Антонелло да мессина мужской портрет. Антонелло да Мессина – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge. Представитель нового направления

Антонелло да Мессина Антонелло да Мессина

(Antonello da Messina) (около 1430 - 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи. В своих произведениях сочетал нидерландскую тщательность письма, обилие жизненных деталей и глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха. Образы Антонелло да Мессины отмечены величавым спокойствием и классической уравновешенностью ("Св. Себастьян", 1476, Картинная галерея, Дрезден). Антонелло да Мессина внёс большой вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый автопортрет, около 1473, Национальная галерея, Лондон).







Портрет старика. 1476. Городской музей, Турин






Литература: В. Н. Гращенков, Антонелло да Мессина и его портреты, М., 1981; Tutta la pittura di Antonello da Messina. A cura di G. Vigni, (2 ed., Mil., 1957).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Антоне́лло да Месси́на

(antonello da messina) (ок. 1430, Мессина, о. Сицилия – 1479, там же), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения . Биографических сведений о нём почти не сохранилось. В 1450 г. переехал в Неаполь, где познакомился с произведениями нидерландских мастеров Я. ван Эйка , Р. ван дер Вейдена и П. Кристуса, находившимися в коллекции Арагонского короля Альфонса, и был поражён возможностями масляной живописи . Согласно Дж. Вазари , совершил путешествие в Нидерланды с целью узнать секрет новой, ещё неизвестной в Италии техники; однако этот факт не доказан. Кто обучал Антонелло масляной живописи, остаётся пока неустановленным; но именно Мессина первым из итальянских живописцев познакомил своих соотечественников со светоносным сиянием масляных красок, положив начало новому направлению западноевропейского искусства.


Антонелло был одним из самых значительных портретистов Раннего Возрождения. Своих героев он обычно писал крупным планом, погрудно, на тёмном фоне. Они предстают в трёхчетвертном развороте, как в портретах нидерландских мастеров. В «Мужском портрете» (ок. 1474-75) умное лицо изображённого излучает энергию, зритель ощущает напряжённость духовной жизни представленного мужчины. Портреты Антонелло привлекают своей камерностью, приближенностью к зрителю, гладкой, словно «нерукотворной», поверхностью. В картине «Се человек» (ок. 1473 г.) художник заставляет зрителя почувствовать всю нестерпимость мук Иисуса. Нагой Христос, с верёвкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас.


На смену символике иконы приходит стремление передать реальность физического и психологического состояния страдающего Спасителя. Картина «Св. Иероним в келье» по замыслу и виртуозной передаче пространства намного опережает своё время. Стены тесной пещерной кельи словно чудом раздвигаются, и зритель видит святого за чтением в отделанном деревом кабинете внутри просторного готического храма. Изображение обрамлено аркой. Бордюр на переднем плане отделяет чудесное пространство от пространства зрителя. Детали переданы с такой точностью, которой можно достичь, только нанося очень жидкую масляную краскутончайшей кистью. Это не случайно: каждый предмет несёт в себе скрытый символ (например, белое полотенце означает чистоту помыслов). Новизна картины также – в невиданном дотоле единстве света и воздушной среды. В картине «Св. Себастьян» (1476) Антонелло словно состязается с художниками из Флоренции в мастерстве передачи линейной перспективы и обнажённого, героически прекрасного тела. Низкая линия горизонта придаёт фигуре святого монументальность. Зритель смотрит на него снизу вверх, словно находясь у подножия памятника. Фигура Себастьяна возвышается над площадью, вознёсшись главою до самого неба, куда устремлён взгляд святого. Он предстаёт в картине в момент своей мученической смерти. Его тело пронзают стрелы, но поза мученика спокойна, а черты лица не искажены страданием – вера дарует святому победу над болью и смертью. Событие времён раннего христианства художник переносит на площадь итальянского города эпохи Возрождения, где беседуют стражники и женщины с детьми гуляют среди пышных дворцов. Так событие Священной истории приближается к современности, а окружающая художника реальность возвышается сопричастностью Вечности.



