Амиши богослужение. Беглецы от цивилизации: амиши – кто это такие

Амиши - движение последователей Якоба Аммана.

Оно возникло в 1693 году в Швейцарии, но, в связи с гонениями, амишам пришлось покинуть Европу и переселиться в Америку.

Большинство амишей сейчас проживает в США, но также есть они в Канаде. 10 фактов про амишей


1.

Бандлинг. Это традиция по которой молодая пара должна определенное время спать в одной кровати, но не прикасаться друг к другу. По виду - кровать для молодых - обычная двуспальная, но с доской разделяющей два спальных места. Вот такая странная у них психология отношений. Сейчас это уже редкость, но всё таки можно встретить бандлинг в такой форме, когда молодая невеста в течении месяца спит в мешке, в которую помещает её мать. И с утра мать проверяет, чтобы мешок был на месте и муж не прикасался к молодой жене.


2.

Орднунг (порядок). Это перечень правил, которые давным давно старейшины данной общины приняли за веру. Это перечень не только религиозных, но и гражданских правил. Все они основаны на Библии.


3.

Технология. Для амишей характерны повозки и ручной труд. Всё делается руками или с помощью домашнего скота, в основном лошадей. При всей своей сложности и трудоёмкости вся выпечка амишей считаются самой вкусной в США.


4.

Одежда и стиль. Ремни, перчатки, галстуки, кроссовки: запрещены! У амишей очень простой стиль одежды - в соответствии с их общей философии жизни. Женатые мужчины должны растить бороды в то же время усы полностью запрещены. Женщинам запрещено носить узорную одежду или украшения, а также они не имеют права стричь волосы. Длина одежды строго регулируются орднунгом общины.


5.

Амиши разные. Все амиши разные. Если считать по основным ответвлениям то их восемь, но они дробятся ещё сильнее т.к. например в одной общине длина разрешенных полей на шляпе может быть меньше, чем у соседей и это, в принципе, большая проблема, которая может привести к спорам между общинами.


6.

Наказания. Потеря бороды - это большая проблема, это потеря статуса и уважения. У амишей есть даже банды, которые промышляют такими деяниями. Недавно одну такую банду, которая резала бороды, за 15 фактов подобных преступлений приговорили к 15 годам тюрьмы для каждого.


7.

Инбридинг. Да будет вам известно, что все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. Т.е. у амишей большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому у них часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят: "Такова воля бога..."


8.

Здоровье. Показатели здоровья амишей примерно в 2 с лишним раза лучше, чем у любого американца. Всё это связано со здоровым образом жизни.


9.

Rumspringa. Амиш подросток имеет право выбрать себе жизнь. Ему дается период, за который он должен принять решение: остаться в общине и стать амишем или навсегда покинуть общину и никогда не возвращаться и не встречаться с родственниками.


10.

Мейдунг. Нарушение орднунга и изгнание из общины. Например, связь с девушкой вне общины, постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг пожизненный. Вернуться обратно в общину нельзя.

Затерянный мир, или Понаехали тут …
Заметки деревенского фотографа

В Америке существует несколько религиозно-этнических групп, таких как мормоны, квакеры, ортодоксальные евреи, и прочие. Одной из таких групп являются амиши, которых в США насчитывается около четверти миллиона.

Самые большие популяции амишей в США проживают в Пенсильвании, Огайо и севернои Индиане. В Центральном Иллинойсе также есть Amish Country, где проживает около тысячи семей амишей (около 4 тысяч человек).


11.

В прошлую субботу, направляясь в Урбановку, мы сделали крюк в проехали до Арколы (около 30 миль к югу) с чисто меркантильными целями - а именно закупить нормального мяса и курицы себе и друзьям. С мясом мы пролетели - бойня закрылась в 3 часа, за пару минут до нашего приезда, а всего остального набрали от души (включая крольчатину, которую в обычных магазинах найти не тривиально).


14.

Амиши в массе своей крестьяне, привязаны к земле, и ведут практически натуральное хозяйство, не пользуясь химией, генетикой, и прочими пережитками цивилизации. Едят только то, что сами вырастили, и с удовольствием продают избытки производства в виде мяса, птицы, молока, яиц, сыра, и прочих продуктов. Зачастую они поставляют продукты в цивилизованный мир в нормальные магазины, но качество (и цена) в их магазинах наверняка получше будет. Кроме того, в тех местах нередки амишевские рестораны. Также они активно занимаются производством деревянной мебели, которая и ценится, и стОит.


15.

16. Местный амишевский райцентр находится в городе Артур, основанном в 1865 году.

Будет потеплее - надо будет туда прокатиться.


17.

Амиши придерживаются очень простого о обособленного образа жизни, и зачастую всеми силами стараются избегать благ цивилизации. Так, например, у амишей нет легковых машин, и передвигаются они в большинстве случаев на конных повозках (что интересно - обычные повозки, по крайней мере в зимнем варианте, полностью закрытые, и за вожжи дергается изнутри).


18. Повозка с прицепом.

19. Шикарный мужик себе диванчик урвал.

Причина, по которой у амишей нет своих машин вполне забавна - люди живут в коммунизме, и наличие машины считается роскошью, а это непозволительно так как провоцирует неравенство или видимость такового. Причём использовать неамишевские машины из мира (такси, соседи) - это вполне допустимо. Также вполне допустимо использовать сельхозтехнику (судя по этому мужику)


21.

