Венгерская музыкальная культура. Великие венгерские композиторы

Венгерские композиторы - классики, творчество которых достигло превосходства. Все эти люди стремились достичь новых пределов и раздвинуть привычные границы классической музыки.

Имре Кальман

Венгерские композиторы и музыканты обращались и к жанру оперетт. Большого успеха в нем достиг Ему принадлежат такие известные произведения, как «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Баядера», «Сильва». Родился композитор в 1882 году, 24 октября. Творчество этого человека завершает время расцвета оперетты. Кальман появился на свет в Шиофоке, около Происходит из еврейской семьи Карла Коппштейна, который занимался торговлей. Будущий композитор сменил фамилию еще в школьные годы, так он стал Кальманом.

Ференц Лист

Венгерские композиторы, помимо создания великих произведений, занимались и преподавательской деятельностью. В частности, среди всего прочего, был педагогом, дирижёром, публицистом и пианистом-виртуозом. Он относится к ярчайшим представителям музыкального романтизма. Родился будущий композитор в 1811 году, 22 октября, в Райдинге. Лист является основоположником Веймарской музыкальной школы. Ференц относится к числу величайших пианистов девятнадцатого века. Его эпоха стала расцветом концертного пианизма. Сам композитор находился в авангарде указанного процесса, поскольку обладал безграничными техническими возможностями.

Бела Барток

Великие венгерские композиторы относились к числу музыковедов. В частности, таковым был Бела Барток, который родился в 1881 году, 25 марта, в Надьсентмиклоше. Речь идет о композиторе, пианисте и музыковеде-фольклористе. Барток происходил из семьи директора училища сельского хозяйства и учительницы музыки. Его отец был музыкантом-любителем, играл в оркестре. Барток рос в насыщенной музыкой атмосфере. Слушал концерты, которые давал оркестр отца, а также прекрасное исполнение произведений матери-пианистки.

Другие композиторы

Другие венгерские композиторы заслуживают не меньшего внимания. Стоит рассмотреть выдающуюся личность Лео Вейнера. Он родился в 1885 г., в Будапеште. Речь идет о композиторе и одном из величайших музыкальных педагогов своего времени. Вейнер дважды становился лауреатом государственной премии Кошута.

Енё Задор - музыкальный критик, педагог и композитор. Он родился в 1894 году, 5 ноября, в Батасеке. Ему в 1921 году было присвоено звание доктора философии.

Пал Кадоша родился в Леве в 1903 году, 6 сентября. Речь идет о композиторе, пианисте, общественном деятеле и педагоге. Достиг успеха в своем деле и Золтан Кодай, который родился в Кечкемете, в 1882 году, 16 декабря. Речь идет о теоретике музыки и композиторе. Особое место занял и Франц Легар. Он появился на свет в Комарно в 1870 году, 30 апреля. Речь идет о дирижёре и композиторе. Относится к крупнейшим мастерам венской оперетты. У него нет ни преемников, ни предшественников.

Далее подробнее расскажем о том, кем был Эден Петер Йожеф фон Михалович. Он родился в Феричанцах, в 1842 г., 13 сентября. Речь идет о музыкальном педагоге и композиторе. Он проходил обучение в Пеште. Был учеником Михая Мошоньи. Позднее посещал Лейпцигскую консерваторию, где учился у Морица Гауптмана. Продолжил совершенствовать мастерство в Мюнхене. Был учеником Петера Корнелиуса. Принадлежал к последователям и поклонникам Рихарда Вагнера. Является автором опер. Также композитор написал 4 симфонии, 7 симфонических поэм и песен. С 1887 по 1919 год занимал пост ректора будапештской Национальной музыкальной академии.

Это далеко не все венгерские композиторы, которые достойны нашего внимания. Ведь они внесли значимый вклад в развитие всемирного музыкального наследия.

Камерно-вокальные сочинения. Песни: «Миньон», «Крысолов», «Меж цветов», «Ночь», «Исцелившийся к надежде», «Замкнутость» («Одиночество»), «Прогулка», «Перегрина» 1, 2, баллада «Огненный всадник», «Покинутая девушка», «Мальчик и пчела», «Совет старухи», «Жуанита». «Итальянские песни». «Прогулка», «На заре».