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Антонелло да Мессина" в других словарях:

    Антонелло да Мессина … Википедия

    Антонелло да Мессина - Антонелло да Мессина. Мужской портрет. 1475. Лувр. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (около 1430 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Антонелло да Мессина. Мужской портрет (так называемый Кондотьер). 1475. Лувр. Париж. Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (около 1430 — 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы.… … Художественная энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (около 1430 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом (Кондотьер, 1475) … Современная энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (ок. 1430 79) итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом (Распятие,… … Большой Энциклопедический словарь

    Антонелло да Мессина - (Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445 1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475 1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (около 1430, Мессина, между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д’Антонио. Учился, по видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал главным образом в Мессине (в … Большая советская энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (около 1430 1479), итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических, религиозных картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную у нидерландских мастеров технику масляной живописи … Энциклопедический словарь

    - (Antonello da Messina) (ок. 1430 1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны … Энциклопедия Кольера

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.10.2016 14:16 Просмотров: 1312

Антоне́лло из Месси́ны, итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, писал, конечно же, не только портреты.

Но именно портретная живопись является вершиной его творчества. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV- начала XVI вв.

Из биографии

Антонелло да Мессина. Автопортрет

Художник родился в городе Мессина (о. Сицилия) между 1429 и 1431 г. Окончил провинциальную школу. Затем переехал в Неаполь (приблизительно в 1450 г.), где начал учёбу у Колантонио (Никколо Антонио). Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако известно, что поскольку Колантонио изучал фламандское искусство, особенно творчество Яна ван Эйка, то нидерландские традиции живописи нашли отклик и в творчестве Антонелло да Мессина. А в зрелых его работах особенно ярко проявился сплав итальянской и нидерландской техник.
Колантонио был первым итальянским художником, начавшим писать маслом. Технику чистой масляной живописи он позаимствовал у Яна ван Эйка. А затем в этой технике начал работать и Антонелло да Мессина.
В 1475-1476 гг. да Мессина работал над заказами в Венеции. Там он познакомился со многими художниками и особенно подружился с Джованни Беллини. Считается, что написанные в Венеции картины Антонелло да Мессина являются лучшими в его творчестве.

Антонелло да Мессина «Распятие» (1475). Национальная Галерея (Лондон)
Евангельский сюжет передан художником в нидерландском стиле и по-своему. Как известно, свидетелями казни Иисуса Христа были 4 человека (не считая распятых разбойников, римских воинов и народа, стоявшего вокруг): Его Мать Мария, евангелист Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова. Но Антонелло да Мессина изображает на своей картине только Богородицу и Иоанна, которому Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26-27).
На заднем плане картины изображён родной город художника – Мессина.

Антонелло да Мессина «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом»
На светлом фоне с трудом различается родной город художника – Мессина, но отчетливо вырисовываются фигуры Христа и ангела. Ангел тихо плачет, глаза его потемнели, покраснели веки, две почти невидимые слезы оставили влажные следы на его лице...

Антонелло да Мессина «Ecce Homo» («Се, человек»). Пьяченца, Городской музей
«Вот человек» – слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.
Вид человеческого страдания невыносимо мучителен. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания.

Портреты кисти Антонелло да Мессина

Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений – портреты.
Стиль художника отличается технической виртуозностью и тщательной проработкой деталей, а также глубиной фона. Все эти характеристики свойственны и его портретам, которые с 1470 г. стали основным жанром его творчества. Портретный жанр Антонелло отмечен чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Художник считается мастером трехчетвертного погрудного портрета. Фактически он является первым итальянским мастером станкового портрета. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Антонелло да Мессина. «Мужской портрет (возможно, «Автопортрет»). Национальная галерея (Лондон)
Его портретные композиции практически неизменны, т.к. он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета: он всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он никогда не пишет руки и не изображает аксессуаров.
Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность, а точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности.
На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой.
Свет на портрете обычно падает слева, навстречу лицу. Тени тонко моделируют лицо.
Мы уже несколько раз подчёркивали близость портретного жанра Антонелло к нидерландскому искусству. Так вот, современные рентгеновские методы исследования показывают, что техника живописи, глубокие и красочные тона портретов Антонелло идентичны по технике нидерландской живописи.
Но метод Антонелло имеет и свои особенности. Его рисунок нарочито округл и упрощен, его портреты более обобщены. А некоторые искусствоведы даже видят в них подобие круглой раскрашенной скульптуры, т.к. формы лица имеют трёхмерное изображение.
Самым ранним портретом кисти Антонелло да Мессина считается «Портрет неизвестного» из Чефалу.