Хотя обработка земли и другие сельхозработы проводятся преимущественно с помощью лошадей. У средней амишевской семьи в пользовании около 80 акров (32 гектаров) земли - бедные лошади....


22.

Амиши практически не используют электричество. Причина весьма забавна - они считают, что электрические провода связывают их с внешним миром, что противоречит Библии и их религиозным устоям (амиши - закрытое общество, и общаются с цивилизацией только в меру (коммерческой) необходимости, посему у них полностью запрещено телевидение, радио и интернет). Электричеством они, естественно, пользуются по необходимости (обратите внимание на правый поворотные сигнал). Например в магазинах для освещения они используют газ, а холодильники и кассовые аппараты естественно электрические. Фокус в том, что электричество производит тут-же дизельный или газовый генератор, а не берётся из центральной сети.


25.

Судя по распределителю на столбе - генераторы у них весьма мощные. Хотя не исключён вариант местной общинной электростанции.


26.

В средней амишской семье 6-7 детей и хозяйства у них весьма крепкие и основательные. Причем постоянно растут и расширяются (средний прирост поголовья амишей - 4% в год! А учитывая закрытость и тот факт, что вся эта четверть миллиона амишей происходит от 200 первых поселенцев, можно представить уровень кровосмешения и букет генетических заболеваний).


27.

Одежда амишей строга и проста. Никаких излишеств, минимальная гамма. Что такое модная женская одежда им неизвестно.


29.

Кстати, по религиозным соображениям амишам нельзя фотографироваться. Упс...


31.

Амиши не ходят в обычные школы и считают, что 8 классов образования вполне достаточны для нормального существования. Они делают свои школы по старому образцу, где в одной комнате учатся все ученики школы. И только со школы (теоретически) амиши начинают говорить по английски. До этого (в семье) они говорят на своём Пенсильванско-немецком диалекте.


33.

Амиши объеденены одной религией, и семья и церковь - это главное. Они - анабаптисты (христиане) и как правило в жизни проходят через два крещения - в младенчестве и в сознательном возрасте. Перед тем, как постричься в настоящие амиши, молодёжи дают свободу выбора и разрешают уйти в мир, но делают это единицы... Несмотря на то, что основой амишевской культуры и жизни является церковь, у амишей (по крайней мере старообрядческих) нет классических церквей. В районе Артура насчитывается около 27 церковных приходов???, каждый из которых состоит из 30-35 семей. Службы проводятся в собственных домах по очереди, т.е. по сути каждый дом является церквью...

Жизнь амишей

Амиши — приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носят одежду и головные уборы определённых цветов и старинных фасонов, ездят в повозках, запряженных лошадьми, используют только стальные колёса, пашут землю конным плугом. Дети и женщины ходят босиком в теплое время года. Амишам запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.


34. Амиши в легкой коляске в Ланкастере, штат Пенсильвания 19 мая. (Todd Heisler/The New York Times)

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.


35. Фермер с собакой в Ланкастере, штат Пенсильвания. (Todd Heisler/The New York Times)

Амиши с присущей им скрупулезностью относятся к сельскому хозяйству, до сих пор возделывая землю с помощью плугов.


36. Фермеры работают на поле в Ланкастере 19 мая. (Todd Heisler/The New York Times)

В свободное от работы время мужчины-амиши занимаются изготовлением мебели, женщины-амиши шьют одежду, в обоих случаях всё делается вручную и по моде начала XVIII века.


37. Амишский фермер вспахивает поле в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

Поскольку амиши заключают браки исключительно с представителями своих общин, в их среде распространены генетические заболевания одного типа, а у женщин очень часто случаются выкидыши, тем не менее рождаемость у амишей традиционно высокая, в семьях насчитывается по 8-10 детей, в результате чего каждое поколение их численность удваивается.


38. Коровы на ферме Мэтью Штольцфуса в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

По достижении определённого возраста амиши имеют право покинуть отчий дом на 3 года и отправиться жить во «внешний мир», где они могут грешить как заблагорассудится их душе, но по окончании этого срока амиш обязан вернуться домой и принять решение: либо он полностью погружается в традиционный уклад жизни амишей и остаётся в общине, соблюдая все правила поведения, либо он навсегда покидает общину, живёт как хочет, и тогда даже самые ближайшие родственники никогда более не подадут ему руки помощи, как бы она ни была ему нужна.

41. Амишские фермеры работают в коровнике на ферме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

42. Велосипед лежит на краю фермы в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

Осознавая себя принадлежащими к одной деноминации, амиши, тем не менее, распадаются на разные группы.