Итальянская композиторская школа

Оперы.

- «Навуходоносор»: хор евреев «Ты прекрасна, о родина наша» из 3 д.

- «Риголетто»: вступление к 1 д.; канцона герцога, сцена проклятья Монтероне на балу у Герцога, ария Джильды, сцена Риголетто и Спарафучиле, хор «Тише, тише»; дуэт Джильды и Риголетто из 2 д., ария Риголетто; песенка Герцога из 3 д., квартет, заключительный дуэт Джильды и Риголетто.

- «Травиата»: вступление к 1 д., хор-вальс гостей Виолетты, застольная песня Альфреда, дуэт Альфреда и Виолетты, ария Виолетты из 1 д.; сцена Виолетты и Жермона, ария Жермона из 2 д.; сцена игры в карты на балу у Флоры, заключительный ансамбль из 3 д.; вступление к 4 д., ария Виолетты, заключительная сцена Жермона, Альфреда и Виолетты из 3 д.

- «Трубадур»: баллада Феррандо (интродукция), каватина Леоноры, романс Манрико, терцет Леоноры, Манрико и Графа из 1 д.; хор цыган, рассказ и песня Азучены, ария графа из 2 д.; хор солдат, сцена Азучены, Графа, Феррандо, сцена Манрико и Леоноры, кабалетта Манрико из 3 д.; хор Miserere, ария Леоноры и дут с Манрико, дуэттино Манрико и Азучены, финал 4 д. - «Дон Карлос»: дуэт Карлоса и Елизаветы из интродукции, хор

монахов из 1 д., ариозо Карлоса, дуэт Карлоса и Позы, романс Елизаветы, песня Эболи о фате из 1 д.; дуэт дон Карлоса и Эболи, терцет с Позой, большой финал 2 д.; ария короля Филиппа, дуэт короля и Великого инквизитора, ария Эболи, смерть маркиза Позы, хоровой финал 3 д.; ария королевы Елизаветы, дуэт дон Карлоса и Елизаветы, хоровой финал 4 д.

- «Аида»: вступление к 1 д., романс Радомеса, терцет Радомеса Аиды и Амнерис ария Аиды, хоровой финал из 1 д.; хор дев Амнерис, дуэт Амнерис и Аиды, большой финал из 2 д., романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро, дуэт Аиды и Радомеса, хоровой финал 3 д.; хор жрецов, ария Амнерис, заключительный дуэт Аиды и Радомеса из 4 д.

- «Отелло»: хор «Буря» и сцена встречи Отелло и его солдат, застольная песня Яго, дуэт Отелло и Дездемоны и 1 д.; монолог Яго «Кредо», сцена Отелло и Яго, хор киприотов из 2 д.; вступление к 3 д., сцена Отелло и Дездемоны, монолог Отелло, терцет Отелло, Яго и Кассио, большой финал 3 д.; песня и молитва Дездемоны, сцена Дездемоны и Отелло, заключительная сцена и монолог Отелло из 4 д.

- «Фальстаф»: монолог Фальстафа о чести, квартет виндзорских проказниц, сцена Нанетты и Фентона из 1 д.; сцена Фальстафа и Форда, песня Фальстафа «Был я когда-то молоденьким пажом», финал 2 д.; монолог Фальстафа «Ужасный мир», романс Фентона, заключительный хор-фуга из 3 д.

Хоровая музыка. Реквием.

Французская композиторская школа

Оперы.

- «Фауст»: пролог; каватина Валентина, дуэт Фауста и Маргариты. куплеты Мефистофеля, хор-вальс из 1 д.; куплеты Зибеля, баллада Маргариты о Фульском короле, ария Маргариты с жемчугом из 2д.; песня Маргариты за прялкой, сцена в храме Маргариты и Мефистофеля, серенада Мефистофеля, хор солдат, сцена Фауста и Валентина из 3 д.; дуэт Фауста и Маргариты, хор Ангелов, сцена Вальпургиевой ночи из 4 д.