Антонелло да Мессина «Мужской портрет» (Чефалу)
В отличие от нидерландских портретов персонаж этой картины улыбается. Антонелло стал первым художником XV в., открывшим выразительность улыбки.

«Кондотьер» (1475) – один из самых «нидерландских» портретов Антонелло по технике исполнения и один из самых итальянских по духу.
Имя заказчика полотна неизвестно.
На зрителя смотрит мужественный юноша. Он не пытается кому-либо понравиться, а смотрит высокомерно и как будто с угрозой и презрением. Темный фон и темная одежда контрастируют с хорошо освещенным лицом – собственно, это и было целью художника: сосредоточить внимание зрителя только на лице.
Сам художник не давал название картине, оно дано позднее самими зрителями. В этом лице зрители увидели кондотьера (руководитель военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев, т.е. фактически – наёмник).
Взгляд «кондотьера» сверлящий, напряженный и застывший. Точка зрения художника – чуть сверху, поэтому лицо обретает большую подвижность, сильнее скошены глаза, тени создают более явственный рельеф лица.

Антонелло да Мессина «Портрет старика» (Турин)
Портрет старика считается шедевром того времени. Художник изобразил человека с оттенком иронического пренебрежения на лице. Это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз. Благодаря этому приему особенности портретного искусства Антонелло получаются особенно заострёнными: зрачки персонажа находятся в резком движении; голова как бы поворачивается, следуя за быстрым взглядом.
Искусствоведы отмечают подчеркнутую демократичность созданных художником образов. Антонелло да Мессина демонстрирует их человеческую, личную уникальность, а не сословную исключительность.
Умер Антонелло да Мессина в Венеции в 1479 г. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в Вене находится его «Спаситель в гробу», в Мессине – церковные картины. Его творчество оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения.

Антонелло да Мессина(1430-1479)

Мадонна с младенцем

Родился в Мессине, на Сицилии, в семье скульптора. Примерно между 1450-55 обучался в Неаполе в мастерской живописца Колантонио. Автор биографии художника, Джорджо Вазари, сообщает о его поездке в Нидерланды, где Антонелло познакомился с техникой масляной живописи — это сообщение, ранее считавшееся вымыслом, кажется вполне правдоподобным. В 1456 у него уже появляется собственная мастерская в Мессине. В 1457 братство св. Михаила в Реджо-ди-Калабрия заказало Антонелло роспись хоругви. Вероятно, он имел немало подобных заказов, с ними связаны его поездки по Южной Италии.

Мария Аннунциата

Вплоть до 1465 его имя упоминается в различных сицилийских документах, в это время он пишет алтарные образы и расписывает хоругви. В конце 1460-х годов художник, по-видимому, посетил Рим, где познакомился с произведениями Пьеро делла Франческа. В 1473 его имя снова упоминается в мессинских документах в связи с заказами алтарных образов и хоругвей. В 1475 он появляется в Венеции, а в сентябре 1476 снова оказывается в Мессине. Его деятельность прерывается в начале 1479: 14 февраля 1479 он составляет завещание и вскоре умирает.

Портрет мужчины

Ранний период

Уроженец Южной Италии, Антонелло да Мессина соединил в своем творчестве две различные художественные традиции — итальянскую и нидерландскую, так как Неаполь, Палермо и Мессина были тесно связаны с Пиренейским полуостровом, Францией, Провансом и Нидерландами.