43. Фермер несет ведра в Ланкастере, штат Пенсильвания, 19 мая. (Todd Heisler/The New York Times)

44. Фермер-амиш вспахивает поле в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

45. Амишский фермер в Ланкастере, штат Пенсильвания. (Todd Heisler/The New York Times)

46. Шляпа висит на косяке двери в доме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

47. Амиш на ферме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

48. Амишская повозка. (Todd Heisler/The New York Times)

49. Традиционная амишская телега в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

50. Амишская телега проезжает мимо фермы в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

51. Амишский фермер вспахивает поле в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

52. Амишские дети едут на повозке в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

53. Мэтью Штольцфус (справа) на своей ферме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

Мой рассказ пойдет о стране амишей. Нас предупредили и просили не фотографировать лица, поэтому несколько снимков я нашла в интернете, а остальное все же сняла сама. Кто такие – амиши?
Амиши - христианское течение меннонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.
Семья амишей Их церковную доктрину можно характеризовать, как наиболее консервативный вариант меннонитства. Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн (Пенсильвания), провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата.
Все 12500 эмишей округа Ланкастер - потомки пары десятков семейств, которые эмигрировали из Европы в начале XVIII века. Поэтому, глядя на почтовые ящики перед тамошними домами, видишь повсюду одни и те же фамилии - Эш, Лэпп, Шольцфус, Фишер...
Амиши. Для всей прогрессивной общественности их «открыла» парочка хиппи, ударившаяся в романтические путешествия. Еще бы – вдруг в разгар ХХl века, в сердце самой прогрессивной страны, наткнуться на племя, принципиально отказывающееся от электричества и высшей школы, от собственного транспорта (лошади не считаются), фотоаппаратов, кино и прочих стремительно хлынувших благ научно-технического прогресса. Подобно староверам, они несколько веков назад признали европейскую церковь поборницей греха и предпочли замкнуться в суровом достижении рая коммуной, честной пред Богом жизнью. Церквей амиши не строят, а молятся у своих соплеменников, у каждого по очереди, ставят скамейки в передней комнате.
Сначала, увидев бороды мужчин, воспринимаешь амишей, как ортодоксальных евреев, но к евреям амиши не имеют отношения. Фотографироваться – нельзя, фото на стенах не висят, но висят так называемые «семейные списки» (даже не знаю как это назвать).
Вот два из одной семьи. Один список родителей, другой - современной семьи - имя, месяц и год рождения. Обратите внимание на имена – еврейские? Или библейские?
Как для примера посетили один дом амишей. Обстановка в доме была очень простая - никаких украшений я не заметила, но на всем лежала печать заботы и любви.
Дом освещался газовыми рожками (в других домах используется и керосин). На кухне я увидела холодильник - газовый. Вообще, кухня оказалась самой большой комнатой в доме.
И, как я поняла, это не просто место, где готовят и едят, а своеобразный центр всей семейной жизни: Ребекка сказала, что обычно именно в ней читают, шьют, а когда дети были маленькими - там они играли и делали уроки. Есть в доме и свой водопровод, работающий от ветряка. Их женщины не знают косметики, украшений, даже пуговиц (а как же, тоже вариант украшательства!), фасон платья стабилен последние двести лет.
Собственно, фасон. Платья должны быть однотонными, без пуговиц (если нужно что-то прикрепить – только булавочкой), одного фасона и два-три - не более, чтобы все были равными и не выделялись и не чувствовали, что одна богаче другой. Платья однотонные - синего, фиолетового или тёмно-серого цвета, из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней - белый.
Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшения, того же фасона, чтобы завтра можно было его одеть на работу. Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.
Мужчины не бреют бород (усы запрещены по закону, они безусые) и не умеют держать в руках оружие. В армии не служат или только в частях, где не держат в руках оружие. Они никогда в своей американской истории не воевали.
Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездит в старинных повозках, запряженных лошадьми, используют только стальные колёса (без амортизаторов, чтобы почувствовать землю), пашут землю конным плугом.
Амишевские мужские шляпы
Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши (на выданье), которые могут уже жениться
Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.
Зато амиши тяжко вкалывают – простите, в поте лица своего добывают хлеб свой (а также мясо-молочные продукты и всяческие овощи и фрукты) на лоне природы, рожают детей штук по десять (аборты и презервативы запрещены), по воскресеньям ходят друг к другу в гости на протестантские служения – пение хоралов, чтение Библии или на общую веселую трапезу.
Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.
В веротерпимой Америке для них разработали специальный вид паспорта – без фотографии: а уезжать за пределы Америки им не нужно да и не на чем – самолет для них запрещен, максимум, что они себе позволяют – это самокат и то ехать можно не быстрее одной лошади!
Школы - это особая тема. Школа состоит из одного класса (комнаты), где учатся дети от 7 до 15 лет, все вместе. И преподает им учительница лет 15, которая только что сама её закончила.
В собственных школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии. Из книг, не считая детских, в советском пропагандистском стиле, они оставили себе только Библию. Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.
Ткацкий станок Амишем нельзя стать по велению сердца. Им можно только родиться. И, конечно, остаться, потому что гуманные анабаптисты всем членам коммуны один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: либо окончательно принять крещение, либо уйти в большой мир. До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть, каково там. Самое фантастическое, что от 75 до 95 процентов, поглядев Америку, возвращаются обратно под трудовой, но сытый амишский кров. Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.
"Соковыжималка", приводимая в движение водяным насосом. С одной стороны, куда им идти с их образованием, жизненными представлениями и коммунным опытом? С другой, дома никогда не бросят, не выгонят, всем миром поднимут, поставят на ноги, не дадут сгинуть и т.д. Натурально, протестантский такой рай. У них нет разводов (что понятно), оттого юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье. Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день, а совсем не то, что вы подумали. Этого самого до свадьбы там быть не может, а если несчастье случилось, то брак неизбежен и точка. При всей своей закрытости, они отлично общаются с соседями не-амишами, подчас, при недостатке земли и постоянном приросте населения (а их, между прочим, двести тысяч!), они нанимаются в работники – к радости работодателя, для которого честнее, трудолюбивее и скромнее амиша - работника не сыскать. – Они сытно и калорийно (как давние потомки швейцарцев) едят, мало пьют (некогда), не воруют, не сквернословят и любят жизнь, людей, хозяйство - простой, здоровой любовью. Они честно платят налоги, поэтому в тюрьмах не сидят.
На кладбищах стоят одинаковые надгробные плиты с датой рождения и смерти. Никаких более улучшенных памятников нет, все смертные одинаковы!
Гроб Гроб стоит в доме умершего три дня, наполовину закрытый, чтобы кто захочет проститься, успел приехать, а скорость передвижения не превышает скорости одной лошади! Упс, фотографировать нельзя...
Какие лица! На них нет следа печали, злости, недовольства Пока нам живописали красоты местного общежития, мы, разумеется, дружно жалели бедных амишских женщин с их тремя платьями, десятком детей и каждодневным трудом до изнеможения. Ну и мужчин, в общем, тоже…
А книги!.. Библия – прекраснейший текст, но никогда в жизни не прочесть ни одной светской строчки?! Не услышать светской музыки?! Импрессионистов не увидеть? И даже не знать, что все это можно хотеть видеть и слышать…
Чепчики для замужних женщин в виде сердечка В общем, проникшись ужасом и состраданием к этим святым созданиям, мы отправились на рынок – с ними знакомиться. И я была до корней души потрясена их сияющей, слепящей, фантастической красотой этих самых молодых женщин в чепчиках в форме сердечка и наглухо закрытых старушечьих платьях.
Как они улыбаются, обслуживая туриста. Какие у них глаза, когда они нас, современных, стильных, ярких, не похожих на них ни капли, рассматривают – без тени зависти или негодования, а просто – с интересом и приязнью. Несколько минут общения буквально перевернули мои представления о женской прелести. Та аура любви к ближнему, которую они излучают, действительно красит их лучше царских одежд.
Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков - называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи - сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.
Незатейливая детская игрушка Детские игрушки - простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
Даже куры у них странные, экологически чистые Ни секунды, разумеется, не хотела бы жить в этом раю, но то, что он возможен, реален, счастлив и вдохновен, – не вызывает у меня никаких сомнений. Даже при всей его искусственности, неискушенности и благоприятных исторических обстоятельствах.