- «Ромео и Джульетта»: ария-вальс Джульетты из 1 д.

Опера «Манон»: сцена в таверне, ария Манон, дуэт Манон и де Грие из 1 д.; «Грезы» де Грие из 2 д.; вступление к 4 д., ария де Грие, сцена Манон и де Грие из 4 д.; сцена в игорном доме, заключительный дуэт Манон и де Грие из 5 д.

Опера «Самсон и Далила»: арии Далилы из 1,2, 3 д.

Симфонические сочинения: Концерты № 2 и 5 для фп. с оркестром, симфоническая поэма «Пляска смерти».

Камерно-инструментальные произведения: сюита для камерного оркестра «Карнавал животных».

Опера «Кармен»: увертюра, хор мальчиков, хор солдат хабанера, сегедилья, песенка Кармен с кастаньетами, песня-ответ Кармен Цуниге из 1д.; цыганская песня Кармен, квартет контрабандистов, походная песня Хозе, дуэт Хозе и Кармен, ария Хозе с цветком, куплеты тореадора из 2 д; хор контрабандистов, ария Микаэлы, терцет цыганок и ариозо Кармен из 3 д; инструментальные сцены корриды, хор, финальный дуэт Хозе и Кармен из 4 д.

- «Искатели жемчуга»: хор ловцов из 1 д., романс Надира., ария Надира.

Симфонические произведения. Сюита для симфонического оркестра «Арлезианка».

Оперетта «Прекрасная Елена»: увертюра, куплеты царей «Дзинь ля-ля», куплеты Елены, ария Париса из 1 д.; дуэт Елены и Париса из 2 д., ария Елены из 3 д.

Оперетта «Орфей в аду»: канкан.

Оперетта «Сказки Гофмана»: баркарола.

«Испанская симфония».

Симфонические произведения. Симфония d-moll.

Симфоническая поэма «Джины».

Камерно-инструментальные сочинения.

Прелюдия, хорал и фуга для фп.

Соната для скрипки и фп. A-dur.

Чешская композиторская школа

Симфонические произведения. Цикл симфонических поэм «Моя родина»: «Влтава», «Из чешских полей и лесов».

Опера «Проданная невеста»: увертюра, ариозо Марженьки, хор

«Как же нам не веселиться» из 1д.; ариозо Еника, скочна из 2 д.;

ария Марженьки из 3 д.

Хоровые произведения. Кантата «Чешская песнь».

Симфонические произведения. Симфония № 9 «Из нового Света». Симфоническая поэма «Водяной». Славянские танцы (3-4 на выбор)

Фортепианное трио «Думки». Фортепианный квинтет A-dur, Струнный квартет F-dur.

Вокальные произведения. Вокальный цикл «Цыганские мелодии».

Дополнительно.

Хоровые произведения. «Stabat Mater». Оратория «Святая Людмила».

Норвежская композиторская школа

Симфонические произведения. Сюита № 1,2 «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром.

Камерно-инструментальные произведения. Фортепианные произведения: Баллада g-moll, Соната e-moll, «Лирические пьесы» для фп. (оркестровая версия).

Струнный квартет g-moll.

Вокальные произведения. Вокальный цикл «Дитя гор».

Песни: «Люблю тебя», «Лебедь», «Сон», «Избушка», «У моря».

Испанская композиторская школа

Фортепианные произведения: цикл фп. пьес «Иберия»; пьесы «Кордова», «Наварра», «Севильяна», «Сегедилья», «В порту», «Поло», «Танго», Сарабанда и т.д.