Мария Аннунциата

Нидерландская живопись пользовалась большим успехом при арагонском дворе; в пору своего ученичества в Неаполе художник имел возможность познакомиться с хранившимися там произведениями Ван Эйка и Петруса Кристуса. Уже в самых ранних дошедших до нас достоверных работах Антонелло («Распятие», ок. 1455, Музей искусств, Бухарест; «Святой Иероним», ок. 1460, и образ «Христа-Спасителя», 1465, обе — Национальная галерея, Лондон) влияние нидерландцев ощутимо не только в заимствовании иконографии, но и в трактовке окружающего мира — в пейзажном фоне «Распятия» (изображена мессинская бухта), который изобилует множеством подробностей и деталей, воссозданных с чисто «нидерландской» скрупулезностью и тщательностью, в сложных пространственных и световых эффектах изображения «Святого Иеронима». Однако от нидерландских образцов картины Антонелло отличаются типично итальянской, пластичной моделировкой форм и ясностью построения пространства.

Святой Джероламо

Не менее важным для сложения манеры Антонелло было усвоение уроков живописи Раннего Возрождения. Итальянская тяга к идеальной типизации, к пластической обобщенности в сочетании с «нидерландской» натурализацией претворяются в живописи Антонелло после 1470 в особенный стиль.

Святой Грегорио

Его алтарные образы (например, дошедшие до нас в плохой сохранности «Благовещение», 1474, Национальный музей, Сиракуза; «Полиптих св. Георгия», 1473, Национальный музей, Мессина), изображения Мадонны и Христа («Се человек») характеризуются сложным взаимопроникновением нидерландских и итальянских форм и иконографии.

Святой Агостино

Портреты

Наиболее яркая часть наследия Антонелло — его портреты (все относятся к периоду между 1465-76). Здесь решающим было влияние нидерландской живописи и прежде всего портретов Яна Ван Эйка, у которого мастер заимствует композицию портретного изображения и саму технику масляной живописи: портретируемый изображается погрудно в трехчетвертном повороте на темном нейтральном фоне, взгляд устремлен на зрителя.

Портрет неизвестного

Другой источник для Антонелло — портретная пластика приезжавших в Сицилию скульпторов Раннего Возрождения Доменико Гаджини и Франческо Лаурана. Отсюда — пластичность и стереометричность, тяга к выявлению пластического начала, которые отличают работы художника от нидерландских образцов.

Портрет молодого человека

В портретах Антонелло трактовка личности портретируемого становится более открытой, чем у его нидерландских прототипов — нидерландская имперсональность сменяется активностью модели, ее стремлением к самоутверждению. Изображенные люди смотрят на зрителя так пристально, словно ожидают некоего вопроса, их лица нередко оживляет улыбка.

Портрет неизвестного

Шедевром портретного искусства Антонелло являются: «Портрет неизвестного» (1465-70, Музей Мандралиска, Чефалу), так называемый «Кондотьер» (1475, Лувр), где пластическая лепка лица изображенного подчеркивает его внутреннюю энергию; так называемый «Автопортрет» (1474-75, Национальная галерея, Лондон) и «Портрет молодого человека» (1476 ?, Государственные музеи, Берлин-Далем).

Портрет молодого человека

Венецианский период

Заключительный этап творчества Антонелло относится к 1475-76, к годам его венецианского путешествия (возможно, посетил также Милан). Уже вскоре после прибытия в Венецию его творчество стало привлекать восторженное внимание. Венецианские власти делают ему целый ряд заказов, его живопись и прежде всего известная ему техника масляной живописи оказала значительное воздействие на венецианских художников. Метод построения формы цветом, а не линией и светотенью, используемый Антонелло, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие венецианской живописи.

Святой Себастьян

В то же время, знакомство самого Антонелло да Мессина с работами мастеров Раннего Возрождения, прежде всего Пьеро делла Франчески и Андреа Мантеньи, отразилось в изменении образного строя его картин: они стали светлее, пространство свободнее, композиция уравновешенней и структурней, изображения архитектуры более классичными и гармоничными.

Распятие с Марией и Иоанном

Антонелло да Мессина (1429/1431 - 1479) - итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения.

Биография Антонелло да Мессина

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г.

Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов.

Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио - живописца, связанного с нидерландской традицией.