А для всей остальной Америки амиши – это такой популярный романтический бренд, «чужие среди нас» – за ними наблюдают, их продукция, благо натуральная и вкуснейшая, расходится на ура. Сыры и мёд пробовала – действительно, объедение.
Выращивают табак, хотя сами не курят. В ответ амиши, не боясь глобализации, спокойно и не оборачиваясь по сторонам, строят свой земной Новый Иерусалим. И самая большая их проблема на данный момент – высокий процент родственных браков. Но при общем числе в двести тысяч… надеюсь, что проблема решаема. Пусть себе живут нам на загляденье.
Звезда на доме говорит о гостеприимстве хозяев. В такой дом можно постучаться и переночевать
Потом мы посетили ярмарку на которой купили немного продуктов (недешевых), но экологически чистых. Мне было интересно и я с любопытством слушала о жизни "странных", на мой взгляд, людей.

Так как мои фотки не вызывают никакой реакции , что весьма удручает… учитывая ливень за окном… Короче, мной принято волевое решение — прекратить заниматься никому не нужной фигней, не буду больше их постить. Вместо этого придется развлекать вас местными байками.

Намедни, то бишь на прошлой неделе, довелось мне пообщаться с амишами.

Для тех, кто не в танке

Амиши — это одно из ответвлений в меннонизме. Название происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к Римлянам положению об отделении церкви от государства.

Лидеры амишей не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей деятельностью безвозмездно.

Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Службы проходят через воскресенье. В те воскресенья, когда служб нет (Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочередно в разные воскресенья. Разговаривают амиши между собой на диалекте немецкого, но вообще прекрасно говорят по-английски.

Женщины носят длинные однотонные платья, обычно черного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней - белый. Платья не отличаются особым разнообразием цветов и покроев — их всего два: платье с вшитой юбкой и платье с фартуком, (похоже на российскую школьную униформу 70-х — 80-х годов). Все девочки и женщины носят чепчики — белые или чёрные, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесёмочками под подбородком.

Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Одежда сшита так, что нет ни единой пуговицы. Все потому, что пуговицы считались предметом роскоши, и не использовались или использовались минимально, так, чтобы их не было видно на одежде. Если же имелось несколько открытых пуговиц на пальто или пиджаке, то эту oдежду необходимо было снять при входе в церковь, вернее, дом, где молились. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая - для церковной службы. Гардероб у мужчин дополняет черная войлочная шляпа или соломенная. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.