Венгерская музыка — неотъемлемая часть культуры этой страны. На протяжении всего года в Венгрии проходят всевозможные концерты и фестивали. Конечно же, главным «эпицентром» музыкальных событий является Будапешт. Здесь можно найти музыкальные мероприятия на любой вкус. Так, например, каждое лето на Обудайском острове проводится известный фестиваль «Сигет». Ежегодно на него приезжает более 400 тысяч человек из разных уголков мира. Живут они здесь же, на острове: разбивают палатки и веселятся от души, дожидаясь вечера, когда на сцену выходят знаменитые группы и исполнители. Среди гостей фестиваля в разное время были такие мировые звезды, как David Bowie, The Prodigy, The Cardigans, Rammstein, Morcheeba, Placebo, HIM, Muse, Sugababes, The Pet Shop Boys, Nick Cave, Natalie Imbruglia, The Rasmus и многие другие.
Любители классической музыки могут насладиться великолепной игрой музыкантов в Будапештской консерватории, одном из старейших концертных залов страны. Поклонников оперы ждет роскошное здание Венгреского государственного оперного театра. Тем же, кто предпочитает более легкий жанр оперетты, рекомендуем посетить Будапештский театр оперетты, в богатый репертуар которого входят такие всемирно известные мюзиклы, как «Ромео и Джульетта», «Моцарт», «Красавица и чудовище» и другие. В гостеприимных тавернах и ресторанах раздаются звуки зажигательной цыганской музыки, а танцевальные коллективы исполняют знаменитый чардаш. Начиная с весны и заканчивая осенью музыку можно услышать на самых разных подмостках и сценах, под открытым небом и среди колоритных декораций. В импозантных дворцах, некогда принадлежавших богатым дворянским семьям, исполняются концерты классической музыки и проходят оперные постановки, в средневековых крепостях звучат старинные музыкальные инструменты, в городках и деревеньках проходят фестивали с народными песнями и танцами…
Безусловно, Венгрия является одной из самых музыкальных стран Европы, где современные направления мирно уживаются с классикой и народным творчеством.

Народная музыка
Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов — Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии… Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Она возникла в конце XVIII века и называлась вербункош. Под вербункошом подразумевают не только музыкальный стиль, но и одноименный танец, для которого характерен постепенный переход от медленных темпов к быстрым. Подобный переход имел особое смысловое значение — он символизировал национальный венгерский характер (стоит заметить, что появился он как раз в эпоху пробуждения национального самосознания). Первоначально вербункош исполняли во время набора рекрутов, чтобы вдохновить юношей на вступление в ряды армии. Известная мелодия в стиле вербункоша — так называемый марш Ракоши — вошел в произведения композиторов Ференца Листа и Гектора Берлиоза. Происхождение вербункоша точно не известно, однако установлено, что он включает в себя черты старинных венгерских танцев, равно как элементы балканской, славянской, левантинской, итальянской и венецианской музыки. С течением времени вербункош приобрел популярность не только в крестьянской среде, но и у представителей дворянства. К концу XVIII века народный музыкальный стиль часто встречался в оперных постановках, произведениях камерной и фортепьянной музыки. В XIX веке вербункош начали воспринимать как неотъемлемую часть музыкального романтизма Венгрии. Во многом это произошло благодаря творчеству выдающегося скрипача того времени Панны Цзинки, композитора Антала Чермака и руководителя цыганского оркестра Яноша Бихари. Среди музыкантов современности, исполняющих вербункош, наиболее известны представители музыкальной династии Лакатошей — Шандор и Роби Лакатош.
Долгое время венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой цыган. Действительно, Венгрия всегда была одной из тех европейских стран, где она получила наибольшее развитие. И в наши дни цыганская музыка Венгрии пользуется заслуженной славой в мире. В число наиболее известных исполнителей входят Андо Дром, Романи Рота, Кайи Яг, Симеа Лакотоши, широко известны цыганские музыкальные коллективы — Hungarian Gypsies, Project Romani, Kalman Balogh’s Gypsy Cimbalom и другие. Цыганская музыка постоянно развивается, в ней появляются новые направления и стили, среди которых наибольшей известностью пользуется цыганский джаз.
В отличие от цыганской музыки, подлинное народное музыкальное искусство Венгрии долгое время было скрыто в крестьянской среде. Благодаря деятельности таких выдающихся композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай, оно стало известно широкой публике. Анализируя народные мелодии, Кодай и Золтан установили, что венгерская народная музыка основана на одном из древнейших звукорядов — пентатонике, впервые появившейся у древних народов Азии, Америки и Океании. Пентатоника — это звуковая система, содержащая 5 звуков в октаве. Эту же систему использовали и народы финно-угорской группы.
В 1970–е годы в Венгрии появилось движение «танцхаз», участники которого выступают против усредненной фольклорной музыки и стараются сохранить странные песенные традиции. Название движения, в переводе на русский означающее «танцевальный дом», связано со странным трансильванским обычаем: молодежь села снимала за плату дом, чтобы проводить там вечеринки с танцами. В 70-е годы этот обычай переняли молодые венгры, посещавшие Трансильванию. Среди них были музыканты и этнографы, которых привлекала сохранившаяся почти что в первозданном виде народная культура.
Танцевальные дома начались с деятельности Белы Халмоша и Ференца Шебо, занимавшихся коллекционированием крестьянских народных инструментов и песен, а также Дьёрдя Мартина и Шандора Тимара, изучавших народные танцы. Возвращение к корням было с восторгом принято венгерским обществом, стремившимся выразить свой протест против официальной власти. В 80-е годы обычай проводить конец недели в домах танца стал одним из популярнейших альтернативных способов коллективного общения. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. И конечно же, ни один из таких вечеров не обходился без танцев, причем не только венгерских, но и соседних народов — славян, греков, румын.
Среди исполнявшихся танцев был и знаменитый чардаш, без которого просто невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии. «Популяризацией» танца занимались музыкальные цыганские коллективы, которые познакомили с ними жителей соседних Воеводины, Словакии, Словении, Хорватии, Трансильвании и Моравии. Главной особенностью чардаша является вариация темпов музыки — от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша — спокойный, оживленный, трясучку и т. п. Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных европейских композиторов — Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.

