..., но нет слова, которое было бы так замашисто, так бойко, так сметливо бы вырвалось и вместе так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Несмотря на то что основное место в поэме отводится изображению явлений отрицательных, порочных, в ее тексте выступает позитивное начало все отчетливей и отчетливей.

В этом плане ключевой является «Повесть о капитане Копейкине», которая была запрещена к печатанию цензором. Главный герой повести - одноногий и однорукий капитан Копейкин. После возвращения с поля боя Копейкин оказался обманут и отвергнут обществом, ради которого он, в общем-то, и потерял здоровье. Отец отказывается от сына, так как самому едва хватает хлеба. Копейкин решает отправиться в Петербург, «чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости», и там долгое время ожидает аудиенции или хотя бы решения своего вопроса. Трудно пришлось немощному инвалиду в городе, где «идешь по улице, а уж нос твой так и слышит, что пахнет тысячами».

Сначала Копейкин поддался обманным обещаниям министра и магазинно-ресторанным приманкам, однако он не стал их жертвой, а превратился в бунтаря - мстителя за погубленных столицей людей. Высланный из Петербурга на родину, Копейкин делся неизвестно куда, но не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах появилась шайка разбойников во главе... На этом повесть завершается и Гоголь предоставляет читателю возможность самому догадаться, что именно Копейкин возглавил шайку. Таким образом, он потребовал от мира «мертвых душ» расплаты за свою гибель. Так в поэме-сатире о мире «мертвых душ» неожиданно появляется душа живая, восставшая против бездушия общественной системы.

Как видим, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» отмечается два начала - описательное и лирическое, что определяет особенности жанра и композиции произведения. Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1876 год подчеркивал, что у Гоголя моральное и философское содержание не помещается в рамках конкретной политической проблематики: изображения в поэме «почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас; мало того, еще справишься ли когда-нибудь?»