Во взаимоотношениях с мирским окружением ведут себя замкнуто.Они сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века. Живут амиши общиной, помогают друг другу, ведут натуральное хозяйство, рожают много детей, не пользуются продуктами цивилизации, как то: электричеством, автотранспортом (амишу разрешается ехать в машине пассажиром, но не водителем), одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине, не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее. Налоги амиши платят, а вот в фонд национального страхования — нет, значит, и пенсию они не получают: заботятся о своих стариках сами. Лечат себя тоже сами, наверное, есть у них знахари свои, ведь за восемь классов вряд ли освоишь премудрости медицины. Но здоровье, надо полагать, у них неплохое: это и естественный отбор, и здоровый образ жизни. Запреты на использование электричества, автомобилей и прочих элементов цивилизации диктуются не религиозными, а нравственными убеждениями эмишей: осуждается не само использование технических благ, а их возможные нравственные последствия. Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы «во зло».

Амиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины, и лишь для меннонитов делается исключение. В результате перекрестных браков внутри небольших общин амиши подвержены генетической деградации. Если детям не нравится быт родителей, они вполне могут выбрать другую жизнь. Основной закон амишей — «рай через тяжелый труд».

В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата. Главный город округа и центр «страны эмишей» - Кросс-Кис (современное название — Интеркорс).

Строгое следование меннонитскому традиционализму привело к расколу амиши. В 1865 году от амиши отошли ультраконсервативные единоверцы. Наиболее либеральные группы слились в 10-20-е годы XX века с меннонитской церковью в США и вошли в Центральную конференцию меннонитов (основанную в 1899 году).

Амиши, не соединившиеся с меннонитской церковью, учредили в 1910 году консервативную амишскую меннонитскую конференцию, которая была переименована в 1954 году в Консервативную меннонитскую церковь.

Численность амишей в США на конец XX в. — 90-120 тысяч человек, проживающих преимущественно в штате Огайо. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»). Амиши называют остальных жителей США «англичанами».

В 198 году на экраны вышел фильм под названием «Свидетель» с Гаррисоном Фордом в главной роли. Многие полагают, что лучшего фильма про амишей и найти сложно, ибо режисёр показал общину амишей с огромным уважением.

Семья амишей с которой я общался, производит впечатление. Статные, худые, в старинной немного мешковатой одежке. Амиши очень высокие: мужчины под два метра, женщины под метр 1.80. Мужчины бород не бреют и ходят в соломенных шляпах. Такие хорошие, крепкие, открытые люди, настоящие крестьяне. Большие, крепкие, натруженные руки. Мне сразу почему-то подумалось, что именно благодаря таким был завоеван Запад. Говорят по-английски очень чисто без акцента. Неукоснительно соблюдается уважение к старшим, если говорит глава семьи, то все остальные хранят молчание.

Эта семье приехала в Канаду из Штатов навестить знакомых. Однако, американцы на них за что-то взъелись и дали им в дополнение к имеющимся у них американским паспортам бумагу, свидетельствующую о том, что у них нет гражданства. Вот и получается, что в Штатах их не очень долюбливают, а по их словам с приходом Буша к власти все только ухудшилось и их стали постепенно выживать. В Канаде они тоже нежелательные гости, учитывая канадско-американские добрососедские отношения. Короче говоря амиши решили рвать когти…. правильно, в Россию Они говорят, нам столько твердили, что русские — это зло, что они плохие, а мы убеждаемся что это все не так. Мы бывали в вашей стране и нам там очень понравилось. Так что, говорят хотим получить вид на жительство, переехать в Россию (подумывают о Калининградской области), активно учат русский язык (дочки уже сносно пишут и болтают, взрослые читают печатный текст и продолжают активно карпеть). Написали письмо министру сельского хозяйства Гордееву и губернатору Калининградской области с просьбой оказать содействие.. Вообщем, дело движется…

Многие из вас, наверно, даже не слышали про амишей. Я тоже узнал о них несколько лет назад, когда смотрел переводной альбом "Народы мира". Пожалуй, это можно назвать личным открытием. Конечно, нельзя назвать полноценным знакомством изучение публикаций и фотографий, но и то что из них можно извлечь - совсем не мало.
Рассказ о них явно не уместится в один пост, так что ждите продолжения. Пока же начну с рассказа о том, кто такие амиши и почему они так интересны.

КТО ТАКИЕ АМИШИ.

"Вопреки распространенному мнению, амиши живут не так, как 300 лет назад. Они внесли много новшеств, чтобы сделать жизнь проще, но осторожно, не принимая новых технологий без учета их последствий для жизни общин." (с сайта амишей)