Классическая музыка
Классическая музыка составляет важную часть культурного наследия Венгрии. Имя самого выдающегося венгерского композитора Ференца Листа известно даже тем, кто далек от искусства. Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян. Отец композитора работал управляющим в имении графа Эстерхази. Будучи сам музыкантом-любителем, он поощрял интерес сына к музыке и преподавал ему первые уроки игры на фортепиано. Первый концерт Листа состоялся в соседнем городке Шопроне, когда юному музыканту было всего 9 лет. В скором времени он был приглашен во дворец Эстерхази. Услышав игру талантливого мальчика, несколько венгерских дворян, друзей графа, вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференц отправился учиться в Вену, где его преподавателями стали выдающиеся музыканты той эпохи А. Сальери и К. Черни. 1 декабря 1822 года состоялся первый венский концерт Листа, во многом предопределивший его дальнейшую судьбу — критики и публика пришли в восторг от великолепной игры музыканта. С тех пор Листу были обеспечены полные залы. Значительное влияние на формирование творческого стиля композитора оказало творчество Г. Берлиоза и Ф. Шопена, с которыми он познакомился в конце 20-х годов. В начале 30-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Николо Паганини. Композитор задался целью выработать столь же блестящий фортепианный стиль, и в скором времени уже практически не имел себе равных как пианист-виртуоз.
Музыкальное наследие Листа составляет более чем 1300 произведений, большая часть из которых — фортепианные. Среди этого грандиозного списка самыми популярными произведениями являются знаменитые «Грезы любви», 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 трансцендентных этюдов, три цикла небольших пьес под название «Годы странствий». Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений. Значительную часть фортепианного наследия композитора составляют транскрипции и парафразы музыки других авторов, в том числе переложения симфоний Бетховена и фрагменты из произведений Баха, Беллини, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Моцарта, Паганини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.
Будучи приверженцем идеи синтеза искусств, Лист стал создателем жанра симфонической поэмы, которая была призвана выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов, или лейтем, проходящих через всю поэму. Самые интересные из симфонических поэм Листа — «Прелюдии», «Орфей» и «Идеалы».
Вплоть до последних дней своей жизни композитор продолжал давать концерты. Новаторство Листа проявилось не только в его произведениях, но и в самой манере его игры. Порывая со старой традицией, он развернул рояль так, что публика могла видеть профиль музыканта. Иногда Лист устраивал из своих концертов настоящие шоу — ставил на сцену несколько инструментов и переходил от одного к другому, играя на каждом одинаково виртуозно. При этом, подобно современным рок-звездам, композитор в эмоциональном порыве нередко ломал инструменты, что приводило публику в неописуемый восторг.
В начале 1886 года Лист, которому тогда было 75 лет, отправился в Англию, где был принят королевой Викторией. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший композитор поехал в Байрот, чтобы принять участие в ежегодно проходившем там Вагнеровском фестивале. В этом городе 31 июля 1886 года он умер. Лист был одной из самых значительных фигур на музыкальном олимпе своей эпохи, чье творчество оказало сильное влияние на многих музыкантов последующих эпох.
Конец XIX — начало XX века принято считать периодом наибольшего расцвета венгерской классической музыки. К этому времени относится творчество двух других выдающихся композиторов Венгрии — Белы Бартока и Золтана Кодая. Именно они первыми открыли народное музыкальное искусство, веками скрытое в крестьянской среде. Своей деятельностью в 1905–1926 годах они положили начало сбору богатого и красивого песенного материала, и этим спасли его для мировой культуры. К наиболее популярным произведениям Бартока следует отнести шесть румынских танцев для фортепиано, некоторые из оркестровых произведений (Вторая сюита, Дивертисмент для струнного оркестра, Третий фортепианный концерт и др.), а также фортепианные и вокальные сочинения. Кодая прославили его «Венгерский псалом» на слова Четвертого псалма, а также сюита из оперы «Хари Янош». Кроме того, Кодай занимался музыкальной критикой и чтением публичных лекций. Ему принадлежит 4-томное собрание фольклорных материалов под названием «Венгерская народная музыка».
Венгрия является родиной многих других известных композиторов, дирижеров и музыковедов, таких как Эрнё Дохнайи (композитор и пианист), Ласло Лайты (композитор и музыкальный фольклорист), Штефана Хеллер (композитор), Антала Дорати (дирижер), Джоржа Селла (пианист и дирижер) и других.