Умер в Мессине в 1479 году.

Творчество Антонелло да Мессина

В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.

Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.

На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.

Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.

В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели.

Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. - начала XVI в.

Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда - независимо друг от друга, и нередко - благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров.

Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине - в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета - Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками).

Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах.

Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Работы художника

  • Распятие. 1475 год. Национальная Галерея. Лондон
  • Мария Аннунциата. Ок.1476 г. Национальный музей. Палермо
  • Распятие с Марией и Иоанном. 1475. музей изящных искусств. Антверпен
  • Мария Аннунциата. 1473. Старая пинакотека. Мюнхен
  • Св. Себастьян. 1476. Галерея старых мастеров. Дрезден
  • Антонелло да Мессина. «Портрет старика (Тривульцио де Милано)», Турин
  • Антонелло да Мессина. Т. н. «Кондотьер», Лувр
  • Благовещение. 1473

Биографические данные об Антонелло да Мессина скудны - главным образом, это упоминание имени мастера в различных документах, не позволяющих реконструировать его творческую биографию. Уроженец Сицилии, он, возможно, учился в Неаполе, но значительную часть жизни провел в родном городе. В 1474-1475 годах работал в Венеции, где выполнил ряд заказов. Творческое формирование Антонелло да Мессина протекало в гораздо менее благоприятной среде, чем у его современников, работавших в Центральной и Северной Италии. Ни в Неаполе, ни тем более на Сицилии не было сколько-нибудь значительной живописной школы. Но в то же время Сицилия и Южная Италия были богаты памятниками античности, сицилийские церкви украшали византийские мозаики, в Неаполе в XIV и XV веках работали видные скульпторы тосканской школы и были известны картины нидерландских мастеров. Наконец, здесь же, при дворе неаполитанского короля Альфонсо Арагонского собрался кружок видных итальянских гуманистов. Произведения Антонелло да Мессина свидетельствуют о том, что он знал работы нидерландских мастеров, у которых перенял технику живописи масляными красками. Его творческое наследие сравнительно невелико и относится преимущественно к 1470-м годам, хотя художник много работал и в предыдущем десятилетии. К сожалению, некоторые его композиции дошли до нас в очень плохом состоянии. Но вместе с тем Антонелло да Мессина предстает как один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. В его творчестве явственно проступают «северные акценты», свидетельствующие о знакомстве с работами нидерландских мастеров. Ему свойственно несколько необычное для итальянских мастеров внимание к миру «малых вещей»; самостоятельную жизнь у него приобретают не только предметы обстановки, но даже отбрасываемые ими тени. Он любит оптические иллюзии - так, свою подпись художник часто ставит на искусно написанных смятых, с загнутыми углами, бумажках, якобы приклеенных к парапетам. Наконец, вслед за северными мастерами он открывает жизнь солнечного света, скользящего, постепенно ослабевая, в глубине помещений, отчетливо выявляющего форму предметов, чуть отсвечивая на их поверхности. В то же время Антонелло да Мессина смотрит на мир глазами мастера итальянского Возрождения, видящего в его пестрой картине ясное, разумное, гармоническое начало.

В какой-то мере программной для Антонелло да Мессина является одна из самых замечательных его работ - небольшая (46 х 36,5 см) композиция «Святой Иероним в келье» (Лондон, Национальная галерея, ок. 1474). Она полна торжественности и гармонического равновесия. Огромный арочный портал обрамляющий обширное пространство церковного интерьера, где в уходящем в глубину портике мирно разгуливает лев, подчеркивает величавую торжественность позы Святого Иеронима, восседающего в своей странной, встроенной в церковный интерьер келье, как на театральной сцене. В то же время в этом величественном зрелище, открывающемся нам, микро- и макромир предстают в причудливом единстве. Колоссальный портал оборачивается небольшим проемом, в нижней части которого разгуливают перепелка и павлин; в крохотных окнах в глубине храма открываются обширные, залитые серебристым светом пейзажные панорамы. Это органическое единство мира, величавой торжественности общего решения композиции и примет обыденности дополняется сложной жизнью света, который как бы падает извне, через арочный проем, освещая фигуру Святого Иеронима, и в то же время льется из окон в глубине, разливаясь сребристым потоком по мозаичному полу боковых нефов и высвечивая арки правого нефа с гуляющим в нем львом.