Амиши - своеобразный народ, проживающий преимущественно в США. В отличие от мормонов, которым можно сказать принадлежит штат Юта, амиши не имеют своей страны как таковой, хотя владеют землями. Страна амишей - образное выражение, указывающее на зоны проживания амишей. Это полноценный народ - со своей культурой, своими обычаями и традициями. В то же время это религиозная община в широком смысле этого слова, можно условно назвать её сектой, хотя как мы увидим дальше такое название больше сбивает с толку, чем характеризует амишей. Происхождение и ранняя история амишей изложена достаточно скудно, по крайней мере в доступных мне источниках. Итак, откуда произошли амиши и как они появились в Америке?
История амишей восходит к 17 веку хронологически, и к Германии и Швейцарии территориально. Никакого отношения к Дании и Голландии амиши не имеют. Соответственно и язык амишей - немецкий. Они и сейчас говорят на своём языке, отличающемся от современного немецкого. Поэтому в США называют амишей "Dutch", а они американцев - "English". Есть даже община в штате Индиана, где употребляется именно швейцарский диалект немецкого.
Амиши - ответвление меннонитов. Напомню, меннониты - протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством), возникшее в 40-х годах 16 века. Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не засчитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Амиши не просто разделяют это положение, но это сильно влияет на само устройство их общества. Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории и на практике, хотя и с оговорками, ведь само общество амишей всё же моноконфессионально. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием. Меннон отвергал политическое, воинствующее назначение церкви (которые проповедовались анабаптистами Мюнцером и Иоанном Лейденским), и даже написал специальное сочинение против Иоанна Лейденского и его притязания на власть. Амиши, как и меннониты, всегда стояли вне войны и политики. Поэтому было бы неверно говорить о том, что амиши не признают государство США, они в принципе, как последовательные меннониты, игнорируют политику и войны. Пацифизм - строгое правило амишей, которым не разрешается не только воевать или применять насилие, но даже хранить оружие. Ни в одной войне амиши не участвовали.
Итак, мы установили, что амиши происходят от немецких меннонитов. Их можно назвать "консервативными меннонитами", причем этот консерватизм относился не только и не столько к вере, сколько к образу жизни. Или иначе говоря, амиши воспринимали образ жизни как нечто тесно связанное с верой и душой. История церкви (а соответственно и народа) амишей началась с раскола группы меннонитов Швейцарии и южной Германии в 1693 году. Лидер "раскольников" - Якоб Амман, по его имени и получили своё название амиши. Как и все меннониты, амиши были гонимы, преследуемы, а потому их эмиграция из Европы вполне понятна. В начале 18 века, по приглашению Уильяма Пенна амиши переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее "графство" Ланкастер - можно назвать "страной амишей". Их здесь проживает более 20 тысяч человек, так же много амишей живет в штате Огайо. Всего же сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, проживающих на территории США (в 22 штатах) и Канаде (Онтарио). Как же переселился такой большой народ, откуда он взялся и как сохранился? Ответ простой - ниоткуда не взялся и никак не переселялся! В 1720-х годах в Пенсильванию переселилось около 300 человек, от них и берет своё начало народ амишей. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Конечно, особенно удивителен этот рост на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах. Потому не удивляйтесь, что в истории 18 и 19 веков амиши роли не играли - они воспринимались как кучка чудаковатых поселенцев, а в Америке таких было полно. Хотя в 19 веке они сильно чудаковатыми в своем быту не выглядели. В каждой второй статье в журнале или интернете вы можете прочесть что они сохранили быт и образ жизни 17 века. Конечно, это сказки. Сами амиши опровергают это, что и подчеркивается в словах, вынесенных в эпиграф. Почему же такое утверждают поверхностные наблюдатели? Потому что для них любой непохожий на современный быт - "17 век", хотя у амишей много из 18 века, и из 19, и даже из 20. Амиши действительно очень консервативны, но их консерватизм осмысленный, не похожий на запреты типа "шаббата" евреев. Только приглядевшись, мы поймем, что амиши - не изолированное общество, оно включено в общую цивилизацию. Но обладает значительной автономией во всех аспектах - от политического до морального и бытового. Итак. Народ как таковой возник и начал формироваться - по культуре, по принципам веры, да и по крови - в конце 17 - начале 18 века. История его не так богата событиями, но сам он от того не менее интересен. Здесь мы подходим как раз к вопросу, чем же важны для нас амиши, чем они такие особенные? В чем не похожи на мормонов, к примеру?

ИНТЕРЕС К АМИШАМ

From: alexandra_vg Date: March 8th, 2008 05:56 pm (UTC)
В них что-то есть, конечно, от возникающей у каждого иногда мечты о спокойной, несумашедшей жизни.
Когда на них смотришь (по Вашим фотографиям), кажется они достигли этого состояния и не желают с ним расставаться.

From: allentown2007 Date: March 21st, 2008 02:20 am (UTC)
Каждый раз, когда я на них смотрю, я думаю примерно об этом. Счастливее ли они нас? Легче ли им жить? Я не знаю ответов на эти вопросы.
http://allentown2007.livejournal.com/13542.html