Венгерская опера и оперетта
На протяжении более чем трех столетий Венгрия считается одной из ведущих оперных держав Европы. Одним из символов Будапешта является великолепное неоренессансное здание Венгерского государственного оперного театра, возвышающееся на проспекте Андраши. В начале каждого сезона перед ним выстраивается длинная очередь за абонементами.В Если подойти ближе, то можно заметить, что среди людей здесь стоящих всегда очень много молодежи. Возможно, это связано с тем, что венгерские оперные исполнители с удовольствием экспериментируют с музыкальными жанрами, привнося в классические постановки элементы современной музыки. Так, например, знаменитая исполнительница Эрика Миклоша предприняла попытку соединить оперу с техно, а в программе фестиваля «Сигет» нередко звучат оперные произведения в весьма неожиданной постановке.
Основоположником венгерской национальной оперы стал композитор и дирижер Ф. Эркель. Первая его опера «Мария Батори» была поставлена на сцене Национального театра в 1840 году. За ней появились и другие произведения композитора, среди которых наиболее известными являются опера «Ласло Хуньяди», «Банк Бан», «Король Иштван» и др. Самая колоритная и популярная опера Эркеля — «Банк Бан». В 2001 году по ней был снят фильм, в котором сыграли такие всемирно известные звезды, как Ева Мартон и Андреа Рошт.
Во второй половине XIX века в репертуаре венгерских оперных театров появились произведения других композиторов — М. Мошоньи, К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Кубая и других. К концу XIX века особой популярностью пользовались оперы К. Голдмарка.
Венгерская опера динамично развивается и в наши дни, появляются новые темы, обогащается исполнительская манера, трансформируется язык произведений. К композиторам молодого поколения принадлежат Д. Рааки (опера «Платье короля Помаде»), Т. Польгар (опера «Сваты») и др.

7 августа 2016

Венгерские композиторы - классики, творчество которых достигло превосходства. Все эти люди стремились достичь новых пределов и раздвинуть привычные границы классической музыки.