К числу самых значительных работ Антонелло да Мессина принадлежит «Святой Себастьян» (ок. 1475, Дрезден, Картинная галерея), написанный во время его пребывания в Венеции и являвшийся левой стороной несохранившегося алтаря венецианской церкви Сан Джулиано. Это одна из самых гармоничных работ Антонелло. Итальянские художники XV века обычно трактовали образ Святого Себастьяна в драматическом плане, изображая его мученическую гибель. У Антонелло да Мессина обнаженное тело юноши тоже пронзают стрелы, однако в выражении его прекрасного лица с поднятыми к небу глазами и полуоткрытыми губами - лишь легкий намек на страдание. Герой Антонелло спокоен и прекрасен, полон жизни и предстает перед нами в полной гармонии с миром, на фоне которого он изображен - уходящими в глубину зданиями, чьи стены как бы вобрали в себя теплый солнечный свет, соединяющими их арками, чьи очертания вторят плавным очертаниям фигуры святого. Прекрасная панорама городской улицы, уходящей вглубь, излучает спокойствие: мирно дремлет странник, тихо беседуют юноши у аркады и прогуливающиеся на заднем плане горожане, задумчиво смотрят вниз женщины, вывесившие проветрить на воздухе ковры. Эти стаффажные фигурки, написанные легкими, свободными мазками, отнюдь не иллюстративны, они естественно вписываются в гармонический строй картины Антонелло. Красочная гамма картины, построенная на сочетании голубизны неба и светлых, золотистых тонов обнаженного тела юноши, зданий, плиток мостовой, как бы излучает теплоту солнечного света.

Стремление к большей, чем в предшествующих Святому Себастьяну картинах, обобщенности форм часто связывают со знакомством Антонелло с работами Пьеро делла Франческа, которые он мог видеть по дороге в Венецию. Так или иначе, стиль Антонелло да Мессина в Венеции существенно меняется. Он становится более обобщенным, формы мягко круглятся, очертания приобретают широту и плавность, образы - полноту жизни и спокойное величие. Такова «Мадонна с Младенцем» (1475-1476, Вена, Музей истории искусства) - один из сохранившихся фрагментов большого алтаря, написанного художником для венецианской церкви Сан Касьяно, похищенного в XVII веке из церкви и варварски разрезанного на куски. Монументальная обобщенность стиля и полнота жизни отличает небольшую композицию «Мадонна Аннунциата» (ок. 1475, Палермо, Национальная галерея Сицилии), очевидно выполненную в Венеции и привезенную художником на родину.

Отдельную главу в творчестве Антонелло да Мессина составляет созданная им портретная галерея. Как портретист, он занимает ведущее место среди итальянских художников XV века и может соперничать только с мастерами Нидерландов. С его именем связывают не более двадцати портретов, принадлежность некоторых из них его кисти остается спорной. Большинство этих портретов было написано в 1475-1476 годах в Венеции, о чем свидетельствуют и даты, поставленные художником на некоторых из них. Композиционно они решены одинаково - это небольшие (меньше натуры) погрудные изображения на темном фоне; лицо и плечи модели даны в трехчетвертном повороте вправо. Этот тип портрета, очевидно, был заимствован Антонелло да Мессина у нидерландских мастеров. Антонелло был прирожденным портретистом, умеющим уловить в чертах лица своей модели нечто, лишь приблизительно передаваемое словесным описанием его портретов, - отблеск неповторимой личности. Он проступает и в ясном, спокойном лице юноши в красном одеянии («Портрет молодого человека», 1474, Берлин, Государственные музеи) и в так называемом «Портрете Тривульцио», 1476, Турин, Музей Палаццо Мадама). Творчество Антонелло да Мессина, оставившего яркий след в искусстве Италии XV века, оказало большое влияние на мастеров венецианской школы, в частности на Джованни Беллини.

Ирина Смирнова