Интерес к амишам пробуждается у всех, кто впервые о них слышит. Амиши - во многом аналог старообрядцев. Но не в традиционализме тут дело, дело в том, что амиши не признают современную цивилизацию! И это не просто слова. Общество амишей - не архаическое общество, незнакомое с цивилизацией, это общество людей, не принявших прогресс во всех его отрицательных проявлениях, воспринимающих его очень настороженно, и заимствуя новшества только по необходимости. Именно по неоходимости - ведь такой резкий рост численности народа порождает много проблем. Тем не менее значительная часть амишей и сегодня живет по старому укладу.
Амиши не признают современной техники и электричества, хотя и не считают их чем-то дьявольским. Скорее вредным, для души и для сообщества. Как они считают, современная техника разобщает людей, делает их индивидуалистами. К тому же это прихоть, роскошь, не нужная для жизни. А потому они не живут в 17 веке, но и в 21 веке тоже не присутствуют. Это как бы другое измерение, действительная альтернативная история (которая является согласно обычному необоснованному представлению, уделом только фантастов). Потому я и говорю об обществе амишей, как о реальной антиутопии - они живут в реальном мире, а не на бумаге. Это не утопия (как некоторые обыватели извращенно трактуют общество амишей), а практическая антиутопия. "Как если бы" амиши превратили в "так есть", показывая нам, что наша цивилизация и образ жизни - не единственно возможные.
Несколько слов о быте и правилах общества (=народа) амишей.
Амиши не пользуются автомобилями. Никакими, включая трактора. Повозки, лошади, плуг. Это сразу выделяет амишей из современного общества. Конечно, амиш при острой необходимости покупает билет на автобус или едет в автомобиле - суеверий у них нет. Но владеть машиной, управлять ей - исключено.
Далее. Электричество не используется ни в каких целях. Дома отапливаются дровами. Для приготовления пищи используются традиционные печки или газ. Утварь, как можно заметить, скорее характерна для 19 века, чем для 17-18 вв. Но покрой одежды старинный - одноцветные платья и чепчики у женщин. Черные брюки, белые рубашки, а также долгополые шляпы у мужчин. Пуговицы не разрешены, так как для амишей они ассоциируются с военной формой и тем самым - с армией.
Никаких компьютеров, телевизоров, радио, телефонов, стиральных машин и прочих вещей они не используют. Для американцев постиранное вручную белье, сушащееся на веревке, конечно экзотика. Любопытство к амишам усугубляет то, что они не допускают никаких изображений людей (точнее человеческих лиц). Фотографии взрослого амиша - большая редкость. Почему взрослого? Да потому что детей запреты не касаются так сильно - они же не крещеные, и заповеди на них с такой строгостью не распространяются. Но обратите внимание - амиши не против фотографий и фотоаппаратов как таковых - а против изображения людей. В этом, они, кстати, следуют древневрейской традиции.
Картина вырисовывается более чем удивительная, тем более что весь быт амишей нельзя назвать архаическим - они используют современные материалы при постройке домов и сельхозпостроек (что хорошо видно на фотографиях), сантехнику, ткани. Но при этом у них есть кузницы и они производят немало вещей, прежде всего мебель и вышивки.
До недавнего времени амиши были преимущественно фермерами, но в наше время всё больше занимаются ремеслами, ведь земли не хватает. Всё это ещё раз показывает динамичность и жизнеспособность общества амишей, не являющихся банальными ретроградами и ортодоксами. Повторюсь, амиши - не секта, и не островок из прошлого. Это уникальное альтернативное общество.
Что же привлекает наблюдателя в этом обществе, помимо непривычного быта? Несомненно собственно общественные и культурные устои. Амиши живут общинами, никакого "патриарха" или "пророка" (как у мормонов) не было и нет. Причем старейшины общин могут принимать собственные решения, в силу чего между разными общинами существуют различия, но не приводящие к противостоянию. Амиши пацифисты и не служат в армии. Они не признают государство и не участвуют в выборах. При этом они платят некоторые налоги (вынужденно, конечно). Никакой медицинской страховки не предусмотрено. Да и паспортов насколько я понял, у них не имеется. Такое вот удивительное антиобщественное общество, анархизм в действии. Но при том нет никакого разброда, это монолитное общество со своим укладом. Больше всего амиши напоминают крестьян, только свободных крестьян.
Насчет религиозности. Да, вера в их жизни играет большую роль. Но с другими сектами и даже церквями амиши имеют мало общего. Начнем с того, что у них нет храмов и молитвенных домов. Нет и икон, конечно, а соответственно домашнего "красного угла". Священства тоже нет. Крещение совершается в возрасте около 18 лет, в среднем. А крещение - это не просто обряд, но вступление в церковь, изменение жизни. Вот так "религиозная секта"! До чего же всё-таки любят люди навешивать ярлыки, вместо того, чтобы разбираться в сути дела. Думаю картину довершит упоминание о частоте богослужений - они проводятся через воскресенье, то есть два раза в месяц. Да и сама жизнь их нисколько не проникнута религиозным ригоризмом, как мы увидим позже (описание быта и обычаев дам во второй статье).
Амиши - нисколько не аскеты, они вполне признают игры, украшение вещей, вкусную еду. Даже отношение к сексу у них не такое странное, как в обычном христианстве - нет отношения к нему, как к греху. Мораль при этом присутсвует вполне. И основы морали - простота, скромность. Опять наше наблюдение показывает единство быта и психологии в жизни амишей. Умеренность - это добродетель для них, но не идеал, а скорее норма, повседневность. Хорошо это выражает женская одежда - платья разных цветов, но все однотонные, длинные и без вырезов. Обстановка комнат простая и незамысловатая, но производит очень приятное впечатление благодаря уюту и аккуратности.