Имре Кальман

Венгерские композиторы и музыканты обращались и к жанру оперетт. Большого успеха в нем достиг Имре Кальман. Ему принадлежат такие известные произведения, как «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Баядера», «Сильва». Родился композитор в 1882 году, 24 октября. Творчество этого человека завершает время расцвета оперетты. Кальман появился на свет в Шиофоке, около озера Балатон. Происходит из еврейской семьи Карла Коппштейна, который занимался торговлей. Будущий композитор сменил фамилию еще в школьные годы, так он стал Кальманом.

Ференц Лист

Венгерские композиторы, помимо создания великих произведений, занимались и преподавательской деятельностью. В частности, Ференц Лист, среди всего прочего, был педагогом, дирижёром, публицистом и пианистом-виртуозом. Он относится к ярчайшим представителям музыкального романтизма. Родился будущий композитор в 1811 году, 22 октября, в Райдинге. Лист является основоположником Веймарской музыкальной школы. Ференц относится к числу величайших пианистов девятнадцатого века. Его эпоха стала расцветом концертного пианизма. Сам композитор находился в авангарде указанного процесса, поскольку обладал безграничными техническими возможностями.

Видео по теме

Бела Барток

Великие венгерские композиторы относились к числу музыковедов. В частности, таковым был Бела Барток, который родился в 1881 году, 25 марта, в Надьсентмиклоше. Речь идет о композиторе, пианисте и музыковеде-фольклористе. Барток происходил из семьи директора училища сельского хозяйства и учительницы музыки. Его отец был музыкантом-любителем, играл в оркестре. Барток рос в насыщенной музыкой атмосфере. Слушал концерты, которые давал оркестр отца, а также прекрасное исполнение произведений матери-пианистки.

Другие композиторы

Другие венгерские композиторы заслуживают не меньшего внимания. Стоит рассмотреть выдающуюся личность Лео Вейнера. Он родился в 1885 г., в Будапеште. Речь идет о композиторе и одном из величайших музыкальных педагогов своего времени. Вейнер дважды становился лауреатом государственной премии Кошута.

Енё Задор - музыкальный критик, педагог и композитор. Он родился в 1894 году, 5 ноября, в Батасеке. Ему в 1921 году было присвоено звание доктора философии.

Пал Кадоша родился в Леве в 1903 году, 6 сентября. Речь идет о композиторе, пианисте, общественном деятеле и педагоге. Достиг успеха в своем деле и Золтан Кодай, который родился в Кечкемете, в 1882 году, 16 декабря. Речь идет о теоретике музыки и композиторе. Особое место занял и Франц Легар. Он появился на свет в Комарно в 1870 году, 30 апреля. Речь идет о дирижёре и композиторе. Относится к крупнейшим мастерам венской оперетты. У него нет ни преемников, ни предшественников.

Далее подробнее расскажем о том, кем был Эден Петер Йожеф фон Михалович. Он родился в Феричанцах, в 1842 г., 13 сентября. Речь идет о музыкальном педагоге и композиторе. Он проходил обучение в Пеште. Был учеником Михая Мошоньи. Позднее посещал Лейпцигскую консерваторию, где учился у Морица Гауптмана. Продолжил совершенствовать мастерство в Мюнхене. Был учеником Петера Корнелиуса. Принадлежал к последователям и поклонникам Рихарда Вагнера. Является автором опер. Также композитор написал 4 симфонии, 7 симфонических поэм и песен. С 1887 по 1919 год занимал пост ректора будапештской Национальной музыкальной академии.

Это далеко не все венгерские композиторы, которые достойны нашего внимания. Ведь они внесли значимый вклад в развитие всемирного музыкального наследия.

Источник: fb.ru

Актуально


Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.


Венский дебют Листа состоялся 1 декабря Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач- виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист- виртуоз. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.


Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Mладшая дочь Козима вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р. Вагнера.


В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. И в 1847 Ф.Лист предпринял прощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов.


Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.


Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения – tudes d"excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий (Annes de plerinage). Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.