Законы светотени: от простых форм до портрета. Как рисовать тени? Основы рисования Распределение света на геометрических телах

Тема урока: СВЕТОТЕНЬ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ

ОБЪЕМА ПРЕДМЕТА

Вид занятия : изображение на плоскости.

Метод: Интегрированный урок.

Цель: Дать понятие «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с градацией света и тени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень.

Обучающая научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением.

Развивающая развивать у учеников навыки и приемы работы графическим материалом. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.

Воспитательная воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: бумага, пастель, карандаш, резинка, натуральная постановка из геометрических тел (цилиндр, шар) с боковым освещением, таблицы, образец педагогического рисунка, работы учащихся прошлых лет.

Литературный ряд : стихотворение Е.А. Баратынского. «Свет».

Глоссарий : светотень, блик, полутень, тень.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

2. Актуализация знаний учащихся.

Старательно мы наблюдаем свет,

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем:

Какой же плод науки долгих лет?

Что, наконец, поймет надменный ум

На высоте всех опытов и дум…

Е. А. Баратынский.

3. Повторение.

Давайте вспомним термины, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.

Штрих - черта, короткая линия.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство.

Выразительные средства графики - линия, штрих, точка, тон.

Рисунок - важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического в изобразительном искусстве.

Набросок - произведение графики, живописи небольших размеров, бегло и быстро исполнено.

Графика - вид изобразительного искусства. Искусство изображения мира не с помощью цвета, а с помощью линий.

Натура - реальные объекты, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

4. Сообщение темы урока.

В современной реалистической живописи и графики освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, и воплотить художественные замыслы.

5. Сообщение теоретических сведений.

Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов. Но мы легко узнаем, т.к. наш глаз (вернее мозг, сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого не достаточно. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно - рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.

Светотень - сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета.

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом - светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света.

Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Рассмотрим градации светотени на рисунке. На наиболее освещенной поверхности располагается свет , а самая яркая точка называется бликом . На поверхности, освященной скользящим светом, располагается полутень , а на самой затемненной поверхности - собственная тень . Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом. Наконец предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень , которая обычно всего бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего - найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

Физминутка.

6. Демонстрация последовательности построения шара.

Практическая работа.

Любой сложный объект (будь то кувшин, ваза, какое-либо здание и даже человек) состоит из более простых форм. Я покажу, как рисовать (строить) простые формы, из которых состоят сложные объекты. Деление сложных объектов на простые формы очень облегчает рисование.

Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела - шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.

1. Начнем с самой простой для построения формы - шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху - тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.

2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части - это будет центр и радиус круга.

3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие - измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.

4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.

5.Соедините полученные точки и круг готов.
6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.

Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени.

7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь - это БЛИК. Блик - это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке.

Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени.

8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь - это СВЕТ . Свет - самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше.

9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.
Собственная тень - это самое темное место на предмете.
А полутень - это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке.

10. Есть еще одно чудо светотени - это РЕФЛЕКС.
Рефлекс - это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара.
Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.

11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя - ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ .
Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен.

А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками) - серыми оттенками.

12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью - мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым - просто чистая белая бумага.
Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА .

13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ .

14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС - отражение плоскости.

15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ . В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая.

16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость.

17.Рисунок завершен, осталось сгладить - обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось.

Закрепление.
А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
И ничего сложного!


7. Итог урока .
. Выставка работ учащихся.
. Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
- Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
- Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
- В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
- Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
- Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой - значит, ночь.
А солнце - значит, день.
Николай Рубцов.

Закон света и теней

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком , необходимо хорошо освоить закономерности светотени . Не зная законов распределения света на форме предмета, вы будете бездумно срисовывать лишь

видимые пятна без понимания истинных причин, из-за чего рисунки будут менее выразительными и убедительными. Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии . Поэтому свет , как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.


Слово "тон" происходит от греческого слова "tonos" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света , из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.


Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый ), расстояния от поверхности предмета до источника света , а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море ), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать.


Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света , расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света , будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане - до плавно убывающего к заднему плану.

Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см ). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу ), так и естественное (солнечные лучи ). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней . Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.

Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.


Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму , отделяя световую часть от теневой .


Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше. Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света. Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света . Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света . На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень . При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик , вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить. Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке , чтобы выявить блик , необходимо выдержать определенную тональность , что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности .

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света . Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом - по изогнутой образующей. В данном случае лучи света , определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс ), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс, по силе тона темнее полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя растяжка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности . Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему.


Кроме собственной тени , от самого предмета падает еще одна - падающая тень . Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени .

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида ), грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света . По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень .
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс . Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?

Построение падающих теней

Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:

  1. Определяется источник света.
  2. Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
  4. От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.

Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.

В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.

(Приблизительная проекция тени)

Как зависит форма тени от положения источника света

На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:

Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.

Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура

Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.

Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Заключение

Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.

Особенность визуального восприятия человека состоит в определении формы и размера предмета в зависимости от степени его освещенности. Светотень в рисунке создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. Так как свет, попадая на объект, распределяется неравномерно и под разными углами, степень освещенности различных его сторон также сильно различается. Светотень в рисунке - это совокупность объективных условий, на основе которых на поверхности предмета возникает градация светлых и темных оттенков света. Создавать реалистичные изображения можно, лишь научившись понимать и видеть, как распределяется свет и тень по форме предмета в окружающем мире. От правильной работы со светотенью в рисунке зависит восприятие массы, объема, расположения объекта. Но одного этого недостаточно - также важна и практика. Начните с изучения основных составляющих светотени в рисунке карандашом, но не останавливайтесь на этом - продолжайте рисовать, совершенствуя свои навыки.

Светлая и темная сторона объекта

Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона - часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где - самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша - это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна - максимально темная. Это камертоны света. Все остальное - растяжка. Освещенность зависит от угла падения света - чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.

Насыщенность светотени

Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.

Полутень и ее особенности

На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной, являющийся промежуточным состоянием между светом и тенью - полутень. Именно в этой зоне можно увидеть собственный тон предмета. На предметах, в основе которых лежат четкие прямоугольные формы, эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть очень по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.

Что такое зона тени?

Зона тени или темная сторона - часть предмета напротив источника света. Собственная тень - место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень - это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы - они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс - это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании - это особое искусство.

Светлая сторона объекта и ее составляющие

Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка - именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность - при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.

Законы светотени в рисунке

Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света - одна из основ светотени в рисунке.

Рисунок со светотенью пошагово

Теперь нанесем на шар средний тон - он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.

Работа со светом и тенью: заключение

Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом - это тоновая растяжка. В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных. Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее - появляется тон.