МОТИВАЦИЯ АМИШЕЙ

Завершу первый рассказ об амишах разговором о мотивации. Почему амиши живут так а не иначе? Самый простой ответ - потому что привыкли. Конечно, привычка присутствует всегда и во всем. Ученик, переводясь из класса в другой, привыкает к новым учителям и одноклассникам. Примеров можно привести массу. Но ведь привычку, а тем более правила, принципы жизни можно сознательно выработать! Тем, кто говорит о естественном, стихийном развитии общества, не стоит об этом забывать. Цивилизация - не природа, и общество во многом живет по выработанным принципам, озвученным идеям, превращенным в заповеди. Только у амишей эти принципы более осмысленны, более разумны и естественны. Они не просто протестные, они позитивные. Отвергая насилие и политику, амиши поставили себя вне общества своего времени. Отвергая современную технику, они ставят себя вне всей цивилизации. Но отказ происходил не через отсечение, не через обеднение, а через сохранение и усиление своего, построенного на иных началах. Общество амишей - живое альтернативное общество, цель которого - не протест, а полноценная, дружная жизнь. Это не рай, в повседневности амишей много труда, подчас нелегкого (но не "работы" на чужих людей). Тяжелая, но одновременно более естественная и радостная жизнь, чем нам всем знакома. И не будем забывать о близости к природе, которая может и не осознается амишами, зато прекрасна видна нам, со стороны. Вот такой анахронизм, с точки зрения большинства -глупый архаизм, не имеющий будущего, сектантские причуды. Но посмотрите на фотографии играющих детей, посмотрите на картинки быта простых людей, не стремящхся к звездам. Лично у меня возникает ощущение, что попал в сказку, и становится по-доброму завидно. Минусы в обществе амишей тоже есть, и о них ещё разговор будет. Но изучить такое уникальное общество людей, сознательно живущих иначе, чем все остальные, мы просто обязаны. Если, конечно, хотим лучше понять себя, увидеть своё возможное будущее. Для иллюстрации - она житейская притча, рассказ о посещении туристами амишей. Рассказ взят с сайта амишей (поясню: сайты делают не сами амиши, а их друзья и доброжелатели, так что это скорее сайт об амишах).
"Итак, позвольте мне рассказать вам одну историю. Несколько лет назад группа из 52 человек приехала на автобусе поглядеть, как живут амиши. Для них была организована встреча с одним амишем, который отвечал на их вопросы. Первый вопрос был такой: "Что значит быть амишем?"
Амиш подумал немного, а затем он задал собственный вопрос. "У кого из вас в доме есть телевизор?" Поднялись пятьдесят две руки. "Теперь скажите, многие ли из вас считают, что, возможно, вам будет лучше без ТВ?" Опять пятьдесят две руки пошли вверх. "Ладно. Теперь, кто из вас собирается вернуться домой, и избавиться от телевизора?" Ни одной руки не поднялось.
"А теперь я вам скажу, что значит быть амишем. В нашей церкви, если мы видим, что это вредно для нашей души, мы будем обходиться без этого. А весь остальной мир не знает, что делать в таком случае. Мы считаем что позирование для фотографий является частью мирового заблуждения, направленного на прославление нашего тела. Библия говорит нам, что внутренний человек имеет большее значение. А черты лица не должны влиять на наше отношение к человеку, на его оценку. Мы прах и в прах возвратимся. Зачем делать кадры и украшать фотографиями стены дома из глины, в котором мы живем? Давайте остерегаться, чтобы не возвеличивать себя, превращаясь в идола."
Прошу прощение за неуклюжий перевод, но смысл вполне понятен. Идеи амишей не только лежали у истоков сложения их общества, но и продолжают направлять мысли сегодняшних амишей, пытающихся размежеваться с современной Америкой, и тем самым с современным цивилизованным миром в целом.

Согласно Википедии амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

Наверно, амиши – это все же больше религиозное движение. Главная черта их вероучения - следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная часть странных людей по возможности и с учетом силы воли отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона. Наверно, в туалет они тоже бегают в сарай за домом.


Амиши - приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определённых цветов (зеленый, синий) и фасонов (у мужчин пуговицы имеются только на рубашках и брюках, на костюмах, жилетах и пальто они запрещены), ездит в старинных повозках, запряжённых лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.

Здесь, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше напоминают декорации к фильмам, для амишей это нормальная жизнь. Амишей много в Иллинойсе, Индиане и Мичигане. То есть у них в запасе довольно большая территория. Много амишей живет также в Канаде. Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. И автомобилями не пользуются.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5 000, то в прошлом 2011 уже 26 1150.


К амишам в США довольно пренебрежительно относятся, несмотря на видимую толерантность. Наверно, если бы амиши были инвалидностью или какой-то рабской расой, то теперь бы снискали больше уважения. Поэтому в разговоре американцев амиш - синоним неандертальца, человека, добровольно отстающего в развитии.


Мне вот амиши искренне нравятся. Несмотря на обособленность, они вступают в торговые отношения с обычными людьми. Амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах, и курам они в корм антибиотиков не добавляют. Еда у них полностью натуральная. Правда, дико звучит для всех нас – людей, выросших на свежем деревенском воздухе, с бабушками и Тузиками в будке?

А теперь вот я ищу-свищу по прилавкам фермерские или амишевы продукты, чтобы хотя бы отдаленно напоминали ТЕ самые, из детства. Разумеется, это все прекрасные продукты. Они подороже, но яйца у амишей, например, с желтым желтком и вкусные. Мебель они тоже сбывают: прочная, солидная, крепкая и, как водится, дорогая.

Я вот все думаю: может, скоро и наши бабульки словят фишку и начнут торговать свежими огурцами у обочины не за 20 рублей за ведро, а, скажем, за 200 за полкило.